Military Review

From the tribe of gray wolves

17
The four of them went through the field camp of "spirits" like a knife through a piece of butter, generously pouring tents in lead bursts of Kalash and not saving grenades.


From the tribe of gray wolves

When the base was cleaned, the commander contacted the core of the group to report the direction of withdrawal of the militants who survived the daring raid. Then he glanced at the three fighters standing next to each other - Virus, Negra and Eagle. They breathed heavily and, taking advantage of the pause that had arisen, they filled cartridges with automatic cartridges.

- Are you whole?
- Yes.
- How many are there? Starley nodded in the direction of the tattered with bullets and shrapnel fragments.
- Seven.
- Fine. We work on.

And then there were several hours of pursuit of the gang, wicked short-term fire contacts, the call of military helicopters and, as the final chord, the guidance of artillery to the square, along which the route of the enemy leaving for the mountains ran.

The last vivid impression of that insane day, forever in the smallest details imprinted in memory of Vyacheslav Muratov, was the whistle of approaching missiles and the waves of the earth coming under your feet ...

Fourth

In April, 1975, in the town of Usolye-Sibirskoye, lost in the vast expanses of the Irkutsk Region, in the family of Vladimir Alexandrovich and Valentina Alekseevna Muratovy a healthy and lively baby was born, who was named Vyacheslav.

And then no one could have imagined that he would become a master of sports in tourism, a candidate for a master of boxing and a champion of the Russian Armed Forces in hand-to-hand combat. He will be twice wounded and twice presented for the title of Hero of the Russian Federation, awarded two Orders of Courage, two medals "For Courage", several more state and departmental awards ...


Some time after the birth of the firstborn, the Muratovs moved to Barnaul, where the head of the family began working as a welder at one of the local factories, and Valentina Alekseevna - as a seller in a factory store.

Soon Slavik appeared brother and sister. The times were such that in the city of a large family it was difficult. Therefore, in 1980, the Muratovs moved to one of the Altai villages, where they acquired their own house and garden.

“We had to work around the house a lot, so we grew strong and accustomed to everything,” recalls Vyacheslav Vladimirovich. - In addition to this, during my school years, I was seriously engaged in mountain tourism: on the Siberian rivers, with the guys we floated, we made difficult ascents, and there were crossings lasting many days through the taiga. Again, boxing, sambo, game sports. Well, he studied well.

All this allowed in 1992-m, immediately after graduation, from the first time to enter the Ryazan school of airborne troops. By the way, the competition in that year was seventeen people in place. In general, I became the fourth guy from the Altai Territory, who entered this illustrious university for his entire history, - not without pride, but without any bragging adds my interlocutor. - The first was Arkady Pisarenko, then Yura Novikov, a veteran of Afghanistan. Behind them, Maxim Drugov and me. Max and I arrived in one year, but his name is on the lists earlier, so it is considered that he is the third and I am the fourth.

We studied enthusiastically, and prepared us thoroughly. But how else: they only got out of Afgan, and now the Caucasus is boiling up. When they were in the third year, officers who had fought in Chechnya began to come to the school as commanders of cadet companies and platoons. We, students, and teachers from the department of tactics immediately took them into circulation. I remember, Professor Colonel Gorshkov, one of the recognized experts in non-standard methods of warfare, with reconnaissance paratroopers, worked especially closely with them. Such tactics as “Sota”, “Zvezda”, “Anvil”, which we then actively used, are all of his designs, made in view of the combat experience gained back in Vietnam and Afghanistan and corrected by the North Caucasus.


There was so much fighting romance in us then that it overlapped over the edge. In the 1995 year, when they were training in Ulyanovsk, they even wanted to go to Chechnya along with the units that were leaving for a business trip. At that time, the school officers were literally caught at the trains so that we did not break through into the wagons and did not go off to war. It came to that several of our cadets submitted a report on expulsion and a month later they found themselves in Chechnya as ordinary soldiers along with the same Ulyanovsk team, although less than half a year remained before graduation.

Everyone rushed into the present case, they wanted to have time to prove themselves. They did not think and did not know that that war would be enough for everyone ...

Not everything that is young is green

-? First campaign, I just hooked the edge, - continues the story Vyacheslav Vladimirovich. - He was assigned to the post of platoon commander in a separate reconnaissance battalion of the Novorossiysk division and in September 1996 participated in ensuring the withdrawal of its units from Chechnya. Formation as a paratrooper officer took place already in the "interwar" period.


It was an interesting time: in our case, the green lieutenants, the subordinates turned out to be fighters, sergeants, ensigns who had already participated in the battles, that is, they were more experienced and authoritative than their commanders. In my platoon, for example, served two such seasoned contract soldiers. One was two years older than me, the other was three years. Both, by the way, with higher education. The first thing I did when I accepted the position was that I called them: report that you know what you can do, what you have learned.

After such stories of fired fighters and conversations with officers who sniffed powder, the brains were already working differently: they began to think, to figure out how to improve their equipment, to disguise theirs and weapons improve. Some personal developments in tactics of actions appeared, which immediately began to test and grind in the classroom.

For example, they sew camouflage suits for themselves. It was wise how to fix a camouflage net over ordinary camouflage, so that it would be convenient to poke branches and tufts of grass into it when we go to an ambush or reconnaissance exit. Infantry usually camouflaged weapons with all sorts of rags, which in the woods and branches clung to and unrolled at the most inopportune moment, and the presence and route of the reconnaissance group could be unnoticeably torn off by a flap. And then we already became automatons with a special paint to lighten, which is easily torn off during cleaning, and the weapon quickly takes on a pristine, statutory look. They spent a lot of time preparing radio stations: before the headache they thought about how to make it more reliable, increase the range, how to disguise the antenna.

In 1998, for a month and a half, I had a chance to go to Dagestan: there a group of one of the regiments of our division, to which I was seconded, guarded the oil pipeline in the area of ​​Botlikh. Also some knowledge was added. And, despite my youth, I was already considered an experienced officer.

Then I fired up the idea to serve in the special forces. On vacation, I went to a classmate who served in the 45-th separate guard regiment. "Advise, - I say, - how to transfer to you." And he: "Yes, no problems, let's go right now to the commander."

Then the events developed even faster. Kompolka briefly asked about life and service, asked a few questions, and marked something in his notebook. Called some officer: "Look at the guy." Came to the unit. I did not have time to cross the threshold, immediately the question: “Is there a form? Not? Now we will find! Dressed - and in the forest, on the standings on orientation. Then - at the shooting range, then - at the stadium, take the standards for physical training. When the regiment commander came back again, he already had a sheet with my results on his desk. “Everything,” he says, “you approach us. Go to the line, take the attitude, come. We wait".

So I got into the airborne special forces. And soon the second war began ...

Day for life

On the chevron of the 45th Guards Orders of Kutuzov and Alexander Nevsky of a separate special regiment of the airborne troops, the head of a gray wolf is depicted. His fighters were real wolves in that war: fearless and cautious, cunning and courageous, strong and dodgy, small reconnaissance groups flocking tirelessly scouring the forests and mountains in search of enemy bases and temporary camps. Upon detection of the object, the commandos acted on the situation. If possible, they raided, seized documents, weapons, ammunition, and communications equipment. If not, they pointed Aviation or caused artillery fire. They tried to avoid oncoming fights and big mess, steadily observing one of the main rules of their profession: “scout - before the first shot, after it - ordinary infantry” ...


Vyacheslav Vladimirovich does not like to remember what he had experienced and experienced in nine combat missions, and if he even speaks about some episodes, then short, chopped and military-style dry phrases, omitting details and details.

Yes, they worked a lot and intensively, sparing neither strength nor health. Yes, he was wounded twice. The first in the ninety ninth under Argun, decently got. After that, by the way, the first order received. The second time hooked three years later under Elistanzhi. They set up an ambush on the run and ran into a large detachment of militants. They were found, but they worked beautifully and correctly moved away, although five were injured then, everyone reached the evacuation point and returned to the base with spinners. No, it did not hurt much: after two weeks I was again in the detachment ... Here, practically, everything that I managed to get out of the scout about his combat work in Chechnya.

Only about one case, he agreed to tell a little more.

-? In 2002, it was. We waited, when the artillery in one of the squares in the mountains will work, and went to check that area. In the forest, stumbled upon a hole with fresh tracks around. Sit, brain, what's what. It seems like a freshly dug grave. Then a cigarette smoke pulled: oh-pa, it means that people are nearby! - Gradually, my interlocutor became more and more enthusiastic, mentally transferring to the events of his memorable day. “I sent the firearm and the core of the group, bypassing it, but with three fighters, I followed the trail right by right. Well, right on the base of these villains out.

There were four large tents for housing and two smaller ones. As it turned out, in one they prayed, the other was intended to store food. There was also a field canteen - a shed with tables and benches. Along the perimeter - the trenches are dug out, in the trees positions for observers and snipers are equipped. In general, such a solid camp in front of us drew.

"Spirits" in it, we counted at least twenty people. Observed them, assessed the situation. It was striking that the militants were clearly in a relaxed state. Therefore, we decided to make them ourselves, without causing helicopters or artillery fire. And the work went!

We Kalash were 7,62-mm. When four such “cars” begin to “talk” at the same time, this already produces a large psychological effect on the enemy. Plus, each podstvolniki. And then, we did not shoot in the air, but precisely. Sweetened “darling” between the tents, then, shooting muddled, ran out of the camp. We three together - for them. They broke straight into the center of the camp, did not spare either the grenades or the cartridges. Shot as much time.


It was possible to move there only in one direction, I sent the main group there and sent it. When they joined up with their guys, they followed the gang tracks. There were a few more fire contacts, we put four more. Then I feel, these villains began to break away from us. Then the turntables put them on.

The pilots of the gang caught up at the crossing, smashed a stone bridge, on which they crossed to the other bank. Then, under his body fragments, two more "spirits" were found. Well, when the helicopters worked, I called for artillery. And I don’t know how much Smerch has been there, I had to take the group out of the square faster, and even jump to the base, pick up the documents, weapons, and the bodies of the killed militants. So we left then very quickly ...
The last vivid impression of that insane day, forever imprinted in the memory of an officer, was the whistle of approaching missiles and the waves of earth going under the feet.

In the Balkan "resort"

What Vyacheslav Vladimirovich recalls with undisguised pleasure is the six months spent in Serbia as part of an international military contingent.

“I got there for rehab,” he says, smiling widely. And in response to my puzzled look, he explains: “When in the summer of 2000, after the first injury, he left the hospital and returned to the regiment, the commander looked at me and said:“ Muratov, well, what shall we do? You will not be sent to the Caucasus for at least six months now, the doctors will not be allowed until you restore your health ... And you go to the Balkans, scouts are required there ”. So I found myself in the position of commander of a special-purpose reconnaissance group of a separate airborne brigade of Russian peacekeepers.

Service there is a real resort compared to our North Caucasus. There were no fights with national formations then. In the city, the police sometimes engaged in exchanges of fire with criminal gangs, who after the war turned out to be belted, and we, the military, did not have any fights.
We stood in Uglevik, next door to the Americans. We were engaged in joint patrols, checking the organization of weapons storage in the warehouses of the former Yugoslav army so that it does not spread around the country. They also sought minefields that remained after the war, designated their borders, called sappers and covered them during demining. Here, in essence, is all the work.

There was, however, one interesting case. An American patrol drove into a minefield and exploded there. They had no dead, only wounded and shell-shocked. It was necessary to pull the poor fellows urgently, and wait for the sappers for a long time. Well, who else will climb mines, except for the Russian paratroopers? .. The command then tried not to betray the case to publicity, everyone presented it as an exercise, and even wrote it to the newspaper. But the mines through which we made our way were real ... When we got out of the minefield, we were faced with some kind of four-star American general who took off his helmet and shook his hand for a long time, repeating everything in Russian: “You are men!”. After some time, we were awarded the NATO medals.


And so nothing more significant and there was not. I say - the resort ...
It so happened that in 2005, Vyacheslav Vladimirovich, for family reasons, was forced to leave military service. But even after that, he found a worthy use of the knowledge, skills and experience acquired in the special forces of the Airborne Forces: today police colonel Vyacheslav Muratov works in one of the units of the Special Forces Service of the UFSKN of Russia in the city of Moscow.
Author:
Originator:
http://www.bratishka.ru/
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Stiletto
    Stiletto 16 January 2014 09: 17
    +18
    When they got out of the minefield, in front of us some four-star American general took off his helmet and shook his hand for a long time, repeating everything in Russian: “You are men!”

    - Of course, men! hi
    1. sledgehammer102
      sledgehammer102 16 January 2014 10: 20
      +3
      Quote: Stiletto
      - Of course, men!


      Russia has only two allies and two pillars - ARMY и FLEET
    2. Max_Bauder
      Max_Bauder 16 January 2014 12: 56
      +4
      Heroes! hi
      Quote: Stiletto
      - Of course, men!
  2. DuraLexSedLex.
    DuraLexSedLex. 16 January 2014 09: 39
    +9
    You read this, and you understand that you haven’t broken the Russians yet, if there are such PEOPLE. This is the country's pride and its military glory in such people.
  3. Same lech
    Same lech 16 January 2014 09: 53
    +11
    Dressed up - and in the forest, to offset the orientation. Then - to the shooting range, then - to the stadium, take the standards for physical training. When I again went to the regiment commander, he already had a piece of paper with my results on his desk. “That's it,” he says, “you suit us.


    That’s how they would always do in the ARMY, you see, and there would be no SERDYUKOVs close to his female battalion.
    Well done - a real Russian OFFICER with a capital letter.
    1. klim44
      klim44 16 January 2014 17: 11
      -2
      It seems that Serdyukov bought a ministerial place for himself? Maybe someone appointed him? For example, GDP.
  4. Akuzenka
    Akuzenka 16 January 2014 11: 05
    +11
    It's nice to learn about living heroes - our contemporaries. Give them an example to children.
  5. luxing
    luxing 16 January 2014 11: 40
    +5
    Quote: AKuzenka
    It's nice to learn about living heroes - our contemporaries. Give them an example to children.

    well said, a true example for children and not only ...
  6. ed65b
    ed65b 16 January 2014 12: 08
    +11
    That's how they presented to the hero 2 times and never gave. The disgrace of our generals knows no bounds. But Kadyrov was given. Long life to the hero.
  7. Peter76
    Peter76 16 January 2014 12: 54
    +3
    Yes, why was the Hero not given? Did Delimkhanov get it?
  8. psyholirik
    psyholirik 16 January 2014 13: 05
    +5
    God bless you real men! More such articles
  9. jt_elven
    jt_elven 16 January 2014 15: 02
    +5
    There would be more of these in the troops ... Officer, Man, Man!
  10. Leshka
    Leshka 16 January 2014 19: 00
    +1
    this is a MAN good
  11. Vova Vartanov
    Vova Vartanov 16 January 2014 22: 25
    +1
    There have always been many men, not enough "brothers"!
  12. tundra
    tundra 17 January 2014 02: 37
    +1
    By the way, the competition that year was seventeen people in place ......... By the way, what about now? While the competition will be in Ryazan, Russia will be alive !!!!!
  13. DMB-78
    DMB-78 17 January 2014 19: 57
    0
    Man. real SOLDIER hi
  14. PValery53
    PValery53 19 January 2014 19: 09
    +1
    That's who is the Hero of our time, and not some stuffed oligarchs there! Valor for the Motherland, and not the exhaustion of capital from it !!
  15. sergeant.roy47
    sergeant.roy47 25 June 2015 19: 03
    0
    In the photo Vyacheslav Muratov with Anatoly Lebidem, they served in the same regiment.
    45th regiment - regiment of Heroes! Glory to "real men" !!!

    What is the "Hamer" in the photo ???

Из племени серых волков

Они вчетвером прошли через полевой лагерь «духов», как нож сквозь кусок масла, щедро поливая палатки свинцовыми очередями из «калашей» и не экономя гранат.

Из племени серых волков

Когда база была зачищена, командир вышел на связь с ядром группы, чтобы сообщить направление отхода боевиков, уцелевших после дерзкого налета. Потом бросил взгляд на стоявших рядом трех бойцов – Вируса, Негра и Орла. Те натруженно дышали и, пользуясь возникшей паузой, набивали патронами автоматные магазины.

— Целы?

— Да.
— Сколько там? — Старлей кивнул в сторону искромсанных пулями и осколками палаток.
— Семеро.
— Нормально. Работаем дальше.

А дальше было несколько часов преследования банды, злые скоротечные огневые контакты, вызов боевых вертолетов и, как завершающий аккорд, наведение артиллерии на квадрат, по которому пролегал маршрут уходящего в горы противника.

Последним ярким впечатлением того безумного дня, навсегда в мельчайших подробностях отпечатавшегося в памяти Вячеслава Муратова, стал свист приближавшихся реактивных снарядов и волнами заходившая земля под ногами…

Четвертый

В апреле 1975 года в городке Усолье-Сибирское, затерянном на необъятных просторах Иркутской области, в семье Владимира Александровича и Валентины Алексеевны Муратовых на свет появился здоровый и бойкий малыш, которого нарекли Вячеславом.

И никто тогда не мог предположить, что станет он мастером спорта по туризму, кандидатом в мастера по боксу и чемпионом Российских Вооруженных сил по рукопашному бою. Будет дважды ранен и дважды представлен к званию Героя Российской Федерации, удостоен двух орденов Мужества, двух медалей «За отвагу», еще нескольких государственных и ведомственных наград…

Из племени серых волков

Спустя какое-то время после рождения первенца Муратовы перебрались в Барнаул, где глава семейства стал работать сварщиком на одном из местных заводов, а Валентина Алексеевна — продавцом в заводском магазине.

Вскоре у Славика появились брат и сестра. Времена были такие, что в городе многодетной семье приходилось сложновато. Потому в 1980-м Муратовы перебрались в одну из алтайских деревень, где обзавелись собственным домом и приусадебным хозяйством.

—-Работать по дому приходилось много, поэтому росли мы крепкими и ко всему привычными, — вспоминает Вячеслав Владимирович. — Плюс к этому в школьные годы я серьезно занимался горным туризмом: по сибирским рекам с ребятами сплавлялись, сложные восхождения совершали, переходы многодневные по тайге. Опять же бокс, самбо, игровые виды спорта. Ну и учился неплохо.

Все это позволило в 1992-м, сразу после окончания школы, с первого раза поступить в Рязанское училище воздушно-десантных войск. К слову, конкурс в тот год был семнадцать человек на место. А вообще я стал четвертым парнем с Алтайского края, который поступил в этот прославленный вуз за всю его историю, — не без гордости, но без всякого бахвальства добавляет мой собеседник. — Первым был Аркадий Писаренко, потом Юра Новиков, ветеран Афганистана. За ними Максим Другов и я. Мы с Максом в один год поступали, но у него фамилия раньше в списках стоит, поэтому считается, что он — третий, а я — четвертый.

Учились мы увлеченно, и готовили нас основательно. А как иначе: из Афгана только вылезли, а тут уже Кавказ бурлит. Когда были на третьем курсе, в училище командирами курсантских рот и взводов стали приходить офицеры, которые воевали в Чечне. Мы, курсанты, и преподаватели с кафедры тактики сразу брали их в оборот. Особенно плотно, помню, с ними работал профессор полковник Горшков, один из признанных специалистов по нестандартным способам ведения боя разведывательными десантными подразделениями. Такие тактические приемы, как «Соты», «Звезда», «Наковальня», которые мы потом активно применяли — это все его разработки, сделанные с учетом боевого опыта, накопленного еще во Вьетнаме, Афганистане и подкорректированного Северным Кавказом.

Из племени серых волков

Боевой романтики в нас тогда было столько, что аж через край перехлестывала. В 1995 году, когда стажировались в Ульяновске, даже хотели уехать в Чечню вместе с подразделениями, убывающими в командировку. Нас тогда училищные офицеры буквально у эшелонов отлавливали, чтобы мы в вагоны не прорвались и на войну не укатили. До того дошло, что несколько наших курсантов подали рапорта об отчислении и через месяц оказались в Чечне рядовыми бойцами вместе с теми же ульяновцами, хотя до выпуска оставалось менее полугода.

Все рвались в настоящее дело, хотели успеть проявить себя. Не думали и не знали, что той войны еще на всех хватит…

Не все, что молодо — зелено

—?Первой кампании я только краешек зацепил, — продолжает рассказ Вячеслав Владимирович. — Распределился на должность командира взвода в отдельный разведбат новороссийской дивизии и в сентябре 1996-го участвовал в обеспечении вывода ее подразделений из Чечни. Становление же как офицера-десантника происходило уже в «межвоенный» период.

Из племени серых волков

Интересное это было время: у нас, зеленых лейтенантов, в подчинении оказались бойцы, сержанты, прапорщики, которые уже участвовали в боях, то есть были опытнее и авторитетнее своих командиров. У меня во взводе, например, служили двое таких матерых контрактников. Один был старше меня на два, другой на три года. Оба, кстати, с высшим образованием. Первое, что сделал, когда принял должность, вызвал их: докладывайте, что знаете, чего умеете, чему научились.

После таких рассказов обстрелянных бойцов и бесед с понюхавшими пороху офицерами мозги уже по-другому работали: начинали думать, соображать, как можно экипировку улучшить, маскировку свою и оружия усовершенствовать. Какие-то собственные наработки в тактике действий появлялись, которые тут же на занятиях начинали апробировать и отшлифовывать.

Сами, например, шили для себя маскировочные костюмы. Мудрили, как можно закрепить маскировочную сеть поверх обычного камуфляжа, чтобы в нее было удобно ветки и пучки травы понатыкать, когда на засаду или разведвыход пойдем. Пехота обычно оружие всякими тряпочками маскировала, которые в лесу и за ветки цеплялись, и разматывались в самый неподходящий момент, и незаметно оторвавшимся лоскутом могли присутствие и маршрут разведгруппы выдать. А мы уже тогда стали автоматы специальной краской тенить, которая легко сдирается при чистке, и оружие быстро приобретает первозданный, уставной вид. Много уделяли времени подготовке радиостанций: до головной боли мозговали, как сделать ее надежней, увеличить дальность, как замаскировать антенну.

В 1998 году на полтора месяца довелось съездить в Дагестан: там группа одного из полков нашей дивизии, к которой меня прикомандировали, охраняла нефтепровод в районе Ботлиха. Тоже кое-каких знаний добавилось. И меня, несмотря на молодость, уже считали опытным офицером.

Потом загорелся я мыслью служить в спецназе. В отпуске заехал к однокашнику, который служил в 45-м отдельном гвардейском полку. «Посоветуй, — говорю, — как к вам перевестись». А он: «Да никаких проблем, пошли прямо сейчас к командиру».

Затем события развивались еще стремительнее. Комполка коротко расспросил о жизни и службе, задал несколько вопросов, что-то пометил у себя в блокноте. Вызвал какого-то офицера: «Посмотрите парня». Пришли в подразделение. Не успел переступить порог, сразу вопрос: «Форма есть? Нет? Сейчас найдем!». Переодели — и в лес, на зачет по ориентированию. Потом — на стрельбище, потом — на стадион, сдавать нормативы по физподготовке. Когда к командиру полка опять зашел, у него на столе уже листок с моими результатами лежал. «Все, — говорит, — ты нам подходишь. Иди в строевую, бери отношение, приезжай. Ждем».

Так я попал в спецназ ВДВ. А вскоре и вторая война началась…

День на всю жизнь

На шевроне 45-го гвардейского орденов Кутузова и Александра Невского отдельного полка специального назначения воздушно-десантных войск изображена голова серого волка. Его бойцы и были настоящими волками на той войне: бесстрашными и осторожными, хитрыми и отважными, сильными и изворотливыми, без устали рыскающими по лесам и горам небольшими разведгруппами-стаями в поисках баз и временных лагерей противника. При обнаружении объекта десантники-спецназовцы действовали по обстановке. Если была возможность — устраивали налет, захватывали документы, оружие, боеприпасы, средства связи. Если нет — наводили авиацию или вызывали огонь артиллерии. Встречных боев и больших заварух старались избегать, неуклонно соблюдая одно из главных правил своей профессии: «разведчик — до первого выстрела, после него — обыкновенная пехота»…

Из племени серых волков

О том, что довелось пережить и испытать в девяти боевых командировках, Вячеслав Владимирович вспоминать не любит, а если уж и говорит о каких-то эпизодах, то короткими, рублеными и по-военному сухими фразами, опуская подробности и детали.

Да, работали много и интенсивно, не жалея ни сил, ни здоровья. Да, был дважды ранен. Первый в девяносто девятом под Аргуном, прилично досталось. После этого, к слову, и первый орден получил. Второй раз зацепило через три года под Элистанжи. Выставили засаду с ходу и нарвались на крупный отряд боевиков. Были обнаружены, но отработали красиво и грамотно отошли, хотя пятеро тогда получили ранения, все вышли на точку эвакуации и вертушками вернулись на базу. Нет, ранило не сильно: уже через две недели снова был в отряде… Вот, практически и все, что удалось вытащить из разведчика о его боевой работе в Чечне.

Лишь об одном случае он согласился рассказать чуть подробнее.

—?В 2002-м это было. Дождались мы, когда артиллерия по одному из квадратов в горах отработает, и пошли проверять тот район. В лесу наткнулись на яму со свежими следами вокруг. Сидим, мозгуем, что к чему. Вроде на свежевыкопанную могилу похожа. Потом сигаретным дымком потянуло: о-па, значит, и люди рядом! — Постепенно мой собеседник все более и более увлекался, мысленно переносясь в события памятного для него дня. — Я головняк и ядро группы в обход отправил, а сам с тремя бойцами, правым дозором прямо по следам пошел. Ну и прямехонько на базу этих негодяев вышел.

Там стояли четыре большие палатки для жилья и две поменьше. Как потом выяснилось, в одной они молились, другая предназначалась для хранения продуктов. Была еще полевая столовая — навес со столами и лавками. По периметру — окопы отрыты, на деревьях позиции для наблюдателей и снайперов оборудованы. В общем, солидный такой лагерь перед нами нарисовался.

«Духов» в нем мы не менее двадцати человек насчитали. Понаблюдали за ними, оценили обстановку. Бросилось в глаза, что боевики пребывали явно в расслабленном состоянии. Поэтому решили сами их сделать, не вызывая вертолеты или огонь артиллерии. И пошла работа!

У нас «калаши» были 7,62-мм. Когда четыре такие «машинки» начинают одновременно «говорить», это уже большой психологический эффект на противника производит. Плюс у каждого подствольники. И потом, мы же не в воздух стреляли, а прицельно. Заметались «душки» между палаток, потом, отстреливаясь сумбурно, побежали из лагеря. Мы втроем — за ними. Вломились прямо в центр лагеря, не жалели ни гранат, ни патронов. Настреляли, сколько успели.

Из племени серых волков

Отойти там можно было только в одном направлении, я туда основную группу и выслал. Когда со своими ребятами соединились, пошли по следам банды. Было еще несколько огневых контактов, мы еще четверых положили. Потом чувствую, эти негодяи отрываться от нас стали. Тогда вертушки на них навели.

Летчики банду настигли у переправы, разнесли каменный мост, по которому они как раз на другой берег переходили. Потом под его обломками тела еще двух «духов» нашли. Ну а когда вертолеты отработали, я артиллерию вызвал. И сколько уж там «Смерч» накрошил, не знаю: надо было группу быстрее из квадрата уводить, да еще на базу успеть заскочить, забрать там документы, оружие, тела убитых боевиков. Так что отходили мы тогда очень быстро…
Последним ярким впечатлением того безумного дня, навсегда отпечатавшегося в памяти офицера, стал свист приближавшихся реактивных снарядов и волнами заходившая земля под ногами.

На балканском «курорте»

О чем Вячеслав Владимирович вспоминает с нескрываемым удовольствием, так это о шести месяцах, проведенных в Сербии в составе международного военного контингента.

—?Я туда на реабилитацию попал, — широко улыбаясь, говорит он. И в ответ на мой недоуменный взгляд поясняет: — Когда летом 2000-го после первого ранения из госпиталя выписался и в полк вернулся, командир посмотрел на меня и говорит: «Муратов, ну что делать будем? Тебя теперь минимум полгода на Кавказ не пошлешь, врачи не разрешат, пока здоровье не восстановишь… А езжай-ка ты на Балканы, там как раз разведчики требуются». Так я оказался на должности командира разведгруппы специального назначения отдельной бригады ВДВ российских миротворцев.

Служба там — настоящий курорт по сравнению с нашим Северным Кавказом. Боев с национальными формированиями тогда уже не было. В городе полиция иногда вступала в перестрелки с криминальными бандами, которые после войны распоясались, а у нас, военных, боев уже не происходило.
Стояли мы в Углевике, по соседству с американцами. Занимались совместным патрулированием, проверкой организации хранения оружия на складах бывшей югославской армии, чтобы оно не расползалось по стране. А также выискивали минные поля, что после войны остались, обозначали их границы, вызывали саперов и прикрывали их во время разминирования. Вот, по сути, и вся работа.

Был, правда, один интересный случай. Американский патруль заехал на минное поле и подорвался там. Погибших у них не было, только раненые и контуженые. Надо было бедолаг срочно вытаскивать, а саперов ждать долго. Ну а кто еще полезет на мины, кроме русских десантников?.. Командование тогда этот случай огласке постаралось не предавать, все представили как учения, даже в газете так об этом и написали. Но мины, через которые мы пробирались, были реальные… Когда с минного поля выбрались, перед нами какой-то четырехзвездный американский генерал каску снял и долго руку тряс, все повторяя по-русски: «Вы — мужики!». Спустя некоторое время нам натовские медали вручили.

Из племени серых волков

А так больше ничего значительного и там не было. Я же говорю — курорт…
Так сложилось, что в 2005 году Вячеслав Владимирович по семейным обстоятельствам вынужден был оставить военную службу. Но и после этого нашел достойное применение знаниям, навыкам и опыту, приобретенным в спецназе ВДВ: сегодня полковник полиции Вячеслав Муратов работает в одном из подразделений Службы специального назначения УФСКН России по городу Москве.
Автор: Игорь Софронов
Первоисточник: http://www.bratishka.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Stiletto 16 января 2014 09:17
    Когда с минного поля выбрались, перед нами какой-то четырехзвездный американский генерал каску снял и долго руку тряс, все повторяя по-русски: «Вы — мужики!»

    - Конечно, мужики! hi
    1. sledgehammer102 16 января 2014 10:20
      Цитата: Stiletto
      - Конечно, мужики!


      У России только два союзника и две опоры - АРМИЯ и ФЛОТ
    2. Max_Bauder 16 января 2014 12:56
      Герои! hi
      Цитата: Stiletto
      - Конечно, мужики!
  2. DuraLexSedLex. 16 января 2014 09:39
    Вот почитаешь такое, и понимаешь что не сломили пока русских, если есть такие ЛЮДИ.Это гордость страны и её боевая слава, в таких людях.
    DuraLexSedLex.
  3. Тот же ЛЕХА 16 января 2014 09:53
    Переодели — и в лес, на зачет по ориентированию. Потом — на стрельбище, потом — на стадион, сдавать нормативы по физподготовке. Когда к командиру полка опять зашел, у него на столе уже листок с моими результатами лежал. «Все, — говорит, — ты нам подходишь.


    Вот так всегда делали бы в АРМИИ-глядишь и никаких СЕРДЮКОВЫХ там и близко не было бы с его женским батальоном.
    Молодец -настоящий русский ОФИЦЕР с большой буквы.
    1. klim44 16 января 2014 17:11
      Такое ощущение что Сердюков сам себе купил место министра? Может его кто назначил? Например ВВП.
      klim44
  4. AKuzenka 16 января 2014 11:05
    Приятно узнавать о живых героях - наших современниках. Приводить их в пример детям.
  5. luxing 16 января 2014 11:40
    Цитата: AKuzenka
    Приятно узнавать о живых героях - наших современниках. Приводить их в пример детям.

    хорошо сказано, настоящий пример для детей и не только...
  6. ed65b 16 января 2014 12:08
    Вот так представляли к герою 2 раза и так и не дали. Свинство наших генералов не знает границ. Зато Кадырову дали. Долгих лет жизни герою.
    ed65b
  7. пётр76 16 января 2014 12:54
    Да, почему Героя не дали? Делимханов получил?
    пётр76
  8. psyholirik 16 января 2014 13:05
    Дай Вам Бог здоровья настоящие мужчины!побольше таких статей
  9. jt_elven 16 января 2014 15:02
    Побольше бы таких в войсках... Офицер, Мужчина, Человек!
  10. лёшка 16 января 2014 19:00
    вот это МУЖИК good
    лёшка
  11. Вова Вартанов 16 января 2014 22:25
    Мужиков всегда было не мало , недостаточно "братишек" !
  12. тундряк 17 января 2014 02:37
    К слову, конкурс в тот год был семнадцать человек на место.........Кстати а как сейчас? Пока в Рязань конкурс будет, Россия будет жива!!!!!
  13. ДМБ-78 17 января 2014 19:57
    МУЖИК. настоящий СОЛДАТ hi
    ДМБ-78
  14. PValery53 19 января 2014 19:09
    Вот кто - Герой нашего времени, а не какие-то там чучела-олигархи ! Доблесть за Родину, а не высасывание капиталов из неё !!
  15. sergeant.roy47 25 июня 2015 19:03
    На фото Вячеслав Муратов с Анатолием Лебидем, они служили в одном полку.
    45 полк - полк Героев! Слава "настоящим мужикам"!!!

    Что за "хамер" на фото???
    sergeant.roy47

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня