Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза

Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса - тральщиков-искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.

К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного оружия, включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина Mk-60 Captor с глубиной постановки 500 - 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.

Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза
Схема постановки мины (контейнера с торпедой) Mark 60 CAPTOR



Поэтому в конце 1970-х - начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.

Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля проекта 12660 «Рубин» началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.

Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза
Морской тральщик проекта 12660


В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом-торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ«Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».

Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.

Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практически не отличается от предшествующих моделей станций.

В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл.конструктор А.А.Казин).

СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля-тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.

Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза
Модель самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-2 «Кетмень»


Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.

Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят корабли проекта 266М по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.

Создание кораблей проекта 12660 - это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.

По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин, которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза


Современные подходы к противоминным действиям

В последние десятилетия значительным технологическим прорывом стало создание тральщиков-искателей. Реализовать его смогли только ведущие морские державы и страны с высоким уровнем развития промышленности, в основном за счет реализации принципа межгосударственной кооперации.

Современная концепция противоминных действий, известная под названием «охота за минами», базируется на активном использовании гидроакустического вооружения минно-тральных кораблей для поиска, обнаружения и обследования всех неподвижных подводных миноподобных предметов, обнаруживаемых в заданных границах акваторий.

По результатам обследования миноподобные предметы, отнесённые к минам, должны быть нанесены на электронную карту (занесены в банк данных) и уничтожены, а информация о посторонних объектах (затонувших судах, промышленном мусоре, крупных камнях, приметных складках дна и т.п.) должна быть также занесена в банк данных для идентификации акустических контактов при последующих поисковых действиях в этих акваториях.

Основу противоминного вооружения современных кораблей этого направления составляют гидроакустические станции миноискания, противоминные телеуправляемые аппараты и автоматизированные системы управления противоминными действиями.

Как известно, ведущее положение в строительстве современных тральщиков–искателей мин и создании основных компонентов их противоминного вооружения занимают фирмы Великобритании, Франции, Италии, Германии, Нидерландов и США. В последние годы к ним присоединились также фирмы Японии, Швеции, Норвегии, Южной Кореи, строящие тральщики-искатели с противоминным вооружением, поставляемым полностью или частично фирмами указанных выше стран. Большинство же государств не в состоянии строить такие корабли и вынуждены закупать их у стран-экспортеров.

Стремясь не отставать от ведущих морских держав, в 1990-х годах предприятия оборонного комплекса России подготовили предложения по модернизации противоминных кораблей, тогда для поставки на экспорт на российские тральщики типа 10750Э и 266МЭ предлагалось устанавливать подкильные станции миноискания МГ-89М, МГ-991, МГ-992М и МГ-993М, самоходные телеуправляемые подводные аппараты допоиска и уничтожения мин (ROV) «Ропан-ПМ», «Маршрут».

В рекламных материалах Западного ПКБ отмечалось, что удовлетворению современных требований способствует установка на корабле проекта 266МЭ и использование ГАС миноискания (Propelled variable depth sonar - PVDS) с приемоизлучающей системой, размещенной на самоходном телеуправляемом подводном аппарате (Remotely operated vehicle - ROV), которая обеспечивает обнаружение, идентификацию и классификацию мин далеко впереди корабля. Дальность действия ГАСМ в этом случае не ограничивается ни помехой, генерируемой кораблем, ни гидрологическими условиями моря. Уничтожение мин после обнаружения может быть осуществлено аппаратом того же семейства, обладающим функцией уничтожителя мин.

Как в свое время отмечали специалисты ЦНИИ «Гидроприбор», создание и развитие средств поиска и уничтожения мин будет приоритетным при разработке противоминного оружия. Новые тенденции этого направления видятся в создании самоходных гидроакустических станций миноискания с переменной глубиной погружения их приемно-излучающих антенн, противоминных одноразовых снарядов - уничтожителей, буксируемых минопоисковых станций в составе безэкипажных носителей.

Кроме этого, использование казалось бы традиционных противоминных средств с наибольшей эффективностью требует применения современных технологий. Последнее хорошо было заметно при посещении Санкт-Петербурга постоянным минно-трального соединением регионального командования ОВМС НАТО «Север» в конце 2004 года. Практически каждый корабль имел совершенные средства космической связи и навигации.

Кроме того, все корабли в группе тральщики-искатели были оборудованы специальными аппаратами для дистанционного поиска мин. Например, бельгийский тральщик M915 Aster (водоизмещение 595 т, длина 51,5 м, экипаж 46 человек) имел два самоходных телеуправляемых подводных аппарата для поиска мин PAP 104 (рабочая глубина до 200 м), гидролокационная станция миноискания, другое необходимое оборудование и оснащение. Он, как и голландский M857 Makkum, был создан по проекту «Трипартин» совместной франко-бельгийско-голландской разработки.

Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза
M857 Makkum


Даже самый старый из пришедших на Неву кораблей - польский тральщик Czajka (бортовой номер 624, водоизмещение 507 т, длина 58,2 м, экипаж 49 человек) класса Krogulec (тип 206FM), построенный в 1967 году в Гдыне, несмотря на свой преклонный возраст соответствующий стандартам НАТО, на нем имелось два малогабаритных подводных аппарата для поиска мин польской разработки.

Последние противоминные корабли морской зоны Советского Союза
Немецкий аппарат поиска мин Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.
Автор: Карпенко А.В.
Первоисточник: http://bastion-karpenko.narod.ru/02668_spusk_060526_kart.pdf


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. archi.sailor 10 января 2014 10:11
    Был лично на "Железнякове"-это совсем другой корабль по сравнению с "Яхонтами" и "Корундами"(на них тоже был)
  2. Gorinich 10 января 2014 10:23
    В море еще болтаются мины Второй мировой в большом количестве. Обезвреживать их дорого и хлопотно. С появлением современных донных мин, проблема разминирования стала актуальна как никогда. На мой взгляд средства разминирования отстают по развитию лет на 30. Нас спасает только то, что мины никто сильно сегодня не применяет, иначе судоходство вообще стало бы просто проблематичным.
    1. Nayhas 10 января 2014 11:01
      Цитата: Gorinich
      На мой взгляд средства разминирования отстают по развитию лет на 30.

      Вы глубоко заблуждаетесь. Наоборот с появлением многочисленного класса необитаемых подводных аппаратов в вопросе противоминной защиты был совершён значительный рывок. Теперь фактически не требуютя корабли класса тральшик, ибо противоминные аппараты могут носить любые корабли имеющие ГАС, а также вертолёты.
      1. негоро 10 января 2014 14:49
        Совершенно верно.Ещё в ВМФ СССР разработаны минно-поисковые комплексы для вертолёта,а так же отрабатывался вариант использования СВП в качестве тральщика.В этом плане советские разработки таем и хороши,что универсальны. И сегодня главное не утратить наработки и развиваться дальше.
        негоро
        1. mina 13 января 2014 19:26
          Цитата: негоро
          минно-поисковые комплексы для вертолёта

          эт Вы батенька страну перепутали (с одной стороны океана на другую)
  3. svp67 10 января 2014 10:31
    Похоже имея новые многомиллионные подводные корабли-ракетоносцы, у нас опять экономят на копейках,даже не задумываются о создании кораблей такого класса, как тральщики, а ведь без них нельзя...
    1. обыватель 10 января 2014 12:46
      Цитата: svp67
      даже не задумываются о создании кораблей такого класса, как тральщики,

      Ну зачем Вы так. На вскидку нашел."На Средне-Невском судостроительном заводе в поселке Понтонный под Санкт-Петербургом состоялся спуск на воду первого российского корабля противоминной обороны (ПМО) в XXI веке. Им стал морской тральщик проекта 02668, получивший имя "Вице-адмирал Захарьин"."
      Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/2329. Это 2006 год.
      А зто 2012 год. "Санкт-петербургское ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" («СНСЗ») в своем пресс-релизе от 29 декабря 2012 года сообщило, что "в середине декабря 2012 года на ОАО «СНСЗ» окончательно завершено формирование корпуса головного корабля противоминной обороны проекта 12700(шифр "Александрит") для Военно-морского флота России." Правда новостей по дальнейшей судьбе Александрита не нашел. Может кто просветит?
      1. Незнайка 10 января 2014 13:14
        Да. Современный тральщик-искатель мин в российском флоте один.
        1. chunga-changa 10 января 2014 16:43
          Да, вот прикупить кораблей ПМО как раз и не помешало бы.
  4. xomaNN 12 января 2014 18:27
    Прогресс-налицо! Говорю без ёрничанья, на Среднневском ССЗ поработал с вооружением противоминным малого ТЩ типа "Корунд".Телевизионная система поиска мин "Нева-2" - отстой полный даже в начале 80-х. Нынешнее оборудование уже радует.
  5. mina 13 января 2014 19:25
    Цитата: xomaNN
    Нынешнее оборудование уже радует.

    Какое!?!?!?!?
    1. БЧ-3 15 января 2014 10:07
      Во время учебы 2000-2005 доводилось побывать в: Балтийске - ни на одном тральщике СТИУ я не увидел, в Полярном - Есть на Гуманенко (кстати про СТИУ2 даже не знал, в училище был только СТИУ1)и есче на одном базовом видел СТИУ1,сам служил на ТОФе в 38 дивизионе ОВРа у нас не было ни одного. За прошедшие годы я не слышал о постройке хотя бы одного тральщика, только о разделке. Поэтому заявлять о прогрессе в данном вопросе я бы не стал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня