Башня Савина для 37-мм ЗСУ Т-34

Башня Савина для 37-мм ЗСУ Т-34


На совещании КО при СНК СССР, прошедшем в апреле 1941 года, во время обсуждения планов производства Т-50 на текущий год маршал Кулик Г.И. инициировал обсуждение вопроса о выпуске других машин на базе данного танка. Основной причиной данного обсуждения послужила неготовность 57-миллиметровой танковой пушки для танка Т-50. Предлагалось разработать на базе шасси Т-50 танка-истребителя, который вооружался бы 57-миллиметровой пушкой большой мощности образца 1941 года (ЗИС-2), и зенитного танка, вооруженного 25- или 37- миллиметровым автоматом. Данные машины должны были обеспечивать охрану танковых частей во время марша и развертывания, защищая от нападения вражеских самолетов и танков.

В феврале-марте 1941 года были санкционированы работы по разработке целой гаммы артиллерийских средств для усиления бронетанковых войск. Например, на шасси танка Т-50 предполагалось установить 76-миллиметровое орудие поддержки, а также 25-миллиметровый противотанково-зенитный автомат образца 1940 года, на шасси среднего танка Т-34 — 57-миллиметровую противотанковую пушку образца 1941 года, 107-миллимтеровую пушку образца 1910/30 годов, и 37-миллиметровый зенитный автомат, на шасси тяжелого танка КВ-1 — 85-миллиметровую противотанково-зенитную пушку образца 1939 года и 122- миллиметровую гаубицу образца 1938 года.


Еще во время подготовки танка Т-50 к серийному производству заводом №174 имени Ворошилова было начато эскизное проектирование артиллерийского танка Т-135-2, который можно было оборудовать или цельнобронированной башней на 80-мм уширенном погоне, или «башней конструкции товарища Савина с вооружением из 25-миллиметрового зенитного автомата». Рассмотрение данного проекта перенесли на ноябрь 1941 года, а изготовление опытных образцов и дальнейшие их испытания ожидались в первом полугодии 1942 года. Предполагалось, что серийное производство будет начато не позднее 15 марта.

Однако ОГК завода №92, загруженное спешными работами, не смогло начать изготовление опытного образца данного орудия. Опытный образец башни Савина, который был изготовлен, так и не получил вооружения. Именно поэтому зенитный танк на базе Т-50 света так и не увидел.

Башня Савина для 37-мм ЗСУ Т-34


В сентябре 1941 года зенитная башня конструкции Савина для танка Т-34, вооруженная 37-миллиметровым зенитным автоматом образца 1939 года, в целом была готова, однако, как и в предыдущем случае, оказалась без вооружения. Однако, в отличие от меньшого брата, данная башня была эвакуирована в Свердловск и послужила базой для создания зенитных САУ. Впрочем, и последние в производство запущены не были.

История работ группы Савина над башней для ЗСУ является весьма интересной. Работы над башней велись около года, однако большое количество препятствий не позволили группе конструкторов реализовать проект в «железе».

8 сентября 1941 года группа Савина получила в НАТИ макет установки с пулеметом и боевой пушкой. 14 сентября 1941 года Савин посылает запрос на изготовление боевого образца на заводах НАРКОМСРЕДМАШ, в том числе НАТИ, однако группа в результате попадает в город Чкалов на завод №174.

Завод №174 имел возможность изготовить несколько вариантов механизмов привода зенитной установки (пушку ЗИК-37 в распоряжение конструктора передали с полигона Донгузская), однако руководство предприятия не хотело заниматься экспериментальными работами. По словам самого Савина: «Главный инженер А.С. Засовенко оставался верен себе, и в период с октября по апрель (6 месяцев) решительно нечего не сделал».

НКТП распорядился «приспособить установку к Т-34». Для осуществления данного распоряжения Савин отправляет старшего инженера-конструктора Можаева И.И. в Нижний Тагил на завод №183, где он прорабатывал данный вариант в течение 3-х месяцев (с февраля по апрель). Башня Т-34 была тяжелее башни Т-50, для которой проектировались все чертежи, поэтому конструкторы были вынуждены спроектировать новый привод (при этом использовалась максимально возможное количество агрегатов, освоенных в производстве). Схема в основном осталась прежней.

В результате данных разработок было получено неплохое с точки зрения конструкторов решение. Скорость подъема пушки до 60-70 градусов составляла 1 секунду, а скорость поворота башни — до 30-40 градусов в секунду.

Руководство завода №183 было озабочено реализацией собственных проектов и выполнением плана. Тема зенитной установки воспринималась как навязанное и ненужное мероприятие. Это и послужило причиной того, что на заводе не выделили людей и не приступили к реализации проекта в металле.

В течение года группа Савина сменила четыре базы, однако работа от этого не продвинулась. Более того, на заводе №37 через 1,5 месяца после прибытия группы конструкторов им устроили нелюбезную встречу: «22 мая выбросили чертежные столы и разорили налаженные приборы». Это произошло несмотря на то, что 7 мая Афонина С.А. заверили, что установку скоро сделают в металле, а 19 мая Гинзбургу С.А заявили, «что они помогут». Вероятно, группа была вызвана на завод для работ над «самоходом», а она занималась зенитным танком. Для продолжения работ конструкторы должны были согласиться на испытание установки только на их машине, с расчетом установить на Т-34 без единой переделки.

Поскольку в танковой промышленности все базы для группы Савина были исчерпаны, он просил срочно найти надежную базу, которая будет заинтересована выпуском машины. По словам конструктора, такое предприятие позволило бы сделать машину в кротчайшие сроки.

Савин предлагал использовать производственные мощности заводов №№20, 69 и др., не занимавшихся выпуском танков. Корпус, ходовую часть танков Т-34, Т-50 можно было получить у рембаз. Башню предполагалось также найти или изготовить новую. Многие детали можно было получить с завода №183. Савин предполагал, что только такой подход позволит быстро сделать машину, а при других обстоятельствах реализовать проект не удастся.
Автор: Пётр Улякин

Использованы фотографии: http://alternathistory.org.ua/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Роман 1977 9 января 2014 09:36
    Ну если у нас не получилась ЗСУ на базе Т-34, то подобные машины машины делали страны, которым Т-34 передавали после войны:
    Например, такой была северовьетнамская ЗСУ. Ее вооружение составляла спарка китайских 37-мм автоматических пушек образца “63”.Двуствольная 37-мм пушка,использовала механизм отдачи, имела темп стрельбы от 160 до 189 выстрелов в минуту, однако боевая скорострельность составляла всего 80
    выстрелов в минуту для каждого ствола.Наведение пушки по вертикали и горизонтали осуществлялось вручную являясь основным тактическим недостатком при ведении огня по быстроходной низколетящей цели.На машину устанавливались оптические прицелы,радары не были предусмотрены.Боеприпасы подавались к каждому стволу отдельно в обоймах по 5 снарядов,часть готовых к применению боеприпасов хранилась в башне,остальные боеприпасы — снаружи в контейнерах,установленных с обеих сторон корпуса.


    ЗСУ "Тип-63", захваченная американцами в танковом музее в Абердине

    ЗСУ Тип 63, захваченная южновьетнамцами
    Кубинцы пошли дальше и установили на Т-34 100-мм зенитную пушку КС-19.

    В 1953 г. в Чехословакии была создана автоматическая 57-мм зенитная установка R-10, после испытания опытного образца, у военных появилась идея поставить ее на самоходное шасси - создать ЗСУ. В 1954 г. был разработан усовершенствованный вариант орудия R-12. С 1953 по 1955 г. было создано несколько вариантов компоновки такой ЗСУ на базе танка Т-34-85, в том числе и в варианте со спаренной зениткой. Однако эти машины так и остались опытными.
    1. Гражданский 9 января 2014 09:50
      А нам бы пртгодился такой зсу, даже для поддержки пехоты !
  2. svp67 9 января 2014 11:28
    Такие машины у нас всю войну были в дефиците...жаль, что не смогли наладить выпуск, затем пришлось закупать у американцев.
  3. samoletil18 9 января 2014 12:14
    Были попытки создания зенитных мобильных средств даже на Т-60, с пулеметом ДШК, но дальше опытных не пошло. Предпочли лен-лизовские. К концу войны сделали на базе Су-76 с вращающейся башней несколько экземпляров, но они поспели только к Параду Победы. Тут уникальная ситуация сложилась: своего не смогли наладить производства по ряду причин - использовали ленд-лизовские, а когда появилась возможность собственного производства, вражеской авиации стало немного, чтобы что-то еще специальное производить.
    1. Корсар 9 января 2014 12:25
      Цитата: samoletil18
      К концу войны сделали на базе Су-76 с вращающейся башней несколько экземпляров, но они поспели только к Параду Победы.

      Ваш коммент навёл на мысль,не расточительно ли было планировать выпуск ЗСУ на базе шасси Т34,когда действительно существовала подходящая платформа танка Т70...
      1. svp67 9 января 2014 15:30
        Цитата: Корсар
        Ваш коммент навёл на мысль,не расточительно ли было планировать выпуск ЗСУ на базе шасси Т34,когда действительно существовала подходящая платформа танка Т70.
        А Вы прочтите про Т80,легкий танк той поры, он частично и предполагался как "зенитный"
      2. samoletil18 10 января 2014 01:16
        Шасси Су-76 (удлиненное Т-70) появилось к 1943. В статье фигурирует Т-50, его производство свернули в 1942 в пользу Т-34. Кстати, упомянутая ЗСУ-37 была перегружена. На мой взгляд, шасси Т-34 лучшее решение: доступность, защищенность, подвижность. Естественно, речь о 37мм зенитке.
    2. Роман 1977 9 января 2014 12:43
      Уважаемый samoletil18, вопрос еще и в том, что у нас и не было таких зенитных орудий, которые можно было установить на подходящую базу, благодаря "гениальности" Тухачевского и иже с ним, которые провалили производство немецких автоматических зенитных орудий по договору, заключенному с фирмой "Рейметалл", в связи с чем пришлось копировать шведскую 40-мм зенитную пушку Bofors с ее заряжанием из обоймы и неудачной повозкой ЗУ-7, которая абсолютно не годилась для использования на поле боя, в качестве огневого средства поддержки пехоты, в то время как немецкие Flakи с ленточным питанием легко перевозилась на колесах двумя номерами расчета. Поэтому всю войну нашими мобильными средствами ПВО (кроме тех, что были поставлены по ленд-лизу) были счетверенные максимы или ДШК в кузовах автомобилей или 25-мм 72-к на шасси ЗиС-5 со всеми вытекающими... Даже югославы умудрились создать ЗСУ на базе "Стюарта", поставленного по ленд-лизу и американской ЗПУ М-55.
      У немцев




      у нас:

      1. RJN 9 января 2014 20:43
        25-мм 72к установлена на шасси ГАЗ-ММ
        RJN
      2. samoletil18 10 января 2014 01:39
        Уважаемый samoletil18, вопрос еще и в том, что у нас и не было таких зенитных орудий, которые можно было установить на подходящую базу, благодаря "гениаль

        Статья о попытках создания зенитных подвижных систем для работы на марше на базе внедряемой в войска бронетехники тех лет. По Вашей системе, 29К на шасси ЯГ-10 - предел возможного. Но перекосы Тухачевского, Кулика, Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина, меня и т.д. могут ысегда найти параллель в других странах, эпохах, семьях... Любое орудие в чистом виде не предназначено для монтажа в самолет, космический корабль, танк автомобиль. Для этого вносятся изменения в конструкцию. 61К установили же в ЗСУ-37!
        Когда война ресурсов на производство всего у тебя не хватит, как у руководителя. Приходится выбирать. Немцы насытили ПВО в ущерб истребителям и проиграли войну в воздухе (это утрированная суть). Сталин сделал упор на авиацию и ленд-лизовские ЗСУ.
  4. Prapor-527 9 января 2014 13:02
    Не слышал о такой машине. Спасибо!
  5. bairat 9 января 2014 14:49
    Все воспоминания ветеранов про первые годы войны пронизаны горечью от бессилия в борьбе с вражеской авиацией. Долговременных бетонных укреплений не было, а защитников в обычных окопах "штуки" методично перемешивали с землей. Любой местный тактический успех наших войск обрывался прилетом немецких бомбардировщиков. Так что недостаточное внимание к обеспечению войск средствами ПВО дорого нам обошлось. Видимо до войны предполагалось что эту функцию возьмет на себя авиация, но получилось так как получилось, войска оказались беззащитны с воздуха. Например в период сталинградской битвы немцы контролировали с неба территорию простирающуюся далеко за Волгу, всю прилегающую акваторию Волги, все перемещения наших войск осуществлялись ночью, днем прятались в немногочисленных там лесах.
  6. AKuzenka 9 января 2014 14:55
    Коллега, извините, но вы не владеете всей информацией по данному вопросу. Были реальные ЗСУ отечественной разработки и постройки: http://tehnikapobedy.ru/t90.htm
    1. Роман 1977 9 января 2014 15:07
      Нет, реальных ЗСУ, кроме счетверенных максимов или ДШК в кузовах грузовых автомобилей, а также 25-мм 72-К на шасси ЗиС-5, у нас не было.


      немцы с трофейным ДШК на ГАЗ-АА

      Был т.н. зенитный танк Т-80, выпущенный в количестве 80 штук с башней сконструированной для возможности стрельбы из орудия под большим углом возвышения, однако сведений о сбитых ими самолетах противника не имеется...

      Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 на шасси СУ-76М серийно выпускалась на Мытищинском машиностроительном и Горьковском автомобильном заводах с 1944 года. До окончания Великой Отечественной войны было построено 70 самоходок, однако сведения об участии их в реальных боях отсутствуют.
  7. Bosk 9 января 2014 20:59
    В 44-м по "лизе" стал поступать если не ошибаюсь...М-17 или ещё какой то там 17-ый,по отзывам с фронта эти счетверённые "Браунинги" не плохо работали на малых высотах,да и на земле "капусту" не слабо шинковали.
  8. Роман 1977 9 января 2014 21:09
    В Советский Союз по ленд-лизу поставлялись зенитные самоходные установки М15 и М17, разработанные на базе полугусеничных бронетранспортеров МЗ и М5 соответственно. В 1944 году в СССР поступило 100 установок М15 и 1000 М17.
    ЗСУ М15 представляла собой полугусеничный БТР МЗ с комбинированным пушечно-пулеметным вооружением — 37-мм пушки М1А2 и двух пулеметов Browning M2 калибра 12,7 мм. Строенный лафет был установлен во вращающейся открытой сверху башне на полу кузова бронетранспортера.

    В отличие от М15 ЗСУ М17 вооружалась счетверенной установкой пулеметов Browning M2, смонтированной в штатном броневом кузове бронетранспортера М5.

    Начиная с 1944 года ЗСУ Ml7 поступали на вооружение зенитно-артиллерийских полков механизированных и танковых корпусов, а также зенитно-артиллерийских дивизий танковых армий (10–20 единиц на соединение). В 7-й гвардейский танковый корпус, например, в январе 1945 года входил 287-й зенитно-артиллерийский полк в составе 16 37-мм зенитных пушек и 10 ЗСУ М17.


    За счет высокой скорострельности (2000 выстр./мин на установку) они оказались весьма эффективными при отражении атак немецкой авиации на малых высотах. Советское командование быстро оценило мощь огня этих ЗСУ и часто включало их в состав передовых отрядов наступающих танковых частей. Обычно в таком отряде имелось семь — девять танков Т-34, четыре ЗСУ М17 и несколько «скаутов» МЗА1 с мотострелками или разведчиками. При удачном развитии событий таким группам нередко удавалось внезапным ударом захватывать отдельные населенные пункты, мосты или узловые железнодорожные станции.
    http://read24.ru/fb2/mihail-baryatinskiy-tanki-lend-liza-v-boyu/
  9. Bongo 10 января 2014 07:38
    Зенитные средства противовоздушной обороны РККА:
    http://topwar.ru/31576-zenitnye-sredstva-protivovozdushnoy-oborony-rkka.html
    Послевоенная советская зенитная артиллерия:
    http://topwar.ru/36598-poslevoennaya-sovetskaya-zenitnaya-artilleriya-chast-1-ya
    .html
  10. Al_lexx 20 января 2014 15:22
    НИкогда не слышал про такую разработку. Спасибо, очень интересно.
  11. Pavellio 4 марта 2014 17:54
    Спасибо за статью smile А какой фарш она бы устраивала в городских боях smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня