Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»


В 2001 году в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел" состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения "Скорпион".

Назначение и особенности


Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям - усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части - 200 кг.

Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»


Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенной для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ "Алмаз". Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение "Скорпиона" состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей "Позитив-МЭ1". Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС "Гарпун-Б" 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, "Скорпион" имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»


Базовые ТТХ

Водоизмещение, т:
стандартное - нет данных,
полное: 465
Размеры, м:
длина - 56,7,
ширина - 10,3,
осадка - 2,7,
Скорость полного хода, уз. – 38,
Дальность плавания, эконом. ход – 12 узлов - 2000 миль,
Автономность, сут. - 10
Силовая установка: 2х5000 л.с., 2 дизеля М-530, 1х15000 л.с., ГТУ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт,
Вооружение: 2х2 ПУ ПКР «Яхонт»,
1 ЗРАК «Каштан-1» (4 ЗУР с 2000 снарядов),
1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»),
РТВ: РЛС «Позитив-М1.1», «Монумент-12301», «Ладога-МЭ-12300», СН-3101, «Буран», изделие 6730-7 системы госопознавания, «Горизонт-25», комплекс помех ПК-10 (4 ПУ), ГАС ПДСС «Анапа»;
Экипаж, чел. – 37.

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»

ЗРАК Каштан-М.

Возможные модификации: проект 12300П – пограничный сторожевой корабль с взлётно-посадочной площадкой, проект 12301 - вариант с ПКР «Оникс», А-190, БИУС «Сигма», проект 12301П – пограничный сторожевой корабль, проект 12302 – вариант с ПКР «Уран».

Планировалось построить головной катер в 2005 году, а затем строить серию для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ – 10 и до 30 катеров на продажу, катером заинтересовались страны АТР и ряд других. К сожалению, проект «заглох», не достроили даже головной ракетно-артиллерийский катер.

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»

Перспективный проект ЦМКБ Алмаз - пр.12300 "Скорпион". Главная особенность - наличие ВПП, позволяющая применять с корабля вертолеты легкого класса,а в дальнейшем - и БПЛА.
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Свой 22 марта 2011 17:08
    Когда его заложили?
  2. Скил 22 марта 2011 18:24
    в статье же сказано - 2001 год, точнее - в июне церемония закладки
  3. Свой 27 марта 2011 11:10
    А сейчас какой год? И сделай вывод о нашей технике
    1. korotkov_rostov 3 ноября 2011 16:07
      Авиапром почти загнулся, кораблестроение сами видите примеры!
      Ай да хорош Путин, эффективный менеджер!
      korotkov_rostov
      1. kesa1111 3 ноября 2011 16:18
        Типичныйвредитель а не менеджер, готовится фальсифицировать выборы как обычныйссыкун.
        http://lenta.ru/articles/2011/11/02/fso/ Все равно отловим и cудим как Чаушеску.
        kesa1111
  4. Александр 2 апреля 2011 16:28
    Нормальный такой срок на катер 10 лет и то не закончили.
    Видимо откатов нет - вот и забросили...
    Александр
  5. Филин 11 июня 2011 17:06
    Похоже всё хорошее остаётся в проектах или в ходе постройки безнадёжно устаревает... В "день предателей россии" поднимим гранённые стаканы за КОНЕЦ предателям России и за ПОБЕДУ РУССКОГО ОРУЖИЯ!
  6. Zambras 3 марта 2015 23:23
    400 км дальность обнаружения это круто. Раньше, на судах подобного типа, такая дальность обнаружения достигалась только с помощью самолёта. Но катер следующего поколения, по логике должен быть малозаметным для РЛС. Да и максимальная скорость могла бы быть побольше(для пограничных судов скорость важна особенно) А она не превышает скорость той же Молнии. Проект был актуален где то 10 лет назад.Не срослось...
    Zambras

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня