Military Review

Academician Valentin Petrovich Glushko

9
Modern Russian cosmonautics are indebted to this person for a lot of things, from the design of the engines of the Vostok spacecraft, on which the first space flight took place, to the creation of orbital space stations. Valentin Petrovich Glushko erected a monument in the center of his native Odessa on the avenue of the same name, despite the fact that for a long time he was among the classified people. For services to his fatherland, he was twice awarded the title Hero of Socialist Labor, five orders of Lenin, orders of the October Revolution and Red Banner of Labor, numerous medals, as well as a laureate of the State and Lenin Prize.


Dreams of space

Valentin Glushko was born in 1908 in Odessa, after the revolution he entered a real school, then renamed Vocational School. Despite the difficult time for the country, the boy dreamed not of serving in the Red Army, as many of his peers. He was admired by the books of Jules Verne. After reading “From the Cannon to the Moon” and “Around the Moon” in 1921, little Valentine decided to devote the rest of his life to making such flights. He understood that this requires good knowledge, it is necessary to finish school, to enter a higher educational institution. He sincerely believed that the future was in space exploration.

At the same time, he became acquainted with the works of K. Tsiolkovsky. This is how Valentin Petrovich himself writes about this in his autobiography: “I found the first work of Tsiolkovsky in the Odessa public library. In the winter of 1922, it was not heated. Sitting in the reading room in my overcoat, I copied his blue fingers into my notebooks. In the 1923 year, 26 in September, I wrote a letter to K. E. Tsiolkovsky in Kaluga, Korovinskaya, 61, with a request to send his works. After a short time (October 8), to my great joy, I received a response letter from Tsiolkovsky along with some editions of his works. Soon Tsiolkovsky announced that from now on he would send me all the works published by him. Thus began the correspondence, which lasted a number of years. ” The correspondence, which Glushko carefully preserved, continued from 1923 to 1930. In his face, Tsiolkovsky found a devoted admirer who not only shared his dreams about space flights, but was ready to devote his life to this. In the 1924 year, when Valentine turned 16 years, he finished work on his first book, The Problem of Using Planets, with a page of 203. It was not taken at the publishing house, the work was too naive and emotional, as Glushko admitted after many years. But in this youthful work, the future academician outlined ideas, some of which he himself was later able to implement. In addition, he published a small popular science articles about space flight.

Academician Valentin Petrovich Glushko
VPGlushko in the years of work at the Reactive Research Institute (RNII). Moscow. 1934 year


From theory to practice

After graduating from vocational school in 1924, Valentin Glushko entered the Leningrad State University in the physics department of the Faculty of Mathematics and Physics. As a thesis in 1929, he presented the project of the interplanetary spacecraft "Gelioraketoplan" with electric rocket engines. After graduation, he joined the staff of the Gas Dynamics Laboratory (GDL) as the head of the unit for the development of electric and liquid rockets and rocket engines, where he soon began working on the creation of the first Russian liquid propellant rocket engine (LRE) called ORM-1. During his work at GDL, Glushko designed the RLA-1, RLA-2, RLA-3 and RLA-100 missiles, developed designs and tested ORM engines using nitric acid-kerosene fuel.

In January 1934, Valentina Glushko was transferred to Moscow and was appointed head of the RNII Sector of the People's Commissariat of Defense. In December 1935 of the year he finished work on the book “Missiles, their device and use,” in parallel, he lectured at the N.E. Zhukovsky Air Force Engineering Academy. The following year he was appointed chief designer.


