Military Review

OMSBON - special forces athletes

14



As you know, there is no place for sport in a war. During the years of hostilities, world championships, Olympic games, national championships are canceled. The Great Patriotic War was no exception: the athletes were forced to abandon their beloved work. It could not even be a question of training, because their place was taken by real battles for their native land. It should be immediately noted that the athletes were excellent soldiers - hardy, strong, healthy. Therefore, there is nothing surprising in the fact that it was they who were entrusted with the most difficult tasks, the fulfillment of which was deadly.

Since the beginning of the 1930-ies in the Soviet Union engaged in the active development of operations on enemy communications, as well as in the enemy's rear. For these purposes, special sabotage groups were created, the main tasks of which were to disrupt the supply and control of troops. The sabotage groups were prepared under the control of two main departments - the Intelligence Directorate of the General Staff of the Red Army and the NKVD-NKGB.

27 June 1941 of the Year The People's Commissariat signed an Order on the establishment of a Training Center for training special reconnaissance sabotage units to conduct operations in enemy rear. In terms of the organization, the entire scope of work was entrusted to the 4 Department of the NKVD-NKGB of the Soviet Union, headed by Commissioner P. Sudoplatov. Already by the beginning of autumn 1941, there were several brigades and separate companies in the center: a communications company, a bomb squad, and an automobile. In October, the Training Center was reorganized into a separate motorized rifle brigade of special purpose (OMSBON).

The brigade included a command, two motorized rifle regiments of three companies each (each company, in turn, consisted of machine-gun and motorized rifle platoons), anti-tank and mortar batteries, a company of paratroopers, an engineering company, a communications company, divisions logistics and automotive company.

As for the personnel, it should be noted that even 3 September 1941, the Central Committee of the Komsomol, a special decision was adopted, according to which the mobilization of Komsomol members was assumed. In addition to a large number of students and teachers of Moscow universities, the brigade also included employees of the people's security commissariats of state security, internal affairs, internal and border troops. Political immigrants were also included in the brigade - Spaniards, French, Germans, English, Czechs, Austrians, Romanians, Bulgarians, Greeks, Poles. The ranks of the unit were replenished by well-known athletes - boxers S. Shcherbakov and N. Korolev, athletes S. Znamensky and G. Znamensky, jumper G. Mazurov, skier I. Macropulo, weightlifters V. Krylov, N. Shatov, skater A. Kapchinsky , skiers L. Kulakova. The brigade was also joined by the cameraman M.Druyan, artists A.Livanov and D.Tsynovsky, special correspondent of Pravda A.Sharov, polar radio operators A.Shmarinov and A.Voloshin, sports journalist E.Shister. The command posts were given to personnel officers and political workers, experienced Chekists, participants in the civil war. At the head of the brigade was Colonel M. Orlov, and the commissar - A. Maximov.

OMSBON - special forces athletes


A kind of headquarters for OMSBON became the Dynamo stadium, where recruits received uniforms and equipment. From the stadium recruits followed in Mytishchi, a small town near Moscow, where the training camp was located. For the personnel of the unit, a special training program was developed for the installation of mine-engineering obstacles, the mining and de-mining of objects, the conduct of parachute operations, reconnaissance and sabotage raids. The cadets also learned the techniques of guerrilla warfare, hand-to-hand and bayonet fighting, practiced the skills of demining-subversive and fire training, forcing water obstacles. In addition, training was also carried out for specialists who were to carry out special tasks at the forefront.

It should be noted that the fighters of the special unit were supplied with ammunition, weapons and uniforms are much better than the soldiers of the Red Army. Omsbonovtsy widely used captured weapons, in particular, the MG 34 / 42 machine guns and the MP 38 / 40 submachine guns, the PPSh and PPS-43 submachine guns. In addition, all the men had cobble weapons: TT revolvers or pistols. The soldiers of the sabotage groups were obliged to have so-called intelligence knives.

As for the uniform, both the command and the fighters of the brigade wore the form of the NKVD units: internal or border (with instrument cloth, edgings and colored caps, which were determined for each kind of troops). Employees of the Main State Security Department of the NKVD, who served in the operational groups of the brigade, also had their uniform. But very often, for the purpose of conspiracy, instead of the departmental, the form of the Red Army was worn.

The militia units that were part of the OMSBON used a uniform with police insignia: the blue coat of the button was attached to the image of the USSR coat of arms or a blue cloth star with a sickle and hammer in the center and a golden edging; in the middle. This outfit was canceled in the 1943 year.



The paratroopers used summer and winter camouflage robes and suits. Since the end of 1930, camouflage urine suits, which were made from dry grass and bunches of bast, have become widespread. The rest of the costumes (both white and spotty) were made of cheap and fragile material - calico. Drawings on the fabric were of two types: grass-green base with black spots and sandy-olive base with brown spots.

Border units also used camouflage suits with a pattern: the contours of leaves and branches of yellow or olive green were applied to the grass-green base. As a rule, in camouflage suits on the sides there were welt pockets, protracted drawstring backstage, baggy hoods.

The units of the brigade launched their activities practically throughout the entire Soviet territory occupied by the fascist troops. Many of them quite successfully carried out combat missions in the rear of the fascist-German armies "South". Among them it is necessary to note such units as "Olympus", "Winners", "Walkers", "Falcons", "Hunters".

Thus, the Olympus unit was formed in August 1942 of the year. It consisted of 56 fighters: machine gunners, bombers, scouts, miners, doctors and radio operators. The commander of the detachment was appointed V.Karasev. In February, 1943, the unit was sent to the Zhytomyr region in order to cross the ice on the Pripyat River before the spring floods. For twenty-nine days, the men crossed about two thousand kilometers on foot, but achieved their goal. The fighters settled in the forest, from underground workers who worked at railway stations, received information about train schedules, established contacts with local patriots. Soon the number of the detachment increased significantly. New companies appeared, several battalions, a radio platoon, a cavalry squadron were formed. In general, the number of troops reached thousands of fighters, and he was named after A. Nevsky.

The fighters of the detachment were engaged in mining the highway and railway tracks, derailed trains, and engaged in reconnaissance. Over the year 1943 they derailed nine enemy echelons. In Ovruch, the detachment organized an explosion at the Gebitskomissariat, as a result of which dozens of German soldiers and officers were killed.

In October, 1943, the detachment moved to the area of ​​Rivne, where, together with the connection D. Medvedev continued the destruction of enemy forces.

The unit “Walkers” E.Mirkovsky acted on the territory of Zhytomyr region. Initially, the squad consisted of 16 warriors. This group operated for three years, becoming a large partisan unit with about seven hundred security officers. The detachment received the name of F. Dzerzhinsky. During the raids, the detachment of the detachment overcame more than four thousand kilometers, fully justifying its name.

The fighters of the brigade were sent to the most difficult tasks, but performed them successfully. Many of their operations have become real legends.

So, for example, at the end of March 1942, the units under the command of Major Korovin went skiing into the enemy rear. It was necessary to overcome hundreds of kilometers, covered with melting snow and mud. For two weeks, the soldiers were forced to move only at night, go without fires, eat only breadcrumbs. In addition, each fighter carried about 50 kilograms of equipment: cartridges, medicines, weapons, explosives, products. When the troops arrived at their destination, it turned out that the forest in which they were to be based was completely flooded with water. But even in such conditions, the special forces were carrying out the tasks assigned to them — they mined the railways. At that time, the units had problems with food supplies, but the marked railways were still blocked for 20-50 days.



Despite the lack of replenishment, the command of the division received a new task - to paralyze the highway in Belarus and in the Smolensk region. In addition, the fascists pursued Soviet special forces, doubled the protection of railways, cut logs and bushes on both sides of the rails on 200-300 meters, mined and barred the approaches to the railways with barbed wire. But even in such harsh conditions, the Korovin fighters managed to perform combat missions. They mined the road with explosives, which were mined from unexploded aerial vehicles and bombs.

Only in June, an order was received to return. For three weeks, the special forces in small groups made their way to the front line. But only one group managed to be reached, led by Senior Sergeant Burondasov.

Only about the few participants of those events something is known. So, Major Korovin was captured, from where he managed to escape, and joined the partisan detachment. In 1943, he returned to the brigade again.

Only in 1943 a year, the reconnaissance and sabotage groups of the OMSBON, which operated in the rear of the German fascist troops, transmitted to the Soviet counterintelligence information about more than a thousand agents who were sent to the Red Army units, which significantly accelerated their search and detention. For the entire period of the Great Patriotic War, the saboteur Chekists destroyed and neutralized hundreds of spies, spies, provocateurs from punitive and reconnaissance-sabotage fascist bodies.

For four years of the war, brigade fighters destroyed 145 tanks and other armored vehicles, 51 aircraft, 335 bridges, 13181 wagons and 1232 locomotives. In addition, 1415 crashes of enemy echelons were carried out, 148 kilometers of the railway track were disabled, more than four hundred other sabotage was carried out. Mine brigade installed more than forty thousand mines.

For courage and heroism shown in the war, more than a thousand Omson troops were awarded with medals and orders, more than twenty fighters received the title of Hero of the Soviet Union.

At the beginning of 1943, a separate special-purpose motorized rifle brigade was reorganized into a special-purpose squad under the NKVD-NKGB. This unit was clearly focused on reconnaissance and sabotage operations. At the end of 1945, OSNAZ was disbanded. After the war, the experience of the special forces athletes was studied in detail and improved by specialists, which resulted in the creation of special forces that are currently in almost every country. And even though the brigade’s activity was only a small episode in the actions of the Soviet troops, it was very revealing. And the first special forces for heroism called the "Brigade of the brave." Unfortunately, many fighters died, because the combat experience was mined directly in battle sites, and of those lucky enough to stay alive, very few returned to the big sport.

Materials used:
http://www.undread.narod.ru/articles/nkvd.htm
http://spec-naz.org/forum/forum1/topic1307/
http://www.fedy-diary.ru/?page_id=3776
http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/omsbon_otdelnaja_motostrelkovaja_brigada_osobogo_naznachenija_nkvd_belarus_4_serii_2007_god/22-1-0-1631
Author:
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Bigriver
    Bigriver 13 January 2014 10: 05
    +3
    The first photo is off topic.
    These are fighters of a separate motorcycle regiment (OMTSP) or ICB.
  2. kot11180
    kot11180 13 January 2014 10: 22
    +14
    That is what the NKVD troops did, and not at all detachments. By the way, it was the NKVD units (especially in the initial period of the war) that were the most combat-ready
  3. kaktus
    kaktus 13 January 2014 13: 09
    +1
    Glory to the heroes!!! soldier
  4. Walking
    Walking 13 January 2014 13: 37
    +5
    These athletes are true patriots of their country, not modern.
  5. Vadim2013
    Vadim2013 13 January 2014 13: 42
    +2
    The blessed memory of the fallen. It is a pity that the special sabotage groups that were created in 30 to disorganize the supply and control of enemy troops were disbanded.
  6. pensioner
    pensioner 13 January 2014 13: 49
    +3
    I read this book in due time. These were the people! And I also realized that the OMSBON was such a powerful structure that there were simply no words. Many famous people served in the OMSBON. Unfortunately, I only remember the illusionist Barsky and the poet Semyon Gudzenko. But when I read this book, I met a lot of familiar surnames. If anyone has not read this book, I highly recommend it.
    1. Bigriver
      Bigriver 13 January 2014 14: 05
      +4
      Quote: retired
      ... These were the people! And I also realized that the OMSBON was such a powerful structure that there were simply no words. Many famous people served in the OMSBON ...

      The topic is interesting and unsolved. So .., riding over the bumps.
      Break into three or four publications.
      Even the individual characters of the guys and girls who fought in these units give an indescribable sense of the spirit of that time.
    2. O_RUS
      O_RUS 13 January 2014 21: 25
      0
      Quote: retired
      I read this book in due time


      ... Mikhail Boltunov "Kings of deviations"

      Who else would recommend the book?
  7. uhjpysq1
    uhjpysq1 13 January 2014 20: 39
    +3
    sport and should be military applied. and now invented all sorts of curling)
    1. gridasov
      gridasov 14 January 2014 00: 59
      +1
      Absolutely right. The real pro is an athlete at heart. We were just sick with self-improvement and practiced motor skills for techniques both in battle and in our free time. Time seemed to be divided in half. The world in which we realized ourselves in improvement and the world that happened as if next to us. War or not war was not important. There was an internal order goal. My father taught me this too. He said war is a specific feature of life. The main thing is how you live in your inner world - in agreement or not. This is still understandable in an era of incredible technical capabilities. Sport is needed, to a greater extent, as an educator of the spirit and balance of physical condition. Now only amateurs go to "hand-to-hand".
  8. Ulairy
    Ulairy 13 January 2014 20: 54
    +3
    Quote: kot11180
    That is what the NKVD troops did, and not at all detachments. By the way, it was the NKVD units (especially in the initial period of the war) that were the most combat-ready

    No need to distort, the NKVD was engaged in the capture of deserters and interrogation (under what circumstances they deserted), special departments and platoons of the NKVD day and night dangled through the forests, arranging secrets and outposts near the front line. It was necessary to expose enemy reconnaissance and simply recruited ... And the OMSBON brigade did its job perfectly and was disbanded before the end of the war - good soldiers (and most importantly - coaches) needed to be desperately needed for the dilapidated and financially undermined state of the Soviets. And their operations are still semi-classified, but their methods of waging a sabotage battle are still in use ... Indeed, Glory to the teachers, who are forgotten more and more!
    1. kot11180
      kot11180 13 January 2014 23: 50
      +2
      This is exactly what I had in mind, and not the image of the NKVD troops that is now created by the liberals (VVshnik himself, so I know the history of the troops)
  9. bublic82009
    bublic82009 13 January 2014 22: 25
    0
    eternal glory to the heroes. this is how legends are created.
  10. svp67
    svp67 14 January 2014 00: 09
    +1
    OMSBON fighters, how many of them survived to Victory? But without their dedicated work, she would not have been



  11. Knizhnik
    Knizhnik 4 February 2014 12: 53
    +1
    There are two books about D. Medvedev and the "Winners" squad, I don't remember exactly the names, the famous Kuznetsov was in that squad
  12. The comment was deleted.
  13. Denisking
    Denisking 15 June 2020 13: 16
    0
    Good afternoon! My great-grandfather (Sinyakov Sergey Fedorovich) at that time worked in the Office of the Interior of the RSFSR, was on duty in the Moscow region.
    When Sergey Fedorovich learned that a separate motorized rifle brigade of special purpose (OMSBON) was formed from former athletes at Dynamo Stadium, he immediately signed up. This brigade had its own special tasks and methods of dealing with the Nazi invaders. They had to cross the front line in small detachments, operate behind enemy lines, conduct deep reconnaissance, organize and develop a partisan movement in temporarily occupied territory. For the successful completion of the tasks set, healthy, bold, seasoned people were needed, ready for self-sacrifice. Famous athletes served in this team, among them was my great-grandfather. He was the commander of a platoon of athletes and participated in the casting behind enemy lines. He had the first category in athletics, the second - in skiing, he played football, became a master of sports in basketball. From 1928 to 1940 he played for the CDKA team, and from 1944 to 1954 - for Dynamo. He stood at the origins of the development of Soviet sport.

ОМСБОН — спецназовцы-спортсмены

ОМСБОН — спецназовцы-спортсмены


Как известно, на войне места спорту нет. В годы военных действий отменяются мировые чемпионаты, олимпийские игры, первенства страны. Не стала исключением и Великая Отечественная война: спортсмены вынуждены были отказаться от своего любимого дела. Не могло быть речи даже о тренировках, ведь их место заняли настоящие бои за родную землю. Необходимо сразу отметить, что из спортсменов получались превосходные солдаты — выносливые, сильные, здоровые. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно им поручали самые сложные задания, выполнение которых было смертельно опасным.

Еще с начала 1930-х годов в Советском Союзе занимались активными разработками операций на вражеских коммуникациях, а также в тылу противника. Для этих целей создавались специальные диверсионные группы, основными задачами которых становились дезорганизация снабжения и управления войск. Диверсионные группы готовились под контролем двух основных ведомств — Разведывательного управления Генерального Штаба РККА и органов НКВД-НКГБ.


27 июня 1941 года Народный комиссариат подписал Приказ о создании Учебного центра подготовки специальных разведывательных диверсионных отрядов для проведения операций во вражеском тылу. В плане организации весь объем работ был возложен на 4-е Управление НКВД-НКГБ Советского Союза, руководителем которого был комиссар П.А Судоплатов. Уже к началу осени 1941 года в центре находилось несколько бригад и отдельных рот: рота связи, саперно-подрывная и автомобильная. В октябре Учебный центр был реорганизован в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН).

В составе бригады находились управление, два мотострелковых полка по три роты в каждом (каждая рота, в свою очередь, состояла из пулеметных и мотострелковых взводов), противотанковая и минометная батареи, рота парашютно-десантной службы, инженерно-саперная рота, рота связи, подразделения материально-технического обеспечения и автомобильная рота.

Что касается личного состава, то необходимо отметить, что еще 3 сентября 1941 года ЦК ВЛКСМ было принято специальное постановление, согласно которому предполагалась мобилизация комсомольцев. Кроме большого количества студентов и преподавателей московских вузов, в состав бригады вошли также работники наркоматов государственной безопасности, внутренних дел, внутренних и пограничных войск. В бригаду были включены и политические иммигранты — испанцы, французы, немцы, англичане, чехи, австрийцы, румыны, болгары, греки, поляки. Ряды подразделения пополнили и известные спортсмены — боксеры С.Щербаков и Н.Королев, легкоатлеты С. Знаменский и Г.Знаменский, прыгун в воду Г.Мазуров, лыжник И.Макропуло, штангисты В.Крылов, Н.Шатов, конькобежец А.Капчинский, лыжницы Л.Кулакова. Также состав бригады пополнили кинооператор М.Друян, художники А.Ливанов и Д.Цыновский, спецкор «Правды» А.Шаров, полярники-радисты А.Шмаринов и А.Волошин, спортивный журналист Е.Шистер. Командные посты были отданы кадровым офицерам и политработникам, опытным чекистам, участникам гражданской войны. Во главе бригады стал полковник М.Орлов, а комиссаром — А.Максимов.

ОМСБОН — спецназовцы-спортсмены


Своего рода штабом для ОМСБОН стал стадион «Динамо», где новобранцы получали обмундирование и снаряжение. Со стадиона новобранцы следовали в Мытищи, небольшой подмосковный городок, где находился учебный лагерь. Для личного состава подразделения была специально разработана программа подготовки по устройству минно-инженерных заграждений, минированию и разминированию объектов, проведению парашютно-десантных операций, разведывательных и диверсионных рейдов. Курсанты также обучались приемам ведения партизанской войны, рукопашного и штыкового боя, отрабатывали навыки саперно-подрывной и огневой подготовки, форсирования водных преград. Помимо этого, проводилась также подготовка специалистов, которые должны были заниматься выполнением особых задач на передовой.

Необходимо отметить, что бойцы особого подразделения были снабжены боеприпасами, оружием и обмундированием гораздо лучше, чем солдаты Красной Армии. Омсбоновцы широко использовали трофейное оружие, в частности, пулеметы MG 34/42 и автоматы МР 38/40, пистолеты-пулеметы ППШ и ППС-43. Кроме того, все бойцы имели кобурное оружие: револьверы или пистолеты ТТ. Бойцы диверсионных групп в обязательном порядке имели на вооружении так называемые ножи разведчика.

Что касается униформы, то и командование, и бойцы бригады носили форму подразделений НКВД: внутренних или пограничных (с приборным сукном, кантами и цветными фуражками, которые были определены для каждого рода войск). Сотрудники Главного управления государственной безопасности НКВД, которые проходили службу в оперативных группах бригады, также имели свою форму. Но очень часто, с целью конспирации, вместо ведомственной носилась форма РККА.

Подразделения милиции, входившие в состав ОМСБОН, использовали униформу с милицейскими знаками отличия: к голубым петлицам прикреплялись изображение герба СССР либо голубая суконная звезда с серпом и молотом в центре и золотым кантом, в качестве головного убора использовались фуражки с кокардами в виде алых звездочек с гербом посередине. Данное обмундирование было отменено в 1943 году.

ОМСБОН — спецназовцы-спортсмены


Десантники использовали летние и зимние камуфляжные халаты и костюмы. Начиная с конца 1930-х годов широкое распространение получили маскировочные мочальные костюмы, которые делали из сухой травы и пучков мочала. Остальные костюмы (и белые, и пятнистые) были изготовлены из дешевого и непрочного материала — бязи. Рисунки на ткани были двух видов: травянисто-зеленая основа с черными пятнами и песочно-оливковая основа с коричневыми пятнами.

Пограничные подразделения также использовали маскировочные костюмы с рисунком: на травянисто-зеленую основу были нанесены контура листьев и веток желтого или оливкового цвета. Как правило, в маскировочных костюмах по бокам имелись прорезные карманы, затяжные тесемочные кулисы, мешковатые капюшоны.

Подразделения бригады развернули свою деятельность практически на всей советской территории, оккупированной фашистскими войсками. Многие из них вполне успешно выполняли боевые задачи в тылу фашистско-немецких армий «Юг». Среди них необходимо отметить такие отряды, как «Олимп», «Победители», «Ходоки», «Соколы», «Охотники».

Так, подразделение «Олимп» было сформировано в августе 1942 года. В его состав входило 56 бойцов: автоматчиков, подрывников, разведчиков, минеров, врача и радистов. Командиром отряда был назначен В.Карасев. В феврале 1943 года подразделение было отправлено в район Житомира с целью переправиться по льду по реке Припять до весеннего половодья. За двадцать девять дней бойцы преодолели пешком около двух тысяч километров, но своей цели достигли. Бойцы обосновались в лесу, от подпольщиков, работавших на железнодорожных станциях, получили сведения относительно графиков движения поездов, установили связи с местными патриотами. В скором времени численность отряда значительно возросла. Появились новые роты, было образовано несколько батальонов, радиовзвод, кавалерийский эскадрон. В целом численность отряда достигла тысячи бойцов, и ему было присвоено имя А.Невского.

Бойцы отряда занимались минированием шоссейных и железнодорожных путей, пускали под откос поезда, занимались разведкой. За 1943 год ими было пущено под откос девять эшелонов противника. В Овруче силами отряда был организован взрыв в гебитскомиссариате, в результате чего были уничтожены десятки немецких солдат и офицеров.

В октябре 1943 года отряд двинулся в район Ровно, где совместно с соединением Д.Медведева продолжил уничтожение сил противника.

На территории Житомирщины действовал и отряд «Ходоки» Е.Мирковского. Изначально отряд состоял из 16 воинов. Группа эта действовала на протяжении трех лет, превратившись в крупное партизанское подразделение численностью около семи сотен чекистов. Отряд получил имя Ф.Дзержинского. За время проведения рейдов бойцы отряда преодолели свыше четырех тысяч километров, полностью оправдав свое название.

Бойцы бригады отправлялись на наиболее сложные задания, но выполняли их успешно. Многие из проведенных ими операций стали настоящими легендами.

Так, к примеру, в конце марта 1942 года подразделения под командованием майора Коровина пошли на лыжах во вражеский тыл. Необходимо было преодолеть сотни километров, покрытых талым снегом и грязью. На протяжении двух недель бойцы вынуждены были передвигаться только по ночам, обходиться без костров, питаться лишь сухарями. При этом каждый боец нес на себе около 50 килограммов снаряжения: патронов, медикаментов, оружия, взрывчатки, продуктов. Когда отряды прибыли к месту назначения, оказалось, что лес, в котором они должны были базироваться, полностью затоплен водой. Но и в таких условиях спецназовцы выполняли возложенные на них задачи — минировали железные дороги. В тот период времени у отрядов начались проблемы с поставками продовольствия, но отмеченные железные дороги все же были заблокированы на 20-50 суток.

ОМСБОН — спецназовцы-спортсмены


Несмотря на отсутствие пополнения, командование подразделения получило новое задание — парализовать магистрали в Белоруссии и в районе Смоленска. Кроме того, фашисты преследовали советских спецназовцев, удвоили охрану железных дорог, по обе стороны рельсов на 200-300 метров вырубили лес и кусты, заминировали и оградили колючей проволокой подступы к железным дорогам. Но даже и в таких суровых условиях бойцам Коровина удавалось выполнять боевые задачи. Они минировали дороги взрывчаткой, которую добывали из невзорвавшихся авиаснарядов и бомб.

Только в июне был получен приказ возвращаться. На протяжении трех недель спецназовцы небольшими группами пробирались к линии фронта. Но дойти удалось лишь одной группе, которой руководил старший сержант Бурондасов.

Лишь о немногих участниках тех событий что-то известно. Так, майор Коровин попал в плен, откуда ему удалось бежать, и присоединился к партизанскому отряду. В 1943 году он вновь вернулся в бригаду.

Только за 1943 год разведывательные диверсионные группы ОМСБОНа, которые действовали в тылу немецко-фашистских войск, передали советским контрразведчикам информацию о более чем тысяче агентах, которые были засланы в подразделения Красной Армии, что значительно ускорило их розыск и задержание. За весь период Великой Отечественной войны чекистами-диверсантами было уничтожено и обезврежено сотни лазутчиков, шпионов, провокаторов из карательных и разведывательно-диверсионных фашистских органов.

За четыре года войны бойцы бригады уничтожили 145 танков и прочей бронетехники, 51 самолет, 335 мостов, 13181 вагон и 1232 локомотива. Кроме того, было осуществлено 1415 крушений вражеских эшелонов, выведено из строя 148 километров железнодорожного полотна, проведено более четырех сотен других диверсий. Минеры бригады установили более сорока тысяч мин.

За мужество и героизм, проявленные в войне, более тысячи омсбоновцев были награждены медалями и орденами, более двадцати бойцов получили звание Героя Советского Союза.

В начале 1943 года отдельная мотострелковая бригада специального назначения была реорганизована в отряд особого назначения при НКВД-НКГБ. Данное подразделение было четко ориентировано на проведение разведывательно-диверсионных операций. В конце 1945 года ОСНАЗ расформировали. После окончания войны опыт спецназовцев-спортсменов был детально изучен и усовершенствован специалистами, результатом чего стало создание сил специального назначения, которые в настоящее время есть практически в каждой стране. И даже несмотря на то, что деятельность бригады была лишь небольшим эпизодом в действиях советских войск, она была очень показательной. А первых спецназовцев за героизм назвали «Бригадой отважных». К большому сожалению, много бойцов погибло, потому как боевой опыт добывался непосредственно в местах боев, а из тех, кому посчастливилось остаться в живых, очень немногие снова вернулись в большой спорт.

Использованы материалы:
http://www.undread.narod.ru/articles/nkvd.htm
http://spec-naz.org/forum/forum1/topic1307/
http://www.fedy-diary.ru/?page_id=3776
http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/omsbon_otdelnaja_motostrelkovaja_brigada_osobogo_naznachenija_nkvd_belarus_4_serii_2007_god/22-1-0-1631
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. BigRiver 13 января 2014 10:05
    Первая фотка не по теме.
    Это бойцы отдельного мотоциклетного полка (ОМЦП) или МЦБ.
  2. kot11180 13 января 2014 10:22
    Вот чем занимались войска НКВД, а вовсе не загрдотрядами. Кстати именно части НКВД были (особенно в начальный период войны) самыми боеспособными
  3. kaktus 13 января 2014 13:09
    Героям - СЛАВА!!! soldier
    kaktus
  4. Пеший 13 января 2014 13:37
    Эти спортсмены настоящие патриоты своей страны, не чета современным.
  5. Вадим2013 13 января 2014 13:42
    Светлая память погибшим. Жаль, что специальные диверсионные группы, которые создавались в 30 годах для дезорганизация снабжения и управления войск противника, были расформированы.
  6. пенсионер 13 января 2014 13:49
    Прочитал в своё время вот эту книгу. Вот это были люди! И ещё понял, что ОМСБОН-это такая мощнейшая была структура, что просто слов нет. Много известных людей служили в ОМСБОНе. К сожалению помню только иллюзиониста Барского и поэта Семёна Гудзенко. Но когда эту книгу читал очень много знакомых фамилий встретил. Если кто ещё не прочитал эту книгу-очень советую.
    1. BigRiver 13 января 2014 14:05
      Цитата: пенсионер
      ...Вот это были люди! И ещё понял, что ОМСБОН-это такая мощнейшая была структура, что просто слов нет. Много известных людей служили в ОМСБОНе...

      Тема интересная и нераскрытая. Так.., верхом по кочкам.
      Разбить бы на три-четыре публикации.
      Даже отдельные характеры парней и девчонок, воевавших в этих подразделениях, дают непередаваемое ощущение духа того времени.
    2. O_RUS 13 января 2014 21:25
      Цитата: пенсионер
      Прочитал в своё время вот эту книгу


      ...Михаил Болтунов "Короли деверсий"

      Кто еще порекомендует книгу?
  7. uhjpysq1 13 января 2014 20:39
    спорт и должен быть военно-прикладным.а сейчас напридумывали всяких кёрлингов)
    uhjpysq1
    1. gridasov 14 января 2014 00:59
      Абсолютно верно. Настоящий профи это спортсмен в душе. Мы были просто больны самосовершенствованием и отрабатывали моторику на приемы и в бою и в свободное время. Время как бы делилось пополам. Мир в котором мы самореализовывались в совершенствовании и мир который происходил как -бы рядом. Война или не война было не важно . Была цель внутреннего порядка. Этому учил меня и отец . Он говорил война это специфические особенности жизни . Главным является- как ты живешь в своем внутреннем мире- в согласии или нет. Это и сейчас понятно в эпоху невероятных технических возможностей. Спорт нужен , в большей мере как воспитатель духа и сбалансированности физического состояния. Сейчас в "рукопашку" идут только дилетанты.
  8. Ulairy 13 января 2014 20:54
    Цитата: kot11180
    Вот чем занимались войска НКВД, а вовсе не загрдотрядами. Кстати именно части НКВД были (особенно в начальный период войны) самыми боеспособными

    Не надо передергивать, НКВД занималось отловом дезертиров и допросом (при каких обстоятельствах они дезертировали), специальные отделения и взводы НКВД день и ночь мотались по лесам, устраивая секреты и заставы вблизи линии фронта. Нужно было разоблачать вражеских разведчиков и просто завербованных... А бригада ОМСБОНа отлично выполнила свою задачу и была распущена еще до конца войны - хорошие воины (а главное - тренеры) нужны были позарез полуразрушенному и финансово подорванному государству Советов. И их операции до сих пор полузасекречены, но их методы ведения диверсионного боя все еще в ходу... Действительно, Слава учителям, которых забывают все больше и больше!
    1. kot11180 13 января 2014 23:50
      Я именно это и имел ввиду, а не тот образ войск НКВД который создан сейчас либерастами (сам ВВшник, так что историю войск знаю)
  9. bublic82009 13 января 2014 22:25
    вечная слава героям. так создаются легенды.
    bublic82009
  10. svp67 14 января 2014 00:09
    Бойцы ОМСБОН, сколько из них дожило до Победы? Но без их самоотвержанной работы её бы не было



  11. Knizhnik 4 февраля 2014 12:53
    Про Д. Медведева и отряд "Победители" есть две книги, названия точно не помню, знаменитый Кузнецов в том отряде был

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня