Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II

ADKZ

При разработке проекта ADGK инженеры фирмы Austro-Daimler определили перспективы трехосных бронеавтомобилей. Подобная техника выглядела интересной и многообещающей, но полностью раскрыть ее потенциал можно было лишь при помощи полноприводного шасси. Так появился новый проект ADKZ, разработка которого стартовала в 1935 году. Задачей проекта было не только создание нового броневика с высокими характеристиками, но и решение нескольких проблем, сопровождавших австрийские трехосные машины того времени.

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II



Шасси для новой бронемашины было создано на основе наработок по гражданским грузовым автомобилям. Трехосное шасси имело колеса с пулестойкими шинами. На передней оси крепились управляемые односкатные колеса, на двух задних – двускатные. В корме шасси установили бензиновый двигатель Daimler M650 мощностью 105 л.с.

Для броневика ADKZ был разработан оригинальный бронированный корпус характерной формы. Для улучшения ряда параметров австрийские конструкторы решили перенести двигатель в корму, а башню с вооружением сдвинуть вперед. Все это сказалось на внешнем виде корпуса и броневика в целом. Корпус предлагалось сваривать из броневых листов разной толщины. Так, детали лба корпуса имели толщину 14,5 мм, борта и корма – 11 и 9 мм соответственно. Крыша и днище броневика имели одинаковую толщину, 6 мм. Башня изготавливалась из листов толщиной 11-14,5 мм. Интересной особенностью бронированного корпуса стали крепления для дополнительных роликов, предусмотренные в нижней части лобового листа. Два небольших дополнительных «колеса» предназначались для более простого преодоления рвов и т.п. препятствий.

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II
Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II


Компоновка внутренних объемов броневика ADKZ немного похожа на применявшуюся на машине ADGZ. В передней и средней частях корпуса находилось боевое отделение с рабочими местами экипажа из четырех человек. За лобовым листом размещался передний пост управления. В соответствии с воззрениями того времени новый бронеавтомобиль получил два поста управления, второй разместили в задней части боевого отделения. Управлять броневиком должны были два механика-водителя, однако при необходимости из экипажа можно было исключить одного из них.

На крыше корпуса находилась шестигранная башня, собранная из бронелистов разной толщины. В ее лобовом листе имелись две шаровые установки для оружия. Благодаря этим агрегатам 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемет Schwarzloze могли наводиться независимо друг от друга. На внешней поверхности башни предусматривались крепления для поручневой антенны радиостанции.

Во время создания проекта ADKZ компания Austro-Daimler вошла в состав конгломерата Steyr-Daimler-Puch. Подобные преобразования никак не коснулись оборонных разработок, за исключением изменения полного названия новых проектов. Первый прототип бронеавтомобиля Steyr-Daimler-Puch ADKZ был построен в 1936 году. Он предназначался для испытаний и поэтому не получил часть оборудования. На нем отсутствовала радиостанция с антенной на башне, оружие и передние ролики. Вес пустого броневика новой модели достигал 4 тонн. Согласно расчетам, боевая масса машины должна была превышать 7 тонн. Трехосный бронеавтомобиль получился сравнительно компактным: длина менее 4,8 метра, ширина 2,4 м и высота 2,4 м.

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II
Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II


В ходе испытаний первого броневика ADKZ были выявлены некоторые проблемы оригинального шасси. На их устранение ушло время, из-за чего строительство второго бронеавтомобиля стартовало только в 1937 году. От первого он отличался доработанным шасси и силовой установкой, а также корпусом обновленной конструкции. Обводы корпуса немного облагородили, убрав некоторые детали и углы. Кроме того, на корпусе установили ряд новых деталей. К примеру, второй опытный образец получил утопленные в крыльях фары, а также дополнительный прожектор, который установили на башне, между пушкой и пулеметом. Также доработке подверглись люки экипажа.

В 1937 году оба прототипа бронеавтомобиля ADKZ прошли испытания и показали достаточно высокие характеристики. На шоссе машины разгонялись до 75 км/ч, а также уверенно вели себя на грунтовых дорогах и пересеченной местности. Огневая мощь пушки и пулемета выглядела многообещающе.

История проекта ADKZ завершилась вскоре после окончания испытаний. По результатам сравнения двух машин этой модели с броневиком ADGZ было решено принять на вооружение последний. Четырехосный бронеавтомобиль превосходил трехосного конкурента по ряду параметров, как по ходовым характеристикам, так и по вооружению. Сравнение двух боевых машин закончилось подписанием контракта на поставку ADGZ.

ADAZ

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть IIВ 1936 году австрийские конструкторы предприняли очередную попытку создать простой трехосный бронеавтомобиль с высокими характеристиками. В новом проекте, получившем название ADAZ, предполагалось широко использовать наработки по броневику ADGK. Так, шасси и корпус новой машины должны были походить на соответствующие агрегаты предыдущей разработки.

Согласно некоторым источникам, в качестве основы для броневика ADAZ было выбрано новое шасси, разработанное на основе агрегатов трехосного броневика ADGK. Шесть односкатных колес должны были устанавливаться на подвеске с листовыми рессорами. Все шесть колес предполагалось сделать ведущими.

Различные агрегаты перспективной боевой машины располагались в соответствии с «классической» схемой. Бензиновый двигатель поместили под бронированный капот в передней части машины. За ним расположили основной бронекорпус, полностью отданный под отделение управления. К сожалению, данные о предполагавшемся типе двигателя отсутствуют, из-за чего нельзя говорить о возможных ходовых характеристиках броневика. В передней части обитаемого объема бок о бок размещались механик-водитель и стрелок, вооруженный пулеметом калибра 7,92 мм. Второй пулемет или орудие предполагалось установить в поворотной башне. За использование этого оружия должен был отвечать третий член экипажа. В кормовой части бронекорпуса предлагалось сделать второй пост управления. В дальнейшем в состав экипажа мог быть введен второй механик-водитель. Для посадки и высадки экипажа предусматривались две двери в бортах и люк в крыше башни.

Имевшиеся на тот момент у Австрии технологии позволяли сделать трехосный броневик с боевой массой порядка 6 тонн, противопульным бронированием и неплохим вооружением: пушкой и пулеметом. Тем не менее, экономическая ситуация в стране вынуждала австрийских военных тщательно относится к выбору новой техники. Именно из-за ограниченных финансовых возможностей австрийской армии проект ADAZ не пошел дальше создания конструкторской документации. В 1936 году комиссия военного ведомства Австрии рассмотрела предложение компании Austro-Daimler (Steyr-Daimler-Puch) и отклонила его.

ADG

Второй разработкой 1936 года стал проект ADG. Этот проект в некоторой мере являлся альтернативой ADAZ и был похож на него рядом основных черт. Бронеавтомобиль ADG должен был получить трехосное полноприводное шасси, противопульное бронирование и пулеметно-пушечное вооружение.

Шестиколесное шасси для бронеавтомобиля ADG разрабатывалось с широким использованием имеющихся наработок и технологий. Его предлагалось оснастить бензиновым двигателем, механической трансмиссией и односкатными пулестойкими колесами. Данные о предполагаемой силовой установке отсутствуют. Судя по имеющейся информации, броневик ADG мог получить бензиновый мотор мощностью 80-100 л.с. Для повышения проходимости бронеавтомобиль мог получить ролики под днищем и свободно вращающиеся запасные колеса, закрепленные с обеих сторон корпуса.

Бронированный корпус машины ADG предлагалось собирать из листов различной толщины. Как следует из имеющихся материалов, нижняя часть корпуса представляла собой короб сложной формы, состоящий из вертикальных листов. Листы верхней части корпуса, в свою очередь, должны были устанавливаться под углом к вертикали. Форма кормы бронекорпуса машины ADG заставляет вспомнить о проекте Фрица Хейгла M.25.

Корпус броневика ADG был условно разделен на два отсека: моторный в передней части и обитаемый, занимающий остальной внутренний объем корпуса. В передней части боевого отделения находились рабочие места механика-водителя и стрелка. Последний должен был получить 7,92-мм пулемет. Водитель и стрелок могли наблюдать за обстановкой через люки, закрывающиеся крышками со смотровыми щелями. На крыше корпуса предлагалось поместить крупную башню с рабочим местом командира, пулеметом и 20-мм пушкой. Садиться в машину и покидать ее экипаж должен был через две двери в бортах и люк в крыше башни. По некоторым данным, в состав экипажа броневика ADG могли быть включены второй механик-водитель и еще один стрелок. Второй пост управления и третий пулемет в таком случае должны были располагаться в корме корпуса.

Бронеавтомобиль ADG повторил судьбу другой машины, разработанной в 1936 году. Семитонный броневик новой модели не имел никаких преимуществ перед прямыми конкурентами, такими как ADAZ, ADKZ и ADGZ. По итогам сравнения проектов и испытаний нескольких опытных образцов лучшим бронеавтомобилем для австрийской армии был признан ADGZ. Броневик ADG пополнил список австрийской бронетехники, оставшейся на стадии разработки.

ADSK

В том же 1936 году компания Steyr-Daimler-Puch занялась, пожалуй, самым интересным своим проектом бронеавтомобиля. В отличие от предыдущих, новый броневик предлагался для выполнения патрульных, разведывательных и охранных задач. Учитывая такое предназначение, броневик, получивший название ADSK, можно признать одной из первых бронированных разведывательных машин.

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II
Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II


Специфика предполагаемых задач броневика ADSK определила основные черты его облика. Было решено делать максимально компактную и легкую машину, способную действовать в тылу противника. В связи с этим в качестве основы для перспективного броневика был взят легкий тягач Austro-Daimler ADZK. Эта машина могла перевозить до семи бойцов с вооружением или буксировать прицеп весом до 2 тонн. Шасси этой машины после некоторых доработок стало основой броневика ADSK.

Таким образом, перспективный разведывательный броневик получил четырехколесное полноприводное шасси с двигателем фирмы Steyr мощностью 65 л.с. Колеса с пулестойкими шинами оснащались листовыми рессорами. Интересной особенностью шасси машины ADZK и, как следствие, броневика ADSK была небольшая колесная база – всего 2 метра. Двухметровая база в сочетании с колеей 1410 мм определила выбор основы для компактного броневика.

На базовое шасси установили бронированный корпус оригинальной формы. С передних углов броневик защищался цельным лобовым листом толщиной 7 мм. Борта машины состояли из двух панелей такой же толщины, установленных под углом друг к другу. В кормовой части корпус резко сужался, образуя кожух двигателя характерной формы. В верхней части лобового листа были предусмотрены два люка для наблюдения, прикрываемые крышкам. Подобные люки также имелись на бортовых и кормовом листах. В нижнем листе левого борта имелась сравнительно крупная дверь для посадки и высадки.

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II


В рамках проекта ADSK были разработаны два варианта перспективного бронеавтомобиля. Друг от друга они отличались рядом особенностей. Так, в первом варианте экипаж машины должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место первого помещалось в передней части корпуса, командира поместили в поворотной башне на крыше. Необходимо отметить, ни один из построенных броневиков ADSK по ряду причин так и не получил башню. Из-за этого во время испытаний весь экипаж находился внутри корпуса. Второй вариант броневика имел два поста управления и поэтому в экипаж был включен второй водитель. Для удобного размещения второго водителя и двигателя пришлось заметно переработать бронированный корпус. Двигатель перенесли к левому борту, а на кормовом листе брони установили жалюзи радиатора.

В 1937 году компания Steyr-Daimler-Puch начала строительство шести прототипов броневика ADSK в двух версиях. Во время испытаний броневики обеих версий на шоссе развивали скорость до 75 км/ч. При этом машины получились сравнительно легкими и компактными. Боевая масса не превышала 3200 кг. Общая длина броневика ADSK равнялась 3,7 метра, ширина – 1,67 м, высота – не более 1,6 м. Даже после установки башни новая австрийская бронемашина могла сохранить небольшую высоту.

По результатам испытаний австрийская армия в 1937 году заказала строительство установочной партии из пяти машин ADSK. В ходе испытаний заказчик определил некоторые дополнительные требования, которые требовалось учесть при подготовке производства первой партии броневиков. Самые заметные изменения претерпела форма лобовой части корпуса. Вместо единого лобового листа машину ADSK оснастили конструкцией из трех листов. На стыке верхнего и среднего, у правого борта, предусмотрели шаровую установку для пулемета.

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II

Австрийские бронеавтомобили межвоенного периода. Часть II


К весне 1938 года компания Steyr-Daimler-Puch не успела сдать заказчику ни одного броневика ADSK. После аншлюса австрийская бронетехника досталась германским военным. Те не стали достраивать установочную партию броневиков, но приняли в эксплуатацию машины-прототипы. В течение нескольких лет они ограниченно использовались в качестве полицейской техники.

***

Австрийская оборонная промышленность за 10-12 лет успела разработать и воплотить в жизнь несколько проектов перспективных бронеавтомобилей. Начав с проекта Heigl Panzerauto M.25, австрийские конструкторы смогли пройти путь от пулеметных броневиков на основе шасси коммерческих грузовиков до разработанных с нуля машин, вооруженных не только пулеметами, но и пушками. Нетрудно заметить, что к середине тридцатых годов компании Austro-Daimler, занимавшейся созданием австрийских броневиков, удалось достичь определенных успехов в этой области.

Однако потенциал броневиков Австрии не был раскрыт полностью. Сначала этому мешали экономические проблемы страны, а затем в дело вмешалась большая политика. Присоединение Австрии к Германии фактически поставило крест на собственных разработках военной техники. Заказ СС на поставку 25 броневиков ADGZ стал первым и последним контрактом подобного рода. Германия располагала большим количеством типов собственной техники и поэтому не нуждалась в австрийской. Наконец, по окончании Второй мировой войны европейские страны начали отказываться от бронеавтомобилей, заменяя их бронетехникой других типов. Австрия не стала исключением и более не разрабатывала новые броневики.


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://ost-front.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://kfzderwehrmacht.de/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. bask 21 января 2014 16:27
    Отличная статья.
    ADSK-это уже практически современная БРДМ 2.Или её американский аналог Командо1117.
    Я думаю после ВОВ,эти австрийские разработки не о стались без внимания.
    bask

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня