Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси

Великий русский полководец князь Святослав Игоревич выглядит эпической фигурой Руси. Поэтому многих исследователей так и тянет внести его в ряды былинных богатырей, а не государственных деятелей. Однако великий воин и князь Святослав был политиком глобального уровня значения. По ряду направлений (Поволжье, Кавказ, Крым, Причерноморье, Подунавье, Балканы и Константинополь) он заложил традиции и курс внешней политики Руси — Русского царства — России. Он и его прямые предшественники — Рюрик, Олег Вещий и Игорь — наметили русские глобальные сверхзадачи.

Тайна гибели Святослава

Исследователи считают, что после встречи с византийским императором, когда был заключен почетный мир, вернувший Русь и Византию к положениям договора 944 года, Святослав ещё некоторое время находился на Дунае. Святослав уходил из Подунавья, но Русь сохраняла свои завоевания в Приазовье, Поволжье, удерживала устье Днепра.


На Днепре Святослав оказался только глубокой осенью. У днепровских порогов его уже поджидали печенеги. Согласно официальной версии, греки не собирались отпускать грозного воителя обратно на Русь. Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что ранее Святослава на Днепр попал мастер политической интриги, епископ Феофил Евхаитский. Епископ вез дорогие подарки хану Куре и предложение Иоанна I Цимисхия о заключении между печенегами и Византией договора о дружбе и союзе. Византийский владыка просил печенегов более не пересекать Дунай, не нападать на принадлежавшие теперь Константинополю болгарские земли. Согласно греческим источникам, Цимисхий также попросил беспрепятственно пропустить русские войска. Печенеги якобы согласились со всеми условиями, кроме одного — не хотели пропускать русов.

Русам об отказе печенегов ничего не сообщили. Поэтому Святослав шел в полной уверенности, что греки выполнили своё обещание и дорога свободна. Русская летопись утверждает, что о том, что Святослав идёт с малой дружиной и при большом богатстве, печенегам сообщили антирусски настроенные жители Переяславца. Таким образом, есть три версии: печенеги сами хотели ударить по Святославу, греки только умолчали об этом; греки подкупили печенегов; печенегов известили враждебно настроенные к Святославу болгары.

Тот факт, что Святослав шел на Русь в полном спокойствии и уверенности, подтверждает разделение его армии на две неравные части. Дойдя на ладьях до «Острова Русов» в устье Дуная, князь разделили войско. Основные силы под началом воеводы Свенельда ушли своим ходом по лесам и степям в Киев. Они благополучно дошли. На мощное войско никто не осмелился напасть. Согласно летописи, Свенельд и Святославу предлагал идти на конях, но тот отказался. С князем осталась только малая дружина и, видимо, раненые.

Когда стало ясно, что через пороги не пройти, князь решил зазимовать на Белобережье, местности между современными городами Николаевым и Херсоном. Согласно летописи, зимовка была тяжелой, не хватало продовольствия, люди голодали, умирали от болезней. Считается, что весной должен был прибыть Свенельд со свежими силами. Весной 972 года, так и не дождавшись Свенельда, Святослав снова двинулся вверх по Днепру. На днепровских порогах малая дружина Святослава попала в засаду. Подробности последнего боя Святослава неизвестны. Ясно одно: печенеги превосходили дружинников Святослава в числе, русские воины были изнурены тяжелой зимой. Вся дружина великого князя полегла в этой неравной сече.

Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа великого воителя чашу-братину и оковать её золотом. Существовало поверье, что так слава и мудрость великого князя будет передана его победителям. Поднимая кубок, печенежский князь говорил: «Пусть дети наши будут такими, как он!»

Киевский след

Официальная версия о прямодушном воине, которого легко обманули ромеи, подставив под удар печенегов, нелогична. Кругом сплошные вопросы. Зачем князь остался с малой дружиной и выбрал водный путь в ладьях, хотя всегда стремительно летел со своей конницей, которая ушла со Свенельдом? Получается, он и не собирался возвращаться в Киев?! Ждал помощи, которую должен были привести Свенельд и продолжить войну. Почему Свенельд, без проблем добравшийся до Киева, не послал помощь, не привел войска? Почему помощь не послал Ярополк? Почему Святослав не попытался пройти дальней, но более безопасной дорогой — через Белую Вежу, по Дону?

На странное поведение воеводы Свенельда обратили внимание ещё историки С. М. Соловьев и Д. И. Иловайский, а в XX веке — Б. А. Рыбаков и И. Я. Фроянов. В настоящее время этот странный факт отметил исследователь Л. Прозоров. Поведение воеводы тем более странно, что ему даже не надо было возвращаться в Киев. Согласно новгородской Первой летописи, князь Игорь дал Свенельду в «кормление» земли уличей, многочисленного союза племен жившего в области от Среднего Поднепровья, выше порогов, до Южного Буга и Днестра. Княжеский наместник мог легко набрать в землях серьёзное ополчение.

С. М. Соловьев отметил, что «Свенельд волею или неволю мешкал в Киеве». Д. И. Иловайский писал, что Святослав «поджидал помощи из Киева. Но, очевидно, или в Русской земле в то время дела находились в большом расстройстве, или там не имели точных сведений о положении князя — помощь ниоткуда не приходила». Однако Свенельд же прибыл в Киев и должен был представить князю Ярополку и боярской думе сведения о положении дел у Святослава.

Поэтому многие исследователи сделали вывод, что Свенельд предал Святослава. Он не послал никакой помощи своему князю и стал самым влиятельным вельможей у престола Ярополка, который получил Киев. Возможно, в этом предательстве лежит и исток убийства князем Олегом, вторым сыном Святослава, сына Свенельда — Люта, которого он встретил на охоте в своих владениях. Олег спросил, кто гонит зверя? Услышав в ответ «Свенельдич», Олег тут же его убил. Свенельд, мстя за сына, натравил Ярополка на Олега. Началась первая междоусобная, братоубийственная война.

Свенельд мог быть проводником воли киевской боярско-купеческой верхушки, которая была недовольна переносом столицы Русского государства на Дунай. В своем стремлении основать в Переяславце новую столицу Святослав бросил вызов киевскому боярству и купечеству. Стольный Киев отодвигался на второй план. Открыто противостоять ему они не могли. Но киевская верхушка смогла подчинить своему влиянию молодого Ярополка и затянуть дело с отправкой войск на помощь Святославу, что и стало причиной гибели великого полководца.

Кроме того, Л. Н. Гумилев отметил такой фактор, как возрождение «христианской партии» в киевской верхушке, которую Святослав разгромил и загнал в подполье во время погрома миссии римского епископа Адальберта в 961 году ("Иду на Вы!" Воспитание героя и его первая победа). Тогда княгиня Ольга согласилась принять миссию Адальберта. Римский епископ склонял киевскую элиту к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Западной Европе — германского короля Оттона. Ольга с вниманием прислушивалась к посланнику Рима. Возникла угроза принятие «святой веры» киевской верхушкой из рук посланника Рима, что вело к вассалитету правителей Руси по отношению к Риму и германскому императору. В тот период христианство выступало в качестве информационного оружия, порабощавшего сопредельные регионы. Святослав жестко пресек эту диверсию. Сторонники епископа Адальберта были перебиты, возможно, включая и представителей христианской партии в Киеве. Русский князь перехватил нити управления у теряющей разум матери и отстоял концептуальную и идеологическую независимость Руси.

Длительные походы Святослава привели к тому, что самые его верные соратники ушли с ним из Киева. В городе возродилось влияние христианской общины. Христиан было много среди бояр, имеющих большую прибыль от торговли, и купцов. Они не были рады переносу центра державы на Дунай. Иоакимовская летопись сообщает о симпатиях Ярополка к христианам и христианах в его окружении. Этот факт подтверждает и Никоновская летопись.

Гумилев вообще считает Свенельда главой уцелевших христиан в войске Святослава. Святослав устроил казнь христиан в войске, наказав их за недостаточную храбрость в бою. Он также пообещал разрушить все церкви в Киеве и разгромить христианскую общину. Святослав своё слово держал. Христиане это знали. Поэтому в их жизненных интересах было устранить князя и его ближайших сподвижников. Какую роль сыграл в этом заговоре Свенельд, неизвестно. Мы не знаем, был ли он зачинщиком или только присоединился к заговору, решив, что это будет выгодно для него. Возможно, его просто подставили. Могло быть все, что угодно, вплоть до попыток Свенельда переломить ситуацию в пользу Святослава. Сведений нет. Ясно одно, гибель Святослава связана с киевскими интригами. Возможно, что греков и печенегов в этом случае просто назначили главными виновниками гибели Святослава.

Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси

"Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом". В. Киреев.

Заключение

Деяний Святослава Игоревича хватило бы другому полководцу или государственному деятелю не на одну жизнь. Русский князь остановил идеологическое вторжение Рима в русские земли. Святослав славно завершил дело предыдущих князей — поверг Хазарский каганат, этого чудовищного змея русских былин. Он стер с лица земли хазарскую столицу, открыл для русов Волжский путь и установил контроль над Доном (Белая Вежа).

Святослава пытаются представить в образе обычного боевого вождя, «безрассудного авантюриста», который зря тратил силу Руси. Однако Волжско-хазарский поход был деянием, достойным величайшего полководца, и был жизненно важным для военно-стратегических и экономических интересов Руси. Борьба за Болгарию и попытка утвердиться в Подунавье должны были решить основные стратегические задачи на Руси. Черное море бы окончательно стало «Русским морем».

Решение перенести столицу из Киева в Переяславец, с Днепра на Дунай, также выглядит разумным. Во время исторических переломов столица Руси не раз переносилась: Олег Вещий перенес её с севера на юг — из Новгорода в Киев. Тогда необходимо было сосредоточиться на проблеме объединения славянских племенных союзов и решить проблему защиты южных рубежей, для этого Киев подходил лучше. Андрей Боголюбский решил сделать стольным градом Владимир, покинув погрязший в интригах Киев, где выродившаяся боярско-торгашеская верхушка топила все державные начинания. Пётр перенес столицу на Неву, чтобы закрепить выход России к берегам Балтийского (некогда Варяжского) моря. Большевики перенесли столицу в Москву, так как Петроград был уязвим в военном отношении. Решение о необходимости переноса столицы из Москвы на восток, к примеру, в Новосибирск, назрело (даже перезрело) в настоящее время.

Святослав торил путь на юг, поэтому столица на Дунае должна была закрепить Причерноморье за Русью. Надо отметить, что русский князь не мог не знать, что один из первых городов под названием Киев ранее уже существовал на Дунае. Перенос столицы значительно облегчал освоение и последующую интеграцию новых земель. Намного позднее, в XVIII столетии, России придется решать те же задачи, которые наметил Святослав (Кавказ, Крым, Подунавье). Будут возрождены планы присоединения Балкан и создания новой столицы славянства — Константинополя.

Святослав воевал не ради самой войны, хотя его до сих пор пытаются показать удачливым «варягом». Он решал стратегические сверхзадачи. Святослав шел на юг не ради добычи, золота, он хотел закрепиться в регионе, поладить с местным населением. Святослав наметил приоритетные для русского государства направления — Волга, Дон, Северный Кавказ, Крым и Дунай (Балканы). В сферу интересов Руси вошла Булгария (Поволжье), Северный Кавказ, был открыт путь на Каспий, к Персии, арабам.

Наследникам великого стратега, погрязшим в междоусобицах, сварах и интригах, было уже не до броска на юг и восток. Хотя отдельные элементы программы Святослава пытались выполнить. В частности, Владимир захватил Корсунь. Но в целом планы и плоды побед великого князя были похоронены на долгие века. Только при Иване Грозном Россия вернулась в Поволжье, заняв Казань и Астрахань (в её районе находятся развалины хазарской столицы — Итиля), начала возвращаться на Кавказ, возникли планы подчинения Крыма. Святослава же максимально «упростили», превратили в удачливого военного вожака, рыцаря без страха и упрека. Хотя за деяниями воина легко читаются стратегические планы строительства Великой Руси.

Титаническая мощь и загадочность фигуры Святослава Игоревича была отмечена и в русских былинах. Его образ, как считают учёные, сохранился в эпическом образе самого сильного богатыря земли русской — Святогоре. Сила его была так огромна, что со временем, вещали сказители, перестала носить его мать сыра земля, и вынужден был Святогор-богатырь уйти в горы.

Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси

Слободчиков В. Святогор.

Источники:
Артамонов М.И. История хазар. 1962.
Иловайский Д. И. Начало Руси. М., 2012.
Иоанн Скилица. О войне с Русью // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Skyliza/text3.phtml?id=1340.
Лев Диакон. История // http://krotov.info/acts/10/lev_diak/leo_00.htm.
Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
Прозоров Л. Святослав Великий: «Иду на Вы!» М., 2011.
Разин Е. А. История военного искусства. В 3-х томах. СПб., 1999 // http://militera.lib.ru/science/razin_ea/2/02.html.
Рыбаков Б. Рождение Руси. М., 2012.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.
Сахаров А. Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии. Л., 1986.
Успенский Ф. И. Период Македонской династии (867-1057 гг.) // История Византийской империи. В 5 т. Т. 3. М. 2005.
Шамбаров В. Разгром Хазарии и другие войны Святослава Храброго. М., 2013.
Шишов А. Русские князья. М., 1999.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Юн Клоб 10 января 2014 09:53
    Отличный обзор. Спасибо!
  2. МЧПВ 10 января 2014 10:51
    [964-966 г.] Сей Князь, возмужав, думал единственно о подвигах великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя делами и возобновить славу оружия Российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного Героя летел в поле. Там суровою жизнию он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем. Каков был Военачальник, таковы и воины. - Древняя летопись сохранила для потомства еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им:
    иду на вас! В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно Рыцарской чести.
    Берега Оки, Дона и Волги были первым феатром его воинских, счастливых действий.
    Он покорил Вятичей, которые все еще признавали себя данниками Хана Козарского, и грозное свое оружие обратил против сего некогда столь могущественного Владетеля.
    Жестокая битва решила судьбу двух народов. Сам Каган предводительствовал войском: Святослав победил и взял Козарскую Белую Вежу, или Саркел, как именуют ее Византийские Историки, город на берегу Дона, укрепленный Греческим искусством. Летописец не сообщает нам о сей войне никаких дальнейших известий, сказывая только, что Святослав победил еще Ясов и Касогов: первые - вероятно, нынешние Оссы или Оссетинцы - будучи Аланского племени, обитали среди гор Кавказских, в Дагестане, и близ устья Волги;
    вторые суть Черкесы, коих страна в Х веке именовалась Касахиею: Оссетинцы и теперь называют их Касахами. - Тогда же, как надобно думать, завоевали Россияне город Таматарху, или Фанагорию, и все владения Козарские на восточных берегах Азовского моря: ибо сия часть древнего Царства Воспорского, названная потом Княжеством Тмутороканским, была уже при Владимире, как мы увидим, собственностию России. Завоевание столь отдаленное кажется удивительным; но бурный дух Святослава веселился опасностями и
    трудами.
    От реки Дона проложив себе путь к Воспору Киммерийскому, сей Герой мог утвердить сообщение между областию Тмутороканскою и Киевом посредством Черного моря и Днепра. В Тавриде оставалась уже одна тень древнего могущества Каганов.
  3. Доброход Сергей 10 января 2014 10:57
    Князь Святослав занял бы достойное место в нашей Истории, если бы каган Владимир не перекрестил её в 988 г. Сколько славных страниц было вычеркнуто из истории славян!
    1. Uhe 10 января 2014 12:43
      Полностью согласен. Самое удивительное, что через 100-150 лет христиане относительно примирились с язычниками (вспомним из договора Руси с Византией: "русин или христианин" ;)), народ жил достаточно мирно. То есть у нас сложилось бы то же самое, что и в Китае, когда даосы, буддисты и конфуцианцы уживаются вместе, к друг другу не лезут, хотя и у них была порой резня в зависимости от пристрастий правящего императора, но к нынешнему времени у них сложился не просто мир, а заимствование теорий, практик -- в общем, мир и согласие.

      На Руси тоже сложилась та же картина. Появилось двоеверие (понятие, предложенное Рыбаковым, если не ошибаюсь), просуществовавшее до никоновских реформ (староверы), которое включало в себя все языческие обряды и понятия, но с христианской внешностью. Язычники тоже жили свободно, волхвы выполняли обряды, иногда бунтовали против зарвавшихся князей. Но середина была найдена. Церкви начали строиться повсеместно именно тогда, когда давление Киева на Северную Русь снизошло на нет. Народ сам разобрался в своих верах и нашёл золотую середину.

      Но тут пришли монголы, благоволившие христианам, и вырезали всех волхвов. Это, кстати, к разговору о "веротерпимости" монголов. Не были они веротерпимы. В Индии уничтожали буддистов, а на Руси -- русинов, то есть язычников. Зато поощряли те верования, которые помогали им править, смиряясь с участью. И почему-то получилось, что именно Церковь нажилась на власти Орды, именно Церковь вышла единственная без потерь, зато русские волхвы исчезли. Так вот Владимир начал, а монголы завершили. Именно при монголах Русь сделала ужасный поворот от славянского пути в азиатчину.

      Сейчас выдвинули теорию (тот же Л. Прозоров), что на Русь монголов навела Византия, а помогали им в этом провизантийские священники, служившие проводниками и помогавшие сдавать крупнейшие города с помощью предательства.

      В общем, основная причина сворачивания со славянского пути -- Орда, а Владимир сделал возможным её приход, ослабив некогда единое государство междоусобицами.
      Uhe
      1. xtur 10 января 2014 14:05
        >То есть у нас сложилось бы то же самое, что и в Китае, когда даосы, буддисты и конфуцианцы уживаются вместе

        конфуцианство не является религией, это общественно-политическое учение типа коммунизма/социализма
      2. Бек 10 января 2014 19:22
        Цитата: Uhe
        Это, кстати, к разговору о "веротерпимости" монголов. Не были они веротерпимы.


        И чего так категорично, тем более не знамши. В войсках Чингисхана были и поклоники Тенгри (Вечного синего неба), и шаманисты, и язычники, и буддисты, и христиане несторианского толка. А в походе на Польшу и Венгрию и христиане православные - новгородцы А.Невского и смоляне.

        Законноуложение Чингисхана - Яса. В Ясе имеется раздел рассматривающий преступления против религии, нравственности и установленных обычаев. Таковыми признаются – ПРИТЕСНЕНИЕ ЛЮБОЙ ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ В МИРЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА, ОСКОРБЛЕНИЯ РИТУАЛИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, намеренная ложь, прелюбодеяние, разврат. За все эти преступления - наказание Смерть.

        Именно поэтому в Золотой Орде церковные земли были освобождены от налогов. Священнослужители имели статус личной неприкосновенности. Существовали внутрицерковные суды, решения которых не мог изменить сам хан.
        Бек
      3. Motors1991 10 января 2014 20:28
        А еще Византия навела монголов на Китай,Хорезм,Персию,Индию и т.д.Святослав был великим воином ,но он не был великим государственным деятелем.Он не занимался обустройством государства,а без этого все его завоевания пошли прахом.
        1. Симон 11 января 2014 00:38
          Дружок, ты наверное что-то путаешь с монголами и Святославом, они делали завоевания в разные тысячелетия. request
      4. projdoha 11 января 2014 02:06
        "пришли монголы и вырезали волхвов"
        Звучит странно, если не нелепо.
        1. откуда пришли? куда ушли и где сейчас те "монгольские" богатыри? (наши то получается слабаками оказались)
        2. князь Михаил Всеволодович был казнён "монголами" и потом канонизирован РПЦ , он Волхвом был?
        3. как же это "монголы" , которые по вашим словам, благоволившие христианам, смогли терпеть, чтобы русские князья с западными христианами воевали, под "монголо-татарским игом" да ещё и побеждали их!

        Каша бывает не только на кухне..
        1. Guun 11 января 2014 21:07
          Цитата: projdoha
          3. как же это "монголы" , которые по вашим словам, благоволившие христианам, смогли терпеть, чтобы русские князья с западными христианами воевали, под "монголо-татарским игом" да ещё и побеждали их!

          Какая победа? Над Мамаем что ли который был темником? Если вы победи ли Орду то как Тохтамыш после Куликово сжег Москву спасаясь от Тамерлана? Орда после этой междоусобицы РАСПАЛАСЬ! И Русь была ЧАСТЬЮ Орды. Тот факт что ордынская знать и славянская знать охотно брали друг у дружек дочерей в жены и кашевали вместе неочем не говорит? Половина русских потомки скифоф и сарматов которые так же были кочевниками. А миф о татаро-монгольском иге написали немцы при Петре 1, о том что до Петра 1 все было похерено и потерено родом Рюрика. Орда это был СОЮЗ народов как кочевых так и оседлых добровольно или принудительно!
          Guun
          1. projdoha 13 января 2014 23:48
            а кто сомневался?
        2. Комментарий был удален.
    2. valokordin 11 января 2014 05:13
      Князь Святослав занял бы достойное место в нашей Истории, если бы каган Владимир не перекрестил её в 988 г. Сколько славных страниц было вычеркнуто из истории славян![/quote]
      А столицу из Москвы переносить в Новосибирск далековато, а вот в Саратов или Самару это лучше. Москва уже превратилась в рассадник всей либератическо-дерьмократической гадости.
    3. Комментарий был удален.
  4. МЧПВ 10 января 2014 10:58
    "Император встретил Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на каждого из них заплатить ему дань. Великий Князь объявил у себя 20000 человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались временем и собрали 100000 воинов, которые со всех сторон окружили Россиян.
    Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал дружине: Бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костями: мертвым не стыдно! Станем крепко. Иду пред вами, и когда положу свою
    голову, тогда делайте, что хотите!
    Воины его, приученные не бояться смерти и любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: Наши головы лягут вместе с твоею!
    Вступили в кровопролитный бой и доказали, что не множество, а храбрость побеждает. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись - и Святослав шел к Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения..."
  5. МЧПВ 10 января 2014 11:02
    "Погибнет, - сказал он с тяжким вздохом, - погибнет слава Россиян, если ныне устрашимся смерти! Приятна ли жизнь для тех, которые спасли ее бегством? И не впадем ли в презрение у народов соседственных, доселе ужасаемых именем Русским? Наследием предков своих мужественные, непобедимые, завоеватели многих стран и племен, или победим Греков, или падем с честию, совершив дела великие!" Тронутые сею речью, достойные его сподвижники громкими восклицаниями изъязвили решительность геройства - и на другой день все войско Российское с бодрым духом выступило в поле за Святославом. Он велел запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о бегстве и возвращении в Доростол. Сражение началося утром: в полдень Греки, утомленные зноем и жаждою, а более всего упорством неприятеля, начали отступать, и Цимиский должен был дать им время на отдохновение. Скоро битва возобновилась. Император, видя, что тесные места вокруг Доростола благоприятствуют
    малочисленным Россиянам, велел Полководцам своим заманить их на обширное поле притворным бегством; но сия хитрость не имела успеха: глубокая ночь развела воинства без всякого решительного следствия.
    Цимиский, изумленный отчаянным мужеством неприятелей, вздумал прекратить утомительную войну единоборством с Князем Святославом и велел сказать ему, что лучше погибнуть одному человеку, нежели губить многих людей в напрасных битвах. Святослав ответствовал: "Я лучше врага своего знаю, что мне делать.
    Если жизнь ему наскучила, то много способов от нее избавиться: Цимиский да избирает любой!"
  6. МЧПВ 10 января 2014 11:07
    Святослав с воинами малочисленными, утружденными, предприял обратный путь в отечество на ладиях, Дунаем и Черным морем; а Цимиский в то же время отправил к Печенегам Послов, которые должны были, заключив с ними союз, требовать, чтобы они не ходили за Дунай, не опустошали Болгарии и свободно пропустили Россиян чрез свою землю.
    Печенеги согласились на все, кроме последнего, досадуя на Россиян за то, что они примирились с Греками. Так пишут Византийские Историки; но с большею вероятностию можно думать совсем противное. Тогдашняя политика Императоров не знала великодушия: предвидя, что Святослав не оставит их надолго в покое, едва ли не сами Греки наставили Печенегов воспользоваться слабостию Российского войска. Нестор приписывает сие коварство жителям Переяславца: они, по его словам, дали знать Печенегам, что Святослав возвращается в Киев с великим богатством и с малочисленною дружиною.
    [972 г.] Печенеги обступили Днепровские пороги и ждали Россиян. Святослав знал о сей опасности. Свенельд, знаменитый Воевода Игорев, советовал ему оставить ладии и сухим путем обойти пороги: Князь не принял его совета и решился зимовать в Белобережье, при устье Днепра, где Россияне должны были терпеть во всем недостаток и самый голод, так что они давали полгривны за лошадиную голову.
    Может быть, Святослав ожидал там помощи из России, но тщетно. Весна снова открыла ему опасный путь в отечество. Несмотря на малое число изнуренных воинов, надлежало сразиться с Печенегами, и Святослав пал в битве. Князь их, Куря, отрубив ему голову, из ее черепа сделал чашу. Только немногие Россияне спаслись с Воеводою Свенельдом и принесли в Киев горестную весть о погибели Святослава.
    Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим
    пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка.
    Если Святослав в 946 году - как пишет Нестор - был еще слабым отроком, то он скончал дни свои в самых цветущих летах мужества, и сильная рука его могла бы еще долго ужасать народы соседственные.

    http://www.bibliotekar.ru/karamzin/7.htm
  7. стер 10 января 2014 12:07
    А есть и иная версия. Один из источников указывает, что Святослав был во след матери прилежен в вере. То есть тоже был христианином. Причем, как и Ольга - он крестился по латинянскмоу обычаю - то есть был католиком. Свенельд - родянин, один из вожаков так называемых язычников, которым не по душе изменения политики на Руси. Он уходит от Святослава с большим войском, а Святослав в Киев не спешит, он знает, что там много врагов. Хан Куря, чьи люди и убили Святослава, выполнил просьбу одного из родичей среди русов. Убили на месте языческого капища, принеся этим жертву.
    Потом, когда Владимир крестил Русь, его имя стали выпячивать. А Святослава решили седлать неистовым язычником, дабы прилизать историю.
    Это одна из версий и она имеет право на существование наравне с официальной. Об этом пишут Валянский, Жабинский, Шильник и другие специалисты.
    Что до летописи "Нестора", из которой и берут большую часть сведений историки, то еще Лызлов в 1692 году писал, что "монах Нестор о делах княжеских не добре сведом бе".
    А в общем-то хрен знает, что там и как было. Слишком мало сведений и нет вообще никаких дошедших до нас оригиналов документов.
    1. projdoha 11 января 2014 02:15
      Почему РПЦ не канонизировала Святослава? И о его христианских деяниях не дошло до нас ничего, хотя про его мать понаписано. Как можно пропустить такую возможность попиариться христианству? Логика говорит что такое маловероятно.
  8. Uhe 10 января 2014 12:33
    Потом этот Свинельд предал уже Ярополка Святославовича и помогал Владимиру Вероотступнику.

    Святослав -- христианин? :))) Забавная шутка -- хуцпа, как иудеи говорят. Церковь любит натягивать на себя чужие заслуги, объявляя воинов монахами (воеводы литовского князя Ослябя и Пересвет, монахами во время Куликовской битвы не бывшие), а обыкновенных предателей-братоубийц -- святыми (Александр Невский, побратим хана, лично возглавлявший набеги Орды на Русь; Владимир Вероотступник, убивший Ярополка и развязавший столетнюю гражданскую войну на Руси).
    Uhe
    1. projdoha 11 января 2014 02:17
      согласен. западный способ ведения информационной войны.
    2. Guun 11 января 2014 21:23
      Цитата: Uhe
      Александр Невский, побратим хана, лично возглавлявший набеги Орды на Русь

      Он был одним из значимых персон в Орде. Почему то что с ним было войско Орды и армия его друга Сартака которым он бил католиков умалчивается, по сути он остановил вторжение крестоносцев с запада. А воевать с Ордой европейцы боялись, они еле противостояли малочисленным разведчикам Орды.
      Guun
      1. poquello 12 января 2014 00:07
        Цитата: Guun
        Цитата: Uhe
        Александр Невский, побратим хана, лично возглавлявший набеги Орды на Русь

        Он был одним из значимых персон в Орде. Почему то что с ним было войско Орды и армия его друга Сартака которым он бил католиков умалчивается, по сути он остановил вторжение крестоносцев с запада. А воевать с Ордой европейцы боялись, они еле противостояли малочисленным разведчикам Орды.

        Ну про его дружбу ордынскую понятно, а про войско участвовавшее давайте что знаете - численность, какие кампании, откуда информация.
      2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. 11111mail.ru 12 января 2014 11:06
      Цитата: Uhe
      Церковь любит натягивать на себя чужие заслуги, объявляя воинов монахами (воеводы литовского князя Ослябя и Пересвет, монахами во время Куликовской битвы не бывшие)

      Вы там были? Свечку держали?
      Цитата: Uhe
      обыкновенных предателей-братоубийц -- святыми (Александр Невский, побратим хана, лично возглавлявший набеги Орды на Русь

      Какого брата "замочил" Александр Ярославич? Откройте историческую тайну!
      Цитата: Uhe
      Владимир Вероотступник, убивший Ярополка и развязавший столетнюю гражданскую войну на Руси)

      Вот с этого момента подробнее, пожалуйста... Вы не находите ли, что война Владимира Святославича с братьями за стол Киевский и война Ярослава Владимировича (Юрий Васильевич в крещении) с братьями за стол Киевский по сюжету имеют несущественные отличия (вариант 2 Борис и Глеб и попытка эмиграции Ярослава в Швецию). Может быт и не было 100-летней войны?
      Забавная шутка -- хуцпа, как иудеи говорят

      Это с иврита или с идиша?
      11111mail.ru
  9. МЧПВ 10 января 2014 13:19
    Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына.
  10. konvalval 10 января 2014 14:53
    Интересная история.
  11. poquello 10 января 2014 20:33
    «Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре»Славомысл
    Так Трою греки захватили, и кровью руссов реки напоили.
    Но даже грек для иудея – , которого и уничтожить не обидно
    а я, Великий Русов Князь, для иудеев просто грязь!
    Зачем же ты заветы тех евреев, что в библию вошли, мне вкупе подала?
    Наверное, чтобы я, от бога иудеев изведал много зла,
    или чтоб я, добро своё оставил, и зло, мне чуждое, принял,
    И навсегда рабом их бога стал?
    Как римляне безумные, погибели империи своей искавшие,
    Да легковерные хазары, в пучине той во мгле стонавшие?
    Или в Царьграде ты народ наш и меня, рабами грекам и евреям продала?
    Скажи, открой мне правду не тая, ведь на реке ты перевозчицей была,
    И трепет неуместен твой, тебя я не казню, на мать руки не наложу
    Отцу и матери своей, ты знаешь Русич - не судья
    И эту заповедь Богов, с пеленок помню я.

    http://www.diary.ru/~ratmir14/p147058586.htm
  12. datur 10 января 2014 21:47
    майдаунытые и предали!!!! feel
  13. Alexandr0id 11 января 2014 01:16
    Святослав, конечно, легендарный полководец, но не ахти какой политик. в этом он абсолютно варяжский конунг. Вроде бы крупные походы, сражения и победы, а на выходе что? лакированный череп в руках печенежского хана. печальная судьба. такой человек должен был быть военачальником, но не правителем государства. это все-таки разные профессии.
    Alexandr0id
    1. projdoha 11 января 2014 02:21
      не зная реалий того времени, судить сложно. По крайней мере разгром Хазарии - величайшая заслуга.
      1. Alexandr0id 11 января 2014 14:17
        я бы сказал добитие хазарии, т.к. фактически ко времени похода святослава от хазарского каганата остались рожки да ножки, т.к. все степные территории давно уже перешли под контроль печенегов - союзников святослава в этом походе. что касается окончательного разгрома в 965 году, то нам известна только та часть, где участвовали русы - взятие хазарских городов. если же учитывать, что в целом каганат был государством кочевников, а в городах (скорее-городках) находилась знать, еврейская диаспора и хорезмийские наемники (которых было тысяч 7) - от силы процентов 10 населения хазарии. кто же отмудохал остальные 90% - т.е. собственно хазар? видимо печенеги, которые двигались не по реке от городка к городку, а громили хазарские кочевья.
        Alexandr0id
        1. poquello 11 января 2014 16:47
          Цитата: Alexandr0id
          я бы сказал добитие хазарии,

          Тут другое - греки и иудеи выносили мозг русам своими ценностями, навевали другую правду. С смертью Святослава в чистую духовно Русь влилась большая куча г., правда оно ассимилировалось и теперь греет.
        2. Бек 11 января 2014 18:47
          Цитата: Alexandr0id
          и хорезмийские наемники (которых было тысяч 7) - от силы процентов 10 населения хазарии. кто же отмудохал остальные 90% - т.е. собственно хазар? видимо печенеги, которые двигались не по реке от городка к городку, а громили хазарские кочевья.


          Ну, наконец-то, правдивый, не зашоренный ура-патриотизмом комент. Это в русских и советских учебниках вознесли Святослава как победителя Хазарии. Я не говорю о других победах, но в разгроме Хазарии дружина Святослава внесла малую лепту.

          Святослав со дружиной спускался на ладьях по Волге. Если даже на ладьях помещалось по сто человек, то теперь представьте сколько нужно ладей чтобы поместилась хотя бы тысяча воинов. Это СТО ладей и всего тысяча человек, не считая коней.

          Святослав спускался по Волге, а по степи шла печенежская конница и громила хазарские кочевья. Именно кочевья, а не хазарские войска. К тому историческому моменту в Хазарии не было собственных войск состоящих из хазар. Власть в Хазарии в тот момент принадлежала еврейской общине, в свое время бежавшая от гражданской войны в Иране. И где-то за сто лет до разгрома, еврейская община во главе с Обадией захватила власть в каганате. Конечно евреи не могли доверять вооруженным хазарам и еврейская власть нанимала за деньги тюркских наемников из Хорезма и число их было 7 тысяч. Это эти наемники сдерживали печенежские поползновения.

          Точно неизвестно - или хорезмийских наемников, к моменту похода Печенегов и Святослава, не было в Хазарии, или они не стали сражаться и ушли. Но исторических данных о сражениях между наемниками и объединенным войском русов и печенегов нет. Хотя если бы такие сражения были бы, они должны были отметиться в исторических источниках.

          Отсюда печенеги и русы громили беззащитные городки и кочевья. Какое-то вооруженное сопротивление оказала лишь горстка приближенных, неизвестного истории, хазарского кагана в самой столице. Где они и полегли.

          Евреи куда-то бежали, в неизвестном направлении. Помесь же евреев и хазар, именно евреев и хазарок, которые не считались евреями среди евреев, так как национальность евреев определяется по линии матери, большей своей частью осели в Крыму под историческим этнонимом Караимы. Литовский князь Витовт, по истечению времен, переселил караимов в Литву, как основу легкой конницы.

          И сейчас, очень небольшая численность караимов, разбросана по Прибалтике. Это они последние остатки некогда сильной Хазарии. У караимов тюркский язык и упрощенный иудаизм.
          Бек
        3. 11111mail.ru 12 января 2014 11:18
          Цитата: Alexandr0id
          я бы сказал добитие хазарии, т.к. фактически ко времени похода святослава от хазарского каганата остались рожки да ножки,

          У Л.Н.Гумилева труд имеется "Древняя Русь и Великая степь", прочтите, не сочтите за труд, там несколько другое мнение автор имеет. Если коротко-то подрывом мощи Хазарии ученый считает подъем Каспия и подтопление её территории, что отражено также было в школьном учебнике "История СССР" седьмого класса средней школы 70-х годов прошлого века.
          11111mail.ru
          1. Alexandr0id 12 января 2014 17:43
            читал, гетерохронность увлажнения евразии и пр. подрыв мощи хазарии - это венгры, а потом печенеги, сначала прошлись венгры, а с ними ушла и часть хазар (кабары), а потом пришли печенеги - и это уже был полный абзац для каганата.
            Alexandr0id
  14. zapatero 11 января 2014 08:06
    Разгромить то он разгромил.. А потом наступил хаос на торговых путях из варяги в персию и китай, что собственно и предвестило появление моголов. То есть победа эта была неумной и ненужной,одно дело ослабить противника с сохранением порядка на данной территории, и другое полное уничтожение государства.Проект Новгорода и Булгара под названием Киев вышел из под контроля, торговые пути были нарушены, и как вследствие инфляция и падение производства от Новгорода до Хазарии. В общем, может воин он был от бога, но как государственный деятель никудышный.
    1. Hitrovan07 12 января 2014 00:25
      практически намек на состояние государственности на территории бывшего СССР (включая метрополию) crying
    2. 11111mail.ru 12 января 2014 11:23
      Цитата: zapatero
      А потом наступил хаос на торговых путях из варяги в персию и китай, что собственно и предвестило появление моголов. То есть победа эта была неумной и ненужной,одно дело ослабить противника с сохранением порядка на данной территории, и другое полное уничтожение государства.Проект Новгорода и Булгара под названием Киев вышел из под контроля, торговые пути были нарушены, и как вследствие инфляция и падение производства

      Наверное В.Звягинцева, серия "Одиссей покидает Итаку" цитируете (сюжет форзели-аггры)?
      11111mail.ru
  15. пётр76 11 января 2014 08:33
    Спасибо за статью
    пётр76
  16. SVAR 11 января 2014 10:50
    Слава Героям погибшим за Русь!
    SVAR
  17. 11111mail.ru 12 января 2014 11:42
    Статье плюс хотя бы за то, что напоминает нам нашу историю, пусть даже более тысячелетней давности. Пока мы спорим друг с другом, напрягаем мозги себе и другим никакие либерализаторы, никакие Соросы не совладают с нашими мозгами. Даю ниже ссылку на книгу моего любимого историка Льва Николаевича Гумилева. Её я прочел 20 лет назад, стоят на полке и другие его труды в бумажном виде. Перечитываю по настроению. Если кто осилит, то далее прочтите "Тысячелетие вокруг Каспия" (любителям истории), а если для построения мировоззрения то "Этногенез и биосфера Земли" с приложением к ней (разъяснением каждого аспекта теории) "Конец и вновь начало". Ссылка: http://royallib.ru/read/gumilyov_lev/drevnyaya_rus_i_velikaya_step.html#430080
    С уважением к оппонентам!
    11111mail.ru
  18. ValeraKrasovski 18 января 2014 17:16
    Хорошая статья. С принятием христианства мощь Руси стала падать и к приходу монголов это было нечто состоящее из лоскутов русскоязычных княжеств. Каждое из которых имело свои, а не общенародные интересы.Итог ? Полный разгром и подчинение (не без помощи Александря Ярославича) законам Орды.
    В книге Членова "По следам Добрыни" дается версия происходящего и предательства Свенельда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня