Подводные авианосцы: будни, романтика, подвиги

19
Подводные авианосцы: будни, романтика, подвиги


Путь бусидо

Адмирал Исороку Ямамото склонился над картой, и в кают-компании «Нагато» воцарилась зловещая тишина. В этот момент три субмарины типа «Сэнтоку» I-400, I-401 и I-402 уже приближались к побережью США. Операция «Вишня расцветает ночью» началась!

На закате с каждого подводного авианосца поднимутся по три гидроплана, несущих под крыльями смерть — бомбы, начиненные возбудителями инфекционных болезней. Населению Калифорнии грозит эпидемия суперчумы, в 60 раз превосходящей по вирулентности обычную чуму и убивающей любого, в ком есть хоть капля англосаксонской крови! Слишком грязный ход, но атаки с применением биологического оружия — это единственный шанс Японии на победу в безумной войне.

Что станет с пилотами после того, как они сбросят бомбы над Сан-Диего? Точных указаний на этот счет не поступало, но каждый знал — они поступят, как подобает настоящим самураям…

Реальность оказалась обескураживающей: 9 сентября 1942 года мичман Набуто Фудзита на гидроплане Yokosuka E14Y символически «разбомбил» леса в штате Орегон. Японец сбросил четыре фосфорные зажигательные бомбы на территорию США, после чего возвратился на борт ожидавшей его подлодки I-25. Осуществив пару успешных вылетов, японцы поспешили покинуть опасные воды. По дороге домой I-25 потопила два американских танкера и благополучно отшвартовалась в Йокосуке в конце октября 1942 г.

Вот и всё.



Мистическая операция «Вишня расцветает ночью», подготовка к которой велась в течение всего 1944-го и первой половины 1945 гг., так и осталась страшной сказкой: выход подводных авианосцев с биологическим оружием на борту постоянно откладывался, последний раз день «Икс» был назначен на 22 сентября 1945 года.

Главным действующим лицом всех этих историй, несомненно, стали японские подводные авианосцы. Всего за годы войны в состав императорского флота было принято 47 субмарин с самолетами на борту — от огромных 122-метровых «Сентоку» водоизмещением 6500 тонн, несших по три бомбардировщика Aichi M6A Seiran, до «обычных» подлодок типа B1, на которых базировались легкие разведывательные гидропланы E14Y.

Последние довольно активно применялись в боевых действиях на Тихом океане. Помимо первой и единственной в истории бомбардировки континентальной части США, разведчики Yokosuka E14Y совершили еще ряд знаменитых рейдов. 1 января 1942 г. гидросамолет с подлодки I-7 совершил облет острова Оаху с целью выяснения результатов удара по базе в Перл-Харборе. В феврале-марте 1942 года гидропланы подводного базирования применялись для аэрофотосъемки гаваней Сиднея и Мельбурна, обследовали британские колонии в Индийском океане. Но уже с 1943 года применение E14Y стало невозможным. Одинокий разведчик быстро засекался радарами и становился жертвой вражеской авиации. А необходимость длительной предстартовой подготовки стала непозволительной роскошью в условиях усилившейся противолодочной обороны противника.

Общий выпуск Yokosuka E14Y за годы войны составил 138 самолетов.

Немецкое "вундерваффе"

Наряду с японцами возможность оснащения подводных лодок летающими разведчиками рассматривало командование Кригсмарине. К 1942 году немцы построили и испытали буксируемый автожир Fa.330 Bachstelze («Трясогузка»). Малогабаритный летательный аппарат массой 75 кг, опиравшийся в полете на несущий трехлопастной винт, вращавшийся в режиме авторотации. При максимальной путевой скорости 80 км/ч (ветер + собственное движение лодки) и с применением леера длиной 300 метров высота подъема «Трясогузки» достигала 220 метров. Вооружившись биноклем, пилот автожира мог наблюдать морскую обстановку в радиусе 53 км (с мостика лодки — всего 8 км)!

Известно, что комплекты «Трясогузок» находились на вооружении как минимум трех субмарин типа IX — U-171, U-181 и U-852. Подводники вели разведку с помощью автожиров в пустынных районах Южной Атлантики, у Африканского побережья и в Индийском океане — там, где вероятность встречи с противолодочными силами союзников была минимальна. В целом, автожир не снискал популярности на подводном флоте — время выбора леера достигало четырех минут. Автожир в несколько раз замедлял время экстренного погружения подлодки, что могло стать фатальным при встрече с противолодочным самолетом.

После войны некоторые из 200 построенных «Трясогузок» попали в руки британцев — флот Её Величества провел серию успешных экспериментов, и, в конце концов, разослал забавные игрушки по музеям.


Focke-Achgelis Fa 330 "Bachstelze"

Остается констатировать, что дебют авиации подводного базирования в годы Второй мировой оказался интересным, но не слишком успешным мероприятием. Уровень технологий в те годы не позволял разместить на борту подводной лодки сколько-нибудь серьезный летательный аппарат. Запуск и подъем на борт производились исключительно в надводном положении, что нарушало скрытность субмарин, а сами аппараты получились чересчур громоздкими и примитивными.

Проведение ударных операций с использованием подводных авианосцев имело смысл лишь при наличии химического или биологического супероружия, вызывающего ощутимые последствия при минимальных размерах боеприпасов. Разведка с использованием такой авиатехники также была сопряжена со значительными трудностями и являлась скорее экзотическим боевым приемом, чем регулярным способом поиска надводных целей.

В 1950-60-е годы, с появлением ядерных реакторов и ракетного оружия, идея оснащения подлодок самолетами окончательно утратила свою актуальность.
До поры, до времени…

Координаты "Скайфолл"

В 1971 году вопрос об оснащении подлодок летательными аппаратами мощно «двинул» вперед Советский Союз.

Насмотревшись шпионских боевиков об «агенте 007», советские «Джеймсы Бонды» загорелись идеей построить сверхлегкий вертолет, помещающийся в чемодане и запускающийся через стандартный 533 мм торпедный аппарат. Выбравшись на берег, диверсант раскрывал водонепроницаемый пенал, за 15 минут собирал геликоптер — и, махнув на прощанье изумленным рыбакам, уже через полчаса оказывался в 50 км километрах от места высадки, в глубине территории противника.

Но как построить такую машину?

…Товарищ Камов мечтательно вздохнул и погрузился в ностальгию по своей молодости — именно таким маленьким и легким был его первый вертолет Ка-8. Лишь с той разницей, что современные технологии и специальные технические решения позволят еще более облегчить конструкцию и сделать вертолет складным.
Так появился Ка-56 «Оса» — летательный аппарат массой 110 кг, способный, согласно расчетам, преодолеть 150 км со скоростью 100+ км/ч!

Увы, современные Джеймсы Бонды все больше предпочитают дорогие смокинги мокрым гидрокостюмам, а их основным средством передвижения стали комфортабельные Боинги международных авиалиний. Супервертолет «Оса» так и остался в единственном экземпляре, заняв причитающееся ему место в списке курьезных изобретений.






К сожалению, «Оса» не совершила ни одного полета — конструкторам не удалось довести до ума малогабаритный роторно-поршневой двигатель мощностью 40 л. с. Представленный на фотографиях «вертолет» — всего лишь натурный макет без силовой установки.

Гидросамолет E14Y, буксируемый автожир «Бахштельзе», сверхлегкий вертолет «Оса»… Казалось бы, идея с размещением летательных аппаратов на борту подлодок потерпела полное фиаско. Но с появлением БПЛА всё изменилось.

Компактные размеры, новые технологии и прогресс в микроэлектронике, возможность длительного хранения в ракетной шахте или торпедном аппарате подлодки, подводный старт без лишних действий и непосредственного участия человека, отсутствие риска для жизни и здоровья экипажа в случае потери аппарата… Перед нами — потрясающий разведывательный комплекс, способный обеспечить подлодкам новые возможности в плане ведения разведки и обнаружения целей!

Сфера применения такой техники — скрытное наблюдение за побережьем и обстановкой в море с передачей данных на подлодку-носитель, самолет, корабль, спутник — всем, кто заинтересован в информации о ситуации в данном квадрате. Что не исключает в дальнейшем использование БПЛА для «точечной элиминации» особо важных целей и диверсий в режиме повышенной секретности.

Главное преимущество БПЛА подводного базирования — тайная доставка в указанный район земного шара. Противник, как и все мировое сообщество, до последнего момента не узнает о готовящемся разведывательном рейде — разведчик неожиданно появится из ниоткуда, а после таким же мистическим образом пропадет в пучине океана. Даже если удастся установить факт нарушения воздушного пространства страны и предъявить весомые аргументы (обломки БПЛА) — доказать их принадлежность окажется чрезвычайно затруднительно. Ведь в тот момент у побережья Гвинеи-Бисау не появлялось никаких надводных кораблей и авианосных групп, откуда мог бы подняться разведчик.

Наконец, БПЛА сможет повысить ситуационную осведомленность подлодок в морском бою.

Баклан

Весной 2006 года появилась информация о странном летательном аппарате Lockheed Martin Cormorant, чью разработку курировало агентство передовых оборонных проектов DARPA. «Коморэнт», чье имя в переводе означает «Баклан», являлся реактивным разведывательным БПЛА подводного базирования, ориентированным на размещение в пусковых шахтах конвертированных ПЛАРБ типа «Огайо».

О самом аппарате известно не так уж много: складное крыло, минимум отверстий, стартовые ракетные ускорители. Во избежание коррозии основным конструкционным материалом был выбран титан. Все внутренние полости аппарата были обильно заполнены полимерной пеной. Такое решение делало аппарат устойчивым к давлению воды и позволяло осуществлять старт с глубины 150 футов (46 м).





Выполнив спецзадание, аппарат должен был выйти в указанную точку, с помощью парашюта погасить скорость, сложить крылья, по максимуму загерметизироваться — и ожидать на плаву подхода лодки. Через час страдальца подцепят тросом и вернут обратно в уютную шахту «Огайо».

Несмотря на успешные результаты тестов и построенные натурные макеты, проект был закрыт в 2008 году. «Баклан» оказался избыточно сложен и дорог для своих задач.

Назад в будущее

И вот очередная новость, прозвучавшая, словно гром среди ясного неба: 6 декабря 2013 года подводная лодка «Провиденс» (SSN-719), находясь в подводном положении, произвела успешный запуск беспилотника XFC UAS (eXperimental Fuel Cell Unmanned Aerial System). Легкий самолет со складным крылом, использующий в качестве источника энергии топливные элементы.

Запуск производился через стандартный торпедный аппарат с использованием герметичного контейнера Sea Robin (пустой пусковой контейнер из-под «Томагавка»). Контейнер всплыл на поверхность и занял вертикальное положение — через определенное время, когда лодка отошла на десяток миль, пироболты срезали крышку контейнера, и XFC UAS поднялся в воздух.

БПЛА покружил несколько часов над океаном, транслируя «картинку» со своих камер в режиме реального времени на борт подлодки и вспомогательного корабля, а затем приземлился на аэродроме исследовательского центра AUTEC (Багамские острова).

Ответственный за программу XFC UAS, д-р Уоррен Шульц поздравил коллег с успехом, при этом подчеркнув, что успешное испытание БПЛА подводного базирования — плод шести лет совместных усилий работников науки и промышленности. Появление на подводном флоте беспилотников, подобных XFC UAS, откроет новые перспективы и возможности в плане разведки, наблюдения за противником и информационного обеспечения подводных кораблей.



Современные локальные войны изменили представления о роли военно-морских сил и подводного флота. Морякам-подводникам всё чаще приходится сталкиваться с неожиданными угрозами и выполнять самые необычные миссии. Основной задачей становится скрытое наблюдение в прибрежных водах с последующим нанесением ракетных ударов по берегу.

В сложившихся условиях, дискуссия о целесообразности размещения БПЛА на борту субмарин вновь обретает популярность в умах военных и изобретателей. Что получится из всего этого?

Всплытие покажет.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +4
    9 января 2014 09:53
    Считаю, что тема по Ка-56 «Оса» не устарела, и до сих пор актуальна, поскольку с небольшой доработкой на упомянутой платформе можно создать современный БПЛА, и оснастить его не только системой слежения и обнаружения, но и собственным вооружением, благо грузоподъемность позволяет.
    1. +2
      9 января 2014 10:32
      Цитата: Автор Олег Капцов
      так и осталась страшной сказкой: выход подводных авианосцев с биологическим оружием на борту постоянно откладывался,


      Олегу спасибо. Как всегда феерично.

      А вот американцы свою страшную сказку осуществили по плану.

      В 1971 году вопрос об оснащении подлодок летательными аппаратами мощно «двинул» вперед Советский Союз.


      У нас было круче, сразу летающая подлока В 1934 году проект Летающей подводной лодки был представлен курсантом ВМИУ им Дзержинского Б.П.Ушаковым, причем разработки проекта полностью во внеслужебное время. Но этот проект остался в чертежах, а вот самолет для подводной лодки Четверикова был построен и полетел на секундочку в 1935 году
      1. +1
        9 января 2014 13:05
        Цитата: Vadivak
        Но этот проект остался в чертежах, а вот самолет для подводной лодки Четверикова был построен и полетел на секундочку в 1935 году

        laughing
        Помнитсо в далеком деццтве видел одну картинку в журнале "Юный Техник"
        Счас покопался в И-нете и нашел!
        Это был Commander Рэйда. Это был двухфюзеляжный самолёт с прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Посадка на воду осуществлялась на выдвигающиеся поплавки, внешне напоминающие водные лыжи. Непосредственно перед посадкой реактивные двигатели герметизировались. Баки горючего располагались в несущих плоскостях. Дальность полёта Aeroship составляла до 300 км, при скорости полёта до 130 км/ч; скорость хода под водой — 8 узлов. Aeroship был представлен публике в августе 1968 года на нью-йоркской промышленной выставке: на глазах у посетителей выставки летающая субмарина совершила эффектную посадку, погрузилась под воду и снова всплыла на поверхность.

        Кстати говоря, и статья была похожая на Олегову -
        "Летающие подводные лодки – тайное становится явным", можот он и писал
        http://topwar.ru/5067-letayuschie-podvodnye-lodki-taynoe-stanovitsya-yavnym.html
      2. Комментарий был удален.
      3. +6
        9 января 2014 19:53
        Цитата: Vadivak
        Как всегда феерично.

        Ну да, джапанцы были кончеными отморозками
        Сейчас плачут о свой Хиросиме и запускают бумажных журавликов - все это напоминает гопника, который получил мощной сдачи и тут же накатал заяву

        Про операцию "Вишня" и зверства отряда 731 предпочитают помалкивать
        Цитата: Vadivak
        У нас было круче, сразу летающая подлока В 1934 году проект Летающей подводной лодки был представлен курсантом ВМИУ им Дзержинского Б.П.Ушаковым, причем разработки проекта полностью во внеслужебное время. Но этот проект остался в чертежах, а вот самолет для подводной лодки Четверикова был построен и полетел на секундочку в 1935 году

        Это жесть

        Я еще вот такое чудо встречал - "проект" подводного вертолетоносца на базе "Акулы"!
      4. +1
        9 января 2014 20:54
        Цитата: Vadivak
        , а вот самолет для подводной лодки Четверикова был построен и полетел на секундочку в 1935 году

        Самолёт назывался СПЛ, он же ОСГА-101 (http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/gidrosamolet/919-plane-for-submarines-s
        pl)
        Прикольная кстати машина...
    2. 0
      9 января 2014 11:45
      Скоро беспилотники как ракеты станут,покружил и ударил в нужный момент, притаился и взорвался, обнаружил догнал и навел...
  2. +2
    9 января 2014 11:15
    был у нас интересный проект (правда, насколько я могу предполагать, дальше испытаний дело не пошло) бесшумного вертолётика для высадки диверсионной группы (3 человека). Запускался с лодки, по виду на пепелац похож был :)
    Двигло внутри корпуса, под ним пилот и ниже три диверсанта...
    1. 0
      9 января 2014 13:08
      Цитата: Хорт
      бесшумного вертолётика для высадки диверсионной группы (3 человека).

      да счас такую задачу легко на мотодельтоплане мона выполнить или даже на мотопараплане...
  3. 0
    9 января 2014 14:04
    Цитата: Хорт
    был у нас интересный проект (правда, насколько я могу предполагать, дальше испытаний дело не пошло) бесшумного вертолётика для высадки диверсионной группы (3 человека). Запускался с лодки, по виду на пепелац похож был :)
    Двигло внутри корпуса, под ним пилот и ниже три диверсанта...


    идей много!
    И многие давным давно Изготовлены и НИКОГДА о них НАРОД не узнает!
    а тут Вояки КАКОГО ГОНЯЮТ???
    НЛО ли?? али рукотворное детище))) и в воду как мешок Плюхается

  4. +2
    9 января 2014 18:31
    Цитата: Nitarius
    а тут Вояки КАКОГО ГОНЯЮТ???



    Действительно,кого гоняют? То ли буй сбросили,чтоб лодку обнаружить,то ли потеряли чего то.Кривые ручки у оператора, 3/4 ролика мельтешение непонятно чего. Под таким соусом можно всё, что угодно преподнести(даже,что -русские атомную бомбу уронили нам на палубу,но промахнулись)
    1. Kir
      +1
      9 января 2014 20:09
      Ну на ютубе можно и более "качественную съёмку" даже вторжения армии нло увидеть, а потом взять да и посмотреть 3д модель.
      Вот единственно что уже даже приелось это внешний вид этих супер ступ без бабы Еги, да и к тому-же может мне кто разъяснит такому непонятливому а в чём собственно проблема-то крылатые ракеты с траекторией отслеживания местности есть, торпедо-ракеты то же имеются, ну и что мешает на этой базе что-то создать, вот только вопрос а насколько оно реально то нужно?
      А вот по Ка-56 не понял а чего курьёзного то в сём проекте было-то? А так на мой взгляд вещь нужная даже на гражданке, да хоть для лесоохраны, загрузил в авто и когда надо привел в "боевое положение" ну и далее.....
      1. 0
        9 января 2014 20:23
        Цитата: Kir
        А так на мой взгляд вещь нужная даже на гражданке, да хоть для лесоохраны, загрузил в авто и когда надо привел в "боевое положение" ну и далее.....

        Слишком утопично и опасно для жизни
        1. Kir
          0
          9 января 2014 20:29
          Насчёт опасно могу согласиться, а чем утопична не могу понять, или тут принцип а кто это оседлает, так можно в принципе и как правильно Makarov указал в виде БЛА исполнить, тем более что Камовцы делали такое вроде как помню для эксплуатации в районах ЧС связанных с химией и радиацией, хотя всё равно техника пока человека не заменяет.
          1. 0
            9 января 2014 20:37
            Цитата: Kir
            можно в принципе и как правильно Makarov указал в виде БЛА исполнить

            Зачем?

            Вертушка, при прочих равных, проигрывает самолету в скорости и экономичности

            Оса была специфическим транспортным средством, ни для каких задач она больше не годна
        2. +2
          9 января 2014 23:08
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Слишком утопично и опасно для жизни

          Да ладно, что только не опасно для жизни.
          1. +1
            9 января 2014 23:51
            Цитата: saturn.mmm
            Да ладно, что только не опасно для жизни.

            Это же не работа. Каждый выбирает развлечение по себе
            Но для той же упомянутой лесоохраны есть средства поудобнее, экономичнее и эффективне Осы (или костюма с крыльями)

            Вот четкий ролик - скайдайвер протаранил мост
            1. Kir
              0
              10 января 2014 03:45
              Да вообще походу видео прикреплённое сатурном киношка, а не реальность, это одно другое дело достаточно посмотреть в глаза большинства экстремалов- просветлённый взгляд, как тут же понимаешь перед тобой не совсем психически здоровый человек, даже больше своего рода наркоман.
              Касаемо экономности, с чем бы спорить, но и функционально одно другим на все 100 не заменишь.
      2. 0
        9 января 2014 21:51
        опасная штука для гражданского применения, автожир в этом плане получше будет, с заглохшим движком он сесть может, а вот на Осе гарантированно будет убийство
  5. 0
    9 января 2014 19:18
    Средства анти-ПЛО, философия - все что летает должно быть уничтожено, никаких запросчиков "свой-чужой", стартует с такого всплывающего контейнера, даже помощнее Иглы можно соорудить
  6. 0
    9 января 2014 19:45
    При максимальной путевой скорости 80 км/ч (ветер + собственное движение лодки) и с применением леера длиной 300 метров высота подъема «Трясогузки» достигала 220 метров. Вооружившись биноклем, пилот автожира мог наблюдать

    Прикиньте, какой вид с такого аттракциона!
    Ветер, болтанка, а под задницей - узкое кресло и пара привязных ремней

    Входной билет $20, все риски клиент берет на себя, пилотская лицензия и справка от врача required

    Гроза в Эгейском море
    1. +2
      9 января 2014 20:07
      Не сочтите меня вечным оппонентом, но по моему идея связки БПЛА+ПЛ бесперспективна в смысле эффективности применения. Небольшие размеры и малая скорость не позволяют вести нормальную разведку, т.к. такой БПЛА может нести только оптические средства обнаружения. Более того он сам по себе выдает квадрат нахождения ПЛ, а необходимость поддерживать связь с БПЛА вынуждает ПЛ подвсплывать делая её заметной для РЛС противолодочной авиации, такой как Посейдон и Тритон. Более того работа командной линии также позволяет запеленговать расположение ПЛ. Исполнение конечно интересное, могут заразы, нечего сказать, но вещь бесполезная...
      1. +1
        9 января 2014 20:49
        Цитата: Nayhas
        такой БПЛА может нести только оптические средства обнаружения

        Отчего же, еще радиопеленгатор

        Широкоугольная и узкоугольная камера высокого разрешения, тепловизор, дальномер - набор на все случаи жизни
        Цитата: Nayhas
        Более того он сам по себе выдает квадрат нахождения ПЛ

        Что такое "квадрат"? )))
        Квадрат и так известен. Попробуйте её там найти
        Притом, что БПЛА может удаляться от лодки на многие десятки миль
        Цитата: Nayhas
        а необходимость поддерживать связь с БПЛА вынуждает ПЛ подвсплывать делая её заметной для РЛС противолодочной авиации, такой как Посейдон и Тритон

        не слишком большая угроза, учитывая масштабы океана и наличие буксируемого радиобуя
        Цитата: Nayhas
        Более того работа командной линии также позволяет запеленговать расположение ПЛ

        Что мешает заранее запрограммировать маршрут и работать только на прием
        Цитата: Nayhas
        Исполнение конечно интересное, могут заразы, нечего сказать, но вещь бесполезная...

        увидим.

        в конце-концов, легкий EFC UAS создан не для морских баталий, а для скрытного наблюдения за побережьем какой-нибудь Сирии
  7. 0
    9 января 2014 21:39
    Камовская малогабаритная "Оса" - интересный концепт. Может еще не поставлена точка в этом проекте? Ждем-с.
    1. makarov
      0
      10 января 2014 06:13
      Солидарен с Вами, и считаю развитие направления на сегодня актуальным
  8. Kassandra
    0
    31 декабря 2014 07:38
    в реальности просто склады японского бакоружия были захвачены советским десантом с началом операции в Манчжурии. они по факту и спасли США от японского возмездия

    японские гидросамолеты совершали облет американских островных баз за две недели до этого