Military Review

Soviet tank KBT-7

5
KBT-7 - a special command tank developed in 1937 on the basis of a standard light tank BT-7 under the leadership of engineer Koshkin.


Quite an interesting prototype, created on the basis of the BT-7 tank, is the KBT-7 (commander's BT), which was the first Russian specialized command and staff vehicle. This machine was intended for "commanders of companies and above to ensure them reliable control of units, as well as observation and communication in battle under the fire of enemy machine guns." The machine was developed on the basis of the tactical and technical specifications of the Red Army headquarters of the Bulgarian State Technical University developed in 1937

Soviet tank KBT-7


The design and construction of a command tank was carried out under the guidance of engineer N. I. Korotonoshko at NATI in 1937.

From the BT-7 serial, the KBT-7 tank was distinguished by the fact that the cannon tower was replaced with an armored superstructure-cabin with a height of 600 millimeters and a width equal to the width of the hull in which the special equipment was located.

The crew of the KBT-7 tank consisted of four people: the chief of staff, the commander of the unit, the driver-mechanic, and the radio operator-gunner. The workplace of the driver was located, as well as on the BT-7 serial tank, the commander was located to the right, to his left was the chief of staff, in front of which the folding table was mounted, the radio operator’s workplace was located at the engine compartment partition .

For the manufacture of the hull of the tank KBT-7 used armor and steel sheets. The case was a box-shaped rigid structure with double side walls, an oblong, rounded constricted bow, trapezoidal stern. Reservations - bulletproof. Most of the one-piece body connections were done by welding and some by riveting. The hull consisted of the bottom, roof, sides, bow, stern and internal partitions. To reduce the likelihood of damage to the crew, the armor plates of the superstructure were installed at an angle. Front and stern sheets, respectively, 18 and 13 mm thick, were tilted at an angle 20 °, side sheets 13 mm thick - at an angle 15 °. The upper inclined sheet had a thickness of 10 mm.

Instead of the tower, a fixed 600 millimeter cabin was installed. The width of the cabin was equal to the width of the hull. Since there was no circular fire, it was compensated for by the presence of four ball mounts for the DT machine gun in all the walls of the cabin. The superstructure on the prototype was made of ordinary structural steel grade 3.

Armament consisted of a pair of machine guns DT caliber 7,62 mm, installed in the right side and front sheets. The third, spare, machine gun at the same time served as anti-aircraft. On the roof of the wheelhouse mounted turret P-40, and in the floor of the tank - a lifting platform for firing from an anti-aircraft machine gun. Ammunition - 1953 cartridge in the 31 store.

To monitor the situation on the battlefield and subordinate units, two PTK commander devices were installed, as well as four triplexes mounted in each wall of the wheelhouse. The workplace of the commander made it possible to alternately fire one person from all machine guns, without interfering with the work of other crew members.

The structure of the special equipment of the tank included two surveillance devices, two radio stations, a tank intercom, two light-signal semaphores on the cabin roof, as well as an aircraft signal device for communicating with reconnaissance aircraft. The driver also had a KI compass for driving in difficult conditions.

For external communication over long distances, a RTU radio station was used, which has a whip antenna, and at short range - a 71-TK-1 radio station, which has a lifting whip antenna. The internal communication between the crew members was carried out with the help of a TSPU-5 tank intercom, designed for four subscribers.

For control inside the tank unit, STS light-semaphores were used, located in armored boxes on the upper inclined superstructure sheets.

Communication with the reconnaissance aircraft, night and day, was carried out by a special tank aircraft signaling device placed on both fenced shelves (4 of 1900xXNNXX mm web). The sheets were controlled by a special switchgear, which made it possible to recruit various combinations. The illumination of TASP signal panels at night was carried out by searchlights (two per board) installed in armored glasses on fences.

The power train, transmission and installation were the same as on the serial BT-7. The 12-cylinder four-stroke carburetor engine M-17 was installed in the rear of the hull. In the stern of the tank installed fuel tank capacity 650 l. With the 1550-1650 rpm, the engine power was hp 400. This allowed the KBT-7 tank to develop 52 speed per kilometer per hour on the tracks on tracks, and 72 kilometers per hour on wheels. The dry weight of the engine was 550 kg. Cooling system - forced, water, using the M17 centrifugal pump. Radiator capacity - 100 l. The cruising range of the tank on the highway reached: on a wheeled track 450 km, on a caterpillar track - 220 km.

The KBT-7 tank had a combined wheel-tracked propulsion consisting of two rear drive wheels with a diameter of 640 millimeters, two guiding front wheels with a diameter of 550 millimeters, 8 track rollers with a diameter of 815 millimeters with rubber bands, and two multi-link steel tracks with a width of 9 mm wide with gauges with a width of 2 multi-link steel tracks with a width of 263 mm with rubber bandages and two multi-section steel tracks with a width of 4 mm with rubber bandages and two multi-link steel tracks with a width of 0 x X. When the tank was in motion on a wheeled track, the tracks were removed, the components were dismantled on the XNUMX and placed in the fenders. When driving on a wheel drive, the drive was made on the rear supporting rollers. Control drives are mechanical. The turn on the track was carried out with the help of two levers, acting on the brakes and side clutches; turn on the wheel was carried out by the steering wheel. While driving on a caterpillar, the steering wheel was removed and placed at the left side of the tank in the control compartment.



Tank IPA-7 had a mechanical transmission consisting of: a five-speed gearboxes (4 forward gear, 1 adjustable), the main multi-plate clutch, operating on the principle of dry friction, two bead multidisk clutches with band brakes, two bead one-step reduction gears and two gearboxes drive to the supporting rear rollers - leading when wheeling.

Suspension type - classic Christie, distinguished as an individual spring suspension. Three springs, mounted vertically relative to the left and right sides of the hull, were located between the inner wall of the hull side and the outer bronelist, and one was installed in the middle part of the fighting compartment inside the hull in a horizontal position. Vertically mounted springs were connected through balancers to rear and middle support rollers, and horizontally installed springs were connected to front-controlled rollers.

A new tricolor camouflage was tested on the tank, which later found limited use in tank forces.

The tests of the tank took place from 7 to 20 in August of 1937. The conclusions were as follows:

“The test commander tank, created on the basis of the BT-7 tank, imposed on the commander tank tactical and technical requirements, does not satisfy for the following reasons:
1. The machine does not have the necessary sectors of fire and observation.
2. From the BT-7 linear tanks, the commander's tank differs sharply in its configuration and therefore can be detected by the enemy at a distance of 1 km with the naked eye and, together with the unit commander, is incapacitated.
3. The presence of the TASP device on the commander tank KBT-7 unmasks it.
4. The capacity of batteries used to power communication devices is insufficient.
Conclusion.
The Commission, on the basis of the above, believes that the commander tank KBT-7 based on BT-7 cannot be recommended for arming the armored troops of the Workers 'and Peasants' Red Army. In accordance with the materials obtained during the tests, it is necessary to refine the tank. For further testing, the commission considers it necessary to give this tank to units in the exercise. ”

The tank was not adopted for service because of the unsatisfactory conditions of firing from machine guns, cramped chopping, unmasking signs, and probably because of the reluctance to reduce the number of linear tanks.



Although this tank was adopted for service and was not, it was a very interesting machine. The concept of this tank has incorporated not only outdated archaic elements (for example, semaphores), but also many advanced ideas that were later implemented. For example, the use of a base tank base, a wheelhouse, two radio stations, a larger crew than a line tank. All this was later embodied in the German command tanks, and at the end of the war in the Soviet command and staff vehicles.

Specifications:
Crew - 4 person.
Combat weight - 13 tons.
Main dimensions:
Length - 5580 mm.
Width - 2230 mm.
Height - 2700 (ЗПУ) mm.
Ground clearance - 350 mm.
Armament - 3 machine gun DT (including 1 spare) caliber 7,62 mm.
Ammunition - 1953 ammo.
Reservations (thickness / angle):
The forehead of the body is 13 (20) mm / 60-18 degrees.
Housing side - 13 mm / 90 deg.
Body Feed - 13 mm / 90 deg.
The roof of the case - 10 mm / 180 deg.
Bottom - 6 mm / 180 deg.
Tower (chopping) - 18 mm / 20 deg.
Speed ​​(tracks / wheels):
Maximum - 50 / 72 km / h.
The average country road is 34,6 / - km / h.
Overcoming obstacles (tracks / wheels):
Rise - 37 / 15 hail.
Descent - 37 / 15 grad.
Roll - 30 / - hail.
Moat - 2,4 / - m
Ford - 0,9 / - m.
Vertical wall - 0,8 / - m.
The average ground pressure is 0,62 kgf / cm2.
Power reserve (tracks / wheels):
By country road - 160 / - km.
On the highway - 220 / 450 km.
Tank capacity - 650 l.
Engine - M-17Т, V12 carburetor, power 500 hp, 1650 r / min.
Transmission - two-shaft, manual, the number of gears - 4 forward / 1 back.
Track width - 260 mm, 167 pitch mm.
Radio stations and intercoms - RTU, 71-TK-1, TSPU-5.

Prepared by materials
alternathistory.org.ua
www.dishmodels.ru
bronetehnika.com
militera.lib.ru
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. svp67
    svp67 30 December 2013 11: 20
    +1
    This machine was intended for "company commanders and above to provide them with reliable command and control of units, as well as observation and communication in battle under enemy machine gun fire." The machine was developed on the basis of the tactical and technical specifications of GBTU RKKA developed in 1937.
    The KBT-7 tank differed from the serial BT-7 in that the turret with cannon armament was replaced with an armored superstructure-cabin with a height of 600 millimeters and a width equal to the width of the hull in which the special equipment was located

    Well, it’s good that I didn’t go into production, earlier the presence of the handrail antenna gave out the command tanks and the enemies immediately tried to destroy them, but here ... At the level of the "company-battalion", of course, there is a dead-end path ...
  2. NIKOLAEV196
    NIKOLAEV196 30 December 2013 13: 36
    0
    BTW, GERMANS ALSO HAD TANKS WITH SUCH ANTENNA. OURS AT THE BEGINNING OF THE WAR, THEY CALCULATED THEM AND STARTED FOR THE FIRST TIME TO DESTROY
  3. sapran
    sapran 30 December 2013 14: 03
    +1
    define this car in the niche "company-battalion" in my imagination of the author and no more.
    And for the division commander and his headquarters it would be just that. (and then only "Chapaevtsy") Power is a lot of sense, little.
  4. bublic82009
    bublic82009 30 December 2013 14: 16
    +2
    Well, for the company commander, maybe not, but for the battalion commander and regiment he would go
  5. propolsky
    propolsky 30 December 2013 14: 55
    -1
    And where did the crew of 4 people fit? How bad dumplings stick together?
  6. ppolkovnik
    ppolkovnik 30 December 2013 19: 13
    +1
    The photo in the title is explicitly processed by Photoshop. The original depicts BT-7A ......
  7. igor67
    igor67 30 December 2013 20: 23
    +2
    test drive tank

Советский танк КБТ-7

КБТ-7 — специальный командирский танк, разработанный в 1937 году на базе стандартного легкого танка БТ-7 под руководством инженера Кошкина.

Довольно интересным опытным образцом, созданным на базе танка БТ-7, является КБТ-7 (командирский БТ), который представлял собой первую отечественную специализированную командно-штабную машину. Данная машина предназначалась для «командиров рот и выше для обеспечения им надежного управления подразделениями, а также наблюдения и связи в бою под огнем пулеметов противника». Машина разрабатывалась на основании тактико-технического задания ГБТУ РККА разработанного в 1937 г.

Советский танк КБТ-7



Проектирование и постройка командирского танка велась под руководством инженера Н. И. Коротоношко в НАТИ в 1937 году.

От серийного БТ-7 танк КБТ-7 отличался тем, что башню с пушечным вооружением заменили на бронированную надстройку-рубку высотой 600 миллиметров и шириной, равной ширине корпуса, в которой размещалось специальное оборудование.

Экипаж танка КБТ-7 состоял из четырех человек: начальник штаба, командир подразделения, механик-водитель и радист-пулеметчик. Рабочее место механика-водителя располагалось, как и на серийном танке БТ-7, справа за ним размещался командир, слева от него — начальник штаба, перед которым монтировался откидной столик, у перегородки моторного отделения за начальником штаба посредине корпуса располагалось рабочее место стрелка-радиста.

Для изготовления корпуса танка КБТ-7 использовались броневые и стальные листы. Корпус представлял собой коробчатую жесткую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой, закругленной суженой носовой частью, трапециевидной кормой. Бронирование — противопульное. Большинство неразъемных соединений корпуса выполнялось сваркой и некоторые клепкой. Корпус состоял из днища, крыши, бортов, носа, кормы и внутренних перегородок. Для уменьшения вероятности поражения экипажа броневые листы надстройки устанавливались под наклоном. Лобовой и кормовой листы толщиной соответственно 18 и 13 мм были наклонены под углом 20°, бортовые листы толщиной 13 мм — под углом 15°. Верхний наклонный лист имел толщину 10 мм.

Вместо башни установили неподвижную 600-миллиметровую рубку. Ширина рубки равнялась ширине корпуса. Поскольку отсутствовал круговой обстрел, его компенсировали наличием во всех стенках рубки четырех шаровых установки для пулемета ДТ. Надстройка на опытном образце была изготовлена из обычной конструкционной стали марки 3.

Вооружение состояло из пары пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, установленных в правом бортовом и переднем листах. Третий, запасной, пулемет одновременно выполнял роль зенитного. На крыше рубки смонтировали турель П-40, а в полу танка — подъемную площадку для ведения огня из зенитного пулемета. Боекомплект — 1953 патрона в 31 магазине.

Для наблюдения за обстановкой на поле боя и подчиненными подразделениями устанавливалось два командирских прибора ПТК, а также четыре триплекса, смонтированных в каждой стенке рубки. Рабочее место командира давало возможность попеременно вести огонь одному человеку из всех пулеметов, не мешая работе другим членам экипажа.

В состав специального оборудования танка входили два прибора наблюдения, две радиостанции, танковое переговорное устройство, два светосигнальных семафора на крыше рубки, а также авиасигнальное приспособление для осуществления связи с самолетами-разведчиками. Водитель также располагал компасом КИ для вождения в сложных условиях.

Для внешней связи на большие расстояния использовалась радиостанция РТУ, имеющая штыревую антенну, а на малые дальности — радиостанция 71-ТК-1, имеющая подъемную штыревую антенну. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства ТСПУ-5, рассчитанного на четыре абонента.

Для управления внутри танкового подразделения использовались светосемафоры СТС, расположенные в бронированных коробках на верхних наклонных листах надстройки.

Связь с самолетом-разведчиком ночью и днем осуществлялась специальным танковым авиасигнальным приспособлением, размещаемым на обоих надгусеничных полках (4 полотнища 1900х600 мм). Полотнища управлялись специальным распределительным устройством, которое давало возможность набирать различные комбинации. Подсветка сигнальных полотнищ ТАСП в ночных условиях осуществлялась прожекторами (по два на борт), установленными в броневых стаканах на надгусеничных полках.

Силовая ходовая часть, трансмиссия и установка были такими же, как и на серийном БТ-7. 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель М-17 был установлен в кормовой части корпуса. В корме танка установили топливный бак емкостью 650 л. При 1550-1650 оборотах в минуту мощность двигателя составляла 400 л.с. Это позволяло танку КБТ-7 развивать по шоссе на гусеницах скорость 52 километра в час, на колесах — 72 километра в час. Сухая масса двигателя равнялась 550 кг. Система охлаждения — принудительная, водяная, при помощи центробежного насоса М17. Емкость радиаторов — 100 л. Запас хода танка по шоссе достигал: на колесном ходу 450 км, на гусеничном — 220 км.

Танк КБТ-7 имел комбинированный колесно-гусеничный движитель, состоящий из двух задних ведущих колес диаметром 640 миллиметров, двух направляющих передних колес диаметром 550 миллиметров, 8 опорных катков диаметром 815 миллиметров с резиновыми бандажами и двух многозвенных стальных гусениц с шириной трака 263 миллиметра. При движении танка на колесном ходу гусеницы снимали, демонтировали на 4 составляющие и укладывали в надгусеничные полки. При движении на колесном ходу привод производился на опорные задние катки. Приводы управления — механические. Поворот на гусеничном ходу осуществлялся с помощью двух рычагов, воздействовавших на тормоза и бортовые фрикционы; поворот на колесном ходу осуществлялся штурвалом. Во время движения на гусеничном ходу штурвал снимали и укладывали у левого борта танка в отделении управления.

Советский танк КБТ-7


Танк КБТ-7 имел механическую трансмиссию, состоящую из: пятиступенчатой коробки переключения передач (4 передачи переднего хода, 1 заднего), главного многодискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения, двух бортовых многодисковых фрикционов с ленточными тормозами, двух бортовых одноступенчатых редукторов и двух редукторов привода к опорным задним каткам — ведущих при колесном ходе.

Тип подвески — классическая Кристи, различаемая как индивидуальная пружинная подвеска. Три пружины, установленные вертикально относительно левого и правого бортов корпуса, располагались между внутренней стенкой борта корпуса и внешним бронелистом, а одна устанавливалась в средней части боевого отделения внутри корпуса в горизонтальное положение. Вертикально установленные пружины связывались через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтально установленные — с передними управляемыми катками.

На танке испытывался новый трехцветный камуфляж, нашедший позднее в танковых войсках ограниченное применение.

Испытания танка прошли в период с 7 по 20 августа 1937 г. В выводах было сообщено следующее:

«Испытуемый командирский танк, созданный на базе танка БТ-7, предъявляемым к командирскому танку тактико-техническим требованиям, не удовлетворяет по причинам:
1. Машина не имеет необходимых секторов обстрела и наблюдения.
2. От линейных танков БТ-7 командирский танк по своей конфигурации резко отличается и потому может быть обнаружен противником на расстоянии 1 км невооруженным глазом и вместе с командиром подразделения выведен из строя.
3. Наличие устройства ТАСП на командирском танке КБТ-7 демаскирует его.
4. Емкость аккумуляторов, используемых для питания приборов связи, недостаточна.
Заключение.
Комиссия на основании вышеуказанного считает, что командирский танк КБТ-7 на базе БТ-7 на вооружение автобронетанковых войск Рабоче-крестьянской Красной Армии не может быть рекомендован. В соответствии с материалами, полученными в ходе испытаний, необходима доработка танка. Для дальнейших испытаний комиссия считает необходимым придать данный танк частям на учении».

Танк на вооружение принят не был из-за неудовлетворительных условий ведения огня из пулеметов, тесноты рубки, демаскирующих признаков, и вероятно, из-за нежелания уменьшать количество линейных танков.

Советский танк КБТ-7


Хотя этот танк на вооружение принят и не был, он являлся весьма интересной машиной. Концепция данного танка вобрала не только устаревшие архаичные элементы (например, семафоры) но и многие передовые идеи, которые позже были воплощены. Например, использование базы линейного танка, рубка, две радиостанции, больший в сравнении с линейным танком экипаж. Все это позднее было воплощено в немецких командирских танках, а по окончании войны и в советских командно-штабных машинах.

Технические характеристики:
Экипаж — 4 человека.
Боевая масса — 13 тонн.
Основные размеры:
Длина — 5580 мм.
Ширина — 2230 мм.
Высота — 2700 (ЗПУ) мм.
Клиренс — 350 мм.
Вооружение — 3 пулемета ДТ (включая 1 запасной) калибра 7,62 мм.
Боекомплект — 1953 патронов.
Бронирование (толщина/угол наклона):
Лоб корпуса — 13 (20) мм/60-18 град.
Борт корпуса — 13 мм/90 град.
Корма корпуса — 13 мм/90 град.
Крыша корпуса — 10 мм/180 град.
Днище — 6 мм/180 град.
Башня (рубка) — 18 мм/20 град.
Скорость движения (гусеницы/колеса):
Максимальная — 50/72 км/ч.
Средняя по проселку — 34,6/– км/ч.
Преодолеваемые препятствия (гусеницы/колеса):
Подъем — 37/15 град.
Спуск — 37/15 град.
Крен — 30/– град.
Ров — 2,4/– м
Брод — 0,9/– м.
Вертикальная стенка — 0,8/– м.
Среднее давление на грунт — 0,62 кгс/см2.
Запас хода (гусеницы/колеса):
По проселку — 160/– км.
По шоссе — 220/450 км.
Емкость баков — 650 л.
Двигатель — М-17Т, V12 карбюраторный, мощностью 500 л.с., 1650 об/мин.
Коробка передач — двухвальная, механическая, число передач — 4 вперед/1 назад.
Ширина гусеницы — 260 мм, шаг 167 мм.
Радиостанции и переговорные устройства — РТУ, 71-ТК-1, ТСПУ-5.

Подготовлено по материалам
alternathistory.org.ua
www.dishmodels.ru
bronetehnika.com
militera.lib.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. svp67 30 декабря 2013 11:20
    Данная машина предназначалась для «командиров рот и выше для обеспечения им надежного управления подразделениями, а также наблюдения и связи в бою под огнем пулеметов противника». Машина разрабатывалась на основании тактико-технического задания ГБТУ РККА разработанного в 1937 г.
    От серийного БТ-7 танк КБТ-7 отличался тем, что башню с пушечным вооружением заменили на бронированную надстройку-рубку высотой 600 миллиметров и шириной, равной ширине корпуса, в которой размещалось специальное оборудован

    Ну и хорошо,что не пошел в серию, ранее наличие поручневой антены выдавало командирские танки и их сразу пытались уничтожить враги, а тут ... На уровне "рота-батальон" конечно же тупиковый путь...
  2. NIKOLAEV196 30 декабря 2013 13:36
    КСТАТИ У НЕМЦЕВ ТОЖЕ БЫЛИ ТАНКИ С ТАКОЙ АНТЕННОЙ.НАШИ В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ ИХ ВЫЧИСЛИЛИ И СТАРАЛИСЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УНИЧТОЖИТЬ
    NIKOLAEV196
  3. sapran 30 декабря 2013 14:03
    определять данную машину в нишу "рота-батальон" по моему фантазия автора и не более.
    А для комдива и его штаба как раз было бы то. (а то одни "Чапаевцы") Силы много толку-мало.
    sapran
  4. bublic82009 30 декабря 2013 14:16
    ну для командира роты может и нет, а для комбата и комполка пошел бы
    bublic82009
  5. propolsky 30 декабря 2013 14:55
    А куда помещался экипаж 4 человека? Как плохие пельмешки слипнувсь вместе?
  6. ppolkovnik 30 декабря 2013 19:13
    Фотография в заглавии, явна обработана фотошопом. На оригинале изображен БТ-7А......
    ppolkovnik
  7. igor67 30 декабря 2013 20:23
    тест драйв танка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня