Military Review

"Rapier" and "Sprut" new life of a smooth trunk

15
"Rapier" and "Sprut" new life of a smooth trunk


T-12 (2А19) - the world's first powerful smooth-bore anti-tank gun. The gun was created in KB Yurginsky machine-building plant number 75 under the direction of V.Ya. Afanasyev and L.V. Korneev. It was put into service in 1961 year.

The barrel of the gun consisted of a 100-mm smooth-wall monoblock pipe with a muzzle brake and a breech and a holder. The canal of the gun consisted of a chamber and a cylindrical smooth-walled guide part. The chamber is formed by two long and one short (between them) cones. The transition from the chamber to the cylindrical section is a conical slope. Shutter vertical wedge with spring semiautomatic. Unitary loading. The carriage for the T-12 was taken from the 85-mm anti-tank rifled D-48 gun.



For direct fire, the T-12 gun has a OP4М-40 daytime sight and a night-time APN-5-40. For shooting from closed positions there is a mechanical sight С71-40 with a panorama ПГ-1М.

The decision to make a smooth-bore gun at first glance may seem rather strange, the time of such guns ended almost a hundred years ago. But the creators of T-12 did not think so and were guided by these reasons.

In a smooth channel, you can make the gas pressure much higher than in a rifled one, and accordingly increase the initial velocity of the projectile.

In a rifled barrel, the rotation of the projectile reduces the armor-piercing effect of the jet of gases and metal in the explosion of a cumulative projectile.

A smooth-bore gun significantly increases the survivability of the barrel - you can not be afraid of the so-called "washing" of the rifling fields.

A smooth barrel is much more convenient for firing guided projectiles, although in 1961 it was probably not thought of yet.



In the 60-ies for gun T-12 was designed more convenient to use carriage. The new system received the index MT-12 (2А29), and in some sources is called "Rapier." The serial production of the MT-12 went into the 1970 year.



The MT-12 carriage is a classic two-cell carriage of anti-tank guns firing from wheels like the ZIS-2, BS-3 and D-48. Sector-type lifting mechanism, and rotary - screw. Both of them are located on the left, and on the right there is a spring balancing mechanism of the pulling type. Suspension MT-12 torsion bar with hydraulic shock absorber. Wheels from the ZIL-150 car with tires GK are used. When rolling the gun manually, a skating rink is placed under the trunk part of the frame, which is fastened with a stop on the left frame. Transportation of guns T-12 and MT-12 is carried out by a standard tractor MT-L or MT-LB. For movement on snow, the ski unit LO-7 was used, which allowed firing from skis at elevation angles of up to + 16 ° with an angle of rotation of up to 54 °, and at an elevation angle of 20 ° with an angle of rotation of up to 40 °. The ammunition includes several types of sub-caliber, cumulative and high-explosive fragmentation shells. The first two can hit Tanks type M60 and Leopard-1. When installing a special guidance device on the cannon, shots with the Kastet anti-tank missile can be used. The missile control is semi-automatic according to the laser beam, firing range from 100 to 4000 m. The missile pierces the armor behind the dynamic protection ("reactive armor") up to 660 mm thick.
In 1967, the Soviet experts concluded that the T-12 gun “does not ensure reliable destruction of the Chieftain and MVT-70 tanks. Therefore, in January 1968, OKB-9 (now part of Spetstekhnika JSC) was instructed to develop a new, more powerful anti-tank cannon with 125-mm ballistic smooth-bore tank gun D-81. The task was difficult to accomplish, since D-81, having excellent ballistics, gave a strong return, that for a tank weighing 36 and more tons was still tolerable. But on the testing ground D-81 fired from a tracked gun carriage 203-mm howitzer B-4. It is clear that such an anti-tank gun in 17 tons weighing and maximum speed of movement 10 km / h was out of the question. Therefore, in the 125-mm gun recoil was increased from 340 mm (limited by tank dimensions) to 970 mm and a powerful muzzle brake was introduced. This made it possible to install the 125-mm cannon on a three-wall gun carriage from the serial 122-mm howitzer D-30, which allowed circular firing. By the way, as early as 9 — 30, powerful rifled anti-tank guns 1948-mm D-1950 and 100-mm D-60 were designed in the OKB-122 on the D-61 carriage. However, for several reasons, they did not go to the series.

The new 125-mm gun was designed by OKB-9 in two versions: towed D-13 and self-propelled CD-13. (“D” is the index of artillery systems of the V. F. Petrov design). The development of the SD-13 was the 125-mm smooth-bore anti-tank cannon "Sprut-B" (2-45M). Ballistic data and ammunition tank gun D-81 and anti-tank gun 2-45M were the same.



The barrel of the gun consisted of a pipe with a muzzle brake, fastened with a casing in the chamber part, and a breech. The shutter is vertical wedge with mechanical (copy) semi-automatic. Loading the gun separately-sleeve. Rollback hydraulic spindle type brake, pneumatic knurler.

The 2А-45М gun had a mechanized system for transferring it from a combat position to a stopping position and back, consisting of a hydraulic jack and hydraulic cylinders. With the help of a jack, the carriage rose to a certain height, necessary for the breeding or convergence of bedding, and then descended to the ground. Hydraulic cylinders lift the gun to the maximum clearance, as well as raising and lowering the wheels.

The transfer time from traveling to combat 1,5 minutes, back - about 2 minutes.

The Sprut-B is towed by the Ural-4320 or the MT-LB tractor. In addition, for self-movement on the battlefield, the gun has a special power unit, made on the basis of the MeMZ-967A engine with hydraulic drive. The engine is located on the right side of the gun under the casing. On the left side of the frame are installed the driver's seat and the control system of the gun during self-movement. The maximum speed at the same time on dry dirt roads - 10 km / h, and portable ammunition - 6 shots; fuel reserve is up to 50 km.

When firing direct fire, the OP4М-48А daytime optical sight and the 1ПН53-1 night sight are used. For firing from closed positions there is a mechanical sight 2Ц33 with a panorama PG-1М.

The 125-mm cannon “Sprut-B” includes ammunition of separate-sleeve loading with cumulative, sub-caliber and high-explosive fragmentation projectiles, as well as anti-tank missiles. 125-mm shotgun VBK10 with a cumulative projectile BK14M can hit tanks type M60, M48, "Leopaod-1A5". Shot VBM17 with sabot projectile - tanks type MI "Abrams", "Leopard-2", "Merkava MK2". Shot VOF-36 with high-explosive fragmentation projectile OF26 is designed to destroy manpower, engineering structures and other purposes, the projectile has a powerful explosive charge with a mass of 3,4 kg of powerful explosive A-IX-2.

In the presence of special guidance equipment 9С53, the Sprut can fire shots of the ZUBK-14 with anti-tank missiles 9М119, whose control is semi-automatic with a laser beam, the firing range is from 100 to 4000, m. for dynamic protection 24 — 17,2 mm thick.

Nowadays, the armies of the leading Western countries have long abandoned special anti-tank guns, but 100 and 125-mm smooth-bore towed anti-tank guns are in service with some former Soviet republics and in a number of developing countries. Ballistics and ammunition 125mm cannons “Sprut-B”, unified with the guns of modern T-80 tanks, can hit any serial tanks of the world. They also have one important advantage over the ATGM - a wider choice of means of defeating tanks and the possibility of defeating them point-blank. In addition, the Sprut-B can also be used as a non-anti-tank weapon.

During armed conflicts in a number of areas of the former USSR, 100-mm anti-tank guns are mainly used not against tanks, but as ordinary divisional or corps weapons. There is no data on the combat use of the Sprut-B, but the effect of 125-mm high-explosive fragmentation shells on the building of the Supreme Soviet of the Russian Federation in October 1993 is well known.



Originator:
http://topwar.ru"rel =" nofollow ">http://topwar.ru
15 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. viktor_ui
    viktor_ui 23 March 2011 15: 58
    -4
    Cases of bygone days, the legends of antiquity deep. Here is the current in the panorama of the crossroads of this navel of a tiger or a panther. Crap for third world countries ...
    1. Alex 241
      Alex 241 10 October 2012 00: 26
      +2
      It’s not a hardening, the sword is strong with a shoulder .............
  2. Michael
    Michael 21 May 2011 14: 09
    0
    Quote: viktor_ui
    Crap for third world countries ...

    I do not agree with you - given modern means of attack and countermeasures - the basin, bow and arrows are more relevant than all other electronic bells and whistles. Yes, and the number of natives.
    1. starred
      starred 27 November 2011 18: 02
      0
      Michael,
      Incidentally, the idea is very true!
  3. Superduck
    Superduck 17 June 2011 12: 02
    +1
    Cool, a hybrid of guns and Cossacks :-)
    A friend of mine served in the union urgent in the calculation of Octopus-B. I was still a couple of years ago that I was completely sure that the laser illumination unit for missiles alone could hit the tank with a laser beam and could not hear about the missiles, therefore, all the time, without a twinge of conscience, laughed at the attempts of the mericos to shove the laser into a Boeing 747. By the way, a very smart person 5 He knows 3 languages ​​perfectly. In short, apparently, even in the USSR, soldiers did not hear about these missiles.
  4. The Soviet
    The Soviet 24 June 2011 09: 20
    +1
    Zaporozhets is also a car, and drove perfectly .....
  5. Mr. Truth
    Mr. Truth 27 June 2011 03: 18
    0
    Make a 152,4 mm howitzer on a similar carriage ...
  6. frame5
    frame5 27 June 2011 06: 30
    0
    The ideal gun for the second world war. Only the war has long passed.
  7. Cadet
    Cadet 18 October 2011 08: 26
    +1
    Yes ... They taught us to shoot on the "rapiers". The accuracy is very high. I like it. Only outdated of course ...
  8. Odessa
    Odessa 18 October 2011 21: 57
    +3
    The MT-12 was the first gun that I started to serve with. More precisely, from 23mm extension barrels in the Rapira barrel. Although the gun is outdated, it is very accurate (at a distance of 1 km, the buckets fell into the bottom easily and without any shooting) and its calculation forces easy to drag back and forth across the field.
  9. russianman
    russianman 21 June 2012 18: 07
    0
    guys!
    This is the pride of our army.
    10 of these howitzers plundered two American tank battalions in Iraq.
    The Americans are silent about this scandalous tragedy.
    As soon as Yeltsin asked for a tranche from the Americans, one of the conditions was the removal of these ingenious gun installations from armament.
    And here they are not.
    If something starts at the borders, 41 years will seem like flowers.
    Due to the above freaks, criminals, our homeland is in great trouble and this is only the beginning.
    Disarmament money goes regularly, this is our misfortune!
    And pray to God that Europe, NATO did not start anything ....
    1. Prohor
      Prohor 16 July 2012 16: 12
      0
      Is there a link to this Iraqi story?
  10. kov
    kov 10 October 2012 00: 19
    +1
    about the mt-12 gun

    1. Alex 241
      Alex 241 10 October 2012 00: 30
      0
      I watched this film on the ZVEZDA. I have a question for the artillerymen: Guys, during transportation, the barrel does not stick into the ground when overcoming deep ravines, does it hurt the barrel "run out"?
  11. Nick1953
    Nick1953 21 October 2015 21: 00
    0
    The new 125-mm gun was designed by OKB-9 in two versions: the towed D-13 and the self-propelled SD-13. (“D” is the index of artillery systems by V.F. Petrov).

    A small note: "D" is the ninth plant located in Sverdlovsk. Petrov's name was Fyodor Fedorovich. He started at the Motovilikhinsky plant in Perm. During the Great Patriotic War, his team corrected the D-1 and issued the "whites" for production in one week!

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола


Т-12 (2А19) - первая в мире мощная гладкоствольная противотанковая пушка. Пушка была создана в КБ Юргинского машиностроительного завода № 75 под руководством В.Я. Афанасьева и Л.В. Корнеева. Была принята на вооружение в 1961 году.

Ствол орудия состоял из 100-мм гладкостенной трубы-моноблока с дульным тормозом и казенником и обоймы. Канал пушки состоял из каморы и цилиндрической гладкостенной направляющей части. Камора образована двумя длинными и одним коротким (между ними) конусами. Переход от каморы к цилиндрическому участку — конический скат. Затвор вертикальный клиновой с пружинной полуавтоматикой. Заряжание унитарное. Лафет для Т-12 был взят от 85-мм противотанковой нарезной пушки Д-48.


«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола


Для стрельбы прямой наводкой пушка Т-12 имеет дневной прицел ОП4М-40 и ночной АПН-5-40. Для стрельбы с закрытых позиций имеется механический прицел С71-40 с панорамой ПГ-1М.

Решение сделать именно гладкоствольную пушку на первый взгляд может показаться довольно странным, время таких пушек закончилось почти сто лет назад. Но создатели Т-12 так не думали и руководствовались вот какими доводами.

В гладком канале можно сделать давление газов намного выше, чем в нарезном, и соответственно увеличить начальную скорость снаряда.

В нарезном стволе вращение снаряда уменьшает бронепробивающее действие струи газов и металла при взрыве кумулятивного снаряда.

У гладкоствольного орудия значительно увеличивается живучесть ствола — можно не бояться так называемого «смыливания» полей нарезов.

Гладкий ствол намного удобней для стрельбы управляемыми снарядами, хотя в 1961 году об этом, скорее всего, еще не думали.

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола


В 60-х годах для пушки Т-12 был сконструирован более удобный в эксплуатации лафет. Новая система получила индекс МТ-12 (2А29), а в некоторых источниках именуется «Рапирой». В серийное производство МТ-12 пошли в 1970 году.

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола


Лафет МТ-12 — классический двухстанинный лафет противотанковых пушек, стреляющих с колес подобно ЗИС-2, БС-3 и Д-48. Подъемный механизм секторного типа, а поворотный — винтового. Оба они расположены слева, а справа имеется пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа. Подрессоривание МТ-12 торсионное с гидравлическим амортизатором. Используются колеса от автомобиля ЗИЛ-150 с шинами ГК. При перекатывании пушки вручную под хоботовую часть станин подставляется каток, который крепится стопором на левой станине. Перевозка пушек Т-12 и МТ-12 осуществляется штатным тягачом МТ-Л или МТ-ЛБ. Для движения по снегу использовалась лыжная установка ЛО-7, которая позволяла вести огонь с лыж при углах возвышения до +16° с углом поворота до 54°, а при угле возвышения 20° с углом поворота до 40°. В боекомплект входит несколько типов подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов. Первые два могут поражать танки типа М60 и «Леопард-1». При установке на пушке специального прибора наведения можно применять выстрелы с противотанковой ракетой «Кастет». Управление ракетой полуавтоматическое по лучу лазера, дальность стрельбы от 100 до 4000 м. Ракета пробивает броню за динамической защитой («реактивную броню») толщиной до 660 мм.
В 1967 году советские специалисты пришли к заключению, что пушка Т-12 «не обеспечивает надежного поражения танков «Чифтен» и МВТ-70. Поэтому в январе 1968 года ОКБ-9 (ныне входит в АО «Спецтехника») получило указание разработать новую, более мощную противотанковую пушку с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81. Задача была трудно выполнимая, так как Д-81, имея прекрасную баллистику, давала сильнейшую отдачу, что для танка весом 36 и более тонн было еще терпимо. А вот на полигонных испытаниях Д-81 стреляла с гусеничного лафета 203-мм гаубицы Б-4. Понятно, что о такой противотанковой пушке в 17 тонн весом и максимальной скоростью передвижения 10 км/час не могло идти и речи. Поэтому в 125-мм пушке откат был увеличен с 340 мм (ограничиваемый габаритами танка) до 970 мм и введен мощный дульный тормоз. Это дало возможность установить 125-мм пушку на трехстанинный лафет от серийной 122-мм гаубицы Д-30, допускавший круговой обстрел. Кстати, в ОКБ-9 на лафете Д-30 еще в 1948—1950 годах были спроектированы мощные нарезные противотанковые пушки 100-мм Д-60 и 122-мм Д-61. Однако по ряду причин в серию они не пошли.

Новая 125-мм пушка была спроектирована ОКБ-9 в двух вариантах: буксируемая Д-13 и самодвижущаяся СД-13. («Д» — индекс артсистем конструкции В.Ф.Петрова). Развитием СД-13 стала 125-мм гладкоствольная противотанковая пушка «Спрут-Б» (2А-45М). Баллистические данные и боеприпасы танковой пушки Д-81 и противотанковой пушки 2А-45М были одинаковы.

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола


Ствол пушки состоял из трубы с дульным тормозом, скрепленной кожухом в каморной части, и казенника. Затвор вертикальный клиновой с механической (копирной) полуавтоматикой. Заряжание пушки раздельно-гильзовое. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический.

Пушка 2А-45М имела механизированную систему для перевода ее из боевого положения в походное и обратно, состоящую из гидравлического домкрата и гидроцилиндров. При помощи домкрата лафет поднимался на определенную высоту, необходимую для разведения или сведения станин, а затем опускался на грунт. Гидроцилиндры осуществляют подъем пушки на максимальный клиренс, а также подъем и опускание колес.

Время перевода из походного положения в боевое 1,5 минуты, обратно — около 2 минут.

«Спрут-Б» буксируется автомобилем «Урал-4320» или тягачом МТ-ЛБ. Кроме того, для самопередвижения на поле боя пушка имеет специальный силовой агрегат, выполненный на базе двигателя МеМЗ-967А с гидроприводом. Двигатель расположен с правой стороны орудия под кожухом. С левой стороны на раме устанавливаются сиденья водителя и система управления пушкой при самодвижении. Максимальная скорость при этом по сухим грунтовым дорогам — 10 км/час, а возимый боекомплект — 6 выстрелов; запас хода по топливу — до 50 км.

При стрельбе прямой наводкой используются дневной оптический прицел ОП4М-48А и ночной прицел 1ПН53-1. Для стрельбы с закрытых позиций имеется механический прицел 2Ц33 с панорамой ПГ-1М.

В боекомплект 125-мм пушки «Спрут-Б» входят выстрелы раздельно-гильзового заряжания с кумулятивными, подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами, а также противотанковыми ракетами. 125-мм выстрел ВБК10 с кумулятивным снарядом БК14М может поражать танки типа М60, М48, «Леопаод-1А5». Выстрел ВБМ17 с подкалиберным снарядом — танки типа МI «Абрамс», «Леопард-2», «Меркава МК2». Выстрел ВОФ-36 с осколочно-фугасным снарядом ОФ26 предназначен для поражения живой силы, инженерных сооружений и иных целей, снаряд имеет мощный разрывной заряд массой 3,4 кг сильного взрывчатого вещества А-IX-2.

При наличии специальной аппаратуры наведения 9С53 «Спрут» может стрелять выстрелами ЗУБК-14 с противотанковыми ракетами 9М119, управление которых полуавтоматическое по лазерному лучу, дальность стрельбы — от 100 до 4000 м. Масса выстрела около 24 кг, ракеты — 17,2 кг, она пробивает броню за динамической защитой толщиной 700—770 мм.

В наши дни армии ведущих западных стран давно отказались от специальных противотанковых пушек, но 100 и 125-мм гладкоствольные буксируемые противотанковые орудия находятся на вооружении некоторых бывших республик СССР и в ряде развивающихся стран. Баллистика и боеприпасы 125мм пушки «Спрут-Б», унифицированные с пушками современных танков Т-80, способны поражать любые серийные танки мира. Также они имеют одно важное преимущество перед ПТУР - более широкий выбор средств поражения танков и возможность поражения их в упор. Кроме того, «Спрут-Б» может использоваться и как не противотанковое оружие.

В ходе вооруженных конфликтов на ряде территорий бывшего СССР 100-мм противотанковые пушки в основном применяются не против танков, а как обычные дивизионные или корпусные орудия. О боевом применении «Спрут-Б» данных нет, но хорошо известно действие 125-мм осколочно-фугасных снарядов по зданию Верховного Совета РФ в октябре 1993 года.

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола

«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола
«Рапира» и «Спрут» новая жизнь гладкого ствола
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. viktor_ui 23 марта 2011 15:58
    Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Вот тока в панораме перекрестья данной пупушки тигра али пантеры не хватает. Хрень для стран третьего мира...
    1. алекс 241 10 октября 2012 00:26
      Не в закалке дело,меч плечом крепок.............
      алекс 241
  2. Михаил 21 мая 2011 14:09
    Цитата: viktor_ui
    Хрень для стран третьего мира...

    Не согласен с Вами - учитывая современные средства нападения и средства противодействия - тазик, лук и стрелы наиболее актуальны, чем все остальные электронные навороты. Да, и количество аборигенов.
    Михаил
    1. starded 27 ноября 2011 18:02
      Михаил,
      Между прочим, мысль очень верная!
  3. SuperDuck 17 июня 2011 12:02
    Прикольно, гибрид пушки и запорожца :-)
    У меня знакомый служил при союзе срочную в расчёте Спрут-Б. Был ещё пару лет назад был полностью уверен что блок лазерной подсветки для ракет сам по себе мог поражать танк лазерным лучем и про ракеты слухом не слыхивал, потому всё время без зазрения совести смеялся с попыток мерикосов засунуть лазер в боинг 747. Кстати очень умный человек 5 языков знает, 3 в совершенстве. Короче говоря, видимо даже в СССР солдаты о ракетах этих слухом не слыхивали.
    SuperDuck
  4. Советский 24 июня 2011 09:20
    Запорожец тоже машина , и ездил отлично .....
    Советский
  5. Mr. Truth 27 июня 2011 03:18
    152,4 мм гаубицу на подобном лафете сделайте...
    Mr. Truth
  6. frame5 27 июня 2011 06:30
    Идеальная пушка для второй мировой войны. Только война уже прошла давно.
  7. Кадет 18 октября 2011 08:26
    Да... На "рапирах" нас стрелять учили. Точность очень высокая. Мне понравилась. Только устарела конечно...
    Кадет
  8. одессит 18 октября 2011 21:57
    МТ-12 была первой пушкой, c которой я начинал служить.Точнее со вкладных стволиков 23мм в стволе Рапиры.Пушка хоть и устарела, но очень точная (на дальности в 1 км попадали в донышко ведра легко и без всякой пристрелки) и силами расчёта её легко туда-сюда таскать по полю.
    одессит
  9. russianman 21 июня 2012 18:07
    ребята!
    Это гордость нашей армии.
    10 таких гаубиц расхерачили два танковых батальона американцев в Ираке.
    Америкосы умалчивают об этой скандальной трагедии.
    Как только Ельцын попросил транш у Америкосов одним из условий было снятие этих гениальных орудийных установок с вооружения.
    И вот их нет.
    Если что-то начнётся на границах 41 год покажется цветочками.
    Из-за вышепоставленных уродов, преступников, наша родина в большой беде и это только начало.
    Деньги на разоружение идут регулярно, это наша беда!
    И молите бога, чтоб европа, нато не затеяли чего....
    russianman
    1. Прохор 16 июля 2012 16:12
      А есть ссылка на эту иракскую историю?
      Прохор
  10. kov 10 октября 2012 00:19
    про пушку мт-12

    kov
    1. алекс 241 10 октября 2012 00:30
      Смотрел этот фильм по ЗВЕЗДЕ.У меня вопрос к артиллеристам:Ребята при транспортировке не происходит утыкания ствола в грунт при преодоление глубоких оврагов,уж больно "выбег" ствола большой?
      алекс 241
  11. Nick1953 21 октября 2015 21:00
    Новая 125-мм пушка была спроектирована ОКБ-9 в двух вариантах: буксируемая Д-13 и самодвижущаяся СД-13. («Д» — индекс артсистем конструкции В.Ф.Петрова).

    Маленькое замечание: ”Д” - это девятый завод расположенный в Свердловске. Петрова звали Фёдор Фёдорович. Начинал он на Мотовилихинском заводе в Перми. В Великую Отечественную его коллектив спректировал Д-1 и выдал в призводство "беляки" за одну неделю!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня