Military Review

ISU-152 of model 1945 of the year (704 Object)

13
ISU-152 of model 1945 of the year (704 Object) - Experienced Soviet heavy self-propelled artillery installation (ACS) during the Great Patriotic War. In the name of the machine, the abbreviation ISU means "self-propelled installation based on tank IS ”or“ IS installation ”, and index 152 is the caliber of the main armament of the machine. The refinement of the “1945 model” was required to distinguish the experimental self-propelled gun from the serial ISU-152.




Developed by the design office of the experimental plant No. 100 in 1945, under the direction of Joseph Yakovlevich Kotin, the chief designer of the Russian heavy tanks and self-propelled guns of the time. Unlike other experienced self-propelled guns, MIS-152-1 and MIS-152-2, which were just non-standard re-equipped serial machines, MIS-152 arr. 1945 was a completely new design. The adoption of the heavy tank IS-3 has set the task of the designers of the pilot plant No. 100 to create an appropriate ACS at its base. Since the EC-3 was a cardinally reworked EC-2 from the point of view of armor protection, ACS on its base was also designed as an analogue of the serial ICS-152 based on EC-2 with improved booking.

Enhanced protection was achieved both by increasing the thickness of the reservation, and placing it at more favorable angles to counteract the armor-piercing action of the shells. The developers of the armored hull successfully coped with the task: the installation forehead was a solid rolled armored plate with a thickness of 120 mm, tilted at an angle of 50 ° to the vertical. For comparison, in the serial ISU-152, frontal armored elements had a thickness of 90 mm and a tilt angle of 30 ° to the vertical. The reserving of the mask of the gun was brought up to 160 mm, and together with the anti-recoil armored casing the total maximum armor thickness of the gun reached 320 mm. Due to the reconfiguration of the combat compartment, the total mass of the ACS increased only by 1,3 tons compared with the serial MIS-152. For heavy ACS IAS-152 model 1945, had a record low overall height of the machine - 2240 mm. Among all the experienced and serial Soviet SAU of the times of the Great Patriotic War, the ISU-152 model 1945 of the year was the most protected from enemy fire. Her front booking was able to withstand the fire of even the most powerful German anti-tank gun Pak 43.

The design office of Fedor Fedorovich Petrov for the new ACS has developed a new modification of the howitzer cannon ML-20CM, the idea of ​​which was put forward as early as 1943 year. Its most important difference from the serial ML-20C was the absence of a muzzle brake, which made it impossible to fire from a gun if there was a landing on the self-propelled gun armor.

However, the desire to obtain maximum security with fixed dimensions and weight turned out to be quite an expected drawback - constraint in the self-propelled gun compartment. The refusal of the muzzle brake in the design of the gun led to an increase in its recoil length to 900 mm, and the advantageous frontal tilt angles required to transfer the driver’s workplace to the left upper part of the combat compartment. The polygon tests carried out showed that such its location leads to a decrease in the viewing space and increased fatigue of the driver due to the large amplitudes of oscillations of the armored hull during the movement of the ACS on an uneven surface. As a result, the ISU-152 of the 1945 model of the year was not adopted by the Red Army and was not mass-produced. The only prototype model released is currently on display at the Panzer Museum in Kubinka, Moscow Region.


Description of construction

ISU-152 model 1945, had the same layout as the serial Soviet SAU of the time (except for the SU-76). The fully armored corps was divided into two parts. The crew, gun and ammunition were placed in the front in the armored wheelhouse, which combined the fighting compartment and the control compartment. The engine and transmission were installed in the stern of the car.

Armored body and wheelhouse

The armored body of the self-propelled unit was welded from rolled armored plates of thickness 120, 90, 60, 30 and 20 mm. Armored protection differentiated, protivosnaryadnaya. The armor plates of the cabin and the hull were installed at rational angles of inclination. The anti-recoil devices of the gun were defended by a fixed cast armor cover and a movable cast armor, each of these parts had a thickness of up to 160 mm in the parts most exposed to enemy fire.

Three crew members were located to the left of the gun: in front of the driver, then the gunner, and behind - loader. The commander of the car and the castle were to the right of the gun. The landing and exit of the crew were made through four hatches on the roof of the cabin. The round hatch to the left of the cannon was also used to bring out an extension of the panoramic sight. The hull also had a bottom hatch for emergency escape of the self-propelled crew and a number of small hatches for loading ammunition, access to the fuel tank necks, other units and assemblies of the machine.

weaponry

The main armament of the ISU-152 model 1945 of the year was the howitzer cannon ML-20CM caliber 152,4 mm with a piston gate. The ballistics of the gun was similar to the previous version of the ML-20. A large-bore machine gun DSHK caliber 12,7 mm was paired with the gun. The twin installation was mounted in a frame on the frontal armor plate cutting along the center line of the machine. Its vertical alignment angles ranged from −1 ° 45 ′ to + 18 °, the horizontal guidance was limited to a sector in 11 °. The range of a direct shot at a target with a height of 2,5 — 3 m was 800 — 1000 m, the range of the direct fire shot was 3,8 km, the longest shooting range was about 13 km. The shot was made by means of electric or manual mechanical descent, practical rate of fire - 1 — 2 shot per minute.

Gun ammunition was 20 shots separate loading. The shells were laid along both sides of the cabin, the charges - in the same place, as well as on the bottom of the crew compartment and on the rear wall of the cabin.

To protect against an air attack, the ACS was equipped with a second, large-caliber DShK anti-aircraft machine gun on a rotating turret at the loader's loading hatch with a K-10T collimator sight. Ammunition for paired and anti-aircraft machine guns was 300 ammunition.

For self-defense, the crew had two submachine guns (submachine gun) PPSh or PPS and several hand grenades F-1.

Engine

The ISU-152 model 1945 of the year was equipped with a four-stroke V-shaped 12-cylinder diesel engine B-2-IC with a capacity of 520 l. with. (382 kW). The engine was started by the electric starter CT-700 with a capacity of 15 l. with. (11 kW) or compressed air from two tanks with a capacity of 10 l in the fighting compartment of the machine. Diesel В-2IS was completed with a high-pressure fuel pump NK-1 with an all-mode RNA-1 regulator and fuel delivery corrector. To clean the air entering the engine, a “multicyclone” type filter was used. Also in the engine compartment, a thermosyphon heater was installed to facilitate engine start-up during the cold season and to heat the vehicle's compartment. ISU-152 model 1945, had three fuel tanks, two of which were located in the fighting compartment, and one - in the engine-transmission. The total capacity of the internal fuel tanks was 540 l. The self-propelled gun was also equipped with two external additional fuel tanks (each for 90 l), not connected with the engine fuel system.

Трансмиссия

ACS ISU-152 of model 1945 of the year was equipped with a mechanical transmission, which included:
multi-disk main friction clutch of dry friction "steel on ferodo";
four-speed gearbox with a dual-stage transmission (8 gears forward and 2 back);
two onboard two-stage planetary rotation mechanisms with multi-plate interlock friction of dry friction “steel on steel” and belt brakes;
two double-row combined side gearbox.

Chassis

The suspension of the ISU-152 model 1945 of the year is individual torsion for each of the 6 solid cast gable rollers of small diameter on each side. Opposite each support roller, armors of the suspension balancers were welded to the armored hull. The drive wheels with removable toothed rims of the hitch linkage were located at the back, and the sloths were identical to the road wheels. The upper branch of the track was supported by three small solid supporting rollers on each side. Caterpillar tension mechanism - screw; Each caterpillar consisted of 86 single-track tracks 650 mm wide.

Electric equipment

The electrical wiring in the ACS IMS-152 of model 1945 of the year was single-wire; the second wire was the armored case of the machine. The sources of electricity (operating voltages 12 and 24 B) were the G-73 generator with the РРТ-24 relay-regulator with 1,5 kW and four series-connected 6-STE-128 rechargeable batteries with a total capacity of 256 Ah. Electricity consumers included:
external and internal lighting of the machine, devices for illumination of sights and scales of measuring instruments;
external sound signal and signaling circuit from the landing force to the crew of the vehicle;
instrumentation (ammeter and voltmeter);
electric trigger gun;
communication means - radio station, target designator and tank intercom;
electrician of motor group - electric motor of inertial starter, reel of candles of winter engine start, etc.

Means of observation and sights

All hatches for entry and disembarkation of the crew had periscopic Mk IV devices for observing the environment from inside the machine (4 items in total), several more such devices were installed in the cabin roof. The driver led the observation through a special periscope device in the roof of the cabin.
For firing, the self-propelled gun was equipped with two gun sights - a breaking telescopic TSH-17K for direct fire and Hertz's panorama for firing from closed positions. The TS-17K telescopic sight was graduated for aimed shooting at a distance of up to 1500 m. However, the range of the 152-mm howitzer-gun was up to 13 km, and for firing at distances over 1500 m (both direct and closed positions) to the gunner I had to use a second, panoramic sight. To ensure visibility through the upper left round sunroof, the panoramic sight was completed with a special extension. To ensure the possibility of fire in the dark, the scales of sight had illumination devices.

Means of communication

The communication facilities included the 10РК-26 radio station and the TPU-4-BisF intercom to the 4 subscriber. For more convenient target designation, the self-propelled gun commander had a special one-way light-signal communication system with the driver-mechanic.

The radio station 10РК-26 was a set of transmitter, receiver and umformer (single-shaft motor-generators) for their power, connected to the on-board power network with voltage 24 B.
From a technical point of view, 10РК-26 was a simplex lamp heterodyne short-wave radio station operating in the frequency range from 3,75 to 6 MHz (corresponding to wavelengths from 50 to 80 m). In the parking lot, the communication range in the telephone (voice) mode reached 20 — 25 km, while in motion it decreased slightly. A large communication range could be obtained in the telegraph mode, when information was transmitted by a Morse key or other discrete coding system with a telegraph key. The frequency was stabilized by a removable quartz resonator, and there was also a smooth frequency adjustment. 10РК-26 allowed to simultaneously communicate at two fixed frequencies (with the possibility of smooth adjustment mentioned above); For their change, another quartz resonator from 8 pairs in the radio station set was used.
The TPU-4-BisF tank intercom device made it possible to negotiate between SAU crew members even in heavily noisy environments and connect a headset (headsets and laryngophones) to a radio station for external communication.
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 April 6 2013 08: 55 New
    +5
    Author 100500
    1. Mikhado
      Mikhado April 6 2013 20: 49 New
      0
      it is necessary, and no one even told how he "bent" on vol.704 in the Military Technical University.
      smile
      But seriously, it would be possible to bring the car to mind, but since the "base" in the form of the IS-3 did not take root, then the self-propelled gun ...
      But in general - beautiful, no words.
  2. Prapor Afonya
    Prapor Afonya April 6 2013 11: 08 New
    +3
    Normal gun!
  3. Iraclius
    Iraclius April 6 2013 11: 55 New
    +3
    Such a self-propelled gun will spit - so spit, it will not seem enough! Thanks to the author, very interesting material! good
    1. cth; fyn
      cth; fyn April 8 2013 12: 58 New
      0
      The best thing about self-propelled guns is that the length of the charge is not limited by the size of a cramped tank turret and can be much longer than that of a similar tank gun, and therefore more gunpowder - more pressure, more pressure - higher speed, well, etc.
  4. avt
    avt April 6 2013 12: 17 New
    +2
    Add more illustrations, and so good. Well, the self-propelled gun itself is of course an improved version of St. John's Wort, good but not a jerk in front.
  5. Ser 47RUS
    Ser 47RUS April 6 2013 12: 26 New
    +2
    Such a technique and in the 1941 and not one but a couple of three thousand !!!
  6. svp67
    svp67 April 6 2013 12: 36 New
    13
    Quote: Ser 47RUS
    Such a technique and in the 1941 and not one but a couple of three thousand !!!



    I like your optimism, but I'm afraid it wouldn’t help much, good equipment still needs good crews, adequate support and support, and skillful command
  7. Doctor Evil
    Doctor Evil April 6 2013 12: 50 New
    +3
    Thank you for the article. A serious device, even against the background of serial "St. John's wort".
  8. Avenger711
    Avenger711 April 7 2013 02: 11 New
    -1
    The once great and terrible scrap. am
  9. Azaat
    Azaat April 7 2013 18: 34 New
    0
    Quote: Prapor Afonya
    Normal gun!

    The gun for those years is not new and was installed on the ISU-152 mod. 43g. and KV-1 tanks in '41. The shelf was still the same and the rate of fire was lower than that of howitzers.
    1. Iraclius
      Iraclius April 7 2013 21: 22 New
      +2
      These are the costs of the loading method. But in Berlin, when shooting, the walls of neighboring buildings collapsed.
      No worse than when shooting from a mortar. good
  10. Mohomax
    Mohomax April 18 2013 13: 29 New
    0
    good car and it looks beautifully protected but not without a flaw
  11. Alex
    Alex 1 October 2013 20: 34 New
    +2
    Only five years, and what is the evolution of Soviet self-propelled guns: from their almost complete absence to the "St. John's wort" in a variety of ways. It is a pity that before the war they did not deal much with this issue. Thanks to the author, I didn’t know about such an “object”.
  12. PXL
    PXL 2 November 2017 12: 05 New
    0
    The question is where the ML-20SM was designed. In 1943, and even more so in 1944 and 1945, F.F. Petrov had long worked in Sverdlovsk at OKB-9. Where did the information come from that the ML-20SM is Petrov’s development? According to old memory attributed? Moreover, for example, Karpenko in the reference book on heavy Soviet self-propelled guns writes that the ML-20SM was developed in the design bureau of plant No. 172 (recall that F.F. Petrov worked there until 1940). And Shirokorad in his book "Secrets of Russian Artillery" in the list of works of the OKB-172 sharashka for 1944 mentions the 152-mm BL-12 gun - it’s also the ML-20SM. So who is the father of the ML-20SM?

ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704)

ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704) — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка», а индекс 152 — калибр основного вооружения машины. Уточнение «образца 1945 года» потребовалось для отличия опытной САУ от серийных ИСУ-152.

ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704)


Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.


Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.

Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704)

Описание конструкции

ИСУ-152 образца 1945 года имела ту же компоновку, что и серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 120, 90, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки и корпуса устанавливались под рациональными углами наклона. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронемаской, каждая из этих деталей имела толщину до 160 мм в наиболее подверженных вражескому огню частях.

Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через четыре люка на крыше рубки. Круглый люк слева от орудия также использовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Основным вооружением ИСУ-152 образца 1945 года являлась гаубица-пушка МЛ-20СМ калибра 152,4 мм с поршневым затвором. Баллистика орудия была аналогична предыдущему варианту МЛ-20. С орудием был спарен крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. Спаренная установка монтировалась в рамке на лобовой бронеплите рубки по осевой линии машины. Её вертикальные углы наводки составляли от −1°45′ до +18°, горизонтальная наводка ограничивалась сектором в 11°. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5—3 м составляла 800—1000 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы — около 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска, практическая скорострельность — 1—2 выстрела в минуту.

Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки.

Для защиты от нападения с воздуха САУ оснащалась вторым, зенитным крупнокалиберным пулемётом ДШК на вращающейся турели у люка заряжающего с коллиматорным прицелом К-10Т. Боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам составлял 300 патронов.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.

Двигатель

ИСУ-152 образца 1945 года оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался электрическим стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 10 л в боевом отделении машины. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливался термосифонный подогреватель для облегчения пуска двигателя в холодное время года и обогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 образца 1945 года имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Общая ёмкость внутренних топливных баков составляла 540 л. Самоходка также оснащалась двумя наружными дополнительными топливными баками (каждый по 90 л), не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

САУ ИСУ-152 образца 1945 года оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

Ходовая часть

Подвеска у ИСУ-152 образца 1945 года индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в САУ ИСУ-152 образца 1945 года была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор Г-73 с реле-регулятором РРТ-24 мощностью 1,5 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
электроспуск пушки;
средства связи — радиостанция, целеуказатель и танковое переговорное устройство;
электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Все люки для входа и высадки экипажа имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 4 штуки), ещё несколько таких приборов устанавливалось в крыше рубки. Механик-водитель вёл наблюдение через специальный перископический прибор в крыше рубки.
Для ведения огня самоходка оснащалась двумя орудийными прицелами — ломающимся телескопическим ТШ-17К для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопический прицел ТШ-17К был градуирован на прицельную стрельбу на расстоянии до 1500 м. Однако дальность выстрела 152-мм гаубицы-пушки составляла до 13 км, и для стрельбы на расстояниях свыше 1500 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать второй, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый люк в крыше рубки панорамный прицел комплектовался специальным удлинителем. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента. Для более удобного целеуказания командир самоходки имел специальную одностороннюю светосигнальную систему связи с механиком-водителем.

Радиостанция 10РК-26 представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.
10РК-26 с технической точки зрения являлась симплексной ламповой гетеродинной коротковолновой радиостанцией, работающей в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, имелась также плавная подстройка частоты. 10РК-26 позволяла одновременно вести связь на двух фиксированных частотах (с упомянутой выше возможностью плавной подстройки); для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 8 пар в комплекте радиостанции.
Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. svp67 6 апреля 2013 08:55
    Автору 100500
    1. Mikhado 6 апреля 2013 20:49
      надо же, и никто даже не рассказал, как он "нОгибал" на об.704 в ВоТ.
      smile
      А если серьёзно, можно было бы довести машину до ума, но поскольку и "база" в виде ИС-3 не прижилась, то и самоходку того...
      А вообще - красива, слов нет.
  2. Прапор Афоня 6 апреля 2013 11:08
    Нормальная пушечка!
  3. Iraclius 6 апреля 2013 11:55
    Такой самоход плюнет - так плюнет, мало не покажется! Автору спасибо, очень интересный материал! good
    1. cth;fyn 8 апреля 2013 12:58
      Самое кайфовое в самоходке это то что длинна заряда не ограничена размерами тесной танковой башни и может быть намного длиннее чем у аналогичной танковой пушки, а следовательно больше пороха - больше давления, больше давления - выше скорость, ну и т.д.
  4. avt 6 апреля 2013 12:17
    Добавить бы еще иллюстраций ,а так хорошо . Ну а сам самоход конечно же улучшенная версия Зверобоя ,хорошо но не рывок в перед .
    avt
  5. Ser 47RUS 6 апреля 2013 12:26
    Такую технику да в 1941-й и не одну а пару тройку тысяч!!!
    Ser 47RUS
  6. svp67 6 апреля 2013 12:36
    Цитата: Ser 47RUS
    Такую технику да в 1941-й и не одну а пару тройку тысяч!!!



    Мне нравиться Ваш оптимизм, но вот боюсь не сильно бы она помогла, хорошей технике еще нужны и хорошие экипажи, адекватная поддержка и обеспечение и умелое командование
  7. Доктор Зло 6 апреля 2013 12:50
    Спасибо за статью.Серьёзный аппарат,даже на фоне серийных "зверобоев".
  8. Avenger711 7 апреля 2013 02:11
    Некогда великий и ужасный Объедок. am
    Avenger711
  9. Азаат 7 апреля 2013 18:34
    Цитата: Прапор Афоня
    Нормальная пушечка!

    Пушечка для тех лет не нова и устанавливалась на ИСУ-152 обр. 43г. и танках КВ-1 в 41 году. Стельба была ещё та и скорострельность ниже чем у гаубиц.
    Азаат
    1. Iraclius 7 апреля 2013 21:22
      Это издержки способа заряжания. Зато в Берлине при стрельбе стены соседних зданий обваливались.
      Не хуже, чем при стрельбе из мортир. good
  10. MOHOMAX 18 апреля 2013 13:29
    хорошая машина да и выглядит красиво защищена но не без изъяна
  11. Алекс 1 октября 2013 20:34
    Всего пять лет, а какая эволюция советских САУ: от почти полного их отсутствия до "зверобоев" в самых разных вариантах. Жаль, до войны не сильно этим вопросом занимались. Автору спасибо, о таком "объекте" не знал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня