ВМФ России получит корвет модульной архитектуры

25


8 января главнокомандующий ВМФ России адмирал В. Чирков рассказал о некоторых планах военного ведомства, касающихся развития военного кораблестроения. Среди прочих тем адмирал Чирков поднял вопрос создания боевых кораблей модульной архитектуры. Как утверждается, уже ведутся работы в этом направлении.

Корабли, выполненные по модульной системе, давно интересуют командование военно-морского флота. Подобная структура позволит сравнительно быстро и просто строить корабли необходимого типа, а при необходимости оснащать имеющиеся нужным оборудованием или вооружением. По словам главкома ВМФ, работы по проектированию и строительству модульного корабля запланированы на ближайшие годы. Осуществлением этого проекта займется совместная рабочая группа, в состав которой входят представители флота, Объединенной судостроительной корпорации и Военно-морской академии.

Адмирал В. Чирков не стал разглашать подробности проекта, но отметил, что работы по созданию новых кораблей уже ведутся. В ближайшей перспективе модульный принцип оснащения кораблей оборудованием или вооружением будет опробован на одном из корветов с небольшим водоизмещением. Сроки строительства нового модульного корвета или переоборудования его из имеющегося корабля не были названы. Необходимо отметить, что прошлой осенью главком ВМФ говорил о возможной передаче головного модульного корабля в 2018 году.

Строительство боевых кораблей модульной архитектуры имеет несколько преимуществ перед существующим подходом к оснащению военно-морского флота. Подобный корабль фактически представляет собой плавучую платформу, часть оборудования которой может быть сравнительно быстро и просто снята и заменена другой. В качестве сменных модулей в первую очередь рассматриваются различные системы вооружения и радиоэлектронного оборудования. При этом, однако, не исключается принципиальная возможность осуществления более серьезных проектов. При наличии соответствующего опыта и наработок можно создать корабль с модульной силовой установкой или корпусом.

К плюсам кораблей модульной архитектуры также следует отнести экономические особенности их строительства. Головной корабль всегда обходится военным дороже серийных. Модульная архитектура позволяет сократить расходы на разработку и строительство серийных корпусов. Массовое производство различных модулей вооружений или оборудования тоже способно благоприятно сказаться на экономической части проекта. Кроме того, не следует забывать про сокращение сроков строительства серийных кораблей в сравнении с головным.

В прошлом году В. Чирков рассказал прессе о планах военно-морского флота, касающихся задач и облика перспективного корвета, который предполагается построить в ближайшем будущем. Первый модульный корабль будет иметь сравнительно малое водоизмещение, а его задачей станет боевая работа на небольшом удалении от берега. Как ожидается, корвет сможет осуществлять противовоздушную и противолодочную оборону, искать и устанавливать минные заграждения, а также поддерживать десант и сухопутные войска. Подобные сведения позволяют примерно представить облик нового корабля.

Появления проектов кораблей модульной архитектуры ждут не только военные, но и промышленность. Еще летом 2012 года в издании «Известия» были опубликованы высказывания главы пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Кравченко. По его словам, модульные технологии будут полезными как для судостроителей, так и для судоремонтников. Главная причина этого: сравнительная простота монтажа и замены отдельных модулей. Одним из самых ожидаемых событий является создание модульной силовой установки, ремонт которой не будет связан с демонтажем элементов конструкции корабля.

А. Кравченко в своем интервью 2012 года раскрыл некоторые подробности текущих работ. В то время судостроительная промышленность занималась изучением перспектив модульной конструкции корпуса. Применение подобного технического решения в будущем позволит собирать корпус корабля из готовых блоков. К примеру, появится возможность сравнительно быстро и просто оснастить корабль дополнительной секцией корпуса с вооружением или необходимым оборудованием, установив ее между имеющимися. По понятным причинам, осуществление подобных проектов не начнется в ближайшее время, но некоторые наработки в этой области, по-видимому, уже имеются.

Как следует из имеющихся сведений, в будущем военно-морской флот России должен получить сравнительно большое количество кораблей с большим количеством общих деталей. Вооружение и радиоэлектронное оборудование, в свою очередь, будут подбираться в соответствии с возлагаемыми на корабль задачами. В существующих условиях, когда ВМФ нуждается в большом количестве новых кораблей, а финансовые и производственные возможности не позволяют быстро построить всю необходимую технику, строительство кораблей модульной схемы становится интересным и многообещающим начинанием.

По понятным причинам, сейчас рано говорить о точных сроках появления первого модульного корвета, на котором будут отрабатываться технические решения. По имеющимся данным, он выйдет на испытания не ранее 2017-18 года. Таким образом, разработка, строительство и начало службы следующих кораблей, построенных по модульной схеме, являются делом еще более отдаленного будущего. Вероятно, серийные корветы или эсминцы начнут службу лишь в середине следующего десятилетия.

Несмотря на все преимущества, разработка и строительство кораблей модульной архитектуры связана с некоторыми проблемами технического характера. От их успешного решения зависит дальнейшая судьба всего направления. Если опытовый корвет, строительство которого начнется в ближайшем будущем, не оправдает возлагаемые на него надежды, сроки реализации программы создания кораблей модульной схемы значительно сдвинутся. Кроме того, нельзя исключать и такой вариант развития событий, при котором военно-морской флот полностью откажется от подобных планов.

Тем не менее, пока рано делать какие-либо выводы, поскольку вся открытая информация о планах на строительство кораблей модульной архитектуры ограничивается несколькими общими заявлениями командования флота и руководства судостроительной промышленности. Сперва следует подождать сообщения о начале строительства экспериментального модульного корвета.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 января 2014 09:36
    Флоту нужны различные корабли. И если модуль приведет к скорейшему, а главное к качественному оснащению флота кораблями различной специализации, то это благо. Но если модуль приведет к ухудшению боевых и мореходных качеств (а такое возможно), то тогда, "луче меньше, да лучше".
    1. AVV
      +1
      10 января 2014 20:35
      Самое главное ,что модули могут поступать с разных заводов,что ускорит строительство кораблей и модернизацию их в разы!!!Что с нашим долгостроем Актуально!!!
  2. makarov
    +2
    10 января 2014 10:20
    так ведь только вчера эта тема обсуждалась!!! неужто автор продолжает зверски праздновать????
  3. 120352
    +2
    10 января 2014 10:33
    Главное, чтобы этот корвет на модули не рассыпался во время боевых действий. А не попробовать ли нам делать их на 3D принтере? Вид - как у настоящего, глядишь, кто и испугается.
    Но очень печально, что наш флот лишается кораблей первого ранга, способных вести эффективные боевые действия самостоятельно, ведь корвет - не выше второго ранга! Или это сделано по-сердюковски, с целью экономии на зарплатах командного состава?
  4. +1
    10 января 2014 12:11
    Французы нам за пару лет по такой технологии Мистраль построили. Если мы с такой же скоростью будем строить хотя бы эсминцы, то это уже будет хорошо.
    1. 120352
      -10
      10 января 2014 12:27
      Что-то не видел я пока в деле ни одного Мистраля! И вооружение у него - демонстрантов усмирять в городишке среднего масштаба, типа Урюпинска. Ударная мощь почти нулевая. Сколько у него артбатарей, торпедных аппаратов, ракетных установок? 16 вертолётов легко сбить в момент отрыва от палубы. Да и вертолёт - это не штурмовик! Понятно, Сердюков откат получил, а остальное ему - по барабану. Всё равно ничего у него не конфискуют и не посадят. Куда там! Эффективный менеджер! Вооружённые силы к нулю привёл за время своей "трудовой деятельности", бед натворил больше, чем Гитлер!
      1. +1
        11 января 2014 02:06
        Цитата: 120352
        Что-то не видел я пока в деле ни одного Мистраля! И вооружение у него - демонстрантов усмирять в городишке среднего масштаба, типа Урюпинска. Ударная мощь почти нулевая. Сколько у него артбатарей, торпедных аппаратов, ракетных установок? 16 вертолётов легко сбить в момент отрыва от палубы. Да и вертолёт - это не штурмовик! Понятно, Сердюков откат получил, а остальное ему - по барабану. Всё равно ничего у него не конфискуют и не посадят. Куда там! Эффективный менеджер! Вооружённые силы к нулю привёл за время своей "трудовой деятельности", бед натворил больше, чем Гитлер!


        Ну куда уж УДК до LST.
        Те то проверены в ходе ВМВ, да и привычней то с них в атаку на берег врага высаживаться laughing
        На всех учениях прямо - ухх! laughing
  5. 0
    10 января 2014 12:24
    Да павльно все, ето же не знит точ он из кубиков будет сделан, скорее всего ето касается ракетного вооружения. ы вон и дургие страны внедряют уже, хочеш ьсуешь крлатую ракету хочешь 4ре зенитных в один модуль, полне удобно. Но канечн овсе хорошо в меру :)
  6. +13
    10 января 2014 13:11
    "Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно"...
    Модульная схема боевого НК муссируется с конца 90-х годов 20 века. Проект "НАТО-Флекс"2000 памятен многим. Датчане обломались. Теперь решили наши попробовать, наслушавшись деятелей из ОСК. Что хотелось бы сказать по этому поводу.
    1. Судостроителям это выгодно: Лего он и есть Лего. Знай -- лепи! Но каждый профессионал скажет, что корабль СПЕЦИАЛЬНОЙ постройки эффективнее решает специальные задачи (ПЛО, ПВО и тп), тк он под них проектировался, строился, экипаж под них "заточен".
    2. Модули дадут "универсальность", что позволит уменьшить количество кораблей (наряд сил), с этой стороны сэкономятся средства на их содержание, НО!
    3. Потребуется коренная перестройка в подготовке и комплектовании экипажей таких кораблей: решая задачи ПЛО (модуль ПЛО на борту), куда девать ракетчиков-ударников (ПКР), противоминщиков (ПМО) и тд. Видимо в головах "прогрессивных флотоводцев" зреет идея сменных экипажей: вместе с модулями грузить и специалистов. А вот Г/А комплексы, видимо будут только буксируемыми (опускаемыми), тк ракетному кораблю они нужны только по тракту миноискания и ПТЗ. Аналогично и в отношении станций ДВО для задач ПВО противолодочным вариантом такого НК.
    4. Резко возрастет береговая инфраструктура (традиционно -- ахилесова пята нашего флота!). Если сейчас выход 1 моряка на НК в море обеспечивают 10 чел. на берегу (у ПЛ 1/20), то модульная схема потянет чел на 30! а может и больше. И это при условии капсулирования оружия, блочной схемы РТО и тп.
    5. У моряков изменится отношение к кораблю как к родному дому, следовательно и моральная сторона вопроса отношения к службе.
    6. Вопрос с ПЛ -- отдельная статья! Но , видимо , эта тараканья схема может прижиться только для кораблей ближней морской зоны.
    Может я в чем-то не прав, но это мой взгляд на проблему. ИМХО.
    1. +3
      10 января 2014 14:09
      Однозначно+! drinks
    2. Комментарий был удален.
    3. coserg 2012
      +2
      10 января 2014 19:05
      Прав на все 100%!Думаю что эти боевые единицы будут постоянно перевооружаться и перинастраиваться.Клепать будем быстро а в эксплуатации сплошной геморой.Еще не один универсальный станок не обскакал узкопрофильный,который редко подвергается наладке.
    4. +3
      10 января 2014 20:20
      1 Судостроителям это невыгодно - унифицированное, конвейерное строительство проще и соответственно дешевле оплачивается. Другое дело, что за те же деньги можно будет построить больше, но и в этом случае количество денег не увеличится, а останется прежним.
      Основная масса кораблей является универсалами, а специализированные суда хоть и нужны, но в меньшем количестве. Кроме того их тоже можно строить с использованием стандартных модулей.
      2 А здесь вряд ли - уменьшение количества кораблей маловероятно, удешевление и упрощение скорее приведут к повышению числа кораблей.
      3 Сомневаюсь - серьёзная перестройка кораблей будет делаться лишь в случае острой необходимости, а это бывает нечасто, да и меняться будут не все, а некоторые части.
      Например было 24 противокорабельные ракеты, а будет 24 ракеты ПВО - подавляющему большинству экипажа от этого ни тепло ни холодно.
      4 А это-то с какой стати? Менять модули будут на заводе - с точки зрения береговых служб по месту базирования не изменится ничего.
      5 Вряд ли. Как я уже писал принципиальные изменения, которые могут вызвать частичную перетасовку экипажей будут редкими и ограниченными.
      6 Вряд ли. Как раз крупные суда несут на себе большее количество оборудования, которое можно менять, да и изменения задач скорее коснутся именно их..
      Преимуществами будут:
      - более быстрое строительство, собирать готовые блоки быстрее, чем варить всё каждый раз;
      - облегчённый процесс модернизации и ремонта, когда при появлении новых, более эффективных приборов и оружия, либо при выходе из строя стоящего можно будет проводить замену поблочно.
      Как я понимаю именно из этого и исходили авторы этой идеи, а всё остальное так, дополнительные возможности
      1. воронбит
        0
        14 января 2014 02:41
        смотрите историю машиностроения...унификация всегда -плюс...наши clubы-уже огромный шок для конкурентов,и так во всём.......матке загружают набор поражающих единиц исходя из тактической задачи и всё быстро и модульно-КРУТО,НАТО уже давно так делает,и в новых Замвалтах такой же принцип
    5. 0
      11 января 2014 16:11
      >3. Потребуется коренная перестройка в подготовке и комплектовании экипажей таких кораблей
      >5. У моряков изменится отношение к кораблю как к родному дому, следовательно и моральная сторона вопроса отношения к службе.


      совсем не обязательна радикальная перемена отношений экипаж-корабль.
      к модульному кораблю можно относится как к большому кораблю, часть экипажа которого находится на берегу - каждый раз разная.
      1. воронбит
        0
        14 января 2014 02:44
        ....и ради тёплых отношений к кораблю можно бы было оставить паруса
  7. +1
    10 января 2014 13:48
    только на фото фрегаты пр.11356.
  8. +2
    10 января 2014 15:08
    Пока суть да дело со "Звездочки" приходят замечательные новости о ремонте и постройке кораблей!! Если бы все верфи у нас работали так!!
  9. +1
    10 января 2014 17:51
    Корвет не маловат для отработки новой концепции? Из-за ограниченного запаса водоизмещения будут ограничения по размерам и весу модулей. Следовательно для более крупных кораблей они уже будут малоценными. Или у нас будут изобретать велосипед для каждого класса кораблей отдельно.
    1. +1
      10 января 2014 20:22
      А Вы предлагаете делать унификацию для всех классов сразу, вне зависимости от габаритов? Вот это точно ерунда получится.
      1. +1
        11 января 2014 00:40
        Например объём машинного отделения не позволит испытать модуль двигательной установки для фрегата или эсминца. Или полотна АФАР, на корвете их даже поставить некуда, разве что плашмя на палубу при условии что от их веса корвет не утонет, или модуль с 130-мм пушкой. Что можно отработать в таких условиях, кроме модулей для катеров?
        1. +1
          11 января 2014 02:12
          Цитата: chunga-changa
          Например объём машинного отделения не позволит испытать модуль двигательной установки для фрегата или эсминца. Или полотна АФАР, на корвете их даже поставить некуда, разве что плашмя на палубу при условии что от их веса корвет не утонет, или модуль с 130-мм пушкой. Что можно отработать в таких условиях, кроме модулей для катеров?


          Сдается мне вся это тема про модульность - это наши адмиралы традиционно услышав лет 10 назад, что LCS будут модульными захотели как обычно - "не хуже вероятного партнера" laughing

          Ну а дальше - понятно, что 20380 похоже не оправдали возлагавшийся надежд, вот и решили еще один тип корвета заделать.
          Как по мне - разоружить бы лучше 20385 наполовину (чтобы вернуть в приемлимые значения верхний вес - как читал именно остойчивость и мореходность есть проблемы проекта) (разоружить - ну например убрать полимент и поставить обновленный морской Тор, два зенитных автомата и оставить только 8 Х-35) и продолжали строить большой серией.
        2. 0
          11 января 2014 18:07
          Во-первых, для отработки новой технологии кораблестроения нужно использовать малый и дешёвый корабль. Это разумно, потому что при неудаче потери минимизируются.
          Во-вторых, если результаты будут признаны удовлетворительными и судостроение будет переходить на модульный принцип, то будет несколько линий модулей для кораблей разного водоизмещения - 4000-6000 тонн, 6000-8000 тонн и т.д.
          1. 0
            11 января 2014 19:17
            Во-первых тогда следует взять небольшую списанную баржу, вырезать в верхней палубе проём и через него устанавливать и испытывать модули. Получится крайне дёшево, особенно в случае неудач.
            Во-вторых
            будет несколько линий модулей
            откуда же они возьмутся если размеры и водоизмещение корабля-стенда не позволят испытать их в натуральную величину и проверить работоспособность в реальных условиях открытого океана, т.к мы знаем что корвет - корабль ближней морской зоны. Этих модулей или не будет, или испытывать их придётся опять же на корабле покрупнее.
            1. +2
              11 января 2014 20:07
              Цитата: chunga-changa
              зять небольшую списанную баржу, вырезать в верхней палубе проём и через него устанавливать и испытывать модули

              Любую идею можно довести до абсурда. Ничего более убедительного сказать не можете?.
              Читаем:
              Цитата: Dart2027
              для отработки новой технологии кораблестроения

              Отработка технологии - это отработка самой идеи строительства с использованием стандартных модулей.
              То есть проверка возможно ли это в принципе.
              Если окажется, что по каким-либо причинам идея нереализуема - то в минусе один малый корабль. Неприятно, но терпимо.
              Цитата: chunga-changa
              Этих модулей или не будет, или испытывать их придётся опять же на корабле покрупнее

              Если опыт будет удачным, то начнётся строительство более крупных и дорогих кораблей. При этом для них будут разрабатывать уже другие модули, соответствующие их потребностям
              Цитата: chunga-changa
              размеры и водоизмещение корабля-стенда

              К сведению - для предварительного испытания оборудования используются стенды которые строятся на суше. На кораблях отрабатывается сочетание уже испытанного оборудования в комплексе.
              Собственно в идее модульного строительства для наших корабелов нет ничего принципиально нового - паротурбинные установки для АПЛ, ледоколов и т.д. монтируются на специализированном предприятии и там же испытывается. Их привозятся на верфь в виде того самого модуля, а потом оный модуль устанавливается в отсеке. И ничего - система работает.
  10. 0
    13 января 2014 16:46
    Скандинавы решили, что модули - это тупиковый путь. Возможно они слишком радикально хотели "модулироваться"? Ведь если оставить варианты (2-3) только части основного вооружения, может толк и будет. Эксперимент то наверняка в железе будут вести на корпусе 300-500 тн.
  11. No Name
    0
    17 января 2014 16:51
    Вот что гуляет по сети. Выглядит жутковато.