Русский Новый год. Как это было

Русский Новый год. Как это было

Самые ранние сведения, дошедшие до нас, сообщают, что год у восточных славян начинался с 1 марта. Традиции этого праздника в последующие времена соединились с обычаями Масленицы: блины, кулачные бои, веселые катания на санях, сжигание чучела Зимы и т.д. Ее власть над миром кончалась, начинался новый сельскохозяйственный год, в природе помаленьку просыпалось лето. Год в славянских языках как раз и обозначался – лето, а новогодний праздник новолетием. Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. Хотя может быть и иначе, что славянский и римский календари восходили к каким-то общим древнеарийским источникам. Но в Риме, разумеется, блинов не пекли, снежных крепостей не строили. А отсчет лет вели от легендарной даты основания Рима. В I в. до н.э. Гай Юлий Цезарь внедрил новый календарь, названный по его имени юлианским.

В IV в. в Римской империи восторжествовало христианство, в 325 г. в Никее был созван Первый Вселенский Собор. Среди вопросов, которые он рассматривал, была и система летоисчисления. Собор утвердил юлианский календарь. Однако дата начала отсчета, основание Рима, была признана неудовлетворительной. Что такое для Вселенной один город? Тем более, что император Константин Великий не любил прогнивший Рим, перенес столицу в Константинополь. Решили вести отсчет от библейского Сотворения мира, а началом года объявили 1 сентября.

В 533 г. весьма квалифицированный ученый, «скифский» (т.е. славянский) монах Дионисий Малый рассчитал церковный календарь, составил таблицы Пасхалии. На основе его трудов римский папа Иоанн I внедрил другую традицию. Вести отсчет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Церковь в ту эпоху еще оставалась единой, не делилась на католическую и православную. Но единство соблюдалось не во всем, возникали различия. Новый порядок, считать от Рождества, по указаниям папы распространялся в западных странах. А Константинопольская патриархия не сочла нужным менять сложившуюся традицию, на востоке продолжали считать от Сотворения мира.


Русь, приняв православие от Византии, тоже стала жить по этому календарю. Но дату начала года сохранила более древнюю – 1 марта. Упоминания о встрече Нового года с 1 сентября появляются в лишь с XIV в. Причем не везде. Сама Русь оставалась раздробленной на множество княжеств. Везде отличались законы, отчасти церковная практика. Разнобой сказывался и на календарях. Лишь в середине XV в., когда Василий II и Иван III взялись собирать Русь в единую державу, унифицировать порядки, наша страна окончательно перешла на византийскую традицию.

День Новолетия 1 сентября считался семейным праздником. Дети и внуки собирались у старшего в роду. Сидели за столом до первых петухов. В полночь колокольный звон, а в городах — вестовые пушки, извещали о наступлении нового «лета от сотворения мира». Застолья были чинными, без пьянства. В эту ночь полагалось побеседовать, обсудить накопившиеся дела, а потом из-за столов отправлялись в церковь к заутрене. В Москве в честь Нового года все жители и приезжие собирались на Красную площадь. Выходил царь со всем двором, патриарх благословлял народ, желал счастья в новом году. Кроме того, 1 сентября считалось днем новоселий, переездов в новые избы. А у девушек существовал обычай хоронить мух и тараканов в «гробиках» из морковки или свеклы. Бытовало поверье, что после подобных похорон они должны исчезнуть из дома.

Римский папа Григорий XIII был большим любителем астрологии, но с лженауками в те времена соседствовали и науки. По поручению папы в 1582 г. был разработан новый календарь, его назвали григорианским. С астрономической точки зрения он был боле точным, но… при этом возникал сдвиг в датах церковных праздников. Ведь в «нулевой точке», когда родился Господь, и в VI в., когда Дионисий Малый производил расчеты, действовал старый календарь, юлианский. Православная Церковь римских нововведений не признала, а Русское государство было неразрывно с ней связано. Встречало новые годы 1 сентября и отсчитывало их от сотворения мира – разница с летоисчислением от Рождества Христова составляла 5508 лет. Но, русские не особо страдали, что у них и в западных странах даты не сответствовали. Ведь и мусульмане, китайцы, монголы, индусы, многие другие народы жили по собственным календарям, это считалось нормальным.

Перемены грянули при Петре I. Вернувшись из турне по Европе, он решил сблизить российские обычаи с иноземными. Новый век, XVIII, было велено встречать уже по западной системе летоисчисления. Появился указ, что после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира наступит 1 января 1700 г. от Рождества Христова. И тогда же в России появились новогодние елки. Впрочем, не только елки, допускались любые хвойные растения. Указ гласил: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится и зажигать огни».

Но даже Петр I с его страстью к реформаторству не посягнул на церковный годовой цикл и не перевел Россию на григорианский календарь. Она продолжала жить по юлианскому – как мы говорим, «по старому стилю». У нас и за рубежом даты отличались на 13 дней. Кстати, и в порядке празднования новое соединилось со старым, елки и фейерверки – с привычными обычаями Новолетия. Поутру 1 января гвардейские и армейские полки, дворянство, горожане, сходились в Москве на Красную площадь, их благословляли церковные иерархи, служились молебны. Что же касается самого ночного торжества, шумного и трескучего, то при Петре оно оставалось лишним поводом покутить. Но царь умер, и выяснилось – в народе подобные традиции не прижились.

Новый год стал «второсортным» праздником. Впрочем, это не удивительно. Ведь он теперь очутился в промежутке между двумя другими датами, с точки зрения русского человека – куда более важными и яркими. На Рождество завершался долгий пост, и столы ломились от вкусных блюд. С окончанием поста можно было попеть, порезвиться, устраивались шествия с Вифлеемской звездой, веселые игры. Сохранялись древние, пришедшие еще из дохристианских времен обычаи колядовать, гадать о суженом. Люди дарили друг другу подарки – в память о дарах, которые принесли Господу волхвы. Особенно старались порадовать детей, ведь в этот день чествовали только что родившегося Христа, младенца. От украинских и белорусских школяров распространялась традиция рождественских представлений.

А через две недели было Крещение Господне, снова общенародный праздник. С вечера молодежь резвилась, водила хороводы, полола снежок. А ночью народ стекался к рекам, озерам. В каждом городе, селе, монастыре, служился Великий чин освящения воды. Массы людей, мужчины и женщины, спешили окунуться в проруби-иордани, погружали младенцев. Наполняли крещенской водой бочки, ведра, развозили целыми обозами по дворам, домам, деревням. Кропили ею избы, скотину, хозяйство.

Новый год скромненько втиснулся посерединке между рождественскими и крещенскими торжествами. Кстати, если уж разобраться, то сама его дата условна. Ведь отсчет лет ведется от Рождества Христова, поэтому Рождество является настоящим новогодним праздником. Родился Господь – и начался первый год нашей эры. Миновало 2013 лет со дня Его Рождения – и пошел 2014-й. Но считать с 25 декабря не совсем удобно, и в качестве грани между годами было взято ближайшее начало месяца – 1 января.

Между прочим, и в западных странах Новый год оставался второстепенной датой по сравнению с Рождеством. А елка, мелькнувшая в указе Петра, была в Германии и в скандинавских странах не новогодним, а именно рождественским атрибутом. Можно вспомнить хотя бы сказку Гоффмана «Щелкунчик», сюжет которой лег в основу знаменитого балета Чайковского. В России в XVIII – XIX вв. елки наряжали в своих домах немцы. Это было красиво, празднично. Стали перенимать дворяне, купцы. А потом обычай распространялся «сверху вниз» - елки появились в семьях интеллигенции, приказчиков, мастеровых. Специальных елочных игрушек поначалу не было. Верхушку венчали Вифлеемской звездой, а на ветки цепляли свечи, зажигавшиеся в Рождественскую ночь, вешали конфеты, яблоки, раскрашенные или обернутые в блестящую бумагу орехи. Возле елки устраивались детские утренники. Когда малыши попляшут и попоют, подарки разрешалось оборвать, после чего елку можно было выбрасывать. Уже позже к лакомствам стали добавляться игрушки. В 1903 г. поэтесса Раиса Кудашева, работавшая в то время гувернанткой, написала стихотворение «Елка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.


* * *

В лесу родилась елочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, елка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка, зайка серенький под елочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.


* * *

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит елка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?


* * *

Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу елочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.


***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит елка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!


Как видим, изначально стихотворение представляло собой что-то вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», и тем самым они заслуживают подарки и лакомства, висящие на елочке. Стихотворение появилось в журнале «Малютка», а любитель музыки Леонид Бекман взял несколько отрывков и подобрал к ним мелодию – по-видимому, за основу была взята песенка шведской поэтессы и композитора Эмми Келер «Зажигаются тысячи рождественских свечей».

Но разразилась социалистическая революция, и большевики решили ликвидировать несоответствие с Западной Европой. По декрету Совнаркома страна перешла на григорианский календарь. Одним махом перескочила из 1 февраля 1918 г. в 14 февраля. Хотя последствия стали не однозначными. Если раньше Новый год отмечался через неделю после Рождества Христова, то теперь он переместился на Рождественский пост. Причем на последнюю, строгую неделю поста.

Для ниспровергателей это показалось весьма кстати. Ведь требовалось упразднить саму веру в Господа. Председатель «Общества воинствующих безбожников» Емельян Ярославский (Губельман) предлагал безоговорочно запретить любые традиции, так или иначе связанные с «религиозными пережитками». В числе «пережитков» он называл и рождественские елки. Но Ленин его не поддержал. Рассудил, что для искоренения традиций будет эффективнее не отменять, а переиначивать их.

Вместо православных праздников вводились другие, их перечень продумывал Свердлов. Он собственноручно отметил в календаре: 22 января – годовщина “кровавого воскресенья”, 12 марта – день падения монархии, 18 марта – день Парижской коммуны, 1 мая – день всемирной солидарности трудящихся, 7 ноября – годовщина Октября. Потом добавили 8 марта – Международный женский день, 23 февраля – день Красной армии. Изобретались новые ритуалы праздников, с шествиями, публичными массовыми действами.

Вместо крестин пропагандировали «октябрины», вместо отпеваний «гражданские панихиды», даже христианские имена пытались вытеснить из обращения, появилось множество «революционных» имен: Марсельеза, Спартак, Марат, Гильотина, Вилен и т.д. А Новому году уделили очень большое внимание. Он должен был подменить Рождество Христово. К этому празднику приурочили все, что можно из рождественских обычаев: елку, подарки, детские утренники. Впоследствии стал хрестоматийным «антисвяточный» рассказ Александра Кононова «Елка в Сокольниках», как сам Ленин ездил с подарками в детский дом. Ну а Вифлеемскую восьмиконечную звезду на хвойной верхушке большевики заменили своей, пятиконечной.

И все-таки крайнее крыло безбожников не унималось. Во второй антирелигиозной кампании, в 1929 г., они добрались и до елок. Сейчас-то их наряжали на Новый год, но они нередко стояли в домах до Рождества. Это воспринималось как сопротивление атеистической политике, и обычай решили полностью изжить. Посюду развешивались плакаты: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». По улицам ходили патрули из комсомольцев и добровольцев, подглядывали в окна, проверяя, кто еще следует «поповским обычаям»?

Да куда там! Уничтожить традицию оказалось чрезвычайно сложно. С елками были связаны праздничные впечатления у слишком многих людей. Бабушки и мамы пересказывали детям свои воспоминания: как наряжали лесных красавиц, какими ароматами и настроениями наполняли они дом, какую чарующую атмосферу создавали вокруг себя. Дедушки и папы тайком приносили домой если не елку, то хотя бы ветку. Старались и подарочками ребятишек побаловать, где-то на Новый год, а где-то по-старому, на Рождество…

В 1933 г. партийные идеологи снова признали справедливость ленинской методики. Не запрещать, а взять под контроль и направлять. Новый год был официально объявлен государственным праздником, а насчет елок принялись разъяснять – что обычай это не религиозный, а народный, ничего плохого в нем нет. Советская промышленность получила соответствующее задание партии и правительства. В рекордные сроки был налажен массовый выпуск елочных игрушек. Блестели они ничуть не хуже дореволюционных, но были уже «правильными», идеологически выдержанными, без ангелочков и прочих проявлений «религиозного дурмана».

Коллективные празднования вокруг елки теперь не только разрешались, но и превращались в обязательные культмассовые мероприятия. Благо в городах и на селе уже имелись многочисленные клубы, дома культуры. Настоятельно требовалось разрабатывать сценарии этих действ. Раньше возле Рождественского вертепа устраивались представления на Евангельские сюжеты. Нетрудно понять, что подобную тематику заведомо исключили. Сценарии рождались новые, и на замену волхвам, приходящим поклониться младенцу Иисусу, появились фигуры Деда Мороза и Снегурочки.

В дореволюционной России таких персонажей не существовало. В сказках присутствует Морозко, в поэме Некрасова – Мороз-воевода. Однако оба они не имели ни малейшего отношения ни к Новому году, ни к Рождеству. Деда попросту скопировали с западного Санта-Клауса. Но Санта-Клаус – не кто иной, как святитель Николай Чудотворец. В католической народной традиции именно он разносит подарки детям. Ясное дело, большевикам образ святителя Николая не подходил, и его переиначили в абстрактного Деда Мороза. Но коммунистическая власть провозглашала равноправие мужчин и женщин, да и большинство работников культурной сферы принадлежало к «прекрасному полу». Поэтому к красноносому дедушке приставили Снегурочку, позаимствованную из пьесы Островского, хотя и эта героиня ни коим боком не прилежала ни к каким традиционным праздникам.

Целенаправленно формировался репертуар для новогодних мероприятий. Тут-то и пригодилась песенка на стихи Кудашевой «В лесу родилась елочка…». Она писалась на Рождество, но обладала одним свойством, весьма ценным для новых идеологов. Само Рождество ни разу не упоминается, говорится только о елке! А в 1933 г., как раз к учреждению советских новогодних празднеств, была написана вторая песенка, М. Карасева на стихи З. Александровой, «Маленькой елочке холодно зимой…». Вот в ней-то прямо указывается: «Весело, весело встретим Новый год!» Культмассовые органы активно взяли их в оборот, и две песни зазвучали дуэтом. Хотя изначально они относились к совсем разным праздникам. Но подкрепили друг друга и однозначно застолбили елочный плагиат.

Целенаправленно перекраивались и другие обычаи – или формировались искусственно. Например, возник ритуал слушать радио, бурно радоваться двенадцатому удару главных кремлевских часов. Вместо рождественских посланий епископов или митрополитов зазвучали новогодние поздравления начальства. На разных уровнях. Сперва по подразделениям, учреждениям, предприятиям, районам – с подведением итогов, раздачей премий. А из ретрансляторов зазвучали призывы и пожелания высшего руководства страны.

И тогда же, в 1930-х, (по мере того, как жизнь в СССР становилась более благоустроенной), стал внедряться ритуал обязательного новогоднего шампанского. Но и тем гражданам, кому шампанское было еще недоступно, скучать не полагалось. Им предоставлялось чокнуться беленьким, красненьким... Новый год стало невозможно представить без поздравительного крика и стеклянного перезвона. Многоголосого перезвона – на всю страну! Куда там перезвону рождественских колоколов! Куда там «религиозному дурману»! Застольный дурман без всякой религии оказался ох каким приятным! Запах елки, блеск украшений, звон часов, Дед Мороз со Снегурочкой и разливающееся над Россией блямканье бокалов, рюмок, стаканов. Такой она и стала, новая традиция…

Что ж, изобретатели добились своего. Эта традиция оказалось чрезвычайно устойчивой. Власть большевиков давным-давно канула в прошлое, но внедренные ими обычаи в самом деле заслонили празднование Рождества Христова. Люди уже с начала декабря мечутся по магазинам, живут напряженной охотой за новогодними подарками, закупками новогодних угощений. Наряжают елки, детишки замирают в ожидании детсадовских, школьных, коммерческих утренникови представлений – по-прежнему новогодних. Но уже за неделю до праздничной даты закипают буйные торжества. Бурлят корпоративы и междусобойчики по местам работы, расплескиваются по кафешкам, по подворотням, улицам, наконец – по домам. Разливанные застолья, шумные и пошлые телепрограммы, поздравления первых лиц государства, канонада петард.

Особенно ярко отмечают эти дни и ночи полиция, скорая помощь, пожарные. Собирают упившихся до смерти, замерзших, допраздновавшихся до синдромов и алкогольных отравлений, покалеченных и убитых в пьяных драках, в автопроисшествиях, переломавшихся при нетрезвых падениях. Пытаются гасить новогодние огни, с треском пожирающие чьи-то елки, квартиры, дома, дачи. Человеческие и материальные потери после каждой новогодней встречи почему-то не публикуются, хотя они, пожалуй, сопоставимы с военными…

Ну а обыватели теряют головы в этой веселой поздравительной круговерти. Только позже, сквозь тяжелый угар, сквозь похмельную муть вспоминают – а ведь сегодня Рождество! Или вчера было, прошло. Кстати, на современных российских открытках, поздравительных транспарантах и плакатах, обычно пишут: «С Новым годом и Рождеством!» А чьим Рождеством – не упоминают вообще. Впрочем, имеет смысл подчеркнуть еще одну особенность. При передвижке с юлианского календаря на григорианский Новый год (1 января) пришелся на 19 декабря по старому стилю. В этот день Православная Церковь чествует святого мученика Вонифатия. Ему принято молиться об избавлении от недуга пьянства. Наверное, не случайно Господь указал на такое совпадение.
Автор: Валерий Шамбаров
Первоисточник: http://zavtra.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. 123dv 13 января 2014 09:52
    А с Новым Годом, друзья!
  2. avt 13 января 2014 10:48
    ,,С астрономической точки зрения он был боле точным, но… при этом возникал сдвиг в датах церковных праздников." ---- Даа .Такой точный ,что астрономы пользуются юлианским счислением . Как угодно можно относиться к Фаменко с Носовским ,но это была политическая акция ,ровно такая же ,как и празднование нового года после 10го из 12ти месяцев года ,введенная Петршей№1 и более раннее ,,новолетие" в начале осени - в сентябре,не надо быть сторонником новой хронологии ,для того что бы осознать бредовость наступления нового лета ,когда еще осень с зимой не отгуляла ,или вот новый год праздновать ,когда от старого еще два месяца осталось. ,,Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. " ------- Это сильно !! laughing Автору не приходило в голову что взяли у этрусков - ,,загадочного народа" ,чьи письмена до сих пор прочитать не хотят ? Юлий и пропихнул ровно такую же ,,просветительскую " акцию ,какую провел Петруша№1,а именно замкнул всю ,,древность и просвещенность цивилизации "на себя . А у славян ,в соответствии с традицией древних ариев ,Новый год наступал в день весеннего равноденствия , тогда ,когда и положено - когда темень ночная уходила и солнечны день начинал увеличиваться .
    avt
  3. svskor80 13 января 2014 11:20
    Если большевики активно продвигали замену Рождеству, то сейчас таких потуг власти не наблюдается. Всех устраивает текущий расклад: активная встреча Нового года и более спокойная встреча (может так даже лучше) Рождества Христова. Благо выходных дней хватает на все.
  4. kaktus 13 января 2014 13:17
    А еще старый Новый год - чисто нашенский праздник! drinks
    Ррреволюционное имя Гильотина - это надо же додуматься! wassat
    kaktus
  5. Aleks тв 13 января 2014 13:34
    В начале статья понравилась, было действительно интересно читать.
    Но затем, к окончанию... автор то что хочет вообще сказать ? То, что Новый Год нужно отменить ? Не надоело уж одно отменять, другое вводить а потом отменять новое и вводить старое ?

    Новый год - самый удачный, лучший и всенародно любимый СВЕТСКИЙ праздник.
    Рождество - у кого какая Вера... Я - Православный, праздную.
    .......................

    И вообще:
    С наступающим сегодня Старым Новым Годом !
    drinks drinks drinks
    1. невидимка 13 января 2014 19:01
      Автор слегка прибрехивает. Елка до нового года - удел избранных! Крестьянину, пожрать бы что и то ладно! Поэтому и жила страна до 30-х спокойно, без елки.И не плохая, местами познавательная статья, ан нет, гаденыши-безбожники, о че учудили!
      автор. не будь таким мелочным и скользким!
      1. невидимка 13 января 2014 19:03
        Елка до революции, хотел сказать. Извините.
    2. алекс 241 13 января 2014 20:06
      СО СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ МУЖЧИНЫ!ЛЕШКА ФОТО ПЕРСОНАЛЬНО ДЛЯ ТЕБЯ! drinks
      алекс 241
      1. Aleks тв 13 января 2014 20:48
        Цитата: алекс 241
        ФОТО

        Спасибо Саня !!!
        drinks drinks drinks

        Видео понравилось...
        laughing
        good

        А Дед-Мороз то оказывается из ваших - из летунов.
        wink
        Получай картинку:
        1. алекс 241 13 января 2014 21:00
          [/center]Ну танковый Дед Мороз тоже жжет http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201112300009-t5ba.htm
          алекс 241
          1. Aleks тв 13 января 2014 21:26
            Ну тогда мое - традиционное:
            laughing
            drinks
            1. алекс 241 13 января 2014 21:30
              Ну тогда и мое! drinks
              алекс 241
              1. Ruslan67 13 января 2014 21:45
                Цитата: алекс 241
                Ну тогда и мое!

                Саша!Ты уже неизлечим drinks Будем жить soldier
                1. алекс 241 13 января 2014 21:50
                  Руслан это не лечится! drinks
                  алекс 241
                  1. Ruslan67 13 января 2014 22:04
                    Цитата: алекс 241
                    это не лечится!

                    Я в курсе laughing soldier
  6. MahsusNazar 13 января 2014 13:48
    Ну а обыватели теряют головы в этой веселой поздравительной круговерти. Только позже, сквозь тяжелый угар, сквозь похмельную муть вспоминают – а ведь сегодня Рождество! Или вчера было, прошло. Кстати, на современных российских открытках, поздравительных транспарантах и плакатах, обычно пишут: «С Новым годом и Рождеством!» А чьим Рождеством – не упоминают вообще. Впрочем, имеет смысл подчеркнуть еще одну особенность. При передвижке с юлианского календаря на григорианский Новый год (1 января) пришелся на 19 декабря по старому стилю. В этот день Православная Церковь чествует святого мученика Вонифатия. Ему принято молиться об избавлении от недуга пьянства. Наверное, не случайно Господь указал на такое совпадение.

    Минус за комментарии Вам, автор!!!
    Всё у Вас с угаром и упиванием от коммунистов доставшееся!
    По Вашему вот только и в царском прошлом всё было хорошо, а вот дальше чернуха началась!
    А по мне, так чернуха только с кончиной СССР и началась, а сейчас идиотизма больше чем святости!
  7. ВОбороне 13 января 2014 14:23
    Новый год при советской власти. Смена календаря.

    После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

    24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

    Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

    В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
    ВОбороне
    1. FREGAT 13 января 2014 17:39
      Трудно сейчас представить, как коммунисту Постышеву удалось это, но... вскоре его расстреляли. Наверное, был очень инициативный товарищ. А в Кремле первая елка появилась аж, в 1953 году!
  8. velikoros-88 13 января 2014 14:39
    единственное с чем могу согласиться и это (по моему мнению) требует пересмотрения и утверждения православной церковью - Рождество Христово (тем паче, что календарная дата его весьма условна) должно быть до Нового года.
    1. FREGAT 13 января 2014 17:42
      Рождество Христово и сейчас до Нового Года! Кстати, с наступающим Вас!
    2. GaD 13 января 2014 21:28
      С Вами согласен, только хотелось бы уточнить, что рождество все таки изначально было привязанно к дню зимнего солнцестояния (впринципе католики так и празднуют). А Пасха привязана к полнолунию (какому именно точно не помню). А юлианский календарь имеет погрешность на каждые 128 лет набегает один день. Так, что со следующего века друзья готовтесь праздновать Рождество не 7, а 8 января :)
      GaD
  9. Чёный 13 января 2014 18:14
    Спасибо за экскурс. С юмором, несколько с сарказмом, а то- что до недочетов- "кто без греха, кинте в меня камень!!!"
    Со Старым новым годом, Друзья!!!!

    Кстати....во многих школах Волгоградской области "Новогодние Елки" стали заменять "Рождественскими" и "Крещенскими" празднествами.
  10. avt 13 января 2014 19:51
    Цитата: Чёный
    Кстати....во многих школах Волгоградской области "Новогодние Елки" стали заменять "Рождественскими" и "Крещенскими" празднествами.

    drinks Что собственно и соответствует вполне себе христианским праздникам введеных с принятием православия и нового летоисчесления с Рождества Христова .
    avt
  11. waisson 13 января 2014 20:40
    присоединяюсь ко всем drinks drinks drinks
    waisson
  12. jjj 14 января 2014 01:21
    Тут надо чувствовать один нюанс. Для западного мира главный христианский праздник именно Рождество. Тогда как для православных самый главный праздник - Воскресение Господне. Поэтому Русская Православна Церковь довольно терпимо относится к светскому празднованию Нового года. Да в это время идет пост. И многие верующие праздник отмечают очень скромно, без разгула. К тому же правила поста, которые широко освещаются, взяты из уставов первохристианских монастырей. И они применимы к монашествующим. Для мирян требования не столь строги. И как сказал один батюшка:
    - Главное, не ешьте друг друга.
    Новогодний праздник в том виде, каком он к нам пришел, богаче, интереснее, да и духовнее по своей внутренней сути западного аналога. Он останется с нами.
    И немного по Деду Морозу. До революции он был злющим персонажем пугающим ребятишек. Я сам видел эти изображения и небольшие комментарии на эту тему
    jjj
  13. vignat21 14 января 2014 18:56
    Не понравилась статья. Все смешано в кучу. От таких статей больше вреда чем пользы. Шамбаров скорее всего из секты родноверов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня