Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou

Американскими войсками на острове Лусон во время Второй мировой было захвачено восемь довольно интересных по своей конфигурации машин. Это были бронированные инженерные машины Soukou Sagyou вооруженные двумя огнеметами и пулеметом «Тип 97» калибра 7,7 мм. Американцами не было зарегистрировано случаев использования японцами установленных на транспортных средствах огнеметов против их войск. Все захваченные машины были найдены закопанными или замаскированными в лесистой местности. При ближайшем рассмотрении транспортных средств выяснилось, что корпус был изготовлен в 1939 году, однако внутренние части (двигатель, огнеметы) были созданы несколько позже — в 1940-1941 годах. Это означает, что транспортное средство изначально создавалось для других целей, но позднее было переоборудовано в мобильный бронированный огнемет.

Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou


Японская армия, готовясь к войне с Советским Союзом, заказала разработку специализированной машины, которую предполагалось использовать для разрушения оборонительных позиций у границы с Манчжурией. Японцы, как это часто бывает, к такому вопросу отнеслись нетрадиционно и добавили еще несколько полезных, на их взгляд, функций. В частности предполагалось, что будущую машину будут использовать для рытья траншей, разминирования местности, разрушения проволочных заграждений, дезинфекции и рассеивании ядовитых газов, а также использоваться в качестве крана, мостоукладчика и огнеметного танка. Таким образом, должна была получиться самая многофункциональная инженерная машина.


В некоторых источниках указывается, что базой для машин типа SS послужила конструкция танка «Тип 89». Однако конструкция шасси бронированной инженерной машины Soukou Sagyou лишь имела сходство с шасси данного танка. Восемь опорных катков ходовой части блокировались на тележках попарно. Тележки крепились к концам полуэллиптических рессор. Направляющие колеса размещались спереди, сзади — ведущие колеса зубового зацепления. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя верхними роликами с каждого борта. Гусеница одногребневая, мелкозвенчатая, состояла из стальных траков.

Машины Soukou Sagyou первой серии получили корпус, который практически полностью заимствовали от более современного «Тип 94», с развитыми над гусеничными нишами и характерной высокой лобовой частью. Правда, в конструкции корпуса имелись некоторые изменения. В лобовом листе была выполнена двухстворчатая дверь, а также закреплялся пулемет (в карданной опоре). На крыше был установлен неподвижный командирский купол. В куполе был смонтирован смотровой прибор.

Soukou Sagyou оснащалась откидным плужным тралом, а также буксирным приспособлением. Забор мощности на лебедочные механизмы осуществлялся от двигателя. Раскладной колейный мост возился на крыше, подача осуществлялась при помощи роликового устройства.

Поскольку машины Soukou Sagyou в прямых боевых столкновениях использовать не предполагалось, толщину бронелистов решили уменьшить. Наибольшую толщину имел лоб корпуса — 28 мм, борта корпуса и корма — по 13 мм, днища и крыши — по 6 мм. В качестве основы силовой установки послужил дизельный 6-цилиндровый рядный двигатель Mitsubishi, мощность которого при 1800 об./мин составляла 145 л.с. Данная силовая установка позволяла инженерной машине развивать на трассе скорость до 37 км/ч.

Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou


Прототип, поступивший в 1931 году на испытания, получился громоздким. Наиболее эффективными из всех функций оказались только инженерные. Впрочем, японцы несколько усилили состав вооружения — теперь оно состояло из двух пулеметов «Тип 97» калибра 7,7 мм и 2-3 огнеметов.

Один из пулеметов размещался в верхней части лобового бронелиста по центру. Другой пулемет размещался в аналогичном креплении на левой стороне корпуса. Оба пулемета имеют горизонтальный угол обстрела по 10 градусов в обе стороны, вертикальный угол обстрела — от –5 до +10 градусов. Хотя эти пулеметы давали возможность вести огонь со скоростью 500-700 выстрелов в минуту, они не имели широкого поля обстрела.

Два огнемета неустановленного типа монтировались в корпусе — один в лобовой броне справа от пулемета, а другой справа в заднем бронелисте. Некоторые машины данного типа вооружались третьим огнеметом, расположенным на левой стороне корпуса по направлению вперед. На другой машине имелись крепления для пяти огнеметов, один спереди и по два с каждого борта. В обоих типах огнеметы устанавливались в гибких креплениях, как и пулеметы. На одном из захваченных американцами SS объем баков для топлива огнеметов составлял 504 литра.

Воспламенение производилось электрическим током, вероятно, поступающим из генератора двигателя. По мнению экспертов, зона поражения огнемета составляла 30-45 метров.

После некоторых раздумий армия подписала договор на поставку небольшой партии машин, которые получили обозначение SS-Ki. Первые четыре инженерные машины Soukou Sagyou поступили в распоряжение Первой смешанной танковой бригады, которая была отправлена в Китай. 28 июля 1937 года в битве под Пекином данные машины использовались как огнеметные танки, но в дальнейшем в открытых боях они не участвовали, а служили исключительно для инженерных целей. Позднее Soukou Sagyou в составе инженерного полка отправили на советско-манчжурскую границу. Так как применение данных инженерных машин в целом признали успешным, армия выразила заинтересованность в покупке более крупной партии машин.

Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou


Всего в период с 1931 по 1943 годы тремя сериями было изготовлено 98 машин типа «SS». Инженерная машина выпускалась в шести модификациях:
SS-Ki — основная модификация;
SS Kou Gata — имела модифицированную ходовую часть (с каждого борта введено 4 поддерживающих катка);
SS Otsu Gata — мостоукладчик, имеющий модифицированную ходовую часть (введены новые ведущие и направляющие колеса, с каждого борта по три поддерживающих ролика);
SS Hei Gata — траншеекопатель с навесными бронеэкранами и ходовой частью от Otsu Gata;
SS Tei Gata — инженерная бронемашина (ходовая часть от Otsu Gata);
SS Bo Gata — мостоукладчик на основе базовой модификации.

Несколько десятков SS в декабре 1941 года было переброшено на Филиппины, где они использовались в составе Второго танкового полка (главным образом в качестве мостоукладчиков) вплоть до окончания войны. К сожалению, более подробных данных об их боевом применении нет.

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса — 13000 кг.
Экипаж — 5 человек.
Длина — 4865 мм.
Ширина — 2520 мм.
Высота — 2088 мм.
Клиренс — 400 мм.
Вооружение — пулемет калибра 7,7 мм (дополнительно устанавливалось до 3 огнеметов).
Приборы прицеливания — пулеметные оптические прицелы.
Бронирование:
Лоб корпуса — 28 мм.
Борт и корма корпуса — 13 мм.
Крыша и днище — 8 мм.
Двигатель — Mitsubishi, дизельный, мощность при 1800 об./мин — 145 л.с.
Трансмиссия — механическая.
Ходовая часть (на один борт) — переднее направляющее колесо, 8 опорных катков (сблокированы в четыре тележки попарно), 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо, гусеница мелкозвенчатая со стальными траками.
Скорость по дороге — 37 км/ч.
Запас хода — 150 км.

Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou


Подготовлено по материалам:
www.aviarmor.net
www.lonesentry.com
shushpanzer-ru.livejournal.com
strangernn.livejournal.com
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Landwarrior 21 января 2014 10:39
    Интересная "кракозябра" laughing Впрочем, в те годы все с танками экспериментировали lol
  2. Иван Тарасов 21 января 2014 17:38
    Указанная скорость явно завышена, при такой нагрузке на мощность, реальнее предположить на уровне 25 км/ч.
  3. странник_032 21 января 2014 19:08
    Подвинутая машина по тем временам,не у каждой армии в то время такие были.
    странник_032
  4. Умник 22 января 2014 07:31
    Могла бы еще грядки окучивать вообще цены бы ей небыло
  5. казак волгский 4 июня 2015 10:03
    многофунционально.интересная машина.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня