Проект штурмового танка Т-34-122

В советской армии в первые годы Великой Отечественной войны существовала масса проблем, главной из которых являлось отсутствие необходимого вооружения для эффективного ведения боевых действий. Сюда можно отнести и отсутствие самоходных штурмовых орудий. К ним можно причислить лишь КВ-2, большую часть которых потеряли в боях, и трофейные StuG III. Чтобы заполнить этот вакуум, параллельно разрабатывалась самоходная артиллерийская установка и «штурмовой танк» на базе Т-34. Основным вооружением должна была послужить танковая гаубица У-11, разработанная на основе М-30.

В декабре 1942 года техническим отделом Народного комиссариата тяжелой промышленности по требованию БТУ были разработаны тактико-технические требования к танку артиллерийского усиления танковых бригад. В этом танке, согласно заданию, должен был сохраниться корпус и ходовая часть танка Т-34. Для новой машины требовалось изготовить новую башню, а в качестве вооружения должна была использоваться 122-миллиметровое штурмовое орудие с баллистикой гаубицы образца 1938 года.

Работа по созданию машины была поручена сразу трем коллективам конструкторов — конструкторскому бюро УЗТМ (руководитель проекта Горлицкий Л.И.), конструкторскому бюро завода №9 (руководитель Петров Ф.Ф.) и Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро (руководитель Грабин В.Г.)


Под шифром У-37 Уральским заводом тяжелого машиностроения были разработаны литая и штампованная башни, которые по форме и габаритам были близки к башне Т-34, но под погон танка КВ. В качестве вооружения должна была послужить 122-мм гаубица У-11 или 85-мм пушка У-10, разработанные УЗТМ еще в 1941-1942 годах конструкторами Сидоренко В.Е. и Усенко А.В. Однако уже на этапе заседания макетной комиссии выяснилось, что предложенные башни тесны для размещения казенной части 85- или 122-миллиметрового орудия и трёх человек расчета. В связи с этим проект УЗТМ был отвергнут.

Проект штурмового танка Т-34-122
Проект штурмового танка Т-34-122
Проект штурмового танка Т-34-122


Проект Центрального артиллерийского конструкторского бюро предполагал установку 122- или 152-миллиметровой артиллерийской системы С-41. Данная башня предлагалась не только для установки на Т-34, но и на КВ-1С. Однако конструкция ЦАКБ в башне Т-34 с погоном диаметром 1420 миллиметров не могла быть установлена по причине большой реакции отдачи и чрезмерных габаритов. В связи с этим проект для Т-34 был отвергнут, однако рекомендован для монтажа в танке КВ.

Самым привлекательным выглядело предложение конструкторского бюро завода №9. КБ завода предложило литую башню с вертикальными стенками увеличенной высоты. Часть боекомплекта размещалась в башенной нише. Танк предлагалось вооружить 122-миллиметровым штурмовым орудием Д-6, которое являлось плодом технологического упрощения и доработки 122-миллиметрового орудия У-11 и унификации деталей и узлов с 85-миллиметровой пушкой Д-5. В сквозной нумерации изделий завода №9 указанная башня получила заводской индекс Д-11 и легко могла перевооружаться 85-миллиметровой пушкой Д-5. Впрочем, габаритов и этой башни было недостаточно для комфортного размещения трех членов экипажа.

Разработки конструкторских бюро Уралмашзавода и завода №9 еще некоторое время обсуждали на пленуме Артиллерийского комитета. Так, например, чтобы избежать тесноты в движении, предлагалось, чтобы заряжающий по совместительству был и стрелком-радистом и покидал свое кресло лишь при остановке танка во время проведения стрельб. Однако в этом случае машина оказывался бы без защиты от нападения пехоты противника. Все попытки найти выход из сложившейся ситуации были тщетны. Осенью 1943 года в связи с появлением самоходных установок СУ-152 и СУ-122 работы по штурмовому танку Т-34-122 были прекращены. Опытный штурмовой танк Т-34-122 в некоторых документах проходил под обозначением Т-34Ш (штурмовой) или Т-34Г (гаубичный).

Проектные тактико-технические данные:
Боевая масса — 30000 кг.
Экипаж — 4-5 чел.
Длина — 6000 мм.
Высота — 3200 мм.
Клиренс — 400 мм.
Вооружение:
— 121,9-мм гаубица У-11;
— два пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
Бронирование:
Лоб и борта корпуса — 45 мм.
Корма корпуса — 30 мм.
Днище и крыша корпуса — 20 мм.
Башня — 60 мм.
Двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, В-2-34, мощность 500 л.с.
Емкость бака — 620 л.
Трансмиссия — механическая, коробка передач 5 скоростей (4 вперед и 1 назад).
Ходовая часть — 5 обрезиненных сдвоенных основных катков, заднее ведущее и переднее направляющее колесо.
Скорость — 30 км/ч.
Преодолеваемые препятствия:
Ширина рва — 2,50 м.
Высота стенки — 1,00 м.
Глубина брода — 1,50 м.
Средства связи — радиостанция 71ТК-3.

Подготовлено по материалам:
Alternathistory.org.ua
Lib.rus.ec
www.aviarmor.net
www.tehnikapobedy.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. ShadowCat 14 января 2014 09:28
    Новая ветка советских САУ ВОТа раскрыта))
    1. vvp2412 14 января 2014 16:30
      Было бы неплохо заиметь такой танк в ангар! Это была бы вещь, покруче кв1 с 122мм фугаской! :)
      1. StolzSS 14 января 2014 21:33
        Да фигня. Конструктивные упрощения снизят точность как и короткий ствол орудия. Малая скорострельность ну блиндажи курочить конечно можно...
        StolzSS
  2. Мур 14 января 2014 09:44
    То ли в БТУ пытались как можно сильнее унифицировать изделия (вставил в обычный корпус новый погон, новую башню и поехал), то ли повысить боевую эффективность (не надо всем корпусом при стрельбе ворочать).
    Когда не получилось - вернулись к классической схеме САУ.
  3. Денис 14 января 2014 09:44
    «штурмовой танк» на базе Т-34
    Высоковат для танка,скорее САУ.Как и КВ-2
    Хотя те своё дело делали,жаль не что не так много:К сожалению, все технические проблемы связанные с ходовой частью и трансмиссией танков КВ в полной мере коснулись и КВ-2. Это, а также плохая подготовка танкистов сказалось на огромных потерях танков КВ-2 в первые месяцы ВОВ. Так же, танковые части были практически не укомплектованы боеприпасами. Часто, единственным оружием танкистов становились гусеницы. Но тем не менее, для немцев танки КВ оказались страшным шоком.
    стория танка КВ-2 начиналась 19 декабря 1939 года, когда было подписано Постановление Комитета Обороны СССР №443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА. В это время опытный образец танка КВ-1 проходил войсковые испытания и принимал участие в Советско-Финской войне. В ходе боев, советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с ДОТами, надолбами и другими фортификационными сооружениями.
    Первые испытания в заводском тире развеяли все сомнения: прочность конструкции оказалась достаточной, и два опытных танка КВ-2 отправили на фронт Зимней войны.
  4. svp67 14 января 2014 14:09
    Проект штурмового танка Т-34-122
    Да,в том виде как его хотели сделать - явно бесперспективно,так как даже для линейной машины с 76,2мм пушкой применяемый в то время погон башни был маловат, а тут 122 мм... Да и кроме того, штурмовой танк подразумевает,что ему придется идти в первых рядах и подходить очень близко, а бронезащита т34 в 1942 году уже не была достаточной для этого...значит её надо было увеличивать - в результате переделок, пришлось бы выпускать совершенно новую машину, так что появление вот такой САУ на базе Т34 со 122 гаубицей более закономерно и правильно...
    1. Aleks тв 14 января 2014 16:02
      Цитата: svp67
      для линейной машины с 76,2мм пушкой применяемый в то время погон башни был маловат, а тут 122 мм... Да и кроме того, штурмовой танк подразумевает,что ему придется идти в первых рядах и подходить очень близко, а бронезащита т34 в 1942 году уже не была достаточной для этого...

      Даже добавить нечего.
      hi

      Су-100 была самой удачной разработкой на базе Т-34.
  5. svp67 14 января 2014 14:13
    а лучший "штурмовой танк", он же "охотник" на базе Т34, это конечно - ,из серийных, Су100

    а из экспериментальных Су100М
    1. Кислый 14 января 2014 16:00
      Цитата: svp67
      а лучший "штурмовой танк", он же "охотник" на базе Т34, это конечно - ,из серийных, Су100

      Штурмовой танк - танк прорыва обороны. Видимо, так.
      СУ-100 вообще ни разу не танк, а САУ, и создана прежде всего в противотанковых целях.
      1. Aleks тв 14 января 2014 16:26
        Цитата: Кислый
        Штурмовой танк - танк прорыва обороны. Видимо, так.
        СУ-100 вообще ни разу не танк, а САУ, и создана прежде всего в противотанковых целях.

        Сергей поэтому и взял в кавычки выражение "штурмовой танк", применяя его к Су-100, соглашусь с его мнением.
        И так понятно, что это САУ.
        Но Су-100 использовалось в 1945 году как: "и швец, и жнец и на дуде игрец".
        И она неплохо справлялась со всеми своими обязанностями и как самоходное орудие и как истребитель тяжелых танков и как своеобразный "штурмовой танк" на базе машины среднего класса.
        1. svp67 15 января 2014 21:16
          Цитата: Aleks тв
          Сергей поэтому

          Алекс hi Даже я не смог бы найти столько весомых доводов в свою защиту... hi
        2. svp67 16 января 2014 07:56
          Цитата: Aleks тв
          Сергей поэтому

          Алекс hi Даже я не смог бы найти столько весомых доводов в свою защиту... hi
  6. Кислый 14 января 2014 15:57
    Если штурмовой танк - этот танк прорыва укреплённой в инженерном отношении обороны, то это проект не годится. Его наверняка отвергли на ранней стадии.
    Броня явно слабовата. Усилить её в перспективе нельзя, с учётом шасси среднего танка и 122-мм пушки.
    1. svp67 15 января 2014 13:01
      Цитата: Кислый
      Броня явно слабовата Усилить её в перспективе нельзя, с учётом шасси среднего танка ...

      Хорошо,что конструктора СУ100М об этом не догадывались...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня