Military Review

12 January 1814, the Russian troops entered France. Start of the 1814 campaign of the year

8

12 January 1814, the Russian troops led by Tsar Alexander Pavlovich entered France from Switzerland, in the Basel area. Other troops of the Allied army also invaded French territory. Thus began the 1814 campaign of the year, which led to the fall of the French Empire and the renunciation of Napoleon Bonaparte and his heirs. France was returned to the 1792 borders of the year, and the Bourbon dynasty was restored there. Throne received Louis XVIII.


French position

The 1813 campaign of the year ended with a complete victory for the Allied army. After the defeat at Leipzig, Napoleon with the remnants of the army retreated to France. The Rhine Union, which was under the protectorate of Napoleon, collapsed, its participants opposed France. Germany was liberated from the French. The French troops held several fortresses behind them, but they were blocked and did not play any role in further events. Napoleon only lost significant forces that remained in the fortresses and could not help in the defense of France.

At the end of 1813, Napoleon lost his last ally, Denmark. The Danes were forced to surrender to the British fleet and the Swedish army of Bernadotte. January 14 1814 Denmark was to pass over Norway to Sweden.

In Italy, Murat betrayed Napoleon and went over to the side of the anti-French coalition and, together with the Austrians, launched an offensive against the forces of Prince Eugene. True, Murat did it hesitantly, avoiding active actions. Eugene Beauharnais continued to fight in the north of Italy until the fall of Napoleon. In Spain, British and Spanish troops, supported by partisans, also launched an offensive. Soult and Suchet left the area behind the area. The French were expelled from Spain. Wellington began to prepare the invasion of the south of France. The French garrisons remaining in Spain, under the general command of Marshal Xusche, were blocked in Catalonia and had no effect on the outcome of the war. Marshal Sulte limited forces (about 35 thousand soldiers) successfully restrained the methodical advance of the Anglo-Spanish-Portuguese troops (up to 100 thousand people). By the time of the renunciation of Napoleon, Soult successfully repulsed the assault of Toulouse.

Napoleon retreated over the Rhine with 70 thousand soldiers, but a large part of the army squatted typhus. France in the endless wars lost the color of the nation. The 1813 campaign of the year finally undermined the country's demographic capabilities. Tens of thousands of people died in battles, they were killed by disease and deprivation. Many were captured or deserted. The people wanted peace. Napoleon’s associates, worldly marshals and generals, desired peace and were fed up with honors and glory, tired of fighting. The generals wanted in peacetime to reap the fruits of their success. Before the 1813 campaign, Napoleon used the human resources of countries and regions subject to him. So, during the Russian campaign 1812, up to half of his army was not the French. Now this source is dry. In addition to the French, there were few - like the Poles, who continued to remain loyal to the emperor.

Napoleon had neither soldiers nor means of warfare. The fortresses left in Germany cost France up to 140 thousand soldiers, hundreds of guns and huge sums. France now had no garrisons and weapons for the defense of border fortresses. The country's finances were exhausted. The morale of the population was depressed. The troops were loyal to the emperor, but they grumbled openly. There was no unity between the people and the army that saved the country in 1792 and 1800. Indifference and apathy swept everyone, people wanted peace.

However, even in such critical conditions, Napoleon did not want to retreat and buy the world at the cost of important political concessions. Defeat in the war struck his throne. Any concession to the allies would strengthen the parties hostile to him in France. Besides, Napoleon still hoped for a split in the ranks of an ally. The anti-French coalition was not a monolith, all its members had their own goals, which often contradicted the interests of other members of the union. He could no longer hope that an agreement could be reached with Alexander. But he hoped that family ties would help him reach an agreement with the Vienna Court. There were also some hopes for Bernadot, who, by his passivity in the 1813 campaign of the year, raised doubts of the allies in their commitment to the common cause. It seemed that Bernadot was more interested in the victory over Denmark and the seizure of Norway than the war in France. In addition, Napoleon tried to return Murat. Murat avoided engaging in active hostilities against the French-Italian troops, in fact helping Godharna to restrain the advance of the Austrians and the British.

Napoleon launched a stormy activity to create a new army. In this campaign, he acted with amazing energy. Even during his departure from Dresden, he instructed his spouse to demand that the Senate issue a resolution calling the 1815 conscription of the year (a method of recruiting troops based on the principle of universal military service) 160 thousand people. Moreover, an emergency recruitment was announced in 120 by thousands of people who were subject to conscription in 1812, 1813 and 1814, as well as those who had already been dismissed from military service. Decrees promulgated. But in fact, to fulfill them was very difficult. The 1815 conquers were young and of little service. Therefore, Napoleon ordered them to form garrisons and spare troops. The emergency recruitment to 120 of thousands of people from the conscripts of previous years could have caused popular anger. The emperor dismissed from service all married and all considered necessary workers for their families. This reduced the emergency recruitment to 60 thousand. To equip the army, Napoleon ordered the call to the service of all single people of all the former conscriptions. This could give Napoleon 300 thousand people, and together with the previous set - about 500 thousand people. But this calculation was exaggerated. The country was depleted by the sets of previous years. In addition, Napoleon simply did not have time to gather and train people before the outbreak of hostilities. By the beginning of the Allied invasion, Napoleon had on hand up to 70 thousands of soldiers against more than 200-thousand enemy army. Poorly trained recruits arrived only to cover losses.

Allies

In the ranks of the allies there was no agreement. It was clear that the situation of France is hopeless. Many believed that Napoleon could not be left at the head of France, since many European rulers would not be able to sleep well while this man was in Paris. The “war party” wanted to finish the job. However, more cautious people advised to limit themselves to already achieved success and make peace. The war brought a lot of grief to Europe. In addition, the former power of Napoleon scared many, like a formidable ghost. It was obvious that Napoleon would fight for France without sparing his life. There was a threat of a new revolutionary movement, if the French ruler lifted all the people to fight against the monarchist armies.

The invasion of France was delayed because of the need to replenish the troops and occupy the flanks - the Netherlands and Switzerland. Many of the generals believed that in the winter you should not start a campaign and you should postpone it until spring. By the spring to prepare large stocks and prepare transport means. Cautious Prussian king believed that the invasion of France will not bring success at all and offered to make peace. The border along the Rhine was considered an acceptable solution.

The Viennese courtyard believed that Napoleon was sufficiently weakened and it was possible to obtain his former lands in Germany and a considerable part of Italy at the conclusion of peace. Moreover, Austrian politicians and the military feared that a victory over France, in which the Russian army would play a decisive role, would lead to an excessive strengthening of the role of Russia in Europe. The Prussian king Friedrich-Wilhelm, who owed Russia everything, at that time certainly supported Alexander, which further strengthened the Russian position. Alexander Pavlovich had the first voice. Under such circumstances, the continuation of the war was unprofitable for the Vienna Court. The Austrians were ready to end the war to counter Russia and Prussia. In addition, Vienna did not want to strengthen Berlin, its main competitor in the struggle for the German states.

The South German states desired peace even more. True, their voices were worth little. They feared the restoration of the German Empire, which would curtail their rights, or the division of Germany into the Austrian and Prussian spheres of influence. The new division of Europe led to the loss of land and reduced autonomy. So, there were plans to abolish a number of secondary Germanic monarchies altogether, transferring their powers to the Central Commission, which governed the areas conquered by the Allied forces. In addition, the continuation of the war could cause a manifestation of the revolutionary spirit, which the German monarchs feared. Some German monarchs were even ready to spread back to Napoleon if his opponents could not succeed in fighting him. So, after the first victories of Napoleon in the 1814 campaign of the year, King Frederick of Württemberg expressed his readiness to once again stand under his banners. Other German monarchs also doubted. In case of failure of the invasion of the Rhine, some German lands could once again be on the side of Napoleon. As the saying goes, "" nothing personal, only business. "

It should be noted that some Russian generals believed that the war must be ended. On the one hand, Napoleon after the loss of two huge armies in 1812-1813. was no longer dangerous for Russia. However, he could remain a deterrent fact for England, Prussia and Austria. On the other hand, the generals doubted the allies. They did not hope for the friendly efforts of the German states in the war with France. Russia at the end of the 1813 of the year and even earlier - after the destruction of the Great Army of Napoleon in the 1812 of the year - could receive all the fruits of victory. It was necessary only to agree with Napoleon, and he himself more than once expressed his readiness to get along with the Russians. Napoleon at this time would agree to meet all the requirements of Alexander, since it cost France nothing. Germany has been liberated. In the need for the release of Holland were doubts. This could take advantage of England. However, all these reasonable arguments outweighed the firm conviction of Emperor Alexander I of the need for the complete defeat of Napoleon. Only in this way, the Russian monarch believed, can calmness be restored in Europe. He was wrong, but his opinion was more important than the opinion of almost all the military council.

War also thirst and almost all of Prussia. Most of its statesmen and all the military were eager for revenge. Blucher and his associates wanted to avenge the previous defeats, for Berlin, capturing Paris, to humiliate the French. In addition, Prussia could not hope for significant territorial increments, while Napoleon owned the left side of the Rhine. True, the Prussian king was more cautious. Frederick William was ready to support Alexander in continuing the war. But he believed that Napoleon, acting on his territory, could put up desperate resistance, raise the people, and therefore should not put to chance the wars of the already expensive price of success.

England and without continuing the war has already achieved what she wanted. Europe was ravaged by a long and difficult war. All major competitors are weak. At the end of 1813, legal dynasties in Spain, Holland, Piedmont and Naples were restored, the most important French colonies were brought under control. England destroyed the continental system that threatened its economy. The French fleet has ceased to be a threat. Moreover, British forces under the leadership of Wellington were the first to invade southern France in November 1813. This made it possible for the British to call themselves the "liberators of Europe", while the other allied armies continued to remain inactive beyond the Rhine. Thus, the glory of the "winners of Napoleon", and the main mercantile benefits were on the side of England.

Bernadot, the ruler of Sweden, knowing that both royalists and republicans are ready to speak out against Napoleon in France itself, he expressed his readiness to take the French throne. Bernadot outlined his plans to the king of Prussia and relied on the assistance of Emperor Alexander. Hoping to become the king of France, Bernadot tried to dissuade the Allies from crossing the Rhine, which, in his opinion, would cause universal resistance of the population. Therefore, he proposed to limit the message that the war is being fought not against France, but against Napoleon, causing an internal coup in the country.

Allied proposals to Napoleon

The “peace party” prevailed in the Allied Council. The Minister of Foreign Affairs of the Austrian Empire Metternich, who believed that peace negotiations would be more profitable for Vienna than the continuation of the war, used such a favorable arrangement of forces. Metternich, the Russian Foreign Minister Nesselrode, and the British Minister Lord Eberdin, through the French diplomat Baron Saint-Aignan, captured under Leipzig, brought Napoleon his conditions.

France was asked to limit the natural limits - the Pyrenees, the Alps and the Rhine. The independence of Germany and the restoration of the Bourbon dynasty in Spain were unchanged conditions of the peace agreement. Italy and Holland are independent from France and from other powers. The form of government of Italy and Holland, as well as the borders of Austrian possessions in Italy, were to be determined at the negotiations.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
12 January 1814, the Russian troops entered France. Start of the 1814 campaign of the year
Start of the 1814 campaign of the year. Part of 2. Battle of Brienne
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. sscha
    sscha 13 January 2014 10: 25
    +14
    Remember the anecdote here: "In the 18-19th centuries they learned French - the Cossacks pranced along the embankments
    Seny!
    In the 20th century, they learned German - our tanks went along the paving stones of Berlin!
    Now schools are hard at learning English ....
    Question: Does history teach only smart people? hi
    1. 225chay
      225chay 13 January 2014 18: 12
      -1
      Quote: sscha
      Remember the anecdote here: "In the 18-19th centuries they learned French - the Cossacks pranced along the embankments
      Seny!

      And why the hell did Napoleon come to us with war? Would come as a man with cognac and wines (Burgundy ...)
      It would be better to cover a clearing, sit down, and then together with common enemies (the same England) put a rachus ...

      Sorry for the rudeness.))
    2. Sirocco
      Sirocco 14 January 2014 05: 45
      0
      Quote: sscha
      Question: Does history teach only smart people?

      As practice shows, then few people teach what. Take the last story with the capture of our ship by Senegal, in which France took an active part. Apparently after 200 years, France missed the Russian boot. But there is one thing, but in France we have nothing to do, they, with their tolerance, will devour themselves. What is worth New Year's fireworks from more than 1000 cars. Immigrants know their job.
  2. Oleg56.ru
    Oleg56.ru 13 January 2014 11: 05
    +4
    As always, England won.
  3. Mikhail3
    Mikhail3 13 January 2014 11: 47
    +6
    Well, he was uncle! You will regret that computers were invented so late. This man loved nothing so much as to fight. Yes, apparently, and did not really know how. And he was amusing himself to the end, without a goal, without meaning, without any application of brains outside the next war. He would have to sit in tanks.
    Well captured Europe. Why did the angel come to us? There is no way to work for 10 years. Monolith the captured, earn extra money for production, collect how much realties all these scraps are. After such a "reconciliation", we would never have resisted. But doing state affairs is boring! It's hard! No fun! Well, he drove it again, because the task for the strategist and the tactics are very interesting - huge open spaces, the maneuver is almost limitless, you know, wave your sword ...
    In addition, our project for a "special expedition" apparently gave him, a gallant jumper, understated information about our combat capabilities. But I think he would have run over in the same years. Well impatient! But the blood of the "units" did not turn green. It is sad to understand that this careless little toy has put so many people to satisfy a rather meaningless passion. Funny, his mother ...
  4. Standard Oil
    Standard Oil 13 January 2014 12: 13
    +1
    This is the first time Russia has done "dirty work" for the British, unfortunately not the last.
  5. kaktus
    kaktus 13 January 2014 13: 22
    +2
    "Why did I go to you, Russia,
    Holding the whole of Europe in your hands ?! " yes
  6. aver
    aver 13 January 2014 16: 51
    0
    Germany, Italy and some other European states appeared on the world maps as "united" only thanks to the actions of the Russian army against Napoleon, and Russian foreign policy against, or rather "contrary" to Britain, which the language does not dare call great.
  7. propolsky
    propolsky 13 January 2014 20: 17
    0
    Oh, if you knew it before, you had to leave a couple of divisions ... lol

12 января 1814 года русские войска вошли во Францию. Начало кампании 1814 года

12 января 1814 года русские войска вошли во Францию. Начало кампании 1814 года

12 января 1814 года русские войска во главе с царём Александром Павловичем вошли во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля. Другие войска союзной армии также вторглись на французскую территорию. Так началась кампания 1814 года, которая привела к падению Французской империи и отречению Наполеона Бонапарта и его наследников. Франция была возвращена в границы 1792 года, и в ней восстановили династию Бурбонов. Трон получил Людовик XVIII.

Положение Франции

Кампания 1813 года завершилась полной победой союзной армии. После поражения под Лейпцигом Наполеон с остатками армии отступил во Францию. Рейнский союз, бывший под протекторатом Наполеона, распался, его участники выступили против Франции. Германия была освобождена от французов. Французские войска удерживали за собой несколько крепостей, но они были блокированы и не сыграли никакой роли в дальнейших событиях. Наполеон лишь потерял значительные силы, которые остались в крепостях и не могли помочь в обороне Франции.


В конце 1813 года Наполеон потерял последнего союзника — Данию. Датчан вынудили к капитуляции британский флот и шведская армия Бернадота. 14 января 1814 года Дания должна была передать Швеции Норвегию.

В Италии Мюрат изменил Наполеону и перешёл на сторону антифранцузской коалиции и начал вместе с австрийцами наступление на войска принца Евгения. Правда, делал это Мюрат нерешительно, уклонялся от активных действий. Евгений Богарне продолжал воевать на севере Италии до падения Наполеона. В Испании британские и испанские войска, поддерживаемые партизанами, также перешли в наступление. Сульт и Сюше оставляли область за областью. Французов изгнали из Испании. Веллингтон начал готовить вторжение на юг Франции. Оставшиеся в Испании французские гарнизоны под общим командованием маршала Сюше были блокированы в Каталонии и не оказали влияния на исход войны. Маршал Сульт ограниченными силами (около 35 тыс. солдат) успешно сдерживал методичное продвижение англо-испано-португальских войск (до 100 тыс. человек). К моменту отречения Наполеона Сульт успешно отбил штурм Тулузы.

Наполеон отступил за Рейн с 70 тыс. солдат, но значительную часть армии скосил тиф. Франция в бесконечных войнах потеряла цвет нации. Кампания 1813 года окончательно подорвала демографические возможности страны. Десятки тысяч человек погибли в боях, их убили болезни и лишения. Многие попали в плен или дезертировали. Народ хотел мира. Желали мира и сподвижники Наполеона, прославленные маршалы и генералы, они были пресыщены почестями и славой, устали воевать. Генералы хотели в мирное время пожинать плоды своего успеха. До кампании 1813 года Наполеон пользовался людскими ресурсами подвластных ему стран и областей. Так, во время русской кампании 1812 года до половины его армии составляли не французы. Теперь и этот источник пересох. Кроме французов, остались немногие — вроде поляков, продолжавших сохранять верность императору.

У Наполеона не было ни солдат, ни средств к ведению войны. Оставленные в Германии крепости стоили Франции до 140 тыс. солдат, сотен орудий и огромных сумм. Франция теперь не имела гарнизонов и оружия для обороны приграничных крепостей. Финансы страны были истощены. Моральный дух населения был подавленным. Войска были верны императору, но роптали открыто. Не было единства народа и армии, которое спасло страну в 1792 и 1800 годах. Равнодушие и апатия охватили всех, люди хотели мира.

Однако и в таких критических условиях Наполеон не хотел отступать и покупать мир ценой важных политических уступок. Поражение в войне наносило удар по его престолу. Всякая уступка союзникам усилила бы враждебные ему партии во Франции. К тому Наполеон по-прежнему надеялся на раскол в рядах союзника. Антифранцузская коалиция не была монолитом, все её участники имели свои цели, которые часто противоречили и интересам других участников союза. На то, что можно договориться с Александром, он уже не надеялся. Но питал надежду, что родственные связи помогут ему договориться с Венским двором. Были некоторые надежды и на Бернадота, который своей пассивностью в кампании 1813 года вызвал сомнения союзников в преданности общему делу. Казалось, что Бернадот больше интересовался победой над Данией и захватом Норвегии, чем войной во Франции. Кроме того, Наполеон пытался вернуть Мюрата. Мюрат избегал вступать в активные боевые действия против франко-итальянских войск, фактически помогая Богарне сдерживать продвижение австрийцев и англичан.

Наполеон развернул бурную деятельность по созданию новой армии. В этой кампании он действовал с удивительной энергией. Ещё во время отъезда из Дрездена он поручил своей супруге потребовать у Сената издать постановление на вызов конскрипции 1815 года (способ комплектования войск, основанный на принципе всеобщей воинской повинности) 160 тыс. человек. Более того, объявлялся чрезвычайный набор в 120 тыс. человек, которые подлежали конскрипции в 1812, 1813 и 1814 гг., а также уже уволенных с военной службы. Декреты обнародовали. Но на деле выполнить их было очень трудно. Конскрипты 1815 года были юными и малопригодными к службе. Поэтому Наполеон приказал из них формировать гарнизоны и запасные войска. Чрезвычайный набор в 120 тыс. человек из конскриптов прежних лет мог вызвать народный гнев. Император освободил от службы всех женатых и всех считающихся необходимыми работниками для своих семей. Это снижало чрезвычайный набор до 60 тыс. человек. Чтобы укомплектовать армию, Наполеон приказал вызвать на службу всех холостых людей всех прежних конскрипций. Это могло дать Наполеону 300 тыс. человек, а вместе с предшествующим набором — около 500 тыс. человек. Но этот расчёт оказался преувеличенным. Страна была истощена наборами предшествующих лет. К тому же Наполеон просто не успевал собрать и обучить людей до начала боевых действий. К началу вторжения союзников Наполеон имел под рукой до 70 тысяч солдат против более чем 200-тысячной вражеской армии. Плохо обученные новобранцы прибывали только для того, чтобы покрыть потери.

Союзники

В рядах союзников согласия не было. Было понятно, что положение Франции безвыходное. Многие считали, что нельзя оставлять Наполеона во главе Франции, так как многие европейски властители не смогут спать спокойно, пока этот человек в Париже. «Партия войны» хотела довершить начатое дело. Однако более осторожные люди советовали ограничиться уже одержанными успехами и заключить мир. Война принесла много горя Европе. К тому же прежнее могущество Наполеона многих пугало, как грозный призрак. Было очевидно, что за Францию Наполеон будет драться не щадя жизни. Возникала угроза нового революционного движения, если французский владыка поднимет весь народ на борьбу с монархическими армиями.

Вторжение во Францию затягивалось из-за необходимости пополнения войск и занятия флангов — Нидерландов и Швейцарии. Многие из генералов считали, что зимой не стоит начинать поход и надо отложить его до весны. К весне подготовить большие запасы и приготовить переправочные средства. Осторожный прусский король считал, что вторжение во Францию вообще не принесет успеха и предлагал заключить мир. Граница по Рейну считалась приемлемым решением.

Венский двор считал, что Наполеон достаточно ослаблен и можно при заключении мира получить свои прежние земли в Германии и значительную часть Италии. К тому же австрийские политики и военные опасались, что победа над Францией, в которой решающую роль сыграет русская армия, приведёт к чрезмерному усилению роли России в Европе. Прусский король Фридрих-Вильгельм, обязанный Россией всем, в это время безусловно поддерживал Александра, что ещё более усиливало русские позиции. Александр Павлович имел первый голос. При таких обстоятельствах дальнейшее продолжение войны было невыгодно Венскому двору. Австрийцы были готовы прекратить войну для противодействия России и Пруссии. К тому же Вена не хотела усиления Берлина, своего главного конкурента в борьбе за германские государства.

Ещё больше желали мира южногерманские государства. Правда, их голоса мало чего стоили. Они опасались восстановления германской империи, которая урежет их права, или раздела Германии на австрийскую и прусскую сферы влияния. Новое размежевание Европы вело к потере земель и сокращению самостоятельности. Так, существовали планы вообще упразднить ряд второстепенных германских монархий, передав их полномочия Центральной комиссии, которая управляла областями, завоеванными союзными войсками. К тому же продолжение войны могло вызвать проявление революционного духа, чего опасались германские монархи. Некоторые германские монархи даже были готовы перекинуться обратно к Наполеону, если его противники не смогут добиться успеха в борьбе с ним. Так, после первых побед Наполеона в кампании 1814 года король Вюртемберга Фридрих выразил готовность снова встать под его знамена. Другие германские монархи также сомневались. В случае провала вторжения за Рейн некоторые германские земли могли снова выступить на стороне Наполеона. Как говорится, ««ничего личного, только бизнес».

Надо отметить, что и некоторые русские генералы считали, что войну необходимо завершить. С одной стороны, Наполеон после потери двух огромных армий в 1812-1813 гг. уже не был опасен для России. При этом он мог остаться сдерживающим фактом для Англии, Пруссии и Австрии. С другой стороны, генералы сомневались в союзниках. Они не надеялись на дружные усилия германских государств в деле войны с Францией. Россия в конце 1813 года и даже раньше — после уничтожения Великой армии Наполеона в 1812 году — могла получить все плоды победы. Надо было только договориться с Наполеоном, а он сам не раз выражал готовность поладить с русскими. Наполеон в это время согласился бы на удовлетворение всех требований Александра, так как это ничего не стоило Франции. Германия была освобождена. В необходимости освобождения Голландии были сомнения. Этим могла воспользоваться Англия. Однако все эти разумные доводы перевешивало твердое убеждение императора Александра I в необходимости полного разгрома Наполеона. Только так, считал российский монарх, можно восстановить спокойствие в Европе. Он ошибался, но его мнение было важнее мнения почти всего военного совета.

Войны также жаждала и почти вся Пруссия. Большинство её государственных деятелей и все военные жаждали реванша. Блюхер и его соратники хотели отомстить за прежние поражения, за Берлин, захватив Париж, унизить французов. К тому же Пруссия не могла надеяться на значительные территориальные приращения, пока Наполеону принадлежала левая сторона Рейна. Правда, прусский король был более осторожен. Фридрих-Вильгельм был готов поддержать Александра в деле продолжения войны. Но полагал, что Наполеон, действуя на своей территории, может оказать отчаянное сопротивление, поднять народ, и поэтому не следует подвергать случайностям войны уже полученные дорогой ценой успехи.

Англия и без продолжения войны уже добилась того, чего хотела. Европа была разорена длительной и тяжелой войной. Все основные конкуренты ослаблены. В конце 1813 года были восстановлены законные династии в Испании, Голландии, Пьемонте и Неаполе, важнейшие французские колонии поставлены под контроль. Англия уничтожила континентальную систему, которая угрожала её экономике. Французский флот перестал быть угрозой. Более того, английские войска под началом Веллингтона первыми вторглись в Южную Францию в ноябре 1813 года. Это дало возможность англичанам величать себя «освободителями Европы», пока прочие союзные армии продолжали бездействовать за Рейном. Таким образом, и слава «победителей Наполеона», и основные меркантильные выгоды были на стороне Англии.

Правитель Швеции Бернадот, зная о том, что в самой Франции против Наполеона готовы выступить как роялисты, так и республиканцы, выразил готовность занять французский трон. Бернадот изложил свои планы прусскому королю и полагался на содействие императора Александра. Надеясь стать королем Франции, Бернадот пытался отговорить союзников переходить Рейн, что, по его мнению, вызовет всеобщее сопротивление населения. Поэтому он предлагал ограничиться сообщением, что война ведётся не против Франции, а против Наполеона, вызвав внутренний переворот в стране.

Предложения союзников Наполеону

В совете союзников преобладала «партия мира». Министр иностранных дел австрийской империи Меттерних, считавший, что мирные переговоры будут выгоднее Вене, чем продолжение войны, использовал такое выгодное расположение сил. Меттерних, русский министр иностранных дел Нессельроде и английский министр лорд Эбердин через плененного под Лейпцигом французского дипломата барона Сент-Эньяна довели до сведения Наполеона свои условия.

Францию предлагалось ограничить в естественных пределах — Пиренеи, Альпы и Рейн. Независимость Германии и восстановление династии Бурбонов в Испании были неизменными условиями мирного соглашения. Италия и Голландия - независимы от Франции, и от других держав. Форма правления Италии и Голландии, а также границы владений Австрии в Италии должны были быть определены на переговорах.

Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. sscha 13 января 2014 10:25
    Вспомнишь тут анекдот:" В 18-19 веках учили французский - казаки прогарцевали по набережным
    Сены!
    В 20 веке учили немецкий - наши танки прошли по брусчатке Берлина!
    Сейчас в школах усиленно учат английский....
    Вопрос: История учит только умных? hi
    1. 225chay 13 января 2014 18:12
      Цитата: sscha
      Вспомнишь тут анекдот:" В 18-19 веках учили французский - казаки прогарцевали по набережным
      Сены!

      И на кой черт Наполеон шел к нам с войной? Пришел бы как мужчина с коньяком и винами (Бургундским...)
      Лучше поляну бы накрыли, посидели, а потом вместе общих врагов (ту же Англию) рачкомс поставили...

      Простите за хамство.))
      225chay
    2. Sirocco 14 января 2014 05:45
      Цитата: sscha
      Вопрос: История учит только умных?

      Как показывает практика, то история мало кого и чему учит. Взять последнюю историю с захватом нашего судна Сенегалом, в котором принимала активное участие Франция. Видимо по прошествии 200 лет соскучилась франция по Русскому сапогу. Но есть одно но, там во Франции нам делать нечего, они со своей толерантностью, сами себя сожрут. Чего только стоит новогодний феерверк из более чем 1000 авто. Имигранты знают свое дело.
  2. Oleg56.ru 13 января 2014 11:05
    Как всегда "победила" Англия.
  3. михаил3 13 января 2014 11:47
    Ну и дядько был! Поневоле пожалеешь, что компьютеры изобрели так поздно. Ничего этот человек так не любил, как воевать. Да, судя по всему, и не умел толком. И забавлялся до упора, без цели, без смысла, без какого либо приложения мозгов вне очередной войны. Сидеть бы ему да в танчики гонять.
    Ну захватил Европу. На кой ангел к нам то полез? Нет бы поработать лет 10. Замонолитить захваченное, подработать производство, собрать сколь нибуть воедино все эти лоскуты. После такого "замирения" мы ни за что не устояли бы. Но заниматься государственными делами - это ж скучно! Тяжко! Невесело! Ну и погнал опять, ведь задача для стратега и тактика очень уж интересная - огромные просторы, маневр практически безграничный, знай сабелькой помахивай...
    К тому же наш проект "особой экспедиции" видимо поставил ему, прыгунцу бравому, заниженные сведения о наших боевых возможностях. Но думаю, он все равно наехал бы в те же года. Ну не терпелось! Вот только кровь у "юнитов" в зеленый цвет не окрашивалась. Тоскливо понимать, что этот беспечный игрунишка положил столько народу на удовлетворение довольно таки бессмысленной страсти. Забавник, мать его...
  4. Standard Oil 13 января 2014 12:13
    Это первый раз,когда Россия выполнила за англичан "грязную работу",к сожалению не последний.
  5. kaktus 13 января 2014 13:22
    "Зачем я шел к тебе, Россия,
    Европу всю держа в руках?!" yes
    kaktus
  6. aver 13 января 2014 16:51
    Германия, Италия и некоторые другие государства Европы появились на картах мира как "единые", только благодаря действиям Русской армии против Наполеона, и внешней политики России против, а точнее "вопреки" Британии,великой которую назвать язык не поворачивается.
    aver
  7. propolsky 13 января 2014 20:17
    Эх кабы раньше то знать, надо было пару дивизий оставить... lol

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня