Легендарный Ту-154 в отставку не уходит. Снятый с производства лайнер еще не один год будет служить ВВС

38
Легендарный Ту-154 в отставку не уходит. Снятый с производства лайнер еще не один год будет служить ВВСВ уходящем году самарский авиационный завод передал Министерству обороны РФ последний выпущенный на предприятии самолет Ту-154. Машина получила бортовой номер 998, и на этом серийное производство самого массового советского реактивного пассажирского лайнера, продолжавшееся 42 года, закончилось. Автор этих строк десятки раз летал как на гражданских, так и на военных «154». Наверняка и многие читатели «НВО» когда-то были (и еще будут) пассажирами этого самолета. Машина достойна того, чтобы вспомнить о ней еще раз.

КРЫЛАТЫЙ «ДЕД» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

До настоящего времени в эксплуатации у Минобороны, ФСБ и других силовых структур находится несколько десятков самолетов этого типа. Основными же причинами отказа от производства «154-го» стали не только выработка ресурса и устарелость его модели, но и низкая топливная эффективность двигателей. На заводе ныне осуществляется лишь сервисное обслуживание долетывающих свой век «тушек». Впрочем, предприятие проводит модернизацию самолетов Ту-154 российских ВВС в рамках их капитального ремонта – на «туполевы» устанавливаются новые системы и оборудование.

В свое время «Туполев-154» пришел на смену Ту-104 и Ан-10, а позже вытеснил и старожила отечественной пассажирской авиации Ил-18 (сегодня десятки таких «илов» также продолжают эксплуатироваться в ВВС). Первый полет «Большой тушки», как вскоре прозвали новинку советские пилоты («Малой тушкой» называли Ту-134, снятый с производства еще в 1989 году), состоялся 3 октября 1968 года, но на трассах «Аэрофлота» средней протяженности новинка появилась только четыре года спустя. Неоднократно модернизированный, «154-й» летал во многие аэропорты СССР, а также более чем в 80 городов мира. Массовое производство (по три–пять экземпляров в месяц) было остановлено в Самаре в 1998 году. С тех пор было «доделано» лишь несколько машин.

Однако эксплуатация многих самолетов этого типа в России и некоторых странах мира еще продолжается. Так, ныне в России летает около 100 единиц Ту-154, а крупнейшим иностранным эксплуатантом этого самолета является Казахстан, где «на крыле» 12 таких машин. По пять «Больших тушек» имеется в Беларуси и Таджикистане, по три – в Азербайджане, Киргизии, Узбекистане и Китае.

Самый протяженный беспосадочный маршрут, на котором использовался Ту-154, – Москва–Нерюнгри (это в Якутии, 5200 км); сейчас по нему летает Boeing 737-700. А самый короткий – Ташкент–Наманган: всего каких-то 189 км, для такого самолета, летающего со скоростью 900 км в час, это не расстояние: едва взлетел – и уже посадка. Но недавно журналисты президентского пула летали на Ту-154 в Рязань (180 км), где Владимир Путин проводил совещание по модернизации военного образования. Впрочем, это был единичный подобный полет.

УНИКАЛЬНЫЕ ПОСАДКИ В СМЕРТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

С Ту-154 связано несколько любопытных историй. Самая недавняя приключилась со старожилом пассажирской авиации 29 апреля 2011 года, причем связана она именно с бортом ВВС. Борт RA-85563 по каким-то причинам с десяток лет не эксплуатировался и стоял в ангаре, вдруг в нем возникла надобность, и его решили перегнать на ремонт в Самару. Едва Ту-154Б-2 взлетел с подмосковного военного аэродрома «Чкаловский» (800-я авиабаза Минобороны РФ), как с ним произошло что-то неладное. С земли было видно, как лайнер стало раскачивать то вправо, то влево, он стал подпрыгивать. Это заметили с земли, нацелили на него какие у кого были средства видеосъемки, ожидая, что «туполев» вот-вот упадет, и записи эти выложили в Интернете. Самолет, однако, не рухнул, и журналисты, расписавшие случай «в стихах и красках», тут же окрестили его танцующим или кувыркающимся.

На земле выяснилось, что у самолета отказала автоматическая бортовая система управления (АБСУ): то ли ручное управление за 11 лет ангарного простоя пришло в негодность, то ли перед вылетом бортовой инженер неправильно соединил один из элементов питания. Когда АБСУ проверяли перед вылетом, она нареканий не вызывала.

Как бы там ни было, а лайнер стал неуправляемым, и летчикам пришлось сажать его за счет манипуляций с тягой двигателей и элеронов. Вот самолет и раскачивался в воздухе, как на качелях, – сваливался то на одно, то на другое крыло, теряя высоту. Эта болтанка продолжалась 13 минут, за это время было выполнено несколько заходов на посадку. «Над Щелковом нас особенно сильно кидануло, – рассказывал позже командир экипажа Юрий Родионов. – И так накренило, что я узнал магазин «Глобус».

Московская военная прокуратура, расследовавшая инцидент, в итоге констатировала, что экипаж, вынужденный прекратить полетное задание, «благодаря высокому профессионализму и высочайшему мастерству посадил со второй попытки самолет на взлетно-посадочную полосу аэродрома «Чкаловский», избежав жертв среди военнослужащих и местного населения». При этом летчики «травм не получили, воздушное судно технических повреждений не имеет».

Когда разбирательство закончилось, пилоты – командир воздушного судна подполковник Юрий Родионов, штурман подполковник Александр Петухов, бортинженер майор Игорь Тарасов и помощник командира капитан Иван Халяпин – были представлены главкомом ВВС к государственным наградам. Всем четверым были вручены ордена Мужества.

Писали еще, что несколько гражданских авиакомпаний вскоре после этого случая предложили Родионову летать у них. И он будто бы с готовностью согласился, тем более что, мол, и на авиабазе на него стали косо смотреть: как знать, а вдруг он толком ту самую АБСУ не проверил. Однако официального подтверждения эта информация не получила: в ВВС сообщили, что подполковник Родионов не подавал рапорт об увольнении с военной службы.

Уникальнейший случай с Ту-154 имел место 7 сентября 2010 года. У летевшего из города Удачный (Якутия) в Москву борта RA-85684 через три с половиной часа полета неожиданно произошел отказ электропитания, что привело к прекращению работы топливных насосов и частичной потере управления самолетом. Прервалась и связь с землей. В этих условиях экипаж снизился и намеревался приводнить попавшую в беду машину на реку Ижму. Благо летчиками был замечен аэропорт местных авиалиний в одноименном поселке (Республика Коми). Однако за семь лет до этого он был закрыт, использовался лишь как вертолетная площадка, да и взлетно-посадочная полоса его была значительно короче, чем требовалось для Ту-154.

Погода тоже не благоприятствовала: низкая облачность, боковой ветер, другие факторы, которые повышали риск посадки. Но иного выбора не было. Проявив бесподобное мастерство и отвагу, пилоты посадили-таки обесточенную «тушку». Она укатилась далеко за пределы взлетки, но все же ни один из 72 пассажиров, равно как и все девять членов экипажа, не пострадали.

Столь успешная посадка аварийной машины в таких условиях была расценена российскими авиационными специалистами как чудо. Командиру воздушного судна Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Лиманову за этот подвиг было присвоено звание Героя России с вручением им Золотых Звезд, а все остальные члены экипажа, включая и бортпроводников, были награждены орденом Мужества. Кстати, самолет, на котором в Ижме заменили два двигателя из-за попадания в них веток при жесткой посадке, через полгода вновь был «поставлен на крыло» и ныне продолжает эксплуатироваться.

КАК «БОЛЬШИЕ ТУШКИ» ПОГИБАЛИ

Можно сказать, «Туполев-154» сыграл главную роль в знаменитом первом советском фильме-катастрофе «Экипаж». В нем, как и в описанных выше реальных «безнадежных» случаях, все окончилось благополучно для пассажиров и героического экипажа. Но в реальности из-за массовости машины с ней связан и ряд трагических ЧП.

Всего в катастрофах и серьезных авариях в разных странах было потеряно 72 самолета этого типа, погибли 3172 человека. Самая значительная потеря в отечественной и одна из крупнейших в мировой авиации случилась 10 июля 1985 года. Перегруженный борт номер 85311, выполнявший регулярный рейс из Узбекистана по маршруту Карши–Уфа–Ленинград, ночью по вине летчиков с высоты 11 600 метров свалился в плоский штопор и разбился в 30 км северо-восточнее города Учкудук. Жертвами падения, включая и девятерых членов экипажа, стали 200 человек (из них 52 ребенка).

Также памятно, как 10 апреля 2010 года на Ту-154 разбилась под Смоленском польская делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским. Обнародованные данные о причинах катастрофы свидетельствуют о том, что пилоты польского борта № 1 проявили беспрецедентную беспечность, пошли на все мыслимые и немыслимые нарушения правил безопасности полетов. Напомним, они выполняли посадку при нулевой видимости, «на ощупь», игнорируя неоднократные сигналы техники об опасном сближении с землей. Да и вообще, по выводам польской стороны, экипаж был столь плохо готов к полету, что не должен был получить на него разрешение.

А еще с одним «154-м» катастрофа случилась на земле – катастрофа по большей части моральная. 40 лет простоял перед бывшим павильоном «Авиация и космонавтика» на территории ВДНХ-ВВЦ в Москве Ту-154, который являлся самолетом-музеем и был одним из символов выставки. Его знали, к нему ходили, его любили. За эти годы салон и кабину лайнера посетили миллионы человек, им можно было «порулить», что особенно нравилось детям. В сентябре 2008 года этот борт 85005 в течение нескольких суток был прилюдно варварски уничтожен под предлогом освобождения занимаемой площади для постройки офисно-развлекательного центра. Было много возмущений, но спасти исторический экземпляр не удалось, его разрезали и сдали на металлолом.

Тогдашний заместитель начальника рекреационно-досугового комплекса ОАО «ГАО ВВЦ» Алан Кудинов заявил, что «на этом месте, по идее, должны стоять достижения российского авиапрома, а это уже памятник, памятникам здесь не место». А место здесь, по его же словам, – «Сухому-Суперджету-100». Может быть, он прав, но все же… Недаром Гурген Григорян, бывший в то время генеральным директором Политехнического музея, парировал: «С моей точки зрения, уничтожение Ту-154 является проявлением такого уровня бескультурья и хамского беспардонного отношения к людям, который не может не ошеломлять».

КТО ИДЕТ НА СМЕНУ «ТУШКАМ»

Ту-154, прозванный в НАТО почему-то «Беззаботным», служит и делу военной безопасности. В 90-е годы две машины были переоборудованы в рамках программы «Открытое небо» и поныне выполняют наблюдательные полеты над территориями государств – участников договора.

Возможно, крылатый ветеран еще будет бороздить небо лет 10. Какая машина идет ему на смену? Сообщается, что это будет новый широкофюзеляжный самолет МС-21, который пока существует только в макете. Макет был представлен на прошедшем в августе авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском. С ним ознакомился премьер-министр России Дмитрий Медведев, которого заверили, что МС-21 уже как готовая продукция российского авиапрома будет окончательно сертифицирован и войдет в строй в 2017 году. Создается он корпорацией «Иркут» (специализируется на выпуске истребителей Су-30 и Су-27, а также самолетов-амфибий Бе-200). Представляя новинку, руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян отметил тогда, что Ту-154 выработал свое время и практика его эксплуатации показала, что он был в социальном отношении наиболее востребованным лайнером. Ныне же авиакомпании спешат от него поскорее избавиться. Более экономичные и современные самолеты они пока вынуждены закупать на Западе.

Будущий отечественный сменщик уходящей в историю «Большой тушки» создается в нескольких вариантах. Наиболее распространенный из них рассчитан на 180 пассажиров, а дальность его полета будет составлять 3,5–4 тыс. км. Самолет еще в макете, но уже сегодня, по словам Погосяна, на МС-21 есть 256 заказов. Выгода его в том, что он намного шире Boeing 737: в проходе между рядами могут свободно разойтись два человека. Важно и то, что новинка будет на 20% дешевле из-за сокращения расходов на топливо и на техническое обслуживание, а также за счет новых материалов. Это позволит авиакомпаниям снизить цены на билеты на 15%. Поживем – узнаем.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    28 декабря 2013 08:33
    В уходящем году самарский авиационный завод передал Министерству обороны РФ последний выпущенный на предприятии самолет Ту-154.


    Эх..., уходит ЭПОХА...
    Как молоды мы были....
    Как верили в себя.
    1. +4
      28 декабря 2013 13:42
      Цитата: Нормальный
      Эх..., уходит ЭПОХА...

      Как бы не был, хорош Ту-154. Но, увы и его время постепенно проходит...
      1. +5
        28 декабря 2013 17:08
        Цитата: русс69
        Как бы не был, хорош Ту-154. Но, увы и его время постепенно проходит...

        Всё проходит в нашей жизни. Остаются лишь воспоминания. И Ту-154 одно из самых светлых. Во всяком случае у меня. yes
      2. +8
        29 декабря 2013 00:37
        я вас умоляю.вы знаете с какого времени выпускается боинг 737? и его выпускают и сейчас с некоторой модернизацией некоторых узлов.а тушка могла бы жить и жить.эээх капитализм проклятый в купе с идиотами за рулем большой страны
    2. тюменец
      -1
      28 декабря 2013 21:37
      Ах, окурочек, может быть Ту-104 диким ветром тебя занесло. :-) Ушла эпоха...
  2. +7
    28 декабря 2013 09:22
    Опять Погосян в МС-21... и что то подсказывает что МС-21 снова будет (если будет) более чем на 50% из импортных комплетующих (включая двигатели Pratt & Whitney / PW1000G / PW1400G).
    Может уже хватит кормить западных производителей и гробить собственную науку и производство?!
    1. +2
      28 декабря 2013 13:39
      Цитата: Pharao7766
      (включая двигатели Pratt & Whitney / PW1000G / PW1400G).

      Будет два варианта, с иностранными движками и нашими, как заказчик захочет.
      1. vaf
        vaf
        +3
        28 декабря 2013 14:05
        Цитата: русс69
        Будет два варианта,


        Если будет ПД-14,то да, а вот если нет, то....будем посмотреть recourse
        1. +1
          28 декабря 2013 14:38
          Читал про вариант с нашими движками.
          Наши движки планируется ставить на машины для МО, МЧС и т.д.
          А вот где гарантия что по контракту не обяжут на гражданские машины ставить 3,14ндосские двигатели... это раз. А во вторых где гарантия что борты с нашим двигателями пройдут сертификацию для международных рейсов, что автоматом заставит наших авиабарыг, извиняюсь, перевозчиков покупать машины с импортными двигателями.
          1. +1
            28 декабря 2013 22:49
            Цитата: Pharao7766
            А вот где гарантия что по контракту не обяжут на гражданские машины ставить 3,14ндосские двигатели..

            Если наши будут им соответствовать, а лучше превосходить, то будут стоять наши.
            Кстати о комплектующих. Предлагаю вам посмотреть на гордость американского авиапрома боинг 787

            часть вертикального оперения - единственная часть самолета которую делает Боинг

            А вот страны участники
            1. 0
              30 декабря 2013 08:50
              Если НАШИ как во времена СССР будут отстаивать НАШИ коммерческие интересы, то конечно и снашими движками летать за кордон будут, а если так как сейчас...

              К вопросу о том из чего сделан боинг и эйрбас =>
              фишка то вся в том, что Боинг и Эйрбас они то "свои", и для них это кооперация на давно поделенном рынке, а иностранное участие в производстве, скажем СУ100, это зарабатывание бабла на русских с последующими проблемами для них на рынке. Потому как конкурент им на буй не нужен.
        2. 0
          28 декабря 2013 22:49
          Я тоже надеюсь,товарищ!Давненько тебя в эфире не было hi
  3. +6
    28 декабря 2013 10:01
    Хороший , по моему, самолёт. Много личного с ним связано, типа: в "самоволку" в Питер на "выходные" слетать с коньяком в шинели. Сейчас в небе нечасто его видно.
    1. -5
      28 декабря 2013 12:41
      Цитата: sub307
      Хороший , по моему, самолёт. Много личного с ним связано, типа: в "самоволку" в Питер на "выходные" слетать с коньяком в шинели. Сейчас в небе нечасто его видно.

      Самолёт-то хороший, но сколько их поразбивалось от старости?
      1. тюменец
        +1
        28 декабря 2013 21:42
        Смысл ваших слов?
        К руководствам авиакомпаний обращайтесь, которые гоняют старый хлам
        с выработанным ресурсом.
  4. +6
    28 декабря 2013 10:01
    года на Ту-154 разбилась под Смоленском польская делегация
    Будут ещё диспетчера гордым шлюхтечам указывать
    А о старости и ненадёжности 99% заказуха,чтоб импортное старьё покупали.Откаты однако
  5. +2
    28 декабря 2013 10:08
    Вопрос к знающим людям - в статье отмечена топливная неэффективность двигателей - так, может, нужно заменить двигатели и Ту-154 ещё полетают? Как я понимаю, каких-то принципиальных недостатков у самолёта нет.
    1. +5
      28 декабря 2013 11:23
      Цитата: alex86
      Вопрос к знающим людям - в статье отмечена топливная неэффективность двигателей - так, может, нужно заменить двигатели и Ту-154 ещё полетают? Как я понимаю, каких-то принципиальных недостатков у самолёта нет.

      Дело в том,что его турбо-реактивные моторы и всамом деле более прожорливые. Но ставить на них экономичные турбо-вентиляторные движки? А смысл? Их стоимость - ровно треть от аэроплана. Для контор не выгодно брать современные машины!!! Они лучше возьмут 20-летний хлам, и если разобьётся то страхова им покроет!

      Самая мощная машина - ИЛ-76ТД,на котором я летал! soldier
    2. 0
      28 декабря 2013 21:59
      Цитата: alex86
      принципиальных недостатков у самолёта нет

      Есть и очень огромный-малые откаты,а то и вообще нет
  6. +6
    28 декабря 2013 10:15
    Жевали сопли до тех пор ,пока летать стало не на чем,перспективный самолет существует только в макете! Как мне "нравится" все это! Чем же раньше думали? На Боинг надеялись?
  7. 0
    28 декабря 2013 10:40
    Не статья, а Трандычиха на танцполу — "две шаги налево, три шаги направо, шаг вперед и две назад..."

    А тандем Медведев-Погосян уже "напрягает". СуперДжет "освоили", ну правда, с небольшим превышением и без перспектив реализации на мировом рынке (Гондурас не в счет), теперь возьмутся за новую "соску". no
  8. Иван Петрович
    +4
    28 декабря 2013 10:50
    наш пострел(погосян) везде поспел...
  9. +4
    28 декабря 2013 12:25
    Необходимо развивать отечественное производство современных экономичных пассажирских самолётов. Авиационные заводы ещё существуют в России. МАИ и другие учебные учреждения выпускают необходимых специалистов. Необходимо лишь финансирование и волевое решение верховной власти России.
  10. +2
    28 декабря 2013 12:42
    Не про него ли писали, что это единственный самолет который может взлететь в полдень на Аравийском полуострове.
    Все таки странное у нас государство... машина, её конструкция доказала свою эффективность, ну что мешает модернизировать.
    Понятно что за десятилетия достижения в авиации есть, появилось много нового... что мешает ставить новые двигатели, применять новую авионику и материалы... так и хочется сказать что говорит Задорнов в адрес америкосов, но адресованные нашим чинушам... ну тупыЫые.
    1. +1
      31 декабря 2013 14:26
      Если идти путем модернизации, то господа главные менеджеры не будут иметь возможностей большого распила бабла, как при разработке нового самолета
  11. +3
    28 декабря 2013 12:43
    И будет летать этот самолет лет 40 как пить дать да и пилотам он уже ничего нового в процессе эксплуатации не подбросит. Удачи!
  12. +2
    28 декабря 2013 12:59
    Посадка Родионова 29 апреля 2011 года, борт RA-85563:
    http://www.youtube.com/watch?v=sizgaO4PKvE
  13. +1
    28 декабря 2013 13:31
    Ту-154Б-2, заводской номер 82А563, бортовой RA-85563 в июле 2013 года- фото Анатолия Бурцева
  14. +1
    28 декабря 2013 13:40
    Ту-154М, заводской номер 90А851, бортовой RA-85684 в сентябре 2013 - фото Михаила Мизикаева
  15. +1
    28 декабря 2013 13:42

    Ту-154 на ВДНХ
    1. +5
      28 декабря 2013 17:46
      Ту-154 на ВДНХ был ...
      Что имеем не храним, потерявши плачем. crying
      Права истина: неуважение к истории порождает забвение и упадок, в данном случае в гражданском самолетостроении.
  16. +5
    28 декабря 2013 13:49

    Посадка Родионова 29 апреля 2011 года, борт RA-85563
    чтобы не искать good
    1. +2
      28 декабря 2013 18:30
      Да.... Это нечто!!!! Молодцы!!!! good hi
  17. +1
    28 декабря 2013 14:03
    Ту-154 в авиации, это Т-34 в танковых войсках.
    1. +1
      28 декабря 2013 17:10
      Цитата: Stinger
      Ту-154 в авиации, это Т-34 в танковых войсках.


      yes good
  18. -1
    28 декабря 2013 14:11
    летал Ty-154. Честно? Не нравился этот самолет. В нём тесно, много народу как в автобусе.
    Как роскошь, воспринимал Ил-86, 62.
    1. +2
      28 декабря 2013 17:13
      Цитата: Takashi
      летал Ty-154. Честно? Не нравился этот самолет. В нём тесно, много народу как в автобусе.
      Как роскошь, воспринимал Ил-86, 62.

      В 62-ом не летал, а в Ил-86 трясёт так, как никогда в Ту-154
      1. алекс 241
        +4
        28 декабря 2013 18:15
        Проект Ту 155 развивался в 80-х годах. Первый полет эта машина совершила 15 апреля 1988 года с экипажем под руководством летчика-испытателя В.Севанакаева. Ее отличие от серийного Ту 154Б состояло в том, что вместо центрального двигателя НК-8-2У был установлен экспериментальный двигатель НК-88 способный использовать в качестве топлива сжиженный водород. Отсюда и название криогенный двигатель.Сжиженный водород имеет температуру - 253 градуса С. Топливо размещалось в специальном топливном баке, который разместили в задней части салона. Размещение в крыльях в то время было сопряжено с очень большими технологическими проблемами. Думаю, что сейчас скорее всего тоже. Огромное внимание было уделено безопасности.
        Дело в том, что топливо сверх летучее и при смешивании с атмосферным кислородом весьма взрывоопасное. Поэтому в самолете были предусмотрены специальные системы: а) гелиевую, управляющую агрегатами силовой установки; б) азотную, замещающую обычную атмосферу в отсеках самолета и предупреждающую экипаж в случае утечки криогенного топлива задолго до взрывоопасной концентрации; в) систему контроля вакуума в теплоизоляционных полостях.
        Весь комплекс летающей лаборатории потребовал создания совершенно новых систем практически с нуля. Были созданы совершенно новые уникальные системы заправки, пневмопитания, телевизионного контроля, газоанализа, контроля качества топлива и противопожарная системы.

        Изначально самолет делался из серийного Ту-154Б № 85035 и назывался Ту-154ЛЛ (летающая лаборатория). Позже ему присвоили обозначение Ту-155.Однако, проекту не суждено было иметь широкое развитие в то время. Дело в том, что расчеты показали - для получения 1 Дж энергии от сжигания водородного топлива, нужно затратить около 4Дж другой энергии чтобы получить это самое водородное топливо. Именно поэтому в НК-89 перешли на сжиженный природный газ. Но введение такой новой системы в комплексе требовало огромных затрат на создание топливной базы, переоборудования аэропортов и так далее. Учитывая, что объем фюзеляжа уменьшился примерно на 1/3, а время полета не превышало пока 120 мин, проект в целом был признан экономически не целесообразным.

        Но важность проделанной работы очень велика. Наработки определенные получены, СССР стал первой страной создавшей летающий самолет с таким двигателем. И многие ведущие западные страны проявляли большой интерес к машине.

        На данный момент самолет находится на открытой стоянке - свалке, которую иногда называют "экспозицией"... а по сути просто отстойник железа. Мне кажется самолет достоин лучшей участи быть хотя бы в музее где за ним хоть как-то следили бы.
      2. +1
        28 декабря 2013 21:00
        мне везло на экипажи. Ил-ы взлетали и садились очень мягко. Лучше - чем Боинги и Аэробасы. А вод посадка на тушке - была всегда жесткой.
        У ту-204 - прикольно всегда было наблюдать как крылья колеблются (вибрируют). :)
  19. +1
    28 декабря 2013 20:52
    Самолет еще в макете, но уже сегодня, по словам Погосяна, на МС-21 есть 256 заказов.

    Под погосяшкой, похоже, кресло зашаталось, раз он такие сказки начал рассказывать.
    1. 0
      28 декабря 2013 23:03
      Цитата: voliador
      Самолет еще в макете, но уже сегодня, по словам Погосяна, на МС-21 есть 256 заказов.

      Под погосяшкой, похоже, кресло зашаталось, раз он такие сказки начал рассказывать.

      Как он пйодет на такое? Это вместо 2-ух SSJ - 1 MC? Интересно, на чем он рвёт себе волосы?
  20. +4
    28 декабря 2013 20:52
    Великолепный самолет Ту-154. Сколько километров по Союзу на нем налетал и даже намека на аварийную ситуацию не было. Перестройка была сделана в угоду ф.Боинг. Зря что-ли выкашивают наши самолеты и заменяют их импортным хламом двадцатилетней давности. А наши новые самолеты то-ли будут, то-ли нет. Очень уж шаткая ситуации в авиапроме, да и сопутствующие технологии хромают. Для такой страны как наша очень много самолетов надо.
  21. +2
    28 декабря 2013 21:57
    Классная машина!Работал на АРЗ-411,где их ремонтировали.А сейчас,к сожалению,их там только режут.
  22. +2
    28 декабря 2013 22:55
    В подростковом возрасте слышал такую шутку: "Я Ту-154, а эту ни разу". То, что все понимали шутку, говорит о массовости и самого самолета, и пассажиропотока. Красавец.
  23. -5
    29 декабря 2013 00:24
    Но в реальности из-за массовости машины с ней связан и ряд трагических ЧП.
    Всего в катастрофах и серьезных авариях в разных странах было потеряно 72 самолета этого типа, погибли 3172 человека.


    Интересная мысль. Из-за массовости значит... Гм. А320 выпущено 5597, потеряно 25. Boeing 737 построено 7600, аварий - 174. Это в разы более безопасные самолеты!!!
    Помоему в самолете, которых выпустили всего 998 и потеряли 72 (на самом деле 73) штуки, ничего выдающегося нет. Среднемагистральный самолет, ну выпускался долго, часто падал, низкая надежность. Можно сколько угодно петь дифирамбы Ту-154 и прочим изделиям советского авиапрома, но когда начинаешь смотреть статистику катастроф, то понимаешь, что перед нами очередной родственник Авто ВАЗа, хотя и дальний.
    На этом фоне вызывают недоумение люди, захлебывающиеся злобой в адрес Суперджета - самолета, с помощью которого Россия пытается вновь выйти на рынок гражданской авиации. Ведь заметьте, у Сухого нет такой позорной статистики за плечами, как у всего семейства ТУ.
    1. +1
      29 декабря 2013 00:43
      Цитата: Сriceta
      Ведь заметьте, у Сухого нет такой позорной статистики за плечами, как у всего семейства ТУ.
      Да что Вы говорите... Конечно она же у них своя Из 46 произведенных Суперов летает 39 и...
      21 июля 2013 года самолет Sukhoi Superjet 100 потерпел аварию в международном аэропорту Кефлавик в Исландии. Погибших нет. По предварительным данным, самолет приземлялся без выдвинутых шасси. В результате жесткой посадки у самолета оказался поврежденным один из двигателей.
      14 июня в аэропорту Одессы из-за отказа двигателя совершил аварийную посадку пассажирский самолет. Согласно данным ОАО "Аэрофлот", в указанное время в Одессе должен был приземлиться самолет Sukhoi SuperJet-100 из Москвы. Никто не пострадал.
      7 марта 2013 пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс из Москвы в Нижний Новгород, совершил незапланированную посадку в аэропорту Шереметьево. На борту лайнера находились 77 пассажиров и шесть членов экипажа. По предварительной информации, у самолета после взлета возникли проблемы со створками шасси.
      1. 0
        29 декабря 2013 01:42
        Не много ли? Учитывая количество и период использования, то много! НИ В КАКОЕ СРАВНЕНИЕ С ТУ!
        1. -1
          29 декабря 2013 02:24
          И что? Слава богу пострадавших нет, самолеты целы. Так что можно сказать - на 46 произведенных потерь нет... Вернее есть одна в Индонезии. Но хорошо бы что бы последняя. Я же говорил про потери!
          А у ТУ-154 на 998 произведенных 72. Многовато? Помоему ДОФИГА!!! Больше трех тысяч жизней!!!
          И знаете, основная мысль моего сообщения была в статистике катастроф ТУ по сравнению с Airbas и Boeing. По существу есть что сказать? Или только ругать Суперджет и можете?
          1. 0
            29 декабря 2013 09:51
            Цитата: Сriceta
            По существу есть что сказать? Или только ругать Суперджет и можете?
            Не ругать, а показать,что самолет это очень сложная машина и недостатки есть у всех ...
          2. +6
            29 декабря 2013 10:17
            Цитата: Сriceta
            А у ТУ-154 на 998 произведенных 72. Многовато? Помоему ДОФИГА!!!

            Вы занимаетесь ПОДТАСОВКОЙ ФАКТОВ. Если уж сравнивать Ту154, то с Боингом-727, которых было произведено 1832 единицы и потеряно 125. Из всех потерянных, по ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ у Ту154 - 8, у Боинга727 - 73... Не занимайтесь ЖУЛЬНИЧЕСТВОМ...
            1. -1
              29 декабря 2013 23:53
              Да вы что? ))) Boeing 727 говорите?
              727 - начало эксплуатации в 1964.
              737 - начало эксплуатации в 1968.
              Ту-154 - начало эксплуатации в 1972.
              Вы еще предложите сравнить Ту с дирижаблем. Так что кто занимается подтасовкой фактов большой вопрос.
              Или 727 внешне похож? Поэтому и сравнивать с ним надо?
              1. 0
                30 декабря 2013 02:24
                Цитата: Сriceta
                Да вы что?

                Цитата: Сriceta
                Или 727 внешне похож?

                Цитата: Сriceta
                Вы еще предложите сравнить Ту с дирижаблем


                Ну с дирижаблем сравнивать не будем, а то что...
                Разработка отечественного среднемагистрального самолёта нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Туполева 1963 году под руководством главного конструктора С. М. Егера. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. Ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, не уступающий по своим параметрам проектирующемуся в то время Боингу-727.
                http://www.vonovke.ru/s/tu-154_-_istoriya_sozdaniya
                Так,что вот так как то... Хоть чуть чуть историю нашей авиации изучать надо...а уж потом делать выводы.
    2. 0
      29 декабря 2013 00:43
      2012
      10 сентября компания "Аэрофлот" отменила дневной рейс Астрахань — Москва лайнера Sukhoi Superjet-100 в целях безопасности пассажиров: самолет был направлен для диагностики в связи с возможной технической неисправностью. Самолет Sukhoi Superjet был доставлен из Одессы, но когда шла его проверка и подготовка к вылету, сработала сигнализация открытия дверей. Датчик показывал, что дверь не закрыта, хотя в действительности она была закрыта.
      18 августа самолету Sukhoi Superjet-100 авиакомпании "Аэрофлот", выполнявшему рейс Москва — Донецк, пришлось вернуться в аэропорт вылета (Шереметьево) из-за срабатывания датчика утечки воздуха.
      3 августа самолет Sukhoi Superjet-100, выполнявший рейс Казань-Москва, совершил аварийную посадку в аэропорту "Шереметьево‑1" (Москва) из‑за частичной разгерметизации салона. На борту находились 64 пассажира и 6 членов экипажа, никто не пострадал.
      21 июня самолет Sukhoi SuperJet-100 компании "Аэрофлот" не смог вылететь из Нижнего Новгорода в Москву по расписанию. На борту самолета были обнаружены технические неполадки. Все 84 пассажира были выведены из самолета.
      После осмотра специалистами и устранения неисправности самолет вылетел по назначенному маршруту. Задержка составила 2.5 часа.
      18 июня самолет Sukhoi SuperJet-100, выполнявший рейс Москва-Копенгаген (Дания), вернулся в аэропорт вылета из‑за отказа температурного датчика системы кондиционирования. Данный отказ не влиял на безопасность полета, так как вторая линия системы кондиционирования работала штатно.
      9 мая в Индонезии разбился самолет Sukhoi SuperJet-100 во время демонстрационного полета для представителей ряда авиакомпаний в Индонезии. Лайнер врезался в склон горы Салак на высоте 5200 футов (1,6 километра) в труднодоступной местности. На борту разбившегося самолета находились 45 человек — восемь россиян, 35 граждан Индонезии, американец и француз.
      6 мая самолет Sukhoi SuperJet-100 при посадке в аэропорту Казани на время выкатился с взлетно‑посадочной полосы, а затем самостоятельно вернулся на нее. Никто из пассажиров не пострадал.
      16 марта самолет Sukhoi SuperJet-100, который направлялся в Астрахань, из‑за проблем с шасси был вынужден вернутьсяв Москву. На борту самолета, совершавшего рейс 709 компании "Аэрофлот", находились 65 пассажиров. Сразу после взлета командир экипажа доложил о том, что створка переднего шасси не закрылась, и принял решение о возврате в аэропорт вылета.
      2011
      25 декабря самолет SSJ-95 (модификации Sukhoi SuperJet-100) авиакомпании "Аэрофлот" не смог вылететь из Минска (Белоруссия) из‑за неполадки с шасси. Устранить неисправность на месте не удалось, в результате было принято решение о возвращении самолета в Москву без пассажиров.


      РИА Новости http://ria.ru/spravka/20130721/951163422.html#ixzz2ooATSll0
  24. 0
    29 декабря 2013 01:31
    Цитата: Нормальный
    В уходящем году самарский авиационный завод передал Министерству обороны РФ последний выпущенный на предприятии самолет Ту-154.


    Эх..., уходит ЭПОХА...
    Как молоды мы были....
    Как верили в себя.

    Стареем... а неба хочется!
  25. i.xxx-1971
    +4
    29 декабря 2013 02:21
    ИЛ-86/96 вообще не имеет н одной аварийной ситуации, на нем президент РФ летает. А Ту-154 божественно красив, как все русские самолеты.
  26. +1
    29 декабря 2013 05:53
    Доработать двигатель и снова в небо.
  27. Александр Копот
    0
    29 декабря 2013 12:41
    Российскую гражданскую авиацию пора поднимать с колен,у нас Илы,Тушки,Яки это бренды в мире теперь СуперДжет 100.Идея нашей страны простая ребята! Мы должны делать самое лучшее,экономичное,экологичное оборудование и конечно самолёты с вертолётами.Мы это можем,главное когда воруешь всегда опирайся на интересы России,так говорил Бестужев канцлер,а не на интересы других государств.Если ты ещё вдобавок честный человек,то ещё легче будет поднять авиастроение(правда это сказка нет кристально честных людей,есть идеи ,которые честно выполняешь в жизнь).
  28. +1
    29 декабря 2013 18:00
    Российский авиапром в гражданском секторе может спасти только появление чего-то аналогичного Ил-18 в 50-е годы, и закрытие ввоза зарубежному хламу. При желании и ВТО можно нейтрализовать. Единственное, всё это делаться, в любом случае, через ОАК будет, что не есть хорошо.
  29. 0
    29 декабря 2013 23:23
    Извините не в тему... Почему у меня стал появляться гейропейский флажок, место жительства не менял?
  30. 0
    15 января 2014 20:25
    Приберут его к рукам в правительственный авиаотряд со временем.