ORM-65 - a liquid-propellant rocket engine created by V.P. Glushko in 30-ies for installation on the RP-318 rocket plane and the 212 cruise missile designed by S.P. Korolev


Repressions and the Great Patriotic War

Valentin Glushko, like many scientists at that time, did not escape repression. He was arrested on 23 March 1938. Two days later, in the cellars of Lubyanka, he signed a confession: “I am a member of an anti-Soviet organization in the defense industry, on whose instructions I was conducting sabotage subversive work. In addition, I was engaged in espionage work in favor of Germany. " A few months later, in Butyrskaya Prison, he refused unsubstantiated accusations and began writing letters first to Vyshinsky, therefore to Yezhov and Stalin. The text was almost the same: “I request your order to review my case, instructing it on a new investigation, since the form of the interrogation I underwent was in the nature of moral and physical coercion, as a result of which I gave evidence that did not correspond to reality. I ask you not to slow down with the revision of my case (No. 18102), ensuring the normal method of investigation, since I have been in prison for 7 months. ” Of course, no one answered these letters.


V.P.Glushko in the Butyrskaya prison in 1938. During the period of the Stalinist repressions, V.P.Glushko was arrested by the NKVD in a fabricated case and released only in 1944.


The next recipient is L. Beria. Glushko wrote: “Being slandered by the enemies of the people, I was arrested by 23.03.38 and subjected to moral and physical coercion by the investigative staff of the NKVD; as a result of the violence, I was forced to sign an interrogation protocol, the contents of which is nonsense, fiction.” He achieved only the replacement of the investigator, but it was impossible to win the case. 15 August 1939 The Special Meeting at the USSR People's Commissar of Internal Affairs issued a resolution: “Glushko Valentin Petrovich for taking part in a counterrevolutionary organization to end up in a forced labor camp for a term of eight years, counting the term from 23 in March 1938. Case file in the archive. "


Extract from the protocol with the sentence


However, by that time Glushko was already a very large specialist and was left to work in the technical bureau, and in 1940 he was transferred to Kazan, where the scientist continued to work as the chief designer of the NNVX Special Design Bureau of the NKVD at the Kazan Plant No. 4 for developing auxiliary aircraft engines. At the same time, Glushko had the exclusive right to recruit specialists for cooperation from those who were in the GULAG. He made a list of former employees and acquaintances, but most of them were already shot.

Zhiritsky, Strakhovich, Vitka, Liszt, Zheltukhin, Umansky and others worked with Glushko, and in 1942, at the request of Valentin Glushko, S. P. Korolev was transferred to Kazan. Together they developed military equipment. To begin with, the Pe-1 was equipped with a RD-2 engine, and its speed immediately increased by 180 km / h. After that, the engine improved and conducted a test cycle on the Yak-3, Su-7 and La-7 fighters. As a result, the increase in the speed of the aircraft was 200 km / h. So they put into operation a liquid jet engine that influenced the fate of rocket technology. Stalin appreciated the merits of Valentin Petrovich in the development of military aircraft, and 27 August 1944, he was released early with the removal of a criminal record. Glushko handed Stalin a list where more than 30 people indicated, asking for early release. Most of these people subsequently remained to work with Valentin Petrovich. From 1945, he headed the department of jet engines at the Kazan Aviation Institute.

"Through the thorns to the stars"

After the war in 1945-1946, Glushko was on a business trip in Germany, where he studied German trophy rocket technology. He summarized the results of his observations in a memorandum to Minister of Arms Ustinov, in which he outlined the program for creating the rocket industry in the USSR and offered his candidacy for the post of chief designer of the rocket engine design bureau. In the summer of 1946, a team of design bureaus from Kazan was transferred to aircraft plant No. 456 in Khimki, which was reequipped to produce liquid rocket engines and later renamed NPO Energomash, and in 1970's, NPO Energia. In September 1948, the launch of the first rocket R-1 with a liquid-propellant rocket engine took place.

In 1953, Valentin Petrovich Glushko was elected a corresponding member of the USSR Academy of Sciences, and in 1957, the Higher Attestation Commission awarded him the degree of Doctor of Technical Sciences without defending a thesis. In 1960-1970, under the leadership of Chief Designer Glushko, programs were developed for the creation of manned orbital stations, lunar settlements, new reusable spacecraft, exploration of Mars and Venus, and flights to asteroids. It was the time of the great dream of space, when Valentine Petrovich fulfilled many of his childhood desires.

After the first artificial satellite in the USSR was launched into Earth orbit, rapid development of rocket production began. Under the leadership of Glushko was the development of a habitable lunar station. He wanted to draw public attention to this project, but all the work was done under the heading "top secret". After several unsuccessful launches of the H-1 rocket, the lunar program was completely closed.


V.P.Glushko with cosmonauts Yu.A.Gagarin and P.Popovich in his office. 1963 year


In his first book, “Problems of exploitation of the planets,” the academician foresaw many inventions serving the exploration of outer space. So, he wrote: “The communication between the rocket and the Earth can be direct and should be made by means of a small apparatus, so this large rocket (we will call it an observation station), being always at the top, can have many different purposes.” And in the 1960-1970 years, Glushko participates in the development of the Salyut or Mir orbital complexes, and manned spacecraft Soyuz and transport Progress support the communication with the Earth.

In 1968, Valentin Glushko was appointed chairman of the Scientific Council on the “Liquid Fuel” problem at the Presidium of the USSR Academy of Sciences. In total, under his leadership, more than 50 liquid rocket engines and their modifications were created, which are used on 17 models of combat and space rockets. Also, its engines are installed on launch vehicles that launched automatic stations to the Moon, Venus and Mars, manned spacecraft Vostok, Voskhod and Soyuz, launched artificial satellites of the Earth and the Moon into orbits.

"Energy-Buran" - the last brainchild of Glushko

At the beginning of 1972, the United States began work on the Space Shuttle program, and in March in the Soviet Union at a meeting of the Military Industrial Commission discussed the creation of a domestic reusable space system. A month later, a meeting of designers led by Glushko was held, where they identified the problems of developing the ISS. The main difficulty was that disposable launch vehicles were more profitable both in terms of efficiency and cost, and there was no primary need to use reusable spacecraft. In addition, the task required an extraordinary approach and huge material costs, not to mention technical difficulties. Naturally, the Soviet ISS was not supposed to concede to the American "Shuttle" in anything.

They decided to start work only after the American shuttle made a maneuver over Moscow, descending from orbit to a height of just 80 km above the city, and then repeated it again. The order to create the Buran spacecraft was immediately adopted, and the development of this project began at NPO Energia, which was led by chief designer Glushko. The Buran was supposed to combine the properties of an ordinary airplane and an orbital spacecraft. Engineers are faced with the fact that in order to fulfill the set requirements it is necessary to create new heat-shielding materials, and right there appeared the problem of their testing.

Outside the ship is covered with ceramic tiles. Several tens of thousands of parts were calculated on the computer. All of them had a different shape and size, and manual calculation would require tens of thousands of drawings. The material could withstand large temperature differences. For the new carrier rocket, Glushko created the most powerful in the world, RD-170. As a result, the mechanical characteristics of the Buran not only did not yield to the Shuttle, but even surpassed it in some parameters.



In total, the development of the ISS "Buran" gave 8 years, but the system was completely ready to be launched only by 1988 year. In 1987, a test launch of an Energia launch vehicle was conducted along with an experimental Polyus satellite. She did not go into orbit due to an error in flight in the satellite system, but made an excellent adjustment of the trajectory during landing.

The final launch of the ISS Energy-Buran from the Baikonur cosmodrome was scheduled for November 15 on 1988. The weather was unsuccessful, a storm warning was announced. But the launch still took place. The flight went according to plan. Separated from the carrier rocket, the Buran spacecraft reached the first cosmic velocity and went into a circular orbit, made two full orbits around the Earth. After 209 minutes after launch, the ship landed in automatic mode on the runway of Baikonur. Despite the difficult weather conditions, the landing was done flawlessly.

The launch of the ISS "Energy-Buran" meant the triumph of the national astronautics. However, the first flight of the ISS was the last. In 1989, at the age of 80, its creator Valentin Glushko died. The next launch of Buran was postponed first for two years, then another year, and more ... And the name of academician Glushko by the decision of the General Assembly of the International Astronomical Union in 1994 called the crater on the visible side of the moon.


G.S. Titov, V.P.Glushko, Ya.B.Zeldovich in the Presidium of the International Congress on Mars "Cooperation in Space for Peace on Earth". 1987 year



Monument to VPGlushko at his grave at the Novodevichy Cemetery in Moscow
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Alez
    Alez 15 January 2014 09: 59
    +2
    Not only the GENERAL DESIGNER, but also the GENIUS.
    1. Nayhas
      Nayhas 15 January 2014 10: 25
      +2
      Quote: Alez
      Not only the GENERAL DESIGNER, but also the GENIUS.

      The brilliant enemy of the people? As the Stalinists write here, the scale of the repressions is exaggerated, and without them the USSR would not have become a great power ... Well, well ... If it hadn't been for Glushko, then the enemy of the people Korolev would have disappeared in the barracks in Kolyma ingloriously ... Don’t refuse Glushko from of their testimonies under torture, they would have shot him as accomplices Kleimenov Ivan Terentyevich and Langemak Georgy Erichovich ...
      1. sdv68
        sdv68 15 January 2014 12: 59
        +1
        If not for Glushko, then the enemy of the people Korolev would have perished in the barracks in Kolyma ingloriously ...
        Not so long ago I read (http://vovanuch.blogspot.ru/2009/10/1_15.html) that it was Glushko (as well as Langemak and Kleimenov) who wrote the denunciation to Korolev. Voluntarily he dripped on it, or was forced to interrogate I do not know. But about this, it seems, even Korolev spoke.
        1. Andof odessa
          Andof odessa 15 January 2014 15: 08
          0
          In principle, the Queen reasonably planted. I won’t say anything about Glushko. All Major were titans.
      2. Jipo
        Jipo 15 January 2014 20: 58
        +2
        I read that Korolev Tupolev saved, and not Glushko, he didn’t have such a scale at that time, especially when Korolev and Glushko were arrested they testified against each other, and Tupolev accepted the diploma work from Korolev and knew him firsthand. Korolev was delivered to TsKB-29 of the NKVD by order of Kobulov in September 1940. I don’t understand why to write a lie.
  2. UVB
    UVB 15 January 2014 10: 26
    +3
    After several unsuccessful launches of the N-1 rocket, the lunar program was completely closed.
    Certainly one of the Great. But personal ambitions quite often did not benefit. The same N-1, after the death of S.P. The Queen was buried first of all by Glushko himself, although the rocket was modernized, new engines were installed. By his direct order, even the finished missiles were destroyed. By the way, the rocket itself was originally created for a manned flight to Mars, but after the launch of the American lunar program, the country's leadership reoriented to the moon.
  3. Patton5
    Patton5 15 January 2014 10: 38
    +1
    Modern Russian cosmonautics owes a lot to this man - from the design of the engines of the Vostok spaceship, on which the first flight into space was completed, to the creation of orbital space stations
    And Soviet cosmonautics is obliged to abandon the lunar and Martian manned programs ... which in no way does not cancel its genius as a designer of spacecraft
    1. leks
      leks 15 January 2014 20: 02
      +2
      If this incomprehensible death of Korolev, everything would have developed in a completely different scenario, I think in those days of the USSR, we would have visited Mars and the Moon, it’s a pity that everything turned out like that !!! Glushko is worthy of respect for its development, but here’s buried the projects of the late Korolev, he made a big mistake that cannot be fixed; after all, he could supplement and modify it.
      1. Jipo
        Jipo 15 January 2014 21: 21
        +3
        Glushko held a meeting and they called him and informed about the death of Korolev. He told those present that S.P. had died. Korolev and as if nothing had happened continued the meeting. That Glushko, that Korolev had extremely complex characters, were talented and ambitious, offended, insulted and mentally destroyed their colleagues, but did the job. I don’t think that such people need to write panegyrics, that Glushko, that Korolev didn’t work alone, hundreds of people strengthened the power of the country, maybe it was the reluctance to cooperate between these people and did not allow us to step further than Americans in space at that time, we did not invent ours is nothing like a Saturn rocket.
        1. leks
          leks 16 January 2014 09: 43
          0
          But what about the H1 rocket, it seems, it was just not completed.

Академик Валентин Петрович Глушко

Академик Валентин Петрович ГлушкоЭтому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций. Валентину Петровичу Глушко установлен памятник в центре родной Одессы на одноимённом проспекте, несмотря на то, что долгое время он входил в число засекреченных людей. За заслуги перед отечеством он дважды награждён званием Героя Социалистического Труда, пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, а также лауреат Государственной и Ленинской премий.

Мечты о космосе

Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. Несмотря на тяжёлое для страны время, мальчик мечтал не о службе в отрядах Красной Армии, как многие его сверстники. Его восхищали книги Жюля Верна. Прочитав в 1921 году «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», маленький Валентин решил посвятить всю свою оставшуюся жизнь осуществлению таких полётов. Он понимал, что для этого требуются хорошие знания, необходимо окончить школу, поступить в высшее учебное заведение. Он искренне верил, что будущее – за освоением космоса.


В то же время он познакомился и с работами К. Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: «Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет». Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 по 1930 годы. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грезы о полетах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой «Проблема эксплуатации планет» объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.

Академик Валентин Петрович Глушко
В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год


От теории к практике

Окончив Профтехшколу в 1924 году, Валентин Глушко поступил в Ленинградский Государственный Университет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штат Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ГДЛ Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

В январе 1934 года Валентина Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой «Ракеты их устройство и применение», параллельно читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.

Академик Валентин Петрович Глушко
ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева


Репрессии и Великая Отечественная Война

Валентин Глушко, как и многие учёные в то время, не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потому Ежову и Сталину. Текст был почти одинаков: «Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев». Конечно, на эти письма никто не отвечал.

Академик Валентин Петрович Глушко
В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г. В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован НКВД по сфабрикованному делу и освобожден только в 1944 г


Следующий адресат – Л. Берия. Глушко писал: «Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом». Он добился только замены следователя, но выиграть дело было невозможно. 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив».

Академик Валентин Петрович Глушко
Выписка из протокола с приговором


Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.

Академик Валентин Петрович Глушко«Сквозь тернии – к звёздам»

После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 коллектив КБ из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – в НПО «Энергия». В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом «совершенно секретно». После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.

Академик Валентин Петрович Глушко
В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год


В своей первой книге «Проблемы эксплуатации планет» академик предвидел много изобретений, служащих освоению космического пространства. Так, он писал: «Сообщение между ракетой и Землей может быть прямое и должно производиться посредством маленького аппарата, так что эта большая ракета (мы назовем ее наблюдательной станцией), находясь всегда наверху, может иметь много различных назначений». И вот в 1960-1970 годах Глушко участвует в разработке орбитальных комплексов «Салют», «Мир», а сообщение с Землёй поддерживают пилотируемые корабли «Союз» и транспортные «Прогресс».

В 1968 году Валентин Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР. Всего под его руководством было создано более 50 жидкостных ракетных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет. Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

«Энергия-Буран» – последнее детище Глушко

В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании Военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой космической системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости в использовании многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна была уступать американскому «Шаттлу» ни в чём.

Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил маневр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты всего 80 км над городом, а затем повторил его ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата «Буран», и в НПО «Энергия», которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. «Буран» должен был сочетать в себе свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытания.

Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдерживать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики «Бурана» не только не уступили «Шаттлу», но по некоторым параметрам даже превзошли его.

Академик Валентин Петрович Глушко


Всего на разработку МКС «Буран» дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только к 1988 году. В 1987 году провели пробный запуск ракеты-носителя «Энергия» вместе с экспериментальным спутником «Полюс». Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

Окончательно старт МКС «Энергия-Буран» с космодрома Байконур назначили на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск все равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

Запуск МКС «Энергия-Буран» означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск «Бурана» отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё… А именем академика Глушко по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 1994 году назвали кратер на видимой стороне Луны.

Академик Валентин Петрович Глушко
Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год


Академик Валентин Петрович Глушко
Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве
Автор: Мария Ромахина


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Alez 15 января 2014 09:59
    Не только ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР, но и ГЕНИАЛЬНЫЙ.
    1. Nayhas 15 января 2014 10:25
      Цитата: Alez
      Не только ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР, но и ГЕНИАЛЬНЫЙ.

      Гениальный враг народа? Как тут сталинисты пишут, масштабы репрессий преувеличены, а без них СССР не стал бы великой державой... Ну-ну... Если бы не Глушко, то враг народа Королёв сгинул бы в бараке на Колыме бесславно... Не откажись Глушко от своих показаний данных под пытками, то расстреляли бы его как подельников Клеймёнова Ивана Терентьевича и Лангемак Георгия Эриховича...
      1. sdv68 15 января 2014 12:59
        Если бы не Глушко, то враг народа Королёв сгинул бы в бараке на Колыме бесславно...
        Не так давно читал (http://vovanuch.blogspot.ru/2009/10/1_15.html), что именно Глушко (а также Лангемак и Клейменов) написал донос на Королева. Добровольно он на него накапал, или был вынужден допросами не знаю. Но об этом, вроде, даже Королев говорил.
        1. AndofOdessa 15 января 2014 15:08
          В принципе Королева обосновано посадили. На счет Глушко не скажу. Все Главные были титанами.
          AndofOdessa
      2. JIPO 15 января 2014 20:58
        Читал, что спас Королева Туполев, а не Глушко, не было у него тогда такого масштаба, тем более при аресте Королев и Глушко дали показания друг на друга, а Туполев принимал дипломную работу у Королева и знал его не понаслышке. Королев был доставлен в ЦКБ-29 НКВД по постановлению Кобулова в сентябре 1940г. Не понимаю зачем писать неправду.
  2. УВБ 15 января 2014 10:26
    После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.
    Безусловно, один из Великих. Но личные амбиции довольно часто не шли на пользу. Та же Н-1, после смерти С.П. Королева была похоронена в первую очередь самим Глушко, хотя ракета была модернизирована, установлены новые двигатели. По его прямому приказу даже готовые ракеты были уничтожены. Кстати, сама ракета изначала создавалась для пилотируемого полета на Марс, но после запуска американской лунной программы была руководством страны переориентирована на луну.
  3. Patton5 15 января 2014 10:38
    Этому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций
    А Советская космонавтика обязана отказом от лунной и марсианской пилотируемых программ...что не в коем случае не отменяет его гениальности как конструктора космических аппаратов
    1. leks 15 января 2014 20:02
      Если бы эта не понятная смерть Королёва всё развивалось совсем по другому сценарию,я думаю в те времена СССР, мы бы побывали на Марсе и на Луне,как жаль,что все так вышло!!!Глушко достоин уважения за его разработки,но вот схоронив проекты покойного Королёва он допустил большую ошибку не поправимую,ведь же мог дополнить,доработать.
      1. JIPO 15 января 2014 21:21
        Глушко проводил совещание и ему позвонили, сообщили о смерти Королева. Он сказал присутствующим, что умер С.П. Королев и как ни в чем не бывало продолжил совещание. Что Глушко, что Королев имели чрезвычайно сложные характеры, были талантливы и честолюбивы, обижали, оскорбляли и уничтожали морально своих коллег, но делали дело. Не думаю, что таким людям нужно писать панегирики, что Глушко, что Королев не работали в одиночку, сотни людей крепили мощь страны, может быть именно нежелание сотрудничать между собой этих людей и не позволило нам шагнуть дальше американцев в космосе в тот период, не изобрели наши ничего похожего на ракету Сатурн.
        1. leks 16 января 2014 09:43
          А как же ракета Н1 вроде была только не доделали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня