«Ястреб» – авиационный спецназ

Раннее утро в одном из подмосковных дачных поселков. Солнце еще робко пытается заявить о начале дня. На улице ни души. Тишина и покой. Вдруг из-за леса, разрезая утренний воздух серебристым винтом, с быстротой ястреба появляется и над одним из домов зависает вертолет с надписью «Полиция» на борту. На десантных платформах снайперы — они держат на прицеле весь двор и прилегающую территорию. Здание мгновенно окружает группа спецназа. Из репродукторов винтокрылой машины звучит грозное «Внимание! Работает полиция!»

«Ястреб» – авиационный спецназ

Уже позднее, на допросе, задержанные признаются, что они были ошеломлены внезапным появлением полицейского вертолета и им даже в голову не пришло сопротивляться. Винтокрылая машина произвела на них мощнейший психологический эффект! Подразделение, обеспечившее успешный исход той операции, носит имя «Ястреб», а его полное название — Авиационный отряд специального назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России). Это лишь одна из многих успешных операций, в которых принимали участие авиаторы МВД. Отряд в его нынешнем виде существует чуть больше года, а имя собственное и вовсе появилось буквально полгода назад. Однако, несмотря на это, авиационный спецназ имеет богатую историю, которая начиналась более 10 лет назад.

Первые авиационные подразделения тогда еще милиции появились в России в конце прошлого века. В то время это были отдельные подразделения, каждое из которых находилось в подчинении территориальных органов внутренних дел. Эти подразделения не имели ни общей нормативной базы, ни централизованного управления, ни, что самое главное, общего контроля над безопасностью полетов. А между тем авиация в структуре МВД была нужна, даже необходима. В связи с этим в 2002 году было принято решение создать в структуре Службы тыла МВД России отдел по организации деятельности авиации органов внутренних дел (ООДА ОВД). Новое подразделение возглавил Сергей Юрьевич Ежов. Задачами этого отдела были создание нормативной базы, которая позволила бы эксплуатировать воздушные суда в интересах правоохранительных органов, а также новых отрядов в тех регионах, где в этом была необходимость. Однако функции ООДА не ограничивались только нормотворческой деятельностью. Через некоторое время после появления отряд получил на вооружение свой первый вертолет Ми-8, и с этого времени началась эксплуатация отрядом воздушных судов в интересах правоохранительных органов. Нынешний заместитель командира отряда по летной работе, а тогда еще сотрудник ООДА ОВД Олег Алексеевич Бобров очень хорошо помнит тот момент и считает его значимым для отряда.


Заместитель командира АОСН «Ястреб» по летной работе ЦСН СР МВД России полковник полиции Олег Бобров:
«С получением вертолета Ми-8 мы начали выполнять полеты в интересах правоохранительных органов, и, надо сказать, нам это очень помогало. Сталкиваясь с проблемами на практике, мы понимали, в каком направлении необходимо двигаться для создания новых документов либо внесения изменений в уже существующие, регламентирующие деятельность нашей авиации. Нам необходимо было продумать все особенности милицейской работы, чтобы можно было максимально эффективно применять авиацию в интересах правоохранительных органов, не выходя при этом за рамки общегосударственных норм».

В 2003 году в связи с реформой МВД, а также с тем, что отдел уже выполнял оперативно-служебные задачи с применением авиации, было принято решение о реорганизации его в Центр авиации МВД России. Под началом новой управленческой структуры к тому моменту в различных субъектах Российской Федерации было объединено около 10 отрядов милицейской авиации. Центр обеспечивал всестороннюю методическую, организационную и практическую помощь всем этим подразделениям. В 2011 году Центр авиации был снова реорганизован. Часть сотрудников были переведены в новый отдел, созданный в структуре Управления по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации МВД России (УПСНиА). Остальные составили костяк авиационного отряда специального назначения в структуре вновь созданного Центра специального назначения Сил оперативного реагирования и авиации МВД России. Вместе с авиационным отрядом в ЦСН также вошли СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». 2012 год — еще одна важная веха в истории отряда — присвоение собственного имени «Ястреб». Благодаря богатейшему опыту подразделение и сегодня остается своеобразным «старшим братом» для остальных полицейских авиаотрядов. Его сотрудники оказывают методическую помощь коллегам, помогают формировать нормативную базу и осуществлять контроль над безопасностью полетов.

Главная ударная сила АОСН «Ястреб» — легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil (в переводе с французского — белка) производства французского авиастроительного концерна Eurocopter. Максимальная высота полета — 6 км, скорость — 250 км/ч. Важнейшее требование для полицейского вертолета — маневренность. Несмотря на то, что в городской застройке вертолету приходится летать не часто, а основное поле его деятельности — большие открытые пространства, пусть и в черте города, но все-таки винтокрылый полицейский должен быть готов к тому, что ему придется маневрировать с малыми углами разворота и резко взмывать в небо или опускаться при необходимости. AS-355 для таких маневров подходит идеально. Еще одно неоспоримое преимущество этой машины — ее вес и габариты. Благодаря скромным размерам вертолет при необходимости может приземлиться на пятачок диаметром не более 30 метров и при этом сесть практически на любую площадку, в том числе на крыши высотных зданий. При этом машина способна работать не только в равнинных условиях, но и в горах, а эта среда, как известно, считается одной из самых сложных для полетов.

«Ястреб» – авиационный спецназ

Одно из самых важных и ответственных направлений в работе АОСН сегодня — работа с подразделениями спецназа. В первую очередь с теми, которые входят в ЦСН СР МВД России — СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». Однако при необходимости авиаторы могут сотрудничать и с другими подразделениями. Основная задача полицейской авиации при работе со спецназом — транспортировка боевой группы к месту проведения спецоперации. Вертолет может взять на борт до 4 сотрудников с оружием и в полном снаряжении. Причем спецназовцы могут находиться не только внутри вертолета, но и снаружи. Десантирование тоже может производиться любым из существующих способов. Сотрудники могут спешиться с десантных платформ после посадки машины или с режима висения над землей, а могут спуститься по фалу или с использованием альпинистского снаряжения — вертолет может оборудоваться для этого всем необходимым. Помимо десантных функций вертолет может осуществлять и прикрытие действий групп с воздуха — на десантной платформе могут размещаться сотрудники, вооруженные любым видом стрелкового оружия вплоть до ручного пулемета. Кстати, с вертолета можно вести не только огонь на подавление, но и высокоточную стрельбу — на учениях совместно с СОБР «Рысь» снайпер подразделения успешно поразил цель из снайперской винтовки с борта вертолета, который находился в этот момент в воздухе. Помимо транспортно-боевых функций вертолет может также выполнять разведывательные задачи с использованием специального оборудования.

Именно так работали сотрудники АОСН, когда вели наблюдение за лжеомоновцами, совершавшими разбойные нападения на развлекательные заведения. При помощи приборов ночного видения летчики вели наблюдение за преступниками со значительной дистанции. В момент, когда налетчики направлялись к объекту, пилот вертолета передал информацию наземной группе захвата, которая находилась в засаде — спецназовцы провели молниеносный захват, задержав бандитов на месте преступления.

Помимо вертолетов в боевых операциях могут применяться менее габаритные машины, состоящие на вооружении «Ястреба» — беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Возможности этого класса воздушной техники практически безграничны — беспилотник может держать под наблюдением территорию в несколько квадратных километров и при этом с земли его рассмотреть будет практически невозможно, ведь даже самый габаритный полицейский БПЛА не превышает 3 метров в длину, достигая в полете высоты в 2–3 тысячи метров, на которой он превращается в неразличимую точку!

АОСН имеет на вооружении беспилотники как вертолетного, так и самолетного типа. Каждый имеет свои преимущества и используется для выполнения определенных задач. БПЛА самолетного типа развивают большую скорость и могут летать на дистанции до 50 километров, при этом с расстояния до 25 километров беспилотный «малыш» может осуществлять трансляцию видеокартинки на базу, а автономную съемку он может вести, находясь на удалении до 50 километров от оператора. При потере сигнала беспилотник самостоятельно возвращается на базу. БПЛА вертолетного типа имеют более скромные характеристики скорости и дальности полета, но зато могут зависать в воздухе, непрерывно контролируя определенный участок местности или объект, интересующий правоохранительные органы. В настоящий момент полицейские БПЛА активно применяются для проведения разведки местности, результаты которой используются при планировании специальных операций.

«Ястреб» – авиационный спецназ

Начальник отделения БПЛА АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России майор полиции Алексей Воробьев:
«Спецназ, которому был придан наш беспилотный летательный аппарат, преследовал группу боевиков. Дело происходило ночью, и видимость была сильно ограничена. Пытаясь уйти от погони, боевики укрылись на огромном поле, засеянном кукурузой. Растения уже были выше человеческого роста, и продвигаться по полю вслед за преступниками было опасно, поскольку сотрудники ничего не видели перед собой и могли натолкнуться на выстрелы в упор. Тогда над полем запустили беспилотник, который при помощи тепловизионной камеры определил местонахождение бандитов. Информация транслировалась в реальном времени на монитор, за которым находился наш оператор. Он указал спецназовцам местонахождение боевиков, и наши сотрудники обстреляли укрывавшихся в кукурузе бандитов из подствольников и закидали гранатами. В результате вся группа боевиков тогда была уничтожена».

Кстати, помимо винтокрылых «Экюрелей» и малышей-беспилотников на вооружении АОСН есть машины и покрупнее — например, транспортно-грузовой самолет Як-40, который используется в основном в качестве летающего оперативного штаба. Часто самолет применяется для эвакуации раненых сотрудников из горячих точек.

Спектр задач, выполняемых отрядом сегодня, не ограничивается работой только со спецподразделениями. Несмотря на то, что АОСН входит в структуру ЦСН СР МВД России, подразделение может привлекаться для решения задач, выполняемых не только сотрудниками Центра, но и любого подразделения МВД, которому необходима помощь специальной авиации, будь то ППС, ГИБДД или уголовный розыск. Основной массив работы авиаторов — разведка, рекогносцировка, патрулирование, поисковые мероприятия, наблюдение, преследование. Преимущество вертолета — большие высоты, на которых он работает. Именно эта особенность делает полицейскую авиацию незаменимым инструментом наблюдения и разведки. А благодаря мощной оптике, установленной на вертолете, его пилот становится поистине всевидящим. Сложная аппаратура помещается в отдельном навесном блоке. На авиационном сленге это устройство зовется «голова». Внутри такой «головы» размещается мощная оптика и камеры всех типов: дневные, ночные, тепловизионные. С помощью такой аппаратуры с небес можно рассмотреть что угодно. С высоты 150–200 метров оператор может рассмотреть номер автомобиля. Точно определить марку и модель транспортного средства можно с высоты 1000 метров. Ночью при помощи тепловизора можно с расстояния 4–5 километров засечь человека, автомобиль можно «рассмотреть» и вовсе с 6–8 километров. Очень плодотворно отряд работает в интересах ГИБДД.

«Ястреб» – авиационный спецназ

Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«Мы не раз выполняли профилактические полеты на особо опасных участках федеральных магистралей, результатом которых явилось существенное снижение количества нарушений правил дорожного движения. Вели поисковые мероприятия, которые позволили вернуть законным владельцам не один десяток угнанных транспортных средств. Надо сказать, что видеоданные с борта наших воздушных судов, предоставляемые в режиме онлайн, помогали руководителям оперативно принимать грамотные решения по организации дорожного движения в условиях скопления автотранспорта при проведении различных массовых мероприятий. И очень приятно, что руководство ГИБДД понимает эффективность и перспективность применения авиации для решения своих задач и с удовольствием взаимодействует с нами».

Часто АОСН «Ястреб» задействуется при проведении различных массовых мероприятий. При этом в таких операциях помимо произведения видео- и фотозаписи и передачи на землю пилот вертолета может выступать в качестве координатора действий наземных подразделений.

Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«При осуществлении наблюдения за массовыми мероприятиями главной нашей задачей является контроль над обстановкой на земле. Чем раньше мы обнаружим проявление провокаций, агрессии, стычек и передадим эту информацию в оперативный штаб, ответственный за организацию общественной безопасности, тем больше шансов локализовать конфликт, не дав ему разрастись и перейти в массовые беспорядки».

А на одном из футбольных матчей авиаспецназ помог выследить негодяев, которые, укрывшись на крыше одного из зданий, закидывали наземные подразделения полиции камнями. С земли полицейские не могли точно определить местоположение хулиганов, а вот с вертолета они просматривались как на ладони.

Отряд при необходимости может организовать полноценную трансляцию картинки с вертолетной техники в режиме прямого эфира на передатчик на земле, если в этом есть необходимость. Такие возможности, кстати, очень пригодились во время проведения многотысячных митингов, которые в 2012 году проходили в Москве. Именно благодаря авиаторам удалось установить истинное количество участников митинга и развеять политические «мифы» различных деятелей.

«Ястреб» – авиационный спецназ

Границы ответственности «Ястреба» не ограничиваются столичным регионом. Сегодня сотрудники АОСН могут работать в Московской области, а уже через пару дней будут выполнять задачи в небе над Сибирью или Кубанью. Причем отряд постоянно находится в готовности номер 2 — это значит, что при поступлении приказа вертолет должен быть в небе уже через 20 минут. АОСН постоянно привлекается для работы при обеспечении безопасности крупных государственных и международных мероприятий. Так, например, отряд работал во время проведения саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. К слову сказать, именно летчикам «Ястреба» доверили обеспечивать воздушную съемку мероприятий, связанных с выборами и инаугурацией Президента Российской Федерации.

В авиации всегда служили только лучшие из лучших. Сюда был самый жесткий отбор, как по физическим, так и по морально-волевым качествам. Авиация специального назначения вполне обоснованно предъявляет повышенные требования к кандидатам, которые должны иметь высшее техническое образование, идеальное здоровье и многочасовой налет на машинах самого разного класса. В отряд приходят сотрудники с богатейшим опытом работы. У всех летчиков за плечами служба либо в авиации Министерства обороны либо внутренних войск. Обязательное условие — летный класс не ниже второго и опыт полетов над Москвой и Московской областью в условиях городской застройки. Возраст кандидата на летную должность не должен превышать 45 лет. Предельный возраст, до которого сотрудник может служить на должности пилота, определяется сугубо индивидуально.

Командир авиационного подразделения Игорь Коньшин — пилот с богатым опытом работы. Он пришел в отряд из военно-воздушных сил, с детства восхищался работой спецназа и несмотря на высокую руководящую должность до сих пор продолжает пилотировать вертолеты, работая на переднем крае борьбы с преступностью. Свою работу любит и говорит, что делает ее с удовольствием. И как всякий летчик не мыслит свою жизнь без неба. Под стать командиру и остальные летчики «Ястреба» — все опытные асы, многие награждены высокими государственными наградами. В отряде свято чтут авиационные традиции и героев, погибших при выполнении служебного долга.

«Ястреб» – авиационный спецназ

Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«У нас три воздушных судна названы именами погибших летчиков. Это Ми-8 в память об Александре Непокрытых (в настоящее время находится в Новосибирском отряде), Р-44 в память об Илье Гаранине (летает в небе Байконура) и АС-355 — в память об Александре Калабушкине (в нашем отряде)».
Авиация МВД еще относительно молодая структура, однако АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России уже успел вписать в нее много славных строк. Сегодня, как и всегда, авиационный спецназ готов выполнить любую задачу в любое
время.
Автор: Константин Лазарев
Первоисточник: http://www.bratishka.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. makarov 17 января 2014 08:49
    Материал интересный и безусловно положительный, но меня озадачило следующее:- На десантных платформах снайперы — они держат на прицеле весь двор и прилегающую территорию.

    неужто имеются какие либо устройства, которые способны гасить вибрацию вертолета, что позволяет работать снайперу с оптикой?????
    makarov
    1. Гамдлислям 17 января 2014 10:05
      Цитата: makarov
      неужто имеются какие либо устройства, которые способны гасить вибрацию вертолета, что позволяет работать снайперу с оптикой?????

      Это просто журналистский штамп. Десантные платформы - это не что иное, как решётчатые подножки на стойках лыж вертолёта шириной 40 см и длиной около полутора метров. Поток воздуха от лопастей таков, что требуются навыки для удержания оружия одной рукой, а другой рукой нужно держаться за скобы, дабы не свалиться. Кабина же вертолёта довольно тесная, а потому прицельная стрельба из неё сомнительна, разве что метать свето-шумовые гранаты, чтобы посеять панику.
      1. алекс 241 17 января 2014 16:26
        [/center]
        Держаться ни за что не надо,существуют специальные страховочные ремни,для повышения точности стрельбы снайпера с вертолета,используются специальные стабилизированные платформы.
        алекс 241
      2. Андрей57 17 января 2014 19:14
        Можно пристегнуться страховкой, но Вы правы, прицельной стрельбы не будет.
  2. Хникар 17 января 2014 08:49
    Вынужден признать руководство МВД РФ гораздо расторопнее своих коллег из МО РФ по части оснащения и обеспчения частей СПн необходимым вооружением и средствами в том числе и авиационной
  3. русс69 17 января 2014 11:05
    Цитата: Хникар
    Вынужден признать руководство МВД РФ гораздо расторопнее своих коллег из МО РФ по части оснащения и обеспчения частей СПн необходимым вооружением и средствами в том числе и авиационной

    У них и объемы закупок меньше. А вообще, МВД спецназ снабжает действительно не плохо...
  4. AVV 17 января 2014 13:15
    Цитата: русс69
    Цитата: Хникар
    Вынужден признать руководство МВД РФ гораздо расторопнее своих коллег из МО РФ по части оснащения и обеспчения частей СПн необходимым вооружением и средствами в том числе и авиационной

    У них и объемы закупок меньше. А вообще, МВД спецназ снабжает действительно не плохо...

    Гораздо меньше на порядки,специальные части МО обеспечены на уровне,десант,спецназ и другие структуры,сравнение не этичное!!!А вертолеты в МО идут крупными партиями!!!
    AVV
  5. USNik 17 января 2014 13:53
    Статье однозначно +, рад за ребят из АОСН «Ястреб». Но опять же, в тысячный раз, задаюсь вопросом почему
    Главная ударная сила АОСН «Ястреб» — легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil (в переводе с французского — белка) производства французского авиастроительного концерна Eurocopter
    ??? Чем МВД не угодил тот же Ка-226? Тяговооруженность, скорость аналогичные. Маневренность, устойчивость однозначно лучше, плюс широчайшие возможности по компоновке благодаря модульности, плюс задняя рампа... НИПАНИМАЮ........
    USNik
    1. Андрей57 17 января 2014 19:19
      А про откаты при заключении контрактов что же забыть совсем? lol
  6. propolsky 17 января 2014 21:31
    Ну дело нужное отморозков душить эффективней надо, ну а про отечественную авиатехнику предложение очень грамотное, проанализировать стоит.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня