«Мы всегда просим найти достойное применение для М-55»

27
Герой России, заслуженный летчик-испытатель Олег Щепетков ответил на вопросы газеты «Военно-промышленный курьер»

Презентация воздушной геофизической лаборатории «Росгидромет» в Жуковском дала повод вспомнить об истории создания высотных отечественных самолетов. Хотя сейчас России похвастаться особо нечем и, как во многих других отраслях, она скорее отстает от передовых технологических держав, чем лидирует, тем не менее еще сохраняется научный и промышленный потенциал – наследство Советского Союза.

– Расскажите о Як-42Д, на базе которого создана новая летающая лаборатория «Росгидромет».

– Он поступил из казанской авиакомпании «Тулпар», где эксплуатировался по назначению. На нашем предприятии прошел переоборудование, претерпев множество изменений. Но изменения коснулись в основном работы операторов, для летчиков самолет остался почти тот же. Все характерные скорости прежние. Во время испытательных полетов мы выходили на большие углы атаки, вплоть до «альфа-доп». К проверке скоростей подходили очень аккуратно во всех полетных конфигурациях: с убранной механизацией, с закрылками во взлетной конфигурации, посадочной. Перед нами стояла задача проверить самолет, а не испытать его по полной. Старались не допустить сваливания, тем более штопора, из которого Як-42 плохо выходит, в том числе по причине затенения Т-образного оперения.

– Есть ли ограничение по максимальной высоте полета, изменилась ли техника пилотирования?

«Мы всегда просим найти достойное применение для М-55»– У летающей лаборатории все характерные скорости, углы сохранились от серийного самолета. По технике пилотирования изменений не выявлено. Кабину летчиков не переделывали, так что состав экипажа из трех человек не изменился. Разве что процента на три увеличился расход топлива. Предельная высота полета для этого самолета установлена 9100 метров, мы ее достигли. Когда сделаны вырезы для датчиков и блистеров, фюзеляж надувают на земле с целью проверки герметичности. В нашем случае этого не делали ради экономии средств. Герметичность пришлось проверять в полете. Работали аккуратно: сначала вышли на 2000 метров, потом постепенно увеличивали высоту до 4000, 5000, 7000, наконец, 9100 метров.

– Сколько полетов выполнено в рамках программы испытаний, какова их общая продолжительность?

– Семь. Два перегонных в Казань для установки интерьера. Расстояние между Жуковским и Татарстаном небольшое, час-полтора полета. Всего мы налетали, наверное, часов одиннадцать. Возникла только одна проблема – нарушилась циркуляция воздуха внутри салона, температура повысилась и операторы стали жаловаться. Причину нашли и устранили.

– Как научно-исследовательская аппаратура влияет на работу штатных бортовых систем?

– В основном происходит электромагнитная несовместимость. Мы проводили специальные испытания на земле и в воздухе. Обнаружили влияние на радиосвязь. Последовательно отключая приборы, установили, что причина в локаторах. Сделали соответствующие выводы, и сейчас все оборудование работает хорошо.

– ЭМЗ имени Мясищева широко известен высотными самолетами. В каком состоянии сейчас М-17 и М-55?

– Однодвигательного М-17 в летном состоянии давно нет. Машина сохранилась только в виде экспоната Музея ВВС в Монине. А двухмоторных М-55 в девяностых на Смоленском авиазаводе собрали пять штук. Одна («двойка») сразу пошла на статические испытания на разрушение силовой конструкции. Четыре были летные. В мае 1995 года шеф-пилот нашей фирмы, заслуженный летчик-испытатель СССР Эдуард Чельцов на взлете погиб, потом мы потеряли еще одну машину в Ахтубинске, но ее пилот успел катапультироваться. Сейчас сохранились два самолета. Один военный, стоит у нас на хранении и мы периодически гоняем его двигатели. В платформу для научно-исследовательской аппаратуры по изучению атмосферы переоборудовали последний, пятый М-55. На празднике столетия ВВС России я летал на нем, с 1996 года он начал работать по европейским научным программам на Севере, в Антарктиде, Австралии.

– Что интересного было в полетах для иностранных заказчиков?

– Лично для меня много нового открылось в Австралии, особенно в сезон дождей. Мощная облачность, достигает 20 000 метров. Огромные «башни» стоят. В Бразилии меня как-то попросили пройти над такой «башней». Начал на 17 000 метров, а облачность повышается. Иду выше, приближаюсь к 19 000. И только на 18 700 удалось обогнуть ее. Мы работали по изучению озонового слоя, тогда в мире серьезно озаботились проблемой, боялись разрушения, выделяли средства. Есть такое понятие – тропопауза. Если посмотреть разрез атмосферы, то температура постепенно падает, а на высоте порядка 11 километров падение останавливается. Километр-два идет постоянная величина или температура даже повышается и падение значений только еще выше. Это и есть тропопауза. Через нее в теории ничего не проходит – пыль, взвешенные мельчайшие частицы. А на самом деле эту пыль находили на очень больших высотах. Когда стали проводить специальные исследования, оказалось, что причина – те самые облачные «башни». Самые мощные наблюдаются в Африке, особенно в тропиках. Они очень высокие – до 18 километров, а тропопауза – на 11 километрах. Получается, что «башня» пробивает тропопаузу, восходящие потоки выбрасывают ввысь взвешенные частицы и те высыпают в озоновый слой.

Исследования помогли установить, что чем ниже температура, тем ниже тропопауза. Например, над территорией России она на 11 километрах, а в Африке опускается. Но бывает, что в зависимости от географии поднимается. Оказалось, что самые низкие температуры в атмосфере не на Севере, а в тропиках.

– Высотные самолеты есть у американцев, знаменитые U-2. Приходилось общаться с их пилотами?

– Когда мы летали над Сейшельскими островами, температура воздуха опускалась до минус 90–92 градусов Цельсия. Тропопауза там высокая, условия очень тяжелые, ведь в России самолеты конструируют в расчете на минус 70 градусов. Поэтому перед полетом в условиях сверхнизких температур проконсультировались у американцев, которые раньше летали здесь на U-2. Они ответили: при температуре ниже минус 70 летать можно не более 15 минут, потому что топливо густеет, становится похожим на желе. У нас это не подтвердилось. Думаю, из-за конструктивных особенностей М-55, насосы которого гонят топливо к расходным бакам больше, чем требуется для поддержания работы двигателей, сделан слив топлива обратно в баки. За счет насоса топливо подогревается, а собственно подогрева баков нет и не добавляется никаких химических элементов. Так что проблем, как у американцев, у нас не было вплоть до минус 90 градусов.

Зато по их рекомендации мы поменяли смазку в шарнирах, которая замерзает на высоте. У нас на самолете проводка механическая, без бустеров, поэтому как тянешь, так самолет и управляется. Если смазка замерзнет, человеческой силы может не хватить. Благодаря замене смазки мы смогли часами переносить полет в сверхнизких температурах.

– Как и на U-2, крыло М-55 очень большого удлинения. А какие различия?

– Они есть. Не знаю, бустерное ли у U-2 управление, но это очень необычная машина. У нее сбрасываемые стойки, огромное количество ограничений – не могут летать в турбулентной атмосфере, обязательно вперед посылают самолет на разведку. Когда его создавали, была другая система допусков по дюралю. Американцы выбирали самые тонкие листы и только из них клепали конструкцию. Иногда U-2 называют «самолет-призрак Джонсона», поскольку машина максимально облегчена, с минимумом аппаратуры. Взлетает и садится только практически в безветренную погоду с обязательным сопровождением на параллельном курсе. А со стойками на кончиках крыла у них произошла трагедия: самолет взлетел, стойки на месте. Летчик решил помочь сбросу, покачал крыльями, а самолет рассыпался, и пилот погиб. А наш самолет достаточно прочный. Над Италией я попал в сильную турбулентность, болтало так, что вспомнить страшно. Но машина выдержала, ничего не отломилось.

– Выступавшие на презентации Як-42Д «Росгидромет» говорили о необходимости создания второй летающей лаборатории для высотных полетов. Может, у второго сохранившегося М-55 открываются новые перспективы?

– Даже не знаю. Мы готовы поддерживать оба самолета, стоящих на территории летно-испытательной базы, в рабочем состоянии, постоянно просим заинтересованные структуры попробовать найти им достойное применение. На Западе, особенно в Германии, хотели бы такую машину, даже предлагали продать. Но желающих одернуло собственное правительство в Берлине: мол, зачем тратить деньги за границей, когда можно сделать самим. Фирма Grob Aircraft решилась на создание высотного самолета и сделала Strato 2C с двумя турбовинтовыми двигателями. У них еще был одномоторный Strato 1, который мы видели в Австралии. Он способен летать до высоты 14 километров, но сравниться с М-55 не может. Так что европейцы продолжают заказывать полеты у нас.


Справка «ВПК»

Олег Щепетков родился 21 февраля 1954 года в городе Морозовске Ростовской области в семье офицера ВВС. Сейчас живет в Жуковском, старший летчик-испытатель ЭМЗ имени В. М. Мясищева. Освоил 65 типов самолетов, общий налет – 3800 часов.

Заслуженный летчик-испытатель РФ (1999), Герой Российской Федерации (19 июля 2004-го). В 1971–1975 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков, затем служил в ВВС. В 1984-м окончил Центр подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске Астраханской области.

С 1985-го – на летно-испытательной работе в Государственном краснознаменном научно-испытательном институте ВВС (ныне ГЛИЦ имени Чкалова). В 1992 году присвоено воинское звание «Полковник».

Участвовал в испытаниях штурмовика Су-25, самолета-мишени МиГ-21М, истребителей Су-27 и МиГ-29, высотного самолета М-55 «Геофизика». Уволен в запас в марте 1996 года, после чего работает на ЭМЗ.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 января 2014 18:33
    О какой машине идет речь?Это что,младший брат ракетоносца М-50?
    1. +14
      16 января 2014 18:48
      М-55 Геофизика
      М-55Геофизика
    2. +5
      16 января 2014 19:00
      Цитата: ///
      Машина сохранилась только в виде экспоната Музея ВВС в Монине.

      2010 год Монино



      А так он выглядит после реставрации
      1. +5
        16 января 2014 19:03
        это М-17 Стратосфера - предшественник
        1. +5
          16 января 2014 19:09
          Цитата: Dart Weyder
          это М-17 Стратосфера - предшественник


          Полностью согласен. С него-то все и началось.
          Наши ПВО вынуждены были использовать для уничтожения дрейфующих аэростатов ракеты типа "воздух-воздух", либо "земля-земля". Вот и придумали им киллера, впрочем я думаю и для U-2 тоже
          1. +5
            16 января 2014 19:16
            причём тут U-2!? они с М-55 почти подобны по ЛТТХ, и оба высотные - как со скоростью менее 800 км догнать себе подобного!? тем более уже были С-75, С-125 и С-200, я уже молчу про истребительную авиацию???
            1. +4
              16 января 2014 19:21
              Цитата: Dart Weyder
              причём тут U-2!? они с М-55 почти подобны по ЛТТХ,


              Только наш почему-то с пушками а их нет
          2. S-200
            +1
            16 января 2014 21:32
            Цитата: Vadivak
            Наши ПВО вынуждены были использовать для уничтожения дрейфующих аэростатов ракеты типа "воздух-воздух", либо "земля-земля"

            а может - "космос-космос" ? lol
            1. 0
              17 января 2014 14:03
              Цитата: S-200
              а может - "космос-космос" ?

              На ваши системы "космос космос" немцы найдут достойный ответ:"Фирма Grob Aircraft решилась на создание высотного самолета и сделала Strato 2C с двумя турбовинтовыми двигателями" - название фирмы знакомое what Но на самолетах этой фирмы летать почему-то не хочется. Форумчане, есть желающие?
      2. +4
        16 января 2014 21:13
        Вадим! hi Я так понимю, что это тот именно знаменитый самолёт "Геофизика"... Их сделали вроде как 3 штуки...Но 1 говорят в качестве летающей лаборатоии летает до сих пор!
        1. с1н7т
          0
          16 января 2014 22:23
          Цитата: пенсионер
          Но 1 говорят в качестве летающей лаборатоии летает до сих пор!

          Гы! Так по него и рассказ, собственно!
        2. Комментарий был удален.
          1. 0
            16 января 2014 22:31
            Цитата: с1н7т
            Гы! Так по него и рассказ, собственно!

            Читать надо до конца! fool
            Виноват! fool
    3. 0
      17 января 2014 06:43
      Оооооо, геофизика, с него начал интересоваться авиацией
  2. escobar
    +2
    16 января 2014 18:45
    Цитата: polkovnik manuch
    О какой машине идет речь?Это что,младший брат ракетоносца М-50?

    Гугл в помощь:
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Myasishchev_M-55_Geophysica.jpg?uselang=r
    u
  3. +5
    16 января 2014 18:47
    самолет с такими завидными характеристиками не востребован в России? может я тупой, но это удивительно и странно. кто растолкует ситуацию?
    1. +8
      16 января 2014 18:51
      Цитата: кайман Гена
      самолет с такими завидными характеристиками не востребован в России? может я тупой, но это удивительно и странно. кто растолкует ситуацию?


      Нет,Вы не тупой.не оговаривайте себя.Просто страна управляется эффективными менеджерами.а там где д.эффективные-там ничего не востребовано.
      1. +4
        16 января 2014 20:46
        По Задорнову-кое какерами.Человек ,не знающий как собственно работает оборудование,как устроена структура его применения НЕ СПОСОБЕН руководить ЭФФЕКТИВНО,здесь суть эффективности не в финансах.
        1. S-200
          +3
          16 января 2014 21:35
          Цитата: ty60
          Человек ,не знающий как собственно работает оборудование,как устроена структура его применения НЕ СПОСОБЕН руководить

          hi
          ну вот "сладкая парочка" юрЫстов и напринимала туеву хучу законов, которые тормозят развитие страны...
        2. Эдуард
          +2
          16 января 2014 21:48
          увы, это не задорновские кое-какеры..
          эти-то как раз знают что они делают и зачем и какого результата ждут
    2. +6
      16 января 2014 18:53
      так а не чего растолковывать.... за 20 лет много хороших вещей загубили... так это пол беды, - умудрились утратить технологии производства безвозвратно на некоторые изделия, вещества и материалы.... то есть в 2010-х страна не может воспроизвести то, что делала в 1980-х........... "прогресс" как говорится на лицо............. sad
      1. VADEL
        +3
        16 января 2014 19:35
        "Безвозвратно утраченное" находится в Китае. Регресс обалденный.
  4. dmitrij.blyuz
    +4
    16 января 2014 18:49
    М-55.Геофизика.Машина не новая,но аналогов нет.Чистый разведчик.
    1. +5
      16 января 2014 18:57
      да, вообще нет аналогов.... или он и есть аналог!? Разведчик чистый!? изначально его предшественник М-17 создавался для борьбы с аэростатами.... а с дальностью 1200 км ему "безаналоговому" до прообразов далекова-то, хотя машина уникальная


      U-2? TR-1, - ничего не напоминает!? а потом и геофизика появилась
      1. +3
        16 января 2014 19:20
        Цитата: Dart Weyder
        U-2? TR-1, - ничего не напоминает!? а потом и геофизика появилась


        Только На U-2 вооружения нету. А на "стратосфере" -Автоматически действующие аэростаты поражаются пушечным огнем при оптической видимости цели. Система вооружения самолета обеспечивает поражение аэростата очередью из 100 снарядов.

        Сейчас же ей на спину можно вешать челнока
        1. 0
          17 января 2014 02:47
          логично - но вы серьёзно считаете, что пушка на таком тихоходе является столь неповторимым НОУ-ХАУ!?))))))))))))) Просто он не разведчик как его заокеанские друзья, с их скоростью, манёвреностью и габаритами, ему доже с МИГ-15 в бою не победить, да и задачи другие
    2. +5
      16 января 2014 19:04
      Цитата: dmitrij.blyuz
      М-55.Геофизика.Машина не новая,но аналогов нет.Чистый разведчик.

      Ну уж и разведчик. Я бы назвал его охотник за Цеппелинами в первоначальном исполнении ессно
      1. dmitrij.blyuz
        +2
        16 января 2014 19:26
        Грубо и недостаточно информативно.Вы видели этот шедевр в живую?Я ,было время,от нечего делать,перед полетом,заклепки на нем считал.Но так и не знаю,сколько их.
        1. +4
          16 января 2014 19:42
          Цитата: dmitrij.blyuz
          Грубо и недостаточно информативно


          Извините если чем обидел, я ж не только для вас информированного старался
          1. dmitrij.blyuz
            +2
            16 января 2014 20:31
            Да я и не настолько информированный.Просто жаль машину.Прошу прощения,если задел Ваши чувства. drinks
            1. +2
              16 января 2014 23:16
              Цитата: dmitrij.blyuz
              .Прошу прощения,если задел Ваши чувства.


              Не за что hi Проехали
  5. +3
    16 января 2014 18:58
    Необычный самолет, спасибо за статью, очень познавательно!
  6. dmitrij.blyuz
    +2
    16 января 2014 18:58
    КБ Мясищева.Высотный,дозвуковой.Масса-23400. Топливо-7900.Движки-2 ТРДД Д-30-10В. Тяга-2на 9000.Скорость макс.-743.Перегоночная дальность-5000.Дальность работы-1315.Время баражирования-48 минут.Экипаж-1 человек.
  7. +2
    16 января 2014 19:09
    прочитал и опечалился как Олег Щепетков на фото.
  8. avt
    +2
    16 января 2014 19:22
    Видел его в полете на первом МАКСЕ . Офигенный птеродактиль ! good
  9. dmitrij.blyuz
    +3
    16 января 2014 19:23
    Ребяты! Ну не шарите в машинах Мясищего-не надо смеятся.М-17"Стратосфера".Предок М-55.Взлетная масса-19850. Движок-1 ТРД РКБМ.РД-36-51В.Тяга-6000.Дальность-1325.Время работы-2.15.Потолок-21550.
    1. алекс 241
      +5
      16 января 2014 19:45
      ............................................................
  10. dmitrij.blyuz
    +1
    16 января 2014 20:40
    Алекс 241.Как всегда-против фактов не попрешь! fellow
  11. Heccrbq.3
    +1
    16 января 2014 22:01
    Такие грустные у мужика глаза...
  12. 0
    17 января 2014 07:05
    Фирма Grob Aircraft решилась..., вот это понравилось laughing
  13. 0
    17 января 2014 07:19
    Heccrbq.3 - "Такие грустные у мужика глаза..." - очередная загубленная на десятилетия "ВЕЩЬ" с нереализованными возможностями и так и не давшая дополнительного импульса для развития всей авиационной отрасли в целом. Эх АЭРОФЛОТ... как же тебе не повезло... помните, как один из очередных руководящих Аэрофлотом , высокопоставленный _клоун__ , додумался до логотипа "летающий слон" и это _дерьмо_ крутили по центральным каналам. Надо дожить до того времени, когда у всех этих топоватых козломенеджерах глазки будут не менее грустные за все свои деяния. МЕНЕДЖЕР=ПРОКАЖЕННЫЙ am
    1. 0
      10 февраля 2014 09:16
      клоун__ , додумался до логотипа "летающий слон" и это _дерьмо_ крутили по центральным каналам.
      причём "юмор" со слоном был бы более-менее понятен, если бы летали модернизированные Ил-86 \ Ил-96...
  14. 0
    10 февраля 2014 09:14
    В статье говорится, что
    Сейчас сохранились два самолета

    залез на сайт Смоленского авиационного завода, М-55 у них в списке производимой техники наличествует...
    В связи с этим интересно, на 2014 год их так и осталось два самолёта в эксплуатации или всё же построили \ собираются выпустить ещё несколько?