Вперёд, к невидимой сигнатуре!

Вперёд, к невидимой сигнатуре!


Инновационный накладной 3D камуфляж TactiCam от ArmorWorks имеет потенциал снижения сигнатур транспортных средств в радиочастотном, инфракрасном и видимом спектре. Внешний слой материала TactiCam формируется случайным образом в трехмерную структуру c различными геометрическими формами, имеющими разный уровень глубины. Эта сгенерированная компьютером беспорядочная структура отражает энергию от машины случайным образом, препятствуя обнаружению объекта оптоэлектронными и миллиметровыми сенсорами. Этот материал может применяться с материалами, поглощающими/снижающими инфракрасное или радиолокационное излучение, а также может заполняться изоляционным материалом, который снижает собственное тепловое излучение и нагрев от избыточного солнечного тепла

За миллионы лет царство животных создало инновационные способы камуфляжа, но люди являются сравнительными новичками в этом искусстве. Маскировка военных машин для смешения их с внешним окружением, применяющаяся на практике уже более столетия, за прошедшее десятилетие развивалась семимильными шагами.


Камуфлирование военных машин несет в себе несколько уникальных по сложности задач: такие машины, как правило, являются крупными объектами, что само по себе затрудняет их маскировку. Крупные двигатели этих машин зачастую являются очень шумными, это облегчает их акустическое обнаружение, выдает их позицию и направление движения. Эти двигатели вырабатывают много тепла. Поверхности машины тоже вносят свою лепту, особенно когда она провела весь день на солнце. И как следствие, интенсивное инфракрасное излучение хорошо видно посредством тепловизора. Угловатые формы машины могут быть хорошим отражателем радиочастотных волн излучаемых радаром, представляя собой еще один механизм посредством которого они могут быть обнаружены. И, наконец, со времени первого появления танков на поле боя в Первой мировой войне военные машины остаются хорошо видны невооруженным глазом.

Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Видимый спектр


Следовательно, методики снижения сигнатуры транспортных средств должны быть сосредоточены на четырех отдельных задачах, а именно на снижении акустических, тепловых, видимых, инфракрасных и радиочастотных сигнатур. Конечно, лучшие мировые научные и инженерные умы еще должны создать такую машину, у которой все эти сигнатуры снижены до нуля. Для этого необходимо фактически «скрыть» машину, и таким образом, сделать ее невидимой, но на сегодняшний день это определенно относится к области научной фантастики. Кроме того, бизнес снижения сигнатур основывается на компромиссах: например, может, и было бы проще уменьшить радиочастотную сигнатуру машины, но только за счет повышения визуальной сигнатуры. Следовательно, конструкторы и операторы машин должны в какой-то мере достичь компромисса в механизмах снижения сигнатур, которые они выбрали для применения. Во всем мире ведется активная деятельность с тем, чтобы будущие поколения наземных боевых машин было труднее заметить по сравнению с их предшественниками, а существующие машины смогли принять те усовершенствования, которые еще больше снизят их сигнатуры.

JLTV

В нескольких проектах перспективных военных машин широко применяются методики снижения сигнатур. Одним из примеров является программа по перспективному автомобилю JLTV, целью которой является создание для американской армии, корпуса морской пехоты и сил специальных операций нового класса транспортного средства для замены существующего семейства HMMWV. В отличие от своего предшественника, JLTV с самого начала создавался с прицелом на участие в боях высокой интенсивности. Методики снижения сигнатур содержатся в требованиях к JLTV, которые включают систему постановки дымовой завесы для маскировки машины от обычного визуального обнаружения, лазерного целеуказателя и оружия с лазерным наведением.

CARC

В настоящее время морская пехота и армия США применяют систему CARC (Chemical Agent Resistant Coating — покрытие устойчивое к химическим веществам). Это лакокрасочные покрытия различных цветов и оттенков предназначены для камуфляжа машин используемых этими родами войск. Наряду со снижением визуальной сигнатуры машины за счет собственно маскирующего эффекта покрытия CARC имеют несколько других качеств. Во-первых, эти вещества совершенно неабсорбирующие и поэтому химические и биологические вещества не удерживаются на поверхностях машины и поэтому их легко отмыть от посторонних веществ подобного рода. Во-вторых, эти покрытия обладают некоторыми впечатляющими свойствами, способствующими снижению тепловой сигнатуры. Один из оттенков зеленого, доступный из палитры CARC, имеет меньшую ИК-сигнатуру, чем хлорофилл. После покрытия машины этим оттенком становится довольно затруднительным ее обнаружение тепловизионными приборами в лесистой местности.

Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Вперёд, к невидимой сигнатуре!


Камуфляжная система ADAPTIV от BAE Systems представляет собой покрытие из шестиугольных плиток крепимых на поверхности машины, которыми управляет сложное программное обеспечение. Эта система фактически делает машину невидимой для ИК-сенсоров


Видеопрезентация системы ADAPTIV с русскими субтитрами

ADAPTIV

В технологии ADAPTIV от компании BAE Systems используются шестиугольные плитки (пиксели), монтируемые на поверхности машины. Камеры, размещенные на машине, способны сканировать местность для получения информации о фоновом ИК-излучении окружающей машину среды. Далее на плитки подается напряжение с целью изменения их температуры, что позволяет «слиться» с окружающим тепловым окружением. Пиксели также могут нагреваться для получения тепловой сигнатуры схожей с сигнатурой другого транспортного средства, например гражданского автомобиля или грузовика. Еще один полезное свойство этой технологии заключается в том, что ее можно использовать для вещания уникальной тепловой идентификационной метки «своей машины». Компания BAE Systems уже испытала систему ADAPTIV на борту своих гусеничных БМП CV90.

Intermat

Греческая компания Intermat ведет работы по снижению сигнатур с 1989 года. Тогда компания начала свою деятельность по созданию покрытия, которое могло бы применяться на военных машинах для снижения визуальной и тепловой сигнатур. В результате была получена серия снижающих сигнатуры красок с характерным названием CHAMELEON. Об этих красках в компании Intermat говорят, что они «минимизируют, а в некоторых случаях «обнуляют» тепловые сигнатуры любого транспортного средства или здания и внешне представляют его для тепловизора или вооружения с ИК-наведением гораздо холоднее по сравнению с окружающей местностью. Ракета потеряет свою цель, а машина сольется с фоном при наблюдении через тепловизионное устройство». Наряду с этими покрытиями компания производит другие снижающие сигнатуры материалы, которые могут использоваться на военных машинах. К ним относятся «покрытия колес и лобовых стекол, самоклеющиеся камуфляжные антитермальные системы и антитермальные ткани». Одним из примеров, который приводит компания, являются работы, выполняемые для самоходной установки РСЗО HIMARS — платформы которая «всегда движется и стреляет в различных условиях». Решение Intermat включает антитермальные покрытия, чехлы для колес и покрытия для стекол плюс самоклеющийся антитермальный камуфляж для защиты движущихся частей машины. Результат, говорят в компании, следующий: «Движущиеся части и тактические возможности никоим образом не затрагиваются. Мы добавили незаметность без какого-либо негативного влияния на оригинальные возможности машины».

Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Покрытия серии Chameleon от компании Intermat могут применяться на машинах различных размеров, помогая снижать их тепловые и визуальные сигнатуры. Эти покрытия предлагаются либо в виде красок, либо в виде клеящихся материалов


Вперёд, к невидимой сигнатуре!
HUMVEE справа на картинке закрыт обычным камуфляжем CARC, слева на автомобиль (кроме колес) нанесены покрытия Intermat CHAMELEON. У машины в центре колеса и корпус закрыты покрытиями Intermat


В компании предпочитают оставаться в тени, учитывая, что вооруженные силы по всему миру активно приобретают ее продукцию, снижающую сигнатуры. Хотя там не скрывают, что она была применена на различных платформах, включая ОБТ Krauss-Maffei-Wegmann LEOPARD и Nexter LECLERC; BAE Systems M113 и российские БМП, а также универсальные автомобили HUMVEE.

Шведская система снижения сигнатур

Компания Saab Barracuda предоставляет решения во всем спектре систем снижения уровня демаскирующих признаков. Эти специализированные системы, создающиеся с целью соответствия как объекту, так и его окружению, обеспечивают необходимый уровень защиты. Другими словами, полный диапазон заказных решений управления сигнатурами, которые обеспечивают мультиспектральную защиту любого объекта в любой ситуации.

Бронированные машины применяются для поддержки боевых операций в широком диапазоне окружающих условий с постоянно меняющимися угрозами и их интенсивностью. Поскольку машины наиболее уязвимы во время движения, мобильный камуфляж является очень важной частью оснащения. Компания Saab Barracuda предлагает различные решения по мобильному камуфляжу. Не только эти решения защищают от вражеских сенсоров и обнаружения противником, например, HeaT Reduction System, также снижает внутреннюю температуру машин, тем самым, повышая работоспособность личного состава и ресурс электронного оборудования.

Вперёд, к невидимой сигнатуре!



Мобильная камуфляжная система Mobile Camouflage System (MCS) от Saab Barracuda (фото и видео вверху) предназначена для обеспечения защиты для неподвижных и движущихся транспортных средств. Основа MCS — это неотражающая поверхность, на которую накладывается трехмерный рисунок. Эта система помогает снизить не только визуальные и инфракрасные сигнатуры, она также обеспечивает определенный уровень защиты от радиолокационного обнаружения и вооружения с радиолокационным наведением.

TactiCAM

Компания ArmorWorks разработала свою систему трехмерных панелей TactiCAM (см. первое фото), которая закрывает поверхности машины. TactiCAM работает за счет использования случайно сформированных 3D форм, которые способствуют срыву и деформированию визуальной сигнатуры машины. Кроме того, эти панели могут заполняться особыми материалами для уменьшения тепловой сигнатуры машины и одновременного снижения количества солнечного тепла поглощаемого машиной в течение дня. Это очень важный параметр.

BLACK FOX

Израильские компании, например Eltics, заняли внушительную нишу в области снижения сигнатур военных машин. Вполне возможно в связи с тем, что израильские машины регулярно участвуют в боевых действиях, специализированные технологии, например система BLACK FOX от Eltics, появились именно в этой стране. BLACK FOX может устанавливаться на машину либо в виде панелей поверх существующей брони, либо в составе многослойной брони для снижения тепловой сигнатуры машины. Компания Eltics начала разработку системы BLACK FOX в 2006 году и с тех пор она продемонстрировала возможности этой системы по обеспечению защиты неподвижных и движущихся военных машин. Продукт предназначен для установки почти на все поверхности машины, включая крышу, которая зачастую особенно уязвима для обнаружения. При этом в Eltics отмечают, что необязательно закрывать всю машину системой BLACK FOX для того, чтобы обеспечить впечатляющий уровень снижения тепловой сигнатуры. Даже покрытие части поверхности машины гарантирует, что ее тепловая сигнатура в некоторой степени срывается, и как следствие, эффективность тепловизионного оборудования соответствующим образом снижается.

Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Демонстрация работы системы BLACK FOX на примере одной панели



Видеодемонстрация системы BLACK FOX

В основе системы BLACK FOX лежат две панорамные камеры, устанавливаемые на машине и выполняющие сканирование окружающего пространства на 360°. Этот итоговый скан поступает в компьютер обработки изображений, который затем проецирует изображение схожее с фоном на панели, закрепленные на машине. На каждой панели размещаются тысячи пикселей, которыми управляет цифровой процессор. Они вырабатывают тепловую сигнатуру схожую с тепловой сигнатурой окружающей средой. В этом отношении система BLACK FOX сродни технологии ADAPTIV разработанной компанией BAE Systems. ИК-разрешение каждого пикселя регулируется в диапазоне 3 — 5 и 8 — 12 микрон, а панели могут устанавливаться в особо горячих зонах машины, например на выхлопной трубе или стволе орудия. Поскольку камеры постоянно сканируют горизонт, они способны менять тепловую сигнатуру машины, как в движении, так и на стоянке.

Вперёд, к невидимой сигнатуре!
Украинский машиностроительный завод им. Морозова предлагает ряд сигнатурных изделий для заказчиков бронированных машин, например бортовые экраны для прикрытия и камуфляжа гусениц и колес


Графитовая пена

В будущем новые и появляющиеся материалы смогут предложить значительное снижение сигнатур транспортного средства. Окриджская национальная лаборатория в США предлагает использовать разработку электропроводную графитовую пену HCGF (Highly Conductive Graphite Foam) в качестве средства снижающего тепловые сигнатуры транспортного средства. Графитовая пена имеет два особенно полезных свойства: она является превосходным проводником тепла, но при этом чрезвычайно легкая. Военные машины получают здесь два преимущества: пена способствует охлаждению основных компонентов, подверженных интенсивному нагреванию, например двигателя, радиаторов и тормозов, и одновременно снижает тепловые сигнатуры. Близка к этому возможность применения HCGF в качестве теплоотвода, что теоретически позволило бы устанавливать на тяжелые бронированные машины меньшие радиаторы. Это способствовало бы снижению общей массы машины и разработке конструкции корпусов менее восприимчивых к радиочастотному обнаружению. Кроме того, в официальных проспектах лаборатории утверждается, что HCGF снижает электромагнитную и акустическую сигнатуру машины. Это достигается за счет превосходных звукопоглощающих характеристик и хорошей электропроводности, которая способствует поглощению радиолокационных волн. Подобные материалы могли бы предложить еще один механизм снижения сигнатур транспортного средства в будущем.

Никогда прежде не стояла так остро проблема снижения различных сигнатур транспортных средств: тепловых, радиочастотных, акустических и видимых. Продвинутые средства обнаружения более не являются прерогативой нескольких армий способных позволить себе с финансовой точки зрения различные средства обнаружения. Сейчас в любом крупном магазине вы найдете вполне доступное по цене оборудование: цифровые камеры ночного видения и даже тепловизионное оборудование. Подобные гражданские приборы с легкостью могут использоваться повстанцами в полевых условиях для локализации и нацеливания на военные машины. Нельзя не упомянуть о широком распространении по всему миру продвинутых сенсорных устройств, предназначенных для использования в боевых действиях высокой интенсивности. Хорошие новости для операторов боевых машин заключаются в том, что способы и материалы снижения сигнатур становятся всё более изощренными и менее дорогими. Древний китайский военный стратег Сунь Цзы заметил, что вся война строится на обмане. Нынешние и будущие методики снижения сигнатур транспортных средств берут его предсказание в будущее.

Использованы материалы:
Military Technology 2/2013
http://www.baesystems.com
http://www.saabgroup.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. TIT 13 января 2014 10:13
    интересно провести сравнение нанотехнологий и колхозного тюнинга типа этого
    TIT
    1. AVV 13 января 2014 12:19
      Цитата: TIT
      интересно провести сравнение нанотехнологий и колхозного тюнинга типа этого

      Нужно было стекловатой оттюнинговать!!!
      AVV
    2. Kir 13 января 2014 18:53
      Это типо персональный танк главаря, либо вождя?
      Kir
    3. satar 16 января 2014 09:30
      Колхозный тюнинг представленного типа гораздо эффективнее нанотехнологий Чубайсона, поверьте, особенно если это намочить, но не наножидкостью, а простой водичкой.
      satar
  2. Nayhas 13 января 2014 10:38
    Интересные работы и достигнутые результаты. Но судя по всему основные результаты пока только тепловой маскировке...
    1. Gato 13 января 2014 11:38
      Цитата: Nayhas
      Но судя по всему основные результаты пока только тепловой маскировке...

      Что и не удивительно, поскольку ИК-каналы наиболее эффективны.
      Обнаружение и распознавание целей в визуальном диапазоне связаны с геморройным алгоритмом распознаванием образов - и лучше человека с этим пока ничто не справится, а радиолокация подразумевает использование источника излучение, что чревато..
      1. воронбит 14 января 2014 02:14
        алгоритмы распознавания образов в видимом диапазоне уже достаточно совершенны(человек пока круче),но такая техника .как танк имеет очень много других шлейфов...и мне кажется ,будущее совершенно за другим принципом невидимости
        воронбит
        1. воронбит 14 января 2014 02:21
          да и цена -качество -пока сомнительно
          воронбит
        2. Kir 14 января 2014 03:53
          Вот именно верно Вами подмечено, что "......имеет очень много других шлейфов", вот и выходит что когда говорят о невидимости это не более чем рекламный трёп, так как в реалии не видимо только то, чего просто там нет, а потом любое в особенности двигающиеся тело рождает вокруг себя хоть слабое? но поле, и что собственно к моменту появления маскирующих покрытий от ныне наиболее часто используемых для фиксации объекта приборов, а то и ранее "мешает" появлению оборудования засекающих объект по другим признакам (прошу прощения за сумбур). Достаточно взглянуть на то, что радары уже эксплуатировались до массовой реактивной авиации, хотя винтовые засекались и по звуку. и вон сколько лет измышляют и помехи и прочие ухищрения, ну да снижается на какую-то величину вероятность обнаружение, но ведь сбивают, достаточно вспомнить сбитый "утюг" ф-117, а сколько было трёпа о его .....
          Kir
          1. воронбит 15 января 2014 02:28
            большое кол-во датчиков и сбор параметров пораждает лавинноекол-во решений....а правмльное- одно-поразить цель......ищите лажу в алгоритме вашего подхода к задаче
            воронбит
  3. Vasia Kruger 13 января 2014 11:29
    А смысл во всем этом? Зачем городить огород с камуфляжем от высокотехнологичных средств обнаружения, если все те у кого они есть, совместно пинают всякие папуасии?
    1. hanter2035 13 января 2014 15:02
      Деньги! в этом весь смысл! Во всех странах (оссобенно в США) есть коррупция в военном деле, так сказать, и они вбухивают правительству идею: Мол это круто, оно скроет нашу технику и замочит врага, сами не знаем как!
  4. михаил3 13 января 2014 12:17
    Направление вполне занятное. Но пока, я так понимаю, мертворожденное. Ну то есть бабки качать с бюджетов вполне годится, а так... Холодная машина и так сливается с окружающей средой, достаточно любые тряпошные маты накидать. А горячая будет как то замаскирована, покуда не перегреется. Тепло то надо деть куда то. Так что загрубил приборы, чтоб не видеть все эти инновационные пятнушки, а просто лупи по крупному источнику тепла, не ошибешься.
    Нужен экран. Которого нету. Нужен экран для излучения широкого спектра, видимого и ИК, маленький, хорошо управляемый, по прочности не уступающий металлу или по крайней мере пластику типа капрона, причем излучение не должно прерываться до момента ПОЛНОГО физического разрушения экрана. Все это сделать можно, хоть сейчас. Но нужно выполнить основное требование, выполнение всего мною перечисленного полностью это требование не перевесит и на десятую. Экранчик должен быть дешевый. Очень дешевый. А вот это вилы... Нет такого, и в волнах ничего не видно. Думаю что эти шестиугольные пиксели ой как стоят, даже ой ой ой. Что делает все проекты пиаром и фуфлом. Вот придумают экранчик....
    1. satar 16 января 2014 09:35
      "Ну то есть бабки качать с бюджетов ..." - это не есть правильно. Сегодня хорошо видимая машина - вот типичный пример выкачивания бабок из бюджета. А это так и есть. Разработчики не хотят тратиться и гонят "мишени" в армию. Что будет, если не дай Бог загудит, трудно себе представить. А будет тир...
      satar
  5. makarov 13 января 2014 12:40
    ".Для этого необходимо фактически «скрыть» машину, и таким образом, сделать ее невидимой, но на сегодняшний день это определенно относится к области научной фантастики..."

    Для тех, кто считает это фантастикой, еще 10 лет назад оказалось результативным..
    makarov
    1. воронбит 14 января 2014 02:28
      для белорусской машины разведки-куда не шло,для реалий боя-хрень,зря затраченные деньги
      воронбит
    2. yehat 23 января 2014 15:49
      уверен, что тканевое покрытие, снижающее радикально ИК, способствующее рассеиванию тепла и поглощающее радиоизлучение уже может быть изготовлено, а в сочетании с камуфлированной покраской это очень хорошая статическая защита.
      Если визуально цель не обнаружить - лазером не навести, а в 2 других диапазонах пусто, то как такую цель найти и поразить, пока она сама этого не захочет?
      Цена этого девайса будет вменяемой. И это неплохое средств от авиации НАТО.
    3. Комментарий был удален.
  6. Echo 13 января 2014 15:35
    ... компьютеры, видеокамеры, сканирование пространства... эти камуфляжные системы стоят как крыло от самолета, они, поди, дороже, чем само камуфлируемое транспортное средство.

    В бытность службы в армии я сам принимал участи в "разработке" способов камуфляжа боевой техники, причем задача ставилась скрыть эту технику как визуально, так и от технических средств обнаружения, включая тепловизоры и радары. Решение наших ребят было дьявольски эффективно и при этом дешево настолько, что нас попросили вообще не распространяться о наших "научных исследованиях" (читай - поползновений от скуки).

    Все просто - берется обыкновенная монтажная пена и листы теплоизоляционного пенопласта, толщиной от 5 см, все это можно по сходной цене найти в строительных магазинах почти любого более-менее приличного населенного пункта. Если вы хотите убить крузак вашего соседа-барыги, полейте его монтажной пеной - результат превзойдет все ваши ожидания! Отдерется эта пена только с краской. Но мы люди простые, у нас не крузаки, а БМП, БТРы и прочие средства передвижения мирных советских людей. Пенопласт тупо клеится на монтажную пену и держится на ней так, что ничем не отдерешь. На первой картинке этой статьи показан подобный наклеиваемый полимерный камуфляж, и сказано, что объемная текстура "случайно генерируется компьютером". Мы на нашем пенопласте эту объемную текстуру "случайно сгенерировали" усилиями трех салаг, которым выдали картофельные царапки, ога. Салаги, с блеском выполнив задачу, на западе посильную только компьютеру, получили пачку печенек и ушли довольные.

    Сам пенопласт рыхлый, и поэтому в его расцарапанную поверхность прекрасно втыкаются всякие ветки, палки и еще черт знает что, так что "кустик на гусеницах" можно сделать запросто. В нашем случае был заснеженный полигон, и поэтому мы с белым пенопластом ничего не делали, просто подмели дорогу и маленько посыпали его пылью для создания эффекта "чего-то грязного, на что не хочется смотреть". В условиях лета пенопласт можно обрызгать шпаклевкой типа Ветонита или Сибирита (которые тоже можно найти в любом строительном магазине любого города), можно покрасить из баллончиков краской (только той, которая не растворит пенопласт), а можно и просто облить всю машину жидкой грязью и размазать ее по пенопласту. Конечно, в условиях мирного базирования такое экспериментаторство вызовет разрыв шаблона у командования, но на войне и не такое позволительно. А если вдруг технуку понадобится привести в состояние "чтобы свистела и блестела", все эти пенопластовые городушки снимаются с техники за 10-15 минут обыкновенной лопатой, потом следы пены затираются, техника красится.

    Но важнее результат. Мы таким образом изгалялись над стареньким, уже не катающимся БТР-50, который был приговорен "к расстрелу" на полигоне - по нему должны были отрабатывать ночную стрельбу вертолеты и штурмовики. Мы выволокли технику на полигон, и среди всего этого металлолома поставили и наш "пенопластовый" БТР-50. Мужики, вы будете ржать - но в наше закамуфлированное чудо никто не попал... потому что никто в него не стрелял. Его тупо не смогли с воздуха обнаружить, причем вообще никакими средствами, а тогда на вооруждении летчиков были уже и ПНВ, и тепловизоры, и средства радиолокационного обнаружения, включая внешние.

    О случившемся было доложено командиру полка, и мы, экспериментаторы-затейники, получили по пачке печенек и ушли довольные. На дембель.

    Вот такая прохладная история.
    1. михаил3 13 января 2014 16:50
      Во-во! laughing Только вот тиражировать все это тут скорее всего не стоило, увы. Теперь все попало в аналитику вероятного противника. А зря, самостоятельно до этого, так ясного, решения те же американцы дошли бы еще очень и очень нескоро, не так мозги работают. Ну и всерьез так не повоюешь - перегрев. Потому то ваша БТР и не была обнаружена, что движком тепло не выделяла.
  7. voliador 13 января 2014 17:55
    Да, научная мысль не стоит на месте. А у нас весь камуфляж - ведро краски к приезду проверяющего генерала.
  8. ed65b 13 января 2014 17:59
    Разрисовали аэрографом пипелац laughing Зато какая прибыль и работа на долгие годы художникам. Когда работы по мотивам властелина кольца и аватара покажут? laughing
    ed65b
  9. crambol 13 января 2014 18:08
    Автор заманал ужасно научным словом СИГНАТУРА. Причем использовал его по крайней мере в трех разных смыслах.
  10. crambol 13 января 2014 18:16
    Цитата: Echo
    В бытность службы в армии я сам принимал участи в "разработке" способов камуфляжа боевой техники,

    Уважаемый! Вам куча плюсов и горячий пирожок с капустой!! Просто великолепно!!!
  11. Echo 13 января 2014 19:03
    Цитата: михаил3
    Во-во! Только вот тиражировать все это тут скорее всего не стоило, увы. Теперь все попало в аналитику вероятного противника. А зря, самостоятельно до этого, так ясного, решения те же американцы дошли бы еще очень и очень нескоро, не так мозги работают.

    Да фигня-война. Описанные события имели место поздней осенью 1999 года, когда об этих "объемных панельках" на западе еще никто и не помышлял. Нас тогда заставили написать рапорты "о проделанной самодеятельности", что вылилось в то, что мы написали не только рапорты, но и приложили к ним описания всех идей, включая не реализованных. Когда комполка с офицерами из соседней танковой части их читали, то ржали так, что на улице слышно было. Тогда, в последние месяцы правления Борьки-алконавта, наши идеи, возможно, и были в чем-то новаторскими, но сейчас в соответствующих подразделениях об этих "средствах маскировки и дополнительном бронировании из подручных материалов" знают все, кому не лень. Лично проверял. Когда на офицерских сборах рассказывал, что я сам, будучи срочником, принимал участие в "пробном запиливании", мне просто не верили, ибо додуматься до такого может в принципе каждый. Достаточно просто немножко с физикой дружить.

    Хотя, на самом деле, там были и более интересные моменты. Так, например, один мой товарищ предложил офигительную замену решетчатым экранам (т. н. "курятникам") на бронетехнике, а так же бортовым резиновым экранам на танках (на которые потом кубари ДЗ прикручиваются). Проблема в том, что во время боев в населенных пунктах, да и просто на пересеченной местности эти курятники и экраны об острые углы срывает, техника оголяется и ее защищенность уходит в ноль - это очень хорошо просматривается, например, на видео с нынешних мест боев в Сирии. Ну вот, мой товарищ еще тогда предложил спилить эти решетки к чертям собачьим и включить голову. Причем идея его была настолько простой, и в то же время не очевидной, что народ просто опух. Реализуется в любой слесарке, обтекает любые препятствия, модульная, легко восстанавливается самим экипажем за 5-10 минут в перерыве между боями, и при этом при радиооблучении цели эта штука так искажает сигнатуру самой бронетехники, что у операторов шаблоны рвутся - проверено. Это не считая того, как рвутся шаблоны противника при виде этой системы.
    Могу рассказать, если интересно.

    Проблема в том, что на западе все эти сверхдорогие системы созданы распильщиками и откатчиками. Если реализовывать дешево и сердито, как тогда НАТОвским генералам и чиновникам от военного министерства на виллы организовываться?
    1. михаил3 13 января 2014 20:56
      Не надо рассказывать, я кажется представляю wink Ко мне на станцию как то в советское время приехали двое скромных дяденек, сказали что я инженер новый, работаю недавно... и потребовали подробный отчет, как по моему мнению нанести электростанции максимальный ущерб. Или не максимальный, но все равно неприятный.
      Я проверил у директора - не шутят ли со мною, и такой отчет старательно написал. Через два месяца получил некислую премию без обьяснения причин. Видимо что то им там понравилось. Очень надеюсь, что хоть часть такой практики уцелела еще и хоть как то используется. Таких голов, как у нашего народа, в мире нет, не было и не будет....
    2. Зрелый натуралист 13 января 2014 21:09
      Цитата: Echo
      обтекает любые препятствия, модульная, легко восстанавливается самим экипажем за 5-10 минут в перерыве между боями, и при этом при радиооблучении цели эта штука так искажает сигнатуру самой бронетехники

      Цепи? Кольца? По типу кольчуги?
      Вот, например, кольца от пивных банок (на фото).
      Зрелый натуралист
  12. Kir 13 января 2014 19:30
    Да уж........... , особенно хорошо мы де мало обнаружимы (технология от "Чёрной Лисы"), зато видим других, ну да а по ту сторону человек с берданкой, который не могёт засечь луч сканера, ну и далее по тексту, касаемо греческой технологии, ну не знаю как она взаправду есть, а то что картинка стоящего на фоне фермы авто есть продукт фотошопа( или его аналогов) это 100%, причём достаточно грубо сделанный. Да и кстати а что машины жакарда не поименованы как самые "древнее" оборудование при помощи коего можно "ваять" текстильный 3д камуфляж. А вот комментарий- рассказ от Echo, честно порадовал тем, что пока закардонники будут ьтаскать за собой возы с маскировкой и сервисными служаками по его обслуживанию Наши сами из подручных такое сварганят что только их и "видели".
    Kir
  13. Echo 13 января 2014 22:22
    Цитата: Зрелый натуралист
    Цепи? Кольца? По типу кольчуги?

    Именно так. Кольчуга. Только немного необычная.

    Служил с нами парнишка, который, как я понял, тусил до армии с какими-то то ли толкиенистами, то ли какими-то им подобными ребятами, которые как раз увлекались созданием вот таких доспехов, оружия всякого (одно я знаю точно, деревянным муляжом ножа этот парень крутил так, что я искренне не завидую тем уркам, которым вздумалось бы остановить его в темном углу - он сам кого хочешь на перо посадит, и не запыхается). Ну так вот, как раз этот парнишка и предложил в качестве бортовых экранов вместо "курятников" и сидящих на соплях резиновых экранов приделать кольчужные экраны.

    Он сплел из проволоки кусочек кольчужного полотна и показал нам, а потом сказал что нам нужно сделать такое же, но только как бы сильно увеличенное в масштабе, с кольцами не сантиметровыми, а с внешним диаметром сантиметров пятнадцать, и сами кольца должны быть сделаны не из проволоки, а стального прута сечением 6,5 мм. В принципе мы к тому моменту технологию т. н. "европейского плетения" усвоили (как оказалось - ровным счетом ничего сложного), и взялись за дело. Стальной прут в отличие от проволоки руками не погнешь, и поэтому мы тупо приспособили к этому делу токарный станок: просто вставили в патрон трубу соответствующего диаметра и навили пружины. Потом разрезали их болгаркой, получили кольца, и сплели кусок полотна как раз по габаритам подходящего, чтобы завешать им борт танка. Что было особенно хорошо - через просветы между кольцами на длинные болты можно было очень комфортно крепить блоки ДЗ Контакт-5, а поверх них тупо на проволку садился нарезанный квадратиками пенопласт (тут уже, как я понимаю, как фантазия работает). Экран даже буз ДЗ получился нифига не легеньким, мы его таскали только втроем, но зато крепился непосредственно к танку он очень надежно - фактически каждое крайнее кольцо служило креплением, и даже если половина из них оторвались бы, экран все равно держался бы просто превосходно. И еще один момент - кольца мы не заваривали и не заклепывали - просто соединяли в стык, прочности самого стального прута хватало с избытком. На все действо, включая навивание колец, их распиловку и сборку экрана мы втроем потратили полдня, и это при том, что мы сами толком не знали, что делаем.
  14. Echo 13 января 2014 22:22
    Продолжение...

    У этой истории было продолжение. Танкисты узнали о наших очередных "поползновениях" и потребовали "новинку" себе, чтобы посмотреть. Кончилось все это тем, что они вывезли экран на стрельбище и начали лупить по нему с гранатомета, ну и нас с собой у нашего командования выпросили, чтобы мы убедились, что "ваша выдумка - полное фуфло, оно не будет работать". По экрану сделали три выстрела из РПГ-7, выстрелами ПГ-7В - просто подвесили экран на стальной балке и начали по нему стрелять. Первым выстрелом выбило шесть или восемь колец, мы просто добежали до висящего экрана и за пару минут вставили новые кольца. Второй выстрел лейтенант промазал, а с третьим произошло ЧП. Дело в том, что этот экран вел себя при попадании как одеяло, которое выбивают от пыли, он прогибался под ударами... ведь по сути дела кольчуга, это, по выражению моего сослуживца-толкиениста "металлоконструкция и ткань одновременно". Гранатометный выстрел, видимо, угодил детонатором на носике как раз между колец, не достиг амплитуды подрыва и просто упал на землю. Кончилось тем, что сначала вызвали саперов, но эти сачки тоже решили что нафиг надо, и тогда офицеры просто расстреляли лежащий на земле выстрел из снайперской винтовки. После этого нам выписали словесных люлей за неуместное "кулибинство" и отправили обратно в часть. Куда девался тот первый кусок кольчужного полотна, я не знаю. Знаю другое - уже много лет спустя товарищ на сборах повторял эксперимент, и пришел к интересным выводам. На радаре такое кольчужное полотно, навешанное на танк, дает какую-то странную засветку, сильно искажая профиль танка и затрудняя его идентификацию (это не считая втыкания всех, кто видит такое чудо). Как экран против кумулятивных средств поражения он работает превосходно, разрушая дистанцию фокусировки кумулятивной струи к чертям, и при этом сам почти не разрушаясь - новые кольца вплести минутное дело. В отличие от "курятника" кольчуга не цепляется за острые углы, а обтекает их как ткань, и к тому же в случае надобности кольчугу можно закинуть на надгусеничные полки танка (правда силушки надо немало), в то время как "курятник" приходится срезать, потом приваривать заново, что геморно. Из минусов - сборку экрана нельзя автоматизировать, но при должной сноровке, наличии материалов, токарного станка и сварочного аппарата, за несколько часов в слесарке можно "оплести" танк без проблем.
    Эксперименты товарищ проводил на БРЭМ-1 и танке Т-55 на Юргинском танковом полигоне.
    1. Mikhado 14 января 2014 22:04
      Камрад, просто охренительно - кольчуга как экран! Ну ведь на поверхности идея, вековой опыт, израильтяне к этому приблизились со своими шарами на цепях под кормой башни, но потом явно забили на это. А тут - прямо на коленке, в любой мастерской! Сирийцам бы как нибудь намекнуть.
  15. Виктор-М 14 января 2014 00:15
    Почему не придумают пассивную защиту для танков в виде чешуи, но с нахлёстом чешуек вверх, чтобы при попадании снаряда их просто срывало и при этом происходил бы рикошет снаряда? Сама природа даёт подсказки, ведь попробуйте заострожить крупную рыбу, да ещё под углом, с чешуёй только и останешься.
    1. Mikhado 14 января 2014 22:06
      Есть такой еще советский патент, но чего-то не пошло, это еще в 50-х было, может быть это только на калиберных бб работало, вобщем, не взлетели.
    2. yehat 23 января 2014 16:04
      есть специальные снаряды - с обрезаным наконечником, чтобы вероятность рикошета снизить и острогу можно тупую делать - на большую рыбу...
    3. Комментарий был удален.
  16. satar 16 января 2014 09:38
    Статья нужная, полезная, своевременная. Автору спасибо. Много "дезы" в рекламных буклетах, на которых основана часть материалов статьи, но специалисты, думаю, мух от котлет отличают.
    satar
  17. jt_elven 16 января 2014 15:09
    технологии решают

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня