Обед в Пританее. За что в демократических Афинах был казнен Сократ?

24
На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».

Родился он в 469 г. до н.э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н.э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно. Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н.э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, – как одинаково лицемерные и несправедливые. Но считал, что произвол одного все же лучше произвола многих – и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.

В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища. Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам отметил так:

Встречает пьяного Сократа
Крылатой руганью жена.


Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками – главное Платоном и Ксенофонтом.

Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях – общих понятиях для разных вещей. Например что есть само по себе «прекрасное», «дурное», «полезное» и так далее. Впрочем он сам, мастер образной и цепкой речи, никак не формулировал свою философскую задачу. Но как влекомый некой путеводной целью странник запытывал всех простодушными внешне, но исподволь коварными, даже исполненными подчас язвительной иронии вопросами. Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его Сократ – и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!

Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что Сократ ставил выше всего в жизни – истины.

Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой – кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.

За что же тогда он так почитался уже при жизни – а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально – за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей». А в сути – за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир – прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы – ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина – не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.

Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, – спрашивает он собеседника, – не оставлять поле боя первым?» – «Конечно». – «А бежать от врага – трусость?» – «Разумеется». – «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине – и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде – или мраку, при неимении достаточного света.

Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его заявление о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное – и отрицаний в его беседах куда больше, чем утверждений.

Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно – что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос или «демон», никогда не говоривший, что надо делать, но говоривший, чего делать не надо. Ну а второе – уже самое крамольное. Размышляя на предмет тогдашних многочисленных богов, он заподозрил, что они действуют не сами по себе, но за ними стоит некий управляющий их действиями архибог.

Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека – что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его. Но попутно впал в какое-то безумное для мудреца младенчество – сочтя, что если люди поймут, в чем добро, только ему и будут следовать!

Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана – члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев – например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.

Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов – распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем. Кто-то даже сравнил его с электрическим скатом, который своим ударом лишает языка любого спорщика. Еще кого-то пугал его великий критицизм и полная отвязанность суждений…

Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки – а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.

Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел Сократа как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.

В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества, отрицание отеческих богов и введение нового божества – «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась – да и суд над Сократом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина Сократ, военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.

Когда ему дали слово на суде, он, обычно весьма скромный в самооценках, изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня – вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин – это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния – это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.

Судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы покаянием, взбеленились от столь дерзкой отповеди – и вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.

Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не карали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей спала, они решили одну их подлость выправить другой – передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, мешать ему не будут. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика Сократа, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но Сократ, не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.

Всю жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.

Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, Сократ, оттого что ты осужден несправедливо!» На что Сократ ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»

Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин – подтвердив тем предсмертное пророчество философа…

Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа – за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах Сократ даже изображался на иконах.

Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.

Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности – когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов – и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» – но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет и подобием свершений той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения – Ту-204 и Ил-96 – угроблены благодаря текущему «благодаря».

То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.

При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен – и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия!
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 января 2014 08:33
    жизнь вопреки, интересный вывод
  2. Христианин
    +7
    13 января 2014 08:41
    Во-первых не надо ставить Господа Иисуса Христа в один ряд с простыми смертными.Во-вторых-РПЦ ,в отличии от католиков,казнями не занемалась.В-третьих-вся сегодняшняя мировая "общечеловеческая постиндустриальная цивилизация" ведёт к унификации как народов,религий(экуменизм),образа жизни,так и (как результат) -обезличиванию и деградации Человеческой Личности.
    1. +7
      13 января 2014 09:10
      Цитата: Христианин
      .В-третьих-
      Поставил +, но согласен только с третьим пунктом. Насчет отношения к Иесусу, то это личное дело каждого. В вопросах Веры, насильно мил не будешь. А казнями РПЦ занималась, объявляя староверов и старообрядцев, еретиками и язычниками. В меньших масштабах, в отличие от католиков, но все же .
      Платон мой друг, но истина дороже
      hi
    2. 11111mail.ru
      +3
      13 января 2014 18:22
      Цитата: Христианин
      Во-вторых-РПЦ ,в отличии от

      Вот и прочитайте не менее ДЕСЯТИ раз символ веры.
      Протопопа Аввакума-тоже не вы?
  3. makarov
    +13
    13 января 2014 08:44
    "Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой – кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают."

    И пусть это будет поучительным для современных знатоков в полемике.
    Материал+++
    1. luka095
      0
      13 января 2014 23:37
      Хорошо сказано.
  4. Валерий Неонов
    +9
    13 января 2014 08:46
    ...«группа товарищей» из демократов... - и там нормальным людям от демократов покоя не было.
    1. +10
      13 января 2014 08:59
      Демократию придумали греки. А что, там всегда тепло, все растет, можно не работать, а ходить с голой жо(п)ой и заниматься болтологией. Видимо с тех времен пошло: Кто не работает - тот демократ. laughing
    2. +3
      13 января 2014 09:10
      и там нормальным людям от демократов покоя не было

      Да не от демократов, а от государственников-бюрократов. Мы тоже иногда путаем эти понятия. Именно благодаря демократии, т.е. участии в управлении обществом каждого без исключения гражданина сформировалась великая греческая цивилизация - прообраз всей нынешней европейской цивилизации и российской в том числе. Даже так называемая тирания вводилась по прямому решению граждан. Так что давайте учиться демократии, т.е. активному участию в управлении обществом. Без этого так и будем пустобрёхами на форумах, ругая "дерьмократов", "коммунистов", "педерастов", "либералов", но только не себя.
      1. +5
        13 января 2014 16:54
        Конечно, давайте будем учиться! Только не забудьте, что великая античная цивилизация имела в основе своей рабовладельческий строй! И что современная демократия, которой вам забили голову, имеет в своей основе то же самое (только основная масса рабов живёт не на одном континенте с хозяевами). Или Вам тоже захотелось получить некоторое количество душ в собственность? Надеюсь, что нет.
        Не надо учиться демократии. Этот общественный строй успел многократно скомпрометировать себя за века. Тем более, что демократия приспособлена была для нужд Города-государства, а не государства в современном понимании. И можно вспомнить ещё одного, другого, древнего грека, который отнёс "демократию" к наихудшим видам устройства государственной власти.
        И, скажите, зачем следовать догмам более чем двухтысячелетней давности, глядя на "развитые" страны, тотально находящиеся в кризисе.
        Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже. И величие Сократа никак не зависело от демократов. При любом государственном устройстве никто не мешает быть патриотом или быть верным своему слову. Только надо заплатить за это некую цену. Для кого-то это деньги, для кого-то - власть, для кого-то - жизнь.
        Спасибо.
  5. jjj
    +2
    13 января 2014 08:48
    Да, как-то смешались в груду кони, люди
  6. +2
    13 января 2014 08:55
    Видно так достали демократы,что от яда не отказался,а приговорили толерасты.
  7. +9
    13 января 2014 09:03
    Автор провел интересные параллели...Заставляют задуматься
  8. +1
    13 января 2014 09:08
    При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен

    В случае с Сердюковым все наоборот.
  9. +15
    13 января 2014 09:10
    Рослякову спасибо за статью! С древнейших времен граждане-товарищи не желают жить по законам воров-жуликов ! Сократ являлся гражданином-полурабом в Афинах и был первым несогласным жить по законам дерьмовой демократии рабовладельцев-эксплуататоров!
    О СОЦИАЛИЗМЕ ОН ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЛ ! Прошли века и поиск СОКРАТОВСКОЙ ПРАВДЫ в 1917 году завершился рождением первого пролетарского государства СССР и строительством СОЦИАЛИЗМА для пролетариев-трудящихся ! В ближайшие годы будет 100 летие со дня рождения в РОССИИ реального для трудящихся СОЦИАЛИЗМА ! Первый эксперимент по реализации мечты о светлой жизни для трудящихся в СССР завершился нелегитимной прихватизацией СОЦИАЛИЗМА легализовавшейся в элиту воровскую предателей трудового народа СОВЕТСКОГО СОЮЗА !
    Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности – когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов – и этот список можно бесконечно продолжать.

    Мы уже два десятка лет живём в условиях "демократии", а где личности, сопоставимые с указанными? Вокруг одни скучные фигуры жуликоватых толстосумов-олигархов, да эстрадный петушатник, где "живут" все эти киркоровы-варумы-орбакайте. И это все "достижения демократии"? Маловато, для великой страны.
    1. +5
      13 января 2014 09:38
      Цитата: демотиватор
      да эстрадный петушатник

      А вы обратили внимание на то, что т.н. голубой огонёк стал заметно голубее.
      Я сразу выключил, чтобы не стошнило...
      1. +2
        13 января 2014 20:14
        Цитата: 123dv
        А вы обратили внимание на то, что т.н. голубой огонёк стал заметно голубее.
        Я сразу выключил, чтобы не стошнило...


        laughing А я думал что,это заметил только я))
        1. Неслух
          +2
          13 января 2014 21:48
          Цитата: одинокий
          Сократ являлся гражданином-полурабом

          Это всё равно что буржуй-пролетарий.
          Сократ был рождён в законном браке и поэтому являлся полноценным гражданином Афин, со всеми вытекающими правами. Кстати, у него было право взять своё имущество и переехать куда он пожелает (а предложения такие были). С учётом того что казнили его в 70 лет в Афинах, то получается что до суда его в целом всё устраивало.
  10. vladsolo56
    +7
    13 января 2014 09:42
    Вот уж Сократ тысячу раз прав, демократия худшая из форм правления. Людям врут что они выбирают власть, и люди верят.
    1. +3
      13 января 2014 10:31
      Цитата: vladsolo56
      Вот уж Сократ тысячу раз прав, демократия худшая из форм правления. Людям врут что они выбирают власть, и люди верят.

      Ребят, а если взглянуть со стороны старой доброй истины? "С глубокой древности “топ–менеджеры управления" понимали, что лучший раб — тот, кто не понимает, что он раб , а даже наслаждается своими цепями. Чтобы раб не убежал , его приковывают к галере, а чтобы хорошо работал, ставят надсмотрщика и платят ему за это. Но производительность труда все равно низкая. Как сделать , чтобы раб на меня с песнями работал? Надо дать ему то, что он хочет. Чего хочет раб ? Раб хочет свободы . Но свободу дать ему нельзя, иначе он перестанет быть рабом . Можно дать иллюзию свободы . Она была разработана в древности и реализовывалась через веру: “Счастья для человека на земле нет. Счастье — только после смерти. И если ты, раб Божий, будешь себя хорошо вести в этой земной жизни, слушаться своих хозяев (вся власть от Бога!), то когда ты сдохнешь, на небе ты будешь счастлив"
      Может быть кто то, кроме меня еще верит, что с тех пор мало что изменилось.. Разве что для многих теперь не вера иллюзия свободы, каждый находит свою иллюзию.
      1. +2
        13 января 2014 16:59
        +! Самое короткое изложение европейской истории и философии за последние 2500 лет, которое я когда-либо встречал.
  11. 0
    13 января 2014 09:46
    Мда,многого не знал. В ВУЗе изучают только скукотищу типа сущностей и материй. Спасибо!
    1. +4
      13 января 2014 17:09
      Извините, но изучение предмета зависит от двух факторов: 1. от преподавателя и его отношения к своему предмету; 2. от студента и круга его интересов. Скорее всего Вам просто не повезло с преподавателем, который не смог пробудить интереса к своему предмету. Считаю, что мне повезло больше: в нашем техническом ВУЗе гуманитарные дисциплины преподавались достойно.
  12. 0
    13 января 2014 09:46
    Из публикации делаем вывод,что философия-наука,которая, "ничего не знает, но все думают, что все знает".
  13. +3
    13 января 2014 09:52
    считал, что произвол одного все же лучше произвола многих – и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.


    Правильно считал. Много лицемеров хуже одного лицемера. При "демократии" распущенность принимается за свободу. А это в конце-концов так пронизывает общество, что далее становиться невыносимым и появляется диктатор, который наводить порядок. Так было с древних времён и до наших дней.
    1. +1
      13 января 2014 13:51
      Я бы сказал что лучше один матерый волк, чем стая блохастых шавок.
  14. +3
    13 января 2014 17:13
    сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.

    Внешность бывает обманчива,сказал ёж слезая с одёжной щётки.

    Наверно тоже был философом.
  15. +1
    13 января 2014 20:26
    Великий был человек этот старый грек Сократ !!! Давно и с таким удовольствием не читал статей и комментариев к ним. Автору - огромное СПАСИБО !!!
  16. Неслух
    +3
    13 января 2014 22:18
    Сократа осудили сами граждане Афин. Этот суд состоял из 501 человека, для оправдательного приговора не хватило 30 голосов (281 против 220).В практике судопроизводства греческих полисов было принято, чтобы обвиняемый после признания его виновным сам предлагал себе меру наказания, которую он заслуживает в собственных глазах. Это право, предоставляемое подсудимому, не будучи формально апелляцией, давало возможность смягчить наказание. Оно свидетельствует о гуманности судопроизводства афинян. Суд же присяжных выбирал между двумя (предложенными обвинителем и обвиняемым) мерами. Третий вариант исключался.
    Вместо назначения себе какого-либо наказания Сократ предложил нечто совершенно неожиданное для суда.
    Он сказал, что для него, человека заслуженного, но бедного, нуждающегося в досуге для назидания своих сограждан, «нет ничего более подходящего, как обед в Пританее!» , то есть возможность получать обед на общественный счет в знак почета и особых заслуг перед Государством.
    Это шокировало суд. Состоялось очередное голосование и его приговорили к смерти.Суд присяжных вынес ему смертный приговор большинством уже в 80 голосов.
    Не любят граждане особо умных. Вспоминается - А ещё шляпу одел!
  17. 0
    14 января 2014 12:20
    "Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер"
    Это не совсем верно. Напиток из цыкуты, которым казнили в Афинах, плохо всасывался. Поэтому, для достижения скорейшего результата нужно было проявить какую то физическую активность. Так что Сократ ходил, и произносил какое то из своих рассуждений. Правда, насколько мне известно, последней речи тоже не сохранилось.
  18. mixbigs
    0
    15 января 2014 22:16
    Схема прослеживается старая. Значит берем очень известную личность, немного истории, рассуждения путаные,
    а в конце бац, и РПЦ (это надо же было придумать Русскую Православную Церковь так называть якобы для краткости)
    стоит в одном ряду с инквизицией. Вот цель статьи. Я уже не говорю о сравнении Бога
    с человеком в лице Сократа.После такого сравнения можно дальше двигаться , но это потом, в следующий раз,
    а пока зерно посеяно.
    Ну и пару атеистических комментов. Работа сделана. Потомки казнивших Сократа
    чувствуют удовлетворение.
  19. Заправщик РВСН
    0
    18 января 2014 11:35
    Раз уж пошёл разговор о славных сынах Эллады преходящий в плач о славных сынах России. я скажу пару слов не ласковы в адрес окружающей действительности и сайта конкретно.

    Великий Архимед говаривал - "Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!"

    Достойнейший из россиян пишет всем СМИ России --"Дайте мне время на экране, и я переверну науку всего мира"

    Модератору сайта рекомендуется: в архивах покопаться и понять, что сайту ЗА ДЕНЬГИ предлагали мировую сенсацию.

    Так как я ---устал писать в демократический вакуум. Если этот сайт пришлёт электронный адрес, то он получит статью и видео. Которое будет доказывать поголовную тупость ГОСчиновников и любознательных пенсионеров. Именно так я называю всех тех, кто отрицал UFOогию. Теперь объектом едких насмешек будут именно такие дипломированные "спецы."

    Последний ДАУН + ДЕБИЛ поймут, что эта наука УФОлогия будет взаимосвязана с ФИЛОСОФИЕЙ, ПОЛИТИКОЙ и другими дисциплинами, например ---- ЮРИСПРУДЕНЦИЕЙ, а так же ТЕХНОЛОГИЯМИ производства.

    Эпоха воинствующего материализма в мире закончилась 2 апреля 2009 года. И я это аргументированно докажу.

    Я жду от сайта адрес. Отсылать сообщение по общепринятой форме --АБСОЛЮТНО БЕСПОЛЕЗНО.