В России впервые утилизируют суда атомно-технологического обслуживания

Государственная корпорация «Росатом» приняла решение о проведении работ по утилизации четырёх кораблей атомного технического обслуживания, которые ранее были выведены из состава Северного флота. Стоит отметить, что ранее в нашей стране подобные суда после окончания срока их эксплуатации просто затапливались. Во времена СССР в отечественном флоте сложной процедурой безопасного захоронения таких судов не занимались. И вот в скором времени (впервые за постсоветские годы) «Росатом» собирается утилизировать четыре переданных ему судна безопасным способом. Для гражданских судов утилизация уже началась, а для четырёх кораблей из состава Северного флота она начнётся после 2017 года.

Для военных судов безопасная утилизация будет применена впервые в российской истории, для гражданских судов операция уже началась — в 2014 году «Росатом» приступил к утилизации плавтехбазы «Володарский» (с 1991 года на корабле хранились твердые радиоактивные отходы). На проработку необходимой техдокументации для утилизации 4-х кораблей ВМФ «Росатом» в течение 3-х лет готов выделить до 25,8 млн. рублей.


Проблема для России более чем актуальная, так как по числу построенных атомных судов флот СССР превзошел флоты всех стран, включая и США. Только в период с 1955 по 2000 годы в СССР и России было спущено на воду 5 АНК — атомных надводных кораблей, 260 АПЛ — атомных подводных лодок, 8 атомных ледоколов, 1 атомный лихтеровоз (контейнеровоз). Все эти корабли строились либо в единичном экземпляре, либо небольшими сериями. Российский атомный флот состоял из более чем 30 различных типов кораблей и судов главных проектов. Для обслуживания данного атомного флота в СССР был создан вспомогательный флот или суда АТО — суда атомно-технологического обслуживания. Данный флот был представлен как специализированными судами, которые предназначены для непосредственного обслуживания атомных судов, так и переоборудованными для этих целей кораблями (из серийных сухогрузов, танкеров, лесовозов и барж).

В России впервые утилизируют суда атомно-технологического обслуживания

В настоящее время в России число кораблей АТО (включая также плавучие емкости) составляет более 90 единиц. Причем это корабли разного назначения и классов. По числу таких судов Россия занимает лидирующие позиции в мире. Причиной такой массовости являются разбросанные по огромной территории страны многочисленные пункты базирования и ремонта атомных судов. Большая их часть недостаточно хорошо развита в плане транспортных коммуникаций (в некоторых местах они отсутствуют вовсе) в виде железных и автомобильных дорог. К этому также можно добавить недостаточно хорошо развитую береговую инфраструктуру по обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработанным ядерным топливом (ОЯТ).

До недавнего времени суда атомного технологического обслуживания (АТО), отслужившие свой срок, просто затапливались в мировом океане. Захоронения таких кораблей производились в 6-и районах северных и 4-х районах дальневосточных морей. По информации специалистов-экологов из объединения «Беллона», всего в акватории морей России было затоплено около 60 судов, которые представляют радиационную опасность. Большая их часть принадлежала ВМФ.

Вышедшие из состава ВМФ технические суда «Пинега» и «Амур» (занимались транспортировкой и очисткой атомного топлива с атомных подлодок и кораблей), а также ПКДС-14 и ПКДС-9 (занимались замерами уровня радиации) собираются утилизировать после 2017 года. Данная информация есть в документах «Росатома», которые попали в российские СМИ. Председатель правления некоммерческой экологической организации «Беллона» Александр Никитин рассказал журналистам о возможных сложностях с утилизацией таких кораблей на примере гражданского судна «Лепсе», которое «Росатом» рассчитывает утилизировать в ближайшее время. На борту «Лепсе» находится отработанное атомное топливо, однако выгрузить его штатными средствами невозможно. Поэтому планируется разрезать корпус судна и понемногу извлекать из него топливо, которое, будучи упаковано в специальные контейнеры, будет отправлено в Челябинскую область на завод «Маяк».


По словам Александра Никитина, после утилизации «Лепсе» функции перевозки и выгрузки отработанного ядерного топлива возьмет на себя современное судно «Россита», которое было сдано в 2011 году. Корабль специально спроектирован для этих целей и был построен итальянцами. В настоящее время «Россита» базируется в Мурманске. По словам эколога, вместимости данного корабля достаточно для транспортировки отработанного ядерного топлива в районах дислоцирования российского Северного флота. При этом, по словам Никитина, на Дальнем Востоке для этих же целей может успешно использоваться еще советское единственное специализированное судно. Этого корабля вполне достаточно, так как объемы ОЯТ на Дальнем Востоке невелики.

Владимир Захаров (контр-адмирал в отставке) полагает, что передача задач по утилизации технических судов в специализированные структуры «Росатома» позволит российскому военному флоту сосредоточить внимание на выполнении своих основных боевых функций. Минобороны России не может заниматься всем сразу, подчеркнул контр-адмирал в отставке.

Безопасная утилизация

Первые суда хранилища отработанного ядерного топлива в составе советского флота появились в 1960-е годы. В это время на первом советском атомном ледоколе «Ленин» и первых атомных подводных лодках были начаты работы по замене активных зон реакторов, которые к тому моменту выработали свой паспортный ресурс. Главным местом базирования подобных кораблей стал российский Север, где свою боевую вахту несла большая часть подлодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками на борту. В конечном итоге плавучие хранилища, которые сыграли свою роль, сами начала представлять одну из главных угроз для экологической ситуации в Заполярье.


Одним из наиболее известных примеров историй такого рода судов можно считать плавучую базу «Лепсе». Построенный еще в 1941 году сухогруз стал первым в советской истории судном обеспечения атомного флота. В 1961 году сухогруз был переоборудован в судно перезарядки активных зон реакторов. В течение двадцати последующих лет данный корабль совершил 14 операций по перезарядке активных зон ядерных энергетических установок, в том числе на атомных ледоколах «Ленин», «Сибирь», «Арктика». При этом еще в 60-х годах прошлого века на борту «Лепсе» произошла авария, в результате которой произошло частичное разрушение тепловыделяющих сборок. Данные сборки были ранее выгружены с борта атомного ледохода «Ленин». Последствием аварии стал рост уровня радиации в отсеке, где размещались выгруженные сборки, а также в смежных с ним отсеках судна. Выгрузить данные стержни с борта корабля не представлялось возможным, поэтому в 1981 году судно было окончательно переоборудовано в судно хранения жидких радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

В 1984 году на борту судна произошла вторая авария. Во время шторма произошел выброс жидких радиоактивных отходов, которые заразили подавляющее большинство отсеков на судне. После этого было принято решение о выводе корабля из эксплуатации, но процесс вывода затянулся практически на три десятка лет: в те годы технологий безопасной утилизации подобных объектов просто не было. В настоящее время на борту судна хранится 639 тепловыделяющих сборок с отработанным ядерным топливом, в общей сложности 8 кг плутония Pu-239, более 260 кг урана U-235 и 156 кг продуктов деления. Достать перечисленные аварийные сборки штатным способом не представляется возможным. Именно поэтому судну «Лепсе» как самому сложному объекту пришлось выступить в роли первенца при утилизации находящихся на плаву ядерных могильников.

В декабре 2013 года после проведения подготовительных работ корабль был пришвартован к причалу судоремонтного завода «Нерпа». На заводе с корабля должны будут срезать все надстройки, а также подготовить «Лепсе» к установке на стапель для проведения окончательной разделки. Зараженные отсеки корабля было решено изолировать при помощи специального покрытия, после чего разрезать их на блоки транспортируемого размера. Данные блоки планируется поместить в контейнеры-саркофаги, в которых они и будут отправлены на комбинат «Маяк» для долговременного хранения.



В целом же операция по захоронению ядерных отходов сегодня не представляется какой-либо сложной задачей. Затягивание работ по утилизации «Лепсе», а также других подобных кораблей во многом было связано с отсутствием необходимых объемов финансирования, а также сопутствующими кадровыми и инфраструктурными проблемами 1990-2000 годов. Однако в настоящее время ситуация кардинально поменялась: были определены сроки утилизации отслуживших свое плавучих хранилищ ОЯТ и обеспечено необходимое финансирование данных работ.

В ближайшем будущем работами по выгрузке и хранению ОЯТ как с судов гражданского флота, так и с военных кораблей будет заниматься «Росатом». При этом необходимо отметить тот факт, что в следующие десятилетия объемы работ по данным программам будут только сокращаться. Связано это с тем, что большая часть советских атомных подводных лодок и кораблей уже утилизирована. А атомных подводных лодок нового поколения будет, во-первых, не так много, а во-вторых, установленные на них реакторы обладают значительно большим сроком службы — до 25 лет вместо 10 лет ранее. Все это в сочетании с созданием новых технологий по безопасной утилизации отработанного ядерного топлива позволяет говорить о разрешении «атомного экологического кризиса».

Источники информации:
http://www.bellona.ru/positionpapers/nukeserviceships
http://rus.ruvr.ru/2014_01_13/Atom-na-pensii-bezopasnaja-utilizacija-2804
http://izvestia.ru/news/563401
http://www.b-port.com/news/item/121667.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти