Военное обозрение

Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou

4
Американскими войсками на острове Лусон во время Второй мировой было захвачено восемь довольно интересных по своей конфигурации машин. Это были бронированные инженерные машины Soukou Sagyou вооруженные двумя огнеметами и пулеметом «Тип 97» калибра 7,7 мм. Американцами не было зарегистрировано случаев использования японцами установленных на транспортных средствах огнеметов против их войск. Все захваченные машины были найдены закопанными или замаскированными в лесистой местности. При ближайшем рассмотрении транспортных средств выяснилось, что корпус был изготовлен в 1939 году, однако внутренние части (двигатель, огнеметы) были созданы несколько позже — в 1940-1941 годах. Это означает, что транспортное средство изначально создавалось для других целей, но позднее было переоборудовано в мобильный бронированный огнемет.


Бронированная инженерная машина Soukou Sagyou


Японская армия, готовясь к войне с Советским Союзом, заказала разработку специализированной машины, которую предполагалось использовать для разрушения оборонительных позиций у границы с Манчжурией. Японцы, как это часто бывает, к такому вопросу отнеслись нетрадиционно и добавили еще несколько полезных, на их взгляд, функций. В частности предполагалось, что будущую машину будут использовать для рытья траншей, разминирования местности, разрушения проволочных заграждений, дезинфекции и рассеивании ядовитых газов, а также использоваться в качестве крана, мостоукладчика и огнеметного танка. Таким образом, должна была получиться самая многофункциональная инженерная машина.

В некоторых источниках указывается, что базой для машин типа SS послужила конструкция танка «Тип 89». Однако конструкция шасси бронированной инженерной машины Soukou Sagyou лишь имела сходство с шасси данного танка. Восемь опорных катков ходовой части блокировались на тележках попарно. Тележки крепились к концам полуэллиптических рессор. Направляющие колеса размещались спереди, сзади — ведущие колеса зубового зацепления. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя верхними роликами с каждого борта. Гусеница одногребневая, мелкозвенчатая, состояла из стальных траков.

Машины Soukou Sagyou первой серии получили корпус, который практически полностью заимствовали от более современного «Тип 94», с развитыми над гусеничными нишами и характерной высокой лобовой частью. Правда, в конструкции корпуса имелись некоторые изменения. В лобовом листе была выполнена двухстворчатая дверь, а также закреплялся пулемет (в карданной опоре). На крыше был установлен неподвижный командирский купол. В куполе был смонтирован смотровой прибор.

Soukou Sagyou оснащалась откидным плужным тралом, а также буксирным приспособлением. Забор мощности на лебедочные механизмы осуществлялся от двигателя. Раскладной колейный мост возился на крыше, подача осуществлялась при помощи роликового устройства.

Поскольку машины Soukou Sagyou в прямых боевых столкновениях использовать не предполагалось, толщину бронелистов решили уменьшить. Наибольшую толщину имел лоб корпуса — 28 мм, борта корпуса и корма — по 13 мм, днища и крыши — по 6 мм. В качестве основы силовой установки послужил дизельный 6-цилиндровый рядный двигатель Mitsubishi, мощность которого при 1800 об./мин составляла 145 л.с. Данная силовая установка позволяла инженерной машине развивать на трассе скорость до 37 км/ч.



Прототип, поступивший в 1931 году на испытания, получился громоздким. Наиболее эффективными из всех функций оказались только инженерные. Впрочем, японцы несколько усилили состав вооружения — теперь оно состояло из двух пулеметов «Тип 97» калибра 7,7 мм и 2-3 огнеметов.

Один из пулеметов размещался в верхней части лобового бронелиста по центру. Другой пулемет размещался в аналогичном креплении на левой стороне корпуса. Оба пулемета имеют горизонтальный угол обстрела по 10 градусов в обе стороны, вертикальный угол обстрела — от –5 до +10 градусов. Хотя эти пулеметы давали возможность вести огонь со скоростью 500-700 выстрелов в минуту, они не имели широкого поля обстрела.

Два огнемета неустановленного типа монтировались в корпусе — один в лобовой броне справа от пулемета, а другой справа в заднем бронелисте. Некоторые машины данного типа вооружались третьим огнеметом, расположенным на левой стороне корпуса по направлению вперед. На другой машине имелись крепления для пяти огнеметов, один спереди и по два с каждого борта. В обоих типах огнеметы устанавливались в гибких креплениях, как и пулеметы. На одном из захваченных американцами SS объем баков для топлива огнеметов составлял 504 литра.

Воспламенение производилось электрическим током, вероятно, поступающим из генератора двигателя. По мнению экспертов, зона поражения огнемета составляла 30-45 метров.

После некоторых раздумий армия подписала договор на поставку небольшой партии машин, которые получили обозначение SS-Ki. Первые четыре инженерные машины Soukou Sagyou поступили в распоряжение Первой смешанной танковой бригады, которая была отправлена в Китай. 28 июля 1937 года в битве под Пекином данные машины использовались как огнеметные танки, но в дальнейшем в открытых боях они не участвовали, а служили исключительно для инженерных целей. Позднее Soukou Sagyou в составе инженерного полка отправили на советско-манчжурскую границу. Так как применение данных инженерных машин в целом признали успешным, армия выразила заинтересованность в покупке более крупной партии машин.



Всего в период с 1931 по 1943 годы тремя сериями было изготовлено 98 машин типа «SS». Инженерная машина выпускалась в шести модификациях:
SS-Ki — основная модификация;
SS Kou Gata — имела модифицированную ходовую часть (с каждого борта введено 4 поддерживающих катка);
SS Otsu Gata — мостоукладчик, имеющий модифицированную ходовую часть (введены новые ведущие и направляющие колеса, с каждого борта по три поддерживающих ролика);
SS Hei Gata — траншеекопатель с навесными бронеэкранами и ходовой частью от Otsu Gata;
SS Tei Gata — инженерная бронемашина (ходовая часть от Otsu Gata);
SS Bo Gata — мостоукладчик на основе базовой модификации.

Несколько десятков SS в декабре 1941 года было переброшено на Филиппины, где они использовались в составе Второго танкового полка (главным образом в качестве мостоукладчиков) вплоть до окончания войны. К сожалению, более подробных данных об их боевом применении нет.

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса — 13000 кг.
Экипаж — 5 человек.
Длина — 4865 мм.
Ширина — 2520 мм.
Высота — 2088 мм.
Клиренс — 400 мм.
Вооружение — пулемет калибра 7,7 мм (дополнительно устанавливалось до 3 огнеметов).
Приборы прицеливания — пулеметные оптические прицелы.
Бронирование:
Лоб корпуса — 28 мм.
Борт и корма корпуса — 13 мм.
Крыша и днище — 8 мм.
Двигатель — Mitsubishi, дизельный, мощность при 1800 об./мин — 145 л.с.
Трансмиссия — механическая.
Ходовая часть (на один борт) — переднее направляющее колесо, 8 опорных катков (сблокированы в четыре тележки попарно), 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо, гусеница мелкозвенчатая со стальными траками.
Скорость по дороге — 37 км/ч.
Запас хода — 150 км.



Подготовлено по материалам:
www.aviarmor.net
www.lonesentry.com
shushpanzer-ru.livejournal.com
strangernn.livejournal.com
Автор:
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Landwarrior
    Landwarrior 21 января 2014 10:39
    +2
    Интересная "кракозябра" laughing Впрочем, в те годы все с танками экспериментировали lol
  2. Иван Тарасов
    Иван Тарасов 21 января 2014 17:38
    +1
    Указанная скорость явно завышена, при такой нагрузке на мощность, реальнее предположить на уровне 25 км/ч.
  3. странник_032
    странник_032 21 января 2014 19:08
    +3
    Подвинутая машина по тем временам,не у каждой армии в то время такие были.
  4. Умник
    Умник 22 января 2014 07:31
    +1
    Могла бы еще грядки окучивать вообще цены бы ей небыло
  5. казак волгский
    казак волгский 4 июня 2015 10:03
    0
    многофунционально.интересная машина.