Первая советская сверхмалая

В Советском Союзе проектированием сверхмалых («карликовых»), подводных лодок в начале 1930-х годов занималось Остехбюро (Особое техническое бюро). Работы велись под руководством известного конструктора «экзотических» вооружений и изобретателя — Бакаури В.Й., начальника Остехбюро. В период с 1935 по 1937 год главным конструктором Первого отдела Остехбюро был инженер Щукин Федор Викторович. Работы также контролировались Научно-исследовательским морским институтом связи. Большинство объектов, разрабатываемых в Первом отделе, носило скорее инициативный характер, но увязывалось с требованиями флота. Лодочные проекты чаще всего увязывались и с созданием системы телеуправления данными экспериментальными плавучими объектами.

Первая советская сверхмалая


В 1934-1935 годы, которые были довольно плодовитыми на проекты подводных лодок, конструктором Бекаури В.И. была выдвинута идея создания сверхмалой подводной лодки АПСС («автономное подводное специальное судно»), радиоуправляемой с самолета. Данное подводное судно также называли «радиоуправляемой подлодкой с телевидением». «телемеханической подводной лодкой» и «телеуправляемым самодвижущимся снарядом».


АПСС — сверхмалая подводная лодка (подводное водоизмещение — 8,5 т, надводное — 7,2 т). Длина АПСС составляла 10 м, ширина — 1,25 м, глубина погружения — до 10 м, скорость подводного хода — 4,5 узла, полная скорость не была рассчитана.

Прочный корпус, имеющий сигарообразную форму, с двумя накладными килями, разделялся на 5 отсеков. В носовом съемном отсеке размещался заряд взрывчатого вещества (360 кг), снабженный неконтактным взрывателем. Второй отсек служил для размещения носовой полубатареи аккумуляторов (33 элемента), а также части вспомогательной аппаратуры телеуправления. Центральный (третий) отсек — пост ручного управления. В данном отсеке находились кресло водителя, штурвал, перископ, который выдвигался на 65 см над корпусом, и контрольные приборы. Место водителя сверху закрывала прочная рубка с входным люком и 4 иллюминаторами. Также в отсеке размещалась основная часть аппаратуры телеуправления, торпедозаместительная, уравнительная и балластная цистерны, механизмы управления торпедным аппаратом. Четвертый отсек — кормовая полубатарея аккумуляторов на 24 элемента и аппаратура телеуправления с рулевыми машинами, которые работали на сжатом воздухе. Пятый отсек — электромотор постоянного тока (мощность 8,1 кВт), гребной вал с винтом.

В корме находилось хвостовое оперение с рулями. Прочные кили служили для установки 4 баллонов на 62 литра сжатого воздуха, который использовался для работы элементов автоматики и для продувки цистерн. Между килями размещался открытый торпедный аппарат под торпеду калибра 457 мм.

На прочном корпусе сверху были смонтированы мачты антенного устройства, а над вторым и пятым отсеками — иллюминаторы с направленными вверх фарами, служившими для наблюдения и опознавания снаряда в темное время. На кормовом отсеке устанавливался прибор, который периодически выбрасывал в воду флуоресцирующий состав зеленого цвета, который облегчал в светлое время слежение за снарядом. Перед рубкой устанавливался аварийный буй с телефоном и электролампой. Транспортно-подвесные узлы устанавливались над вторым и четвертым отсеками сверху, расстояние между узлами — 4,9 метра.

Первая советская сверхмалая


Предусматривалось два варианта управления АПСС: обычный и дистанционный. В более дешевом и простом варианте с одним подводником-водителем АПСС вооружалась одним носовым торпедным аппаратом. От данного варианта отказались, поскольку посчитали чрезвычайно опасным для жизни водителя. (В конце Второй мировой немцами была создана примерно такая же подлодка, на которой в связи с техническими проблемами погибало больше половины подводников, вышедших в море). Во втором варианте прорабатывалась возможность управления подлодкой с так называемых «водителей» — с самолетов или надводных кораблей. «Волновое управление» осуществляться должно было при помощи специальной аппаратуры «Кварц», установленной на этих «водителях». Аппаратура «Кварц» была создана специалистами того же «Остехбюро». АПСС в «телемеханическом» варианте вместо торпеды оснащалась 500 килограммами взрывчатки, становясь таким образом «одноразовой».

Основным режимом управления АПСС было управление по радио при визуальном слежении с корабля или самолета-водителя. Оно осуществлялось передачей шифрованных радиосигналов в диапазоне УКВ при надводном положении подводной лодки или в длинноволновом диапазоне в случае погружения на глубину 3 метра. Подлодка имела специальные приемники ДВ и УКВ с дешифратором, преобразовывающим радиокоманды в посылки постоянного тока, которые управляли элементами автоматики снаряда.

В качестве пункта воздушного управления и носителя АПСС планировалось использовать гидросамолет АНТ-22, разработанный в бюро Туполева А.Н. Самолет мог транспортировать на внешней подвеске одну подлодку тип АПСС. Дальность полета давала возможность доставлять ему данный груз в точку, которая удалена от базы на 500—600 км.

В 1935 году, когда было завершено проектирование АПСС, на Ленинградском судостроительно-механическом заводе «Судомех» приступили к строительству подлодок. В 1936 году по проекту АПСС построили два «изделия», прошедшие заводские испытания, однако до их гос. испытаний дело не дошло в связи с «объективной сложностью разрешения принципиально новых тех. вопросов». Хотя Остехбюро располагало собственной «эскадрой» опытовых судов, которая состояла из бывших боевых судов военно-морского флота (миноносец «Конструктор», тральщики «Микула» и «Инженер», торпедный катер «Быстрый»), а также самолетами (гидросамолеты МБР-2), однако до испытаний подлодок типа АПСС с применением этих «водителей» дело так и не дошло. Вероятно, в 1936 году обе подводные лодки АПСС были разобраны.

Первая советская сверхмалая


В дальнейшем работы по данной теме продолжались уже как по сверхмалой подводной лодке, управляемой экипажем. Проект в июне 1936 года был одобрен, а позднее создан опытный образец мини-подлодки, которая получила название «Пигмей». Данная подлодка могла развивать скорость до 6 узлов (под водой — 5). Дальность плавания полным ходом равнялась 290 миль, под водой — от 18 (полным ходом) до 60 миль (экономичным ходом). Предельная глубина погружения — 30 метров, автономность плавания — 3 суток. В качестве главного вооружения «Пигмея» должны были служить две торпеды типа «45-15» калибра 450 мм в бортовых торпедных аппаратах желобного типа. Кроме этого, на вооружении экипажа имелся пулемет калибра 7,62 мм.

Подготовлено по материалам:
moryakukrainy.livejournal.com
submarin.info
www.simvolika.org
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. svp67 30 декабря 2013 11:25
    История МПЛ "Пигмей" очень и очень запутанная и имеет столько "темных пятен", что можно написать не один приключенчиский роман. Так,что она еще ждет своего исследователя...
  2. Vasia Kruger 30 декабря 2013 12:24
    Несколько лет назад в программе "Искатели" с Андреем И. был рассказ про эту субмарину. Даже были съемки погружения к ней в черном море. Правда чуть позже порывшись на тематических ресурсах нашел информацию что в искателях погружались совсем к другой лодке. А Пигмей до сих пор не найден. Собственно точно не известна его судьба после попадания к немцам.
    Есть несколько версий, например что лодка была уничтожена, что лодка затонула при буксировке, что её переправили в Италию для изучения. В любом случае судьба этого необычного судна остается неизвестной.
  3. voliador 30 декабря 2013 23:26
    Интересно было узнать о таком проекте.
  4. coserg 2012 31 декабря 2013 15:08
    Вот еще один вариант вооружения для будущих авианесущих кораблей.Пару таких лодочек с современной начинкой, выходящих из корпуса авианосца, существенно расширят возможности противодиверсионных да и диверсионных средств соединения кораблей в дали от родных берегов.
    coserg 2012
  5. Aleks75070 4 января 2014 00:59
    Однако Россия продолжает строить огромные АПЛ вместо малых.
    Aleks75070

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня