Палубные беспилотники с ракетами – новое в тактике войн

21
Палубные беспилотники с ракетами – новое в тактике войн

За желанием США сделать палубные беспилотники более крупными и грузоподъемными стоит трансформация тактики будущих боевых действий.

Имея значительное превосходство в части организации военных операций и ведения боевых действий с применением авианосцев, США уходят вперед в главной составляющей этого вида вооружений – применении палубной авиации.

После того, как палубный беспилотный летательный аппарат X-47B в 2013 году прошел испытания на уровне демонстратора технологий, казалось – это предел, и дальше в развитии связки «авианосцы-истребители» двигаться некуда, по крайней мере, в ближайшие лет 10.

Однако ВМС США изменили концепцию.

Они заявили, что намерены заказать более крупный палубный беспилотник, сопоставимый по размерам с истребителем F-14 Tomcat – старым, если не старейшим (1970 года рождения), палубным истребителем компании Grumman Aircraft Engineering Corporation.

Вы, наверное, улыбнетесь - единственной страной, куда экспортировались F-14, был Иран. Но – Иран шаха, а не аятолл.

Разработка нового аппарата будет проводиться в рамках программы ВМС США UCLASS - Unmanned Carrier-Launched Surveillance and Strike.

На сегодняшний день в ней принимают участие несколько конкурирующих фирм со своими предложениями.

Формальный лидер - Northrop Grumman со своим базовым «демонстратором технологий» X-47B-D (demonstrator).

Среди других конкурентов на очень дорогой заказ ВМС США - Lockheed Martin, Boeing – со своим Phantom Ray, и General Atomics с морской версией своего базового беспилотника Avenger.

Phantom Ray - также базовый демонстратор, невидимка, тип - летающее крыло, имеет размер обычного истребителя, отличается универсальностью применения - разведка и наблюдение, ракетная атака, дозаправка других машин, в том числе - пилотируемых. Его отличает развитый искусственный интеллект, умение подавлять системы ПРО противника.

Одна из важных миссий Phantom Ray - проведение электронных атак, умение вывести из строя коммуникации противника.

Характерно – о многом говорит, участие в тендере компании General Atomics.

Компания является ведущим производителем не столько самих аппаратов, сколько авионики - беспилотных авиационных систем.

Ее концепция – использование тактических разведывательных радаров и систем наблюдения. Современный беспилотный аппарат просто не может обойтись без средств разведки, наблюдения и рекогносцировки.

General Atomics в этой части опережает другие американские компании, которые в ряде случаев приобретают у нее новые технологии, основанные на лазерах, оптико-электронных датчиках, сверхширокополосных каналах передачи данных.

ВМС требует, чтобы масса перспективного аппарата составляла 31.8-36.3 т, аналогично F-14 Tomcat, максимальный взлетный вес которого – 33.7 т.

Кстати, уже тогда – 40 лет назад, F-14 Tomcat способны были развивать скорость до 2.5 тысяч км/час, а их боевой радиус составлял около 1000 км...

Требование по грузоподъемности означает - будущий беспилотный палубник будет использоваться как ракетоносец.

Еще одной предполагаемой специализацией является его применение в качестве танкера для дозаправки в воздухе истребителей F-35C Lightning II.

В этом случае он, по условиям тендера, должен быть способным принять на борт до 9 тонн горючего.

Продолжительность полета беспилотников должна быть не меньше 14 часов.

Кроме того, новые машины в части каналов управления и обмена данными будут сопрягаться с пилотируемыми истребителями F-35C или F/A-18E/F Super Hornet - для запуска ракет по их команде.

Управляться перспективные палубные беспилотники будут не только с авианосца, с палубы которого стартовали, но и борта уже упоминаемых истребителей F-35C, а также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye.

Ничего не известно пока о том, будут ли они сопрягаться с последним уровнем системы – спутниками.

Планы ВМС США простираются к 2030 году, когда предполагается накопить опыт применения палубных беспилотников, на основании которого будут выработаны дополнительные требования к аппаратам такого класса.

И это странно – уверен, через 16 лет центр тяжести подобного рода операций будет поднят с уровня морской поверхности на космические орбиты.

Тем не менее, выскажусь осторожно - военным аналитикам, прогнозирующим войны будущего, виднее.

Максимальная взлетная масса беспилотника X-47B – 20.2 т, скорость - до 1035 км/час, дальность – почти 4 тысячи км.

X-47B способен принять на борт вооружение общей массой до 2 тонн.

Выше указано - о намерении принять участие в разработке перспективных палубных беспилотников объявили американские компании Northrop Grumman, General Atomics, Boeing и Lockheed Martin.

Есть и такой вариант, который принят в США: заказ могут получить все претенденты, а окончательный выбор будет сделан после создания реальной летающей модели.

Это дороже, но умнее, а главное - практичнее. И весьма вероятно, что через несколько лет на борту авианосцев будут базироваться несколько типов тяжелых беспилотных аппаратов...

Новые аппараты планируется принять на вооружение в 2019-2021 году, но окончательные требования к ним будут обнародованы до конца 2014 года.

А теперь вопрос, волнующий израильтян: могут ли в конкурсе участвовать израильские компании, которым, по оценке международного «судьи» SIPRI - Стокгольмского института исследования проблем мира, принадлежит около 60% мирового рынка экспорта беспилотников?

Вряд ли: в военной доктрине Израиля отсутствует практика использования авианосцев, их нет у Израиля, еще и потому, что они невероятно дороги, а в техническом отношении их создание по силам только 3-4 державам мира.

Вряд ли у Израиля имеется необходимая для их создания «в железе» технологическая оснастка.

А потому Израиль не производит тяжелые беспилотные аппараты указанной выше грузоподъемности.

Но вот в чем бы Израиль мог конкурировать с американскими компаниями, так это в создании «умной авионики».

И хотя тягаться с такими фирмами как Northrop Grumman и General Atomics – лидерами мировой авионики, трудно, но вполне по силам израильским компаниям.

Уверен – после проведения тендера, если будут выбраны модели беспилотников компаний Boeing или Lockheed Martin, они, весьма вероятно, обратятся к израильским производителям.

Так, как это произошло с истребителем F-35C Lightning II.

Еще одна возможная ветвь сотрудничества – разработка и производство крыльев для беспилотника (совместно с британской BAE systems) – в случае, если тендер выиграет Lockheed Martin.

На мировом рынке оружия складывается любопытная ситуация: лидеры рвутся в сторону технологий, отстающие – упорно лезут в железо, ежедневно создавая отсталые ракеты, эфемерные авианосцы, заявляя о новых самолетах... из прошлого века.

Новое оружие полностью меняет тактику войн, и страны третьего мира не успевают не то что создать противоядие, но даже отреагировать на новшества.

Однако лидерство в сфере оружия - в большей степени элемент бизнеса.

Кто создает более сильное оружие?

Это можно будет узнать из рейтинга экспорта вооружений, выход которого вскоре ожидается.

Именно он оценит и расставит по своим местам годовой вал реальной и лживой информации о вооружениях.

И думаю – вы будете сильно удивлены.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +3
    14 января 2014 09:15
    "А теперь вопрос, волнующий израильтян: могут ли в конкурсе участвовать израильские компании, которым, по оценке международного «судьи» SIPRI - Стокгольмского института исследования проблем мира, принадлежит около 60% мирового рынка экспорта беспилотников?"

    Вот она составляющая "братскую поддержку":- дружба-дружбой, а денежки врознь!
    1. 0
      14 января 2014 09:20
      "А теперь вопрос, волнующий израильтян: могут ли в конкурсе участвовать


      Нам от этого вопроса, не холодно и не жарко... :(, но тонко подметил..
      1. 0
        27 января 2014 04:35
        Кто-нибудь разбирающийся, поясните пожалуйста, почему беспилотники размером с самолёт, но так сильно отличаются визуально? Почему не берут самолёт, не заменяют кабину пилота на компьютеры и так не делают беспилотники, а разрабатывают с нуля по совсем другой аэродинамической схеме?
        1. 0
          27 января 2014 10:51
          Цитата: crazyrom
          Почему не берут самолёт, не заменяют кабину пилота

          Ну, вероятно тут иные требования к наличию оборудования. На беспилотниках отсутствует ряд приборов, необходимых пилотируемому аппарату. К беспилотникам предъявляются иные требования. К примеру, более длительное пребывание в полёте. Отсюда иной двигатель. Им не нужен локатор, другая развесовка планёра. Беспилотники не обладают той скоростью, что пилотируемые самолёты, им это не нужно. Отсюда и иные формы, наверное. Плюс внедрение современнейших технологий. Чего так легко на пилотируемых моделях не сделаешь.
          А так как говорите ВЫ, делали в СССР в 60-е годы.
    2. +1
      14 января 2014 11:22
      Как только у Израиля появится первый авианосец. Пока что палубный беспилотник негде испытывать.
  2. +1
    14 января 2014 09:21
    То что за беспилотниками и роботами будущее войн, думаю несомненно. Рано или поздно, беспилотники потеряют свою экзотическую форму. Это будут обычные самолеты (танки), но без экипажа. Вернее, экипаж будет сидеть в пункте управления за много километров до места боя. Сейчас вопрос кто быстрее создаст технологию безопасного управления. В смысле чтоб противник не "забил" сигнал управления.
    1. 0
      14 января 2014 09:34
      Цитата: стайер
      Сейчас вопрос кто быстрее создаст технологию безопасного управления. В смысле чтоб противник не "забил" сигнал управления.


      А разве не будет ставка на ИИ ? what
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        14 января 2014 13:40
        ИИ в решениях слишком несовершенен.
        Его роль сведут к обеспечению большинства рутинных операций - выполнение маршрута полета, посадка, патрулирование, ожидание и т.д.
        а нужных местах будет вмешиваться оператор.
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          14 января 2014 15:44
          Цитата: yehat

          ИИ в решениях слишком несовершенен.Его роль сведут к обеспечению большинства рутинных операций - выполнение маршрута полета, посадка, патрулирование, ожидание и т.д.а нужных местах будет вмешиваться оператор.

          Надо работать и совершенствовать ИИ, а описанное вами есть обыденное настоящее равняться на которое все равно что идти назад
    2. 0
      14 января 2014 13:07
      Цитата: стайер
      Вернее, экипаж будет сидеть в пункте управления за много километров до места боя

      - любопытно! Воевать роботы будут просто на уничтожение друг друга (в игровом азарте) или будут прорываться для уничтожения бункеров с вражескими операторами. Наверно, далеко от места боя отсидеться не удастся! И всё же, при примерном равенстве противников, когда все киборги обоих сторон будут уничтожены в первой интенсивной фазе столкновения, в дело вступит сохранённая живая армия.
  3. рыбак
    +1
    14 января 2014 09:21
    Новое оружие полностью меняет тактику войн,


    неужели?

    буду с нетерпением ждать продолжения данного литературного романа, надеюсь, что этот писатель раскроет нам большую военную тайну )
  4. +4
    14 января 2014 09:26
    Ладно отбомбиться по папуасам этот дрон еще сможет,но заменить летчика истребителя в кабине и вести маневреный воздушный бой нет(оператор не потянет)
    1. 0
      14 января 2014 09:30
      Цитата: sds555
      но заменить летчика истребителя в кабине и вести маневреный воздушный бой нет(оператор не потянет)

      Вот это и является самой большой проблемой на данный момент. Но электроника не стоит на месте. Мы не знаем что будет через ...цать лет. Рано или поздно (по моему оч. скоро) системы управления позволят дрону быть полноценной боевой единицей.
      1. +4
        14 января 2014 09:38
        Но и аппаратура РЭБ не будет стоять на месте,и будет принцип как с танками:снаряд всегда опережает броню(броню нельзя до бесконечности увеличивать)В борьбе с противником с равными техническими возможностями эти дроны будут уязвимы
        1. +1
          14 января 2014 09:48
          До тех пор пока дрон управляется извне, всегда будет возможность воздействовать на сигнал управления, в том числе перехватить полностью управление дроном и просто посадить его, разбить или даже обернуть его против противника. Поэтому, до сих пор это не настоящий самолет, стоящий миллионы, а дешевый (относительно боевой машины)аналог с ограниченными возможностями. Но придет время, и станут дроны как в кино про терминатора, умные, хитрые, бесстрашные, неподкупные.
          1. Hudo
            +3
            14 января 2014 10:17
            Цитата: стайер
            Но придет время, и станут дроны как в кино про терминатора, умные, хитрые, бесстрашные, неподкупные.


            ... и любое алогичное решение, принятое в противоборстве с ними человеком, будет ставить их в тупик, инициируя принятие ими заведомо проигрышного сценария действий.
    2. 0
      14 января 2014 13:35
      Цитата: sds555
      Ладно отбомбиться по папуасам этот дрон еще сможет,но заменить летчика истребителя в кабине и вести маневреный воздушный бой нет(оператор не потянет)

      а вот тут вы ошибаетесь!
      тесты уже наглядно показали, что вполне потянет, причем требования к оператору на голову слабее, чем к летчику.
      1. 0
        14 января 2014 13:45
        Скажите это боевому летчику,и послушайте его ответ про эти тесты laughingэто даже технически сейчас невозможно
    3. Комментарий был удален.
  5. +1
    14 января 2014 09:31
    А такое настораживает
    14 января 2014, 00:12 (мск) | Политика | «Известия»
    Минобороны уничтожит устаревшие советские беспилотники
    Из утилизированных летательных аппаратов достанут черные и цветные металлы, серебро, золото и платину
    Министерство обороны готовится к утилизации беспилотных авиакомплексов, поступивших на вооружение более 20 лет назад, в эпоху СССР. За три года утилизируют девять беспилотников. Их использование признано неэффективным, а хранение — нецелесообразным. Информация о намерении утилизировать старую технику содержится в документах по развитию ВВС (есть в распоряжении «Известий»). Экс-главком ВВС Владимир Михайлов подтвердил, что уничтожение устаревших беспилотников в России будет проводиться впервые.
    За три года промышленным предприятиям (исполнитель работ будет определен в середине марта 2014 года) предстоит переработать на черный и цветные металлы, серебро, золото и платину, а также металлы платиновой группы разведывательные авиационные комплексы принятые на вооружение еще в 70–80-х годах прошлого века, — «Стриж», «Рейс», «Пчела-1» и «Крыло».
    Комплекс «Рейс» был введен в строй в начале 1970-х годов и проводил фото- и радиоразведку. Съемка с высоты 500 м позволяла распознавать на земле объекты размером от 20 см. «Рейс» использовался в боевых операциях на Кавказе.
    «Стриж» прошел госиспытания в 1980 году и предназначался для воздушной разведки с помощью фотоаппарата и инфракрасной камеры. Аппарат поднимался на высоту до 6 км и разгонялся до 1 тыс. км/ч, преодолевая расстояние в 900 км за один вылет.
    Аналогичный ему аппарат «Крыло» также был оснащен турбореактивным двигателем и имел схожую форму фюзеляжа с низко расположенным крылом.
    Беспилотник «Пчела-1» использовался в первой чеченской кампании. Аппарат отличался меньшими габаритами и мог передавать изображение в двух диапазонах (телевизионном и тепловизионном) в реальном времени.
    Живы в памяти ещё поросячии восторги всякой демшушеры по поводу утилизации Акул
    И при чём тут рубрика | Политика |?
  6. 0
    14 января 2014 11:50
    На мировом рынке оружия складывается любопытная ситуация: лидеры рвутся в сторону технологий, отстающие – упорно лезут в железо, ежедневно создавая отсталые ракеты, эфемерные авианосцы, заявляя о новых самолетах... из прошлого века.

    А это про нас. Израильтянин не удержался, кучку наложил.
    Когда то на боевые лазеры тоже делали основную ставку. Мол никакое другое оружие будет не нужно, навел, нажал кнопку, сжег. И где он?
    Безусловно за беспилотниками будущее но только для борьбы с аборигенами, или в мирной версии. Согласен с sds555 РЭБ не стоит на месте и вряд ли есть радио сигнал который невозможно заглушить, перенаправить, исказить. Да и сбиваются они тоже хорошо. Поэтому рано радуются.
  7. 0
    14 января 2014 12:10
    Цитата: Невский_ЗУ
    А разве не будет ставка на ИИ ?


    Какое бы не было ИИ, а человека в экстренной ситуации мне кажется заменить не сможет.
  8. 0
    14 января 2014 12:27
    Дистанционно управляемые боевые модули уже есть. Палубные беспилотники уже есть. Дело за малым. Осталось создать безматросный дистанционно управляемый авианосец и мечта израильтян, воевать с арабами лёжа с тёлкой в постели решена!