Military Review

Unnoticed anniversaries

10
Unnoticed anniversariesIt so happened that the jubilees of a political or military leader are usually used as another reason to remember and appreciate his services to the Fatherland. In the outgoing 2013 year, two such anniversaries went unnoticed: the 130 anniversary of the birth and the 50 anniversary of the death of prominent Russian theorist and organizer of the naval case, Rear Admiral Alexander Dmitrievich Bubnov (1883 – 1963). His contribution to the development of national and world naval thought in many ways continues to remain undervalued and unclaimed.


FROM GARDEMARIN TO ADMIRAL

The life path and military career of Alexander Bubnov are in many respects typical of the representative of the naval estate of imperial Russia.

He was born 29 on May 1883 of the year in Warsaw in the family of military engineer Dmitry Bubnov, who had rich naval traditions, as evidenced by two crossed anchors on the family coat of arms. On the mother’s side, Elizabeth Smith came from a family of famous Norwegian shipbuilders. It is not surprising, therefore, that Alexander chose the career of a naval sailor. In 1900, he entered and in 1903, he successfully graduated from the Marine Corps. In 1903 – 1904, he made a round-the-world voyage as a watch officer. During the Russo-Japanese War, a midshipman - an artillery officer on the squadron battleship "Eagle" as part of the 1 armored detachment 2 of the Pacific Squadron, Admiral Zinovy ​​Rozhdestvensky made an eight-month transition from the Baltic Sea to the Far East, and then participated in the Tsusm team. Being seriously wounded, as part of the crew of his heavily damaged armadillo (more than 75 hits of enemy shells), he was captured in Japan.

According to the memoirs of his granddaughter, Anyuta Bubnova-Škoberne, now a professor of jurisprudence at the University of Ljubljana, the grandfather believed that he owed his life to Japanese surgeons who had made him the hardest operation, without which he could be left without a leg and die. Upon his return from captivity, midshipman Bubnov was awarded the Order of St. Anna of the third degree with swords and bow for the heroism shown in the battle.

After the war, he graduated from the Nikolaev Naval Academy (1910), served in the Naval General Staff, on the training ships "Warrior" and "Peter the Great", on the battleship "Tsarevich" and the cruiser "Russia". In 1911, he taught maritime strategy at the Nikolaev Maritime Academy, was a member of the St. Petersburg Naval Circle, published the first theoretical works: “Russia and its seas. Brief история Russia from a marine point of view ”(1907),“ Marching order of the squadron ”(1909) and“ Higher tactics ”(1911). In 1911–1912, he was a senior flag officer of the Baltic artillery training artillery unit. fleet. December 6, 1913 promoted to captain 2 ranks. In 1913-1914 he served as a senior officer on the same type of Aurora cruiser Diana.

During the First World War - the flag-captain, and then the head of the Naval Administration in the Headquarters of the Supreme Commander (in Baranovichi, Mogilyov, and then in Orel). This period of his service was associated with the coordination of the hostilities of the forces of the imperial fleet, consisting of two fleets and five fleets (658 warships) in all maritime theaters of war. In particular, with his participation, an operation was carried out and carried out on the transfer by the fleet forces of parts of the 5 Caucasian Corps to Trabzon in 1916, and the planned, but unrealized Bosporus landing operation was developed in detail. 28 July 1917, Alexander Bubnov at the age of 34 years was promoted to rear admiral.

After the October Revolution, 1917 and the liquidation of the Headquarters sided with the White movement. At the end of 1918, Admiral Alexander Kolchak was included in the Russian delegation at the Versailles Peace Conference, headed by Sergei Sazonov. After the Russian delegation was not allowed to attend the conference, he returned to the disposal of Commander-in-Chief of the Armed Forces of Southern Russia (VSYUR), General Anton Denikin. 3 May 1919, after the arrival of warships from Sevastopol to Novorossiysk, was appointed head of the destroyers division. August 20 1919 took over the post of Chief of Staff of the Commander of the Black Sea Fleet VSYUR.

7 February 1920 of the year for supporting General Peter Wrangel’s candidacy for the post of commander-in-chief, along with Vice-Admiral Dmitry Nenyukov, commander of the Black Sea Fleet, was “dismissed from service”. After that, from Sevastopol on a military ship, with his wife Elizabeth, his children Sergey, five, and Irina, three years old, were evacuated to Constantinople. Thus ended the service of Admiral Bubnov in Russia.

NAVAL EMIGRATION ACTIVITIES

In emigration, the admiral and his family lived first in Sofia (1920) and Paris (1921), and then in the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes (KSHS): in Ljubljana (1922 – 1923) and from 1923 in Dubrovnik, when Alexander Bubnov A well-known naval expert was personally invited by King Alexander I Karageorgievich to the emerging Naval Academy. At the same time, he received an invitation to take the position of professor at the US Naval Academy in Annapolis, but he made a choice in favor of Yugoslavia (according to him, “if you have to return to Russia, then from Dubrovnik is much closer than from Annapolis”).

After the collapse of the Austro-Hungarian Empire, the newly formed state of the KSHS (since 1929 of the Year - the Kingdom of Yugoslavia) was faced with the task of creating its own naval forces, and without training national cadres it was impossible to do so. This is where the combat experience, organizational and scientific talents of the Russian admiral came in handy.

Over the years 18 - from 1923 to 1941 a year - Alexander Bubnov was a professor at the Naval Academy in Gruz, near Dubrovnik. He not only organized the teaching of the main naval subjects - naval history, strategy and tactics, but also worked out the concept of building and developing the naval forces of Yugoslavia, taking into account the rich Russian experience.

As of the beginning of 1941, the Navy of Yugoslavia, comprising the Naval Forces and the Danube River Flotilla, consisted of a 41 warship and 19 ships, and included 326 senior officers, 1646 junior officers and midshipmen and 1870 senior officers and sailors. However, only the 64 officer was from the “old guard” of the former Austro-Hungarian fleet who served in the Yugoslav fleet since its inception. All other officers received a special naval education in Yugoslavia, many of them took part in the revival of the national naval forces of the SFRY after the 1945 year. A great contribution to their preparation was made by the Russian admiral Bubnov.

Rear Admiral Alexander Bubnov, 1917 year.
In emigration, Alexander Bubnov showed himself to be a scientist and a publicist. In the Russian-language emigre periodicals published his cycles of articles "Thoughts on the restoration of the Russian naval armed forces", "Fundamentals of Russian maritime policy" and others. He closely collaborated with the Russian Scientific Institute in Belgrade, which united Russian émigré scientists, academics and professors of Russian universities in 1920 – 1940, and taught at the Higher Military-Scientific Courses of General Nikolai Golovin in Belgrade, uniting representatives of Russian military émigrés.

Together with General Golovin, he in English in 1922, and in Russian in 1924, he published the strategic issue “The Pacific Problem in the 20th Century” in Russian. This work is a brilliant forecast of the development of the military-strategic situation in the Asia-Pacific region. In particular, about the inevitability of a military clash between the United States and Japan, which will occur after Japan organizes its rear - “a vast base on the Asian mainland” - and will have to start a “warning war”, that is, the first to attack the United States, delivering the main blow to its naval bases, the strongest of which was Pearl Harbor. Subsequent events fully confirmed both the beginning of the scenario and the end of the war in the Pacific: "The United States will be able to defeat Japan only with the help of a strong Russia ... which deprived Japan of its base on the Asian mainland." This work has been translated into all European languages, published in Japan and even in Soviet Russia. In the preface to the Soviet edition (Golovin N., Bubnov A. The strategy of the American-Japanese war. M .: Izd-vo Military Gazette, 1925) Karl Radek wrote: “General without an army Golovin and the land admiral Bubnov, having made an analysis of the strategic position in the Far East, played a very useful role for Soviet Russia. "

“Overland Admiral” Bubnov wrote other fundamental works: “The Problem of the Bosphorus” in French in 1935, in the Serbian-Croatian - in the 1931 – 1933 three-volume “History of Naval Art” and in the 1937 - “Management Strategy war on the sea. In 1955, in the USA, the Chekhov Publishing House published, perhaps, one of his most famous books, “In the Tsar's Bet”, which, according to many historians, is the most objective source of the highest military authority of the Russian Empire during the First World War. Among the main reasons for the defeat of Russia, the author called: the unpreparedness of the country and the army for war, the removal of Grand Duke Nikolai Nikolayevich from the post of Supreme Commander, disastrous domestic policies, the rejection of measures to maintain order in the capital, the traitorous policy of the Allies on the Entente. Bubnov also cites among the reasons for the “non-execution of the Bosporus Operation in 1916”, the implementation of which, in his opinion, should inevitably lead to the military defeat of Turkey and, as a result, to the rapid end of the war in favor of the Entente.

LAST HAVEN

In 1941, after the capitulation of Yugoslavia, Bubnov and his family moved to a small Slovenian town of Kranje, where he taught Russian from 1946 to 1953 for a year at a local gymnasium. In the year 1945, after the communists came to power, the process of issuing Russian White emigres to the Soviet authorities began. Such requests were received repeatedly by the former admiral, however, according to the professor at the University of Ljubljana, the former naval officer Anton Zhabkar, Bubnov’s extradition did not take place thanks to his former students - the naval cadets 1920 – 1930, who at that time held high positions in the Yugoslav Military Navy: Admirals Joseph Zern and Ivan Kern. By the way, in the post-war period, the fate of Anton Zhabkar and some other high-school students from a provincial town was largely determined by the teacher of Russian literature Alexander Bubnov, infecting sea romance, thanks to which they linked their lives with the fleet.

The last shelter of the Russian admiral found 2 February 1963, under the Orthodox cross in the cemetery of the town of Kranj. On the territory of the former Yugoslavia, his memory is preserved. In the seaside town of Pirna in the Maritime Museum of Slovenia there is a stand dedicated to Admiral Bubnov. In military encyclopedic editions of Slovenia, Serbia and Croatia, biographical articles are devoted to him, his name is mentioned in the history of the Navy of Yugoslavia.

His son, Sergey Bubnov (1914 – 2000), is a well-known seismologist. At the beginning of 1990’s, he was one of the organizers of the Slovenia-Russia society. In St. Petersburg, 1994 was given to the city’s leadership by the admiral Andreyevsky flag, which he his father carefully kept as a relic all the years of exile and bequeathed to return it to "new Russia". But in emigration, in addition to saving the flag, Admiral Bubnov saw "the duty of the officer corps to Russia is to preserve by all means the naval spiritual capital acquired through hard work and passed down from generation to generation."

It cannot be said that the legacy of Admiral Bubnov is completely unknown in Russia. Thanks to Alexander Savinkin, his separate articles from the emigrant periodicals are included in the collection “Russian Way” 1999 of the Russian Naval Idea: The Spiritual Heritage of the Imperial Navy. In the year 2004, the book “The Unheard Prophets of the Coming Wars” published his work “The Pacific Problem in the 20th Century”. The monograph of Igor Kozyr “From Tsushima to Ragusa”, published in the publishing house “Gangut” in 2011, is dedicated to the admiral’s biographies. But this is certainly not enough.

In the upcoming 2014 year - the year of mournful anniversaries: the 110 anniversary of the beginning of the Russian-Japanese and 100 anniversary of the First World War - translation and publication in Russian of two of the above-mentioned fundamental works of Admiral Bubnov, devoted to a detailed analysis of the naval component of these wars it would be the best step towards returning home and practical use of “naval spiritual capital”, preserved and multiplied by the Russian patriot.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. rumatam
    rumatam 11 January 2014 09: 41
    +1
    and what he did from 41 to 45, and silence. A very significant milestone falls out.
  2. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 11 January 2014 10: 45
    -13%
    For me, the White Guard is like a stigma on his forehead. He shot at people and therefore is not worthy of respect, no matter how smart he is there.
    1. Saburo
      Saburo 11 January 2014 12: 09
      +8
      But the Bolsheviks did not shoot at the people? There was a civil war, there was both red terror and white. And the fact that the Bolsheviks won does not make all white automatic villains. And to tell you the truth, among those who fought for the Bolsheviks there were much more people who were not worthy of respect, but who later became heroes.
      1. mountain
        mountain 11 January 2014 13: 37
        0
        Sabuto! Totally, I agree with you.
      2. Shadowcat
        Shadowcat 11 January 2014 15: 16
        +3
        Who cares? White, red, yellow or green - the civil war, all cut each other. This is the most wicked war in which there are no saints, and sins are gathered on more than one boiler. You can’t cut your point. And this is a war where a brother cuts a brother, father of a son, and vice versa.

        That is why I believe that anyone who shouts that Russia needs a revolution now, and if necessary, an armed revolution or, or a traitor.
      3. Pashhenko Nikolay
        Pashhenko Nikolay 11 January 2014 17: 31
        +1
        They shot. Only your whites shot at my grandfathers. If your grandfathers were on the side of the whites, your right to honor their generals. Here, like everyone has the right to have their own point of view.
  3. Drosselmeyer
    Drosselmeyer 11 January 2014 14: 57
    0
    Reading about the biographies of the White movement leaders, you understand why they lost. Due to disagreements with Denikin, he went with his family to Constantinople, while the whites stayed in Crimea for another six months. It is somehow difficult to imagine that one of the Bolsheviks, due to disagreements between Trotsky and Lenin, would have left for emigration during the Civil War. Because the Bolsheviks won, because at that time they were a monolith.
  4. Trinity
    Trinity 12 January 2014 01: 40
    0
    There was a "rift" between Denikin and Wrangel, and on the basis of this the entire top command was also divided. The command did not have solidarity, and that was a deplorable result for them, while the Bolsheviks resolved differences in a different way, the one with more rights put against the wall, the one with fewer rights. So they didn't really succeed in leaving for emigration.
  5. Drummer
    Drummer 12 January 2014 10: 32
    +1
    During the Russo-Japanese War, the midshipman - artillery officer on the squadron battleship Orel as part of the 1st armored detachment of the 2nd Pacific squadron of Admiral Zinovy ​​Rozhestvensky made an eight-month transition from the Baltic Sea to the Far East, and then participated in the Tsushima battle.

    It is curious that Bubnov was brought out by Novikov in Tsushima under the name of Warrant Officer Vorobeichik. Those who have read will understand.
    1. 11111mail.ru
      11111mail.ru 12 January 2014 12: 50
      0
      Quote: Drummer
      under the name of Midshipman Sparrow. Who read - will understand.

      Was there really ONE midshipman wearing glasses all over the squadron?
      1. Drummer
        Drummer 19 January 2014 22: 20
        0
        Yes, it seems to be a well-known fact that Bubnov commanded the right middle tower on the Eagle. Both Novikov and Kostenko have an episode with damage to the tower and injury to Bubnov / Vorobeichik.
  6. standby
    standby 12 January 2014 13: 09
    0
    For me, the White Guard is like a stigma on his forehead. He shot at people and therefore is not worthy of respect, no matter how smart he is there.


    Tell Nikolai who was right there ?! I think you will not say ... so people on the one and the other hand !!! And the controversial question is who thought more about Russia, and the truth was that everyone had their own shed blood (only someone quite consciously because of education, and someone not too much, due to his absence, but in pursuit of a bright dream!) This is the tragedy of our people !!! But it’s not about who is right, but to the fact that you don’t judge for yourself, but you will not be judged!

    His son, Sergey Bubnov (1914 – 2000), is a well-known seismologist. At the beginning of 1990’s, he was one of the organizers of the Slovenia-Russia society. In St. Petersburg, 1994 was given to the city’s leadership by the admiral Andreyevsky flag, which he his father carefully kept as a relic all the years of exile and bequeathed to return it to "new Russia". But in emigration, in addition to saving the flag, Admiral Bubnov saw "the duty of the officer corps to Russia is to preserve by all means the naval spiritual capital acquired through hard work and passed down from generation to generation."


    And here is a beautiful example for you, that being in exile you can keep what is holy ... and hope !!!
    Oh, how many of them, these lives and destinies, were left in a foreign land ... By the way, Russian immigration, in particular its military wing, made a great contribution to the development of Yugoslav science, culture, military thought! By the way, they remember this! I am ashamed, but I did not hear about Admiral Bubnov, thanks to the author. This memory must be respected.
  7. vyur
    vyur 13 January 2014 13: 33
    0
    Red, white ... Now it is clear that there were Russian patriots and heroes on both sides, as well as traitors and villains. The catastrophe affected everyone, it is a pity that many have not understood this until now. The main thing is that Russia was able to revive then, was able to crush the next campaign "Drang nach Osten" in the 40s. Looking at the fate of the Russian Admiral Bubnov, in the biographies of many outstanding military leaders, regardless of their "coloring", one is amazed at how strong the leaven of Russian patriotism is in them, and how much their spirit of service to the Fatherland contrasts with the animal instincts of high-ranking modern "campaigners". For those who sell their Motherland wholesale and retail, one award is the stigma of Judas Iscariot. Fidelity to the Sacred Duty of the Defender is the seal of a real Russian warrior, and, thank God, tens of millions of sons of our great Fatherland deserve it. Glory to the heroes, glory to the patriots of Russia!

Незамеченные юбилеи

Незамеченные юбилеиТак повелось, что юбилеи того или иного политического или военного деятеля обычно используются в качестве очередного повода для того, чтобы вспомнить и оценить его заслуги перед Отечеством. В уходящем 2013 году остались незамеченными два таких юбилея: 130-летие со дня рождения и 50-летие со дня смерти выдающегося отечественного теоретика и организатора военно-морского дела контр-адмирала Александра Дмитриевича Бубнова (1883–1963). Его вклад в развитие отечественной и мировой военно-морской мысли во многом продолжает оставаться недооцененным и невостребованным.

ОТ ГАРДЕМАРИНА ДО АДМИРАЛА

Жизненный путь и военная карьера Александра Бубнова во многом являются типичными для представителя военно-морского сословия императорской России.


Родился он 29 мая 1883 года в Варшаве в семье военного инженера Дмитрия Бубнова, имевшей богатые военно-морские традиции, о чем свидетельствовали два скрещенных якоря на фамильном гербе. По линии матери, Элизабеты Смит, происходил из семьи известных норвежских кораблестроителей. Неудивителен поэтому был выбор Александром карьеры военного моряка. В 1900 году он поступил и в 1903 году успешно окончил Морской корпус. В 1903–1904 годах в качестве вахтенного начальника совершил кругосветное плавание. Во время Русско-японской войны мичманом – артиллерийским офицером на эскадренном броненосце «Орел» в составе 1-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Зиновия Рожественского совершил восьмимесячный переход из Балтийского моря на Дальний Восток, а затем участвовал в Цусимском сражении. Будучи тяжело раненным, в составе экипажа своего сильно поврежденного броненосца (более 75 попаданий вражеских снарядов), попал в японский плен.

По воспоминаниям его внучки, Анюты Бубновой-Шкоберне, ныне – профессора юриспруденции Люблянского университета, дед считал, что своей жизнью был обязан японским хирургам, сделавшим ему сложнейшую операцию, без которой он мог остаться без ноги и погибнуть. По возвращении из плена мичман Бубнов за проявленный в сражении героизм был удостоен ордена Святой Анны третьей степени с мечами и бантом.

После войны окончил Николаевскую морскую академию (1910), проходил службу в Морском генеральном штабе, на учебных кораблях «Воин» и «Петр Великий», на линкоре «Цесаревич» и крейсере «Россия». В 1911 году преподавал морскую стратегию в Николаевской морской академии, состоял членом Петербургского военно-морского кружка, опубликовал первые теоретические работы: «Россия и ее моря. Краткая история России с морской точки зрения» (1907), «Походный порядок эскадры» (1909) и «Высшая тактика» (1911). В 1911–1912 годах – старший флаг-офицер учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. 6 декабря 1913 года произведен в капитаны 2 ранга. В 1913–1914 годах служил старшим офицером на однотипном «Авроре» крейсере «Диана».

В годы Первой мировой войны – флаг-капитан, а затем начальник Военно-морского управления в Ставке Верховного главнокомандующего (в Барановичах, Могилеве, а затем в Орле). Этот период его службы был связан с координацией боевых действий сил императорского флота в составе двух флотов и пяти флотилий (658 боевых кораблей) на всех морских театрах войны. В частности, при его участии была спланирована и проведена операция по переброске силами флота частей 5-го Кавказского корпуса в Трапезунд в 1916 году, детально разработана планировавшаяся, но так и неосуществленная Босфорская десантная операция. 28 июля 1917 года Александр Бубнов в возрасте 34 лет был произведен в контр-адмиралы.

После Октябрьской революции 1917 года и ликвидации Ставки встал на сторону Белого движения. В конце 1918 года включен адмиралом Александром Колчаком в состав русской делегации на Версальской мирной конференции, возглавляемой Сергеем Сазоновым. После того как русская делегация не была допущена на конференцию, вернулся в распоряжение главнокомандующего Вооруженными силами Юга России (ВСЮР) генерала Антона Деникина. 3 мая 1919 года, после прибытия боевых кораблей из Севастополя в Новороссийск, был назначен начальником дивизиона миноносцев. 20 августа 1919 года занял пост начальника штаба командующего Черноморским флотом ВСЮР.

7 февраля 1920 года за поддержку кандидатуры генерала Петра Врангеля на пост главнокомандующего вместе с командующим Черноморским флотом вице-адмиралом Дмитрием Ненюковым был «уволен от службы». После чего из Севастополя на военном корабле вместе с женой Елизаветой, детьми Сергеем пяти лет и Ириной трех лет эвакуировался в Константинополь. Так закончилась служба адмирала Бубнова в России.

ВОЕННО-МОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭМИГРАЦИИ

В эмиграции адмирал и его семья проживали сначала в Софии (1920) и Париже (1921), а затем в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (КСХС): в Любляне (1922–1923) и с 1923 года в Дубровнике, когда Александр Бубнов как известный военно-морской эксперт был лично приглашен королем Александром I Карагеоргиевичем в формирующуюся Военно-морскую академию. В это же время он получил приглашение занять должность профессора в Военно-морской академии США в Аннаполисе, но выбор сделал в пользу Югославии (по его словам, «если придется возвращаться в Россию, то из Дубровника гораздо ближе, чем из Аннаполиса»).

После распада Австро-Венгерской империи перед вновь образованным государством КСХС (с 1929 года – Королевство Югославия) стояла задача создать собственные военно-морские силы, а без подготовки национальных кадров сделать это было невозможно. Вот здесь и пригодились боевой опыт, организаторский и научный таланты русского адмирала.

На протяжении 18 лет – с 1923 по 1941 год – Александр Бубнов являлся профессором Военно-морской академии в Грузе, около Дубровника. Он не только организовал преподавание основных военно-морских предметов – военно-морской истории, стратегии и тактики, но занимался разработкой концепции строительства и развития военно-морских сил Югославии с учетом богатого российского опыта.

По состоянию на начало 1941 года Военно-морской флот Югославии в составе Морских сил и Дунайской речной флотилии насчитывал 41 боевой корабль и 19 судов, имел в своем составе 326 старших офицеров, 1646 младших офицеров и мичманов и 1870 старшин и матросов. При этом только 64 офицера были из числа «старой гвардии» бывшего австро-венгерского флота, служивших в югославском флоте со времени его образования. Все остальные офицеры получили специальное военно-морское образование в Югославии, многие из них приняли участие в возрождении национальных военно-морских сил СФРЮ после 1945 года. В их подготовку большой вклад был внесен и русским адмиралом Бубновым.

Контр-адмирал Александр Бубнов, 1917 год.
Незамеченные юбилеиВ эмиграции Александр Бубнов проявил себя в качестве ученого и публициста. В русскоязычных эмигрантских периодических изданиях опубликованы его циклы статей «Мысли о воссоздании русской морской вооруженной силы», «Основы русской морской политики» и другие. Он тесно сотрудничал с Русским научным институтом в Белграде, объединявшим в 1920–1940 годах русских ученых-эмигрантов, академиков и профессоров российских университетов, преподавал на Высших военно-научных курсах генерала Николая Головина в Белграде, объединявших представителей русской военной эмиграции.

Вместе с генералом Головиным он в 1922 году на английском, а в 1924 году – на русском языке опубликовал стратегическое исследование «Тихоокеанская проблема в XX столетии». Эта работа представляет собой гениальный прогноз развития военно-стратегической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, о неизбежности военного столкновения США и Японии, которое произойдет после того, как Япония организует свой тыл – «обширную базу на Азиатском материке» – и вынуждена будет начать «предупредительную войну», то есть первой напасть на США, нанеся основной удар по ее военно-морским базам, сильнейшей из которых являлся Перл-Харбор. Последующие события полностью подтвердили как сценарий начала, так и окончания войны на Тихом океане: «США смогут победить Японию только с помощью сильной России… лишившей Японию ее базы на Азиатском материке». Данная работа была переведена на все европейские языки, издана в Японии и даже в Советской России. В предисловии к советскому изданию (Головин Н., Бубнов А. Стратегия американо-японской войны. М.: Изд-во Военный вестник, 1925) Карл Радек писал: «Генерал без армии Головин и сухопутный адмирал Бубнов, сделав анализ стратегического положения на Дальнем Востоке, сыграли очень полезную роль для Советской России».

«Сухопутный адмиралом» Бубновым были написаны и другие фундаментальные работы: на французском языке в 1935 году – «Проблема Босфора», на сербско-хорватском – в 1931–1933 годах трехтомная «История военно-морского искусства» и в 1937 году – «Стратегия ведения войны на море». В 1955 году в США в Издательстве имени Чехова опубликована, пожалуй, одна из самых известных его книг «В Царской ставке», которая, по признанию многих историков, является самым объективным источником о деятельности в годы Первой мировой войны высшего органа военного управления Российской империи. Среди главных причин поражения России автор назвал: неподготовленность страны и армии к войне, смещение великого князя Николая Николаевича с поста Верховного главнокомандующего, пагубную внутреннюю политику, неприятие мер для обеспечения порядка в столице, предательскую политику союзников по Антанте. Бубнов также называет в числе причин «неприведение в исполнение в 1916 году Босфорской операции», осуществление которой, по его мнению, должно было неизбежно привести к военному поражению Турции и – как следствие – к быстрому окончанию войны в пользу Антанты.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

В 1941 году после капитуляции Югославии Бубнов с семьей переехал на жительство в небольшой словенский городок Кранье, где с 1946 по 1953 год в местной гимназии преподавал русский язык. В 1945 году после прихода к власти коммунистов начался процесс выдачи советским властям русских белоэмигрантов. Такие запросы неоднократно поступали и на бывшего адмирала, однако, по мнению профессора Люблянского университета, бывшего флотского офицера Антона Жабкара, выдача Бубнова не состоялась благодаря его бывшим ученикам – морским кадетам 1920–1930 годов, в то время уже занимавшим высокие должности в югославском Военно-морском флоте: адмиралам Иосифу Церну и Ивану Керну. Кстати, в послевоенный период судьбу самого Антона Жабкара и некоторых других гимназистов из провинциального городка во многом определил преподаватель русской словесности Александр Бубнов, заразив морской романтикой, благодаря чему они связали свою жизнь с флотом.

Последний приют русский адмирал нашел 2 февраля 1963 года под православным крестом на кладбище городка Крань. На территории бывшей Югославии память о нем сохраняется. В приморском городке Пирне в Морском музее Словении имеется стенд, посвященный адмиралу Бубнову. В военных энциклопедических изданиях Словении, Сербии и Хорватии ему посвящены биографические статьи, его имя упоминается при изложении истории Военно-морского флота Югославии.

Его сын, Сергей Бубнов (1914–2000), – известный инженер-сейсмолог, в начале 1990-х годов – один из организаторов общества «Словения–Россия», в 1994 году в Санкт-Петербурге передал руководству города адмиральский Андреевский флаг, который его отец бережно хранил как реликвию все годы изгнания и завещал вернуть его в «новую Россию». Но в эмиграции помимо сбережения флага адмирал Бубнов видел «долг офицерского состава перед Россией в том, чтобы сохранить всеми мерами военно-морской духовный капитал, приобретенный тяжкими трудами и переданный из поколений в поколения».

Нельзя сказать, что наследие адмирала Бубнова совсем неизвестно в России. Его отдельные статьи из эмигрантской периодики благодаря Александру Савинкину включены в сборник «Военно-морская идея России: Духовное наследие императорского флота» издательства «Русский путь» 1999 года. В 2004 году в книге «Неуслышанные пророки грядущих войн» опубликована его работа «Тихоокеанская проблема в XX столетии». Биографии адмирала посвящена монография Игоря Козыря «От Цусимы до Рагузы», вышедшая в издательстве «Гангут» в 2011 году. Но этого, безусловно, мало.

В наступающем 2014 году – году скорбных юбилеев: 110-летия начала Русско-японской и 100-летия Первой мировой войн – перевод и издание на русском языке двух уже упоминавшихся выше фундаментальных работ адмирала Бубнова, посвященных детальному анализу военно-морской составляющей этих войн, было бы лучшим шагом к возвращению на Родину и практическому использованию «военно-морского духовного капитала», сохраненного и приумноженного русским патриотом.
Автор: Игорь Образцов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. rumatam 11 января 2014 09:41
    а чем занимался с 41 по 45 , и тишина. Выпадает очень значительная веха, отрезок.
    rumatam
  2. Pashhenko Nikolay 11 января 2014 10:45
    Для меня белогвардеец это как клеймо на лбу.Стрелял в народ а потому уважения не достоен,каким бы умным он там небыл.
    1. Saburo 11 января 2014 12:09
      А большевики не стреляли в народ? Война шла гражданская, был и красный террор и белый. А то что большевики победили не делает всех белых автоматический злодеями. И честно вам скажу, среди тех кто воевал за большевиков было гораздо больше людей которые не достойны уважения, но в последствии стали героями.
      1. гора 11 января 2014 13:37
        Sabuto! Полностью, С Вами соглашусь.
      2. ShadowCat 11 января 2014 15:16
        Какая разница? Белые, красные, желтые или зеленые - война гражданская, все друг друга резали. Это самая поганнейшая война в которой нету святых, а грехов набирается на не один котел. Нельзя резать своих и точка. А это война где брат режет брата, отец сына и наоборот.

        Именно поэтому считаю что любой кто кричит что России нужна сейчас революция, а если надо то и вооруженная революция или , или предатель.
      3. Pashhenko Nikolay 11 января 2014 17:31
        Стреляли.Только ваши белые в моих дедов стреляли.Если ваши деды были на стороне белых-ваше право почитать их генералов.Здесь вроде все имеют право иметь свою точку зрения.
  3. Drosselmeyer 11 января 2014 14:57
    Читая о биографиях деятелей Белого движения понимаешь почему они проиграли. Из-за разногласий с Деникиным выехал с семьёй в Константинополь, а ведь в Крыму белые держались ещё полгода. Как-то трудно представить себе, что бы кто-то из большевиков, из-за разногласий между Троцким и Лениным уехал бы во время гражданской войны в эмиграцию. Потому большевики и победили, что на тот момент были монолитом.
    Drosselmeyer
  4. троица 12 января 2014 01:40
    Между Деникиным и Врангелем произошел "раздрай", а на почве этого и вся командная верхушка тоже разделилась. Не было у командования сплоченности вот и плачевный для них результат.А у большевиков разногласия по другому решались,тот у кого больше прав ставил к стенке, того у кого меньше прав. Так что уехать в эмиграцию у них не очень то получалось.
  5. Ударник 12 января 2014 10:32
    Во время Русско-японской войны мичманом – артиллерийским офицером на эскадренном броненосце «Орел» в составе 1-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Зиновия Рожественского совершил восьмимесячный переход из Балтийского моря на Дальний Восток, а затем участвовал в Цусимском сражении.

    Любопытно, что Бубнов выведен Новиковым в "Цусиме" под именем мичмана Воробейчика. Кто читал - поймет.
    1. 11111mail.ru 12 января 2014 12:50
      Цитата: Ударник
      под именем мичмана Воробейчика. Кто читал - поймет.

      В самом деле на всей эскадре был ОДИН мичман, носивший очки?
      11111mail.ru
      1. Ударник 19 января 2014 22:20
        Да вроде бы известный факт, что Бубнов командовал правой средней башей на "Орле". Эпизод с повреждением башни и ранением Бубнова/Воробейчика есть и у Новикова и у Костенко.
  6. Standby 12 января 2014 13:09
    Для меня белогвардеец это как клеймо на лбу.Стрелял в народ а потому уважения не достоен,каким бы умным он там небыл.


    А скажите Николай, кто был там прав?! Думаю не скажете..., так народ с одной и с другой стороны!!! И спорный вопрос в том, кто более о России думал, и правда СВОЯ была у каждого за которую кровь проливали (только кто-то вполне осознанно в силу образования, а кто-то не слишком, в связи с его отсутствием, но в погоне за светлой мечтой!) Это трагедия нашего народа!!! Но речь не о том кто прав, а к тому, что не судите сами, да не судимы будете!

    Его сын, Сергей Бубнов (1914–2000), – известный инженер-сейсмолог, в начале 1990-х годов – один из организаторов общества «Словения–Россия», в 1994 году в Санкт-Петербурге передал руководству города адмиральский Андреевский флаг, который его отец бережно хранил как реликвию все годы изгнания и завещал вернуть его в «новую Россию». Но в эмиграции помимо сбережения флага адмирал Бубнов видел «долг офицерского состава перед Россией в том, чтобы сохранить всеми мерами военно-морской духовный капитал, приобретенный тяжкими трудами и переданный из поколений в поколения».


    А вот вам красивый пример того, что и будучи в изгнании можно хранить то что свято ... и надеяться!!!
    Эх сколько их, этих жизней и судеб ушло на чужбине... Кстати русская иммиграция, в частности её военное крыло, внесли большой вклад в развитие югославской науки, культуры, военной мысли! Они, кстати об этом помнят! Стыдно, но я об адмирале Бубнове не слышал, автору спасибо. Эту память надо чтить.
    Standby
  7. vyur 13 января 2014 13:33
    Красные, белые... Сейчас ясно, что были русские патриоты и герои с обеих сторон, как и предатели и негодяи. Катастрофа коснулась всех, жаль, что этого многие так и не поняли до сей поры. Главное, что Россия сумела возродиться тогда, смогла смять и очередной поход "дранг нах остен" в 40-е. Вглядываясь в судьбу русского адмирала Бубнова, в биографии многих выдающихся военачальников независимо от их "окраски", поражаешься, насколько сильна в них закваска русского патриотизма, и насколько контрастирует их дух служения Отчизне животным инстинктам высокопоставленных современных "служак". Для тех, кто продает Родину оптом и в розницу одна награда - клеймо Иуды Искариотского. Верность Священному долгу Защитника - это печать настоящего русского воина, и ее, слава Богу, достойны десятки миллионов сынов нашего великого Отечества. Слава героям, слава патриотам России!
    vyur

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня