Контуры новой молодёжной политики: Родина-дочь зовёт

Контуры новой молодёжной политики: Родина-дочь зовётПосле нашей недавней критики «Стратегии развития государственной молодёжной политики до 2025 года», подготовленной «Росмолодёжью», логично попытаться ответить на вопрос «а как правильно?». Результаты попытки — ниже.

Новая молодёжная политика — воспитание ответственных за страну


Основной целью государственной молодёжной политики должно стать воспитание поколений, нацеленных на развитие страны. Развитие является универсальной идеей, которая никогда не утратит своей актуальности и будет востребована и в периоды кризисов, и в моменты роста. Идея эта настолько самоценна и многопланова, что имеет право быть центральной вне зависимости от конъюнктуры.

Мы не можем спрогнозировать социально-экономическую обстановку 2025 года (именно до этого срока намерен планироваться раскритикованный нами документ), но лучше предположить, что она будет жёстче и, соответственно, станет предъявлять больше требований к молодёжи, нежели нынешняя довольно травоядная ситуация. Такой подход наиболее продуктивен — лучше готовиться к худшему, но надеяться на лучшее, чем наоборот.

Перед тем, как понять, каким образом воспитывать молодёжь, стоит представить себе эталонный образ поколения, который мы бы хотели увидеть в будущем нашей страны. Вот черты, которые представляются важными:

— молодёжь будущего осознаёт себя частью большой и великой страны и не мыслит свою жизнь без неё;

— молодёжь будущего считает смыслом своей жизни посильный личный вклад в развитие своей страны;

— молодёжь будущего чувствует личную ответственность за состояние страны перед следующими поколениями и предыдущими;

— молодёжь будущего осознаёт, что для развития страны необходимо постоянно развивать свои личные навыки и умения, находя применение им в деятельности на благо государства.

Кроме этого:

— молодёжь будущего не ждёт от государства решения всех своих проблем, а готова справляться с ними самостоятельно;

— молодёжь будущего готова к любым поворотам судьбы и способна быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, не изменяя своим принципам;

— молодёжь будущего понимает, что в деле развития нет конечной точки и любая остановка в нём равносильна движению назад.

Иными словами, нам нужно воспитать поколение с государственническими взглядами на жизнь и высокой степенью самостоятельности. Если удастся, то за будущее страны можно быть спокойными.


Исходя из этого образа, можно сформулировать главную идею, которую следует вложить в молодые умы — это идея мессианства. С самого раннего детства человек должен осознавать, что он появился на свет для того, чтобы выполнить особую роль — вывести нашу страну на новый этап развития и воспитать своих детей в этом же ключе. Эта установка должна сопровождать человека повсюду и на каждом этапе взросления быть облачена в современную и легко воспринимаемую им форму.

Новое поколение — особое. Однако эта особость не даёт ему никаких материальных привилегий и нагружает колоссальной ответственностью. В то же время такое положение позволяет решить главную проблему любого молодого человека — проблему самоидентификации. Осознание себя как ответственного за страну является стержнем и даёт широкую возможность самовыражения в различных жизненных сферах. Оно же направляет такой поиск в конструктивное русло, существенно сокращая количество вариантов деструктивной самореализации.

Нужно понимать, что без колоссальных усилий, направленных на воспитание именно в таком направлении, мы никогда не получим поколение, способное преодолеть серьёзные вызовы современности. Оно не появится ниоткуда, оно не воспитает себя само. Это, в свою очередь, накладывает ответственность и на нас, родителей своих детей, и на государство, ответственное за новую молодёжную политику. Если мы сами не ощутим ответственности за страну — молодёжная политика останется тем же, чем является и теперь: набором несвязанных единой целью мер.

Новая молодёжная организация

Молодёжная политика должна быть закреплена в государственных документах, которые должны пройти широкое общественное обсуждение. Конечно, помимо идеологической составляющей, молодёжная политика должна включать в себя и такие обязательные элементы, как обеспечение молодёжи жильём, повышение доступности и качества образования, повышение уровня занятости молодёжи, меры по стимулированию рождаемости и т.д. Не будем пока заострять на них внимания, так как они, во-первых, отчасти успешно реализуются и сейчас, во-вторых, носят второстепенный характер, так как стержнем политики должна быть всё же идеология.

Для реализации идеологии (напомню — это воспитание ответственных за страну), необходимо создание особого органа, который станет связующим звеном между государством и молодёжью. Юридическую и организационную его форму пока оставим за скобками. Отметим главную задачу такой Организации:

— быть проводником между молодёжью и государством, то есть уметь вовремя распознавать сигналы молодёжной среды и передавать их власти. В это же время — она должна уметь формулировать государственные приоритеты и потребности доступным для молодёжи языком и воплощать в реальность.

Обязательное условие успешности такой Организации — это мобильность. Исходя из этого, считаю, что не стоит нагружать её излишним бюджетом, а значит, и излишним функционалом. Однако она должна быть наделена правом запрашивать и получать поддержку у государственных ведомств для реализации отдельных элементов молодёжной политики.

В сферу ответственности Организации попадает:

— разработка и внедрение конкретных мер, несущих молодёжи идеологическое содержание;

— сбор, анализ и выработка ответной реакции на тенденции и настроения молодёжи;

— постоянный мониторинг качества молодёжной среды с поиском перспективных представителей и продвижения их в соответствующих сферах;

— работа с проблемными представителями молодёжи в целях их социализации.

Создать Организацию, одновременно отвечающую вышеперечисленным требованиям и пользующуюся безусловным доверием молодёжи, одномоментно невозможно. Значит, её становление должно быть поэтапным, и усиление идеологической составляющей должно возрастать по мере её общего укрепления. Этапы могут выглядеть так:

Этап 1. Организация, пропагандирующая универсальные ценности, такие как здоровый образ жизни. Этап характеризуется преимущественной активностью в интернете с постепенным усилением активности в реальной жизни, позволяющей сплачивать молодёжные коллективы на базе спортивных фестивалей, семинаров, совместных тренировок и прочего.

Этап 2. К пропаганде здорового образа жизни добавляется популяризация саморазвития в широком смысле — от чтения книг до профессионального самоопределения. Этап характеризуется добавлением в спортивную тематику культурной составляющей и усилением дискуссионной линии. Культивируется развиртуализация молодёжи через совместные посещения культурных мероприятий, походы в кинотеатры и пр.

Этап 3. В идеологию Организации привносятся идеи необходимости развития не только себя, но и среды вокруг, а через это и государства в целом. Этап характеризуется вовлечением молодёжи в активную деятельность, направленную вовне — волонтёрской направленности, деятельности по совместной борьбе с общественным злом (наркомания, педофилия, алкоголизм и пр.), экологической направленности.

Этап 4. Освоив предыдущие этапы и набрав необходимое количество активных и лояльных участников, Организация может заявлять себя как выразителя интересов молодёжи и приступать к полному спектру возложенных на неё функций. На этом этапе Организация должна получить юридический статус, позволяющий эффективно взаимодействовать с органами власти.

Надо понимать, что каждый этап может длиться годами и необходимые условия для перехода на новый нам ещё предстоит определить — спешка в этом деликатном деле может лишь навредить.

Впрочем, возможны и форсированные варианты развития Организации при определённых внешних условиях. Так, серьёзное ухудшение социально-экономической ситуации может потребовать быстрой мобилизации молодых сил на решение конкретных задач. В этом случае должен применяться иной сценарий развития.

Методы

О том, что молодёжь нужно воспитывать в патриотическом духе, сейчас не говорит только ленивый. Все с этим согласны, но никто толком не знает, как это делать. В лучшем случае применяется старая методика советской школы, которая часто не соответствует реалиям современности и потому малоэффективна. Новых подходов нет вовсе.

Говорить о методах без шлифовки вышеизложенных предложений преждевременно. Однако есть некоторые общие соображения, которыми я бы хотел поделиться.

Первое. Отличительная черта большинства современных воспитательных мероприятий — это невыразительность. Наверное, это следствие того, что их организаторы сами не вполне понимают, зачем они проводятся, то есть следствие отсутствия молодёжной политики как таковой. В результате преобладает формальный подход — повторюсь, такое ощущение, что занимающиеся воспитанием взрослые никогда не были молодыми.

Между тем, для того, чтобы влиять на молодёжь, её нужно заинтересовать. Для этого нужно держать руку на пульсе её предпочтений и настроений (см. функции организации). И методология должна учитывать эти предпочтения в полной мере.

Например, сегодня ощущается явный дефицит возможностей для совместных усилий, коллективной деятельности молодёжи. При этом она их пытается найти самостоятельно, но не всегда успешно. Многочисленные сообщества по борьбе с педофилами, наркоторговцами — тому подтверждение. Отчасти даже протестная деятельность продиктована этим же дефицитом совместной самореализации. Почувствовать реальный локоть товарища в ситуации, провоцирующей выплеск адреналина — незабываемое чувство, легальных способов испытать которое сегодня крайне мало.

Третий этап развития Организации предусматривает создание таких возможностей. Если бы он развивался сегодня, то это, безусловно, были бы те же группы по борьбе с общественным злом, но организованные должным образом. Сюда же можно отнести и совместное патрулирование улиц.

Второе. Сегодня при воспитательной работе полностью игнорируются гигантский и растущий стремительно виртуальный мир. Точнее говоря, игнорируется он только нами, а наши идеологические противники давно освоили его и используют для насаждения нужных им установок в молодые умы. Мы об этом писали много и подробно.

Это серьёзное упущение, так как виртуальность уже давно не является таковой в привычном для нас понимании. По сути, речь идёт о развитии «расширенного» мира, где ценности и модели поведения в виртуале перекладываются на повседневность. Люди тратят деньги (иногда большие) на приобретение виртуальных статусов, самовыражаются через этот мир и во многом формируют представление о реальном мире, через виртуальный. Сегодня такая «виртуальность» — серьёзнейший инструмент воспитания и образования.

Приведу пример, касающийся острого вопроса межнациональных отношений. Как-то мне довелось протестировать одну популярную сегодня многопользовательскую игру. В ней я выступал в роли пилота советского истребителя, сражающегося на исторических картах с фашистами. В моём звене также были парень из Тбилиси и взрослый мужчина с Украины. Общались мы голосом в реальном времени, координируя действия друг друга.

Так вот, за короткое время мы слетались настолько, что стали чувствовать себя старыми друзьями. Парень из Грузии оказался замечательным, воспитанным и весёлым собеседником, развлекающим всех по ходу полёта. Украинец всегда бросался на помощь и подставлялся врагу, лишь бы выручить товарищей. И всё это вместе помогло лучше понять ту удивительную многонациональную общность, которая называлась советским народом и вот так же, плечом к плечу, сражалась за одну страну в былые времена. Общность, отметим, которой большинство из нас уже почти не застало.

А ведь даже я, человек, который пересмотрел и перечитал, все самые известные произведения о Великой Отечественной Войне, и был уверен что ничего нового для себя по этой теме уже не открою, был удивлён, когда испытал на себе отголосок этой общности. Необычайно сильные, надо сказать, ощущения.

Таким образом, «виртуальность» должна стать одним из главных направлений воспитательной работы в рамках новой молодёжной политики. Работы в ней — непаханое поле, а эффект может быть очень мощным.

Третье. Необходимо активно знакомить молодёжь со страной, в которой она живёт. Под этим подразумевается посещение различных регионов страны, знакомство с промышленными, сельхоз предприятиями, работой различных государственных служб, а также ознакомительные визиты в соседние государства евразийского пространства. Без такой практики добиться осознания себя частью большой страны будет непросто.

Учитывая то, что количество молодых у нас, к сожалению, сокращается и к 2025 году будет существенно меньше, чем теперь, задача эта приобретает особое значение.

Молодёжный карьерный лифт

Существенные риски новой молодёжной политики носят организационный характер. Так, занимающийся ею орган на каком-то этапе может потерять мобильность и превратиться в ещё одну бюрократическую структуру. Велик и риск вовлечения её в битву за бюджеты, когда программы и мероприятия пишутся не для реализации политики, а для того, чтобы выбить из государства побольше денег.

Однако ещё более существенным риском представляется выход Организации из-под контроля государства. Дело в том, что подобной Организации, по крайней мере на первых порах, необходим яркий и публичный лидер. Без такой фигуры добиться признания молодёжи не получится. Естественно, что такой человек по мере становления Организации будет получать собственный политический вес и в определённый момент может поддаться «фюрерскому соблазну» и как минимум начать вести свою собственную игру, а в худшем случае — превратить организацию в средство реализации собственных амбиций.

Чтобы избежать такого риска, необходимо предусмотреть систему ротации кадров и продвижения бывших лидеров организации в иных органах власти в соответствии с достигнутыми ими результатами. Таким образом, будет попутно решена задача обновления госаппарата и постепенной смены элиты в нём.


Обобщая вышеизложенное, подытожим:

— Новая молодёжная политика должна быть направлена на воспитания поколений, мыслящих государственническими категориями, и центральная функция в ней должна быть идеологической;

— Молодёжная политика должна проводиться через специальную Организацию, являющуюся проводником между интересами государства и запросами молодёжи;

— Молодёжная политика должна осуществляться поэтапно;

— Методология молодёжной политики должна учитывать быстро меняющиеся интересы и запросы молодёжи;

— Основной метод воспитания государственнического сознания — это знакомство со своей страной и разными аспектами жизни в ней;

— Во главе Организации должны стоять харизматичные и пользующиеся авторитетом в молодёжной среде лидеры, способные продолжить карьеру в органах власти, а сама организация должна стать карьерным лифтом для молодёжи.
Автор:
Евгений Супер
Первоисточник:
http://www.odnako.org/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти