Автоматическая безоткатная пушка MK 115 (Германия)

Одним из путей повышения боевой эффективности самолетов в годы Второй мировой войны было увеличение калибра ствольного вооружения. Своеобразным рекордсменом в этом отношении стал немецкий штурмовик Henschel Hs-129B-3, оснащенный пушкой BK7.5 калибра 75 мм. Однако увеличение калибра орудий соответствующим образом сказывалось на отдаче и предъявляло новые требования к прочности самолетов. Решением проблемы могла бы стать безоткатная артиллерия, однако ряд экспериментов с подобными системами (в частности, печально известные проекты советского конструктора Л. Курчевского) ставил под вопрос саму возможность создания такого оружия.

Автоматическая безоткатная пушка MK 115 (Германия)


В 1945 году, за несколько месяцев до поражения Германии, немецкая фирма Rheinmetall-Borsig разработала проект автоматической авиационной пушки MK 115 калибра 55 мм. В одном орудии предлагалось объединить все лучшие черты как традиционной, так и безоткатной артиллерии. Благодаря этому перспективная 55-мм пушка могла бы устанавливаться на некоторые существующие истребители. Использованная система снижения отдачи позволяла снизить требования к прочности силовых элементов базового самолета.


Автоматическая пушка MK 115 использовала газоотводную автоматику с запиранием затвора подвижным клином. В нижней части затвора был предусмотрен вырез, в который входил запирающий клин. Интересной особенностью этого орудия стало размещение возвратной пружины. Из-за необходимости размещения сопла газоотводной трубки на одной прямой с каналом ствола пружину пришлось сдвинуть вниз относительно оси затвора. Основные элементы автоматики тоже размещались ниже каморы и затвора.

Автоматическую пушку MK 115 легко отличить от прочего оружия этого класса по характерной газоотводной трубке. Один ее конец был совмещен с каморой ствола, а второй вывели в задней части пушки и установили на нем сопло. Габариты ствольной коробки сказались на форме трубки: она имела несколько изгибов.

На верхней поверхности каморы ствола имелось отверстие, через которое пороховые газы должны были попадать в основную газоотводную трубку с соплом на конце. На нижней поверхности предусмотрели отверстие второй трубки, связанной с газовым поршнем автоматики. Камора с отверстиями в стенках потребовала применения оригинального боеприпаса. Новый снаряд 55 x 175 мм получил сгорающую гильзу с латунным поддоном. Последний предназначался для жесткого соединения стенок гильзы с капсюлем.

Как ясно из имеющихся схем, работа автоматической пушки MK 115 должна была выглядеть следующим образом. При движении вперед под действием возвратной пружины затвор захватывает снаряд обоймы и досылает его в камору. Достигнув крайнего переднего положения, затвор при помощи специальных упоров двигает деталь, выполняющую функции газового поршня и тяги запорного клина, и фиксируется в таком положении. Далее следует воспламенение капсюля (по некоторым данным, новое орудие должно было использовать электрическую систему воспламенения) и выстрел. Пороховые газы разгоняют снаряд в нарезном стволе. Кроме того, после сгорания гильзы газы попадают в две газоотводные трубки. Поток газов, уходящий через основную трубку, должен вырываться через сопло и компенсировать часть отдачи. Второй поток уходит в нижнюю трубку, к газовому поршню. Поршень сложной формы освобождает запорный клин и дает толчок затвору. Освобожденный затвор уходит назад, возвращает несгоревший поддон снаряда в обойму, а затем под действием возвратной пружины снова подается вперед. Затвор захватывает новый снаряд и цикл повторяется.

Автоматическая безоткатная пушка MK 115 (Германия)


Пушка MK 115 получилась достаточно тяжелой и крупной. При весе порядка 180 кг она имела общую длину 3300 мм. Менее половины общей длины орудия приходилось на ствол длиной 24 калибра (1320 мм). Такие размеры и вес орудия без боекомплекта сильно сократили список самолетов, которые могли нести его. Габариты и масса пушки MK 115 могли компенсировать другие ее характеристики. Так, расчетная скорострельность доходила до 300 выстрелов в минуту, а начальная скорость снаряда, несмотря на сброс части пороховых газов, достигала 600 м/с. Наконец, применение безоткатной схемы позволило значительно снизить силу отдачи. По некоторым данным, по этому параметру 55-мм пушка MK 115 могла сравниться с немецкими орудиями калибра 37 мм.

Разработка пушки MK 115 закончилась в первых месяцах 1945 года. По понятным причинам, она не успела попасть на фронт. В некоторых источниках утверждается, что фирма «Рейнметалл-Борзиг» успела собрать один или даже несколько опытных образцов новой пушки, однако испытания так и не были завершены. Согласно другой информации, проект MK 115 остался на бумаге ввиду быстрого наступления войск антигитлеровской коалиции.

Вне зависимости от фактической стадии проекта MK 115 по состоянию на конец весны 1945 года, перспективная безоткатная автоматическая пушка так и не смогла оказать влияние на ход Второй мировой войны. Документация по проекту досталась союзникам. Совместное использование автоматики и безоткатных систем оказалось слишком сложным и поэтому дальнейшее развитие артиллерии, за исключением нескольких экспериментальных проектов, пошло по уже проторенным путям. В дальнейшем конструкторы создавали либо автоматические пушки отработанных схем, либо безоткатные орудия без автоматики.

Автоматическая безоткатная пушка MK 115 (Германия)


По материалам сайтов:
http://wehrmacht-history.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://luft46.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. Vadivak 24 января 2014 09:43
    По моему приоритет в установке безоткатных на самолеты был за СССР.

    Одним из первых истребителей, разработанных специально под динамореактивные пушки Л. В. Курчевского, стал И-12 (АНТ-23). Проектирование его началось 1 апреля 1929 г., а в ноябре 1930 г. ЦАГИ представил эскизный проект самолета. Были составлены технические требования на тяжелый истребитель, способный вести бой с воздушным противником на больших дальностях и высоте до 5000 м, вооруженный двумя АПК калибра 76,2 мм. Снаряды предполагалось начинять картечью. 5 ноября на заседании НТК рассмотрели несколько проектов нового самолета и окончательно утвердили его облик. Было решено строить двухбалочный одноместный цельнометаллический истребитель с двумя двигателями воздушного охлаждения "Юпитер" мощностью по 420 (525) л.с. и двухкилевым оперением. Внутри балок, выточенных из стальных труб диаметром 170мм, устанавливались пушки Курчевского.

    Другой вопрос, что все окончилось прекращением испытаний....
  2. Alex65 24 января 2014 09:48
    Спасибо за обзор,весьма интересно,, / в школе(ВУС) нам про неё не рассказывали/
  3. rubin6286 24 января 2014 10:41
    75 мм авиационная пушка устанавливалась во время Второй мировой войны на немецкий самолет-штурмовик Хеншель-129. Достаточно громоздкая и тяжелая. она затрудняла пилотирование на малых высотах и существенно снижала характеристики и без того весьма посредственного самолета. Чтобы попасть в движущуюся цель, нужно было пикировать на нее под углом примерно 35-40 градусов с высоты 2000м до 500м, затем открывать огонь и выходить из пике. Точность стрельбы была невелика, хотя применявшийся прицел считался одним из лучших в мире.Ствол орудия длительной эксплуатации не выдерживал,емкость магазина составляла 12 снарядов.Как правило, после израсходования магазина пушку на самолете полностью заменяли. "Хеншели" с 75мм пушкой неожиданно оказались эффективными в боях на советско-германском фронте весной 1944 года в Польше, при атаке танковых колонн не прикрытых зенитной артиллерией на марше, но таких самолетов было совсем немного и массового распространения эта модификация не получила.
    1. Гражданский 24 января 2014 12:31
      Можно даже цикл статей знатокам сделать, артиллерия авиации
    2. yehat 24 января 2014 14:53
      у вас есть передергивание фактов. вовсе не пушка затрудняла пилотирование, а французские двигатели, которые были крайне ненадежны и глохли, в основном как раз при пикировании и желание сделать компактную хорошо бронированную кабину (она была очень тесной). После некоторой доработки вышла 2-й версия hs-129 (44г) с измененными двигателями, которая была немного надежнее.
      Рудель на своей Ju-87G доказал, что стрельба пушкой могла быть вполне эффективной.
      1. pavlo 24 января 2014 15:24
        Вот только не надо басни Руделя сюда приплетать-тот еще сказочник!Наши тожи на штурмовики ставили пушки-но отказались от этой затеи-попаданий процент был крайне низким-и это еще на полигоне в условиях спокойных-а уж в бою и подавно!!!
        pavlo
        1. yehat 27 января 2014 13:57
          вы забываете, насколько отличалась маневренность штуки и ил-2
          эта разница очень чувствовалась при наведении.
        2. Комментарий был удален.
        3. vtur 28 января 2014 16:24
          Цитата: pavlo
          Вот только не надо басни Руделя сюда приплетать

          Да, 10% от всей уничтоженной люфтваффе бронетехники. Невольно возникает вопрос, а чем же, в таком случае, занимались остальные пилоты немецкой штурмовой авиации? Не хочется развивать эту заезженую тему про 500 танков, 150 самоходных орудий, 4 бронепоезда и 800 автомашин, которые Рудель уничтожил в 2530 (?!!) боевых вылетах...
          vtur
    3. Комментарий был удален.
    4. perepilka 24 января 2014 16:02
      Цитата: rubin6286
      75 мм авиационная пушка устанавливалась во время Второй мировой войны на немецкий самолет-штурмовик Хеншель-129. Достаточно громоздкая и тяжелая.

      Тем не менее очень интересная конструкция, один из первых барабанных автоматов заряжания
      ,емкость магазина составляла 12 снарядов
      или 16?
      1. badger1974 24 января 2014 23:19
        сразу вспоминается и немецкая мг-213,
        badger1974
  4. fatalist 24 января 2014 11:15
    Цитата: rubin6286
    емкость магазина составляла 12 снарядов.Как правило, после израсходования магазина пушку на самолете полностью заменяли.

    Не понял, прямо в полете заменяли?
  5. Sarmat1972 24 января 2014 14:19
    А на фотов статье разве не Ю-87 ГУстав??? с 37 мм авт. пушками. Его немцы пытались запустить с 1943 г. Но точность была оч. плохой и поэтому самолет не принес желаемых результатов. Может я ошибаюсь - поправите.
    Sarmat1972
    1. badger1974 24 января 2014 14:40
      точь так это Ю-87г, машина командира SG-2 оберста Руделя,самолёт с ВК 3.7 оказался весьма с дурной сноровкой,особо когда несинхронизированы орудия по выстрелу (не путать с синхронизацией орудия с винтом), самолёт разворачивало
      badger1974
    2. yehat 24 января 2014 14:56
      Сам самолет требовал очень высокого качества пилотирования при атаке. Асы могли, а новички не справлялись, при тех потерях штук новички были не редкостью.
    3. Комментарий был удален.
  6. badger1974 24 января 2014 14:55
    в авиации вообще считается "дурной тон" наличие калибра более 37 мм,по тому как ни одна боевая машина вооружённая огромным калибром успеха неимела,тот же немец -129, тот же Харрикейн английский с 40мм винерсами , тот же Як-9 КК с 45мм, я удивляюсь почему немцы не наладили массовый выпуск удачной 30 мм Мк-103,время было достаточно
    badger1974
    1. yehat 24 января 2014 15:05
      потому что скорость снарядов была невелика и баллистика не годилась для атаки наземных целей.
      Что касается больших калибров, то ваше замечание однобоко. Як-9К имел проблемы, но все-же был применим с 45мм пушкой и в отличие от харрикейна 2, он был гораздо эффективнее.
      1. Андрей77 24 января 2014 18:24
        Як-9К с 45мм был очень капризной машиной и выпущен ограниченной партией. Отказ от крупного калибра был связан с ограничением по тяге двигателя, не более того. Баллистика у 45 мм была прекрасная.
        1. badger1974 24 января 2014 23:05
          отмена крупного калибра выше 37мм связана с появлением НУРС не только в ВВС РККА а и у союзников, а НС-45 разрушала не только аэродинамическую противосоставляющюю, а и мотораму (в частности про Як-9кк), а вот НС -37 прижился, кстати МК-103 тоже "выжила" , только её аналог сейчас "Дефа" называется
          badger1974
      2. badger1974 24 января 2014 23:00
        Цитата: yehat
        потому что скорость снарядов была невелика и баллистика не годилась для атаки наземных целей.

        это вы про мк 103? замечу-сто скорость почти полукилограмового снаряда мк-103 была 700 м на с, это гораздо большая энергетика чем ВК 3.7 с полукиглограммовым со скоростью 500 м на с, и учесть скрострельность обеих, при чём 103 была на много дешевле и проста в изготовлении
        badger1974
    2. Комментарий был удален.
  7. kafa 24 января 2014 19:55
    вот образец того что надо напрягать голову и изобретать wink
  8. Иван Тарасов 24 января 2014 23:36
    Изначально ставку следовало делать на линейку НАР с кумулятивной БЧ.
    Усилия по созданию автоматов с мощной баллистикой следовало развивать в направлении ЗУ.
    Hs -129 идея неплохая, только если рассматривать не в качестве "утилизации" французских моторов, но полномасштабной программы выпуска двухместного штурмовика с 30 мм пушкой и более мощными японскими моторами Ха- 102 (1080 л.с).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня