Советский танк КБТ-7

КБТ-7 — специальный командирский танк, разработанный в 1937 году на базе стандартного легкого танка БТ-7 под руководством инженера Кошкина.

Довольно интересным опытным образцом, созданным на базе танка БТ-7, является КБТ-7 (командирский БТ), который представлял собой первую отечественную специализированную командно-штабную машину. Данная машина предназначалась для «командиров рот и выше для обеспечения им надежного управления подразделениями, а также наблюдения и связи в бою под огнем пулеметов противника». Машина разрабатывалась на основании тактико-технического задания ГБТУ РККА разработанного в 1937 г.

Советский танк КБТ-7



Проектирование и постройка командирского танка велась под руководством инженера Н. И. Коротоношко в НАТИ в 1937 году.

От серийного БТ-7 танк КБТ-7 отличался тем, что башню с пушечным вооружением заменили на бронированную надстройку-рубку высотой 600 миллиметров и шириной, равной ширине корпуса, в которой размещалось специальное оборудование.

Экипаж танка КБТ-7 состоял из четырех человек: начальник штаба, командир подразделения, механик-водитель и радист-пулеметчик. Рабочее место механика-водителя располагалось, как и на серийном танке БТ-7, справа за ним размещался командир, слева от него — начальник штаба, перед которым монтировался откидной столик, у перегородки моторного отделения за начальником штаба посредине корпуса располагалось рабочее место стрелка-радиста.

Для изготовления корпуса танка КБТ-7 использовались броневые и стальные листы. Корпус представлял собой коробчатую жесткую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой, закругленной суженой носовой частью, трапециевидной кормой. Бронирование — противопульное. Большинство неразъемных соединений корпуса выполнялось сваркой и некоторые клепкой. Корпус состоял из днища, крыши, бортов, носа, кормы и внутренних перегородок. Для уменьшения вероятности поражения экипажа броневые листы надстройки устанавливались под наклоном. Лобовой и кормовой листы толщиной соответственно 18 и 13 мм были наклонены под углом 20°, бортовые листы толщиной 13 мм — под углом 15°. Верхний наклонный лист имел толщину 10 мм.

Вместо башни установили неподвижную 600-миллиметровую рубку. Ширина рубки равнялась ширине корпуса. Поскольку отсутствовал круговой обстрел, его компенсировали наличием во всех стенках рубки четырех шаровых установки для пулемета ДТ. Надстройка на опытном образце была изготовлена из обычной конструкционной стали марки 3.

Вооружение состояло из пары пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, установленных в правом бортовом и переднем листах. Третий, запасной, пулемет одновременно выполнял роль зенитного. На крыше рубки смонтировали турель П-40, а в полу танка — подъемную площадку для ведения огня из зенитного пулемета. Боекомплект — 1953 патрона в 31 магазине.

Для наблюдения за обстановкой на поле боя и подчиненными подразделениями устанавливалось два командирских прибора ПТК, а также четыре триплекса, смонтированных в каждой стенке рубки. Рабочее место командира давало возможность попеременно вести огонь одному человеку из всех пулеметов, не мешая работе другим членам экипажа.

В состав специального оборудования танка входили два прибора наблюдения, две радиостанции, танковое переговорное устройство, два светосигнальных семафора на крыше рубки, а также авиасигнальное приспособление для осуществления связи с самолетами-разведчиками. Водитель также располагал компасом КИ для вождения в сложных условиях.

Для внешней связи на большие расстояния использовалась радиостанция РТУ, имеющая штыревую антенну, а на малые дальности — радиостанция 71-ТК-1, имеющая подъемную штыревую антенну. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства ТСПУ-5, рассчитанного на четыре абонента.

Для управления внутри танкового подразделения использовались светосемафоры СТС, расположенные в бронированных коробках на верхних наклонных листах надстройки.

Связь с самолетом-разведчиком ночью и днем осуществлялась специальным танковым авиасигнальным приспособлением, размещаемым на обоих надгусеничных полках (4 полотнища 1900х600 мм). Полотнища управлялись специальным распределительным устройством, которое давало возможность набирать различные комбинации. Подсветка сигнальных полотнищ ТАСП в ночных условиях осуществлялась прожекторами (по два на борт), установленными в броневых стаканах на надгусеничных полках.

Силовая ходовая часть, трансмиссия и установка были такими же, как и на серийном БТ-7. 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель М-17 был установлен в кормовой части корпуса. В корме танка установили топливный бак емкостью 650 л. При 1550-1650 оборотах в минуту мощность двигателя составляла 400 л.с. Это позволяло танку КБТ-7 развивать по шоссе на гусеницах скорость 52 километра в час, на колесах — 72 километра в час. Сухая масса двигателя равнялась 550 кг. Система охлаждения — принудительная, водяная, при помощи центробежного насоса М17. Емкость радиаторов — 100 л. Запас хода танка по шоссе достигал: на колесном ходу 450 км, на гусеничном — 220 км.

Танк КБТ-7 имел комбинированный колесно-гусеничный движитель, состоящий из двух задних ведущих колес диаметром 640 миллиметров, двух направляющих передних колес диаметром 550 миллиметров, 8 опорных катков диаметром 815 миллиметров с резиновыми бандажами и двух многозвенных стальных гусениц с шириной трака 263 миллиметра. При движении танка на колесном ходу гусеницы снимали, демонтировали на 4 составляющие и укладывали в надгусеничные полки. При движении на колесном ходу привод производился на опорные задние катки. Приводы управления — механические. Поворот на гусеничном ходу осуществлялся с помощью двух рычагов, воздействовавших на тормоза и бортовые фрикционы; поворот на колесном ходу осуществлялся штурвалом. Во время движения на гусеничном ходу штурвал снимали и укладывали у левого борта танка в отделении управления.

Советский танк КБТ-7


Танк КБТ-7 имел механическую трансмиссию, состоящую из: пятиступенчатой коробки переключения передач (4 передачи переднего хода, 1 заднего), главного многодискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения, двух бортовых многодисковых фрикционов с ленточными тормозами, двух бортовых одноступенчатых редукторов и двух редукторов привода к опорным задним каткам — ведущих при колесном ходе.

Тип подвески — классическая Кристи, различаемая как индивидуальная пружинная подвеска. Три пружины, установленные вертикально относительно левого и правого бортов корпуса, располагались между внутренней стенкой борта корпуса и внешним бронелистом, а одна устанавливалась в средней части боевого отделения внутри корпуса в горизонтальное положение. Вертикально установленные пружины связывались через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтально установленные — с передними управляемыми катками.

На танке испытывался новый трехцветный камуфляж, нашедший позднее в танковых войсках ограниченное применение.

Испытания танка прошли в период с 7 по 20 августа 1937 г. В выводах было сообщено следующее:

«Испытуемый командирский танк, созданный на базе танка БТ-7, предъявляемым к командирскому танку тактико-техническим требованиям, не удовлетворяет по причинам:
1. Машина не имеет необходимых секторов обстрела и наблюдения.
2. От линейных танков БТ-7 командирский танк по своей конфигурации резко отличается и потому может быть обнаружен противником на расстоянии 1 км невооруженным глазом и вместе с командиром подразделения выведен из строя.
3. Наличие устройства ТАСП на командирском танке КБТ-7 демаскирует его.
4. Емкость аккумуляторов, используемых для питания приборов связи, недостаточна.
Заключение.
Комиссия на основании вышеуказанного считает, что командирский танк КБТ-7 на базе БТ-7 на вооружение автобронетанковых войск Рабоче-крестьянской Красной Армии не может быть рекомендован. В соответствии с материалами, полученными в ходе испытаний, необходима доработка танка. Для дальнейших испытаний комиссия считает необходимым придать данный танк частям на учении».

Танк на вооружение принят не был из-за неудовлетворительных условий ведения огня из пулеметов, тесноты рубки, демаскирующих признаков, и вероятно, из-за нежелания уменьшать количество линейных танков.

Советский танк КБТ-7


Хотя этот танк на вооружение принят и не был, он являлся весьма интересной машиной. Концепция данного танка вобрала не только устаревшие архаичные элементы (например, семафоры) но и многие передовые идеи, которые позже были воплощены. Например, использование базы линейного танка, рубка, две радиостанции, больший в сравнении с линейным танком экипаж. Все это позднее было воплощено в немецких командирских танках, а по окончании войны и в советских командно-штабных машинах.

Технические характеристики:
Экипаж — 4 человека.
Боевая масса — 13 тонн.
Основные размеры:
Длина — 5580 мм.
Ширина — 2230 мм.
Высота — 2700 (ЗПУ) мм.
Клиренс — 350 мм.
Вооружение — 3 пулемета ДТ (включая 1 запасной) калибра 7,62 мм.
Боекомплект — 1953 патронов.
Бронирование (толщина/угол наклона):
Лоб корпуса — 13 (20) мм/60-18 град.
Борт корпуса — 13 мм/90 град.
Корма корпуса — 13 мм/90 град.
Крыша корпуса — 10 мм/180 град.
Днище — 6 мм/180 град.
Башня (рубка) — 18 мм/20 град.
Скорость движения (гусеницы/колеса):
Максимальная — 50/72 км/ч.
Средняя по проселку — 34,6/– км/ч.
Преодолеваемые препятствия (гусеницы/колеса):
Подъем — 37/15 град.
Спуск — 37/15 град.
Крен — 30/– град.
Ров — 2,4/– м
Брод — 0,9/– м.
Вертикальная стенка — 0,8/– м.
Среднее давление на грунт — 0,62 кгс/см2.
Запас хода (гусеницы/колеса):
По проселку — 160/– км.
По шоссе — 220/450 км.
Емкость баков — 650 л.
Двигатель — М-17Т, V12 карбюраторный, мощностью 500 л.с., 1650 об/мин.
Коробка передач — двухвальная, механическая, число передач — 4 вперед/1 назад.
Ширина гусеницы — 260 мм, шаг 167 мм.
Радиостанции и переговорные устройства — РТУ, 71-ТК-1, ТСПУ-5.

Подготовлено по материалам
alternathistory.org.ua
www.dishmodels.ru
bronetehnika.com
militera.lib.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. svp67 30 декабря 2013 11:20
    Данная машина предназначалась для «командиров рот и выше для обеспечения им надежного управления подразделениями, а также наблюдения и связи в бою под огнем пулеметов противника». Машина разрабатывалась на основании тактико-технического задания ГБТУ РККА разработанного в 1937 г.
    От серийного БТ-7 танк КБТ-7 отличался тем, что башню с пушечным вооружением заменили на бронированную надстройку-рубку высотой 600 миллиметров и шириной, равной ширине корпуса, в которой размещалось специальное оборудован

    Ну и хорошо,что не пошел в серию, ранее наличие поручневой антены выдавало командирские танки и их сразу пытались уничтожить враги, а тут ... На уровне "рота-батальон" конечно же тупиковый путь...
  2. NIKOLAEV196 30 декабря 2013 13:36
    КСТАТИ У НЕМЦЕВ ТОЖЕ БЫЛИ ТАНКИ С ТАКОЙ АНТЕННОЙ.НАШИ В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ ИХ ВЫЧИСЛИЛИ И СТАРАЛИСЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УНИЧТОЖИТЬ
    NIKOLAEV196
  3. sapran 30 декабря 2013 14:03
    определять данную машину в нишу "рота-батальон" по моему фантазия автора и не более.
    А для комдива и его штаба как раз было бы то. (а то одни "Чапаевцы") Силы много толку-мало.
    sapran
  4. bublic82009 30 декабря 2013 14:16
    ну для командира роты может и нет, а для комбата и комполка пошел бы
    bublic82009
  5. propolsky 30 декабря 2013 14:55
    А куда помещался экипаж 4 человека? Как плохие пельмешки слипнувсь вместе?
  6. ppolkovnik 30 декабря 2013 19:13
    Фотография в заглавии, явна обработана фотошопом. На оригинале изображен БТ-7А......
    ppolkovnik
  7. igor67 30 декабря 2013 20:23
    тест драйв танка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня