Схватка за Арктику

45
Решающие преимущества в этой битве получит та сторона, которая сможет в короткие сроки обеспечить мощное военное присутствие в регионе

Президент России Владимир Путин призвал уделить особое внимание развертыванию воинских частей и инфраструктуры на арктическом направлении. «Россия все активнее осваивает этот перспективный регион и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», – отметил президент на расширенном заседании коллегии Минобороны. Он указал на необходимость закончить в 2014 году формирование новых соединений и воинских частей, входящих в перспективный боевой состав Вооруженных Сил. Министр обороны России Сергей Шойгу поручил Генеральному штабу разработать проект развертывания воинских частей в Арктике.

Во многом подобное решение президента России связано с тем, что борьба за контроль над Арктическим регионом быстро усиливается. В нее вступают не только страны бассейна Северного Ледовитого океана – США, Канада, Норвегия, Дания, но и державы иных регионов, например КНР. Полярные исследования перешли из сферы науки в сферу экономики, что привело к ожесточенному политическому спору между государствами, граничащими с Арктикой.

Борьба за ресурсы и коммуникации

Возникает закономерный вопрос: почему же лидеры многих стран заявили о приоритетности освоения территорий, которым ранее не уделяли столь пристального внимания? Частичный ответ на это дает исследование Геологической службы США, проведенное в 2000 году. В его выводах говорится, что в Арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа.

Схватка за Арктику

На текущий момент в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Для 10 из них перспективность разработки уже доказана. Согласно подсчетам Минприроды РФ на площади 6,2 миллиона квадратных километров сосредоточены запасы 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллиона кубометров газа. Самым известным, несомненно, является Штокмановское месторождение, расположенное в российской шельфовой зоне Баренцева моря.

Цена территориальных споров в Арктике огромна. Если Москве удастся доказать, что океанский хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы, то Россия получит право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс.

Ведущие мировые страны пытаются освоить новые месторождения нефти и газа, используя самые различные пути для предъявления своих прав на районы, богатые углеводородами.

Другой, в перспективе не менее важный ресурс Арктики – это транспортные коммуникации.

Национальный центр США по слежению за состоянием снежного и ледового покрова сообщил, что в сентябре 2012 года площадь ледового покрова Северного Ледовитого океана сократилась до рекордной величины – 3,52 миллиона квадратных километров. В 2013-м летний минимум вписывается в долгосрочную тенденцию к снижению площади ледяного покрова на 12 процентов за десятилетие.

Ожидается, что в текущем столетии Северный Ледовитый океан полностью освободиться ото льда. Прогнозы по срокам этого события разняться. Приверженцы консервативных оценок говорят о 2040-м. Существуют и более радикальные прогнозы о таянии ледяной шапки к 2020 году.

В любом случае трасса Северного морского пути (СМП) становится все более и более доступной для коммерческого судоходства. В 2009 году два немецких крупнотоннажных судна прошли по СМП, установив новый рекорд скорости на линии южнокорейский Ульсан – Роттердам. В 2010-м по трассе прошли четыре судна, в 2012-м – 46, в 2013-м – около 60. Объем перевозок по СМП растет на десятки процентов в год: в 2011-м – 0,83 миллиона тонн, в 2012-м – 1,26 миллиона тонн, в 2013-м – 1,5 миллиона тонн (оценка). Прогноз регистра Ллойда на 2021 год – 15 миллионов тонн, к которым следует добавить порядка 25 миллионов тонн российских углеводородов, которые во все больших объемах будут идти на экспорт по северным морям. Российский прогноз на 2030-й – 50 миллионов тонн в год.

Причина интереса к СМП проста и понятна. Маршрут из Китая в Западную Европу по «северам» имеет протяженность около 8,1 тысячи морских миль. Путь через Суэцкий канал длиннее на 2,4 тысячи миль. Хотите обойти Африку – прибавьте еще более 4000 миль. Для растущего грузопотока из Европы в Восточную Азию использование СМП сулит существенные прибыли – порядка одного миллиона долларов в расчете на один рейс крупного контейнеровоза.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года позволяет России в определенной степени регулировать судоходство по СМП. Это наше преимущество, которое нельзя утратить и необходимо поддерживать всевозможными способами.

Отметим, что для России СМП имеет и оборонное значение, поскольку обеспечивает полностью открытый доступ в Мировой океан и межтеатровый маневр силами и средствами отечественного ВМФ.

Итак, Арктика становится ареной глобальной конкуренции за транспортные потоки и природные ресурсы глобального значения. Мировая история не знает случаев, когда такая конкуренция велась без учета военных факторов.

При этом не имеют значения политический режим или особенности внутреннего устройства государств-конкурентов. Можно вспомнить, сколько сил и средств потратили ведущие мировые державы для установления контроля над Суэцким и Панамским каналами. Вполне демократические Великобритания и Испания не стесняются использовать угрозу силы в многовековом конфликте вокруг Гибралтара. Упомянутая «цивилизованная» Великобритания без тени сомнения топит аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» с сотнями моряков вне объявленной военной зоны вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов. На наших глазах разворачивается соревнование силовых потенциалов КНР, Японии, Южной Кореи вокруг нескольких скал в Южно-Китайском море. Список примеров можно продолжать и продолжать.

Ситуация в Арктике осложняется тем, что международное законодательство применительно к этому региону имеет значительные пробелы. Не факт, что это приведет к «игре свободных сил», которая обычно заканчивалась войнами, в том числе мировыми. Но нет никаких сомнений в том, что России в регионе нужен серьезный потенциал сдерживания, который надежно исключит попытки соперников решать свои задачи силовым путем.

К истории арктических группировок

В разгар холодной войны, в конце 40-х – начале 50-х годов стратегическое авиационное командование США успешно освоило маршруты полетов через Северный полюс. По этим маршрутам стратегические бомбардировщики наиболее короткими путями выводились к важным административно-политическим центрам и промышленным районам СССР. С 60-х годов над Арктикой проходят трассы полета МБР и БРПЛ США.


В ответ в Арктике были развернуты подразделения радиотехнических войск, части зенитных ракетных войск, полки истребительной авиации противовоздушной обороны. В частности, перехватчики базировались на аэродромах Рогачево (остров Новая Земля), Амдерма, Алыкель (Норильск), Угольные Копи (Чукотка). Роты и батальоны радиотехнических войск ПВО дислоцировались на островах Северного Ледовитого океана с целью создания радиолокационного поля на дальних подступах к охраняемым объектам (пункты дислокации – Земля Франца-Иосифа, остров Новая Земля, острова Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля).

На советском побережье Северного Ледовитого океана располагались оперативные аэродромы дальней авиации (Нарьян-Мар, Амдерма, Надым, Алыкель, Тикси, мыс Шмидта, Угольные Копи), на которых предполагалось осуществлять дозаправку стратегических бомбардировщиков перед полетом через полюс для нанесения ударов по континентальной части США.

Общевойсковые части и соединения были представлены мотострелковыми дивизиями на Кольском полуострове и Чукотке. В Баренцевом и Охотском морях располагались районы несения боевой службы ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Оперативная устойчивость МСЯС обеспечивалась как силами собственно флота, так и полками истребителей-перехватчиков ПВО, силами которых формировалась система истребительного авиационного прикрытия.

Одним из направлений решения задачи по обеспечению безопасности страны советское военно-политическое руководство считало оснащение ПВО дальними авиационными комплексами перехвата. Данные комплексы должны были обеспечить перехват авиационных носителей ядерного оружия на значительном удалении от охраняемых объектов, образуя первый эшелон обороны страны от СВН. В результате принятых решений создание подобных комплексов с объединением их со средствами разведки в специализированные системы стало на многие годы одним из приоритетных направлений развития авиационной компоненты системы ПВО страны.

Советские военачальники понимали важность и необходимость системы дальнего перехвата и соответственно истребителя дальнего действия. Они проявляли каждый в свое время особую настойчивость в ее реализации и проведении масштабных учений в условиях Арктики с привлечением новой по тем временам авиационной техники (МиГ-31, Су-27, А-50, топливозаправщиков типа Ил-78) и отработкой вопросов их боевого применения в авиационной системе дальнего перехвата.

Авиационная система дальнего перехвата предназначалась для обнаружения за пределами горизонта аэродинамических средств воздушного нападения вероятного противника и уничтожения авиационными комплексами перехвата стратегических бомбардировщиков до рубежа пуска ими крылатых ракет в условиях массированного применения противником всех видов радиоэлектронного и огневого подавления.

В состав АСДП входили:

  • авиационные ракетные комплексы дальнего перехвата;
  • комплексы и средства дальнего обнаружения, включающие первоначально АК РЛДН, в перспективе – другие средства сверхдальнего обнаружения
  • воздушных целей и стратегических крылатых ракет;
    пункт боевого управления.

    В угрожаемый период организовывалось дежурство АК РЛДН в воздухе на главных направлениях удара СВН, что позволяло заблаговременно устанавливать факт начала массированного налета и обеспечивать возможность дальнего обнаружения и сопровождения воздушных целей, летящих на малых и предельно малых высотах.

    В частности, в 1986 году проведено масштабное опытно-исследовательское учение «Арктика-86», имевшее целью дальнейшее освоение арктического направления боевых действий. К учениям привлекались два АК РЛДН А-50, смешанное звено МиГ-31 и Су-27, топливозаправщик Ил-78Т, средства РТВ. В период учений впервые были выполнены:

  • посадка пары истребителей МиГ-31 на ледовый аэродром Греэм-Белл;
  • перехват истребителями МиГ-31, действующими под управлением АК РЛДН А-50, условных целей (крылатых ракет и их носителей), летящих с Севера;
  • одновременная дозаправка истребителя МиГ-31 и доработанного двухместного Су-27УБ в районе Маточкина Шара (остров Новая Земля);
  • наведение истребителей с АК РЛДН А-50 на условные цели в автоматическом режиме управления, контроль и управление всеми воздушными средствами над акваторией Баренцева моря.

    Учения позволили сформировать требуемый облик боевого самолета для действий в Арктике: двухместный истребитель с большой дальностью полета, мощной РЛС и возможностью дозаправки в воздухе. При анализе учений отмечалось, что в длительных полетах пилоты одноместных истребителей испытывают чрезмерные психофизические нагрузки. Особенно это актуально для Арктики с ее сложными погодными условиями, длительной полярной ночью и отсутствием ориентиров. Этот вывод стал стимулом для создания на базе двухместного Су-27УБ дальнего перехватчика. Уже в 1987 году доработанный ОКБ Сухого Т10У-2 с системой дозаправки и новой системой навигации был испытан на Севере. Экипаж Игоря Вотинцева и Николая Садовникова выполнил дальний перелет Москва – Греэм-Белл. Полученный в ходе тех уникальных полетов опыт впоследствии был востребован при создании большого семейства истребителей Су-30, высшей точкой которого на сегодня является боевой самолет Су-30СМ.

    Однако в 90-е годы всю арктическую группировку сил и средств, образно говоря, снесло могучим ураганом. Не осталось ничего. Подразделения и части ЗРВ, РТВ и истребительной авиации расформированы. Аэродромы заброшены. Значительная часть материальных средств так и осталась под снегом и льдом. До самого последнего времени от Мурманска до Петропавловска-Камчатского не было практически ни одной боевой единицы. Радиолокационное поле, истребительное авиационное и зенитное ракетное прикрытие прекратили свое существование. Наши арктические земли остались даже без намека на охрану и оборону.

    Угрозы и задачи

    Если подводить итог военной деятельности СССР в Арктике, то можно сказать, что она в основном была направлена на решение задач воздушно-космической обороны. Исключение – западная и в меньшей степени восточная часть Арктического региона, где решались задачи обеспечения действий ВМФ и развертывались ограниченные сухопутные группировки.

    С завершением эпохи холодной войны воздушно-космические угрозы с Севера не исчезли. Они лишь трансформировались и усложнились. В Северном Ледовитом океане растет угроза развертывания высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении. В частности, это относится к переоборудованным под носители КРМБ большой дальности в обычном снаряжении типа «Огайо». Над Арктикой могут располагаться рубежи пуска гиперзвуковых средств в рамках американской концепции быстрого глобального удара. В этой связи северное воздушно-космическое направление может быть наиболее угрожающим национальной безопасности России (с учетом дальности пуска и минимальным подлетным временем средств поражения).

    Важнейшей задачей отечественных Вооруженных Сил в этом регионе было и остается обеспечение эффективности сил ядерного сдерживания (прикрытие районов боевой службы и обеспечение оперативной устойчивости группировок ракетных подводных лодок).

    Трансформация угроз связана и с климатическими изменениями. Если Северный Ледовитый океан освободится ото льда, в регионе появятся не только ударные ПЛА США и Великобритании. Арктика станет регионом, где активно действуют авианосные многоцелевые группы США, а в перспективе, возможно, и КНР. Очевидно, что они смогут решать задачи не только борьбы с отечественными РПК СН, но и контроля над судоходством и природными ресурсами. В этом контексте АМГ США должны рассматриваться как самая сложная типовая угроза.

    Более чем вероятно, что конкуренты прибегнут к тактике непрямых действий, используя для применения силы различного рода реальные и надуманные поводы. На примере недавних задержаний судов с российскими грузами мы видим, что НАТО не стесняется вводить ограничения на коммерческое судоходство, исходя из собственных интересов и не считаясь с мировыми нормами. Другой метод непрямых действий – действия под флагом неправительственных организаций, преследующих как собственные, так и заданные извне цели. Живой пример – «гуманитарная атака» Гринпис на платформу «Приразломная».

    В свете традиционных и новых угроз возобновление и наращивание военного присутствия в Арктике для России представляется абсолютно необходимым. Разумеется, задачи перед арктическими группировками войск (сил) будут шире и многообразнее по сравнению с советскими временами.

    Морским группировкам придется решать не только задачи прикрытия МСЯС в ограниченных районах боевого патрулирования и маршрутов выдвижения. Необходим устойчивый постоянный контроль над всеми свободными ото льда арктическими акваториями.

    ВМФ должен обеспечить прикрытие арктических группировок войск и районов разработки полезных ископаемых от ударов с морских направлений и воспрепятствовать усилению морем группировок противника, нарушить при необходимости морские перевозки войск и подвоз материальных средств противника и в свою очередь обеспечить собственные перевозки войск и МТС в интересах войск.

    Авиационным группировкам предстоит решать не только задачи поражения стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет гипотетического противника в полете, но и осуществлять истребительное авиационное прикрытие районов экономической деятельности (добычи нефти и газа на шельфе). При этом следует обеспечивать при необходимости прикрытие сил флота (и караванов судов с различными материальными средствами) на переходе морем на трассе СМП. Помимо этого, поражать авиацию и ракетно-ядерные средства противника на земле и в воздухе, нарушать управление войсками и оружием, поражать резервы, воздушные и морские десанты, срывать перевозки войск и материальных средств противника, прикрывать свои войска и объекты от ударов средств воздушного нападения и воздушной разведки противника.

    Группировке ВС РФ в Арктике неизбежно придется вносить решающий вклад в решение задач навигационного, поисково-спасательного и иных видов обеспечения, создания системы связи. Без этого в регионе невозможна ни военная, ни экономическая деятельность.

    Отдельная проблема – контроль и в необходимых случаях противодействие разведывательной деятельности потенциальных противников. Проблему осложняет отставание России в современных средствах разведки, таких как спутник и БЛА.

    Вооружение, техника, инфраструктура

    Очевидно, что доведение российской группировки до уровня, обеспечивающего отражение существующих и будущих угроз, будет сложным, длительным и дорогостоящим процессом.

    Это, например, в полной мере касается российского ВМФ. Учитывая состояние флота, возможности бюджета и потенциал промышленности, наращивание арктической группировки растянется на десятилетия. Причем потребуется не только строительство боевых кораблей и судов обеспечения по существующим проектам, но и проектирование новых, рассчитанных на действия в сложной ледовой обстановке. Другая непростая задача – восстановление пунктов базирования флота, брошенных в 90-х годах.

    Безусловно, приоритетным направлением деятельности является ремонт, восстановление и новое строительство аэродромов. Это именно те опорные точки (или узлы), с помощью которых можно легко проецировать военные усилия по всему региону и в короткие сроки развернуть необходимые группировки войск и сил.

    Недавно объявлено, что в ближайшее время начнется реконструкция аэродромов Бесовец в Республике Карелия и Плесецк в Архангельской области. В перспективе потребуется восстановление постоянного присутствия ВВС на аэродромах Рогачево (остров Новая Земля), Алыкель (Норильск), Угольные Копи (Анадырь, Чукотка). На остальных арктических аэродромах (Греэм-Белл, Темп, Амдерма, Тикси, мыс Шмидта) возможно боевое дежурство вахтовым методом – звеньями и эскадрильями.

    На восстановленных аэродромах и некоторых островах Северного Ледовитого океана есть настоятельная необходимость в развертывании загоризонтных РЛС. Применение станций этого типа в значительной степени разрешит проблему несоответствия между пространственными возможностями традиционной системы управления и боевыми возможностями истребителей четвертого и пятого поколений. При этом обеспечиваются полуавтономные действия разведывательно-ударных и ударных групп истребителей на удалении от 1000 до 3000 километров от места дислокации ЗГ РЛС, что соответствует максимальному радиусу действия истребителей с передовых аэродромов в зависимости от направлений действия СВН противника.

    В нынешних условиях последовательное наращивание группировки ВВС – это наиболее быстрый и эффективный способ укрепления военных возможностей России в Арктике. Пожалуй, это единственное, что Минобороны может сделать уже в ближайшей перспективе.

    Дело облегчается тем, что сегодня промышленность России модернизирует, выпускает или развертывает выпуск самолетов, которые остро необходимы для арктической группировки.

    Это прежде всего тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31 в модернизированном варианте «БМ». Это двухместный самолет с мощной РЛС, обеспечивающей дальнее обнаружение и одновременное уничтожение нескольких воздушных целей. В отличие от базового варианта МиГ-31БМ имеет расширенный арсенал ракет «воздух-воздух», что позволяет вести воздушный бой с истребителями противника на большой и средней дистанции.

    Обладая существенным модернизационным потенциалом, МиГ-31 перспективен как базовый самолет при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты спутников различного назначения. При наличии политической воли число самолетов, проходящих модернизацию, может быть существенно увеличено за счет машин, находящихся в боевом составе ВВС и на хранении.

    Одновременно арктическая группировка нуждается в пополнении многофункциональными боевыми самолетами, способными выполнять как истребительные, так и ударные миссии.

    В современных условиях наиболее реальным кандидатом на эту роль является Су-30СМ. В России ведется крупносерийное производство самолетов этого типа. С 2013 года они поступают в строевые части ВВС РФ. БРЭО и вооружение самолета позволяют в одном боевом вылете решать задачи поражения высокоточным оружием воздушных и надводных целей с большой дистанции.

    Отличные летно-технические характеристики Су-30, в частности сверхманевренность, тоже относятся к числу востребованных в арктических условиях достоинств. Они, например, востребованы при выполнении полетов с небольших аэродромов, а также при сопровождении и вытеснении из охраняемого воздушного пространства малоскоростных летательных аппаратов.

    Как и МиГ-31, Су-30СМ имеет существенный модернизационный потенциал. Вероятное довооружение этой машины дальними сверхзвуковыми (а в перспективе и гиперзвуковыми) ракетами создаст уникальный ударный комплекс, позволяющий поражать любые морские цели, вплоть до авианосцев.

    Существенное достоинство самолета – налаженное ритмичное производство и большой опыт эксплуатации его прародителей – Су-30МКИ/МКА/МКМ за рубежом. Как показали международные учения с участием ВВС Индии, самолеты Су-30МКИ превосходят современные серийные истребители государств, имеющих интересы в Арктике.

    Важно отметить, что Су-30СМ – сбалансированный по характеристикам и возможностям авиационный комплекс. Это позволяет избежать формирования разнородных авиационных группировок, что особенно актуально в сложных условиях северных аэродромов. Экипаж из двух человек обеспечит не только решение боевых задач, но и ускоренное обучение летного состава. Последнее актуально ввиду относительно небольшого числа пилотов, обученных полетам в сложных географических и метеорологических условиях Арктики.

    Важнейшей предпосылкой для формирования арктической группировки стало возобновление производства в Ульяновске самолетов Ил-76МД-90А. В перспективе это обеспечит наращивание числа самолетов-заправщиков и АК РЛДН. Сегодня самолетов этих типов в составе ВВС слишком мало для развертывания полноценной арктической группировки.

    Есть еще один важный момент, который часто упускают из вида. Опыт показывает, что от начала поставок кораблей, самолетов, радиотехнических средств до достижения боеготовности подразделений проходит от трех до пяти лет. Очевидно, что применительно к Арктике этот срок будет еще большим. Ремонт аэродромов, развертывание обеспечивающей инфраструктуры, воссоздание системы управления и связи, обучение полетам в сложных условиях Крайнего Севера, организация поисково-спасательной службы в безлюдной местности – все это потребует значительных усилий и времени. Поэтому важно начинать эту работу уже сегодня, сосредоточившись на тех направлениях, где можно быстро достичь успеха. В условиях, когда самые опасные конкуренты превосходят Россию по экономическим возможностям, наш единственный выход – работать на опережение.
  • 45 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +30
      30 декабря 2013 10:55
      Север - будущее России, если не обеспечить оборону, то никакие правовые документы, доказательства и дебаты в ООН не помогут. Прав тот кто сильнее. У России есть огромный опыт освоения северных территорий и если их не освоим и защитим мы , то возможно это будет делать другая страна.
      1. +12
        30 декабря 2013 15:18
        Цитата: ....
        Бесовец в Республике Карелия и Плесецк в Архангельской области.Рогачево (остров Новая Земля), Алыкель (Норильск), Угольные Копи (Анадырь, Чукотка). (Греэм-Белл, Темп, Амдерма, Тикси, мыс Шмидта)



        Михалкино не указал.
        Аэродром для межконтинентальной авиации, носителей ядерного оружия. Часть проекта ядерного удара по США при посредстве Ту-95.(ВПП) этого аэродрома расположена на правом берегу Колымы между мысом Аспидный и мысом Крутая Дресва.
        Координаты этого сооружения 69,363 сш 161,559 вд.
        Длина ВПП около 3,5 км.

        Построен в 1961 году силами в\части 15421 (командир Ельников А.Д.) и поддерживался в постоянной готовности авиационной комендатурой (командир майор Гордеев К.Н.).
        Находился в подчинении оперативной группы арктики дальней авиации. Командующий оперативной группой генерал-лейтенант авиации ГУСАРОВ.
        1. +8
          30 декабря 2013 16:02
          Россия очень плотно за Арктику взялась!!! Это уже всем очевидно. И ледоколы и аэродромы, порты!! Сейчас еще наши боевые геологи и оеанологи докажут принадлежность шельфа вплость до Сев.подюса и все. Баста. Фиг кого мы туда пустим.
          1. +10
            30 декабря 2013 17:01
            igor36
            У России есть огромный опыт освоения северных территорий

            А остальные желающие... stop ОБЛИЗНИТЕСЬ!
            Вы даже временно работать не сможете в тех условиях, где мы просто...ЖИВЁМ!
            1. AVV
              +2
              30 декабря 2013 21:39
              Гом.ики в таких условиях сами бы вымерли !!!А Могущество России с Арктикой возродится!!!
          2. +2
            30 декабря 2013 18:41
            Да, за Арктику взялись, но экономическая мощь пока не достаточна. Поэтому главный упор на стратегические силы,- АПЛ пока единственное что позволяет воевать подо льдами севера. Появление авианосцев возможно только в Баренцевом море, даже и после 2040 гг. Тут автор загнул. Су-30,- отличная машина которая позволит нам сделать передышку в 10-15 лет, но для севера лучше Т-50 с заявленной дальностью 5500 км. и способностью базироваться на грунтовых аэродромах. О его достоинствах говорить не буду. Такие машины становятся стратегическим оружием, так как могут быть быстро переброшены на другое (читай -китайское...) направление. На дозаправку от ИЛ-78 особо рассчитывать не стоит, так как они ориентированы на ДБА, и к тому же станут одной из главных целей первого удара. Но в остальном все верно, - от меня +!
      2. Комментарий был удален.
      3. +6
        30 декабря 2013 21:20
        прав тот у кого больше прав - был СОЮЗ все языки у попы держали - развалили СОЮЗ вся шваль загавкала стремясь урвать кусок
      4. +1
        31 декабря 2013 01:51
        Цитата: igor36
        Север - будущее России, если не обеспечить оборону, то никакие правовые документы, доказательства и дебаты в ООН не помогут. Прав тот кто сильнее. У России есть огромный опыт освоения северных территорий и если их не освоим и защитим мы , то возможно это будет делать другая страна.

        Восстанавливать ещё много придётся, после ельцинского развала, надо бы ещё и жёстко спросить с ещё живых демократов, за причинённый урон.
      5. Комментарий был удален.
    2. +7
      30 декабря 2013 15:12
      Фокус с Аляской у Штатов больше не покатит. Первое и последнее, что мы им сдали. Больше, как говорится, на-кось, выкуси!
      1. +1
        30 декабря 2013 17:55
        Цитата: Stiletto
        Фокус с Аляской у Штатов больше не покатит. Первое и последнее, что мы им сдали. Больше, как говорится, на-кось, выкуси!

        Царь (этот освободитель Болгарии,которая сейчас в НАТО) со своим братцем,руководителем МИД и паскудой-губернатором муравьёвым сдали им за 7 лимонов то,что ни при каких условиях нельзя было сдавать.НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ - ПРЕДАТЕЛИ РОССИИ.Мразь.
      2. +1
        31 декабря 2013 11:57
        не последне - вспомните про подарки норвегам и китайцам
    3. +10
      30 декабря 2013 15:14
      Сегодня "Северодвинск" флоту передали. И "Смоленск", после 1,5 годовалого ремонта и модернизации, тоже ушла на место базирования...
      1. jjj
        0
        30 декабря 2013 18:47
        По "Северодвинску" акт не подписали. Будет опытная эксплуатация
        1. Капитан Врунгель
          +1
          31 декабря 2013 07:38
          Подплав-это сила. А какая сила на на поверхности. Имея мошнейший ледокольный флот и экспедиционные суда арктического плавания, что мешает их наделить функциями кораблей береговой охраны.США, Канада и даже Аргентина ледоколы относят к кораблям береговой охраны. Места на них достаточно не только салютную пушку установить.
    4. +1
      30 декабря 2013 15:23
      Поборемся еще за Арктику!
    5. +6
      30 декабря 2013 15:39
      Из за Сирии, которая по размеру - плевок на карте - три года война идет, чуть в общеближневосточную не переросла. Представляю, что будет за четверть запасов. Мало никому не покажется. Да плюс экономика северного морского пути. Спокойной жизни у нас не будет никогда.
      1. +4
        30 декабря 2013 15:55
        Покой нам только сниться, а после Арктики и космос и там у нас опыт тоже есть.
        1. Evgenij.
          0
          3 января 2014 18:55
          я бы сказал паралельно
    6. +4
      30 декабря 2013 15:41
      Хорошая статья. Без соплей и ненужного апломба. Всё чётко и ясно. Цели ясны, задачи определены. Вот только что делать с бесноватыми выродками, теми что сеют смерти в Волгограде? Как выявлять эту мразь?
      1. +8
        30 декабря 2013 15:56
        Вернуть подзабытый в 20-е институт заложников. Самая эффективная мера. можно ведь и не афишировать. Вслух.
    7. +1
      30 декабря 2013 15:42
      "Согласно подсчетам Минприроды РФ на площади 6,2 миллиона квадратных километров сосредоточены запасы 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллиона кубометров газа."

      Это всё хорошо, понятно что "место надо зашибить" :), но в какую копеечку выйдет разработка этих месторождений? Именно столько же (82 трлн.м3) в России запасов метана угольных пластов, причем в Кузбассе из них всего от 6 до 13 трлн.м3. А они ближе и проще, так что ИМХО Арктика по себестоимости пока подождёт немного...
      1. 0
        31 декабря 2013 00:14
        Цитата: Egen
        Это всё хорошо, понятно что "место надо зашибить" :), но в какую копеечку выйдет разработка этих месторождений? Именно столько же (82 трлн.м3) в России запасов метана угольных пластов, причем в Кузбассе из них всего от 6 до 13 трлн.м3. А они ближе и проще, так что ИМХО Арктика по себестоимости пока подождёт немного...

        Разработка месторождений - второй вопрос!
        Первейший и главнейший - возможность перехватывать летящую с Северного (т. е. основного) направления в нас гадость не над своей территорией, а над Океаном.
        Одним из направлений решения задачи по обеспечению безопасности страны советское военно-политическое руководство считало оснащение ПВО дальними авиационными комплексами перехвата. Данные комплексы должны были обеспечить перехват авиационных носителей ядерного оружия на значительном удалении от охраняемых объектов, образуя первый эшелон обороны страны от СВН. В результате принятых решений создание подобных комплексов с объединением их со средствами разведки в специализированные системы стало на многие годы одним из приоритетных направлений развития авиационной компоненты системы ПВО страны.

        Всё правильно считало советское военно-политическое руководство!
        Надо только довести то конца задуманное, но на новом техническом уровне.
        Не должен первый рубеж ПВО/ПРО проходить внутри страны!
        А потом можно спокойно заняться разработкой месторождений, проводкой судов, развитием портов у т.д.
        1. -1
          31 декабря 2013 08:20
          Цитата: Васёк
          Разработка месторождений - второй вопрос!

          Это-то 100% понятно :)
        2. 0
          31 декабря 2013 08:20
          Цитата: Васёк
          Разработка месторождений - второй вопрос!

          Это-то 100% понятно :)
    8. +3
      30 декабря 2013 15:58
      Ни клочка Арктики нашим недругам!
    9. +3
      30 декабря 2013 16:00
      Арктика должна быть нашей! Однозначно!
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        31 декабря 2013 10:14
        Цитата: Kulneff2009
        Арктика должна быть нашей! Однозначно!


        Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае, если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.
        В августе 2007 года команда российских ученых и парламентариев отправилась на Северный полюс и сквозь дрейфующие льды спустилась на океанское дно, преодолев в кромешной тьме более двух миль.
        Там исследователи установили российский флаг и, выбравшись на поверхность, объявили, что результаты этой экспедиции подкрепляют притязания Москвы почти на половину дна Северного Ледовитого океана.
        На дне Северного Ледовитого океана располагается около 25% мировых запасов нефти и газа, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Запасы арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд. тонн, это в 2,4 раза больше всех ресурсов России. По прогнозам специалистов, уже к 2040 году из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки.
        1. 0
          31 декабря 2013 10:35
          Шельф признают «национальным», если стране удается доказать: он является продолжением расположенного на суше хребта или частью естественного плато. На плато Менделеева и хребте Ломоносова российские ученые провели комплексные геолого-геофизические исследования. Акустическое, теле– и фотоизучение района шло с воздуха и воды. С атомного ледокола «Арктика» полярники на батискафе опустились на океанское дно возле Северного полюса, взяли пробы грунта на глубине более 4 тысяч метров и установили там Государственный флаг РФ. Предварительный анализ добытых материалов подтвердил, что морской хребет и донное плато являются продолжением российского континентального шельфа. А значит, его границы следует продлить. Геологическое обоснование такой заявки сейчас готовят наши специалисты.
      3. 0
        31 декабря 2013 23:27
        Она и так наша, просто нашим потенциальным видимо надо напоминать все время. Распоясались.
    10. +2
      30 декабря 2013 16:24
      Сегодня, в день "рождения" СССР, можно и возрождении в скором времени "советской" Арктики помечтать, в хорошем смысле слова :)
    11. buga1979
      +1
      30 декабря 2013 17:15
      Цитата: Egen
      "Согласно подсчетам Минприроды РФ на площади 6,2 миллиона квадратных километров сосредоточены запасы 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллиона кубометров газа."

      Это всё хорошо, понятно что "место надо зашибить" :), но в какую копеечку выйдет разработка этих месторождений? Именно столько же (82 трлн.м3) в России запасов метана угольных пластов, причем в Кузбассе из них всего от 6 до 13 трлн.м3. А они ближе и проще, так что ИМХО Арктика по себестоимости пока подождёт немного...

      нет ну цена понятно будет не выгодно не кто разрабатывать не будет а так детям и внукам останиться как мы сейчас пользуемся кладовыми сибири да и вопще запас жопу не ....
    12. +3
      30 декабря 2013 17:28
      А сначала будет необходимо в Арктику сделать огромные инвестиции. И когда момент приблизится, то снова начнется вой, что выкидываем деньги на арктику, а вот на пенсии, на дороги и образование не хватает.
      Ведь так и будет. И сейчас, когда выделяются огромные средства на подлодки, плавучую АЭС, космодом на Амуре и на множество всего глобального, то ведь даже здесь полно критики власти, что проблемы в стране не решены, выбрасываются деньги не туда. Вот предвижу и с Арктикой так будет. Кто захочет затянуть пояса и мобилизоваться, даже если это очень надо и сулит в перспективе многое. Ведь наличчие госсредств на всё - это ведь тоже вопрос, способный породить множество споров. А так да, все пишут, что России нужна Арктика. А завтра будут вопить - Путин уходи...
    13. +3
      30 декабря 2013 17:39
      А Сердюкову за его разгон арктической группировки ВС РФ выговор хоть объявили?
      1. негоро
        0
        31 декабря 2013 00:03
        Ага счаз!Эта ....РЬ ещё и под амнистию попадёт, как герой 08.08.08..Хотя больше чем осиновый кол не заслужил.
    14. +7
      30 декабря 2013 17:44
      Цитата: igor36
      У России есть огромный опыт освоения северных территорий и если их не освоим и защитим мы , то возможно это будет делать другая страна.

      Полностью согласен! У нас пока самый мощный ледокольный флот, началось реанимирование полярных аэродромов, готовятся специалисты для арктических бригад. Нужно возрадить всю инфраструктуру на Северах, иметь свою технику и снаряжение. Наше военное присутствие в Арктике должно быть постоянным, что бы ни у кого даже сомнений не оставалось, что это наша территория.
    15. СЕРГЕЙ 59
      -16
      30 декабря 2013 18:17
      ещё ломоносов сказал о том что прирастать россия будет богатствами сибири.И что? А ни чего, где лежали эти богатства там до сих пор и валяются.Теперь давайте всему миру нос утрём и завоюем арктику. А что потом с ней делать будем? Там затраты будут ни чета сибирским.Как сказал классик-ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН? А пока мы не в арктику войска вводим- в свой-же Волгоград.
      1. +4
        31 декабря 2013 07:09
        Судя по вашему флагу Волгоград не ваш.
      2. +2
        31 декабря 2013 12:50
        Смени ник на "Сергей 69"....И мы поймем, простим....
    16. +4
      30 декабря 2013 18:46
      Россия должна (да, и не просто должна - обязана!) прочно обосноваться в Арктике. И причиной этому служит не только экономическая составляющая (хотя, и это немаловажно), но и вопрос престижа. А Север всегда был русским...
      Возможно, что кое-кто в сказочном и цивилизованном забугорье уже забыл про это, так при необходимости надо быть готовым напомнить...
      Что касается самого материала... Развернутый, подробный и взвешенный. На "пять баллов с плюсом"...

      Арктика слабаков не любит...
    17. Комментарий был удален.
    18. +1
      30 декабря 2013 19:23
      Значительные территории российского сектора Арктики обеспечивала радионавигационной информацией радиотехническая система дальней радионавигации РСДН-5. Стремление сэкономить привело к уничтожению одной из уникальной станции этой системы в районе поселка Таймылыр. Вот сейчас возвращаемся домой , в арктические широты. Но взорванного не восстановить.
      1. +1
        30 декабря 2013 19:37
        Видео о том как уничтожали станцию РСДН в районе п. Таймылыр.
        1. 0
          30 декабря 2013 21:02
          ломать не строить..я понимаю что возможно опасна она без обслуживания но построить такое заново будет ой как дорого там.
          1. 0
            31 декабря 2013 07:11
            НУ ОЧЕНЬ ОПАСНА. ПРИ ПАДЕНИИ ПОГИБНЕТ ДЕСЯТКА ДВА ЛЕМИНГОВ.
    19. 0
      30 декабря 2013 19:28
      "Только наша страна обладает уникальной техникой, способной на высоком уровне решать различные задачи в экстремальных арктических условиях, ничто не может сравниться с нашим ледокольным флотом по мобильности и эффективности", - сказал Чилингаров, комментируя заявления ряда официальных представителей альянса о том, что Арктический регион является стратегически важным для НАТО.


      <<Поэтому важно начинать эту работу уже сегодня, сосредоточившись на тех направлениях, где можно быстро достичь успеха. В условиях, когда самые опасные конкуренты превосходят Россию по экономическим возможностям, наш единственный выход – работать на опережение.>>
      А задел у нас заложен ещё начиная со сталинских реформ по освоению Артики(СМП) и в этом у нас преимущество, которое даёт нам время и для военного обустройства стратегического северного региона.
    20. 0
      30 декабря 2013 20:20
      Арктика - это не только углеводороды, транспорт и полетное время ракет, это еще ценнейшие биоресурсы и огромные запасы питьевой воды, которая скоро может стать дороже нефти.
    21. +1
      30 декабря 2013 20:26
      Помоему сейчас везде идет схватка.Не только в Арктике,но и на Востоке,и на Западе,и на Юге.
    22. Аликово
      0
      30 декабря 2013 20:26
      7-8 аэродромов, 4-5 ВМБ и постоянное патрулирование в воздухе и на воде.
    23. 120352
      +8
      30 декабря 2013 22:46
      35 лет назад я жил на Севере. Объехал его от Мурманска до Анадыря. Наукой занимался. Так вот, в то время военных там было предостаточно. Кругом ракеты стояли шахтного базирования. Потом ракеты убрали, шахты закопали. Были аэродромы. Теперь их нет - спасибо Гайдару. Пограничники, в конце концов, границу охраняли. Сейчас и погранотрядов-то там не осталась. Был в бухте Привидения Калининградский отряд со своими заставами, техникой, авиацией. Теперь нет. А возрождать надо. Кто заплатит за то, что Отечество осталось незащищённым, за учинённую разруху? За то, что теперь всё придётся возрождать с нуля? За то, что обороняться нам сейчас нечем на Севере и на Севере Дальнего Востока? Люди, принимавшие решения об удалении вооружённых сил с Севера - предатели! Необходимо найти их и судить!
    24. 0
      30 декабря 2013 23:06
      Наше присутствие в Арктике необходимо, конечно, расширять. А постоянного воздушного патрулирования не нужно. Достаточно покрыть сплошным радиолокационным полем.
    25. 0
      31 декабря 2013 00:48
      Арктика была есть и будет наша! Вот только доказывать это надо убедительно! Кому то словами, а кому то без слов сразу в нюх!
    26. +1
      31 декабря 2013 03:33
      запад сам всю жизнь называл нас северными варварами. Вот пусть теперь и заткнутся.
    27. Думай.
      0
      31 декабря 2013 04:22
      Главное,Рациональный,Грамотный подход.Только тогда,будет положительный результат.
    28. Комментарий был удален.
    29. d_trader
      0
      31 декабря 2013 11:36
      Коллаж на первом фото какой-то несуразный.
    30. 0
      1 января 2014 06:40
      Ну да, взялись за защиту своей деляны. Потому как поняли, что деляну у них могут легко отнять, да и все остальное тоже. Не надо обольщаться. все это возрождение не для нас, достаточно глянуть на внутреннюю политику. Все это возрождение для защиты деляны, которой владеет кучка людей. Нам за деляну только подохнуть будет позволено, ничего с тех ресурсов мы не получим. А если по теме статьи, то надо тупо набивать регион. Восстанавливать то, что имеет смысл восстановить, трамбовать туда корабли-самолеты, готовить для них базы.