Немецкая подлодка времен Первой Мировой в деталях

17

Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим — для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев.

SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом.


Четыре носовых торпедных аппарата и передние горизонтальные рули немецкой подлодки SM UB-110.


Едва ли не самым уникальным приобретением XX столетия в части морских вооружений стали подводные лодки (ПЛ). Не успев появиться, они породили массу сбывшихся и несбывшихся надежд. Полагали, что новые боевые средства произведут переворот в войне на море, нивелируя «прежние ценности» в виде армад линейных кораблей и броненосных (линейных) крейсеров; сведут на нет генеральные сражения как основное средство решения военного противостояния на море. Теперь, более чем через 100 лет, интересно оценить, насколько подтвердились столь смелые прогнозы.

На самом деле, ПЛ наиболее эффективно проявили себя в борьбе с торговлей, где добились действительно впечатляющих результатов. С позиций высокой стратегии это не входит в противоречие с представлениями о достижении главных целей в войне. «Разрушение торговли» особенно больно бьет по островным, высокоразвитым государствам, традиционно и сильно зависящим от экспорта и импорта; кроме того, дискредитируется само понятие «господство на море», считавшееся прерогативой великих морских держав и великих флотов. В первую очередь речь идет о противоборстве Германии с Англией и ее союзниками в мировых войнах и о США против Японии. Эти самые масштабные и поучительные примеры легли в основу обширного и глубокого анализа, поиска закономерностей, вплоть до выработки мотивированных взглядов на применение ПЛ в будущем.

Что касается возможностей ПЛ против военных флотов, их главных сил, этот раздел раскрыт менее подробно и оставляет много вопросов.


Торпедный отсек.


Примечательно, что и сегодня это не какой-нибудь рутинно-схоластический вопрос военно-морской истории или прикладных разделов развития боевого использования торпедного оружия (БИТО). Он актуален в определении перспектив строительства и развития флота. Повышенный интерес к нему возбуждает объективно существующий национальный аспект проблемы. Не секрет, что ВМФ, особенно в послевоенный период, имел хорошо заметную подводную направленность. И это при том, что обе мировые войны завершились официальным поражением идеи подводной войны. После Первой мировой – введением системы конвоев и «Асдиком», во Второй – внедрением радара и самолетов. Вообще, следуя подобной логике, делать ставку на ПЛ в будущем казалось бессмысленным. Тем не менее мы ее сделали, как до нас это сделали немцы во Второй мировой войне. До сих пор не затихают споры о правомерности такого шага и действительном облике ВМФ в годы холодной войны: насколько оправданным оказался подобный шаг в сложившихся условиях? Вопрос непростой, ждущий еще своего компетентного исследователя.


Четыре носовых торпедных аппарата и передние горизонтальные рули на боку.


Самым «тонким» местом в объективном анализе, а следовательно, в формировании конкретного ответа является неподкрепленность его боевым опытом. К счастью для человечества и неудобству для специалистов, возможность опереться на таковой вот уже 67 лет отсутствует. Речь идет об аксиоме: только практика – критерий истины, в военном деле во всяком случае. Поэтому столь ценным и уникальным считается опыт Фолклендского кризиса 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Но он только укрепляет в уверенности, что, как бы далеко ни ушли подводные лодки в своем развитии – вплоть до оснащения их ЯЭУ, космической связью и навигацией, совершенной электроникой и ядерным оружием, – они не смогли полностью освободиться от присущего этому роду сил груза особенностей и ограничений. Фолклендский «подводный опыт» оказался интересен вдвойне. Это опыт боевых действий против надводных кораблей (НК) противника. Однако будем придерживаться хронологии и начнем с участия ПЛ в мировых войнах.


Торпедный отсек.


Подводным лодкам как роду сил флота чуть более 100 лет. Начало широкого боевого применения и их интенсивного развития как раз и относится к периоду Первой мировой войны. Этот дебют в целом можно признать удачным. Около 600 ПЛ (372 из них были немецкими ПЛ, но и потеряли немцы больше всех – 178 ПЛ), состоявших тогда на вооружении воюющих сторон, отправили на дно более 55 крупных боевых кораблей и сотни эсминцев общим водоизмещением более 1 млн. т и 19 млн. б.р.т. (брутто-регистровая тонна – единица объема, равная 2,83 куб. метра, в настоящее время не применяется) торгового тоннажа. Наиболее массовыми и результативными оказались немцы, записавшие на свой счет более 5860 потопленных судов общим водоизмещением 13,2 млн. б.р.т. торгового тоннажа. Удар в основном пришелся по торговле Англии и был чрезвычайно действенен.

Рекорд потопленного тоннажа будет повторен, но не превзойден в ходе Второй мировой войны и, что характерно, гораздо большим количеством ПЛ. А вот принадлежащий германскому командиру Aрно де ла Перьер личный рекорд – более 440 тыс. б.р.т. – никем не достигнут. Лучший из подводников Второй мировой войны, тоже немец, Отто Кречмер сойдет с арены со счетом 244 тыс. б.р.т. и 44 потопленными судами еще весною 1941 года.


Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Общий вид на подлодку.


Если обратиться к результативности ПЛ против военного флота противника, успехи гораздо скромнее даже там, где такие действия специально планировались. Это трудно сообразуется с надеждами и ожиданиями от первых громких успехов Отто Веддигена, который уже в первые дни войны на примитивной U-9 за час с небольшим утопил три броненосных крейсера. Известны и другие громкие достижения немецких подводников в части поражения крупных НК противника, но это будет позже. А пока «мобилизация» почти всех имевшихся (около 20 единиц) ПЛ на прочесывание Северного моря, якобы кишащего дредноутами, не принесли никакого результата. Заранее узнав об операции, англичане убрали из Северного моря все ценные НК.

Участие ПЛ в Ютландском сражении, на которое возлагались большие надежды – ведь к 1916 году ПЛ уже исподволь успели себя проявить, – вообще обескураживают. Они там даже никого не обнаружили. Главные силы флотов развернулись и сошлись в величайшем в истории морском сражении, не будучи даже замечены. Косвенным успехом ПЛ, правда, считают гибель военного министра Великобритании фельдмаршала лорда Китченера на крейсере «Хемпшир», подорвавшегося на минах, но это не более чем утешительный «бонус».


Центральный пост.


Строго говоря, недостигнутыми оказались цели и в борьбе с торговлей. Блокада Англии, поспешно декларированная германским руководством в начале войны, оказалась не достигнута, ибо не была подкреплена реальными силами. Затем последовала череда запретов из-за международного скандала по поводу «Лузитании», сопутствующие им спады в подводной войне, возвращение к принципу призового права. Не помогло и запоздалое объявление неограниченной подводной войны в 1917 году: противник успел подготовиться.

Однако вернемся к несбывшимся надеждам в части борьбы ПЛ с НК. Следует заметить, что в межвоенный (1918–1939 годы) период не было недостатка в анализе, исследователях и теориях на этот счет, более глубоких и заинтересованных, чем в Германии. Если во всем многообразии причин и объяснений выделить главные и отбросить частные, предвзятые и второстепенные, имеющие, кстати, широкое хождение на «школярско-кадетском» уровне, в сухом остатке – отсутствие в основе действий германского флота в Первой мировой войне соответствующей его задачам и материальному уровню стратегии.

В кои-то веки Германии огромным напряжением всех своих сил удалось построить второй в мире флот. В сочетании с признанно лучшей армией это порождало надежды занять доминирующее положение в Европе, и не только в ней. К тому же столь серьезные военные приготовления, согласно законам стратегии, имеют необратимый характер. Но вот соответствующих стратегических установок, касающихся войны на море, у военно-политического руководства и морского командования Германии не оказалось. Это признают в первую очередь их же исследователи-специалисты. Следуя от общего к частному, уместно распространить эту проблему и на счет подводного флота, тогда совсем молодого рода сил. В этом, видимо, и приходится искать главную причину недостижения целей в войне подводным флотом Германии.



В этом можно усмотреть и достаточно глубокие общие оперативно-стратегические последствия. Не будем забывать, что британский Гранд Флит был почти на треть сильнее германского Флота Открытого моря, и вступать при таком соотношении сил в генеральное сражение было по меньшей мере безрассудно. Исходя из этого, замысел германского морского командования состоял в том, чтобы предварительно ослабить Гранд Флит, выманив англичан в море частью сил и подловив их там превосходящими силами, сравняв силы для будущего генерального сражения. После того как адмирал Гуго фон Поль 14 декабря 1914 года упустил подобную уникальную возможность, надежды уравнять силы сосредоточились преимущественно вокруг успехов подводных лодок. 200 из более чем 5000 транспортов погибли на минах (1,5 млн. т), выставленных ПЛ.


Шкафчики для экипажа.



Торпедный отсек, вид на потолок.





Стол, шкафчики и люк, ведущий к аккумулятору.



Торпедный отсек.





Жилое пространство.
[/center]

[center]



Центральный пост.



Центральный пост и люк, ведущий к боевой рубке.



Центральный пост.



Центральный пост.



Центральный пост.



Центральный пост.



Отсек №5.



Отсек №6.



Машинный отсек.



Отсек с дизелями.



Отсек управления электричеством



Отсек управления электричеством



Отсек управления электричеством



Отсек управления электричеством



Торпедный отсек



Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Общий вид на подлодку.

Источники:
http://nvo.ng.ru,
http://supercoolpics.com
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    17 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +2
      14 января 2014 09:37
      Спасибо, было познавательно.
    2. +3
      14 января 2014 09:58
      Шикарные фото!
      1. +1
        14 января 2014 19:13
        Да, хорошиё материал. Только "умиляют" некоторые названия фотографий, к примеру - "отсек управления электричеством", на самом деле - электромоторный отсек видимо имелся ввиду. Но, это ничего, материал достойный.
        1. +1
          22 января 2014 06:26
          Аха)) Особенно "потолок") Хотя во флоте (даже гражданском) он зовется подВолок ))
      2. Комментарий был удален.
    3. +3
      14 января 2014 10:52
      Статье респект

      Что не говори подлодки немцы умели делать
    4. +4
      14 января 2014 11:52
      Как понимаю фото с заброшенной ПЛ? Честно говоря страшно было бы служить в таких условиях...
    5. +2
      14 января 2014 13:25
      Фото хороши. Смотрю на все эти вентеля и думаю как же разобраться что к чему, сколько знаний надо было подводникам чтоб всем этим управлять.
    6. 0
      14 января 2014 13:34
      Вот еще бы найти одну очень красивую серию фото немецких подводников первой мировой! В инете нет(
      1. 0
        14 января 2014 17:10
        https://www.google.az/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5
        %D1%86%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%
        D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%
        D0%BE%D0%B9&espv=210&es_sm=93&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=sDbVUpSZE8jX7AbtzYGgC
        w&ved=0CAkQ_AUoAQ&biw=1440&bih=798#imgdii=_ Учитесь пользоваться поисковиками!
    7. Комментарий был удален.
    8. Romanychby
      0
      14 января 2014 13:52
      Фотки хорошие.Автору спасибки
    9. Romanychby
      0
      14 января 2014 13:53
      Фотки хорошие.Автору спасибки
    10. Romanychby
      0
      14 января 2014 14:00
      Сори за баян.Не могу удалить.Модер-почисти пожалуйста
    11. +1
      14 января 2014 16:55
      Фото ПЛ с десятками клапанов - класс!Дополню своим фото из Мюнхенского технического музея. Это рубка настоящей малой ПЛ 1-й МВ в разрезе. Там вся подлодка, все её отсеки можно увидеть.И еще один отсек.
    12. 0
      14 января 2014 17:10
      Фото к предыдущему посту wink
    13. gunnerminer
      0
      14 января 2014 20:35
      Очень интересно.Только не -потолок-,а -подволок-.
    14. monolit55
      0
      14 января 2014 21:14
      позновательно. многого из выше сказаного яне знал,даже и недогадывался.спасибо за статью!
    15. Spstas1
      0
      14 января 2014 22:49
      Вопрос не сходящий с уст теоретиков, практиков и историков ВМФ - правомочным или подлым является применение ПЛ, т.к. в основном этот вид вооружения применялся против грузового флота. И в случае возникновения крупного международного конфликта, будет снова применён именно для нарушения грузо-перевозок, а также для пресечения переброски личного состава войск. Ни один Генштаб не может (да и не имеет права) отказаться от подобных планов. Но потенциальные цифры жертв ужасают, как и цифры уже понесённых потерь в обоих Мировых войнах. А если к этому добавить трагедии "Лузитании", "Атении" и других пассажирских и санитарных судов, то вопрос вообще становиться трудно разрешимым.
      1. Kassandra
        0
        16 января 2014 02:11
        так можно дойти до того что ПЛ была обязана бороться только с ПЛ а линкор с линкором но не с крейсером или миноносцем
        большинство судов с большим количеством персонала было потоплено авиацией, включая госпитальные.
        если будет применен то для уничтожения стран целиком, АУГ ВМС и таких же ПЛ.
        какой то из этих двух кораблей, Лузитанию"/"Атению", что твой "Титаник" точно утопили сами союзники чтобы втянуть через общественное мнение США в войну.
        на Титанике менеджер рейса заставил под пистолетом идти полным ходом пока от пробоины всего в 2км.м не раздело 90м обшвки корпуса.
    16. 0
      28 мая 2014 16:02
      Как запомнить что чем перекрывается и на оборот? Центральный пост просто загадка Спасибо за фото
    17. musetel
      0
      10 января 2015 17:35
      автору огромное спасибо!

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»