В России впервые утилизируют суда атомно-технологического обслуживания

23
Государственная корпорация «Росатом» приняла решение о проведении работ по утилизации четырёх кораблей атомного технического обслуживания, которые ранее были выведены из состава Северного флота. Стоит отметить, что ранее в нашей стране подобные суда после окончания срока их эксплуатации просто затапливались. Во времена СССР в отечественном флоте сложной процедурой безопасного захоронения таких судов не занимались. И вот в скором времени (впервые за постсоветские годы) «Росатом» собирается утилизировать четыре переданных ему судна безопасным способом. Для гражданских судов утилизация уже началась, а для четырёх кораблей из состава Северного флота она начнётся после 2017 года.

Для военных судов безопасная утилизация будет применена впервые в российской истории, для гражданских судов операция уже началась — в 2014 году «Росатом» приступил к утилизации плавтехбазы «Володарский» (с 1991 года на корабле хранились твердые радиоактивные отходы). На проработку необходимой техдокументации для утилизации 4-х кораблей ВМФ «Росатом» в течение 3-х лет готов выделить до 25,8 млн. рублей.

Проблема для России более чем актуальная, так как по числу построенных атомных судов флот СССР превзошел флоты всех стран, включая и США. Только в период с 1955 по 2000 годы в СССР и России было спущено на воду 5 АНК — атомных надводных кораблей, 260 АПЛ — атомных подводных лодок, 8 атомных ледоколов, 1 атомный лихтеровоз (контейнеровоз). Все эти корабли строились либо в единичном экземпляре, либо небольшими сериями. Российский атомный флот состоял из более чем 30 различных типов кораблей и судов главных проектов. Для обслуживания данного атомного флота в СССР был создан вспомогательный флот или суда АТО — суда атомно-технологического обслуживания. Данный флот был представлен как специализированными судами, которые предназначены для непосредственного обслуживания атомных судов, так и переоборудованными для этих целей кораблями (из серийных сухогрузов, танкеров, лесовозов и барж).

В России впервые утилизируют суда атомно-технологического обслуживания

В настоящее время в России число кораблей АТО (включая также плавучие емкости) составляет более 90 единиц. Причем это корабли разного назначения и классов. По числу таких судов Россия занимает лидирующие позиции в мире. Причиной такой массовости являются разбросанные по огромной территории страны многочисленные пункты базирования и ремонта атомных судов. Большая их часть недостаточно хорошо развита в плане транспортных коммуникаций (в некоторых местах они отсутствуют вовсе) в виде железных и автомобильных дорог. К этому также можно добавить недостаточно хорошо развитую береговую инфраструктуру по обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработанным ядерным топливом (ОЯТ).

До недавнего времени суда атомного технологического обслуживания (АТО), отслужившие свой срок, просто затапливались в мировом океане. Захоронения таких кораблей производились в 6-и районах северных и 4-х районах дальневосточных морей. По информации специалистов-экологов из объединения «Беллона», всего в акватории морей России было затоплено около 60 судов, которые представляют радиационную опасность. Большая их часть принадлежала ВМФ.

Вышедшие из состава ВМФ технические суда «Пинега» и «Амур» (занимались транспортировкой и очисткой атомного топлива с атомных подлодок и кораблей), а также ПКДС-14 и ПКДС-9 (занимались замерами уровня радиации) собираются утилизировать после 2017 года. Данная информация есть в документах «Росатома», которые попали в российские СМИ. Председатель правления некоммерческой экологической организации «Беллона» Александр Никитин рассказал журналистам о возможных сложностях с утилизацией таких кораблей на примере гражданского судна «Лепсе», которое «Росатом» рассчитывает утилизировать в ближайшее время. На борту «Лепсе» находится отработанное атомное топливо, однако выгрузить его штатными средствами невозможно. Поэтому планируется разрезать корпус судна и понемногу извлекать из него топливо, которое, будучи упаковано в специальные контейнеры, будет отправлено в Челябинскую область на завод «Маяк».


По словам Александра Никитина, после утилизации «Лепсе» функции перевозки и выгрузки отработанного ядерного топлива возьмет на себя современное судно «Россита», которое было сдано в 2011 году. Корабль специально спроектирован для этих целей и был построен итальянцами. В настоящее время «Россита» базируется в Мурманске. По словам эколога, вместимости данного корабля достаточно для транспортировки отработанного ядерного топлива в районах дислоцирования российского Северного флота. При этом, по словам Никитина, на Дальнем Востоке для этих же целей может успешно использоваться еще советское единственное специализированное судно. Этого корабля вполне достаточно, так как объемы ОЯТ на Дальнем Востоке невелики.

Владимир Захаров (контр-адмирал в отставке) полагает, что передача задач по утилизации технических судов в специализированные структуры «Росатома» позволит российскому военному флоту сосредоточить внимание на выполнении своих основных боевых функций. Минобороны России не может заниматься всем сразу, подчеркнул контр-адмирал в отставке.

Безопасная утилизация

Первые суда хранилища отработанного ядерного топлива в составе советского флота появились в 1960-е годы. В это время на первом советском атомном ледоколе «Ленин» и первых атомных подводных лодках были начаты работы по замене активных зон реакторов, которые к тому моменту выработали свой паспортный ресурс. Главным местом базирования подобных кораблей стал российский Север, где свою боевую вахту несла большая часть подлодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками на борту. В конечном итоге плавучие хранилища, которые сыграли свою роль, сами начала представлять одну из главных угроз для экологической ситуации в Заполярье.


Одним из наиболее известных примеров историй такого рода судов можно считать плавучую базу «Лепсе». Построенный еще в 1941 году сухогруз стал первым в советской истории судном обеспечения атомного флота. В 1961 году сухогруз был переоборудован в судно перезарядки активных зон реакторов. В течение двадцати последующих лет данный корабль совершил 14 операций по перезарядке активных зон ядерных энергетических установок, в том числе на атомных ледоколах «Ленин», «Сибирь», «Арктика». При этом еще в 60-х годах прошлого века на борту «Лепсе» произошла авария, в результате которой произошло частичное разрушение тепловыделяющих сборок. Данные сборки были ранее выгружены с борта атомного ледохода «Ленин». Последствием аварии стал рост уровня радиации в отсеке, где размещались выгруженные сборки, а также в смежных с ним отсеках судна. Выгрузить данные стержни с борта корабля не представлялось возможным, поэтому в 1981 году судно было окончательно переоборудовано в судно хранения жидких радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

В 1984 году на борту судна произошла вторая авария. Во время шторма произошел выброс жидких радиоактивных отходов, которые заразили подавляющее большинство отсеков на судне. После этого было принято решение о выводе корабля из эксплуатации, но процесс вывода затянулся практически на три десятка лет: в те годы технологий безопасной утилизации подобных объектов просто не было. В настоящее время на борту судна хранится 639 тепловыделяющих сборок с отработанным ядерным топливом, в общей сложности 8 кг плутония Pu-239, более 260 кг урана U-235 и 156 кг продуктов деления. Достать перечисленные аварийные сборки штатным способом не представляется возможным. Именно поэтому судну «Лепсе» как самому сложному объекту пришлось выступить в роли первенца при утилизации находящихся на плаву ядерных могильников.

В декабре 2013 года после проведения подготовительных работ корабль был пришвартован к причалу судоремонтного завода «Нерпа». На заводе с корабля должны будут срезать все надстройки, а также подготовить «Лепсе» к установке на стапель для проведения окончательной разделки. Зараженные отсеки корабля было решено изолировать при помощи специального покрытия, после чего разрезать их на блоки транспортируемого размера. Данные блоки планируется поместить в контейнеры-саркофаги, в которых они и будут отправлены на комбинат «Маяк» для долговременного хранения.


В целом же операция по захоронению ядерных отходов сегодня не представляется какой-либо сложной задачей. Затягивание работ по утилизации «Лепсе», а также других подобных кораблей во многом было связано с отсутствием необходимых объемов финансирования, а также сопутствующими кадровыми и инфраструктурными проблемами 1990-2000 годов. Однако в настоящее время ситуация кардинально поменялась: были определены сроки утилизации отслуживших свое плавучих хранилищ ОЯТ и обеспечено необходимое финансирование данных работ.

В ближайшем будущем работами по выгрузке и хранению ОЯТ как с судов гражданского флота, так и с военных кораблей будет заниматься «Росатом». При этом необходимо отметить тот факт, что в следующие десятилетия объемы работ по данным программам будут только сокращаться. Связано это с тем, что большая часть советских атомных подводных лодок и кораблей уже утилизирована. А атомных подводных лодок нового поколения будет, во-первых, не так много, а во-вторых, установленные на них реакторы обладают значительно большим сроком службы — до 25 лет вместо 10 лет ранее. Все это в сочетании с созданием новых технологий по безопасной утилизации отработанного ядерного топлива позволяет говорить о разрешении «атомного экологического кризиса».

Источники информации:
http://www.bellona.ru/positionpapers/nukeserviceships
http://rus.ruvr.ru/2014_01_13/Atom-na-pensii-bezopasnaja-utilizacija-2804
http://izvestia.ru/news/563401
http://www.b-port.com/news/item/121667.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 января 2014 08:57
    Ого!! wassat
    Вот это срок: "Одним из наиболее известных примеров историй такого рода судов можно считать плавучую базу «Лепсе». Построенный еще в 1941 году сухогруз стал первым в советской истории судном обеспечения атомного флота. " С 41 года! А по фотографии и не скажешь, что ему за 70 лет!
    1. жека варяг
      +1
      16 января 2014 09:37
      " С 41 года! А по фотографии и не скажешь, что ему за 70 лет![/quote]
      Согласен,выглядит бодро!
    2. +1
      16 января 2014 10:11
      Думается что надстройка переделана и по внешнему оформлению похожа на ледокол Ленин. Видимо перестроили его.
    3. AVV
      +1
      16 января 2014 11:23
      Нужно содержать в чистоте нашу Арктику,ведь там и рыбу ловят,а потом нам же и продают!!!
    4. 0
      17 января 2014 00:19
      Цитата: N.O.M.A.D.E.
      Ого!! wassat
      Вот это срок: "Одним из наиболее известных примеров историй такого рода судов можно считать плавучую базу «Лепсе». Построенный еще в 1941 году сухогруз стал первым в советской истории судном обеспечения атомного флота. " С 41 года! А по фотографии и не скажешь, что ему за 70 лет!


      Находился в бережливых руках вот и сохнарнился. Вобще корыто само по себе может служить и 100 лет, все зависит от качества плановых ремонтов.
  2. avt
    +2
    16 января 2014 10:29
    Тут в параллель проскочила инфа - атомный лихтеровоз ,,Севморпуть''утилизировать не будут ! Уникальное судно . Практически арктический снабженец для слабооборудованного берега .
    1. 0
      16 января 2014 10:45
      Да, по новостям первого канала показывали. Видать вовремя (чуть было не успели) осознали, что данный корабль, ой как будет скоро нужен, при освоении Арктики и строительстве баз. smile
      1. +1
        16 января 2014 10:58
        Цитата: N.O.M.A.D.E.
        Видать вовремя (чуть было не успели) осознали, что данный корабль, ой как будет скоро нужен, при освоении Арктики и строительстве баз

        МО, не последнею роль сыграло в этом деле. Так как использование , будет совместное. В МО уже говорили, что заинтересованы в этом корабле.
        1. +2
          16 января 2014 13:54
          Ну в этом то сомнения и не было.) Остальным эффективным менеджерам из газпрома и росатома..., он не нужен был уже давно.. (
          1. dmitrij.blyuz
            +1
            16 января 2014 14:59
            Да,нет Владимир.Как раз Росатом и боролся за модернизацию этого лихтера.Дело сдвинулось,похоже,с приходом Шойгу.
            1. +1
              16 января 2014 15:19
              Дмитрий, может не совсем верно выразился, но на сколько знаю, росатом - заинтересованное лицо.., так как они по сути будут его ремонтировать и т.д.. Но по сути дела, от части газпрому и другим нефтяным гигантом на руку строительство и модернизация арктического флота, причём за федеральные деньги... По сути дела, данный флот будет обслуживать интересы МО, нефтяников. Так пускай корпорации напрямую вкладываются в данный флот! Почему-то, пока не видно таких "телодвижений". Вот что я хотел донести, хоть и утрировал.
              1. dmitrij.blyuz
                0
                16 января 2014 16:23
                Владимир! hi Росатом-мощнейшая структура.Обладает не только технологией постройки и эксплуатацией реакторов.В собственности-весь Атомфлот.Благодаря Росатому сейчас началось строительство атомоходов нового поколения.Деньги у Росатома есть.Модернизация лихтера-просто очередная победа Росатома и МО. Вы малость не правы,в том,что будет обслуживаться в интересах МО и нефтянников.Нынче у нас начинают смотреть на Заполярье серьезно.И,кстати,корпорации тоже вбухивают не слабую копеечку в строительство ледоколов.Знают,где выгода.
    2. +2
      16 января 2014 10:55
      Цитата: avt
      Тут в параллель проскочила инфа - атомный лихтеровоз ,,Севморпуть''утилизировать не будут ! Уникальное судно . Практически арктический снабженец для слабооборудованного берега

      Его, 26 декабря в сухой док уже загнали. Срок сдачи с ремонта по контракту , февраль 2016.
      1. +1
        16 января 2014 13:56
        Не знал, спасибо! Отличная новость! )) Блин, почему у нас всё как в поговорке, про то что пока петух в жёпу не клюнет... (
      2. dmitrij.blyuz
        +1
        16 января 2014 15:03
        Ух-хорошо! Эх-здорово.Сбегаю за "мерзавчиком"-такую новость не грех усугубить! good
  3. avt
    +1
    16 января 2014 11:47
    Цитата: русс69
    Его, 26 декабря в сухой док уже загнали.

    good Особенно что у него ледовый класс ЛУ.А у предшественника ,,Алексей Косыгин" -Л1 .Нужный кораблик.
  4. 0
    16 января 2014 13:13
    Почему то нет возмущённых постов про постройку судна в италии. В чём дело.
    1. dmitrij.blyuz
      0
      16 января 2014 16:13
      Не боись.Могет быть нарисуются!
    2. 0
      16 января 2014 16:52
      А он, разве итальянской постройки?

      PS Лишь бы не расплескали "какахи" которые в нём накопились. Всё таки операция получается уникальная.
    3. dmitrij.blyuz
      0
      16 января 2014 18:04
      А СЕВМОРПУТЬ и не в Италии строился!
      1. 0
        16 января 2014 19:42
        А это и не про Севморпуть!
        современное судно «Россита», которое было сдано в 2011 году. Корабль специально спроектирован для этих целей и был построен итальянцами.
  5. dmitrij.blyuz
    +1
    16 января 2014 14:55
    Цитата: avt
    Тут в параллель проскочила инфа - атомный лихтеровоз ,,Севморпуть''утилизировать не будут ! Уникальное судно . Практически арктический снабженец для слабооборудованного берега .

    Если правда-то это даже больше чем отлично!Лихтер-фантастика!Дядя у меня в Тикси мореманил,так он об этом лихтере чуть-ли не дефирамбы пел!Прекрасный корабль.Еще-бы хоть парочку таких-тогда вообще песня!
  6. +6
    16 января 2014 15:03
    Цитата: dmitrij.blyuz
    Если правда-то это даже больше чем отлично!

    Видео из дока, ну и новости о восстановление...
    1. dmitrij.blyuz
      +1
      16 января 2014 15:10
      Огромаднейшее "СПАСИБО"!Наконец-то! Я,уж было,распрощался с ним.
  7. +1
    16 января 2014 15:32
    Начало генеральной уборки положено!!!!
  8. dmitrij.blyuz
    +1
    16 января 2014 17:46
    Лихтеровоз "СЕВМОРПУТЬ" построен в г.Керч.Завод"Залив".Заложен 02.11.84.На воде-20.02.86.В строю с 1988 года.Приказ о ремонте подписан в декабре 2013 года главой Росатома С.А Кириенко.Ориентировочный ввод в строй после ремонта-2016 год.
  9. dmitrij.blyuz
    0
    16 января 2014 18:01
    Длинна-260.1м. Ширина-32.2м.Осадка:лето-11,8. во льдах-10,6.Водоизмещение-61880! Дедвейт-33980! Мощность-44000 л/с.Скорость-20,8 узлов.Вместимость-75 контейнеров типа ЛЭШ,ЛИБО 1324 20-ФУТОВЫХ.
  10. Т-12
    +1
    16 января 2014 18:50
    .....В целом же операция по захоронению ядерных отходов сегодня не представляется какой-либо сложной задачей.... От автора.
    Странное заключение от автора. В начале абсолютно не готовая страна к эксплуатеции судов с ЯСУстановками, и как результат, всё в море (радиоактивные жидкости) и на дно (как реакторы в Карском море на 40 метровой глубине и 60 затопленных кораблей). Столь варварского отношения к окружающей среде как у советских военных в мире нет.
    Благо для халявщиков в конце 90ых бывшие противники начали финансирование и разделки АПЛ, и нача сегодня все акватори на Кольском п-ве и на ДВ были бы большим Чернобылем. Жалеют вас однако, а вы себя нет!
    1. dmitrij.blyuz
      +2
      16 января 2014 19:08
      Вы хоть понимаете,почему они стали финансировать убийство нашего флота? В подробности вдаваться нет смысла.Это прошлое.Росатом умеет обращатся с ЯМ.Понятие-ядерные отходы,придумано зелеными.Отходы могут быть везде,но не в атомной промышленности.Пройдитесь по сайтам Росатома-много для себя узнаете.
  11. негоро
    0
    16 января 2014 19:37
    Передача функций обслуживания атомных ЭУ от ВМФ Росатому выглядит логично.Всё равно в случае войны все "под ружьё".Да и после сердюковских реформ,когда вредность за работу с радиацией экипажам посрезали(к примеру на "Амуре" осталось только 3 человека кто с точки зрения табуреткина облучался,остальные так под парусом прогуляться вышли),у гражданских всё таки заинтересованность выше.
    1. dmitrij.blyuz
      +1
      16 января 2014 20:51
      Абсолютно согласен.АЭУ должны обслуживаться структурой,знающей что это такое.В данном случае-Росатом.
  12. dmitrij.blyuz
    0
    16 января 2014 19:42
    .....В целом же операция по захоронению ядерных отходов сегодня не представляется какой-либо сложной задачей.... Вы специалист в захоронении ядерных отходов?Если задача не сложная-скинте как правильно с ними договорится.
    1. Т-12
      -1
      16 января 2014 22:11
      Вы не внимательно прочитали статью. Это не моё высказывание, а автора.
      Дмитрию...
      Я тоже не пойму, зачем западники финансировали вашу радиоактивную смерть? Вы не благодарные ребяты, вас спасли от вашей-же каки, а у вас сейчас ещё нахальства обвинять их в подрыве обороноспособности?! Наклепать массу АПЛ и не предусмотреть процедуру утелизации, это примерно так, как быть командиром АПЛ и жить бичёвской 3 комнатной квартире. Это показывали во время посещения ВВП к вдове Лячина Г.П., командира АПЛ "Курск". Входная дверь - оторвана, стены ободраны, тел. ящики взломаны, а внутри как у шофёра дальнобойщика. Позор на весь шарик!
      1. 0
        16 января 2014 23:56
        Цитата: Т-12
        Наклепать массу АПЛ и не предусмотреть процедуру утелизации

        Когда клепали еще многого не знали о последствиях.Отработанное топливо должно пролежать определенное время чтобы стать безопасным.Езжайте в Японию,давайте советы на Фукусиме а то они чето еле шевелятся там
      2. dmitrij.blyuz
        0
        17 января 2014 07:00
        Точно. fool Буду повнимательней.Только они не спасли нас,а помогли порезать флот.Себе-же в угоду.За это быть благодарным?Было время,был я беден...Вот досих-пор и разгребаем последствия перестроек и похмелья некоторых.
      3. avt
        0
        17 января 2014 09:58
        Цитата: Т-12
        Вы не благодарные ребяты, вас спасли от вашей-же каки, а у вас сейчас ещё нахальства обвинять их в подрыве обороноспособности?

        А чего вы на западе так рьяно японцам на Фукусиме не помогаете ?? Там такое творится - наши АПЛ старые отдыхают ,к тому же посде К19 у нас проблем с реакторами не было , как например у англов ,которые лодки списывают из за трещин в реакторе .Может им поможете ?Вообще достали ,,спасатели" ,,общечеловеческие" что 1812 м ,что 1941 м ,замучились вот отбиваться в 1991м ,а тут еще и европейские борцы за гомосеков в России и их парады . Может вот Лужкова на гей парад куда то в Кельн не пригласили и на этом успокоитесь с ,,помощью" ? Хотя наверное врятли . Походу очередной раз Берлин брать придется ...
  13. Т-12
    -1
    17 января 2014 10:53
    avt.
    По ходу вам китайский учить надо! У России такая-же история как и у других и не ей рядиться в правдники или белых и пушистых.
    Где историческая Русь и что было приращено? И всё не добровольно, хочу напомнить. Наглядный пример с татарами, башкирами, Кавказом, Средней Азией, Прибалтикой и Сибирское пространство. Агрессия при Сталине от финов на севере, до Галиции на юге - это называли "освободительными походами" с совдеповским РАЕМ для освобождённых.
    Вам больше надо о сохранении и целостности беспокоиться, а не новых "походах"! А гомосеки были везде и всегда в истории и это не индикатор развития (моё отношение к ним резко отрицательное), а из жизни.
    1. avt
      +1
      17 января 2014 11:19
      Цитата: Т-12
      (моё отношение к ним резко отрицательное)

      laughing ,,Ой врешь ! Царю врешь!"
    2. +2
      17 января 2014 12:20
      Цитата: Т-12
      И всё не добровольно, хочу напомнить.

      Ясен пень добровольно редко кто отказывается от власти,особенно татарские ханы,привыкшие жить разбоем.Финны тоже мечтали о Великой Финляндии,хотя со времен Петра были в составе России.А уж Великая Речь Посполита это вообще нечто-пришли на земли,опустевшие после нашествия монголов.И тоже после гр войны хотели отхомячить кусочек пожирнее.Правильно Екатерина их прихватила,нечего добру пропадать.Румыны тоже Бессарабию с Молдавией оттяпали.
      Вот какие плохие русские,не дали англичанам и туркам в Азии развернутся.Я вот вас не могу понять-вы русский или уже бош?
    3. dmitrij.blyuz
      +1
      17 января 2014 13:41
      Т-12 Как бы вам китайский учить не пришлось.Мало вас били?Есть много хороших друзей в Германии,у которых отцы воевали в России.Они не согласятся с вами.А о чем нам надо беспокоиться-не ваше дело.На себя посмотрите.И не вам судить о Сталине.
  14. dmitrij.blyuz
    +1
    17 января 2014 13:43
    good good
    Цитата: avt
    Цитата: Т-12
    (моё отношение к ним резко отрицательное)

    laughing ,,Ой врешь ! Царю врешь!"
  15. gunnerminer
    0
    19 января 2014 10:05
    Работка та еще.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»