Проект штурмового танка Т-34-122

В советской армии в первые годы Великой Отечественной войны существовала масса проблем, главной из которых являлось отсутствие необходимого вооружения для эффективного ведения боевых действий. Сюда можно отнести и отсутствие самоходных штурмовых орудий. К ним можно причислить лишь КВ-2, большую часть которых потеряли в боях, и трофейные StuG III. Чтобы заполнить этот вакуум, параллельно разрабатывалась самоходная артиллерийская установка и «штурмовой танк» на базе Т-34. Основным вооружением должна была послужить танковая гаубица У-11, разработанная на основе М-30.

В декабре 1942 года техническим отделом Народного комиссариата тяжелой промышленности по требованию БТУ были разработаны тактико-технические требования к танку артиллерийского усиления танковых бригад. В этом танке, согласно заданию, должен был сохраниться корпус и ходовая часть танка Т-34. Для новой машины требовалось изготовить новую башню, а в качестве вооружения должна была использоваться 122-миллиметровое штурмовое орудие с баллистикой гаубицы образца 1938 года.


Работа по созданию машины была поручена сразу трем коллективам конструкторов — конструкторскому бюро УЗТМ (руководитель проекта Горлицкий Л.И.), конструкторскому бюро завода №9 (руководитель Петров Ф.Ф.) и Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро (руководитель Грабин В.Г.)

Под шифром У-37 Уральским заводом тяжелого машиностроения были разработаны литая и штампованная башни, которые по форме и габаритам были близки к башне Т-34, но под погон танка КВ. В качестве вооружения должна была послужить 122-мм гаубица У-11 или 85-мм пушка У-10, разработанные УЗТМ еще в 1941-1942 годах конструкторами Сидоренко В.Е. и Усенко А.В. Однако уже на этапе заседания макетной комиссии выяснилось, что предложенные башни тесны для размещения казенной части 85- или 122-миллиметрового орудия и трёх человек расчета. В связи с этим проект УЗТМ был отвергнут.

Проект штурмового танка Т-34-122



Проект Центрального артиллерийского конструкторского бюро предполагал установку 122- или 152-миллиметровой артиллерийской системы С-41. Данная башня предлагалась не только для установки на Т-34, но и на КВ-1С. Однако конструкция ЦАКБ в башне Т-34 с погоном диаметром 1420 миллиметров не могла быть установлена по причине большой реакции отдачи и чрезмерных габаритов. В связи с этим проект для Т-34 был отвергнут, однако рекомендован для монтажа в танке КВ.

Самым привлекательным выглядело предложение конструкторского бюро завода №9. КБ завода предложило литую башню с вертикальными стенками увеличенной высоты. Часть боекомплекта размещалась в башенной нише. Танк предлагалось вооружить 122-миллиметровым штурмовым орудием Д-6, которое являлось плодом технологического упрощения и доработки 122-миллиметрового орудия У-11 и унификации деталей и узлов с 85-миллиметровой пушкой Д-5. В сквозной нумерации изделий завода №9 указанная башня получила заводской индекс Д-11 и легко могла перевооружаться 85-миллиметровой пушкой Д-5. Впрочем, габаритов и этой башни было недостаточно для комфортного размещения трех членов экипажа.

Разработки конструкторских бюро Уралмашзавода и завода №9 еще некоторое время обсуждали на пленуме Артиллерийского комитета. Так, например, чтобы избежать тесноты в движении, предлагалось, чтобы заряжающий по совместительству был и стрелком-радистом и покидал свое кресло лишь при остановке танка во время проведения стрельб. Однако в этом случае машина оказывался бы без защиты от нападения пехоты противника. Все попытки найти выход из сложившейся ситуации были тщетны. Осенью 1943 года в связи с появлением самоходных установок СУ-152 и СУ-122 работы по штурмовому танку Т-34-122 были прекращены. Опытный штурмовой танк Т-34-122 в некоторых документах проходил под обозначением Т-34Ш (штурмовой) или Т-34Г (гаубичный).

Проектные тактико-технические данные:
Боевая масса — 30000 кг.
Экипаж — 4-5 чел.
Длина — 6000 мм.
Высота — 3200 мм.
Клиренс — 400 мм.
Вооружение:
— 121,9-мм гаубица У-11;
— два пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
Бронирование:
Лоб и борта корпуса — 45 мм.
Корма корпуса — 30 мм.
Днище и крыша корпуса — 20 мм.
Башня — 60 мм.
Двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, В-2-34, мощность 500 л.с.
Емкость бака — 620 л.
Трансмиссия — механическая, коробка передач 5 скоростей (4 вперед и 1 назад).
Ходовая часть — 5 обрезиненных сдвоенных основных катков, заднее ведущее и переднее направляющее колесо.
Скорость — 30 км/ч.
Преодолеваемые препятствия:
Ширина рва — 2,50 м.
Высота стенки — 1,00 м.
Глубина брода — 1,50 м.
Средства связи — радиостанция 71ТК-3.

Подготовлено по материалам:
Alternathistory.org.ua
Lib.rus.ec
www.aviarmor.net
www.tehnikapobedy.ru
Автор:
Петр Улякин
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти