Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


1 мая 1960 года разведывательный самолет Lockheed U-2 в 05:36 по московскому времени вторгся со стороны Афганистана в воздушное пространство СССР. Это было первое звено в цепи событий, где было все: погоня за самолетом-шпионом и его уничтожение, дипломатические демарши, громкий международный скандал и знаменитое хрущевское обещание показать американцам «кузькину мать».

Заклятые друзья


9 сентября 1945 года подписанием представителями Японии Акта о безоговорочной капитуляции окончилась Вторая мировая война. Вчерашние союзники вновь стали если не врагами, то соперниками в борьбе за влияние в мире. Конструкторы-оружейники соревновались в создании новых видов вооружения, ученые — в разработке ядерного и других видов ОМП, разведчики — в раскрытии секретов друг друга. С начала 50-х годов начались неоднократные попытки вторжения в воздушное пространство СССР самолетов-разведчиков. С 1950 по 1960 гг. советскими средствами ПВО были сбиты более 20 самолетов-нарушителей. Но, несмотря на риск, разведывательные полеты продолжались.

Самолет-разведчик U-2

В 1955 году в воздух поднялся самолет-разведчик U-2 компании «Локхид». Летавший на высоте более 20.000 м со скоростью 780 км/ч, он был недосягаем для истребителей и зенитной артиллерии. Восемь установленных на U-2 фотокамер позволяли за один полет просканировать территорию 4300х800 км. На снимках, сделанных с высоты 15.000 м, читались заголовки газет.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


Был создан авиаотряд «10-10», целью которого по легенде было осуществление метеонаблюдений; на самом деле полеты носили разведывательный характер. Самолеты летали над странами Варшавского блока и вдоль границ СССР, а 4 июля 1956 года U-2 впервые вторгся в воздушное пространство СССР. Советские средства ПВО фиксировали полеты, правительство направляло США грозные ноты, но американское руководство не могло удержаться от соблазна новых полетов. За 2-4 часа U-2 собирал уникальную разведывательную информацию о советской системе ПВО, нахождении военных аэродромов, позициях зенитной артиллерии, месте базирования кораблей ВМФ и радиолокационных станций.

Вездесущий шпион

С каждым полетом U-2 все глубже вторгались на территорию СССР. К началу 1960 года U-2 уже совершили 24 полета над территорией СССР.
9 апреля 1960 года самолет-шпион благополучно пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, сфотографировал установленную на вышке и готовую к подрыву атомную бомбу и благополучно улетел за границу. Военным досталось по первое число, в коридорах Министерства обороны явственно потянуло могильным холодом 37-го года.

Операция «Большой шлем»

А тем временем в Пешаваре (Пакистан) готовился к полету новый U-2 под бортовым номером 56-6693. В рамках операции «Grand Slam» самолет должен был впервые пересечь СССР с юга на север по маршруту Кировабад — Магнитогорск — Челябинск — Свердловск — Киров — Плесецк — Архангельск — Мурманск и сесть на военной базе в Норвегии. Длительность полета — 9 часов, расстояние — 6000 км, из них 4700 — над территорией СССР. Предполагалось, что, пролетев над крупнейшими промышленными центрами и военными базами, U-2 принесет ценнейшую разведывательную информацию, которую не сможет собрать за месяцы работы десяток самых осведомленных агентов.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


Пилотировать самолет предстояло летчику Френсису Гэри Пауэрсу. Пауэрс считался самым опытным пилотом отряда «10-10». На его счету уже было 27 полетов на U-2 над территориями Польши, Восточной Германии, Китая и СССР.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


1 мая 1960 г.

Полет, назначенный на конец апреля, дважды откладывался: то ждали разрешения из Вашингтона, то подходящей летной погоды. Наконец, 1 мая звезды, что называется, «сошлись». Пауэрс получил от командира подразделения полковника Шелтона последнее напутствие и тысячное напоминание о том, что, как бы ни сложились обстоятельства, самолет ни в коем случае не должен попасть в руки русских: перед тем, как покинуть U-2, пилот должен обязательно нажать кнопку самоликвидации машины.

Сотрудник разведки подарил Френсису «сувенир» — брелок в виде серебряного доллара с ушком, внутри которого находилась булавка, смазанная ядом кураре. «Если Советы возьмут вас в плен и пытки станут невыносимыми, это — последний шанс, чтобы уйти из жизни достойно», — проявил трогательную заботу о летчике офицер.

«Кровь из носу!»

Самолет-шпион засекли сразу же при пересечении границы. Первым из иерархов СССР об этом узнал председатель КГБ Шелепин. В штабе ПВО, куда он срочно позвонил, были «еще не в курсе». Несмотря на раннее утро, Шелепин набрал номер Хрущева (понятно, вовсе не для того, чтобы поздравить его с праздником). Реакция Никиты Сергеевича, отличавшегося своей непосредственностью, была: «Сбить! Кровь из носу!» Забегали все: маршалы и генералы, командующие всех родов войск и округов. В воздухе буквально носилось, что если и на этот раз нарушитель уйдет, то не головы, то погоны с плеч полетят у многих.

Приказано таранить

В начале 1960 года на вооружение СССР был принят истребитель-перехватчик Су-9, способный подниматься на высоту свыше 20.000 метров. Первые машины появились в отдельных авиаполках в конце 1959 года. Но машин было мало, а летчиков, освоивших ее, — еще меньше. Один из них, капитан Ментюков, 1 мая находился в Свердловске в аэропорту «Кольцово» — перегонял новый Су-9 из Новосибирска в Белоруссию. Именно Игоря Ментюкова и подняли первым на уничтожение U-2.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


Истребитель был безоружен. Перегонялась машина, естественно без боекомплекта. Пушек Су-9 не имел. Уже в небе Ментюков получил координаты самолета-нарушителя и приказ «уничтожить цель тараном».

Рассказывает капитан Айвазян: «Услышав приказ «таранить», я понял, что летчик обречен. Перегоняющие самолет летчики летают без гермокостюма. Таран — всегда риск. В этом же случае, если даже самолет уцелеет, катапультироваться бесполезно — на высоте 20.000 метров покинувшего самолет пилота просто разорвет, как воздушный шарик. Принявший приказ летчик спокойно ответил: «Все понял, таранить, — и чуть помедлив, добавил, — просьба: не забудьте семью и мать».

Не суждено было капитану Ментюкову погибнуть в этот день. Летевшему со скоростью около 2.000 км/ч Су-9, чтобы сбить «тихоходный» U-2 (780 км/ч), требовалась наводка с земли. Наводка сорвалась: цель периодически пропадала на экранах РЛС. Израсходовав горючее, Су-9 ушел на «Кольцово».

В дело вступают ракетчики

К маю 1960 года советские ПВО начали переходить на ЗРК. Вокруг крупных городов ставились ракетные комплексы С-75.

Краткая справка. С-75 «Двина»: поражает цели, летящие со скоростью свыше 1000 км/ч на расстояниях 29-34 км и высотах 25-27 км; масса БЧ — 200 кг.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


В зоне действия одного из них, а именно 2-го дивизиона 57 бригады, и оказался U-2, ведомый Пауэрсом. Боевым расчетом командовал майор Михаил Воронов. Самолет-шпион находился на самом краю зоны действия дивизиона. Воронов надеялся, что самолет изменит курс и медлил с командой «пуск», чтобы выстрелить наверняка. Когда стало ясно, что нарушитель курс не изменит и вот-вот выйдет за пределы досягаемости ракет, майор отдал приказ произвести залп тремя ракетами. Из трех взлетела одна.

Единственная взлетевшая ракета взорвалась позади самолета, разрушив хвостовое оперение и повредив крыло. Машина стала падать. Взрывом Пауэрса прижало к приборному щитку, он понял, что если попытается катапультироваться, ему отрежет ноги. Поэтому решил выбираться из кабины. Вопреки инструкции, кнопка самоуничтожения U-2 нажата не была. (По версии самого Пауэрса, когда он откинул фонарь, его наполовину вытянуло наружу, и он просто не смог дотянуться до нее. По другой версии, среди пилотов U-2 ходил слух, что подрыв самолета происходит мгновенно, а не с задержкой, как их уверяли, Пауэрс решил не рисковать и нарушил инструкцию.)

Это произошло в 8:53 в 32 км от Свердловска, спустя 3,5 часа после того, как U-2 нарушил государственную границу СССР.

Первый боевой пуск на территории СССР

Пуск 1 мая не был премьерой С-75. Еще в октябре 1959 года «китайские товарищи» (типа Ли Си Цын и Ван Ю Шин) сбили ракетой тайваньский самолет-разведчик RB-57D. Но это был первый боевой пуск на территории СССР. Из личного состава дивизиона опыта стрельб не имел никто.

После взрыва на экране локатора появилось целое облако импульсов, среди которых — сигнал-ответчик пущенной ракеты, уходящей от цели. Впечатление было такое, что самолет-нарушитель применил пассивные помехи, выбросив фольгу, ракета не взорвалась и прошла мимо цели. На самом деле боевая часть ракеты успешно сработала, уничтожив U-2, но продолжали работать двигатели и задняя аппаратная часть. На кону стояли если не головы, то погоны — точно, поэтому никто не торопился докладывать «цель уничтожена!» В целях гарантии поражения цели командир соседнего дивизиона капитан Шелудько совершил еще один залп. Три ракеты пришлись уже по обломкам самолета.

Спустя неделю в газетах был опубликован Указ Верховного Совета СССР о награждении за уничтожение самолета-нарушителя орденами Красного Знамени майора Воронова, капитана Шелудько и летчика-истребителя старшего лейтенанта Сергея Сафронова. В заметке не было указано, что последний награжден посмертно.

Трагедия в небе

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом

Как только U-2 оказался в зоне ответственности 57-й зенитно-ракетной бригады, прозвучала команда «Ковер!» Согласно ей, все самолеты, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, садятся на ближайших аэродромах. Операторы-ракетчики на экранах своих локаторов должны видеть только самолет-нарушитель. Но, вопреки команде, в небе находились наши самолеты.

Кроме уже упомянутого Су-9 Игоря Ментюкова, в воздух были подняты два МиГ-19 — капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Кто-то из высших чинов ВВС дал приказ поднять в воздух самолеты, не поставив об этом в известность ракетчиков.

Самолет Пауэрса был уже сбит, но ракетчики не торопились с победными реляциями. В случае ошибки никакие оправдания не спасли бы их от гнева небожителей из ЦК. Только когда обломки U-2 стали падать на землю, наверх ушел доклад: «Цель поражена». Но до этого момента операторы соседних дивизионов видели на своих локаторах воздушные цели, которых в небе не должно было быть!

Поэтому соседними дивизионами были осуществлены еще 4 пуска, один пришёлся по Су-9 и три — по паре МиГ-19. Капитан Ментюков на Су-9 ушел от ракеты. Капитан Айвазян, увидев опасность, также резко спикировал. Старший лейтенант Сафронов замедлил с маневром на сотые доли секунды.

В конце 50-х годов в СССР прошло крупное сокращение ВС. На 1.200 тысяч была сокращена армия. Резали на металлолом военные корабли, под пресс шли танки. Командование ВВС понимало, что если шпиона собьют самолеты-истребители, это не только звезды на погоны и ордена на грудь, это еще и весомый аргумент в борьбе за приоритет с войсками ПВО. Жертвой этой борьбы и стал советский летчик. За два месяца до гибели, 25 марта 1960 года, Сергею Сафронову исполнилось 30 лет.

Пропавший самолет

Два дня правительство США хранило молчание, надеясь, что пропавший самолет где-нибудь, да объявится. Молчала и советская сторона. Когда надежды на благополучное возвращение U-2 исчезли, американцы заявили о пропаже самолета NASA, проводившего метеорологические наблюдения. 5 мая последовало ответное сообщение СССР об уничтожении самолета-нарушителя. Текст был составлен таким образом, что из него следовало: самолет полностью уничтожен, летчик погиб. Госдепартамент США признал факт нарушения самолетом границы, заявил о непреднамеренности нарушения летчиком воздушного пространства СССР и абсолютно мирном назначении самолета.

Международный скандал

Выдержав паузу, 7 мая Хрущев громко предъявил миру целую пачку «козырных тузов»: показания оставшегося в живых пилота о разведывательной цели полета, остатки фотоаппаратуры, установленной на U-2, снаряжение пилота с маркировкой Министерства обороны США. В ЦПКО им. Горького была устроена выставка, где всем желающим (а в первую очередь иностранцам) демонстрировались остатки самолета и шпионской аппаратуры, костюм Пауэрса, его служебное удостоверение, изъятые у него деньги (7500 руб.), золотые монеты (48 шт.), карта СССР с нанесенным маршрутом полета и бесшумный пистолет. Более 320 тысяч советских граждан и 20 тысяч иностранцев успели полюбоваться трофеями советских ПВО.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


По СССР прокатилась волна митингов и собраний, на которых трудящиеся клеймили позором агрессивные действия американских империалистов (и попутно брали обязательства ответить на гнусную провокацию выпуском сверхплановой продукции). Именно тогда родилась столь милая нашему сердцу легенда (увы, только легенда!) что Н. С. Хрущев с трибуны ООН пообещал американцам: «Мы вам покажем кузькину мать!»

Разбор полетов

В то время как советские люди гордились тем, что американскому ястребу подрезали крылья (а отдельные граждане требовали оторвать ему и голову), специальная комиссия скрупулезно изучала буквально по минутам действия военных. Оказалось, что впервые в зоне поражения ЗРК U-2 оказался еще под Челябинском, но СНР из-за сгоревшего предохранителя оказалась небоеспособной. Вместо того, чтобы контролировать работу вверенной ему аппаратуры, ответственный оператор любовался слаженностью работы стартовых расчетов. Когда пустяковую неисправность устранили, U-2 уже вышел из зоны поражения.

Особенно заинтересовала комиссию история с двумя не сошедшими с пусковых установок ракетами. Официальное заключение гласило, что в момент отдачи команды «Пуск!» кабина СНР оказалась на линии самолет — ракета, в этом случае запуск ракеты автоматически блокируется.

И. Цисарь, служивший офицером наведения в прославившемся дивизионе, утверждает, что автором этой версии, согласно которой «никто ни в чем не виноват», и потому всех устраивала, является он. http://www.webslivki.com/u11_2.html

Комиссия долго разбиралась, долго решала, что делать: сажать или награждать? Решили награждать. Кроме уже упомянутых Воронова, Шелудько и Сафронова, еще 21 человек получил ордена и медали.

Суд над Пауэрсом

17 августа в Колонном зале Дома Союзов начался открытый судебный процесс над Пауэрсом. Политические руководители СССР решили использовать сложившуюся ситуацию по максимуму и превратили суд над Пауэрсом в суд над Соединенными Штатами. Шоу было поставлено с размахом. В качестве обвинителя выступал Генеральный прокурор СССР Руденко. Адвокат состязался с прокурором в стремлении «упечь» шпиона за решетку на как можно более длительный срок.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


По другую сторону океана американцы принимали ответные шаги, предъявляли пойманных советских шпионов, показывали миру с трибуны ООН советского жучка («Златоуста») из американского посольства в Москве (не мы одни шпионим!), но чаша, на которой лежал сбитый U-2, значительно перевешивала. К тому же, Рудольф Абель упорно молчал о своей принадлежности к СССР, а предъявление «Златоуста» вызвало обратный эффект. Обнародование факта, что спецслужбы СССР умудрились установить прослушку в рабочем кабинете американского посла в Москве и американцы в течение 8 лет(!) не могли ее найти, вызвало гомерический хохот среди дипломатов.

А тем временем Пауэрс каялся, признавал себя виновным и давал подробные показания. «Самый гуманный суд во всем мире» отмерил пилоту 10 лет.
Из отмеренных ему советским судом 10 лет Пауэрс отсидел менее 2-х. 10 февраля 1962 года он был обменян на арестованного американцами советского разведчика Рудольфа Абеля.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


Возвращение на Родину

Вернувшийся после освобождения в Америку летчик не был встречен как герой. Пауэрс предстал перед следственной, а затем перед сенатской комиссией, был подвергнут проверке на детекторе лжи. И хотя обе комиссии признали его невиновным, многие газеты открыто называли его предателем, задавая множество неудобных вопросов. Почему не был уничтожен самолет? Почему сдался в плен? Почему сотрудничал со следствием? Почему принял участие в спектакле «Суд над американским шпионом»? Разрушилась семья пилота. Как оказалось, жена вовсе не собиралась хранить верность осужденному на 10 лет мужу; вернувшемуся домой Френсису оставалось только оформить развод.

Оправданный Пауэрс впоследствии работал пилотом в компании «Локхид». За свои заслуги получил «Серебряную звезду» и (держитесь крепче!) «Медаль военнопленного США» (есть такая). Написал мемуары о своем полете «Операция «Перелет», в которых не очень лестно высказался о ЦРУ, что и стало причиной увольнения его из «Локхид». Впоследствии работал в новостной телерадиокомпании KNBC пилотом вертолета.

Как американский "Большой шлем" накрылся медным тазом


Смерть Пауэрса

Погиб Пауэрс смертью, достойной военного пилота. 1 августа 1977 года вертолет телерадиокомпании KNBC вылетел на съемки репортажа о тушении пожара близ Санта-Барбары. Внезапно в воздухе стал глохнуть двигатель. Пауэрс повел вертолет на посадку, но на ближайшей годной к посадке площадке играли дети. Летчик принял решение лететь на аэродром. Правда, до него было далековато, да и топлива было в обрез, но Пауэрс решил рискнуть. До аэродрома вертолет не дотянул. Вместе с Пауэрсом погиб оператор KNBC Джордж Спирс. Упокоился летчик, как и положено военному, на Арлингтонском кладбище.

Что в «сухом остатке»?

После 1 мая 1960 года полеты U-2 над СССР прекратились. Только с появлением в 1964 году SR-71 американцы вновь решили попробовать на прочность советские ПВО. Советские конструкторы, получив в свои руки обломки самолета, попробовали скопировать его, но потом оставили эти попытки, хотя отдельные конструкторские решения были использованы при создании М-17 (самолет-перехватчик).

Очень серьезными были международные последствия. В 1960 году в Париже должен был состояться саммит, на котором руководители СССР, США, Великобритании и Франции собирались обсудить вопросы о контроле над вооружениями. Инцидент с U-2 поставил на идее саммита жирный крест. Возникшие было надежды на грядущую разрядку в международных отношениях пришлось похоронить. История пошла по другому пути.

Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://www.adhdportal.coml
http://www.svoboda.org
http://www.sgvavia.ru
http://www.webslivki.com
Автор: Klim Podkova


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. УВБ 10 января 2014 10:02
    Самолет-шпион засекли сразу же при пересечении границы. Первым из иерархов СССР об этом узнал председатель КГБ Шелепин.
    Во время службы на занятиях нам рассказывали, что пересечение Пауэрсом границы ПВО проспали, он был обнаружен пограннарядом по инверсионному следу, о чем было доложено на заставу, ну и дальше по команде. Впоследствии оба бойца из того дозора были награждены медалью "За отличие в охране гос. границы". Я не утверждаю, что так было на самом деле, но у меня есть основания верить тому, что ПВО действительно могли проспать. В городке, где бы наш погранотряд так же дислоцировался батальон РТВ ПВО, и недалеко от нас находилась РЛС, такая громадина, ее называли "Дубрава". Там обычно несли службу 5-6 бойцов под командой мл. сержанта, срочника. Иногда мы заходили к ним в гости и очень часто можно было наблюдать, как оператор просто спит на экране, а остальные занимаются кто чем но явно не службой. А выпивка была в норме, туркменский "Чэмэн" пили едва ли не больше чем воду. Я повторюсь, не утверждаю что ПВО действительно проспали, просто поделился тем, что лично видел и слышал.
    1. Klim Podkova 10 января 2014 11:20
      Совершенно верно. Именно поэтому первым о самолете-шпионе узнал Председатель КГБ, а не Главком ПВО.
      1. Дядька 10 января 2014 16:59
        Клим, хорошо написанная статья, лёгкий язык, с юморком, пишите ещё, ждём.
        1. Polovec 10 января 2014 21:08
          Граница должна быть на замке. Не хрен в бирюльки играть. Сбивать надо все и всегда! И никогда не извиняться! Правда с уходом КПСС из власти ушли мужики способные брать на себя ответственность и отдавать приказы, а потом не валить все на подчиненных. Где ты мой родной СССР ?
          1. konvalval 10 января 2014 23:18
            Цитата: Polovec
            Граница должна быть на замке. Не хрен в бирюльки играть. Сбивать надо все и всегда! И никогда не извиняться! Правда с уходом КПСС из власти ушли мужики способные брать на себя ответственность и отдавать приказы, а потом не валить все на подчиненных. Где ты мой родной СССР ?

            Да не с уходом КПСС, а с приходом Горбачёва брать на себя ответственность стало некому.
        2. Комментарий был удален.
  2. Kovrovsky 10 января 2014 10:20
    Хорошо тогда америкосам по ушам дали! Они по другому не понимают. U-2 до сих пор используется под маркой TR-1.
    Kovrovsky
    1. samoletil18 10 января 2014 13:07
      Цитата: Kovrovsky
      Хорошо тогда америкосам по ушам дали! Они по другому не понимают. U-2 до сих пор используется под маркой TR-1.

      Только безумно жаль старшего лейтенанта Сафронова. Вечная память. В 1986 слышал от участника событий (шк.76 Свердловск, встреча с ветераном), что в самолете отказала система "свой-чужой", и его сбили полагая противником. У интервьюера рассказ об этом печальном эпизоде занял основную часть встречи, видно сильно переживал даже через 25 лет.
    2. smprofi 10 января 2014 16:44
      Цитата: Kovrovsky
      U-2 до сих пор используется под маркой TR-1.

      маркировка зависит от модификации
      U-2A: первоначальный серийный вариант, оснащенный турбореактивным двигателем Pratt & Whitney J57-P-7 или J57-P-57A тягой 4763 кг или 5080 кг соответственно.(Август 1955 г.)

      WU-2A: обозначение самолетов U-2A, использовавшихся ВВС США для атмосферных исследований.

      U-2B: усовершенствованный серийный вариант с усиленным планером, турбореактивным двигателем Pratt & Whitney J57-P-13 или J57-P-13B тягой 7167 кг или 7711 кг соответственно и увеличенным запасом топлива.

      U-2C: серийный вариант с увеличенным запасом топлива и удлиненной носовой частью, дополнительным оборудованием для электронной разведки (Elint).

      U-2CT: двухместный учебно-тренировочный самолет; построено два аппарата со ступенчатым расположением двух раздельных кабин пилотов.

      U-2D: двухместный вариант самолета U-2B для высотных исследований.

      U-2EPX: предложенный вариант морского наблюдательного самолета для ВМС США; два самолета были переделаны из аппаратов U-2R.

      U-2R: усовершенствованный вариант; намного больше, тяжелее и с увеличенной емкостью горючего (1967 год).

      U-2S: модификация на базе U-2R. На самолете установлен более мощный двигатель General Electric F118-GE-100 мощностью 8600 кгс. Крейсерская скорость — 760 км/ч. Высоты 18 км самолет достигает за 35-45 минут. Самолет был принят на вооружение в октябре 1994 года.

      TR-1A: одноместный усовершенствованный вариант самолета U-2R с двигателями J75-P-13 и более современным авиационным оборудованием.

      TR-1B: двухместный учебно-тренировочный самолет с кабинами пилотов на одном уровне.

      ER-2: обозначение двух самолетов U-2R после модификации для использования НАСА.

      хотя на сайте U.S. Air Force по-прежнему упоминается просто как U-2 Dragon Lady



      посадка борта №066 из состава 99th Expeditionary Reconnaissance Squadron на авиабазе Al Dhafra Air Base а ОАЭ
      12 августа 2013
      smprofi
  3. Klim Podkova 10 января 2014 11:12
    Вот видео в тему.
  4. Dazdranagon 10 января 2014 11:45
    Мой отец служил в той части ПВО, которая и сбила этот U-2 (правда в 80-х). А про самоуничтожение самолета - слышал, что в кресле-катапульте была заложена взрывчатка и при вылете Пауэрсу механик об этом сказал... hi
  5. samoletil18 10 января 2014 12:55
    А еще U-2 над Кубой сбили. А мой папа участвовал в сбитии зонда в Подмосковье. Срочную в Пушкино служил. Маршал Савицкий руку жал и фото у Боевого Знамени части.
  6. La-5 10 января 2014 14:42
    U-2 потом ещё долго летали над Китаем, китайцы ни чего поделать не могли, а лишь каждый раз выражали ноту протеста США. После пошла шутка - "Я вам делаю последнее китайское предупреждение".
    1. smprofi 10 января 2014 16:34
      Цитата: La-5
      U-2 потом ещё долго летали над Китаем, китайцы ни чего поделать не могли

      да?
      Первый U-2 был сбит над китайской территорией в сентябре 1962 года. Всего же, по китайским данным, над КНР было сбито девять U-2.

      вот и выставка достижений народного хозяйства ПВО

      smprofi
    2. smprofi 10 января 2014 17:11
      а это
      Цитата: La-5
      "Я вам делаю последнее китайское предупреждение"

      относилось к полетам SR-71 Blackbird, но не к U-2 Dragon Lady
      smprofi
    3. 73petia 10 января 2014 20:22
      По моему все эти "последние китайские предупреждения" относились к нарушению американцами морских границ КНР, а не воздушных. Когда я был ещё молод, сам слышал несколько раз по радио на русском языке. "триста какое-то решительное предупреждение". Слова "последнее" не употреблялось.
  7. Sirocco 10 января 2014 15:03
    Статья интересная, даже познавательная, факт обнаружения самолета пограничниками, удивил. УВБ, спасибо за вашу версию о том как КГБ узнал первыми. Ментюков у меня вызвал уважение своим поведением.
    «Все понял, таранить, — и чуть помедлив, добавил, — просьба: не забудьте семью и мать».
    Хотелось бы верить что и сейчас найдутся такие ГЕРОИ как Ментюков.
  8. PValery53 10 января 2014 18:54
    А красиво и поделом в 1960 г. Советский Союз морально размазал Америку по стеклу ! - А пущай не кичатся, что они самые лучшие и важные в мире ! -"На всякого мудреца довольно простоты" - Вот и сами Штаты попались нам на крючок!
  9. clidon 10 января 2014 20:42
    Американцам есть чем гордиться - 24 полёта (и это только U-2), причём летали и над Москвой и над стратегическими установками. Собственно и сбили Пауэрса когда он фотографировал ядерные реакторы и другие объекты Минсредмаша. Американцев можно понять - информации о СССР, который жил в условиях военного лагеря (из некоторых режимных городов вообще людей не выпускали по нескольку лет) не хватало самым жесточайшим образом. Забросы агентов в таких условиях проваливались чуть ли не в 9 случаях из 10, а то и больше. Вот и пустились на откровенную авантюру, которая до полёта в мае 1960го года дала просто золотые данные.
    Ну и ещё им повезло, что поток информации с прекращением полётов практически не прерывался. Эстафету подхватили спутники.
  10. Alerii 10 января 2014 20:55
    М-17 не перехватчик, а высотный разведчик в чём то подобный U-2.
    1. алекс 241 10 января 2014 21:14
      ....................................................
      алекс 241
  11. corn 10 января 2014 21:09
    Мой отец служил в войсках ПВО в то время в Нижнем Тагиле, знал офицеров, сбивавших Пауэрса лично, рассказывал следующее:
    Дивизион стал на боевое дежурство незадолго до событий.
    На всём маршруте Пауэрса других средств, способных уничтожить данную цель, не было.
    На сбитом самолёте(советском) отсутствовал ответчик" я-свой"(это я помню хорошо,т.к. задал ему вопрос "свой-чужой").
    Командовал дивизионом замполит дивизиона,т.к. командир находился в отпуске и просветил меня, чем замполит его времён отличался от замполита моих времён.
    Ксати, по словам моего отца, командир дивизиона получил такую-же награду, как и замполит и мне было рассказано об интересной подробности боевой подготовки тех времён: при учениях сразу за их началом поступала вводная:"Командир-убит, командование принять...( и следовала фамилия одного из замов и, на мой вопрос:Как можно замполита дивизиона поставить командовать,если он взводом не командовал, ротой(батареей) не командовал?, я получил встречный вопрос: Как этот офицер может стать замполитом дивизиона? )" и все учения командир не принимал участие в командовании.
  12. propolsky 10 января 2014 21:27
    Жаль людей, которых как расходный материал использовали... А всегда говорили, что главная ценность - человек!
  13. ViewFromUSA 10 января 2014 21:28
    Удивительное несоответствие между названием статьи и содержанием! Ведь медный таз относиться ко всему советскому - идиотский приказ таранить (СУ-9 хоть и летел быстрее, но достичь потолка У-2 не мог - а почему?),
    “К началу 1960 года U-2 уже совершили 24 полета над территорией СССР.” - а почему так много раз безнаказанным?,
    “...произвести залп тремя ракетами. Из трех взлетела одна.” - а почему только одна?
    “Но, вопреки команде, в небе находились наши самолеты.” - а почему?
    “Кто-то из высших чинов ВВС дал приказ поднять в воздух самолеты, не поставив об этом в известность ракетчиков.” - а почему так произошло?
    “до этого момента операторы соседних дивизионов видели на своих локаторах воздушные цели, которых в небе не должно было быть! ” - а почему?
    “лейтенант Сафронов замедлил с маневром на сотые доли секунды и погиб” - а почему советский лётчик погиб, а американский жив? Чему радоваться? Потери жизни или сбитому куску железа?
    Кстати о железе. Что-то путное СССР взяло из обломков? Нет!
    Так КТО или ЧТО накрылось медным тазом?
    ViewFromUSA
    1. PValery53 10 января 2014 23:55
      Нет, ну вы видали ?!.- Американский пантриот, несмотря на... и вопреки..., критикует советскую "непредсказуемость" ! - Вообще, полный разгул демократии...
    2. Eugeniy_369k 11 января 2014 00:32
      Цитата: ViewFromUSA
      Так КТО или ЧТО накрылось медным тазом?

      "У советских собственная гордость: ".......
      Eugeniy_369k
      1. PValery53 14 января 2014 18:59
        Безусловно, - в Советском Союзе совсем не было такого многочесленного паразитического "класса" !!.(Брешут языком , и ничего полезного не производят !) Почему так нерационально организована русская цивилизация ?!. - Паразитов - Уйма !!!.(пенсионеры - заработали!!) В Америке - трудоголики, у нас - сплошные прохиндеи: ссученая уголовщина, чиновники,- в общем, - паразитов -наибольший процент?!..
    3. PValery53 14 января 2014 17:57
      "Медный таз" относится о всему американскому, но не к Советскому - святое не трожь !!.
      1. PValery53 14 января 2014 21:33
        Медный таз относится КО всему американскому, но не к советскому...
    4. anarky 18 января 2014 22:06
      а почему так много раз безнаказанным?,

      Потому что тогда не была развёрнута система С-75. Существовавшие до того зенитные орудия не давали такой досягаемости по высоте, а С-25 была не мобильна.
      а почему только одна?
      Кто б знал. Может потому что комплекс сырой, может правдива история про совпадение направления на цель и положения СНР, может расчёт рукож.опый.
      а почему?

      Неслаженность действий. Эка невидаль в армии.
      а почему так произошло?

      См. выше. Да и МиГ-19 в ВВС, а не в ПВО.
      “до этого момента операторы соседних дивизионов видели на своих локаторах воздушные цели, которых в небе не должно было быть! ” - а почему?

      Ну очевидно потому, что они там были. Чё 3-й раз то переспрашивать.
      а почему советский лётчик погиб, а американский жив? Чему радоваться? Потери жизни или сбитому куску железа?

      Ну что теперь, пристрелить Пауэерса? Радоваться тому, что ПВО наконец смогло при помощи свежего ЗРК вынести этот изрядно доставший всех пепелац. И радоваться тому, что есть козырь во внешней политике. Есть возможность продемонстрировать лживость и агрессивность внешней политики США. А лётчик был военный. Есть такая профессия у нас в стране, Родину защищать. Нередко приходится погибать.
      Кстати о железе. Что-то путное СССР взяло из обломков? Нет!

      Ну как же! Доказательства противозаконной деятельности США. Зачем нам что то ещё? С появлением ЗРК тихоходные разведчики потеряли своё стратегическое значение.
      Так КТО или ЧТО накрылось медным тазом?

      Возможность США вести авиаразведку над территорией СССР. Да и авторитет подмочили основательно.

      PS: а во Вьетнаме С-75 подтвердил свою эффективность и раздал много невкусных пиз.дюлей. Вот такие медные тазы от НПО "Алмаз" и академика Расплетина лично;)
  14. 0255 10 января 2014 22:02
    Мой дед служил в конце 1950-х годов в охране в части ВВС. Рассказывал, что тогда американские самолёты-разведчики часто вторгались на территорию СССР, и советские истребители не могли их сбить, поскольку не могли подняться выше 15 км, а U-2 летели на высоте 20 км. Пилоту дают приказ сбить американца, а он в ответ: "******* чем я его собью, пальцем чтоли?!!!"
  15. konvalval 10 января 2014 23:25
    Цитата: samoletil18
    А еще U-2 над Кубой сбили. А мой папа участвовал в сбитии зонда в Подмосковье. Срочную в Пушкино служил. Маршал Савицкий руку жал и фото у Боевого Знамени части.

    Зонд в Подмосковье был сбит истребителем. Боевых пусков ЗРВ в Подмосковье не было.
    1. samoletil18 12 января 2014 23:56
      Мой отец служил на РЛС. Кстати, чем сбили он не рассказывал. Но я был уверен, что ракетой.
      Истребителем оно дешевле, если навести с земли правильно. А у ПВО в те годы своя авиация была.
  16. konvalval 10 января 2014 23:47
    Как сейчас помню тот день. Нёс боевое дежурство на 4-м взводе, 1-й батареи, 1-го ЗРДН, 714-го Полка особого назначения, 17-го Корпуса ПВО особого назначения, 1-й Армии особого назначения. Дежурные силы были приведены в готовность №1. На моём взводе 4 ракеты 207А были переведены в "Боевое положение". Но старт, по изложенным в статье причинам, не состоялся.
  17. bistrov. 11 января 2014 01:20
    Прекрасно помню этот случай. Мне тогда было 8 лет. Все газеты наверное целый год кричали об этом. Умели в СССР работать пропагандисты.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня