Разработка ядерного буксира продолжается

92
В ходе МАКС –2013 кооперация отечественных фирм из структур Роскосмоса и Росатома представила обновленный макет транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) с космической ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) мегаваттного класса (НК № 10, 2013, с. 4). Данный проект был представлен публично ровно четыре года назад, в октябре 2009 г. (НК № 12, 2009, с. 40). Что изменилось за это время?
Разработка ядерного буксира продолжается


Хроника проекта


Напомним, что цель проекта – создание энергодвигательной базы и на ее основе новых космических средств высокой энерговооруженности для осуществления амбициозных программ изучения и освоения космического пространства. Данные средства дают возможность реализации экспедиций в дальний космос, более чем 20-кратный рост экономической эффективности космических транспортных операций и более чем 10-кратное увеличение электрической мощности на борту КА.

В основу ЯЭДУ положен ядерный реактор с турбомашинным преобразователем большой долговечности. Разработка ТЭМ проводится по распоряжению президента России от 22 июня 2010 г. № 419-рп. Его создание предусмотрено и госпрограммой «Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы», и Президентской программой по модернизации экономики. Работы по контракту финансируются из федерального бюджета в рамках спецпрограммы «Реализация проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России»*.

Для реализации этого передового проекта в период с 2010 по 2018 год выделяется более 17 млрд руб. Точное распределение средств выглядит следующим образом: 7.245 млрд руб предназначаются госкорпорации Росатом на разработку реактора, 3.955 млрд руб – Исследовательскому центру имени М.В.Келдыша на создание ЯЭДУ, и около 5.8 млрд руб – РКК «Энергия» на изготовление ТЭМ. Головной организацией, отвечающей за разработку собственно ядерного реактора, является Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетических технологий (НИКИЭТ), входящий в систему Росатома. В кооперацию также включены Подольский научно-исследовательский технологический институт, РНЦ «Курчатовский институт», Физико-энергетический институт в Обнинске, НИИ НПО «Луч», НИИ атомных реакторов (НИИАР) и ряд других предприятий и организаций. По контуру циркуляции рабочего тела многое сделали Центр Келдыша, КБ химического машиностроения и КБ химической автоматики. К разработке генератора подключен Институт электромеханики.

В проекте впервые реализуются инновационные технологии, во многом не имеющие мировых аналогов:
высокоэффективная схема преобразования;
высокотемпературный компактный реактор на быстрых нейтронах с системами газового охлаждения, обеспечения ядерной и радиационной безопасности на всех этапах эксплуатации;
тепловыделяющие элементы на основе высокоплотного топлива;
маршевая двигательная установка на основе блока мощных высокоэффективных электроракетных двигателей (ЭРД);
высокотемпературные турбины и компактные теплообменные аппараты с десятилетним расчетным ресурсом;
высокооборотные электрические генераторы-преобразователи большой мощности;
развертывание крупногабаритных конструкций в космосе и др.

В предложенной схеме ядерный реактор вырабатывает электричество: газовый теплоноситель, прогоняемый через активную зону, крутит турбину, та вращает электрогенератор и компрессор, который обеспечивает циркуляцию рабочего тела по замкнутому контуру. Вещество из реактора не выходит в окружающую среду, то есть радиоактивное заражение исключено. Электроэнергия расходуется на работу ЭРД, который по расходу рабочего тела в 20 с лишним раз экономичнее химических аналогов. Масса и габариты базовых элементов ЯЭДУ должны обеспечивать их размещение в космических головных частях существующих и перспективных российских РН «Протон» и «Ангара».

Хроника проекта показывает его быстрое по нынешним временам развитие. 30 апреля 2010 г. заместитель генерального директора госкорпорации Росатом, директор Дирекции по ядерному оружейному комплексу И. М. Каменских утвердил техническое задание на разработку реакторной установки и ТЭМ в рамках проекта «Создание траспортно-энергетического модуля на основе ЯЭДУ мегаваттного класса». Документ был согласован и утвержден Роскосмосом. 22 июня 2010 г. президент России Д. А. Медведев подписал Распоряжение об определении единственных исполнителей работ по реализации проекта.

9 февраля 2011 г. в Москве на базе Центра Келдыша прошла видеоконференция предприятий – разработчиков ТЭМ. В ней участвовали руководитель Роскосмоса А. Н. Перминов, президент и генеральный конструктор (РКК) «Энергия» В. А. Лопота, директор Центра Келдыша А. С. Коротеев, директор – генеральный конструктор НИКИЭТ** Ю. Г. Драгунов и главный конструктор космических энергетических установок НИКИЭТ В. П. Сметанников. Особое внимание было обращено на необходимость создания стенда «Ресурс» для отработки реакторной установки с блоком преобразования энергии.

25 апреля 2011 г. Роскосмос объявил открытый конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ в рамках создания ЯЭДУ, многофункциональной платформы на геостационарной орбите и межпланетных КА. По итогам конкурса (победителем которого 25 мая того же года стал НИКИЭТ) был заключен государственный контракт сроком действия до 2015 г. стоимостью 805 млн руб на создание стендового образца установки.

Контракт предусматривает разработку: технического предложения по созданию стендового (с тепловым имитатором ядерного реактора) образца ЯЭДУ; его эскизного проекта; конструкторской и технологической документации на опытные образцы составных частей стендового изделия и базовых элементов ЯЭДУ; технологических процессов, а также подготовку производства для изготовления опытных образцов составных частей стендового изделия и базовых элементов установки; изготовление стендового образца и проведение его экспериментальной отработки.

В состав стендового образца ЯЭДУ должны входить базовые элементы штатной установки, призванные обеспечить в последующем создание установок различной мощности на основе модульного принципа. Стендовый образец должен генерировать заданную мощность – тепловую и электрическую, а также создавать импульсы тяги, характерные для всех этапов функционирования ЯЭДУ в составе КА. Для проекта был выбран высокотемпературный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах тепловой мощностью до 4 МВт.

23 августа 2012 г. состоялось совещание представителей Росатома и Роскосмоса, посвященное организации работ по созданию испытательного комплекса для ресурсных испытаний, необходимых при реализации проекта ТЭМ. Оно проходило в Научно-исследовательском технологическом институте имени А. П. Александрова в Сосновом Бору под Санкт-Петербургом, где и планируется создавать указанный комплекс.

Эскизное проектирование ТЭМ завершилось в марте текущего года. Полученные результаты позволили перейти в 2013 г. к этапу рабочего проектирования и изготовления оборудования и образцов для автономных испытаний. Испытания и отработка технологий теплоносителя начались в текущем году на исследовательском реакторе МИР в НИИАР (г. Димитровград), где установлена петля для испытаний гелий-ксенонового теплоносителя при температурах свыше 1000°С.

Наземный прототип реакторной установки планируется создать к 2015 г., и уже к 2018 г. должна быть изготовлена реакторная установка для комплектации ЯЭРДУ и начаты ее испытания в Сосновом Бору. Первый ТЭМ для летных испытаний может появиться к 2020 г.

Очередное совещание по проекту состоялось 10 сентября 2013 г. в госкорпорации Росатом. Информацию о состоянии работ и основных проблемах при реализации программы представил руководитель НИКИЭТ Ю. Г. Драгунов. Он подчеркнул, что в настоящее время специалисты института разработали документацию технического проекта ЯЭДУ, определили основные конструкторские решения и выполняют работы в соответствии с «дорожной картой» проекта. По итогам совещания глава корпорации «Росатом» С. В. Кириенко поручил НИКИЭТ подготовить предложения по оптимизации «дорожной карты».

Некоторые подробности конструкции и особенности проекта ЯЭДУ удалось выяснить в ходе беседы с представителями Центра Келдыша на авиасалоне МАКС – 2013. В частности, разработчики сообщили, что установка будет делаться сразу в полноразмерном варианте, без изготовления уменьшенного прототипа.

ЯЭДУ имеет исключительно высокие (для своего типа) характеристики: при тепловой мощности реактора 4 МВт электрическая мощность на генераторе составит 1 МВт, то есть КПД достигнет 25 %, что считается очень хорошим показателем.

Турбомашинный преобразователь – двухконтурный. В первом контуре используются пластинчатый теплообменный аппарат – рекуператор и трубчатый теплообменник-холодильник. Последний разделяет основной (первый) контур теплосъема и второй контур теплосброса.

По поводу одного из самых интересных решений, разрабатываемых в рамках проекта (выбор типа холодильников-излучателей второго контура), был дан ответ, что рассматриваются и капельный, и панельный теплообменники, и пока выбор не сделан. На демонстрируемом макете и плакатах был представлен вариант с капельным холодильником-излучателем, которому отдается предпочтение. Параллельно идут работы и по панельному теплообменнику. Отметим, что вся конструкция ТЭМ – трансформируемая: при запуске модуль умещается под головным обтекателем РН, а на орбите «расправляет крылья» – раздвигаются штанги, разносящие на большое расстояние реактор, двигатели и полезный груз.

На ТЭМ будет использована целая связка усовершенствованных исключительно мощных ЭРД – четыре «лепестка» по шесть маршевых двигателей диаметром 500 мм, плюс еще восемь двигателей поменьше – для управления по крену и корректировки курса. На салоне МАКС – 2013 был показан рабочий двигатель, уже проходящий испытание (пока на неполной тяге, при электрической мощности до 5 кВт). ЭРД работают на ксеноне. Это самое лучшее, но и самое дорогое рабочее тело. Рассматривались и другие варианты: в частности, металлы – литий и натрий. Однако двигатели на таком рабочем теле менее экономичны, и проводить наземные испытания на таких ЭРД очень сложно.

Расчетный ресурс ЯЭДУ, заложенный в проект, составляет десять лет. Ресурсные испытания предполагается выполнить непосредственно на комплектной установке, а агрегаты отработать автономно на стендовой базе предприятий кооперации. В частности, турбокомпрессор, разработанный в КБХМ, уже изготовлен и тестируется в вакуумной камере Центре Келдыша. Сделан также тепловой имитатор реактора на 1 МВт электрической мощности.
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Волхов
    +5
    18 января 2014 08:36
    Мне одному кажется, что компоновка похожа на рентгеновский лазер с ядерной накачкой?
    1. +10
      18 января 2014 08:54
      Уважаемый коллега Василий, данный двигатель только ещё предстаит сконструировать. Сейчас идут лабораторные отработки. Лабораторные макеты сконструированы на основе предыдущего накопленного опыта, в том числе и ядерной части ренгеновского лазера. В принципе, разница небольшая. В лазере скорость истечения потока преобразуется в поражающую силу в ходе воздействия на объект. А в данной двигателе эту силу используют для разгона/движения объекта.
      1. Волхов
        +11
        18 января 2014 09:13
        НИИ НПО «Луч», НИИ атомных реакторов

        Ну раз в кооперацию включили ведущего разработчика мощных лазеров, то конечно, это электростанция, а гамма-луч доставит энергию потребителям, чтобы не платить 50% сетевой компании... и учёт потребления через счётчик... Гейгера, и самоходная она чтобы добраться до всех - вот где конец монополизма!
      2. +4
        18 января 2014 10:32
        Ни слова не сказано про утилизацию аппарата после проектного срока эксплуатации. Обычно спутники сгорают в плотных слоях атмосферы - не хотелось бы испытать выпадение на плешь радиоактивного дождика. belay
        ЭРД, которым в статье уделено много внимания, пока обладают крайне малой тягой, поэтому главная задача ЯЭДУ - это, вероятнее всего, электростанция для питания боевого лазера.
        1. +9
          18 января 2014 12:29
          Спутники питать можно и солнечной энергией, которой более чем достаточно на орбите нашей планеты, а как я понял, речь идет о продвижении в дальний космос, куда солнечные лучи уже не доходят и необходимо питание за счет собственных разработок. Больше энергии на борту - больше возможностей.

          Уже давно для дальних планет используют радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЕГ), который проще и меньше ядерного реактора и выделяет всего несколько сотен ватт. Но этого достаточно, чтобы питать очень долго и безопасно. Используется на Вояджер-2 (самый удаленный объект, созданный человеком, вроде как ушел за пределы солнечной системы).
        2. воронбит
          +4
          18 января 2014 13:14
          космические аппараты с ЯЭУ уже ни раз входили в плотные слои атмосферы
          1. +3
            18 января 2014 13:58
            Цитата: воронбит
            космические аппараты с ЯЭУ уже ни раз входили в плотные слои атмосферы

            И не раз падали на землю
        3. +6
          18 января 2014 16:25
          Цитата: zart_arn
          Ни слова не сказано про утилизацию аппарата после проектного срока эксплуатации. Обычно спутники сгорают в плотных слоях атмосферы - не хотелось бы испытать выпадение на плешь радиоактивного дождика


          Существует для спутников с ЯЭУ специальная орбита захоронения.Она расположена на 200км выше ГСО( примерно 35 786 км над уровнем моря).Низкоорбитальные(от 160 км до 2000 км над поверхностью Земли) военные спутники с ядерными реакторами на борту имеют высоту орбиты захоронения порядка 1000 км, куда переводится активная зона ядерного реактора после окончания ее работы. Срок жизни на этих орбитах составляет порядка 2 тыс. лет.
          1. +2
            19 января 2014 07:37
            В связи с увеличивающимся количеством мусора, этот аппарат может досрочно утилизироваться на наши головы. Надо что-то решать с мусором. На первом этапе договориться хотя бы не увеличивать его количество, путем обязательного свода спутников с орбиты и неоставления на орбите последних ступеней и разгонных блоков. Конечно количество стран резко уменьшится, но оно может быть и к лучшему.
        4. Волхов
          +2
          18 января 2014 17:40
          Цитата: zart_arn
          электростанция для питания боевого лазера.

          Боевому лазеру не нужно электричество, накачка идёт от коротких мощных импульсов реактора, электричество для оборудования и двигателей при работе реактора в постоянном режиме или охлаждения после стрельбы.
          Другое дело, что затея нереальна и похожа на демонстрацию - вот-вот мы получим "Звезду смерти"... реальные вещи не рекламируют годами для электората - американский аналог засветился зелёным только при падении Колумбии после успешных испытаний.
          1. 0
            21 января 2014 15:37
            Короткий импульс реактора? Коллега, вы хоть примерно представляете принцип его работы?
        5. +2
          18 января 2014 19:16
          Обычно спутники сгорают в плотных слоях атмосферы - не хотелось бы испытать выпадение на плешь радиоактивного дождика.

          Совсем не обязательно.Не редко КА переносят на более высокие орбиты,где оные и находятся многие тысячи лет. hi
        6. Комментарий был удален.
        7. 0
          18 января 2014 19:54
          Утилизация определяется целью.
          Утилизируется складированием в глубоком космосе.
          Элементарно.

          Это гораздо лучше чем складирование кучи Космосов на сверхвысокой эллиптической орбите земли.
        8. +1
          20 января 2014 12:02
          Собственно этап пройденный, товарищ. Были уже у нас спутники с ядерной силовой установкой и как то их спускали, по окончании срока эксплуатации. Так что думаю и тут выход найдут.
        9. 0
          1 января 2015 15:14
          Утилизация - нет ничего проще: отправил своим ходом на ,Солнце и забыл.
      3. +1
        18 января 2014 20:05
        Цитата: Гамдлислям
        данный двигатель только ещё предстаит сконструировать.

        Ионные двигатели уже работают на орбите и на КА гоняющихся за астероидами и кометами.
        Ядерный реактор просто логичная замена солнечным батареям приобретающим размеры солнечного паруса при необходимой мощности.
    2. +18
      18 января 2014 14:57
      Посмотрел видео по теме. И! На тебе. Встретил, короткое, но доходчивое от нашего общего знакомого Вадима Смирнова.
      1. +3
        18 января 2014 18:45
        Отличное дополнение к статье, спасибо.
    3. +2
      18 января 2014 20:01
      Цитата: Волхов
      Мне одному кажется, что компоновка похожа на рентгеновский лазер с ядерной накачкой?


      Ни одним болтом.
      При ядерной накачке активная зона накачивается вспышкой ядерного взрыва.
      После чего благополучно испаряется.
      Слишком грязно даже для высоких орбит.
      Куда проще и дешевле применить мазер с пиротехнической накачкой.
      1. Волхов
        -2
        19 января 2014 00:26
        У американцев летали образцы на Колумбии в 2003 и Х-37 недавно, не испарились...
        Чем импульсный реактор хуже взрыва, а тепло - на турбину. Грязь вредна для шаттлов, но Колумбию планировали в отстой, а Х-37 дезактивируют.
        Этот возвращать вообще не планируют (да и не запустят в реальности).
  2. makarov
    +3
    18 января 2014 08:47
    Необходимо убрать формулу "торопись не спеша", что бы не наступали на пятки недруги
  3. +2
    18 января 2014 08:51
    Ну вот скоро в космос полетим! Главное всякое демократие не цепонуть, а то точно ....
  4. +21
    18 января 2014 09:13
    Неужели мы сдвинулись с мёртвой точки и пошли вперёд? Удачи разработчикам, пусть все планы реализуются!
  5. +26
    18 января 2014 10:29
    По этой теме в Союзе работали выпускники 2-го факультета МАИ. Потом эту тему закрыли. и вот только в 2010г.Росатом выдал ТЗ на проект и финансирование соответственно.
    Разработка ядерной энергодвигательной установки большой мощности для межорбитального буксира, многофункциональной платформы на геостационарной орбите и межпланетных космических аппаратов.
    Шифр: ОКР «ЯЭРДУ».
    Начальная (максимальная) цена контракта: 805 000 000,0 руб.
    Сроки выполнения контракта: 2011 г. - 2015 г.
    Место выполнения работ: по адресу Исполнителя.
    ссылка Область применения таких двигателей
    1. буксировка груза доставленного керосиновыми РН на низкую орбиту на боле высокие рабочие орбиты.Сейчас пользуются небольшими разгонными блоками которые нужно постоянно выводить на орбиту, А с ЯДУ его можно постоянно держать на орбите и использовать по мере необходимости.Отпадает необходимость в разгонном блоке,соответственно снижаются затраты и увеличивается полезная нагрузка керосиновых РН.
    2.Для межпланетных экспедиций. Он буксирует посадочные модули к планете и обратно
    3. Для отведения,буксировки угрожающих Земле астероидов.

    рассматриваются и капельный, и панельный теплообменники, и пока выбор не сделан. На демонстрируемом макете и плакатах был представлен вариант с капельным холодильником-излучателем, которому отдается предпочтение.


    1. +5
      18 января 2014 11:57
      Спасибо Аскет за информацию, а то из статьи так толком и не понял для чего конкретно нужны эти мощности. Ну а так к разработчикам и конструкторам выражаю уважение такой же мощности как эти двигателя. Топливо, простое вещество ксенон-благородный одноатомный газ без цвета, вкуса и запаха, вообще Здорово.
      1. +4
        18 января 2014 14:57
        Цитата: ЗУ-23
        Спасибо Аскет за информацию

        Присоединяюсь, комментарий Аскета оказался более информативен чем статья, за что ему отдельное спасибо+++
        1. +4
          18 января 2014 18:50
          Видать автор не учёл что нас тут космонавтов любителей много laughing
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      1 января 2015 15:26
      Вы забыли еще об одной схеме:-ЯРД с газофазной активной зоной на гексафториде урана (UF6). Я диплом сделал и защитил по этой схеме в 78-м, вот это двигатель, его создание положило бы нам под ноги всю Солнечную систему, вплоть до орбиты Плутона. Жаль конечно что эту программу свернули.
      Ну а то что сейчас пытаются сделать, максимум, что нам даст - это пояс астероидов.
      К стати, до сих пор нет Генерального конструктора по этому комплексу, а значит каждый отвечает только за свой узел. Смешно будет, если их не удастся состыковать между собой.
      Да и еще, слышал краем уха, что идет подковерная драчка, через кого все будет финансироваться в дальнейшем, вроде вылезла какая-то Питерская фирма...
  6. +2
    18 января 2014 10:35
    Насколько я понимаю электрореактивный двигатель будет из этих
    http://www.fakel-russia.com/products.html
    - реально работающих, скорее - СПД-290 - этот двигатель "затачивался" под аналогичный проект еще в 1980-х (любопытно, в ОКБ Факел решили там проблемы перегрева магнитной системы в этом двигателе с тех времен..)
    Сброс тепла со второго контура - это было основным геморроем во всех аналогичных проектах...
    По механике тоже есть вопросы - она должна быть очень уравновешенной - чтобы не было закруток космического аппарата от прибавки "газу".
    1. 0
      18 января 2014 20:15
      Имея мегаватт мощщи и компактную конструкцию это решается гораздо проще.
      К тому же в ходе решения вопроса с излучательными охладителями скорее всего приделают на них термоэлектрические преобразователи(это просто позволит минимум вдвое сократить площадь) и получат еще 0,25-0,5 МВт электричества.
      1. 0
        19 января 2014 09:53
        Цитата: dustycat
        приделают на них термоэлектрические преобразователи

        Это вряд-ли, в таком случае ухудшится режим излучателя , поскольку появляется промежуточный элемент, а нужно тепло быстрее сбросить...
  7. +2
    18 января 2014 11:22
    СПД хорош в плане удельного импульса, но вот с тягой там маловато будет, и как следствие разгон будет длиться месяцами только для ухода с орбиты, учитывая что у этого агрегата еще будут неслабых размеров холодильники может стоило такую же вещь на солнечных батареях для сравнения показать?
    1. 0
      18 января 2014 11:52
      Я вот тоже об охлаждении подумал, может и здесь, что то принципиально новое будет.
      1. 0
        18 января 2014 14:14
        Уже.Янки новый плазменный двигун испытывают,как раз на ксеноне.Чего то там говорилось о кооперации с Российскими коллегами.И так же говорилось о потребляемой мощности в 1 мВт.Источник не запомнил к сожалению но легко ищется в вики и ютубе.
        1. 0
          18 января 2014 20:23
          Чем новый?
          Вообще то подобную уже опробовали на наших КА еще в 1980х.
          А ксенон - просто потому что он самый тяжелый из нейтральных газов(исключая радиоактивный радон).

          Вообще то еще есть протонный.
          Он был в самом начале.
          Потому что протоны можно просто магнитным полем собирать в пространстве.
  8. 0
    18 января 2014 12:16
    Цитата: saag
    СПД хорош в плане удельного импульса, но вот с тягой там маловато будет, и как следствие разгон будет длиться месяцами только для ухода с орбиты, учитывая что у этого агрегата еще будут неслабых размеров холодильники может стоило такую же вещь на солнечных батареях для сравнения показать?

    Чтобы получить такую мощность нужны батареи такого размера , что управлять комплексом будет очень проблематично. 1кв. метр батареи приблизительно 200вт значит понадобится минимум 5000 кв.метров и куда их деть на носителе , есть ещё гибкие , но у них кпд в два раза ниже . И ещё возникает проблема затенения в некоторых случаях .
    1. +1
      18 января 2014 18:50
      может стоило такую же вещь на солнечных батареях для сравнения показать?
      Ага, еще бы солнечный парус предложили. laughing
  9. +8
    18 января 2014 12:40
    Если все сложится, то мы будем летать на соседние планеты как сейчас на другие материки.
    Не слышу воплей либерализированных всепопальщиков.
    Может хоть сейчас в их воспаленном западными ценностями мозгу, появится искорка гордости за Свою Страну?
    1. Evgenij.
      0
      3 февраля 2014 15:43
      Может хоть сейчас в их воспаленном западными ценностями мозгу, появится искорка гордости за Свою Страну?
      боюсь они не читают такие статьи
  10. 0
    18 января 2014 12:44
    Цитата: JIaIIoTb
    Если все сложится, то мы будем летать на соседние планеты как сейчас на другие материки.

    Только не на этом, чтобы летать на соседние планеты нужно чтобы плечо к Марсу в минимальном расстоянии преодолевалось за месяц, это примерно 40 млн. км.
    1. 0
      19 января 2014 13:59
      При скорости 50км\сек 40кк км проходит за 10 дней..
      1. 0
        19 января 2014 17:30
        ну а за какой срок станция в 500 тон разгонится до упомянутой скорости? Еще надо учесть время на торможение, и то что Марс ждать не будет:-)
  11. 0
    18 января 2014 12:50
    Цитата: 1c-inform-city
    Чтобы получить такую мощность нужны батареи такого размера , что управлять комплексом будет очень проблематично. 1кв. метр батареи приблизительно 200вт значит понадобится минимум 5000 кв.метров и куда их деть на носителе , есть ещё гибкие , но у них кпд в два раза ниже . И ещё возникает проблема затенения в некоторых случаях .

    5000 м2 это квадрат со стороной 70 метров, если делать их две так и того меньше, дело в том что там стоять будут не кремниевые. а арсенид-галлиевые. недостаток которых - цена
    1. +1
      18 января 2014 20:28
      Инерционность квадрата 70на70 представляете?
      Или хоть подсчитайте.
      Школьного учебника физики хватит.
      Хорошая ловушка для сбора космической пыли получается.
  12. 0
    18 января 2014 13:11
    Цитата: saag
    Цитата: 1c-inform-city
    Чтобы получить такую мощность нужны батареи такого размера , что управлять комплексом будет очень проблематично. 1кв. метр батареи приблизительно 200вт значит понадобится минимум 5000 кв.метров и куда их деть на носителе , есть ещё гибкие , но у них кпд в два раза ниже . И ещё возникает проблема затенения в некоторых случаях .

    5000 м2 это квадрат со стороной 70 метров, если делать их две так и того меньше, дело в том что там стоять будут не кремниевые. а арсенид-галлиевые. недостаток которых - цена

    Всё правильно , но попробуйте управлять аппаратом с такими размерами и такой инерцией кроме того возникает вопрос веса аккумуляторов для работы в тени планеты и кроме того возникает вопрос прочности и сложности развёртывания . Очень большая часть неполадок возникает при развёртывании батарей.
  13. +2
    18 января 2014 13:13
    А я думал, что тема с кризисом заглохнет. А тут позитивчик good. Хотя тема еще советская, но чтобы развиваться дальше к российским технологиям необходимо советский задел использовать: вырастут кадры новые, восстановится понимание ценности большой науки для великой державы, как идеологии, в том числе.
    На НПО ПМ в Красноярске-26 планировали сделать космическую АТС. Вот, что дало бы ей долгий срок службы и снизило себестоимость одного соединения. А было бы круто: в каждой квартире спутниковый телефон.
    1. 0
      18 января 2014 20:29
      Угу.
      И еще построить новую социалистическую экономику в России.
      1. +6
        19 января 2014 04:44
        А чем Вам не нравится "социалистическая экономика"? Тем, что при ней очень тяжело украсть в свой карман?(при товарище Сталине она показала такие темпы роста, какие никогда не снились капиталистической экономике).
      2. +4
        19 января 2014 18:09
        Угу.
        И еще построить новую социалистическую экономику в России
        До Хрущева СССР стал ядерной и, практически, космической державой. При этом подсобные хозяйства достигали 1га, а артели делали первые радиоприемники. Я даже больше скажу артельщики награждались орденами "Трудового красного знамени". Что в Вашем понимании "социалистическая экономика"? Лично для меня, есть 2 типа экономики "эффективная" и "неэффективная".
    2. +9
      18 января 2014 22:27
      восстановится понимание ценности большой науки для великой державы, как идеологии, в том числе.

      Вот и я склоняюсь к этому. Все ищут какую то абстрактную "Национальную идею России", а по моему она лежит на видном месте, это наука России(естественно с заделом из Советской России). Но такое ощущение что её не не видят, а наоборот пытаются задвинуть в самый дальний угол чтобы не дай бог её кто нибудь не раскопал и не вытащил на свет божий.
      1. +1
        19 января 2014 19:23
        Национальная идея это не что-то абстрактное, а вполне конкретный курс развития общества, куда оно должно двигаться и как развиваться, для примера, ранее была цель построение коммунизма, ориентир каким должен стать человек этого общества - "Моральный кодекс строителя коммунизма", общее должно превалировать над личным, т.е. своим личным трудом каждый должен вносить свой вклад в достижение общей цели, ну и так далее, а наука это всего лишь один из инструментов в этом движении
  14. 0
    18 января 2014 13:17
    По прочности - монтируется рама на орбите (Софора, мачту такую собирали и довольно быстро), насчет управляемости что вас смущает, эти батареи не для орбит-систем, а для межпланетного перелета, затенять там нечем, для маневра существуют обыкновенные гидразиновые движки, СПД для разгона и торможения
    1. +2
      18 января 2014 20:36
      Один из этапов разгона КА с ионным двигателем - орбитальный разгонный маневр.
      По верхней границе атмосферы или чуть выше.
      Сдует вашу СБ и всё.
      Если она при первом же довороте не развалится.
  15. PLATOV
    +2
    18 января 2014 14:17
    Много энергии на орбите не бывает. Особенно на Луне и на Марсе. А если например скоректироровать орбиту какого нибудь астероида. Также с Луны грузы на землю доставлять.
  16. +3
    18 января 2014 14:24
    Идёт,идёт тихой сапой марсианский проект.Орбитальный тягач,очень интересный агрегат.При такой силовой установке он будет ограничен в дальности и по маневрированию только запасом рабочего тела для двигунов.Луна при этом всяко станет доступна.
    1. +3
      18 января 2014 20:40
      Вообще то это еще продолжается проект СССР от 1956 года по уводу катастрофических астероидов и метероидов на безопасные орбиты.
  17. +1
    18 января 2014 14:44
    Цитата: PLATOV
    Также с Луны грузы на землю доставлять

    Вот это мнение часто можно встретить и на мой взгляд оно ошибочно, потому что во первых нерентабельно, а во вторых опять замыкается на Землю, лунное производство, в основном должно ориентироваться на внеземелье
  18. Cила
    -13
    18 января 2014 17:15
    Я знаю для чего этот буксир нужен. Для "транспортировки" 17 миллиардов из бюджета belay
    1. Волхов
      -11
      18 января 2014 17:27
      Да, затея демонстративно нереальная технически и политически, но своих озолотят.
  19. Max_Damage
    +2
    18 января 2014 17:59
    Сфера применения - спутник с радаром, либо полёт на Марс.

    Самое тонкое место - это охладительное устройство, и эта часть является наиболее рискованной частью проекта на данном этапе и почти невыполнимой.
    1. +2
      18 января 2014 20:48
      Вообще то еще в 1960х были опробованы термоэлектрирческие излучательные охладители на одном из Космосов.
      Просто патент на них ушел уже за бугор.
      1. Kir
        +2
        18 января 2014 22:35
        Было-бы крайне странно если-бы оное не "спёрли", главное тут ещё в том, что так как тайна для Нас (Граждан бывшего СССР) уже чужой "секрет" то надо как можно больше и везде где есть возможность сие освещать- Разработано в СССР!!!, и пускай теперь сторонники "идеи" преимуществ западной мысли что -нибудь вразумительное на сей факт ответят- кто у кого "ворует" и "воровал".
        А за Информацию в качестве дополнения к теме Спасибо!
      2. Max_Damage
        +1
        19 января 2014 05:32
        В СССР спутники с атомной установкой действительно работали в космосе. Беда в том, что ресурс у них был 3 года, а сейчас требуется 10. Насколько я знаю, нынешний варант охладительной установки бесперспективен с этой точки зрения. Делается по принципу "ну и что что не сработает, зато мы будем делать".
      3. badger1974
        0
        25 января 2014 01:03
        вояджер помнишь?- без советского нии ИД (изотопного тдвигателя) не бы ло б
  20. +2
    18 января 2014 18:50
    Хорошая база для создания космической станции военного назначения нового поколения, с постоянным местом дислокации, а именно над Атлантикой, с полным набором ПРО, для защиты наших западных партнёров от ракет КНДР и Ирана.
    1. +2
      18 января 2014 20:42
      Скорее РФ, КНР, КНДР, Ирана от наших вероятных несоюзников.
  21. +5
    18 января 2014 19:05
    А кто нибудь считал - сколько земляне потратили золота, меди, серебра, "зелени", тугриков на ВОЙНЫ? И куда бы земляне скакнули, если бы эти "СРЕДСТВА" потрачены были бы на науку, здравоохранение, космос? Жаль, что это не так. Не мечтали бы сейчас о полетах к Марсу, а водили бы по нему экскурсии.
    1. +6
      18 января 2014 20:45
      Да даже если бы просто в январе 1953 истратили бы без затей один патрон на выстрел в висок для хрущева без опасного затягивания до апрельской сессии ЦК.
  22. +5
    18 января 2014 20:02
    Очень хороший проект, не смотря на то, что ему более 50 лет, и его развитие обязательно нужно форсировать. Но думать нужно еще и о будущем. Ведь запасы ксенона, который является рабочим телом очевидно ограничены. Нужно думать как сделать магнитный пылесос, который будет захватывать звездную пыль для использования в качестве рабочего тела, а в перспективе и в качестве топлива. А так как водород является самым распространенным элементов в космическом пространстве, то и двигатель нужно делать термоядерный.
  23. -2
    18 января 2014 20:53
    Проект дохлый

    Электроэнергия расходуется на работу ЭРД, который по расходу рабочего тела в 20 с лишним раз экономичнее химических аналогов.

    10-кратный удельный импульс - это хорошо. Но стоит задуматься от удельной тяге!

    ЭРД - тупик. Пусть он работает в течении тысяч часов, но значение тяги у лyчших современных ЭРД - считанные доли Ньютона. Даже если удастся развить тягу 10 Н с помощью реактора мегаваттного класса, при массе "буксира" в пару десятков тонн - ничего не получится. Путешествие вновь растянется на десятки лет - никаких заметных преимуществ по сравнению с химическим ЖРД
    1. +3
      18 января 2014 21:28
      Большая тяга нужна только для подъема с поверхности планеты. В космосе микротяга может дать огромную скорость
      .
      1. +2
        18 января 2014 21:59
        Цитата: Metlik
        Большая тяга нужна только для подъема с поверхности планеты. В космосе микротяга может дать огромную скорость

        Портфель - школа - урок физики 7 класс

        Второй закон Ньютона F = ma.
        Основая формула кинематики V = at
        1. 0
          18 января 2014 23:00
          Буксир разгоняется на орбите и на это нужно много времени, затем к нему пристыковывают полезный груз и он отправляется к другой планете уже на очень приличной скорости. Читал про это в журнале Искатель не помню за какой год. Статья называлась Космонавтика малых тяг.
          1. +2
            19 января 2014 01:35
            Ребята, ну нельзя же так. Полную хрень пишете
            Цитата: Metlik
            Буксир разгоняется на орбите и на это нужно много времени

            Куда его разгонять на орбите?? Вторая космическая -11 км/с - превысили - все , гудбай Земля, по параболической траектории в глубины Солнечной системы

            F = ma a=F/m. Тяга 20 Н. Масса 20 000 кг. Раход рабочего тела (ксенона/аргона) - несколько сотен кг, массу ракетно-космической системыц можно считать неизменной. Подставляем, получаем 0,001 м/с2. ЧТО и КУДА ВЫ ВЫ СОБРАЛИСЬ БУКСИРОВАТЬ с таким ускорением???

            для набора 1 км/с вам потребуется аж 11 cуток. И это чтобы разогнать всего 20 тонн (буксир, двигатель, полезная нагрузка)

            Дополнительные 10 км/с - ничтожная скорость по меркам Солненчой системы - будете набирать месяцами (и не забудьте, что всю вторую половину пути вам придется медленно тормозить. Мгновенно остновиться вы не сможете - слишком мала тяга).

            В ИТОГЕ:
            Для полетов вокруг Земли (к Луне, т. Лагранжа) - избыточно дорого и медленно. Для пилилотируемого полета к Марсу - негодится, слишком медленно (полет растягивается на многое месяцы). Ни какой выгоды по сравнению с классическими ЖРД. К окраинам солненчой системы - не годится по тойже самой причине - Десятки лет полета и удельный импульс всего несколько тысяч секунд. Слабо и медленно

            Притом вы и 20Н тяги не обеспечите - соглано расчетам для ЭРД с тягой 20 Н нужно иметь минимум 1,25-1,5 МВт.

            Deep Space 1. Мощность 2,1 кВт. Тяга ионного двигателя 0,092 Н. При массе аппарата 483 кг

            1. +3
              19 января 2014 03:01
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Ни какой выгоды по сравнению с классическими ЖРД.

              Выгода в том, что корабль с таким двигателем получается многоразовым, не нужно поднимать на орбиту тонны топлива, что бы слетать еще раз.
              1. +3
                19 января 2014 03:25
                Цитата: Metlik
                Выгода в том, что корабль с таким двигателем получается многоразовым, не нужно поднимать на орбиту тонны топлива, что бы слетать еще раз.

                Поясните мысль
                О какой многоразовости идет речь

                Активная зона реактора имеет свойство вырабатываться, парогенератор сдохнет через несколько лет...и ?
                ни о какой замене в открытом космосе не может идти и речи
                1. 0
                  19 января 2014 03:42
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  парогенератор сдохнет через несколько лет

                  Несколько лет - это отлично. 5-6 полетов к Марсу - таких космических аппаратов пока нет ни у кого.
                  1. +2
                    19 января 2014 14:26
                    Цитата: Metlik
                    5-6 полетов к Марсу - таких космических аппаратов пока нет ни у кого.

                    И что вы собрались туда возить с такой мизерной скоростью??
                    1. +1
                      19 января 2014 15:09
                      Давайте посчитаем. Расстояние между Землей и Марсом 55-100 млн. км. Со скоростью 10 км/с корабль потратит на полет около 3 месяцев. Это очень хорошая скорость.
                      Что возить? Например ядерные заряды, на случай метеоритной опасности, ну или так, что бы было :)
                      1. +4
                        19 января 2014 16:58
                        Цитата: Metlik
                        Расстояние между Землей и Марсом 55-100 млн. км. Со скоростью 10 км/с корабль потратит на полет около 3 месяцев

                        А вот кукиш

                        Буксиру придется лететь по полуэллипсоиду (иначе современная техника не умеет - мы не можем развивать скорости в сотни км/с). Путь до Марса для современных КА составляет 260 млн. км. Минимальная скорость для выхода на отлетную траекторию к Красной планете - 11,6 км/с, время в пути - 259 суток.



                        Современные КА, получив разгонный импульс, спокойно летят по инерции. Применение "ядерного буксира" не даст ничего - даже если за 100 суток вам удастся набрать дополнительные 10 км/с - ничего не выйдет. И вот почему -

                        У ЖРД невелик удельный импульс - несколько сотен секунд - зато тяга в несколько тонн!! За час до сближения с Марсом он просто выдаст 300-секундный тормозной импульс и выведет аппарат на орбиту. В случае "ядерного буксира" - вам придется тормозить всю оставшуюся половину пути, а последние месяцы вообще тащиться с минимальной скоростью - чтобы к моменту выхода на орбиту Марса, V= первой космической V для Марса.

                        А потом возникнет проблема с возвращением - придется сидеть на орбите Марса 450 суток, ждать нового "окна" для старта к Земле. И если компактные РИТЭГИ без движущихся частей и солнечные батареи могут эксплуатироваться годами - то ваш "ядерный буксир" с паротурбинной ЯСУ... к тому времени наверное уже сломается (турбина и генератор 3 года под нагрузкой, без остановки, ремонта и ТО)

                        Черная шутка сбоку - РИТЭГ зонда New Horizon. Расчетное время работы - 20 лет. Электрическая мощность на момент старта - 228 Вт (сейчас, через 8 лет, всего 180 Вт) - но ему хватает, чисто связь и научные приборы, маршевого двигателя у него нет
                      2. +1
                        19 января 2014 18:18
                        А в чем вообще смысл полетов в космосе? Нужно ли нам тратить миллиарды на повторение того, что уже сделали американцы на Луне, или вкладывать деньги в разработку новых технологий, которые могут открыть новые возможности?
                      3. +1
                        19 января 2014 19:14
                        Цитата: Metlik
                        А в чем вообще смысл полетов в космосе?

                        Наверное в этом и есть предназначение человека
                        Цитата: Metlik
                        Нужно ли нам тратить миллиарды на повторение того, что уже сделали американцы на Луне,

                        И это тоже надо
                        Цитата: Metlik
                        в разработку новых технологий, которые могут открыть новые возможности?

                        И это надо

                        Главной проблемой остаются большие расстояния. Полет человека на Марс (с обязательным возвращением) при существующих технологиях займет три года - этож какое кол-во еды/воды/воздуха придется тащить с собой!!! даже если делать систему жизнеобеспечения по замкнутому циклу- размеры и масса такого корабля составит сотни тонн.

                        Единственный способ избежать всех трудностей длительного перелета - увеличить скорость. Но как это сделать на практике никто не знает.

                        разгонные блоки с ЖРД - тяга в десятки/сотни тонн, но удельный импульс пара-тройка сотен секунд. Наибольшее значение, когда-либо продемонстрированное на практике, было получено с использованием трехкомпонентной схемы литий/водород/фтор - итого 542 секунды (скорость истечения газов из камеры сгорания 5,3 км/сек)

                        ЭРД - удельный импульс до 10 000 с (скорость истечения ионов до 100 км/с). Но очень малы размеры "газовой струи", двигатель очень требователен в плане энергопотребления. Итого - тяга считанные Ньютоны (даже доли ньютона). Ничтожество. Никаких внятных преимуществ по сравнению с ЖРД

                        Для исследования ближайших планет нужен двигатель с тягой хотя бы в тонну и удельным импульсом 1000 и более сек. Для БЫСТРОГО разгона до скоростей 50-100 км/с и столь же БЫСТРОГО торможения. Но вот как его построить... request

                        Я больше склоняюсь к идее ядерного ракетного двигателя (наш проект РД-0410 или американский NERVA) - ох и жесть была в 60-е годы
                      4. +2
                        19 января 2014 19:19
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        человека на Марс (с обязательным возвращением) при существующих технологиях займет три года

                        Зачем?
                        Надо освоить луну для начала.построить базы,пром обьекты.
                      5. 0
                        19 января 2014 20:58
                        Цитата: Kars
                        Надо освоить луну для начала

                        Для начало нужен вышеописанный движок. Вся остальная возня ни к чему не приведет.

                        Есть концепция "Гибкий путь" (принятая стратегия НАСА): НОО - ближайшие астероиды - луна - пилотируемый облет венеры/марса - посадка на марс. Но даже она с использованием всех тех. новинок и нового КА "Орион" похоже ничего не даст. А о посадке на марс пилотируемого корабля даже мечтать не приходится.
                        Цитата: Kars
                        пром обьекты.

                        При массе полезной нагрузки в 1% от стартовой массы ракетно-космической системы. Великим промышленником станешь))) лунный Рокфеллер)))
                        С выводом на орбиту тоже проблемы - вся надежда на Элона Маска и его SpaceX - ближайшая цель довести стоимость запуска груза на НОО до $1000 за кг

                        у тебя наверно имеется собственный интерес на этот счет - поскорее обналичить сертификат)))
                      6. +2
                        19 января 2014 21:01
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        поскорее обналичить сертификат)))

                        Помнишь)))

                        Пусть три де принтер на луну отправят и строят.
                      7. 0
                        19 января 2014 21:11
                        Цитата: Kars
                        Помнишь)))

                        мне кажется наиболее рентабельны небесные камни

                        осколок метеорита Челябинск весом 27,1 грамма был продан на аукционе в Шотландии за 700 фунтов стерлингов (около 36 тыс. рублей.
                        Цитата: Kars
                        Пусть три де принтер на луну отправят и строят.

                        что? из чего?
                        куда потом сплавлять эти поделки?
                      8. +1
                        19 января 2014 22:13
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        мне кажется наиболее рентабельны небесные камни

                        Обязательно намекну пере своим днем рождения.
                        Только проблема с подделками наверное большая.
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        то? из чего?
                        куда потом сплавлять эти поделки?

                        Все что бы построить промышленность и поселение,а не все с Земли поднимать.
                        Из лунных материалов.
                        А сбыт подтянетса.
                      9. 0
                        20 января 2014 03:55
                        Цитата: Kars
                        Обязательно намекну пере своим днем рождения.

                        Позолоченый Паркер тебе пришлю))
                        Цитата: Kars
                        се что бы построить промышленность и поселение,а не все с Земли поднимать.

                        Это настолько далекие планы, до этого стоит такая куча нерешенных проблем - пока об этом говорить рано. Лучшеб скорее построили Орион и слетали до ближайшего астероида

                        На Луне есть вот такие уютные пещерки - внутри нет солнечной радиации и постоянная температура
                      10. +1
                        20 января 2014 04:06
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        Позолоченый Паркер тебе пришлю))

                        Да ладно,у меня есть иноксохром ,терпеть чернила не могу.Лучший подарок мне легко догодатса.

                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        Лучшеб скорее построили Орион и слетали до ближайшего астероида

                        А толку?не втжу особого смысла.
                      11. 0
                        20 января 2014 15:06
                        Цитата: Kars
                        Да ладно,у меня есть иноксохром ,терпеть чернила не могу.

                        а я о чем
                        Цитата: Kars
                        Лучший подарок мне легко догодатса.

                        Скульптурная группа: "Р.Рейган и М.Тетчер решают судьбу Украины" (гипс)
                        Цитата: Kars
                        А толку?не втжу особого смысла.

                        По сути во всем этом нет особого смысла

                        Просто вчера Светлячка пересмотрел
                      12. +1
                        20 января 2014 16:12
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        Скульптурная группа: "Р.Рейган и М.Тетчер решают судьбу Украины" (гипс)

                        Присылай
                      13. Kir
                        +2
                        19 января 2014 21:06
                        Простите а что мешает сделать из Луны базу подскока. тем более это достаточно зарекомендовавшая себя в условиях Земли практика и что собственно, кроме конечно чисто технических аспектов (создание КА со скоростями не меньше второй космической и не в единичном экземпляре) мешает распространить и на Космос, почему сразу надо Луне пром объекты возводить.
                        И ещё кто может прояснить с каким именно двигателем для КА связанно Имя академика Александрова.
                        Что же до того в чём смысл полётов, да хотя бы в отработке тех-же технологий, да и не всё исследования и эксперименты в условиях Земли могут дать те же результаты.
                      14. +1
                        19 января 2014 21:19
                        Цитата: Kir
                        Что же до того в чём смысл полётов, да хотя бы в отработке тех-же технологий

                        Конечно!
                        Главное изобретение и открытие, сделанное на орбитальных станциях - памперсы
                        Цитата: Kir
                        Простите а что мешает сделать из Луны базу подскока

                        А что мешает сделать её на низкой околоземной орбите (как варинат - точке Лагранжа в системе Земля-Солнце)?

                        На луну нужно сесть -взлететь. Лишние энергозатраты
                      15. Kir
                        0
                        19 января 2014 21:53
                        Почему сразу памперсы то?. а тренажёры ныне используемые для реабилитации, а про подскок я сказал только с той целью что вовсе нет ни какой связи между пром объектами на Луне и полётом на Марс, а потом явно-же тогда (долговременные Лунные база + пром объекты) потребуют постоянного сообщения Земля-Луна, скорее всего первое время там будут работать вахтовым методом, и как быстро сие окупиться?
                      16. 0
                        20 января 2014 03:47
                        Цитата: Kir
                        Почему сразу памперсы то?

                        А как же без них?
                        Молодые родители на вас сейчас ополчатся
                        Цитата: Kir
                        пром объекты

                        Какие еще пром объекты. Полезная нагрузка 1% от стартовой массы. А при возвращении с Луны - еще меньше будет
                      17. Kir
                        0
                        20 января 2014 16:29
                        Кстати сколько слышал по памперсам вещь отнюдь не безопасная, мои родители как то без них меня выраститли, да и современные если захотят тоже смогут без них Здорового ребёнка вырастить, а по пром объектам так это Kars:
                        Надо освоить Луну для начала построить базы, пром объекты.
                      18. +1
                        20 января 2014 03:18
                        Согласен высокие надстройки.

                        Но я больше сейчас этим растревожен.
                        http://karopka.ru/community/user/7158/?MODEL=354870
                      19. Комментарий был удален.
                      20. 0
                        20 января 2014 03:42
                        Цитата: Kars
                        Согласен высокие надстройки.

                        как насчет модели Олбани??
                        правда не уверен, что она будет смотреться так же круто, как оригинал. Там же весь прикол в габаритах
                        Цитата: Kars
                        http://karopka.ru/community/user/7158/?MODEL=354870

                        Тот кто это сконструировал - задумывался, как менять внутренние катки и траки
                        ?

                        хз как она не опрокинулась. прикинь перекладка руля на полном ходу или ураган 30 м/с!!!-какая у них парусность
                      21. +1
                        20 января 2014 04:00
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        как насчет модели Олбани??

                        Я не коробельщим.Досих пор помню тихий ужас что у меня получился при постройке Роял Соверин в ипостаси архангельск.
                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        Тот кто это сконструировал - задумывался, как менять внутренние катки и траки

                        танкисты люди страшные.При этом как я понял танк может не терять подвижность при выводе из строя двух лент(на разных бортах конечно)

                        Но сам вид,как на полке смотретса будет.

                        Цитата: SWEET_SIXTEEN
                        прикинь перекладка руля на полном ходу или ураган 30 м/с!!

                        Даже не представляю.
                      22. 0
                        20 января 2014 15:03
                        Цитата: Kars
                        танк может не терять подвижность при выводе из строя двух лент(на разных бортах конечно)

                        очень хорошая задумка
                        Цитата: Kars
                        Но сам вид,как на полке смотретса будет.

                        Будет на чем по лунному ранчо рассекать
                      23. 0
                        20 января 2014 16:31
                        Эти проекты до сих пор живы, и успешны. Американцы в начале 90 годов, целую новую линейку выпустили. Только опять же политики закрыли путь учённым.
                        Только есть экологическая и политическая проблема.
                        Экологическая ясна, а политическая подобна, подумайте корабль с полноценным ядерным реактором на орбите, Чернобыль(Фокусима) в верхних слоях атмосферы. Потом ,не отмоешься.
                        Так же умер проект Орион, а ведь единственный проект Звёздного корабля основан именно на проекте Орион. Там двигатель просто до не могу. Мощный отражатель, и ядерные боеголовки.
                      24. badger1974
                        0
                        25 января 2014 01:08
                        для дегенератов -возможностей вообще нет, есть тлко потребление
            2. Шур
              0
              19 января 2014 23:29
              Тормозить не будут-отстыкуют модуль с "тетрафторгидразином" им и тормознут, билет в один конец.
    2. Шур
      0
      19 января 2014 22:33
      Вот можно дополнить таким плазменным двигателем Олега Батищева
      http://www.youtube.com/watch?v=GnZ17ySaEIo
      Но тут что-то лажанули, там уже наса ..
  24. negeroi
    +7
    18 января 2014 22:29
    В даный момент космические аппараты с ионным двигателем бороздят просторы Солнечной Системы,и имеют на борту клеймо-мейд ин Юэса.
    20 лет назад,в плане контрибуции, Черномырдин(Ельцин) передал технологию ионного двигателя, США,разработаную в СССР.

    Мы ещё платим или уже конкурируем?
    Если мы не прекратим работу американских станций навигации на территории Росссии,или не построим станции ГЛОНАС на территории США,.....То скорей всего любые наши Ноу-Хау,и прорывные технологии,будут построены на американских заводах,американскими инженерами,для американской экономики и цивилизации.В том числе и данная технология.

    Вот, как то так.:(
    1. 0
      20 января 2014 16:33
      Прообраз ионного двигателя был создан в 1917 году Робертом Годдардом, а в 1954 году Эрнст Штулингер улучшил его характеристики[1].
      В 1960 году был построен первый функционирующий широко-лучевой (broad-beam) ионный электростатический двигатель (создан в США в NASA Lewis Research Center). В 1964 году прошла первая успешная суборбитальная демонстрация ионного двигателя (SERT I)[1] в тесте на выполнимость нейтрализации ионного луча в космосе.

      В СССР и так было до фига изобретений, не надо превращать её в родину Белых слонов. Пусть этим Грузины и прочие занимаются.
    2. badger1974
      0
      25 января 2014 01:13
      это в авиа и космо реализаций, а так же похищение авторств к техническим устройством любых стран,и тот кто оформляет авторство должен понимать, что он может и платить за своё изобретение в б..ких судах продвинутого запада, это факт
  25. AVV
    +3
    18 января 2014 22:33
    Цитата: ученый
    Очень хороший проект, не смотря на то, что ему более 50 лет, и его развитие обязательно нужно форсировать. Но думать нужно еще и о будущем. Ведь запасы ксенона, который является рабочим телом очевидно ограничены. Нужно думать как сделать магнитный пылесос, который будет захватывать звездную пыль для использования в качестве рабочего тела, а в перспективе и в качестве топлива. А так как водород является самым распространенным элементов в космическом пространстве, то и двигатель нужно делать термоядерный.

    Согласен светлые головы должны на Россию в этом направлении поработать,а не на запад,хватит их кормить,нашими учеными и конструкторами!
  26. Cила
    -3
    18 января 2014 23:09
    Дичь типа "Торсионных полей" или генераторов. Но "капусту" можно славную рубить. Интересно РОСНАНО участвует?
  27. Крокодилыч
    +2
    19 января 2014 09:26
    Проект изначально из СССР - там дураков не было в этой сфере - все продумано. Жалко что мощность всего 1Мвт. Мне попадалась статья где говорилось что изначально в СССР планировалась установка на 50 (!) МВт - это уже очень солидно.

    Если б не меченая гадина - давно уже облако Оорта исследовали бы...
    1. Волхов
      0
      19 января 2014 17:21
      Там 2 мощности - постоянная в мегаваттах и импульсная (на миллисекунды) в тераваттах.
  28. Cила
    0
    19 января 2014 10:13
    Берёшь подшивку старых номеров "техники молодёжи" или "науки и жизни" и вот оно - "ноу хау". Главное поделиться с кем надо. А что не работает пустяк. Главное бабло освоить. Всех псевдо "Кулибиных" в сталинские шарашки.
  29. 0
    19 января 2014 10:14
    Попробовали бы реанимировать проект РД-0410, правда его нужно оттащить в район Луны и запускать там, а туда обычными ЖРД сформированную экспедицию
    Цитата: dustycat
    Один из этапов разгона КА с ионным двигателем - орбитальный разгонный маневр.

    Разгон будет длительным, разгонять месяцами КА с людьми на борту через пояса Ван Аллена мягко говоря негуманно

    У института Келдыша была разработка СЭДУ (солнечная энергодвигательная установка, что если ее скрестить с этим девайсом, вместо СПД углеродная камера с электрическими нагревателями и греть водород до 2000, можно прикрутить небольшой турбодетандер для охлаждения запасов водорода
  30. Иваноff
    +2
    19 января 2014 10:25
    Ядерный ракетный двигатель времён СССР!
  31. +1
    19 января 2014 11:31
    Цитата: Metlik
    парогенератор сдохнет через несколько лет

    Используют не пар а гелиевый теплоноситель 1-го контура в ЯР ЯЭДУ, а гелий не коррозионно-активен.
  32. -1
    19 января 2014 11:41
    ЭРД работают на ксеноне. Это самое лучшее, но и самое дорогое рабочее тело. Рассматривались и другие варианты: в частности, металлы – литий и натрий. Но ЭРД на более лёгких элементах (водород, литий) имеют больший удельный импульс - их атомы быстрее летают при той же температуре плазмы (mv^2/2=3кТ/2).Надо бы рассмотреть ЭРД на гидриде лития
  33. -1
    19 января 2014 11:54
    такой ЯР лучше применить на тепловом дирижабле.Проблем с охлаждением второго контура там не будет - за бортом Т=-40С
  34. 0
    19 января 2014 19:18
    В НИИАР (г. Димитровград) установлена петля для испытаний гелий-ксенонового теплоносителя при температурах свыше 1000°С. А зачем там ксенон? Ведь у чисто гелиевого теплоносителя коэффициент теплопроводности выше чем у гелий-ксенонового теплоносителя.
    1. 0
      19 января 2014 19:26
      действительно зачем, он хорошо захватывает тепловые нейтроны
    2. badger1974
      0
      25 января 2014 01:29
      отличие-----ты забыл при каком давлении процесс происходит,а так же забыл добавить какая масса защиты при этом приходится, так что что вы не заряжаете п...ду в лапти
  35. badger1974
    0
    25 января 2014 01:17
    По поводу одного из самых интересных решений, разрабатываемых в рамках проекта (выбор типа холодильников-излучателей второго контура), был дан ответ, что рассматриваются и капельный, и панельный теплообменники, и пока выбор не сделан.
    ТО ЕСТЬ ОН НЕ БУДЕТ ВЫБРАН, ТАК КАК МАССА ЗАЩИТЫ ЭТОГО КОНТУРА, ЭТО ОСНОВНОЙ БИЧ
  36. +1
    4 мая 2014 17:12
    Хорошая новость.
    По ЯЭУ мы остаёмся впереди планеты всей ... и как показывает статья не останавливаемся на достигнутом.
    Очень нужный проект для межпланетных полётов и изучения дальнего космоса.
  37. +1
    3 марта 2016 01:41
    В свое время нахальный и пробивной Николя Тесла выиграв спор с Фарадеем направил развитие земной энергетики по пути использования многофазных сетей переменного тока. Сейчас, через сотню лет после этого рокового решения, мы кажется начинаем испытывать последствия этого решения. Дело в том, что системы переменного в частности трехфазного тока, имеют большое число недостатков, один из которых очень важен - звезда векторов трехфазного тока на практике никогда не бывает симметричной, в них всегда появляются физически существующие токи нулевой последовательности. Во времена Теслы энергетика Земли была крайне мала и токи нулевой последовательности вполне можно было не принимать во внимание. Сама Земля представлялась человеку огромным величественным ШАРОМ, несущимся в Космосе невесть куда и по каким законам с неиссякаемыми возможностями по аккумуляции электрической энергии.
    А что мы видим теперь, когда генерируемые земными электростанциями мощности в ночное время заставляют Землю сиять так, что скоро на всех окрестных Солнечной системе звездных образованиях тамошние обитатели безо всяких радиотехнических устройств смогут устанавливать, что Земля обитаема? Электротехники времен Теслы приняли за нулевой потенциал центр земного ядра и перестали об этом думать, полагая что Земля огромна. Сегодня огромные распределительные сети электроснабжения потребителей электрической энергии на планете на самых ходовых напряжениях - 220 и 380В через системы глухого заземления нейтралей отводят к центру Земли Гигаватты мощности тем самым повышая отрицательный потенциал ядра. И вот уже ученые изумленно почесывают в затылке, оказывается земное ядро которое раньше было твердым, теперь оказывается жидким, да еще сильно разогретым. Человек стал причиной ПЛАНЕТАРНЫХ возмущений

    Еще бы! Если мы не сознавая этого изо всех сил заряжаем отрицательным потенциалом проводящий шар Земной, то рано или поздно этот заряд планеты начнет влиять на ее магнитное поле и на протекающие внутри нее геомагнитные токи. Мало того, как нам говорили на уроках физики в пятом классе если где-то в пространстве есть отрицательный заряд - ищи рядом с ним его половину - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД и понимай, что между этими зарядами обязательно начнется или будет усиливаться электромагнитное взаимодействие - они будут притягиваться друг к другу или обмениваться потоками заряженных частиц. Меня сильно смущает то,что наблюдающиеся в последнее время все более энергетически мощные спиральные циклоны, несущие огромные разрушения привязаны к районам земной поверхности с большим числом генерирующих электрическую энергию станций - это восток Соединенных Штатов, Китайская равнина, Европейское побережье Атлантического океана. Как будто откуда-то извне в атмосферу с огромной энергией проникает поток заряженных частиц, вокруг которых образуются спиральные облака циклона. Подобную же картину можно наблюдать на Юпитере - это знаменитое Большое Красное пятно. Все чаще опускающиеся ниже к югу полярные сияния видимо имеют ту же природу, однако полярные сияния вызываются относительно мелкими потоками заряженных частиц, в то время как циклонические вихри вызываются огромными тяжелыми по заряду частицами и интересно понять откуда приходят такие "снаряды" и как можно быстрее их изучить. Перезаряд же ядра Земли отрицательным потенциалом и возникающие в земной коре постоянные токи, в основном вертикально направленные от ядра вверх, вызывают образование напряжений в земной коре (в зависимости от ее проводимости) и встречных спиральных статических образований в атмосфере, вот мы и получаем атмосферные устойчивые циклонические или чаще засушливые вихри, Москва уже испытала это некоторое время тому назад
    Мне хотелось бы этой к сожалению большой по объему заметкой поставить вопрос о происходящем на планете, потому что глобальное потепление пожалуй дело наших собственных рук, но все на свете еще можно исправить