Время варить броню! Когда год назад мы рассказали об опытном броневике Горец-К для внутренних войск МВД, его создатели пообещали: «Вы первыми после нас и заказчиков увидите следующую модель». И сдержали свое слово: мы познакомились с новейшим Федералом-М на базе Урала, а заодно c его конкурентом Урал-ВВ и другими интересными броневиками, которые появились в нашей стране.

Броневахтовки

«Говоришь на шлагбауме: «На бронировку» — и тебе выписывают пропуск на производство», — напутствовали меня представители московского «Института спецтехники» (это оборонное подразделение предприятия Техника, которое выпускает бронеавтомобили).


Кто бы мог подумать, что в десятке километров от Кремля делают новейшую технику для оборонки! Ходят деловитые сварщики, летят искры из-под «болгарок», за стеной корпят над чертежами конструкторы...

У ворот производственного корпуса — только что построенный и рассекреченный Урал Федерал-М, типичный представитель «броневахтовок»: так можно назвать новые машины на базе грузовиков (либо с «грузовыми» агрегатами) для перевозки бойцов.

В нашей стране нечто подобное уже существовало много лет назад: вспомните, скажем, БТР-152 на агрегатах ЗИС-151! Эти динозавры еще служат во многих странах, от Афганистана до Эфиопии...

Затем роль «перевозчиков пехоты» долгое время выполняли традиционные бронетранспортеры, пока опыт локальных войн не показал, что нужен другой транспорт: более удобный и просторный, с «автомобильным» ресурсом и хорошей обзорностью, защищенный не только от пуль, но и от подрыва (подобные машины обозначают американской аббревиатурой MRAP).

Кстати, БТР могут двигаться по дорогам общего пользования только с сопровождением, а потому об их участии в спецоперациях, равно как и о маршрутах следования, становится известно заранее — и операция теряет эффект внезапности.

Существует два основных типа «броневахтовок» — армейские и полицейские. Армейские варианты (такие, как Тайфуны, созданные КАМАЗом и Уралом) защищают даже от крупнокалиберного пулемета, но тяжелы, созданы на оригинальных шасси, плохо приспособлены для движения в обычном транспортном потоке, а главное, невероятно дороги: цена доходит до миллиона евро!

А вот МВД в горячих точках нужны другие MRAP, не столь мощно защищенные, зато недорогие, удобные в обслуживании и максимально приближенные по характеристикам к автомобилям, — потому-то их и делают на шасси серийных грузовиков.

Наследники «покемонов»


Колонна Уралов Федерал идет на юг: в этом году сделано около 60 машин


Во время недавней поездки на Газели Next в Воронеж мы встретили колонну новеньких Уралов Федерал — обычных Уралов 6х6, но с бронезащитой кабины и «бронебудкой» в кузове. Судя по всему, это машины из недавнего госзаказа МВД на 50 пулезащищенных Уралов (по 5,34 млн рублей за машину) и еще пять взрывозащищенных (по 7,87 млн рублей за штуку).


Федерал-М в процессе постройки. Хорошо видно, что кузов представляет собой цельную «капсулу». Носовое оперение — еще от серийной машины




«Передайте водителю за проезд!» Пассажирский отсек Федерала-М объединен с кабиной, над головами — кондиционер


Всего на Кавказ с начала двухтысячных поставлены сотни броне-Уралов, и бойцы зовут их покемонами — возможно, потому что мультяшное словечко «pockemon» расшифровывается как «pocket monster», «карманный монстр». Несмотря на простоту, «покемоны» (сейчас их выпускает упомянутый «Институт спецтехники») отлично справляются со своими функциями, причем доходит до забавных случаев. Во время недавнего футбольного матча в Назрани болельщики-ингуши подрались с не менее горячими осетинами и, чтобы разрядить ситуацию, полиция вывезла осетин со стадиона на «покемоне» — видимо, набив их туда, как селедок в бочку...


Бронекапсула изнутри: вид после сварки



В кузове — «антиперегрузочные» сиденья и антиосколочная обшивка стен и потолка


Но Федералы даже во взрывозащищенном варианте — неидеальное решение. Серийную кабину невозможно полноценно бронировать от подрыва, бойцы в кузове отделены от водителя и командира в кабине и не видят обстановку впереди машины, интерьер «бронебудки» примитивен. Сами омоновцы жалуются, что крыши «бронебудок» обычных Федералов протекают в дождь, а из высоченного кузова неудобно выпрыгивать.


Кузов имеет U-образное днище, отражающее взрывную волну



С точки зрения водителя — почти обычный Урал


Год назад мы уже рассказывали о проекте Звездочет — макетном образце будущего Федерала-М, — но на той машине с огромным «носом» из бронестали лишь отрабатывались возможные решения.

И вот теперь перед вами уже второй по счету серийный Федерал-М на шасси самосвала-вездехода Урал-55571 (экземпляр №1, который отправился на испытания во внутренние войска МВД, построен на шасси Урал-4320). Сделан он «весомо, грубо, зримо», но главное в другом!


Этот Федерал-М построен на шасси внедорожного самосвала Урал-55571. Обратите внимание на удобные ступени под кузовом и кабиной


Цельносварной кузов-капсула — однообъемный. А поскольку бронекапот короткий и скошенный, окна кабины большие и стойки лобового стекла неширокие, обзорность отличная что по сторонам, что вперед. Доступ к мотору удобен: взобрался на бампер, открыл тяжелые створки — и двигатель как на ладони. Влезать в кабину и вылезать из нее тоже очень удобно, поскольку по бортам сделаны широкие и длинные ступени. Конструкторская находка!


На водительском месте — отличная обзорность, бойница... И забавный синий вентилятор


Мне вручили целую связку ключей: вот этот, наверное, от водительской двери... Двери толстенные, аж 8 см по торцу, а толщина броневого листа — 6,5 мм. «Калашниковские» пули с термоупрочненным сердечником не возьмут (пятый класс защиты по ГОСТу), а по заказу можно защитить и по шестому классу, от снайперской винтовки. Защита от подрыва — либо от взрыва трех килограммов тротила (у данного экземпляра), либо — семи килограммов (у экземпляра №1).


Вход удобный: даже бак не сильно мешает



Под крышкой — заправочная горловина



Задний вход очень широкий, лестница выдвигается вручную


Продолжаю перебирать ключи: какой из них от замка зажигания? Не пора ли создателям Уралов и спецтехники на их базе переходить на ключи только двух видов: «от замка зажигания» и «от всего остального»? И эргономика водительского места сурова: руль не регулируется, педаль газа стоит почти вертикально.

Специфики обстановке добавляет «пухлая» камуфляжная обивка по всем бортам и крыше, которая на самом деле не обивка, а АОЗ, антиосколочная защита. С одной стороны, она бережет от осколков и рикошета шальных пуль, с другой стороны, служит термо- и шумоизоляцией. Даже люки в крыше закрыты АОЗ на липучках. «Наша задача — не оставить ни одного участка незакрытым», — комментируют конструкторы. Правда, под люками ткань провисает. И не потеряют ли липучки свою «цепкость» со временем?

Под ногами передних седоков — специальные «противоперегрузочные» помос_ты: они уменьшают действие ударной волны на ноги при взрыве под машиной. Водительское кресло, как и все остальные, — не обычное, а тоже «противоперегрузочное», у патентованных сидений в салоне — обязательные подножки.

Смущает только то, что бойцы сидят затылками аккурат к бронестеклам. А нападающие стреляют в первую очередь по окнам! Может, лучше разместить окна и сиденья в шахматном порядке?

Нужный ключ наконец подобран — и под бронекапотом начинает рокотать старый добрый ЯМЗ-236. У машины на снимках он отвечает экологическим нормам Euro 0... Что вполне устраивает африканских спецназовцев: броневик построен по заказу одной из стран Северной Африки. Но, повторим, первый экземпляр уже проходит испытания во внутренних войсках МВД, а при мне в цеху готовилась машина №3, тоже для ВВ МВД.

Кстати, внутренним войскам будет из чего выбирать: у этой модели существует конкурент-одноклассник — тоже на базе Урала!


Если поднять бронестворки капота...



...видна просторная «пещера» с мотором ЯМЗ-236


Урал с приставкой «ВВ»

Если Федерал-М создан «Институтом спецтехники» (но при поддержке завода Урал), то Урал-ВВ — разработка самого Уральского автозавода, а бронекузов для него сделан в московском НИИ стали.


Урал-ВВ спроектирован самим УралАЗом, а кузов для него делал НИИ стали


Шасси — Урал-4320 с новым рядным двигателем ЯМЗ-536, облик, в отличие от агрессивно-угловатого «поросенка» Федерал-М, традиционно ураловский и даже элегантный: «По улице ходила большая крокодила». Интерьер кабины тоже элегантнее, поскольку передняя панель унифицирована с армейским Тайфуном, а у передних дверей — пластиковая обшивка.

Бронирование не равномерное, а дифференцированное («лоб» и окна защищены мощнее, по шестому классу Г­ОСТа, мотоотсек — по третьему классу). Но защита от подрыва слабее, нежели у Федерала-М (заявлены два килограмма взрывчатки).


Боковые двери открываются в разные стороны



Сзади — перегородка, сужающая вход


В конструкции есть необычные решения — запаска с лебедкой сбоку (у Федерала-М запасное колесо будет крепиться сзади) и задняя лестница, откидывающаяся при помощи мощного пневмоцилиндра (ее можно разложить-сложить и вручную). Под двигателем и коробкой передач — стальная защита, которой нет у Федерала-М: по словам уральских конструкторов, она защищает от осколков, что проверено на опыте вой­ны в Чечне.

Но, будь наша воля, мы бы объединили стильный облик Урала-ВВ с простыми и надежными решениями Федерала-М! Знаете почему?


Часть сидений стоит «лицом к лицу», часть — «спиной к спине»: возможны обе компоновки



Забираться в кабину трудно: ступени расположены неудачно


Капот Урала-ВВ — декоративный, стеклопластиковый: «нос» таких размеров ограничивает обзорность, а стеклопластик сложно ремонтировать. Сам двигатель заключен в «саркофаг» из бронепанелей на болтах.

— Боец, проверь уровень масла в двигателе!

— Не могу, товарищ лейтенант, ключ 10 на 12 забыл.

И не будет ли перегреваться мотор?

Цельное лобовое бронестекло такого класса, по подсчетам специалистов, весит около 350 кг. Значит, его замена возможна только в заводских условиях! Дворники с верхним креплением плохи в зимней эксплуатации: будут нагребать снег под козырек.


Передняя панель в кабине — пластиковая, оригинальная, как у Уралов Тайфун. И на передних дверях пластиковая обшивка



Бойницы — за головами седоков: чтобы открыть их, надо поднять подголовники


То, что вход в кабину крайне неудобен (мне пришлось так раскорячиться!), — полбеды. Но поскольку боковая дверь салона открывается «против хода», есть опасность, что при обстреле спереди, будучи даже приоткрытой, она будет служить «пулеуловителем». А если пуля залетит в салон, она начнет там «гулять»: хотя представители УралАЗа уверяют, что под декоративной обивкой проложена антиосколочная защита (и то не везде), мы сомневаемся в этом. Такой защитой должен быть обтянут весь салон, причем она должна отстоять от стен на расстояние длины сердечника пули. Пластиковая обшивка дверей кабины, по словам специалистов-бронировщиков, и вовсе недопустима: при возможном пробитии брони пластик колется на мелкие острые осколки, которые впиваются в лицо и глаза.


Капот — стеклопластиковый, декоративный...



...а под ним — мотор в «саркофаге» из брони



Лестницу откидывает-поднимает пневмоцилиндр, хотя это можно сделать и вручную. Откроют ли бойцы двери изнутри, если пневмоцилиндр откажет?


Вертикальная стойка в заднем дверном проеме будет мешать входу-выходу (и носилки через нее не занесешь), а главное, ослабляет противоминные свойства кузова, который должен «играть» при взрыве.

Кресла в салоне — не «антиперегрузочные»: у них как минимум нет подножек. И хотя доступ к бойницам тут удобнее, чем у Федерала-М (там надо снимать спинку на липучках, а здесь достаточно откинуть подголовник), бойниц в салоне лишь девять, хотя посадочных мест 13. Четверо бойцов будут сидеть «в запасе»?

Кстати, создатели Урала-ВВ установили часть кресел «спиной к спине», демонстрируя возможности альтернативной посадки — вот только, по словам специалистов, это приемлемо лишь для «дозорно-патрульных» машин, причем невзрывозащищенных.

А у транспортных «броневахтовок» экипаж должен сидеть спинами к стенам — это удобно психологически (бойцы общаются), делает салон просторным (позволяет положить раненых, груз и т.д.) и, опять же, дает кузову «играть» при подрыве (поскольку в нем нет вертикальных распорок). Наконец, запаска справа за кабиной неудобна при замене (ее придется снимать со стороны дороги) и уязвима при обстреле машины.

А еще у нас создалось впечатление, что сами ураловцы толком не знают массу Урала-ВВ! На шильдике, приваренном к кузову, выбито «17500 кг», на сопроводительной табличке, которая стояла перед машиной, было написано «снаряженная масса 15300 кг, полная масса 18300 кг», в рекламной листовке — «полная масса 16500 кг». Так сколько же на самом деле?

Так что, хотя УралАЗ предполагает в следующем году выпустить десять таких машин для внутренних войск, конструкцию еще надо доводить до ума, испытывать, сертифицировать...

И выиграть тендер МВД, что справедливо и для Федерала-М. Кстати, он стоит от 8 до 8,6 млн рублей, а вот Урал-ВВ дороже — 10 млн рублей.


Вид сзади с откинутой лестницей


«Полис дю Франс»

Оборонное подразделение Iveco бесславно упустило российский рынок: слишком скандальной вышла история с броневиками Iveco Рысь (кстати, уже снятыми с вооружения).

Зато теперь на сцену вышла французская компания Renault Trucks Defence: правда, поначалу французы слабо представляли, что нужно нашим силовым структурам, и на прошлогоднюю московскую выставку полицейской техники Интерполитех-2012 привезли открытый пикап и обычный внедорожник. В ответ на вопрос: «Почему они небронированные?» — представители компании разводили руками: «Так это же не армейская, а полицейская выставка!»


Renault MIDS — бронированный «фургон» для доставки полицейских к местам беспорядков


Зато теперь в экспозиции Интерполитеха-2013 стояли сразу три французских броневика. Большой — Renault MIDS (Midlum Security) для перевозки полицейского наряда, аналог наших омоновских Уралов и КАМАЗов. В отличие от них, MIDS бронирован: по всему периметру — защита уровня B6 (от пуль натовских винтовок и автоматов), cпереди — отвал для отталкивания толпы или разгребания завалов, на лобовое стекло при помощи гидроцилиндров опускается бронещит с прорезями. Полицейские сидят спиной к спине в просторном фургоне, объединенном с кузовом. Грамотно!

Только зачем такой бронефургон нашей полиции? У нас на футбольных матчах и митингах толпа не стреляет, а кидает палки и бутылки. На Кавказе, наоборот, стреляют «калашниковскими» пулями с термоупрочненным сердечником, на которые MIDS не рассчитан, да и клиренс у него «паркетный».


В «бронефургоне» MIDS (вверху) полицейские сидят «спина к спине»



Интерьер броневичка Pahnard PVP (внизу) убогий, и обзорность ужасная


Вторая машина — компактный и угловатый Panhard PVP. Он короче нашего Тигра примерно на метр, но легче аж на две тонны, под капотом — 160-сильный турбодизель Iveco. Французы явно завышают возможности машины: в то, что она способна защитить от бронебойно-зажигательных пуль «калаша» (второй уровень STANAG), мы еще готовы поверить, но то, что этот бронекарапуз выдержит подрыв шестью килограммами взрывчатки — нереально! Такой заряд как минимум отшвырнет и перевернет машину... Дизайн топорный, а салон тесный и «голый», вообще без обивки (каково здесь зимой?). И обзорность через зеркала ужасная (я проверил это, сев на место водителя): похоже, Panhard просто не пройдет у нас сертификацию, а наш Тигр по сравнению с ним — верх простора и комфорта!


Бронировщик Астейс из Набережных Челнов собирается начать производство трехместных амфибий Pahnard VBL



Макетный образец БМП Атом совместного проекта Renault Trucks Defence Уралвагонзавода


А что делал на стенде Внутренних войск МВД маленький броневичок Panhard VBL? Еще год назад мы рассказывали об этой трехместной амфибии, причем слабо бронированной: при первом классе защиты по евростандарту STANAG ее броню можно прострелить из «калаша».

Однако теперь заняться производством (именно производством, а не сборкой) VBL решил Астейс — «придворный» бронировщик КАМАЗа из Набережных Челнов. Там хотят локализовать конструкцию аж на 70%! Двигатель — древний Steyr M1, которым в свое время оснащали Газели (сейчас компанию Steyr купили китайцы), коробка передач — автоматическая Mercedes. При этом представители Астейса заявляют, что российский вариант будет стоить «никак не больше» 10—12 млн рублей. То есть трехместная «бронелягушка» обойдется в те же деньги, что и здоровенный 15-местный Урал-ВВ!


Угловатый броневичок Panhard PVP — нечто вроде «Тигра по-французски»


Впрочем, все это — верхушка айсберга, поскольку Renault Trucks Defence начал реализацию вместе с Уралвагонзаводом (который делает танки) куда более серьезного армейского проекта. Речь идет о БМП Атом: на шасси французского прародителя VBCI уральцы установили российский боевой модуль, проще говоря, башню с 57-мм пушкой. И защита мощная, с бронекерамикой. Но один из недостатков виден невооруженным глазом: в бою при таких габаритах Атом — отличная мишень для гранатометчика. А знаете, сколько стоит VBCI во Франции? Почти 3,5 млн евро!

Другой Dongfeng

Чего мы не ожидали — так это того, что свои броневики на Интерполитех-2013 привезут китайцы! Правда, обе машины стояли запертыми, и весь день, пока я ходил по выставке, на стенде не было ни одного представителя. Только разноцветные пластиковые тарелочки на пустом столе. Может, таков фэншуй для привлечения покупателей?

Судя по сопроводительным табличкам (хорошо хоть, они были), броневики называются Dongfeng Mengshi, и это нечто вроде «китайских Хаммеров». Длина около шести метров, высота — всего около двух метров, максимальная скорость — 120—130 км/ч. Смущает заявленная снаряженная масса: у двухосной машины — «менее 6,1 т», у трехосной — и вовсе 5,5 т. Наш Тигр, защищенный от «калаша», тяжелее! А от какого оружия защищен Dongfeng?


У этого броневика Dongfeng Mengshi — три оси. Но последняя ось — неведущая



Длина китайской «бронетаксы» Dongfeng Mengshi — 5,8 м, колесная база — ровно четыре метра, высота — меньше двух метров


О причинах появления этих машин в Москве мы догадываемся: недавно 22 внедорожника Dongfeng Mengshi (но небронированных) купило Министерство обороны Беларуси и машины даже участвуют в парадах. Но на российских парадах «китайцев» не будет. Никогда!

Тайфун и Тайфунята

Раз речь зашла об армии, перейдем к проекту российского Минобороны Тайфун: сейчас, через два года после показа опытных Уралов и КАМАЗов Тайфун, военные заказали у каждого из автозаводов по 30 экземпляров — видимо, чтобы никому не было обидно. Урал делает их совместно с НИИ стали, КАМАЗ — с Астейсом.


Новый Тайфун КАМАЗ-63969. На крыше — пулемет с дистанционным управлением. Но зачем машине такой стеклянный «бронеколпак»?



У серийного КАМАЗ-63968 Тайфун — укороченный кузов и бронеокошки в нем


На выставке Интерполитех от желающих посидеть в кабине камазовского Тайфуна (еще первого, опытного) не было отбоя! Забавно, конечно, видеть контраст между «высокими технологиями» наподобие жидкокристаллических экранов и древними камазовскими приборами перед водителем... Толщина броневого листа на торце двери — аж 2,4 см, бронестекол — почти 13 см, на пороге, на табличке с VIN, выбиты снаряженная масса (23000 кг) и полная (35000 кг). Ого!


Английский опытный броневик Lockheed Martin AVA-1 в 2008 году был создан вместе с израильской Plasan Sasa. Узнаете стеклянный «колпак»?


Но в серию пойдет укороченный и облегченный вариант (видимо, рассчитанный на меньшее количество бойцов): его снаряженная масса равна 18550 кг, полная — 22550 кг. А поскольку мощность камазовского двигателя осталась прежней, 450 л.с., динамика должна существенно улучшиться. Правда, специалистов смущает такая трехосная компоновка: при преодолении препятствия вся нагрузка будет приходиться на средний мост.

Тем временем в Челнах создали две более компактные машины из того же семейства. Одна, похожая на БТР (тем более что на турели завода Электромашина стоит дистанционно управляемый пулемет), называется КАМАЗ-63969: она рассчитана на 12 человек и, как и «большой брат», защищена от обстрела из крупнокалиберного пулемета и подрыва восемью килограммами тротила.

По информации из неофициальных источников, это совместная разработка с израильским «бронировщиком» Plasan Sasa: броня керамическая, а стоимость бронекомплекта, который израильтяне готовы поставлять КАМАЗу, — около полумиллиона евро.


Ох, тяжела дверь кабины Тайфуна!



Толщина бронелиста на двери Тайфуна — 24 мм


Необычный стеклянный «колпак» уже демонстрировался на опытном английском броневике Lockheed Martin, но зачем он боевой машине, по которой будут лупить из всех видов оружия? Несколько попаданий в этот «фонарь» — и если не пробитие, то отсутствие обзора обеспечено! И если попадание пули или осколка в стальную броню вызывает вмятину, то в керамическую — разрушение керамического элемента с последующей его заменой. После каждого боя машину придется отправлять в дорогущий ремонт?

И, наконец, самый новый автомобиль по прозвищу Тайфуненок — КАМАЗ-53949 с колесной формулой 4х4: это нечто вроде очень большого командирского джипа. По нашей информации, Тайфуненок оснащен двигателем Cummins, полная масса — 14 т. Вот только уж очень похожа машина на увеличенный в размерах итальянский Iveco LMV, который собирали на КАМАЗе: дизайнерам явно не хватило фантазии...


Интерьер кабины «большого» Тайфуна (опытный образец) с жидкокристаллическими мониторами. Справа от сиденья водителя виден селектор автоматической КПП Allison


***


Несколько лет назад, когда Соединенные Штаты воевали в Ираке и Афганистане, страны НАТО активно создавали «броневахтовки» MRAP — и выпустили их столько, что недавно пришлось заказывать чехлы аж на 8,3 млн долларов, чтобы укрыть 4500 машин, отправленных на консервацию.

А сейчас центром разработки новейших бронемоделей с полным правом можно назвать Россию! И это правильно: наши Минобороны и МВД должны быть отлично оснащены отечественной же техникой. Мы, в свою очередь, будем следить за новинками — и за развитием событий.


Самого маленького из новой гаммы Тайфунов, КАМАЗ-53949, создатели зовут Тайфуненком


Федерал-М


Урал-ВВ


Автор:
Федор Лапшин
Первоисточник:
http://trucks.autoreview.ru/
Использованы фотографии:
фото автора и компаний-производителей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти