Military Review

SAU 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Germany)

24
The first battles of the Second World War allowed the German military to test their strategies in practice and adjust them in accordance with the results of real battles. One of the results of the Polish campaign was the requirement to create a self-propelled artillery installation with a caliber of at least 100 mm. It was assumed that such an assault weapon would be able to effectively destroy enemy fortifications. The German command was already preparing to attack France, and an ACS with powerful weapons could be useful in overcoming the fortifications of the Maginot Line.


SAU 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Germany)


Without losing time, already in September 1939, the German military ordered the Krupp company to develop and build a self-propelled artillery installation that meets the existing requirements. Within a few weeks after signing the contract for the design of the ACS, the military and the project implementers decided on its main weapons. To effectively destroy various types of fortifications, she had to use an 105-mm 10.5 cannon Kanone 18 L / 52 (K18 L / 52) cannon. In accordance with the classification of military equipment adopted at that time, the self-propelled gun was designated 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher.

In the course of developing a new self-propelled gun, Krupp engineers and related enterprises were constantly harassed by various troubles. Because of this, the creation of the project lasted about a year. The construction of prototypes of self-propelled guns 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher began only in the last months of 1940. By this time, hostilities in France had ended, because of which the military had to look for a promising self-propelled gun a new application. Now it was proposed to use it not so much to fight against fortifications as to defeat enemy armored vehicles and manpower. The characteristics of the 105-mm Kanone 18 L / 52 gun were sufficient to defeat all existing and promising tanks Of Europe. Together with the new purpose, the self-propelled gun received a new name: 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV.

The basis of the new self-propelled gun was the medium tank PzKpfw IV Ausf.A. Tracked chassis with engine Maybach HL66P power 180 hp should provide 22-ton SAU mobility, sufficient for equipment of this class. According to calculations, on a highway, the 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV self-propelled gun could reach speeds up to 27 km / h. In the light of the tactical tasks of self-propelled guns designed to combat enemy tanks, such characteristics were sufficient. Chassis base tank has not changed.



The hull of the base tank remained the same: it had a frontal sheet with a thickness of 50 mm and 20 mm boards. Instead of a tank tower, a promising self-propelled gun received a large armored felling, which occupied the entire middle and aft parts of the hull. It was proposed to assemble the cabin from armor plates with a thickness from 50 mm (forehead) to 10 mm (feed). The roof of the cabin was missing. The wheelhouse housed four crew members out of five.

The breech of the K18 L / 52 gun was quite large and did not allow targeting in wide sectors. Therefore, horizontally, the gun was induced only within 8 ° to the left and to the right from the axis of the vehicle, vertically - from -10 ° to + 10 °. At the sides of the logging stationed laying of ammunition. ACS 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV could carry up to 26 shells caliber 105 mm. The weapon used was powerful for its time. From a distance of two kilometers, the Kanone 18 L / 52 cannon punched over 100 mm of armor. Thus, the new self-propelled gun could destroy the tanks of the late thirties and early forties from a safe distance. Its own booking, combined with firing characteristics, reliably protected enemy anti-tank artillery from fire.

Longer effective firing range has reduced the defensive armament of the new ACS. There were three MP-40 submachine guns with ammunition in the fighting compartment.



During the design of the self-propelled gun 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV received the unofficial nickname Dicker Max ("Thick Max"). The “overweight” and characteristics of the 105-mm guns led to a number of specific consequences. In the later stages of the design, it became clear that the self-propelled artillery installation needed a new suspension of the road wheels. In order to maintain permeability at the existing level, but at the same time to increase the survivability of the units, it was necessary to develop a new undercarriage based on the corresponding units of the PzKpfw III and PzKpfw IV tanks. The reinforced design withstood the return of a powerful weapon, but was not without flaws.

Two prototypes of the 10.5 ACS cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV were completed in January 1941. The first tests demonstrated both high firepower and flaws. Most of all complaints were tracked chassis. Even after improvement, it did not provide the required characteristics. In the future, for self-propelled Dicker Max was supposed to create a new design of tracked propulsion.

Despite the problems with the undercarriage, the new self-propelled artillery mount generally suited the customer. Without waiting for the end of the tests, the Wehrmacht command and the management of the Krupp company discussed the start date for the construction of serial self-propelled guns. In the spring of 41, it was believed that such combat vehicles would go into series at the very beginning of next year. By that time, it was planned to complete the development of the ACS and eliminate all problems, including the creation of a new undercarriage.



In mid-June 41-th two prototypes ACS 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV were sent to the anti-battalion Panzerjager Abteilung 521 for trial operation. During the first few fights, "Fat Max" showed its best side: caliber gun 105 mm for the destruction of Soviet tanks and allowed to deal effectively with various types of fortifications. Due to their high firepower, two new self-propelled guns have earned a good military attitude.

It should be noted that during the trial operation of self-propelled Dicker Max self-propelled guns managed to show themselves not only from the positive but also from the negative side. First of all, the claims caused a weak engine. Combat vehicles with a 150-strong engine could not move in the same order with the tanks. In addition, there were several cases where the ACS of the new model risked falling behind other vehicles on the march. When driving on rough terrain self-propelled gun could get stuck, not being able to independently get out of the mud.

The powerful gun was equipped with a muzzle brake, which adversely affected the convenience of direct fire. Gases escaping from the holes of the brake, raised a huge cloud of dust, which is why pointing the gun to a new target became a very difficult task. In some cases, for its solution it was necessary to attract additional gunners, who were located away from the ACS. Finally, just two 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV combat vehicles were not enough for even one anti-tank battalion. The need for the German army in such a technique was estimated at least a few hundred units.

In the middle of summer 1941, the German military lost one of two prototypes of a promising self-propelled gun. As a result of the accident, a fire occurred in the fighting compartment, which provoked an explosion of ammunition. Repair the destroyed car was considered impractical. In a number of sources it is mentioned that the wreckage of this “Fat Max” soon became the trophy of the Soviet military and scientists. According to other sources, Soviet gunners hit the self-propelled gun, and its fragments soon became a trophy. Regardless of the specific reasons for the loss of one of the machines, in the future, only one prototype was in trial operation.



The second self-propelled gun remained in service until the fall of 41. During this time she received several minor damage, but, nevertheless, was used in battles. In October of the same year, the remaining prototype ACS Dicker Max was sent to the Krupp factory, where it was repaired and upgraded. During the repair, the self-propelled gun received a Maybach HL120TRM engine with 300 horsepower. and a new transmission. The use of the new power plant has increased the maximum speed on the highway to 40 km / h. In addition, the nomenclature of defensive weapons has expanded. The latest machine "Fat Max" was equipped with a MG34 machine gun with 600 ammunition. Interestingly, the regular place of the machine gun was one of the boxes inside the fighting compartment, and no systems for fastening it to the wheelhouse were envisaged.

The last 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV self-propelled gun returned to the front by the summer of 1942. Its trial operation continued until the end of the year. At the same time, there were active disputes in Berlin concerning the start of mass production of such equipment. In support of its start talking high firepower 105-mm guns, the ability to fight the Soviet tanks T-34-1 and HF from a safe distance, and the relative simplicity of the production. On the other hand, in some situations firepower "Tolstoy Max" was redundant, the firm "Krupp" plants were loaded production of other vehicles, and troops were in need of a large number of self-propelled howitzers, and not in the tank destroyer.

Ultimately, numerous cons ACS 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV, including the absence of any particular success in finishing problematic units, outweigh the benefits. At the end of 1942, the talk about the possible start of serial production of a promising SPG completely stopped. During the project, only two prototypes were built, one of which was lost in the battles. The second at the end of 42 was sent back to the enterprise that built it, after which its traces are lost. It was probably dismantled or destroyed during the bombing or the battle for the plant.

The 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV self-propelled artillery mount was an interesting but ambiguous combat vehicle. A powerful and effective weapon was installed on a relatively weak chassis with a low-powered engine, which led to a number of problems with mobility and running gear life. In the end, these shortcomings were partially corrected, but their practical results did not give any practical results. Were built only two instances of self-propelled guns, which, of course, could not influence the course of the war.





On the materials of the sites:
http://achtungpanzer.com/
http://strangernn.livejournal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://wwiivehicles.com/
Author:
24 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Hort
    Hort 15 January 2014 10: 20
    -4
    I had one in my "tanks" until the account was hacked)
  2. Volkhov
    Volkhov 15 January 2014 11: 05
    0
    At the beginning of 41, reconnaissance reported that the Germans were developing tanks with armor greater than 100 mm and a 105 mm cannon, and Grabina urgently ordered a ZIS-6 107 mm. This self-propelled gun apparently worked out a cannon for the Tiger-2 (88 mm was put there as a substitute), that is, it is an experimental machine.
  3. Volozhanin
    Volozhanin 15 January 2014 11: 44
    -7
    One of the best tank destroyers in the well-known online game. However, her performance characteristics require special accuracy and thoughtfulness in "battle".
  4. vomag
    vomag 15 January 2014 12: 07
    +4
    This experimental car almost became serial! You just imagine this demonic fluff that was standing there (it completely extinguished both 34 and HF) I think if it had gone into a series of blood flow it would have drunk at least tigers and panthers! For 41 it was a very cool fri.
    1. Stas57
      Stas57 15 January 2014 12: 40
      -1
      Yes, the usual 10 cm sK18, there is nothing "demonic" in it.
      1-1,5 km "red" projectile
    2. EvilLion
      EvilLion 15 January 2014 12: 56
      +1
      "Nashorn" went into series. He could act well from ambushes, close one shot from anything.
    3. Massik
      Massik 16 January 2014 02: 27
      0
      Well, the 8.8cm L71 coped with this task no worse.
  5. EvilLion
    EvilLion 15 January 2014 12: 55
    -6
    In WoT, it is known as Dicker Max.
  6. vomag
    vomag 15 January 2014 12: 56
    +2
    Comrade Stas57, do you even have a clue about writing, or just to blurt out something plus maybe they’ve got tired of stupid comments! Argument for custom (10 cm sK18) and write on which German armor the guns were better and more powerful .....
    1. Stas57
      Stas57 15 January 2014 13: 15
      -1
      Comrade stas57, do you even have a clue about what to write about or just to blurt out what if they put a plus ??

      unlike you, I have.
      What did I say vaguely?
      Argument for custom (10 cm sK18) and write on which German armor the guns were better and more powerful .....

      and what to argue? K18 were in Each German artillery regiment each German etc. by state, and in real life, + RGK divisions. and on their account of tanks not less than from 88, if not more.
      And what is the "demonic" nature of this, not at all rare instrument?
      1. vomag
        vomag 15 January 2014 16: 16
        +1
        YOU dear ** nudes, I said, I knew right now the links for the 44-45 year will go! I am YOU about the armor technique 41-42 ignoramus you are another 60-70 here belay
        1. Stas57
          Stas57 15 January 2014 16: 38
          +1
          I am YOU about the armor technology 41-42 ignoramus you still 60-70 here pretend belay


          Rabinovich, you are already bargaining (s)
          question
          -Write on what German armored vehicles the guns were better and more powerful ...
          the answer is given, what is the question, such is the answer.
          regarding the "demonic" field gun K18 wrote, as you put it ** nu you.
          so without confirming your words. So this is your level is understandable.
          For you, an ignoramus, a gun with separate loading and a rate of fire of 6 rounds per minute, a very "demonic" weapon, ogaoga

          I YOU about ignoring the 41-42 ignorance technique

          on you "ignoramusь"
          "ignoramus", and what is more powerful for you?
          Well, more powerful, more caliber and more high-explosive projectile action



          and here’s anti-tank
          1. vomag
            vomag 15 January 2014 20: 34
            0
            And what ?? what is it? Stop grimacing! Have you ever read the article? I see not if YES then where does it "K18 were in every German artillery regiment of every German TD in the state, and in real life, + divisions of the RGK. And on their account there were no less than 88 tanks." in the article about this at least the word was ?? the question was asked correctly at your Jewish little things! so post everything that came to hand but with ignorance I blundered yes Russian knowledge is lame
            1. Stas57
              Stas57 15 January 2014 23: 16
              0
              And what ?? what is it? Stop grimacing! Have you even read the article? I see no, if YES, then where does "K18 were in every German artillery regiment of every German TD in the state, and in real life, + RGK divisions. and on their account there are no less than 88 tanks" in the article about it though the word was


              You just imagine this demonic fluff who stood there (she completely extinguished both 34 and HF) I think she go to the series no less tigers and panthers would drink blood

              demonic fluff --- go to series

              my answer
              Yes, the usual 10 cm sK18, there is nothing "demonic" in it.
              K18 were in every German artillery regiment of every German TD, by state, and in real life, + RGK divisions.


              the question was asked correctly at your Jewish little things

              I gave you more and more powerful, and for 41 and for 42 and 45, the ignoramusь.
              here you leaked, schoolboy.

              so post everything that came to hand but with ignorance I blashed yeah knowledge of Russian is lame

              as an option-
              so post everything zpt what came to hand zpt but with ignoramus I blasphemed zpt Yeah point with a capital letter зknowledge lower case Рussky lame point

              In short, you leaked like an ordinary illiterate schoolboy ...
              Go learn your lessons.
              1. vomag
                vomag 16 January 2014 22: 27
                0
                Ha ha ha, it’s gone hot, what’s hurt? Did you catch thee on ignorance of simple things in the second world? come on you ***** (bad person) to school and learn history !!! but you can annoy anyone with the knowledge of the language and its spelling but not me, I’m Belarus, as we hear it and it’s written .. so Vasek go learn history ...
    2. Stas57
      Stas57 15 January 2014 13: 47
      0
      write on what German armored vehicles the guns were better and more powerful .....

      :))
      1. alexs3524
        alexs3524 15 January 2014 14: 29
        +2
        to the point! here's another thing, really lined
      2. alexs3524
        alexs3524 15 January 2014 14: 30
        0
        and the truth is also knocked out
    3. Hort
      Hort 15 January 2014 13: 48
      0
      By the way, it seems like they were put on Emperor Shtuir (2 copies were released). It’s true that there was already a self-propelled gun the size of Ferdinand, but with an open cabin
      1. Hort
        Hort 15 January 2014 13: 52
        0
        and although not, they put a weapon on Emil’s 128mm, sorry - a little mistake)
        1. Stas57
          Stas57 15 January 2014 13: 57
          0
          of course Rheinmetall 12,8 cm KL / 61 (12,8 cm Flak 40)
    4. alexs3524
      alexs3524 15 January 2014 14: 32
      0
      For example, such a technique
  7. Jeka
    Jeka 15 January 2014 12: 58
    +2
    The Germans, as always, complicate everything unnecessarily, if they focused on the mass production of Pz4 and such self-propelled guns, then our troops would have been much worse. The release of sophisticated, expensive, and non-mass Panthers and Tigers and other equipment on their chassis led to their defeat - it was good that they did so.
  8. Romanychby
    Romanychby 15 January 2014 12: 59
    +2
    Great article. Thanks to the author.
  9. Alf
    Alf 15 January 2014 23: 27
    +1
    "The long effective firing range made it possible to reduce the defensive armament of the new ACS. The fighting compartment housed three MP-40 submachine guns with ammunition."
    Cheree for 2 years the chances once again also burst, creating a purely cannon Ferdinand, which then had to be machine-gunned. Apparently, it didn’t come from one cone.
    "By this time, the fighting in France ended, which is why the military had to look for a promising self-propelled gun for a new use." Where to stick it?
    Oh, it is a pity that Spee's Minister of Arms turned out to be a sane person (albeit with his cockroaches in his head). I’d put this shitty in the series ... well, and all the super-bombers and a 1500-ton fool, you see, and the Reich would have bent before.
  10. Cebro
    Cebro 17 January 2014 14: 35
    0
    Quote: Volozhanin
    One of the best tank destroyers in the well-known online game. However, her performance characteristics require special accuracy and thoughtfulness in "battle".

    There is no such thing as a tank destroyer, there are self-propelled guns, there is a tank destroyer and there is an assault gun.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)

Первые бои Второй Мировой войны позволили германским военным проверить на практике свои стратегии и скорректировать их в соответствии с результатом реальных боев. Одним из результатов польской кампании стало требование, касавшееся создания самоходной артиллерийской установки с орудием калибра не менее 100 мм. Предполагалось, что такое штурмовое орудие сможет эффективно уничтожать укрепления противника. Германское командование уже готовилось к нападению на Францию, и САУ с мощным вооружением могла оказаться полезной при преодолении укреплений линии Мажино.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)


Не теряя времени, уже в сентябре 1939 года немецкие военные заказали фирме Krupp разработку и строительство самоходной артиллерийской установки, удовлетворяющей существующим требованиям. В течение нескольких недель после подписания контракта на проектирование САУ военные и исполнители проекта определились с ее главным оружием. Для эффективного уничтожения укреплений различных типов она должна была использовать 105-мм пушку 10.5 cm Kanone 18 L/52 (K18 L/52). В соответствии с принятой в то время классификацией военной техники самоходка получила обозначение 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher.


В ходе разработки новой самоходки инженеров фирмы «Крупп» и смежных предприятий постоянно преследовали различные неприятности. Из-за этого создание проекта продолжалось около года. Строительство опытных экземпляров САУ 10.5 cm K gepanzerte Schartenbrecher началось лишь в последних месяцах 1940 года. К этому времени боевые действия во Франции завершились, из-за чего военным пришлось искать перспективной самоходке новое применение. Теперь предлагалось использовать ее не столько для борьбы с укреплениями, сколько для поражения вражеской бронетехники и живой силы. Характеристики 105-мм пушки Kanone 18 L/52 были достаточны для поражения всех существующих и перспективных танков Европы. Вместе с новым предназначением самоходка получила новое название: 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV.

Основой новой самоходки стал средний танк PzKpfw IV Ausf.A. Гусеничное шасси с двигателем Maybach HL66P мощностью 180 л.с. должно было обеспечивать 22-тонной САУ подвижность, достаточную для техники этого класса. По расчетам, на шоссе самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV могла бы развивать скорость до 27 км/ч. В свете тактических задач самоходки, предназначенной для борьбы с танками противника, подобные характеристики были достаточными. Ходовая часть базового танка не претерпела никаких изменений.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)


Корпус базового танка остался прежним: он имел лобовой лист толщиной 50 мм и 20-миллиметровые борта. Вместо танковой башни перспективная самоходка получила крупную бронированную рубку, занимавшую всю среднюю и кормовую части корпуса. Рубку предлагалось собирать из броневых листов толщиной от 50 мм (лоб) до 10 мм (корма). Крыша рубки отсутствовала. В рубке размещались рабочие места четырех членов экипажа из пяти.

Казенная часть пушки K18 L/52 была достаточно крупной и не позволяла осуществлять наведение в широких секторах. Поэтому по горизонтали орудие наводилось лишь в пределах 8° влево и вправо от оси машины, по вертикали – от -10° до +10°. У бортов рубки размещались укладки боеприпасов. САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV могла перевозить до 26 снарядов калибра 105 мм. Примененное оружие было мощным для своего времени. С расстояния в два километра пушка Kanone 18 L/52 пробивала свыше 100 мм брони. Таким образом, новая самоходка могла уничтожать танки конца тридцатых и начала сороковых годов с безопасной дистанции. Собственное ее бронирование в сочетании с огневыми характеристиками надежно защищало от огня вражеской противотанковой артиллерии.

Большая дальность эффективной стрельбы позволила сократить оборонительное вооружение новой САУ. В боевом отделении размещались три пистолета-пулемета MP-40 с боезапасом.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)


В ходе проектирования самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV получила неофициальное прозвище Dicker Max («Толстый Макс»). «Лишний вес» и характеристики 105-мм орудия привели к ряду специфических последствий. На поздних стадиях проектирования стало ясно, что самоходная артиллерийская установка нуждается в новой подвеске опорных катков. Чтобы сохранить проходимость на существующем уровне, но при этом повысить живучесть агрегатов, пришлось разработать новую ходовую часть на основе соответствующих агрегатов танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Усиленная конструкция выдерживала отдачу мощного орудия, но не была лишена недостатков.

Два прототипа САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV были достроены в январе 1941 года. Первые испытания продемонстрировали как высокую огневую мощь, так и имеющиеся недостатки. Больше всего нареканий вызывала гусеничная ходовая часть. Даже после совершенствования она не обеспечивала требуемые характеристики. В дальнейшем для самоходки Dicker Max предполагалось создать новую конструкцию гусеничного движителя.

Несмотря на проблемы с ходовой частью, новая самоходная артиллерийская установка в целом устроила заказчика. Не дожидаясь окончания испытаний, командование Вермахта и руководство фирмы «Крупп» обсудили сроки начала строительства серийных самоходок новой модели. Весной 41-го считалось, что подобные боевые машины пойдут в серию в самом начале следующего года. К тому времени планировалось завершить доводку САУ и ликвидировать все проблемы, в том числе закончить создание новой ходовой части.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)


В середине июня 41-го оба опытных экземпляра САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV были направлены в противотанковый батальон Panzerjager Abteilung 521 для опытной эксплуатации. В ходе нескольких первых боев «Толстые Максы» показали себя с лучшей стороны: орудие калибра 105 мм гарантированно уничтожало советские танки, а также позволяло эффективно бороться с укреплениями различных типов. Благодаря своей высокой огневой мощи две новые самоходки заслужили хорошее отношение военных.

Необходимо отметить, что в ходе опытной эксплуатации самоходки Dicker Max успели показать себя не только с положительной, но и с отрицательной стороны. Прежде всего, претензии вызывал слабый двигатель. Боевые машины со 150-сильным мотором не могли двигаться в одних порядках с танками. Кроме того, было несколько случаев, когда САУ новой модели рисковали отставать от другой техники на марше. При движении по пересеченной местности самоходка могла застрять, не имея возможности самостоятельно выбраться из грязи.

Мощное орудие было оснащено дульным тормозом, что негативно сказывалось на удобстве стрельбы прямой наводкой. Газы, вырывавшиеся из отверстий тормоза, поднимали огромное облако пыли, из-за чего наведение орудия на новую цель становилось весьма сложной задачей. В ряде случаев для ее решения приходилось привлекать дополнительных наводчиков, располагавшихся в стороне от САУ. Наконец, всего двух боевых машин 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV было недостаточно даже для одного противотанкового батальона. Необходимость германской армии в подобной технике оценивалась, как минимум, в несколько сотен единиц.

В середине лета 1941 года германские военные потеряли один из двух опытных экземпляров перспективной САУ. В результате несчастного случая произошло возгорание в боевом отделении, спровоцировавшее взрыв боекомплекта. Ремонтировать разрушенную машину посчитали нецелесообразным. В ряде источников упоминается, что обломки этого «Толстого Макса» вскоре стали трофеем советских военных и ученых. По другим данным, самоходку подбили советские артиллеристы, а ее обломки вскоре стали трофеем. Вне зависимости от конкретных причин потери одной из машин, в дальнейшем в опытной эксплуатации находился лишь один опытный экземпляр.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)


Вторая самоходка оставалась в строю до осени 41-го. За это время она получила несколько небольших повреждений, но, тем не менее, использовалась в боях. В октябре того же года оставшийся опытный образец САУ Dicker Max отправили на завод фирмы Krupp, где он прошел ремонт и модернизацию. Во время ремонта самоходка получила двигатель Maybach HL120TRM мощностью 300 л.с. и новую трансмиссию. Применение новой силовой установки увеличило максимальную скорость на шоссе до 40 км/ч. Кроме того, расширилась номенклатура оборонительного вооружения. Последнюю машину «Толстый Макс» оснастили пулеметом MG34 с боекомплектом 600 патронов. Интересно, что штатным местом пулемета был один из коробов внутри боевого отделения, а какие-либо системы его крепления на рубке не предусматривались.

Последняя самоходка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV вернулась на фронт к лету 1942 года. Ее опытная эксплуатация продолжалась до конца года. Одновременно с этим в Берлине шли активные споры, касавшиеся начала серийного производства подобной техники. В пользу его начала говорили высокая огневая мощь 105-мм орудия, способность бороться с советскими танками Т-34 и КВ-1 с безопасных дистанций, а также сравнительная простота производства. С другой стороны, в ряде ситуаций огневая мощь «Толстого Макса» была избыточна, заводы фирмы «Крупп» были загружены производством другой техники, а войска нуждались в большом количестве самоходных гаубиц, а не в противотанковых САУ.

В конечном итоге, многочисленные минусы САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV, в том числе и отсутствие особых успехов в доводке проблемных агрегатов, перевесили все преимущества. В конце 1942 года разговоры о возможном начале серийного производства перспективной САУ полностью прекратились. В ходе проекта было построено лишь два опытных образца, один из которых был потерян в боях. Второй в конце 42-го года был отправлен обратно на построившее его предприятие, после чего его следы теряются. Вероятно, он был разобран или уничтожен в ходе бомбардировок или боев за завод.

Самоходная артиллерийская установка 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV представляла собой интересную, но неоднозначную боевую машину. Мощное и эффективное орудие было установлено на сравнительно слабое шасси с маломощным двигателем, что привело к ряду проблем с подвижностью и ресурсом ходовой части. Эти недостатки в итоге удалось частично исправить, но никаких практических результатов их исправление не дало. Были построены лишь два экземпляра самоходки, которые, естественно, не смогли оказать влияние на ход войны.

САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)
САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)
САУ 10.5 cm K gepanzerte Selbstfahrlafette IV (Германия)


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://strangernn.livejournal.com/
http://alternathistory.org.ua/
http://wwiivehicles.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. Хорт 15 января 2014 10:20
    у меня в "танках" такой был, пока аккаунт не взломали)
  2. Волхов 15 января 2014 11:05
    В начале 41 разведка доложила о разработке немцами танков с бронёй более 100 мм и пушкой 105 мм и Грабину срочно заказали ЗИС-6 107 мм. На этой самоходке видимо отрабатывали пушку для Тигра-2 (как заменитель туда ставили 88 мм), то есть это опытная машина.
    Волхов
  3. Воложанин 15 января 2014 11:44
    Одна из лучших пт-сау во всем известной онлайн-игре.Впрочем,её ТТХ требуют особой аккуратности и вдумчивости в "бою".
  4. vomag 15 января 2014 12:07
    Эта опытная машина чуть не стала серийной!Вы просто представьте эту демоническую пуху которая там стояла (она совершенно спокойно гасила и 34 и КВ) думаю пойди она в серию стока крови выпила бы не меньше тигров и пантер!для 41 это была очень крутая пт.
    1. стас57 15 января 2014 12:40
      да обычная 10 см sK18, ничего в ней "демонического" нет.
      1-1,5 км "красным" снарядом
    2. EvilLion 15 января 2014 12:56
      "Насхорн" пошел в серию. Неплохо мог действовать из засад, вблизи ваншотился от чего угодно.
    3. Marssik 16 января 2014 02:27
      Ну 8.8см Л71 справлялась с такой задачей не хуже.
  5. EvilLion 15 января 2014 12:55
    В WoT известна как Dicker Max.
  6. vomag 15 января 2014 12:56
    Товарищ стас57 вы хоть понятие имеете о чем пишите или так лишь бы че ляпнуть авось плюс поставят??знаете ли надоели тупые коменты!Аргументируйте обычность(10 см sK18) и напишите на какой немецкой броне технике стояли орудия лучше и мощнее.....
    1. стас57 15 января 2014 13:15
      Товарищ стас57 вы хоть понятие имеете о чем пишите или так лишь бы че ляпнуть авось плюс поставят??

      в отличии от тебя -имею.
      что я неясного сказал?
      Аргументируйте обычность(10 см sK18) и напишите на какой немецкой броне технике стояли орудия лучше и мощнее.....

      а что аргументирорать? К18 были в каждом немецком артполку каждой немецкой тд по штату, да и в реале, + дивизионы РГК. и на их счету танков не меньше чем от 88, если не больше.
      И в чем "демоничность" этого, совсем не редкого орудия?
      1. vomag 15 января 2014 16:16
        ВЫ уважаемый **ню сказали я так и знал ща ссылки на 44-45 год пойдут! я ВАМ про броне технику 41-42 неучь вы еще 60-70 сюда преплетите belay
        1. стас57 15 января 2014 16:38
          я ВАМ про броне технику 41-42 неучь вы еще 60-70 сюда преплетите belay


          рабинович, вы уже торгуетесь(с)
          вопрос
          -напишите на какой немецкой броне технике стояли орудия лучше и мощнее...
          ответ дан, каков вопрос, таков и ответ.
          касательно "демоничности" полевой пушки К18 написали, как вы выразились **ню вы.
          так ничем не подтвердив свои слова. Так что это ваш уровень вполне понятен.
          Для вас, неуч скажу, орудие с раздельным заряжанием и скорострельностью 6 выстрелов в минуту, очень "демоничное" орудие, огаога

          я ВАМ про броне технику 41-42 неучь

          на тебе "неучь"
          "неучь", а что такое у тебя мощнее?
          ну вот мощнее, больше калибром и больше фугасное действие снаряда



          и вот тебе противотанковее
          1. vomag 15 января 2014 20:34
            И что??что это?Перестаньте кривляться! вы хоть статью прочитали?Вижу нет если ДА то причем тут "К18 были в каждом немецком артполку каждой немецкой тд по штату, да и в реале, + дивизионы РГК. и на их счету танков не меньше чем от 88" в статье про это хоть слово было??вопрос был задан корректно эт ваши еврейские штучки!поэтому постите все что под руку попало а вот с неучем я лохонулся даа знание Русского хромает
            1. стас57 15 января 2014 23:16
              И что??что это?Перестаньте кривляться! вы хоть статью прочитали?Вижу нет если ДА то причем тут "К18 были в каждом немецком артполку каждой немецкой тд по штату, да и в реале, + дивизионы РГК. и на их счету танков не меньше чем от 88" в статье про это хоть слово было


              Вы просто представьте эту демоническую пуху которая там стояла (она совершенно спокойно гасила и 34 и КВ) думаю пойди она в серию стока крови выпила бы не меньше тигров и пантер

              демоническая пуха--- пойди она в серию

              мой ответ
              да обычная 10 см sK18, ничего в ней "демонического" нет.
              К18 были в каждом немецком артполку каждой немецкой тд по штату, да и в реале, + дивизионы РГК.


              вопрос был задан корректно эт ваши еврейские штучки

              Я тебе предоставил больше и мощнее, и за 41 и за 42 и за 45, неучь.
              тут ты слил, школьник.

              поэтому постите все что под руку попало а вот с неучем я лохонулся даа знание Русского хромает

              как вариант-
              поэтому постите все зпт что под руку попало зпт а вот с неучем я лохонулся зпт даа тчк с большой буквы знание с маленькой буквы Русского хромает тчк

              короче слил ты как обычное безграмотное школоло...
              Иди , учи уроки.
              1. vomag 16 января 2014 22:27
                Ха ха ха пошла жара че задел?поймал тя на незнании простых вещей по второй мировой? иди ка ты *****(плохой человек) к сее в школу и учи историю!!!а знанием языка и его правописанием можешь донимать там кого угодно только не меня я Белорус у нас как слышится так и пишется.. так что Васек иди учи историю...
    2. стас57 15 января 2014 13:47
      напишите на какой немецкой броне технике стояли орудия лучше и мощнее.....

      :))
      1. alexs3524 15 января 2014 14:29
        в точку!вот ещё,правда подбитые
      2. alexs3524 15 января 2014 14:30
        и вот правда тоже подбит
    3. Хорт 15 января 2014 13:48
      кстати вроде на Штурер Эмилях (2 экз. выпущено было) такие же ставили. Правда там уже и сама самоходка размером с Фердинанда была, но с открытой рубкой
      1. Хорт 15 января 2014 13:52
        а хотя нет, на Эмиля 128мм оружие ставили, пардоньте - ошибся маленько)
        1. стас57 15 января 2014 13:57
          конечно же Rheinmetall 12,8 cm KL/61 (12,8 cm Flak 40)
    4. alexs3524 15 января 2014 14:32
      Например вот такая техника
  7. Жека 15 января 2014 12:58
    Немцы как всегда всё излишне усложняют, сосредоточься они на массовом выпуске Pz4 и таких самоходок, то нашим войскам пришлось бы в значительной мере хуже. Выпуск сложных, дорогих и не массовых Пантер и Тигров и другой техники на их шасси привело к их поражению – хорошо, что они так сделали.
    Жека
  8. Romanychby 15 января 2014 12:59
    Отличная статья.Автору спасибки.
    Romanychby
  9. Альф 15 января 2014 23:27
    "Большая дальность эффективной стрельбы позволила сократить оборонительное вооружение новой САУ. В боевом отделении размещались три пистолета-пулемета MP-40 с боезапасом."
    Череэ 2года гансы еще раз также лопухнулись, создав чисто пушечный Фердинанд, который потом пришлось опулеметивать. Видимо, с одной шишки не дошло.
    "К этому времени боевые действия во Франции завершились, из-за чего военным пришлось искать перспективной самоходке новое применение." Куда бы ее приткнуть ?
    Эх, жаль, что министр вооружений Шпее оказался здравомыслящим(хотя и со своими тараканами в голове) человеком. Пустил бы в серию и эту хрено..ну и все супербомбардировщики и 1500-тонную дуру,глядишь и рейх раньше бы загнулся.
  10. Cebro 17 января 2014 14:35
    Цитата: Воложанин
    Одна из лучших пт-сау во всем известной онлайн-игре.Впрочем,её ТТХ требуют особой аккуратности и вдумчивости в "бою".

    Нет такой вещи как ПТсау есть САУ, есть истребитель танков и есть штурмовое орудие.
    Cebro

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня