Пожар подо льдами. Мир так и не узнал, что в январе 1981 года стоял на пороге ядерного апокалипсиса

Пожар подо льдами. Мир так и не узнал, что в январе 1981 года стоял на пороге ядерного апокалипсиса

Да, что мир, родная страна не знала… И до сих пор не знает. А тогда, 18 января 1981 года под паковыми льдами Центральной Арктики горел на глубине 150 метров атомный подводный крейсер с двумя ядерными реакторами, с 16-ю баллистическими ракетами (атомные боеголовки которых таили огневую мощь, равную четырехкратной огневой мощи всей Второй мировой войны). В десяти отсеках - 130 живых душ, не считая трех щеглов в вольере зоны отдыха... Пожар всегда страшен. Но когда подо льдами горит термоядерный исполин, то это уже не пожар, это начало апокалипсиса…

Сообщение ТАСС, если бы об этом разрешили сообщить, звучало бы так: «18 января 1981 года подо льдами Арктики затонул на глубине 3 тысяч метров ракетный атомный подводный крейсер стратегического назначения К-424. На борту находилось 130 человек… Причины катастрофы уточняются». Так могло бы быть, но так не стало, потому что на борту К-424 нашелся человек, который сумел переиграть судьбу, отменить катастрофу, вернуть корабль домой, в базу… Это был командир подводного крейсера - 37-летний капитан 1 ранга Николай Александрович Иванов.

Сегодня этот, никому не известный герой, живет в подмосковной Балашихе, работает охранником в таможне… Автор этих строк приехал к нему в гости. Пока радушная хозяйка Светлана Петровна накрывала стол, Николай Александрович достал фотоальбомы, развернул морские карты…


Старый моряк попытался начать эту жутковатую историю с шутки:

- Один мой приятель как-то спросил меня: «Почему подводники начинают свои рассказы так – сплю я и вдруг…» Точно замечено. И эту историю я тоже мог бы так начать, если бы успел тогда добраться до койки. В 12.00 я сдал свою командирскую вахту старпому – капитану 2 ранга Борису Плюснину, и отправился во второй отсек прилечь в каюте…

Шла обычная боевая служба в Арктическом районе. Мы находились чуть севернее Земли Франца-Иосифа.

Шли 23-и сутки под тяжелыми паковыми льдами, без малейшей возможности пробить их, всплыть в случае необходимости. Старался не думать о ледяном панцире, который нависал над нами, как гробовая крышка…

В стране готовились к XXV съезду КПСС, и наш поход, в успехе которого мало кто сомневался, должен был стать подарком съезду от моряков-североморцев. Так нас напутствовали перед выходом на боевую службу в высокие широты…

Я не успел еще раздеться, как тишину жилого отсека взрезала пронзительная долгая трель звонка аварийной тревоги. И тут же встревоженный голос старпома:

- Аварийная тревога! Пожар в центральном посту!

Я немедленно метнулся в третий отсек. Едва отдраил переборочный люк, как уловил едкий запах дыма.

- Где горит?!

- Выгородка в районе гальюна!

Выгородка, забитая ящиками с запасными деталями – ЗИПом, находилась на средней палубе. Я приказал разгрузить ее, чтобы добраться до очага возгорания. Раскидали ящики, но пламени не было видно. Дым валил из угольного фильтра, очищавшего воздух в гальюне. Пожар разгорался не на шутку. В Центральном воцарилась гнетущая тишина. Я ловил на себе тревожные взгляды, а кое у кого глаза были с полтинники. Вот когда я понял смысл выражения – у страха глаза велики. В каждом взгляде – немая мольба: командир, спаси! Ты знаешь, ты должен знать, что сейчас делать!

Будь это где-нибудь в Атлантике, я немедленно бы всплыл. Но у нас над головой был мощный паковый лед и категорический запрет не обнаруживать себя на поверхности.

С каждой минутой росла токсичность нашего воздуха. Химик доложил, что концентрация окиси углерода увеличилась в 380 раз.

В центральный поднялся замполит капитан 1 ранга Архипов и попросил разрешения увести людей, не занятых борьбой за живучесть во второй отсек. Я разрешил. Но сначала приказал поднять давление во втором и четвертом, то есть в отсеках смежных с нашим, третьим, чтобы туда не хлынул дым.

Никто не имеет права покидать аварийный отсек. Этот жестокий закон Иванов решил нарушить, исходя из своего командирского права принимать решения по обстановке. Что толку от людей, не занятых борьбой за живучесть? Пусть меньше будет жертв… Правда, потом заму пытались вменить трусость: зачем покинул аварийный отсек да еще людей с боевых постов увел. Иванов прикрыл своего заместителя: «Это я велел ему перейти во второй отсек. Если бы мы с Плюсниным погибли, Архипов бы возглавил экипаж».

Трудно представить, как бы Архипов управлялся с лодкой, если бы выгорел отсек управления кораблем, центральный пост.

Скорее всего, подводный крейсер, блуждал бы подо льдами сам по себе, превратившись в подобие «летучего голландца», пока не заполнился через прогоревшие сальники водой и не канул на дно приполярной котловины.

Ведь огонь полыхал с такой силой, что расплавилась стальная дверь гальюна.

Трудно принимать безошибочные решения в считаные секунды да еще в отравленной атмосфере, да еще не располагая полной информацией о том, что горит и где горит. Но распоряжение Иванова наддуть смежные отсеки было спасительно правильным: когда «лишние» моряки переходили во второй отсек, угарный газ не пошел вслед за ними, жилой отсек не задымили. В тусклом свете аварийного освещения дым сгустился до того, что уже не видно было и пальцев на вытянутой руке. Сизый дым пластами стелился по пультам, приборным панелям… Пот катился градом – ведь на средней палубе полыхало пламя. Третий отсек превращался в газовую камеру смерти. Труднее всего было на пульте, с которого управляли реактором. С этого поста не уйдешь, умри, но обеспечь подводному кораблю ход, иначе всем хана. Чаще всего так оно и случалось – пультовики-управленцы погибали в своих выгородках, держа до последнего пальцы на кнопках. Так погибла вахта в посту управления ГЭУ – главной энергетической установки – на атомной подводной лодке К-8. Так погибли в сентябре 1975 года три капитан-лейтенанта во время пожара на атомарине К-47, командиры групп дистанционного управления. Так погиб на К-19 старший лейтенант-инженер Сергей Ярчук. Он умирал, отравленный угарным газом на глазах своего командира капитан-лейтенанта Милованова, который не мог оторваться от управления реактором ни на секунду… Обо всем этом был немало наслышан и командир дивизиона движения К-424 капитан 3 ранга-инженер Владимир Морозов, обеспечивавший ход подводного ракетоносца. Понимая, что он обречен, Морозов написал командиру предсмертную записку (переговорное устройство вышло из строя): «Товарищ командир, Ваше приказание выполнили – ход корабля обеспечен. Теряю сознание, но остаюсь на посту».

Так действовали те, кого без пафоса можно назвать героями. Но были и другие… Старшина-секретчик прибежал по аварийной тревоге в центральной пост (его обязанность вести черновой вахтенный журнал), увидел, какой дым там стоит и повернул обратно. Позже его нашли в самом дальнем отсеке, в десятом. Как он прошел сквозь задраенные по тревоге межпереборочные двери, одному Богу известно. Может быть, и в самом деле, жажда жизни превратила его в бесплотный дух. Ответить на вопрос, как он оказался в корме, а не на боевом посту, так и не смог:

- Сам не знаю, как тут очутился!

Матрос на пульте «Кама» делал все сам, делал все правильно, приговаривая: «ДМБ в опасности! ДМБ в опасности…» Его зациклило на этой фразе – слегка повредился в уме. Но остальной экипаж держался до последнего и действовал, как надо.

Николай Иванов:

- Я приказал всплывать на перископную глубину и готовиться к пуску системы ЛОХ. Честно говоря, побаивался ее включать, был немало наслышан о ее смертоносном воздействии на тех, кто не успел надеть маски…

Система ЛОХ – Лодочная Объемная Химическая – это огнегасящий газ фреон, который можно пустить из баллонов станции ЛОХ в любой отсек. Фреон великолепно тушит огонь, но опасен для человека, как и любой не поддерживающий жизнь газ. Поэтому все, кто был в третьем, включились уже не в ПДУ (портативные дыхательные устройства), эдакие облегченного типа изолирующие противогазы, которые подводники всегда носят при себе в пластиковых футлярах, а в дыхательные аппараты ИДА-59, чьи баллоны наполненные кислородом и азотом, позволяют продержаться в дыму и под водой втрое дольше, чем в легких ПДУ. По какой-то причине не успели включиться ни в ПДУ, ни в ИДА младший штурман («штурманенок») лейтенант Н. Шемитов и мичман Е. Баламатов и тут же жестоко поплатились…

Николай Иванов:

- Мне приносят в центральный пост записку. Красной пастой торопливо начеркано: «У нас два трупа.

Погибли Шемитов и Балмаков…». А тут еще инженер-механик капитан 2 ранга Анатолий Чумак с докладом: «товарищ командир, половина дыхательных средств уже израсходована. Еще полчаса и погибнем все…»

Сам еле на ногах стоит – наглотался дыма, пока отдавал распоряжения. Ведь всякий раз надо маску снимать… Ну, думаю, семь бед – один ответ. Раз трупы на борту, все равно с должности снимут, черт с ней со скрытностью, надо всплывать.

Это сейчас легко рассказывать – под водочку с домашними огурчиками, а тогда капитан 1 ранга Николай Иванов, как никто другой понимал, что всплытие невозможно – над головой многометровые паковые льды. Если только не произойдет чуда… И чудо произошло! Произошло, быть может, только потому, что командир был наречен именем небесного заступника моряков – Николая-чудотворца. Другого объяснения тому, что среди ледяных гор вдруг возникла полынья, затянутая всего-навсего лишь метровой толщины льдом, - нет. Подводный крейсер проломил его, как нож яичную скорлупу, и всплыл под низким серым январским небом приполюсного круга. Где-то далеко на юге оставались северные отроги земли Франца-Иосифа… Полярная ночь подарила им густые серые сумерки.

Николай Иванов:

- Первым делом надо было вынести на мостик пострадавших. Но как это сделать, когда бездыханные тела совершенно не держатся в вертикальной шахте рубочных люков. И не подхватить их сверху – глубоко, и не протолкнуть снизу – высоко. Попробуй, вытащи из колодца утопленника. Выход из ситуации нашел наш боцман.

- Товарищ командир, а если мы их привяжем к койкам да так и поднимем?!

- Действуй!

Сняли подвесные койки, привязали к ним тела лейтенанта и мичмана и без особых проблем подняли их на мостик, в ограждение рубки. Теперь за дело взялся лодочный врач капитан медслужбы Анатолий Двояковский. Он стал делать им искусственное дыхание. И тут произошло еще одно чудо! Покойники ожили. Тяжело отравленные парни стали дышать. Если бы на Иванова не смотрели во все глаза подчиненные, он бы, наверное, перекрестился: слава Богу, вернемся без трупов!

Отдышался наверху и инженер-механик Анатолий Чумак, угоревший едва ли не больше всех. Предельно допустимая концентрация (ПДК) фреона и угарного газа в атмосфере отсека превышала норму в 420 раз!

Командир подниматься на мостик не стал, хотя соблазн глотнуть свежего воздуха был очень велик. Но Иванов был нужен в Центральном…

Пламя удушили фреоном. Третий отсек провентилировали. Стали разбираться, что же произошло. И тут впору было разразиться трехэтажным матом. Но Иванов – сдержался. Начальник химической службы капитан-лейтенант Н. Симонов установил, что молодой матрос тайком закурил в гальюне, а окурок сунул в угольный фильтр. Почти чистый углерод не замедлил воспламениться. Возник эффект мартеновской печи. Поскольку фильтр выходил в выгородку с запчастями, то создалось впечатление, будто горят ящики; их безуспешно пытались раскидать и в результате завалили вход в гальюн… От копеечной свечи, говорят, Москва сгорела. А от поганого окурка едва атомоход не сгорел. Молодого матроса даже под суд отдавать не стали: что с безотцовщины взять? Курить начал с третьего класса. И хотя на К-424 была специальная каюта для табакуров, юный разгильдяй зажег сигарету там, где ему вздумалось.

Из того похода К-424 вернулась своим ходом – без жертв, без потери скрытности, выполнив все поставленные задачи. Даже птицы в зоне отдыха, весьма чувствительные к газовому составу воздуха, и те остались живы.

Теперь никто не жаловался на то, что командир их мучает частыми учебными тревогами и в дыхательные приборы включались мгновенно. Гром не грянет, экипаж не перекрестится.

На причале в Гаджиево подводный крейсер встречали с оркестром.

Николай Иванов:

- Когда я доложил встречавшему нас начальнику штаба дивизии капитану 1 ранга Хренову о том, что у нас был пожар, тот оборвал марш на полутакте. Оркестр затих.

«Давай поподробнее!» - Голос его не предвещал ничего хорошего. Доложил все, как было. А в ответ сразу же упрек:

- Почему так много дыхательных средств израсходовали? А если бы был второй пожар?

- У меня был первый пожар, и если бы я его не потушил, второго бы уже точно не было…

Разбирались с командиром долго и строго.

Разумеется, никаких наград за решительные и грамотные действия по борьбе с пожаром подо льдом никто не получил. «Аварийщиков» не награждали. От серьезного наказания (командир отвечает за все, даже за то, что военкоматы присылают на подводный флот умственно неполноценных парней) Иванова вольно или невольно уберег командующий флотилией вице-адмирал Лев Матушкин, который объявил командиру К-424 строгий выговор. И хотя дело дошло до командующего флотом и выше, ограничились «строгачом», ведь за одно прегрешение наказывать дважды по уставу не положено.

- Но самое страшное было впереди, – усмехается Иванов. – На другой день начинался очередной съезд партии и все экипажи развели по ленинским комнатам смотреть по ТВ торжественное открытие. А у нас, как назло, телевизор отказал. Не работает. Проверяющие из политотдела ходили по этажам. Если бы донесли, что «экипаж К-424 не смотрит открытие исторического события в жизни советского народа», о-о!, такой бы шум поднялся, все бы нам сразу припомнили. Но лодочные умельцы за полчаса наладили «ящик». Опять пронесло! Чудом.

Я сгоряча – нервы еще были взвинчены пожаром - заму выговор объявил – за «неготовность средств технической пропаганды». Тот обиделся – был он старше меня и по званию и по возрасту - пожаловался в политотдел дивизии.

Там взвились: как это так - в день открытия партийного съезда командир замполиту выговор объявляет?! Самодурство, аполитично! В истории флота такого не было!..

Но в истории флота не было и такого, чтобы подо льдами пожар тушили. А экипаж Иванова это сделал.

В конце концов, в Москве разобрались, из какого пекла командир выбрался без потерь. И представили Иванова к ордену Красной Звезды. Но политработники припомнили историю с замполитом – представление не подписали.

А Иванов через пару месяцев снова ушел на боевую службу – вне очереди, без отдыха. Командира подводного крейсера, который должен был идти подо льды по плану, хватанул инфаркт. Пришлось Иванову выручать дивизию. И пошел, хотя, в памяти, в душе, нервах еще жил стресс подледного пожара.

Потом друзья его спрашивали:

- Страшно было?

- Поначалу было некогда бояться. Надо было действовать, принимать решения. Страшно стало, когда пошли доклады о трупах. Страшно, когда твои люди гибнут…

- Как наказали матроса-курильщика?

- Никак. Он и сам понял, что натворил. Этот урок и для него, и для всего экипажа – на всю жизнь, горше любого наказания. Команда это оценила. Нам же надо было вскорости снова в море выходить…

* * *

Если бы не безошибочные и своевременные действия капитана 1 ранга Николая Иванова, жертв на К-424 было бы больше, чем на «Курске». Да и экология центральной Арктики была поставлена под серьезную радиационную угрозу. Никакой бы «Мамут» не вытащил бы затонувший ракетоносец с километровых глубин да еще из-подо льда. Однако, ничего этого не произошло. И потому историю с подледным пожаром быстро забыли, как и забыли тех, кто действовал в сверхэкстремальной обстановке смело и грамотно. Иванова перевели служить в Москву – преподавателем в академию ВВС имени Гагарина. Учил авиаторов основам тактики военно-морского флота. А там и на покой проводили. Вот только при расчете пенсии забыли про 17 лет службы в Арктике на атомоходах, рассчитали, как ординарного преподавателя.

Ну, ладно орденом обнесли – не ради наград ходил Иванов под океанские льды, но чтобы так подло урезать пенсион отставному командиру атомного стратега, тут нужно было чугунной совестью обладать.

И куда только Иванов не писал – и министру обороны, и президенту России, и своему депутату. Ответы приходили витиевато вежливые, но со ссылкой на один и тот же канцелярский казус: прежнее начальство не внесло указание о зачете полярной выслуги на атомных кораблях в «боковик приказа». Забыло начальство наложить нужную резолюцию в этот самый пресловутый боковик. И никто теперь ничего поделать не может. Нет такой административной силы в стране, чтобы поправить несправедливый приказ. Остается утешаться тем, что имя капитана 1 ранга Николая Иванова, внесено не в «боковик приказа», а историю российского подводного флота.

***

Несколько слов о том, как сложились судьбы членов героического экипажа. Воскресший «штурманенок» Николай Шемитов, стал со временем флагманским штурманом ВМФ России. Старпом капитан 2 ранга Борис Плюснин стал вскоре командиром атомного подводного крейсера. Погиб от руки эстонского националиста при выводе учебного центра ВМФ из Палдиски. Доктор Анатолий Двояковский живет и работает в Санкт-Петербурге. Ну, а Николай Иванов уволился с должности сторожа и живет на берегах реки Пехорка на свою урезанную пенсию.

- Пенсия у меня хорошая, – невесело шутит он, – только маленькая.

Может быть нынешний министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу сможет отдать приказ: исправить вопиющую несправедливость, внести «в боковик» злополучного приказа фамилию бывшего командира атомного крейсера и вернуть ему заслуженный орден?
Автор: Николай Черкашин
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59
  1. Sirocco 18 января 2014 08:47
    Хорошая статья, меня мучает вопрос, почему мы так мало знаем об этих Героях, подплава, О героях Кавказа????? Зато у всех на слуху "герои" которые своими танцами осквернили церковь, вышедший из тюрьмы олигарх. Разве они те люди о которых стоит говорить? Разве на их образе будем воспитывать подрастающее поколение? Пора прекратить такую порочную практику ЛЖЕГЕРОЕВ.
    1. Sea Snake 18 января 2014 10:19
      Цитата: Автор статьи
      Может быть нынешний министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу сможет отдать приказ: исправить вопиющую несправедливость

      Статье +++. Да...,сколько же ещё у нас забытых героев. sad
      Вопрос именно к выложившему эту статью. Скажите,а вы разве ещё не написали Сергею Кужугетовичу? Если нет,то ей-Богу, сам отправлю ему ссылку на вашу статью... вот сюда ---
      http://www.letters.mil.ru/questions_and_answers.htm
    2. тундряк 18 января 2014 10:24
      Видимо комуто это очень нужно.
      1. makst83 18 января 2014 11:36
        "Сегодня этот, никому не известный герой, живет в подмосковной Балашихе, работает охранником в таможне…" recourse
        Только у нас такое может быть - герой, спасший лодку с экипажем и предотвративший катастрофу, человек отдавший себя морю и служению Родине не нашел себя на гражданке и работает охранником на таможне! negative
        1. БЧ-3 18 января 2014 18:19
          Охрана в таможне носит погоны в отличии от обычных инспекторов, да и получают они нормально
    3. Jaros81 18 января 2014 12:40
      У меня папа на атамовозах служил, так вот у него голова словно шар. Волос нет. Он мне рассказывал, что каждый выход в море это подвиг. Хотя жили мы, конечно, не плохо. Боны начислялись за автономку, а по ним в "Березке" можно было отовариться.
    4. Geisenberg 18 января 2014 15:44
      Цитата: Sirocco
      Хорошая статья, меня мучает вопрос, почему мы так мало знаем об этих героях


      О героях обычно мало, что изветсно. Есть над героями начальники да всякие идеологические деятели, таким не по чину бледно выглядеть на фоне чужого героизма.
    5. Джамал1974 18 января 2014 15:52
      Цитата: Sirocco
      Хорошая статья, меня мучает вопрос, почему мы так мало знаем об этих Героях, подплава, О героях Кавказа????? Зато у всех на слуху "герои" которые своими танцами осквернили церковь, вышедший из тюрьмы олигарх. Разве они те люди о которых стоит говорить? Разве на их образе будем воспитывать подрастающее поколение? Пора прекратить такую порочную практику ЛЖЕГЕРОЕВ.

      Совершенно согласен. О своих героях мы знаем намного меньше, чем о всяких моральных уродах. И они действительно чувствуют себя героями, а неокрепшая морально и духовно молодёжь видит их радостные и довольные лица будут стараться брать с них пример. Вообше название банды этих девиц(не хочу даже называть) с анг.переводится - бунт влагалищь. Как можно крутить это по телевизору без конца? Или что русский убил не русского, или, не русский убил русского. Вы лучше приводите хорошие патриотические примеры укрепляющие единство и сплочённость народов России. А примеров таких намного больше, чем негативных. Но почему-то делается наоборот, значит это кому-то это выгодно. Надо на законодательном уровне запретить это. А нам надо быть умнее и воспитывать молодёжь в духе патриотизма.
    6. Комментарий был удален.
    7. alexdol 18 января 2014 21:45
      Sirocco (1) SU "Зато у всех на слуху "герои" которые своими танцами осквернили церковь, вышедший из тюрьмы олигарх. Разве они те люди о которых стоит говорить? Разве на их образе будем воспитывать подрастающее поколение?
      ----------------------------------------------------------------------
      Вы задали совершенно правильные вопросы! Но ведь и ответ на них ОЧЕВИДЕН!
      Для того и скрывают от нас, и прежде всего от молодого поколения, ПРАВДУ о наших ГЕРОЯХ, чтобы вместо них, сделать "героями" и образцами для подражания всю эту МРАЗЬ о которой вы сказали....Кто за все эти "художества" должен ОТВЕЧАТЬ, думаю сами догадаетесь....
    8. AKuzenka 19 января 2014 15:29
      Это так специально делается- про плохое выпячиваем (значит герои-не герои, а преступники), хорошее замалчиваем. Обратите внимание, такая установка действует с конца 80х, как предатель пришёл к власти.
      1. coserg 2012 19 января 2014 21:03
        Вконце 70х такое тоже случалось!
        coserg 2012
  2. невидимка 18 января 2014 09:02
    Всегда говорил, военные это элита общества. И такие люди только подтверждают это!
  3. igorra 18 января 2014 09:12
    Потому что все телеканалы принадлежат не нам. Посмотрите новости о России, на одну хорошую - десять плохих. Идёт целенаправленное уничтожение страны, и сми не на последнем месте.
    1. Джамал1974 18 января 2014 23:43
      Для СМИ важен в первую очередь собственный рейтинг, поэтому говорят то что интереснее слушать, предварительно "прожарив" и добавив различных "специй".
    2. Комментарий был удален.
  4. makarov 18 января 2014 09:14
    - Пенсия у меня хорошая, – невесело шутит он, – только маленькая.


    хочется надеяться, что власти РФ не оставят без внимания данный материал!!! soldier
    makarov
    1. ATATA 18 января 2014 11:46
      Очень хочется на это надеяться
    2. Pilat2009 18 января 2014 18:08
      Цитата: makarov
      Пенсия у меня хорошая, – невесело шутит он, – только маленькая.

      маленькая это сколько?полковник в отставке должен получать тысяч 30....
      У меня отец просто капитаном вышел(не первого ранга) 15 тыров получает
  5. clidon 18 января 2014 09:21
    Статья интересная, но конечно журналистские надрывные вставки (для подъёма градуса повествования) про "порог апокалипсиса", при том, что никакой угрозы миру аварийная лодка не несёт и прочие "экологические катастрофы", немного удручают.
    1. Old_Kapitan 18 января 2014 11:46
      немного удручают
      Знаете, меня тоже напрягло. С одной стороны - страна должна знать своих героев. Да и вообще приятно такие статьи про подводников читать. С другой... Автор не просто журналист и писатель маринист, он - ветеран-подводник. И такие очевидные ляпы. Например, длинная трель аварийной тревоги. Никакая она не длинная, наоборот, это серия коротких звонков, и подводники это знают. Мелочь? Мелочь. Но неприятная. Далее, сам пожар. Возгорания ФМТ-200Г - явления не такие уж редкие. И не такие уж страшные. Объясню: фильтр морской термокаталитический предназначен для дожига угарного газа. Воздух прогоняется вентилятором через наполнитель, подогреваемый электроспиралью и СО дожигается до СО2, который в свою очередь поглощается РДУ. Так вот, при перегреве наполнитель превращается в мелкую горячую пыл, выносимую вентилятор через выхлопное отверстие. А оно всегда находится в зоне, где нет горючих материалов, так что проблем быть не должно. Но бывают. У нас в 9-м выхлопное выходило за холодильную машину, а какой то умник свалил туда водолазное белье всей кормы. Ну при очередном выбросе и полыхнуло. Но никаких ужасов не было, потушили и пошли дальше. Собственно, мы и не останавливались, т.к. на боевых мы всегда ходили под левым бортом, сиречь рабочим был 8-й. Ну и последнее - боевое дежурство под паковыми льдами. Автор даты не путает? Первое испытательное всплытие сквозь лед мы совершили полугодом позже, и только после этого стратеги начали нести БД подо льдами.
      1. Sirocco 18 января 2014 14:39
        Цитата: Old_Kapitan
        . И такие очевидные ляпы.

        Как говорят режиссеры фильмов про подобные ляпы? Художественный вымысел, для остроты сюжета.
      2. БЧ-3 18 января 2014 18:21
        Это длинная серия 25-30 звонков
      3. флотский33 23 января 2014 21:53
        Всех приветствую! А ещё время дыхания в ПДА - 15 мин.,а в ИДА-59 -4часа.
  6. kav669 18 января 2014 11:03
    Прекрасная статья,нужно больше информации о наших героях.Думаю награда найдет героя.
  7. ATATA 18 января 2014 11:46
    *лять!
    Когда у нас закончат снимать фильмы про воров, проституток и прочих дегенератов?
    И когда будут снимать фильмы про таких ЛЮДЕЙ?!
    Вопрос риторический, надо главному бесогонщику его задать.
    1. БЧ-3 18 января 2014 18:25
      Не смотрели свежий "шедевр" из Голливуда? Фантом называется.
      1. Old_Kapitan 18 января 2014 19:53
        Не смотрели свежий "шедевр" из Голливуда? Фантом называется.
        Вовремя прочитал рецензию, жаль времени стало.
  8. 0255 18 января 2014 12:41
    За ТАКОЙ подвиг не наградить капитана только из-за того, что какие-то ***** из штаба не "внесли Иванова в боковик приказа" ?!!! Читаешь на Topwar статьи про Героев с большой буквы, узнаёшь из них о том, что они наград не получили, и поражаешься всё больше и больше. Зато Горбачёв получил орден Андрея Первозванного, как будто он действительно сделал для страны что-то хорошее belay
    Цитата: ATATA
    *лять!
    Когда у нас закончат снимать фильмы про воров, проституток и прочих дегенератов?
    И когда будут снимать фильмы про таких ЛЮДЕЙ?!
    Вопрос риторический, надо главному бесогонщику его задать.

    А вы уверены что бесогонщик снимет адекватный фильм о героях? тоже риторический вопрос recourse
    1. ATATA 18 января 2014 13:14
      Цитата: 0255
      А вы уверены что бесогонщик снимет адекватный фильм о героях? тоже риторический вопрос

      Если бы он сейчас снимал адекватные фильмы, я его назвал бы не бесогонщиком, а Никитой Михалковым. hi
      1. Денис 18 января 2014 13:31
        Перепутали там малость,ему нужна лишь медаль иуды
        Цитата: ATATA
        Зато Горбачёв получил орден Андрея Первозванного
        1. 0255 19 января 2014 13:21
          ещё Ельцину надо вручить орден иуды... посмертно wassat
    2. Комментарий был удален.
  9. chunga-changa 18 января 2014 13:42
    Судя по тексту, спас всех Николай-чудотворец, значит и награждать должны его. Кстати Николай-чудотворец где службу проходил, кто знает. Он и сослуживец его, Георгий-победоносец, судя по статьям в последнее время спасли практически все советские ПЛ, некоторые по два раза. Ну а комично-трусоватый особист и трусоватый замполит это уже штамп какой-то. Подозреваю автор статьи с командиром ПЛ мог и не встречаться, и так нормально написал бы.
    1. Алексей К. 19 января 2014 01:00
      Chunga-changa ты точно chunga-changa из племени тумбо юмбо и этим все сказано.И по этому не понять тебе русской души моряков которые всегда верили в Бога и помощь Его угодников.И если бы не вера в Бога вкупе с личным мужеством и умением то не были мы ВЕЛИКОЙ РОССИЕЙ. Это могут подтвердить все наши великие полководцы и князь Александр Невский и великий полководец Александр Суворов и флотоводец Федор Ушаков.
      Алексей К.
      1. chunga-changa 19 января 2014 02:59
        "сынок" )) Я во флоте служил, а ты ? Расскажи где ты во флоте служил, при СССР, в бога верил, всё такое. Очень интересна твоя история.
  10. moremansf 18 января 2014 14:24
    Полностью согласен, СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ!!! А в СМИ и на экранах ТВ один дурман, типа "Дома-2" или породии "Горюнов" Вот о ком надо фильмы снимать...Командир К-219 И.В. Британов, тоже совершил подвиг, спасая экипаж экстренно всплыл у берегов США и опять гонения, лишения увольнения, а мы все уже два месяца обсуждаем молодых родителей Пугачёву с Галкиным... А сколько их ещё таких неизвестных стране героев флота, Афганистана, Кавказа...Честь им и слава!!!
  11. klim44 18 января 2014 15:22
    Читая подобные материалы, не перестаю восхищаться нашими подводниками. Камикадэе рядом не стоят. Как минимум 6 лодок погибли, а сколько еще засекреченных инцидентов? Вечная память погибшим подводникам!!! А у живых пусть количество погружений будет всегда равно количеству всплытий.
    klim44
  12. polkownik1 18 января 2014 15:23
    Знаете, сколько таких "боковиков", как бы случайно недооформленных ? Многие тысячи. Мстительность и равнодушие армейских кадровиков и финансистов сравнимы только с такими же качествами отдельных обиженных политработников.
    polkownik1
  13. Cила 18 января 2014 16:53
    А может стоило тогда "бабахнуть"? - Сейчас бы этих Чубайсов, Гайдаров, Абрамовичей бы точно не было.
    Cила
  14. волк1945 18 января 2014 18:01
    Да у нас в стране часто настоящие герои остаются в тени на долгие годы!!! soldier
  15. silver_roman 18 января 2014 18:06
    Владимир Морозов, обеспечивавший ход подводного ракетоносца. Понимая, что он обречен, Морозов написал командиру предсмертную записку (переговорное устройство вышло из строя): «Товарищ командир, Ваше приказание выполнили – ход корабля обеспечен. Теряю сознание, но остаюсь на посту».

    какие же все-таки были люди...интересно, сможет наша Родина- Матушка еще таких на свет рождать!???
    1. Old_Kapitan 18 января 2014 19:48
      какие же все-таки были люди...интересно, сможет наша Родина- Матушка еще таких на свет рождать!???
      А они и сейчас есть. Только молчат о них, как и тогда. Другие "герои" нынче в фаворе: банкиры, бандиты... А если и попадется что про флот, типа "Горюнова", так без слез смотреть не возможно. Только вот слезы эти не от гордости...
    2. Ток 72 18 января 2014 23:22
      Роман ! Сможет НАША РОДИНА МАТУШКА,нарожать себе преданных,отважных и любящих её ЧЕЛОВЕКОВ !!!
      Ток 72
  16. bubla5 18 января 2014 18:47
    Сами же военные страну сдали алкашу,а теперь как и альфовцы жалуются
    1. Old_Kapitan 18 января 2014 19:42
      Сами же военные страну сдали алкашу,а теперь как и альфовцы жалуются
      Вот только на военных батон крошить не надо. Я бы посмотрел, что бы вы сказали, открой они огонь по толпе под Белым домом! Трех случайных трупов хватило на долгие годы причитаний...
      1. rubin6286 19 января 2014 19:41
        В Пекине армия на площади Тянь-ань-Мень раздавила танками 70 тыс.человек. Китай живет и процветает. Как это у Гальцева: "Руки под пальтом,а негодяев нет!"
  17. polkovnik manuch 18 января 2014 18:53
    Российскому Флоту и его составляющим и наполняющим Слава!В праздник Крещения Господне пью за ЗДРАВИЕ!
  18. Prapor-527 18 января 2014 19:50
    18 января 1981 на К-424, в море, произошел пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать. В мае 1984 года в ходе БС (командир капитан 1 ранга Плюснин Б. Ф.) подводный крейсер при нештатной ситуации ударился об лёд носовой частью. 27 сентября 1984 года РПКСН К-424 произвёл ракетную стрельбу от причала в губе Порчниха. 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море, на К-424, из-за ошибки в действиях экипажа, произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены. 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём. В марте 1988 года вошел в состав Краснознаменной 31 ДПЛ СФ. В 1986—1988 годы прошел средния ремонт на заводе «Звездочка» г. Северодвинск. 08.08 −21 .10 1990 года, выполняя боевую службу в высокоширотных районах Арктики (командир капитан 1 ранга Паникоровский В.В,,старший -капитан 1 ранга Кончин В. М.) обеспечила работы гравиметрической партии в предполюсном районе. В апреле 1996 год выведен из состава действующих кораблей, переведена в отстой. Привода реактора опущены на нижние концевики, обварены. Первой из подводных лодок 667БДР проекта утилизирована на ГП СРЗ «Звёздочка» За время службы РПКСН К-424 выполнил 16 боевых служб и 20 боевых дежурств.
  19. AVV 18 января 2014 19:55
    Цитата: волк1945
    Да у нас в стране часто настоящие герои остаются в тени на долгие годы!!! soldier

    Это точно,герои всегда по злому року или недоумию,руководителей,остаются в тени,а Сердюковы и Васильевы пользуются всеми благами цивилизации и это не справедливо!!!
    AVV
  20. СЕРГЕЙ 59 18 января 2014 21:08
    Цитата: Sirocco
    Хорошая статья, меня мучает вопрос, почему мы так мало знаем об этих Героях, подплава, О героях Кавказа????? Зато у всех на слуху "герои" которые своими танцами осквернили церковь, вышедший из тюрьмы олигарх. Разве они те люди о которых стоит говорить? Разве на их образе будем воспитывать подрастающее поколение? Пора прекратить такую порочную практику ЛЖЕГЕРОЕВ.

    а это уж спасибо журналюгам.что бы серьёзную статью написать надо самому умным быть.а что бы написать о танцорах в церкви достаточно их него уровня ума.вот и начинаем мы забывать своих настоящих героев. а жаль. эпоха уходит.
    СЕРГЕЙ 59
  21. psyholirik 18 января 2014 21:25
    Да,были люди в наше время! не то что нынешнее племя!Богатыри...
  22. vignat21 18 января 2014 22:26
    Блин, везде замполиты, сволочи. Девиз их: "делай как я сказал"
  23. konvalval 18 января 2014 23:49
    Цитата: Sirocco
    Хорошая статья, меня мучает вопрос, почему мы так мало знаем об этих Героях, подплава, О героях Кавказа????? Зато у всех на слуху "герои" которые своими танцами осквернили церковь, вышедший из тюрьмы олигарх. Разве они те люди о которых стоит говорить? Разве на их образе будем воспитывать подрастающее поколение? Пора прекратить такую порочную практику ЛЖЕГЕРОЕВ.

    А всё потому, что такие у нас до безумия свободные СМИ, что хотят то и впаривают.
  24. берсерк1967 19 января 2014 00:43
    В 1981-м году проходил XXVI съезд КПСС, а не XXV.
    Текст надо печатать немного повнимательней.
    1. Old_Kapitan 19 января 2014 02:41
      В 1981-м году проходил XXVI съезд КПСС, а не XXV.
      Текст надо печатать немного повнимательней.
      Я чуть выше уже указал: в январе 1981-го не могло быть боевой службы под паковыми льдами - первое испытательное всплытие с ломкой льда было осуществлено РПКСН К-447 в июле 1981-го, т.е. через полгода. И только после этого атомные ракетоносцы стали нести в тех районах боевую службу. Так что, похоже, напутано не со съездом, а с датой похода. А если не с датой, то с районом. В любом случае, что-то не так. К сожалению, у Черкашина и раньше приходилось встречать подобные "казусы", направленные на излишнюю драматизацию повествования. Был даже сайт, созданный российскими подводниками, на котором подробно рассматривали одну из книг Черкашина, просто таки изобилирующую подобными эпизодами.
  25. Old_Kapitan 19 января 2014 08:20
    Господа "минусятники", хотелось бы все-таки аргументации. Что вас не устроило в моем коментарии? Вы не верите, что К-447 именно в июле 1981-го ломала паковый лед? Милости проси в Гугл, там сведений об этом уже много. Есть и упоминание, что до нас это никто не делал. Добавлю только, что практически одновременно с нами это же повторила и ПЛ КТОФ (к сожалению, не помню тактический номер). Или не верите в неточности в сочинениях господина Черкашина? Так я здесь выше уже приводил минимум три нестыковки. Поговорите с подводниками, разыщите упоминаемый мною сайт, если не ошибаюсь, он назывался "Позорный столб российского подплава". В конце концов, задайте вопрос и если не я, то кто-то из подводников постарается развеять ваши сомнения. А вот так минусить, только потому что "мне морда твоя не нравится"... Это вообще-то низко, "господа".
    ЗЫ. А берсерк1967 за что минуснули? XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза действительно проходил в Москве с 23 февраля по 3 марта 1981 года. А никак не XXV.
  26. Const 19 января 2014 11:15
    Вот так, из-за какой-то гниды во власти вписывать что-то в документы, человека обидели. Настораживает то что это не первый и не последний случай. И даже если всё таки разберутся и исправят, виновные всё равно не пострадают.
    1. rubin6286 19 января 2014 19:54
      Когда, будучи лейтенантом, я прибыл в часть,мне сказали старшие товарищи: "Запомни,в мирное время награждают непричастных,а кто к делу причастен, тех е...!" Через некоторое время на строевом смотре командир дивизии обратился ко мне:"А где Ваши правительственные награды?"На мой смущенный ответ:"Я как-то еще не успел", последовали слова: "Я верю, они у Вас будут"!Сзади раздался шепот: "Ага,орден Святого Ебукентия всех степеней!" Потом было прохождение торжественным маршем и, чтобы я не "портил" строй, некоторые офицеры прицепили мне часть своих наград.
      Командир дивизии поперхнулся, увидев в последней шеренге с фланга молодого лейтенанта с тремя рядами медалей"За безупречную службу" всех степеней.
  27. akmoa781 19 января 2014 16:39
    Горько и обидно за тех кто честно служил Отечеству и был забыт по вине тех кто был рядом но не служил, а прислуживал! Остаётся надеяться на божественное проведение что вспомнят и исправят злую несправедливость.
  28. govoruha-otrok 20 января 2014 09:45
    У меня в рабочем кабинете висит фото К-424,входящей в гб. Сайда. Служил я немного на этом корабле, но истории эти помню. Частенько рассказывали как долго "тушили" ВПЛ "очаг" возгорания в задымленном гальюне, впоследствии оказавшимся лампой освещения.
    Не понимаю я стонов о "забытости" ветеранов. То же Бретанов-капитана 1 ранга получил, квартиру ему подарили. Да и пенсия, как отмечено, не такая уж маленькая, даже без полуторного коэффициента.
    А в остальном -да! Наши люди мужественно боролись в с авариями, которые сами же и совершали. Как правило.
    Все. Можете минусовать)
  29. mina 20 января 2014 14:21
    Очередной безграмотный опус и бред от Черкашина.
    Блинн, подарите ему кто-нибудь РБЖ-ПЛ.
    А еще лучше по голове этой книжкой настучите.
  30. gameover_65 20 января 2014 14:22
    за последние лет десять перечитал уйму статей и откровений про аварии на наших ПЛ.
    в общем, создаётся мнение офигенной аварийности на нашем флоте.
    попытался поискать такое про америку и запад вообще.
    ничего даже и близко похожего на наши признания нет. есть маленько, но такого, как у нас самобичевания нет.
    вот и думаю, а нам зачем об этом писать? подрывать веру в собственные силы?
    1. mina 20 января 2014 14:44
      Цитата: gameover_65
      оздаётся мнение офигенной аварийности на нашем флоте.

      это не так
      Цитата: gameover_65
      думаю, а нам зачем об этом писать?

      с одной стороны писать нужно - нам действиельно нужна честная и объективная "работа над ошибками" ВМФ СССР и РФ
      с другой стороны - что писать?
      например видео с дифферентовки БДР в Саранке выкладывать на Ютуб точно не стоило, хотя бы потому что масса присутствующих просто не поняла о чем было дело (дифферентовка длинной ракетной лодки в мелководной бухте сопряжена как минимум с хорошей порцией адреналина у соотв. лиц) и из "мухи надули слона"

      опусы г.Черкашина - отдельная пЭсня, с одной стороны безграмотная, а с другой - чел сам того не понимая, бодро расписывает "состав преступления" на лиц которых он "поднимает на щит" как "героев"
  31. van piir 20 января 2014 21:06
    В те годы многие ЧП на ПЛ ни где не фиксировались если всё обходилось без человеческих жертв и большого ущерба.Многие ЧП происходили по вине л/с,плохо подготовленного или прикомандированных в лучшем случае с другого экипажа.Провинившихся списывали на берег,командиры получали различные взыскания.Почему офицер закрывший своим телом солдата,которого сам обучал как бросать гранату получает Героя,а на ПЛ люди спасающие людей и ПЛ получает взыскания.
    van piir
  32. kuznecovrom 20 января 2014 22:55
    Добрый вечер! А я не обломился, написал Главнокомандующему ВМФ, пусть прочитает, а если совесть есть -сделает что-нибудь. Если есть желание, прошу неравнодушных к этой ситуации сделать то же самое. Вот ссылка на эл.письмо:
    http://structure.mil.ru/management/info/request.htm?data(destination)=11014@egOr
    ganization&data(destPosition)=10339456@SD_Position
    1. mina 20 января 2014 23:35
      в тексте есть явные и дикие ошибки л/с, в т.ч. первых лиц ГКП
  33. mina 20 января 2014 23:32
    Цитата: kuznecovrom
    А я не обломился, написал Главнокомандующему ВМФ, пусть прочитает, а если совесть есть -

    одно "маленькое НО
    не знаю насчет степени достоверности обстоятельств изложенных Черкашиным
    но если они соотвествуют фактуре - то готовый материал для уголовного дела есть
    ошибок, причем "диких" - в этом БЗЖ более чем
    в т.ч. по действиям "первых лиц ГКП"
    1. d.gksueyjd 23 января 2014 16:20
      Сроки давности давно истекли.
  34. mina 20 января 2014 23:34
    и вообще к любым писаниям г.Черкашина ,в плане фактуры и достоверности, стоит относиться очень осторожно
  35. d.gksueyjd 22 января 2014 21:35
    Может в рассказе и есть ошибки, но главное не в этом, а в порядке начисления пенсии военнослужащим в пенсионных отделах. Те кто на пенсии знает, всё начисляется - только по бумаге, нет приказа о назначении на должность - пару месяцев из срока службы вычекнули, нет командировочного удостоверения в "горячую точку"- значит не был, не оформил травму врач медчасти- травмы не было и так далее и главное ДОКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО, СВИДЕТЕЛЯМ суды не верят, а верят приказам МО часто противоречащим ФЗ РФ.
    1. Тишкин 3 февраля 2014 15:12
      Уважаемый, каждого офицера и мичмана с самой молодости учат наблюдать за ведением своего личного дела и коллекционировать выписки из приказов. У меня, при увольнении в запас, в личном деле не оказалось нескольких важных выписок, зато все они нашлись в "загашнике". А то, что капитан 1 ранга не в состоянии восстановить выписки из приказов за всё время прохождения службы, тем более, восстановить 17 лет северного "подводного" стажа, это, извините, полный бред!!! Для этого нужна только запись в графе "прохождение службы" о начале исчисления стажа "год за два" и об окончании этого исчисления. Уверяю, каждый офицер за эту запись из кадровика душу вытряс бы.
      Тишкин
    2. Комментарий был удален.
  36. boris_62 23 января 2014 12:49
    К сожалению много аварий, много трагедий...
    boris_62
  37. флотский33 23 января 2014 22:08
    Аварийность на Флоте была есть и будет,это же всё таки техника,но благодаря обученности и мужеству экипажа наши ПЛ и Корабли ходят и будут ходить.
  38. Тишкин 3 февраля 2014 15:05
    Абсолютно безграмотная статья. Автор ни малейшего понятия о реалиях службы подводников не имеет. Если отталкиваться только от того, что написал автор, командира и механика надо было отдать под суд. Помню эту аварию по "Перечню аварий и поломок", который был обязателен к изучению каждым офицером-подводником. Выводы комиссии по этой аварии неутешительны для личного состава. грубые нарушения приведшие к возникновению пожара, грубейшие ошибки при борьбе за живучесть. И с высоты своего 28-летнего опыта офицера-подводника, я с этими выводами полностью согласен.
    Тишкин

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня