В-12 (Ми-12): самый грузоподъёмный вертолёт в мире

43
В-12, известный также как Ми-12, хотя официально переименование машины никогда не осуществлялось (по кодификации НАТО Homer), — это самый грузоподъемный и тяжелый вертолет из всех, которые когда-либо были построены в мире. Отличительной особенностью вертолета было боковое расположение винтов на крыльях, имеющие обратное сужение. Винты приводились в действие при помощи 4-х двигателей Д-25ВФ. В-12 изначально создавался в качестве сверхтяжелого транспортного вертолета, который должен был обладать грузоподъемностью на уровне 30 тонн. Вертолет планировалось использовать для транспортировки компонентов МБР в интересах частей РВСН, а также создания позиционных районов, в тех местах, где не существовало дорог с твердым покрытием.

Несмотря на выдающиеся характеристики, было собрано всего 2 вертолета. Отчасти это было связано с тем, что со временем в стране появились более легкие ракетные комплексы, а все нужды народного хозяйства и военных удовлетворялись серийно выпускаемыми вертолетами Ми-6 и Ми-10. Оба вертолета В-12 сохранились. Один из них расположен на территории МВЗ — московского вертолетного завода — и находится на вечной стоянке, второй вертолет был передан в музей ВВС, находящийся в Монино.

В начале 60-х годов прошлого века перед конструкторским коллективом ОКБ Миля была поставлена задача разработать вертолет, который был бы в состоянии транспортировать более 80 типов боевой техники массой до 25 тонн — танков, самоходных установок, систем ПВО, баллистических и крылатых ракет, в том числе УР-500, которая была «предшественницей» ракеты-носителя «Протон».

После того, как был рассмотрен ряд вариантов конструкции (одновинтовые модели с различным числом двигателей, двухвинтовая продольная схема как с крылом, так и без крыла), специалисты ОКБ Миля остановились на поперечной схеме с двумя винтомоторными установками, в каждой из которых было по 2 двигателя. Для этого им требовалось спроектировать жесткую и легкую конструкцию, которая могла бы нести достаточно тяжелые гондолы с двигателями, расположенными на концах консолей. Результатом тщательных расчетов инженеров стал уникальный летательный аппарат, обладающий «крылом обратного сужения».

В-12 (Ми-12): самый грузоподъёмный вертолёт в мире

Чтобы сократить стоимость разработки, а также сделать процесс постройки и внедрения вертолета более быстрым, конструкторы приняли решение создавать машину путем удвоения винтомоторных групп уже существующего и выпускаемого Ми-6 (силовая установка, главный редуктор, несущий винт, система управления).

Проект вертолета-гиганта, получившего обозначение В-12, представлял собой четырехдвигательный вертолет, выполненный по двухвинтовой поперечной схеме. По краям каждой ферменной консоли-крыла были установлены гондолы, в которых находилось по 2 газотурбинных двигателя Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый. Внутри крыла был расположен трансмиссионный вал, который синхронизировал обороты обоих винтов машины. Топливо размещалось в крыльевых и подвесных топливных баках.

Фюзеляж вертолета был изготовлен в виде огромного полумонокока. В передней части фюзеляжа располагалась кабина экипажа (2 этажа). В центральной части фюзеляжа располагался огромный грузовой отсек, обладающий следующими габаритами: 28,15×4,4×4,4 м. В хвостовой части располагался силовой трап, оснащенный боковыми створками, при раскрытии данные створки образовывали проем, который предназначался для погрузки разнообразных грузов и въезда самоходной техники. Для облегчения процесса погрузки использовались тельферы и электролебедки.

Конструкторы старались уменьшить размеры вертолета, что привело к расположению винтов с перехлестом. Такое решение стало причиной роста уровня шума в кабине вертолета, для того чтобы уменьшить его уровень потребовалось затратить немало времени, которое ушло на выбор направления вращения винтов. От этого зависели также и характеристики управляемости машины. Также конструкторы ОКБ Миля уделили большое внимание снижению уровня вибрации вертолета, в этом направлении был проделан огромный объем работы.


Силовая установка вертолета, как изначально и планировалось, состояла из двух спарок ГТД Д-25ВФ. Подъемная сила вертолета изменялась с помощью регулирования общего шага несущих винтов. Поперечное и продольное управление вертолетом производилось с помощью ручки летчика путем наклона вектора тяги несущих винтов вертолета в совокупности с изменением их дифференциального и циклического шага.

Вся боевая и гражданская техника должна была перевозиться в фюзеляже вертолета, для ее погрузки/разгрузки использовался люк в хвосте самолета. Отсек экипажа вертолета был двухэтажным, однако в отличие от кабины самолета Ан-22 кабины пилотов, бортрадиста и бортинженера были расположены внизу, на втором этаже располагался штурман.

Особенностью вертолета В-12 было хвостовое оперение, которое было реализовано по самолетному типу. Отклонение руля поворота увеличивало эффективность путевого управления, а отклонение рулей высоты, производимое синхронно с изменением общего шага несущих винтов, увеличивало эффективность управления в продольном канале.

Для уменьшения уровня нагрузки на командные органы управления машины отклонение автомата перекоса, изменение шага несущего винта, отклонение рулей поворота и высоты производилось с помощью гидроусилителей. Также на вертолете был установлен АП-34Б1 — четырехканальный автопилот, а также система автоматического поддержания заданных оборотов винтов. Воздушная эксплуатация существенно облегчалась благодаря установленной радиолокационной станции под названием «Лоция».


Систематические подъемы вертолета в воздух начались в декабре 1967 года, всю программу заводских испытаний машина прошла всего за месяц, при этом не было отмечено никаких осложнений. Осенью следующего года первый построенный В-12 был отправлен в ЛИИ на 1-й этап совместных госиспытаний, которые были завершены совершением дальнего перелета по маршруту Москва — Ахтубинск — Москва, перелет был осуществлен в 1970 году. В том же году, в октябре, Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство тяжелого грузового вертолета В-12.

В мае-июне 1971 года новый советский вертолет демонстрировался в Ле-Бурже на 29-м Международном салоне авиации и космонавтики, здесь данная машина была признана «звездой салона». После этого последовала череда показов. Вертолет демонстрировался в Париже, Берлине, Копенгагене. Собранный в 1972 году второй экземпляр вертолета целый год простоял в заводских цехах, ожидая поставки двигателей. Свой первый полет данный вертолет совершил 28 марта 1973 года, а уже на следующий день В-12 перегнали на летную станцию, где он должен был приступить к программе государственных испытаний. От первого экземпляра вертолет отличался усиленными хвостовыми опорами и более жесткими элементами управления. При этом неожиданно заказчик отказался принимать машину на второй этап государственных испытаний, и в 1974 году все работы по доводке вертолета были прекращены.

Тяжелый вертолет В-12 успешно прошел все испытания, но в серийное производство запущен не был. Всего на данной винтокрылой машине было установлено 7 мировых рекордов, среди которых рекорд грузоподъемности для вертолетов (машине удалось поднять на высоту 2250 метров груз массой 40 тонн). Это выдающееся достижение было отмечено присуждением ОКБ Миля (второй раз в истории) международного приза имени Сикорского.

Летно-технические характеристики вертолета В-12:
Габаритные размеры: диаметр несущего винта — 35 м, длина — 37 м, ширина — 34 м, высота — 12,5 м.
Масса вертолета: пустого — 69 100 кг, нормальная взлетная — 97 000 кг, максимальная взлетная — 105 000 кг.
Силовая установка — 4 ГТД Д-25ВФ мощностью 4х4847 кВт.
Максимальная скорость вертолета — 260 км/ч, крейсерская — 240 км/ч.
Практический потолок — 3 500 м.
Практическая дальность полета — 500 км, перегоночная — 1000 км.
Экипаж машины — 6 чел.
Пассажировместимость — 196 чел.
Полезная нагрузка нормальная — 20 000 кг груза, максимальная — до 25 000 кг.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/ch/mi12.html
http://www.popmech.ru/article/13767-sverhtyazhelyiy-vertolet-v-12-mi-12
http://www.arms-expo.ru/056057054049.html
http://www.vertolet-media.ru/helicopters/mvz/v12
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. niksup
    +8
    25 декабря 2013 09:34
    Громадная и красивая машина. Истребители, стоящие рядом с ним в Монино кажутся крошками:) Жаль, что в серию не пошел вертолет.
    1. +4
      25 декабря 2013 09:39
      Трындец, какой гигант fellow
      1. +4
        25 декабря 2013 19:20
        Все таки умели делать вещи в советское время.Жаль что всего сделано 2 экземпляра.Спасибо хоть сохранили.а то могли бы толкнуть как металлолом.от наших Д..эффективных менеджеров можно ожидать все что угодно.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      25 декабря 2013 20:25
      почему жаль - в СССР не занимались планированием - если закончили на 2 -х то наверное их хватило а то что сохранили молодцы
  2. avt
    +3
    25 декабря 2013 09:54
    Жаль Миль не успел серию запустить . Потрясный агрегат good
    Цитата: niksup
    Истребители, стоящие рядом с ним в Монино кажутся крошками:)
    Да ! Реально вставляет когда первый раз видишь .
  3. +12
    25 декабря 2013 09:57
    такое ощущение что мы скатились на 50 лет назад... такие шедевры творили а сейчас ни чего нового нет. все старое модернизировать пытаются. какую то "армату" уже 5 год разрабатывают ПОЗОР!
  4. +9
    25 декабря 2013 10:13
    Интертьер Ми-12


    Загрузка и взлет


    И история создания

    1. +1
      25 декабря 2013 12:27
      Цитата: А Нас Рать
      Интертьер Ми-12

      интерьер Ми-12 ещё бы привести в человеческий вид, как и сам вертолёт recourse
      Цитата: А Нас Рать
      Загрузка и взлет

      Хочу вживую увидеть его полёт! Величественное зрелище good . Величественнее только взлёт и посадка Ан-225 "Мрия".
  5. ramsi
    -26
    25 декабря 2013 11:46
    какая же уродина!.. А соосные винты тогда ещё не пробовали?..
    1. +4
      25 декабря 2013 12:56
      А причем тут соосные винты? Кстати не просто пробовали...
      какая же уродина!

      На вкус и цвет. Но по мне так красивый гигант, с продуманным фюзеляжем.
      1. ramsi
        -6
        25 декабря 2013 13:00
        потому что один соосный винт большого диаметра был бы явно эффективнее;
        фюзеляж может и ничего, но если уж располагать винты таким образом, то крылья определённо вредны, они мешают статической тяге, а при полёте "летающего крана" от них мало толку - обычная круглая балка, по возможности, наименьшего диаметра, было бы практичнее
        1. +3
          25 декабря 2013 13:08
          Представляете нагрузку на редуктор? Каков бы был ресурс? При этом стояла задача не просто разработать "вундервафлю" а разработать вертолет под имеющиеся в производстве узлы (кстати проверенные временем).
          Изящно Миль решил задачу.
          потому что было бы явно эффективнее

          В чем эффективнее? Кстати не совсем летающий кран.
          1. ramsi
            -2
            25 декабря 2013 13:12
            редуктор там стоит по-любому
            1. 0
              25 декабря 2013 13:17
              Это понятно))))))) Но конструкция его
              Да еще перекос таких больших лопостей.
              1. ramsi
                -2
                25 декабря 2013 13:30
                ой, да ладно! ну потратились бы на особо прочные стали в ограниченном количестве... К тому же режимы полёта очень щадящие
                1. 0
                  25 декабря 2013 13:36
                  Чтобы сократить стоимость разработки, а также сделать процесс постройки и внедрения вертолета более быстрым, конструкторы приняли решение создавать машину путем удвоения винтомоторных групп уже существующего и выпускаемого Ми-6 (силовая установка, главный редуктор, несущий винт, система управления).

                  Наверное главное)))))
                  Плюс Миль специализировался на грузовых вертолетах - ему и поручили. Камов другим занят был и не имел нужного опыта. Плюс мировая тенденция и так далее. Вобщем нашли лучшее решение.....
                  Да и вертолет планировался все - таки в серию.
                  1. ramsi
                    +1
                    25 декабря 2013 13:42
                    ладно, уступлю ещё раз, если уж делать так, то не лучше ли летающий вагон?..
                    1. +2
                      25 декабря 2013 13:50
                      Лучше))) но смотря в чем, опять-же грузоподъемность...
                      История доказала и расставила все по своим местам. Гигант в серию все-таки не пошел. Ограничились Ми- 26 коего вполне хватает.
                      Да и тогда это не было очевидно как сейчас.
                      Я тоже пойду на уступки))))

                      Кстати у Яковлева был опыт по теме летающего вагона, но почему то все-таки Миль...
                      1. ramsi
                        -1
                        25 декабря 2013 13:57
                        а всё же и с вагоном не всё так однозначно: грузовую кабину можно бы загружать с обеих сторон
                      2. Комментарий был удален.
                      3. 0
                        10 февраля 2016 19:29
                        Наберите Як-60 и удивляйтесь, ещё больше.
                  2. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
        2. rolik
          +1
          25 декабря 2013 16:21
          Цитата: ramsi
          потому что один соосный винт большого диаметра был бы явно эффективнее;

          Ну конечно, у Миля ведь бездари работали. Им бы, двоечникам, к Вашему мудрейшему совету прислушаться.
          1. ramsi
            -1
            25 декабря 2013 18:02
            винты по центру конструкции явно лучше, это ясно даже такому невежде как я, а вот в представленном варианте наиболее эффективные концовки лопастей вынуждены обдувать крылья и фюзеляж впридачу. О том, что схема порочна, свидетельствует и отсутствие аналогов
        3. +1
          25 декабря 2013 18:22
          Ясно же написано-использовали готовую винтомоторную группу от ми-6 для ускорения постройки.
        4. +1
          25 декабря 2013 18:25
          Я уж извинюсь за дилетантское мнение, но для соосных винтов большого диаметра увеличивается вероятность перехлеста винтов - посмотрите на винты Ми-26 в полёте и представьте, что их два - отклонения лопастей вверх очень велики. Крылья обратного расширения (правильно сказал?ну поняли) вполне логичны. Не совсем логично направление вращения несущих винтов - "брассом", но Миль посчитал, что так эффективнее для управляемости. На мой взгляд, машина страшноватая, но логика конструирования привела к такому внешнему виду. Термин "вагон" достаточно условный, загрузка с двух сторон и здесь возможна, только для чего?
          1. 0
            25 декабря 2013 18:52
            Вот такие продольные варианты
          2. 0
            25 декабря 2013 18:52
            Вот такие продольные варианты
            1. 0
              25 декабря 2013 18:57
              А вот внутри...
              1. Комментарий был удален.
              2. Комментарий был удален.
              3. 0
                25 декабря 2013 19:11
                "вертотель"
                1. VADEL
                  0
                  26 декабря 2013 01:54
                  Было бы прикольно к АН-225 "Мрия" еще такой "вертомах" построить. laughing
              4. +1
                25 декабря 2013 19:11
                Фантазия не моя и вообще "не наша" -"вертотель" - узнаёте?
                Здесь гораздо больше и интереснее http://masterok.livejournal.com/447335.html
                Простите, если путаница - чтой-то никак не вставлялось...
                1. ramsi
                  0
                  25 декабря 2013 19:56
                  ладно, тогда ещё вопрос знатокам-минусаторам: почему не делают профиль лопастей переменным - узким у втулки, далее - расширенным и на концах - как есть?
                  1. 0
                    25 декабря 2013 22:34
                    про центробежную силу что-нибудь слышали?
                  2. +1
                    25 декабря 2013 23:22
                    Не являюсь ни знатоком, ни минусатором - на Ми-4 лопасти сужались от втулки к концам (про другие врать не буду - не знаю). В ранних разработках геликоптеров так и было - у Черёмухина, например. Однако усложнение конструкции не оправдывает эффект снижения массы - смысл то толь в этом.
      2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  6. +4
    25 декабря 2013 12:20
    Какое великое время было!!! Какой подъём!!! Авиация!!! Космос!!!
  7. kp-95062
    +1
    25 декабря 2013 13:24
    Умели тогда работать. Вернее, еще не разучились.
  8. +1
    25 декабря 2013 15:35
    а вы говорите-оспрей feel
  9. 0
    25 декабря 2013 16:06
    Видел его через забор, обалдеть можно.
  10. 0
    25 декабря 2013 16:22
    У нас в училище стоял на КПП -конечно макет )
  11. +2
    25 декабря 2013 17:41
    Жаль, что такие звезды гаснут, не отдав то тепло и силу, которое в него вложили люди...
  12. +2
    25 декабря 2013 18:03
    Главное, что бы не терялись технологические наработки, которые всегда появляются в процессе конструирования такой сложной техники.
  13. +1
    25 декабря 2013 20:16
    Систематические подъемы вертолета в воздух начались в декабре 1967 года, всю программу заводских испытаний машина прошла всего за месяц, при этом не было отмечено никаких осложнений.

    Вот это срок!!! А современные машины до ума годами доводят.
  14. Realist
    +1
    25 декабря 2013 21:46
    Видел этого красавца в монино,не понял - почему в серию не пошел
    Кстати,при современных технологиях и двигателях - нет ли смысла возобновить проэкт?
  15. +1
    25 декабря 2013 22:42
    Красавец! Но МИ-26 выполняет те же задачи с меньшими трудо и финансовыми затратами! Вот собственно и вся история! А машина впечатляет и спустя десятилетия!
  16. 0
    25 декабря 2013 22:53
    Когда-то в вертолетостроении нам не было равных. Ни по качеству, ни по количеству.
  17. 0
    26 декабря 2013 15:24
    http://www.membrana.ru/particle/2052 От брехуны - уже и билеты продали
  18. Робертос
    0
    8 января 2014 15:40
    А зачем ставить соосные винты, если можно обойтись обыкновенными, тем более проблемы размаха не было , ведь винты работали внахлест.?Опять же усложнение конструкции редуктора , такую дурь передавать,
  19. 0
    15 февраля 2017 23:21
    Не уверен, но где-то читал что кто-то провел расчеты на компе и согласно этим расчетам он летать не должен))))А люди все просчитали в головах в свое время...и рекорды поставили на нем...