Техника и воспитание. Человека нельзя заменить, но ему можно помочь

14
Не только в воспитании, но и в образовании техника не сможет в сколько-нибудь обозримом будущем вполне заменить человека по очень простой причине: значительная часть образования и почти всё сознательное воспитание заключается в ответах на вопросы, возникающие у ребёнка.

Думаю, сам я вырос хорошо образованным (и даже в какой-то мере умным) не в последнюю очередь потому, что мои родители всегда были готовы отвечать на мои вопросы. Понятно, они довольно часто отсылали меня к книгам, говоря, что на такой-то вопрос ответить не могут, и я должен об этом прочесть. Но если бы я всё узнавал только по книгам, моё образование очень сильно затянулось бы. Ведь в книгах ответы, как правило, приходится искать дольше. От родителей же я на основную часть своих вопросов получал ответы довольно быстро. Соответственно у меня оставалось больше времени для поиска ответов на те вопросы, с которыми родители то ли не справлялись, то ли хотели, чтобы я хоть что-то делал самостоятельно, без опоры на них. Полагаю, если бы я учился только по книгам, если бы родители не отвечали мои вопросы так быстро и так охотно, то я бы чисто физически не успел набрать столько знаний, не говоря уже о том, чтобы их обдумать, ибо образование — не столько узнавание нового, сколько размышления над тем, что узнаёшь.

Исходя из вышеизложенного опыта, думаю: даже в образовании невозможно рассчитывать только на книги, но и невозможно рассчитывать на обучающие машины, поскольку вряд ли такая машина сможет достаточно быстро и точно отвечать на весь спектр неожиданных вопросов. Насколько я могу судить, современная техника ещё очень далека от такого уровня, чтобы автоматически отвечать на вопросы — да ещё задаваемые в свободной форме, ибо ребёнок не может формализовать свои вопросы так, чтобы машина их понимала.

Что же касается воспитания, то тут техника вообще вряд ли сможет дать хоть что-то. Как человек, пару десятилетий занимавшийся разработкой достаточно сложных программ, в том числе программ автоматизации управления технологическими процессами (то есть призванных в первую очередь быстро и правильно реагировать на весьма неожиданные события), в силу накопленного мною профессионального опыта совершенно не верю, что можно будет в обозримом будущем создать программу, способную правильно реагировать на поведение ребёнка и, соответственно, его воспитывать. А такая реакция необходима, ибо воспитание — в первую очередь не задание образцов поведения, а оперативное реагирование на возможные отклонения от этих образцов. Понятно, что совершенно невозможно заранее предусмотреть весь спектр возможных отклонений и соответственно невозможно задать правильное поведение программы в ответ на любое отклонение.

Поэтому мне кажется, что техника может помочь в воспитании только одним способом — сократить затраты человеческих сил на обучение с тем, чтобы у человека оставалось больше времени на воспитание. Хотя я уже сказал, что техника не может в полной мере взять на себя обязанности, связанные с обучением, но она всё-таки может существенно помочь этому процессу. Известно довольно много методик образования, опирающихся на машину, и эта опора может несколько сократить затраты человеческих сил на обучение. А если человек будет тратить на образование ученика меньше сил и времени, он соответственно сможет больше внимания уделить воспитанию этого человека.

И ещё хочу особо подчеркнуть: на мой взгляд, образование и воспитание — стороны единого процесса. Невозможно одно от другого отделить в полной мере — просто потому что человек воспитывает, в первую очередь, не словами, а личным примером, и от того, какой пример показывает своим поведением учитель, в значительной мере зависит, как будут воспитаны его ученики.

Примеров, наверное, можно приводить великое множество, но не буду приводить примеры, а ограничусь старой шуткой советских времён. Чем отличается комиссар от замполита (то есть заместителя командира по политической работе)? Комиссар говорит «делай, как я», а замполит — «делай, как я говорю». Так вот, если мы всерьёз надеемся, что ребёнок будет делать то, что мы говорим, то никакой надежды на хорошее воспитание этого ребёнка не стоит даже питать. Надо исходить именно из того, что воспитатель должен быть, помимо прочего, ещё и в значительной мере образцом для воспитуемого. И главное, чем может помочь техника при воспитании — это высвободить такую долю сил и времени учителя, чтобы у него было больше возможностей действовать в качестве хорошего воспитателя.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. d_trader
    +1
    9 января 2014 07:33
    Ну понятно, что автор уважаемый многими и мною в том числе человек, но зачем вот именно эту статью размещать на этом сайте? В ней окромя слов "комиссар" и "замполит" в последнем абзаце на военную тематику или политику ничего нет.
    1. +10
      9 января 2014 08:04
      Цитата: d_trader
      В ней окромя слов "комиссар" и "замполит" в последнем абзаце на военную тематику или политику ничего нет.

      Все проблемы, поражения и победы нашей страны начинались с воспитания, и как следствие - ума. Так что статье несомненный плюс, точнее автору Вассерману, одному из немногих, чьи мысли стоит слушать и о них рассуждать.

      Ключевая фраза статьи:
      Так вот, если мы всерьёз надеемся, что ребёнок будет делать то, что мы говорим, то никакой надежды на хорошее воспитание этого ребёнка не стоит даже питать. Надо исходить именно из того, что воспитатель должен быть, помимо прочего, ещё и в значительной мере образцом для воспитуемого.


      Отец курит - ребенок тоже скорее всего будет курить
      Отец бьет мать и хамит окружающим - за его ребенком не заржвеет
      Отец обманывает, ворует или дает взятки - ребенок вряд ли далеко от этого уйдет.
      Если же отец будет тем человеком, который держит слово, для которого деньги и "рейтинг" - не есть предмет поклонения, то и ребенок вырастит истинным патриотом своей стрны и достоянием общества.

      Люди при власти, они же чиновники - в прошлом все были детьми, и что в этот, образно выражаясь, кувшин налили, то из него и будет течь.
      Отсюда и пришли следующие народные мудрости:
      Первая:
      Рыба гниет с головы (т.е с отца семейства или твоей собственной башки). Но почему-то всем удобнее за голову принимать не себя самого, а Президента или еще кого.
      И вторая:
      Правительство - зеркало общества (народа). Объяснение было дано выше. Но конкретно я заостряю акцент на такой поблеме как коррупция, которая является следствием такого чувства как КОРЫСТЬ и проблемы с СОВЕСТЬЮ.

      Правда все сказанное выше никак не оправдывает тех, кто взятки дает и взятки берет, кто ворует чужие деньги или позволяет себе хамство как в кабинетах, так и на форумах и так далее.

      Знаю, что этот пост будет встречен в штыки, но это есть правда, которой надо смотреть в глаза и понимать, а желательно использовать во благо своей страны, а именно: воспитывать детей должным образом, чтобы из них выросли натсоящии мужи Отечества!!!

      К минусам готов!!!!
      1. -1
        9 января 2014 08:25
        Цитата: sledgehammer102
        К минусам готов!!!!

        Раньше советская молодёжь были готовы к труду и обороне, а сейчас к минусам. Конечно Владимир Путин ни в чём не виноват, виноват народ. Каков народ такие и бояре. Вывод надо начать бороться против этого народа не виноватого, но вороватого.
        1. +3
          9 января 2014 08:51
          Цитата: valokordin
          Раньше советская молодёжь были готовы к труду и обороне, а сейчас к минусам. Конечно Владимир Путин ни в чём не виноват, виноват народ. Каков народ такие и бояре. Вывод надо начать бороться против этого народа не виноватого, но вороватого.


          Выводы поняли неверно.
          Страна это общество, а общество это семьи. Чиновники - выходцы из этого общества, среди них есть и честные и воровитые и хамоватые и прочее, как и в обществе из которого они вышли. И задача каждого из нас жить самому и воспитывать своих детей так, чтобы за их поступки не было стыдно.

          То же самое касается и кавказцев, был очень даже порядочный народ, сейчас определенная его часть вконец потеряла все ценности и наследие своих предков, что мы и можем видеть на улицах наших городов, а все потому, что в конкретных семьях не смогли или не хотели или сами не могли дать моральную основу их развития и роста.
          1. +3
            9 января 2014 09:03
            Воспитания общества,как созидающей и движущей к прогрессу силы в СВОЕЙ СТРАНЕ у нас не было 20 лет-и пока еще все нету.
            1. +2
              9 января 2014 09:10
              Цитата: mirag2
              Воспитания общества,как созидающей и движущей к прогрессу силы в СВОЕЙ СТРАНЕ у нас не было 20 лет-и пока еще все нету.


              Вы на 100% правы, воспитание общества - движущая сила развития страны.

              И с 1991 года у нас нет в этой сфере никакой системности, а когда образуется вакуум ценностей/воспитания, то его легко может заполнить любая другая идеология, будь то "оранжевая", "ваххабистская", "нацистская" и, одна из самых опасных - "идеология золотого тельца и всемогущества денег"
          2. Energet1k_
            +1
            9 января 2014 09:45
            Цитата: sledgehammer102
            Страна это общество, а общество это семьи. Чиновники - выходцы из этого общества, среди них есть и честные и воровитые и хамоватые и прочее, как и в обществе из которого они вышли. И задача каждого из нас жить самому и воспитывать своих детей так, чтобы за их поступки не было стыдно.

            Плюсую, рассуждения здравомыслящего человека. Наверное, все патриоты России хотят изменить страну и не раз задавали себе вопрос: чем я могу помочь, что я могу сделать и тд.. А вывод, я думаю, очевиден и содержится в старой мудрости- Хочешь изменить мир, начни с себя! Потом со своего близкого окружения, семьи, друзей и тд. У всех у кого еще осталась совесть надо взывать к ней и я уверен таких большинство в нашей стране, а тем у кого ее нет- сажать на кол! Я верю - все в наших руках!
          3. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. +3
        9 января 2014 09:38
        Поставил плюс,так как мысли схожи.
        Всегда виновата школа,плохое питание,власти,Чубайсы...прочие сволочи,и никогда мы сами.
        Растет мальчик дохлым,виноват физрук(самому выйти на площадку с ребенком мешает пиво),растет девочка никакая(ну так это ж надо её учить домоводству,а на фига?).
        Поэтому видимо минусы будут(так как есть конкретный человек,указавший на недостатки,и его любить за это? laughing )
    2. 0
      9 января 2014 21:20
      Сайт Военное Обозрение уже занимается проблемами общего образования.Ну что поделаеш,если образование прочно сидит в руках р(д)еформаторов,которые с особым рвением р(д)еформируют ее
      1. 0
        10 января 2014 07:42
        Цитата: одинокий
        Сайт Военное Обозрение уже занимается проблемами общего образования.Ну что поделаеш,если образование прочно сидит в руках р(д)еформаторов,которые с особым рвением р(д)еформируют ее


        Образование начинается с семьи, и решающую роль в нем играет именно она, потом школа, а потом круг общения, который в свою очередь напрямую зависит от мозгов родителей.
  2. Христианин
    +3
    9 января 2014 07:48
    Без достойного воспитания-некому будет Родину защищать!
  3. d_trader
    0
    9 января 2014 07:50
    Да и на Вассермане на фотке разгрузка которую с большой натяжкой можно назвать военной. Всегда было интересно узнать, что же он в ней носит постоянно...
  4. 0
    9 января 2014 07:54
    Возникает большая досада, что у нынешних правителей учителями в детстве не были родители Анатолия, хотя и он сам по возрасту годится им в родители. Но они неслухи, поэтому мы в большой яме.Прости господи.
  5. makarov
    +2
    9 января 2014 08:16
    "Думаю, сам я вырос хорошо образованным (и даже в какой-то мере умным) не в последнюю очередь потому, что мои родители всегда были готовы отвечать на мои вопросы.."

    Именно таким образом происходит воспитание ребенка в моей семье. И всегда и везде, я ратую именно за такой подход, поскольку в иных социальных институтах ребенок обезличен, и к нему подход по принципу "КАК ВСЕ".
  6. +1
    9 января 2014 08:37
    К сожалению, техника не только не помогает - а зачастую и вредит, ибо ребёнок отучается думать и искать (в т.ч. в книгах). Он начинает работать по принципу - зачем напрягаться - всё есть в интернете (в частности в википедии). Он начинает не читать книги и писать сочинения - а искать сочинения и их уже читать и писать - не читая саму книгу. И т.д. и т.п. - что ведёт к деградации. Техника хороша, когда она помогает думать. В современных условиях - она думать отучает...
  7. +1
    9 января 2014 08:42
    Автор Анатолий Вассерман-у Анатолия праздники еще продолжаются (человек расслабился и рассуждает о высоконравственных вещах - в общем отдыхает)
  8. +5
    9 января 2014 08:49
    Цитата: d_trader
    Ну понятно, что автор уважаемый многими и мною в том числе человек, но зачем вот именно эту статью размещать на этом сайте? В ней окромя слов "комиссар" и "замполит" в последнем абзаце на военную тематику или политику ничего нет.

    Вассерман правильную тему поднял. Без нормального образования и воспитания сегодня нигде никуда. А в армии и на флоте тем более. Так что, на этом сайте данная статья именно по-делу. Вопрос только в том, какие образование и воспитание считать правильным. Нам важно понять, что мы вкладываем в понятие "образование" вообще и военное образование, в частности. В прошлом веке проигравшая первую мировую войну Германия сумела создать мощную военную машину и подготовила к войне необходимое количество генералов, офицеров и унтер-офицеров, не имея у себя ни одного военного училища и военной академии. Вопрос - откуда взялось такое количество военспецов разного уровня, что Германия поставила на колени пол Европы? Где она их "образовывала"? Начальник Генштаба вооруженных сил Германии фельдмаршал Кейтель вообще не имел ни малейшего военного образования. Ни то, что не имел счастья обучаться у профессоров Академии Генштаба, но даже училища военного не закончил по в общем-то простой причине — в Германии просто не было ни военных училищ, ни академий. В Германии офицеры учились не у профессоров, а у офицеров.
    Фельдмаршал Модель, которого Гитлер во время войны перебрасывал с фронта на фронт на самые тяжелые участки, также не имел ни малейшего военного образования. Поступил в армию рядовым, в 1910 году стал прапорщиком, а в 1918 году его перевели на службу в Генеральный штаб.
    Фельдмаршалы Манштейн и Роммель, по мнению американского историка С. Митчема, закончили военные академии, но дело в том, что у американцев и полицейское училище, выпускающее рядовых полиции, называется академией. Манштейн и Роммель поступили до Первой мировой войны на службу рядовыми, а спустя несколько лет, по мнению американца, учились в неких «военных академиях», причем Манштейн начал учебу в академии уже прапорщиком и после нескольких месяцев был выпущен лейтенантом, а Роммель начал учебу унтер-офицером и после академии стал прапорщиком. То есть эти немецкие «академии» были в лучшем случае чем-то вроде наших курсов младших лейтенантов. Больше никаких дипломов у Манштейна и Роммеля не было. Поэтому у нас любой офицер РККА по наличию бумажек о военном образовании был просто генералиссимусом по сравнению с ними. Если бы воевать нужно было не умением, а дипломами об окончании училищ и академий, то генерапы и офицеры Красной Армии за месяц бы загнали немцев в Африку. Но не получилось, дипломы не помогли. По этому поводу можно сказать и так: немецкие офицеры учились воевать у немецких офицеров, поэтому и воевали как офицеры, а наши офицеры учились воевать у преподавателей, поэтому и воевали как преподаватели.
    Закругляясь замечу, что не всегда наличие диплома об образовании говорит о наличии ума. Еще в конце XIX века об этом писал классик психологии Ле Бон, тогда же об этом высказался в романе «Воскресение» Лев Толстой, выведя образ прокурора, закончившего и гимназию, и университет с золотой медалью, но являвшегося в своем деле исключительным идиотом. Однако университетские профессора и академики в обществе имеют столь значительный вес, что общество без всяких на то оснований считает их болтовню святой водой из кладезя мудрости и никакие, и ничьи доводы о том, что нужно вдуматься в смысл того, что происходит с образованием, в обществе не имеют эффекта. Общество глубоко уверено, что без дипломов о высшем образовании мы пропадем. В глазах общества только тот является специалистом, кто имеет такой диплом. Это очень серьёзное заблуждение, на мой взгляд.
    1. 0
      9 января 2014 13:03
      В продолжение Ваших, Михаил hi , мыслей:
      Мой знакомый, инженер по образованию и факту, говорил:"Часто нормальное соображение лучше просто высшего образования".
      Как бывший командир и бывший производственный руководитель знаю, что основа хорошего бойца/работника в воспитании. Это потом опыт, образование...
  9. +3
    9 января 2014 15:21
    у меня в департаменте работают молодые девчата, которые прошли через ЕГЭ. Они из хороших семей, имеют определенные моральные принципы, их удалось достаточно легко обучить хоть и сложным, но все таки формализованным операциям и процедурам, НО, периодически они выдают такие перлы из области общего естествознания, что люди чуть постарше животы рвут от хохота.
    К тому же, сталкиваюсь с учителями по долгу службы, должен сказать, что впечатление тяжелое.
    Образование было одним из высших достижений СССР, сейчас все разрушено, коммерциализировано, понятия и цели подменены.
    На каникулы приезжал внук (4й класс). Два дня я терпел его столичные мажорные манеры( игры на планшете, просмотр иностранных мультфильмов и тд), а потом выделил лопату и мы с ним очистили от снега усадьбу, подремонтировали постройки, прибрались в гараже, только после этого выезд на рыбалку, катание на снегоходе и стрельба из карабина и остальные удовольствия. Уехал счастливый! Дети податливы на добрые дела, главное, чтобы было кому их этому научить.
    1. +1
      9 января 2014 15:48
      Цитата: Begemot
      Два дня я терпел его столичные мажорные манеры( игры на планшете, просмотр иностранных мультфильмов и тд), а потом выделил лопату и мы с ним очистили от снега усадьбу, подремонтировали постройки, прибрались в гараже, только после этого выезд на рыбалку, катание на снегоходе и стрельба из карабина и остальные удовольствия. Уехал счастливый!


      Апплодирую стоя! Вы молодец! У таких людей и вырастают достоиные сыны и внуки!
  10. 0
    9 января 2014 19:37
    ибо образование — не столько узнавание нового, сколько размышления над тем, что узнаёшь.

    моё почтение Анатолий Александрович hi Очень меткое определение.
  11. 0
    9 января 2014 22:01
    образование и воспитание — стороны единого процесса. Невозможно одно от другого отделить в полной мере — просто потому что человек воспитывает, в первую очередь, не словами, а личным примером,

    Ключевая фраза. Не зря в народе говорят: С кем поведёшься, от того и наберёшься.