Military Review

Aircraft-carrying submarines of the "Sentoku" type (Japan)

6
In December last year, scientists at the University of Hawaii (USA) reported an interesting find. In late summer, while conducting research on the seabed, Hawaiian scientists discovered the Japanese submarine of the Sen Toku project, flooded in 1945 (sometimes the head submarine index I-400 is used to designate the project). The submarine lies at a depth of about 700 meters near the island of Oahu. The fact of the flooding of the Japanese submarine after the end of World War II was not a secret, but the exact place where this happened was unknown for a number of reasons. During the Second World War as part of the Japanese military fleet served a large number of submarines of various types. However, the most interesting are the submarines of the Sentoku project, which differed from others in their purpose.




Since the early thirties, Japanese shipbuilders were engaged in the creation of submarines capable of carrying light aircraft. It was assumed that the aircraft transported by boat would perform reconnaissance functions. In the future, the strike role of the aircraft was not excluded, but a number of features of aircraft carrying submarines and aircraft imposed certain restrictions on the combat load for them. However, reconnaissance aircraft were also sufficiently useful for submarines. In particular, after the attack on Pearl Harbor, a photographic and filming of the results of the raid was carried out by a reconnaissance aircraft brought to the Hawaiian shores by the A9 I-1 submarine.

At the beginning of 1942, on the initiative of Admiral I. Yamamoto, the creation of a new submarine project began, capable of carrying several bomber aircraft at once. At the same time, the development of a specialized seaplane, suitable for transportation on a promising submarine and capable of carrying bomb weapons, was launched. It was assumed that the new submarines will be able to secretly deliver strike aircraft to the coastal targets or enemy ship groups. A secretive approach and a surprise attack, as expected, were to ensure the high combat effectiveness of the new submarines and their aircraft. For a promising submarine high demands. She was supposed to carry four aircraft and have a cruising range of 65-70 thousand kilometers. The range of the underwater course was to exceed 100 km. The result of such requirements were the size and displacement of a promising submarine. Underwater displacement, according to calculations, was to exceed 6,5 thousand tons.

The specific purpose of the perspective submarine determined its architecture. The Sentok submarine was proposed to be double-hulled, with a strong hull of complex shape. To transport a sufficient amount of fuel, as well as to accommodate an airtight sealed hangar, it was necessary to develop an original, robust, variable section housing. In the nose part it consisted of two large "pipes" and in the section resembled the figure eight. To the middle part, the form of a strong case smoothly changed and became similar to the infinity sign. This was due to the placement of the cylindrical hangar. The stern section of the strong hull was made in the form of the 8 digit and also smoothly matched the central one. Sturdy case was proposed to close a streamlined light.

A cylindrical (diameter about 3,5 meter) aircraft hangar was placed above the middle part of the hull, similar to the “∞” sign. The submarines of the Sentok project were supposed to carry three Aichi M6A Seiran seaplanes with fuel and weapons. The large dimensions of the submarine allowed to some extent simplify the procedure for takeoff. After the ascent, the submariners had to open the front hatch of the hangar, roll out the plane to the deck and prepare it for departure. Next, the M6A seaplane needed to be mounted on the catapult that provided the takeoff. The landing was proposed to be made, as before, on the water with the subsequent lifting of the aircraft on board with the help of a crane.

The most noticeable consequence of the high demands placed on the Sentok project was the large dimensions of the submarine. With an underwater displacement of 6560 tons (surface - no more than 5200 tons), new submarines should have a total length of 122 meters and a maximum hull width of 12 meters. The average draft was 7 meters. Thus, the Japanese submarines of the I-400 series became the largest representatives of their class during the Second World War. Moreover, their record in size and displacement lasted until the appearance of atomic submarines. Another record of the largest Japanese submarines concerned the cruising range. The estimated value of this parameter exceeded 69 thousand kilometers. This meant that the Sentoku boat could reach any part of the planet without needing refueling.

Aircraft-carrying submarines of the "Sentoku" type (Japan)


To bring such a large submarine in motion had to create a power plant of the appropriate power. In the surface position, the submarines "Sentoku" had to move using four diesel engines with an 2250 horsepower. each. To move under water, the boats were supposed to be equipped with two electric motors with an 2100 horsepower. With such a power plant, promising aircraft-carrying submarines in the surface position could reach speeds of at least 18 nodes, in submarines, near 12 nodes. The characteristics of the robust hull and hangar allowed to dive to a depth of 100 meters.

The crew of the submarines of the project "Sentoku", according to various sources, consisted of 144 people (21 officer) or more. The supply of food and fresh water was designed for swimming lasting up to 90 days.

Like other submarines of the time, "Sentoku" proposed to equip torpedo and artillery weapons. In the bow compartment of the submarines provided eight torpedo tubes caliber 533 mm. Ammunition consisted of 20 torpedoes. In addition, the submarines had to carry powerful anti-aircraft weapons. It consisted of three three-barreled artillery installations based on an automatic gun "Type 96" caliber 25 mm, as well as one such gun mounted separately. 140-mm gun "Type 11", installed behind the hangar, was intended to attack both air and surface targets.

Despite the presence of powerful torpedo and artillery weapons, Aichi M6A Seiran bomber aircraft were the main means of combat for the Sentoku submarines. Three of these aircraft were transported in a large and long hangar submarine. Designers of the company “Aichi” under the leadership of N. Ozaki managed to create a relatively compact aircraft suitable for transportation in a hangar of limited size, as well as capable of carrying bomb weapons. The Seyran bomber had a wingspan of an 12,26 meter, the total length was 11,64 m and was equipped with an Aichi Atsuta 32 liquid-cooled 1200 liquid-cooled engine. Normal take-off weight was equal to 4050 kg, the maximum reached 4450 kg.



"Seyran" was made by the aerodynamic scheme "nizkoplan." A characteristic feature of it are two large floats intended for landing on water. These elements of the design seriously limited the flight characteristics of the bomber, which could affect its combat capabilities. However, the specific requirements of the customer forced aircraft designers to look for compromises, sacrificing certain characteristics. Therefore, the maximum speed of the M6A aircraft (at an altitude of 5000 meters) was equal to 475 km / h, and cruising did not exceed 300 km / h. The crew of the bomber, consisting of a pilot and an arrow, could defend against enemy fighters using a 2 Type 13 mm machine gun located in the rear cockpit. Depending on the task, the Seyran aircraft could carry two 250 kg bombs or one 800 kg bombs. In addition, it was possible to mount a single torpedo weighing no more than 850 kg.

To accommodate a submarine in a small hangar on M6A Seiran bombers, wing folding and tail units were provided. The floats were dismantled. After preparation for transportation in the hangar, the transverse dimensions of the aircraft were determined by the diameter of the propeller. The size of the hangar allowed to transport three aircraft in the folded form, the stock of fuel and ammunition. In addition, in the remaining volume it was possible to place another bomber in a disassembled form. On its assembly would have to spend much more time than on preparing for the flight of others.

According to the original plans, the shipbuilding industry of Japan was to transfer submarines of the type Sen Toku to the navy 18. However, the industry was busy with the fulfillment of other orders, which affected the number of built aircraft carrier submarines. The lead I-400 submarine entered the Japanese fleet at the very end of the 1944 of the year. A few days later the second submarine I-401 was handed over to the navy, and in the last days of July 1945, the sailors received the third submarine. Until the end of hostilities in the Pacific, Japan managed to begin construction of six submarines "Sentoku". In addition, due to the difficult economic situation, the required series of submarines were reduced from the originally planned 18 units to 12. However, these plans remained on paper.



At the beginning of 1945, the first two submarines of the “Sentoku” type tested their main armament in the conditions of the landfill, after which their service began. The possibility of bombing targets, as well as the highest cruising range, determined the first combat mission of the new submarines. Their target was the Panama Canal locks. The Japanese command considered that the destruction or damage of these objects would seriously affect the supply of American troops in the Pacific. Submarines I-400 and I-401 went to the shores of Central America, but soon received an order to return. The command understood the senselessness of such an attack and the risks associated with it, because of which it ordered the submariners to return to the base. In early August, the second march of the Sentok submarines began, which also ended in failure. Two submarines were to go to the attic of the Uliti and attack the American ships. A few days after the I-400 submarine went out to sea, a fire occurred and she was forced to return to the base for repair. I-401, in turn, could not independently perform the combat mission and also returned home.

The second trip to the Uliti Atoll was first planned for August 17, but later it was transferred to the 25. However, the submarines "Sentoku" never got to their goal. The war in the Pacific was coming to an end, and on August 20, the crews of aircraft carrier submarines were ordered in accordance with which they were to destroy all weapons and aircraft. The bombers with ammunition were dropped overboard, and the torpedoes were launched into the sea. Realizing his powerlessness at the critical moment of the war, the commander of the I-401 submarine, Aridzumi, shot himself to death.

After the end of the Second World War, all three built submarines of the type Sen Toku were transferred to Pearl Harbor, where American specialists carefully studied them. In the spring of 1946, the Soviet Union decided to exercise its rights previously agreed with the Allies, and demanded access to the captured Japanese ships. Fearing possible consequences, the American side quickly got rid of trophies. On April 1, the submarine I-402 was shot by torpedoes, and on May 31 I-400 and I-401 set off to the bottom. The exact location of the I-401 submerged boat was determined in 2005. The lead submarine of the project was discovered later, in August of the 2013.



Airborne submarines "Sentoku" appeared too late and could not have any impact on the course of the Second World War. Perhaps the unique ships were able to influence the course of sea battles, but there is reason to doubt their high combat effectiveness. The fact is that in the case of submersible torpedoes, the Sentoku submarine had almost no advantages over other projects. As for the Aichi M6A Seiran bombers, their capabilities look ambiguous. Low flight speed, combined with relatively low maneuverability and weak defensive armament, could offset all the advantages associated with hidden transportation on board a submarine. Thus, under the conditions of a real battle, the submarine I-400 or its “sistershipy” could be left without an air group in a short time.

Despite the dubious combat qualities and the short combat path that was traveled without any success, the project of aircraft carrying submarines Sen Toku is of particular interest. Japanese designers managed to solve the problem that their colleagues from many countries set for themselves. In addition, Japan vividly showed the real capabilities of the “aircraft-carrying submarine-aircraft” complexes, which probably affected the further development of such military equipment. Submarines "Sentoku" were the last representatives of their class, built serially. In the future, aircraft carrying submarines did not go beyond the project stage.


On the materials of the sites:
http://lenta.ru/
http://combinedfleet.com/
http://militaryhistoryonline.com/
http://korabley.net/


Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Denis
    Denis 29 January 2014 09: 17
    +1
    The French also tried
    The aircraft MV-411 was designed by Marcel Besson as a reconnaissance and fire corrector for the main caliber of the French submarine "Surcouf"
    MB-411 was stored in a cylindrical hangar located behind the wheelhouse of the submarine. It took 25-30 minutes to prepare for the flight and launch
    And the Germans wanted to put down such saboteurs (photo)
    1. Vadivak
      Vadivak 29 January 2014 11: 29
      +2
      Quote: ...
      a number of features of aircraft-carrying submarines and aircraft imposed certain restrictions on the combat load for them.

      the Japanese were working on a variant of delivering bacteriological weapons to the United States with these submarines
      The boats were reduced to Division No. 1, which was headed by Captain Tatsunosuke Arizumi:

      The first task of the division was to become an operation according to a top-secret plan developed at the General Staff of the Navy of Japan, the initiator and main developer of which was Deputy Chief of Staff Vice Admiral Isaburo Ozawa. The plan anticipated Hollywood horror films, it was supposed to strike at the most densely populated areas of the Pacific Islands and the US West Coast with bacteriological weapons - rats and insects infected with germs of bubonic plague, cholera, typhoid and other epidemic diseases. Microbes and peddlers, as well as the technology of their distribution, were developed and developed in the infamous laboratory of General Ishii in Harbin, Manchuria, and have been successfully tested in Chinese and Europeans.
      1. Kassandra
        Kassandra 30 January 2014 12: 25
        0
        First of all, they were made for this!
        The United States would begin to drown these monsters as soon as the USSR wanted to get to know them so immediately. The strike did not take place only because the Japanese WMD was captured by Soviet paratroopers in Manchuria.
  2. Denis
    Denis 29 January 2014 09: 29
    +2
    There were also developments in the USSR
    In our country, this idea was carried out by Igor Vyacheslavovich Chetverikov. In the 1931 year, programs were implemented to strengthen the naval forces, in particular, naval aviation, and I.V. Chetverikov suggested that the Naval Naval Forces build a more sophisticated submarine aircraft with better navigability.
    SPL (submarine aircraft) was folding
  3. avt
    avt 29 January 2014 09: 31
    +1
    Quote: Denis
    The French also tried

    Well, so did our mini submarine aircraft. Mostly for reconnaissance, but as a carrier of attack aircraft — from hopelessness. Stillborn samples turned out, but interesting.
    1. Asgard
      Asgard 29 January 2014 10: 18
      +2
      UAV
      I read somewhere that our students participated in the competition held by the Pentagon to create an unmanned aerial vehicle for a submarine ...
      The development seems to be called "Junior" ....
      This is really promising ...
      The "plane" can be placed in the mine-like a cruise missile, and the receiving and transmitting equipment for control can be placed on a towed sonar buoy ....
      Which will significantly expand the combat capabilities of an underwater missile carrier ....
  4. Sergey Viktorov
    Sergey Viktorov 1 February 2014 17: 11
    +1
    Glory to GREAT RUSSIA
    1. Robert Nevsky
      Robert Nevsky 2 February 2014 13: 14
      0
      GLORY TO THE RUSSIAN PEOPLE!
  5. Cristall
    Cristall 1 February 2014 19: 17
    0
    Submarine carriers ... in general, the ideal weapon for covert operations in the Pacific.
    Having a division of such submarines can do a lot.
    One carries 3 bomber aircraft, and 10 boats will bring 30! However, so much is not required. Typically, such punches are targeted (bacteriological weapons or the Panama Canal)
    Imagine that the Japanese also had a chemical weapon and other evil spirits.
    And although everything was decided by superior brute force - these submarines could very strongly have a psychological effect in the United States.
    It is a pity that they were not in the hands of the USSR, the vile Yankees prudently drowned them.
    But they could get development. Before rockets, the aircraft was that long-range artillery.
    1. Kassandra
      Kassandra 31 December 2014 09: 32
      0
      Bacteriological is much more dangerous than chemistry, if only because it is self-replicating ... Japan was able to etch up to 25% of the US population in response to air terror. fortunately the last arsenals of Detachment 731 were captured by Soviet paratroopers, who in fact saved America from such a development of events ...

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)

В декабре прошлого года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке. В конце лета, проводя исследования морского дна, гавайские ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую подлодку проекта Sen Toku (иногда для обозначения проекта применяется индекс головной подлодки – I-400). Субмарина лежит на глубине около 700 метров недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. В годы Второй мировой войны в составе японского военного флота служило большое количество подводных лодок различных типов. Однако наибольший интерес представляют субмарины проекта «Сентоку», отличавшиеся от других своим предназначением.

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)


С начала тридцатых годов японские судостроители занимались созданием подводных лодок, способных нести легкие самолеты. Предполагалось, что перевозимый лодкой самолет будет выполнять разведывательные функции. В дальнейшем не исключалась и ударная роль самолета, однако ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку. Тем не менее, и разведывательные самолеты были в достаточной мере полезными для подлодок. В частности, после нападения на Перл-Харбор фото- и киносъемку результатов налета провел самолет-разведчик, доставленный к гавайским берегам подлодкой I-9 проекта A1.


В начале 1942 года по инициативе адмирала И. Ямамото началось создание проекта новой подводной лодки, способной нести сразу несколько самолетов-бомбардировщиклв. Одновременно с этим стартовала разработка специализированного гидросамолета, пригодного для перевозки на перспективной субмарине и способного нести бомбовое вооружение. Предполагалось, что новые подводные лодки смогут скрытно доставлять ударные самолеты к береговым объектам или корабельным группам противника. Скрытный подход и внезапная атака, как ожидалось, должны были обеспечить высокую боевую эффективность новых субмарин и их самолетов. К перспективной подводной лодке предъявлялись высокие требования. Она должна была перевозить четыре самолета и иметь дальность плавания на уровне 65-70 тыс километров. Дальность подводного хода должна была превышать 100 км. Результатом подобных требований стали габариты и водоизмещение перспективной подводной лодки. Подводное водоизмещение, по расчетам, должно было превысить 6,5 тыс тонн.

Специфическое предназначение перспективной подлодки определило ее архитектуру. Подлодки «Сентоку» предлагалось сделать двухкорпусными, с прочным корпусом сложной формы. Для перевозки достаточного количества топлива, а также для приемлемого размещения герметичного ангара пришлось разработать оригинальный прочный корпус переменного сечения. В носовой части он состоял из двух крупных «труб» и в сечении напоминал восьмерку. К средней части форма прочного корпуса плавно менялась и становилась похожей на знак бесконечности. Это было обусловлено размещением цилиндрического ангара. Кормовую часть прочного корпуса выполнили в форме цифры 8 и тоже плавно сопрягли с центральной. Прочный корпус предлагалось закрыть обтекаемым легким.

Над средней частью корпуса, похожей на знак «∞», поместили цилиндрический (диаметр около 3,5 метра) ангар для перевозки самолетов. Подлодки проекта «Сентоку» должны были нести три гидросамолета Aichi M6A Seiran с запасом топлива и оружия. Большие габариты подводной лодки позволили в некоторой мере упростить процедуру взлета. После всплытия подводники должны были открыть передний люк ангара, выкатить на палубу самолет и подготовить его к вылету. Далее гидросамолет M6A нужно было установить на катапульту, обеспечивавшую взлет. Посадку предлагалось производить, как и ранее, на воду с последующим подъемом самолета на борт при помощи крана.

Наиболее заметным последствием высоких требований, предъявлявшихся к проекту «Сентоку», стали большие габариты подлодки. При подводном водоизмещении 6560 тонн (надводное – не более 5200 т) новые субмарины должны были иметь общую длину 122 метра и максимальную ширину корпуса 12 м. Средняя осадка составляла 7 метров. Таким образом, японские подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными представителями своего класса времен Второй мировой войны. Более того, их рекорд по размерам и водоизмещению продержался до появления атомных субмарин. Другой рекорд крупнейших японских подлодок касался дальности плавания. Расчетное значение этого параметра превысило 69 тыс километров. Это означало, что лодка проекта «Сентоку» сможет добраться до любой точки планеты, не нуждаясь в дозаправке топливом.

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)


Для приведения столь крупной подлодки в движение пришлось создать силовую установку соответствующей мощности. В надводном положении субмарины «Сентоку» должны были перемещаться при помощи четырех дизельных двигателей мощностью по 2250 л.с. каждый. Для передвижения под водой лодки предполагалось оснащать двумя электродвигателями мощностью по 2100 л.с. С такой силовой установкой перспективные авианесущие подводные лодки в надводном положении могли бы развивать скорость не менее 18 узлов, в подводном – около 12 узлов. Характеристики прочного корпуса и ангара позволяли погружаться на глубину до 100 метров.

Экипаж подлодок проекта «Сентоку», по разным данным, состоял из 144 человек (21 офицер) или более. Запас продовольствия и пресной воды был рассчитан на плавание продолжительностью до 90 суток.

Как и другие подводные лодки того времени, «Сентоку» предлагалось оснащать торпедным и артиллерийским вооружением. В носовом отсеке подлодок предусмотрели восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Возимый боекомплект состоял из 20 торпед. Кроме того, подлодки должны были нести мощное зенитное вооружение. Оно состояло из трех трехствольных артиллерийских установок на базе автоматической пушки «Тип 96» калибра 25 мм, а также одной такой пушки, смонтированной отдельно. 140-мм орудие «Тип 11», установленное за ангаром, предназначалось для атаки как воздушных, так и надводных целей.

Несмотря на наличие мощного торпедного и артиллерийского вооружения, основным средством ведения боя для лодок «Сентоку» были самолеты-бомбардировщики Aichi M6A Seiran. Три таких самолета перевозились в крупном и длинном ангаре подлодки. Конструкторы фирмы «Айти» под руководством Н. Одзаки сумели создать сравнительно компактный самолет, пригодный для перевозки в ангаре ограниченных размеров, а также способный нести бомбовое вооружение. Бомбардировщик «Сейран» имел размах крыла 12,26 метра, общую длину – 11,64 м и оснащался двигателем жидкостного охлаждения Aichi Atsuta 32 мощностью 1200 л.с. Нормальный взлетный вес равнялся 4050 кг, максимальный достигал 4450 кг.

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)


«Сейран» был выполнен по аэродинамической схеме «низкоплан». Характерной его чертой стали два крупных поплавка, предназначенные для посадки на воду. Эти элементы конструкции серьезно ограничивали летные характеристики бомбардировщик, что могло сказаться его на боевых возможностях. Тем не менее, специфические требования заказчика вынудили авиаконструкторов искать компромиссы, жертвуя теми или иными характеристиками. Поэтому максимальная скорость самолета M6A (на высоте 5000 метров) равнялась 475 км/ч, а крейсерская не превышала 300 км/ч. Экипаж бомбардировщика, состоявший из пилота и стрелка, мог обороняться от истребителей противника при помощи пулемета «Тип 2» калибра 13 мм, расположенного в задней кабине. В зависимости от поставленной задачи самолет «Сейран» мог нести две бомбы калибра 250 кг или одну калибра 800 кг. Кроме того, предусматривалась возможность подвески одной торпеды весом не более 850 кг.

Для размещения в небольшом ангаре подлодки на бомбардировщиках M6A Seiran были предусмотрены узлы складывания крыла и хвостового оперения. Поплавки демонтировались. После подготовки для перевозки в ангаре поперечные габариты самолета определялись диаметром воздушного винта. Размеры ангара позволяли перевозить три самолета в сложенном виде, запас топлива и боеприпасов. Кроме того, в оставшемся объеме можно было поместить еще один бомбардировщик в разобранном виде. На его сборку пришлось бы потратить гораздо больше времени, чем на подготовку к полету других.

Согласно первоначальным планам, судостроительная промышленность Японии должна была передать военному флоту 18 подводных лодок типа Sen Toku. Однако промышленность была занята выполнением других заказов, что сказалось на количестве построенных подлодок-авианосцев. Головная субмарина проекта I-400 вошла в состав японского флота в самом конце 1944 года. Через несколько дней военно-морскому флоту передали вторую подлодку I-401, а в последних числах июля 1945 года моряки приняли третий подводный корабль. До конца боевых действий на Тихом океане Япония успела начать строительство шести подлодок «Сентоку». Кроме того, ввиду трудного экономического положения требуемую серию субмарин сократили с планировавшихся изначально 18 единиц до 12. Однако и эти планы остались на бумаге.

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)


В начале 1945 года первые две подлодки типа «Сентоку» опробовали свое основное вооружение в условиях полигона, после чего началась их служба. Возможность нанесения бомбовых ударов по целям, а также высочайшая дальность плавания определили первую боевую задачу новых субмарин. Их целью стали шлюзы Панамского канала. Японское командование посчитало, что разрушение или повреждение этих объектов серьезно ударит по снабжению американских войск на Тихом океане. Подлодки I-400 и I-401 отправились к берегам Центральной Америки, однако вскоре получили приказ возвращаться. Командование поняло бессмысленность такой атаки и связанные с ней риски, из-за чего приказало подводникам вернуться на базу. В первых числах августа начался второй поход подлодок «Сентоку», который тоже окончился неудачей. Две подводные лодки должны были отправиться к атоллу Улити и атаковать американские корабли. Через несколько дней после выхода в море на субмарине I-400 произошел пожар, она была вынуждена вернуться на базу для ремонта. I-401, в свою очередь, не могла самостоятельно выполнить боевую задачу и тоже вернулась домой.

Второй поход к атоллу Улити сначала планировался на 17 августа, но позже его перенесли на 25-е. Однако субмарины «Сентоку» так и не добрались до своей цели. Война на Тихом океане подходила к концу, и 20 августа экипажи подлодок-авианосцев получили приказ, в соответствии с которым они должны были уничтожить все оружие и самолеты. Бомбардировщики с боекомплектом были сброшены за борт, а торпеды выпущены в море. Понимая свое бессилие в критический момент войны, командир подлодки I-401 Аридзуми застрелился.

После окончания Второй мировой войны все три построенные подлодки типа Sen Toku были переведены в Перл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям. Опасаясь возможных последствий, американская сторона в короткие сроки избавилась от трофеев. 1 апреля подводная лодка I-402 была расстреляна торпедами, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401. Точное место, где находится затопленная лодка I-401, было определено в 2005 году. Головная субмарина проекта была обнаружена позже, в августе 2013-го.

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)


Авианесущие подводные лодки «Сентоку» появились слишком поздно и не смогли оказать никакого влияния на ход Второй мировой войны. Возможно, уникальные корабли были в силах повлиять на ход морских сражений, однако есть основания сомневаться в их высокой боевой эффективности. Дело в том, что в случае использования торпед в подводном положении подлодки «Сентоку» не имели почти никаких преимуществ перед субмаринами иных проектов. Что касается бомбардировщиков Aichi M6A Seiran, то их возможности смотрятся неоднозначно. Малая скорость полета в сочетании со сравнительно низкой маневренностью и слабым оборонительным вооружением могли нивелировать все преимущества, связанные со скрытой перевозкой на борту подводной лодки. Таким образом, в условиях реального боя подлодка I-400 или ее «систершипы» в короткий срок могли остаться без авиагруппы.

Несмотря сомнительные боевые качества и короткий боевой путь, пройденный без каких-либо успехов, проект авианесущих подводных лодок Sen Toku представляет определенный интерес. Японским конструкторам удалось решить задачу, которую ставили перед собой их коллеги из множества стран. Кроме того, Япония наглядно показала реальные возможности комплексов «авианесущая подлодка-самолет», что, вероятно, сказалось на дальнейшем развитии подобной военной техники. Субмарины «Сентоку» оказались последними представителями своего класса, строившимися серийно. В дальнейшем авианесущие субмарины не выходили из стадии проекта.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://combinedfleet.com/
http://militaryhistoryonline.com/
http://korabley.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 6
  1. Денис 29 января 2014 09:17
    Французы тоже пытались
    Самолёт МВ-411 был спроектирован фирмой Марселя Бессона как разведчик и корректировщик огня для главного калибра французского подводного крейсера «Сюркуф»
    Хранился MB-411 в цилиндрическом ангаре, находившемся за рубкой субмарины. На подготовку к полету и запуск уходило 25-30 минут
    А немцы на таком диверсантов хотели фоставлять (фото)
    1. Vadivak 29 января 2014 11:29
      Цитата: ...
      ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку.

      японцы прорабатывали вариант нанесения с этих ПЛ ударов по США бактериологическим оружием
      Лодки были сведены в дивизион №1, который возглавил капитан Тацуносуке Аризуми:

      Первым заданием дивизиона должна была стать операция по сверхсекретному плану, разработанному в Главштабе ВМФ Японии, инициатором и главным разработчиком которого был заместитель начальника штаба вице-адмирал Исабуро Одзава. План предвосхищал фильмы-ужасы Голливуда, предполагалось нанести удары по наиболее густонаселенным районам Тихоокеанских островов и Западного побережья США бактериологическим оружием – крысами и насекоммыми, зараженными микробами бубонной чумы, холеры, тифа и других эпидемических заболеваний. Микробы и разносчики, а также технология их распространения, были выведены и разработаны в печально известной лаборатории генерала Ишии, в Харбине, Манчьжурия, и успешно опробованы на китайцах и европейцах.
      1. Kassandra 30 января 2014 12:25
        Они прежде всего для этого и делались!
        Стали бы США топить этих монстров как только СССР захотел с ними ознакомиться так сразу. Удар не состоялся только потому что японское ОМП было захвачено советскими десантниками в Манчжурии.
        Kassandra
  2. Денис 29 января 2014 09:29
    В СССР тоже были разработки
    В нашей стране эту идею выполнил Игорь Вячеславович Четвериков. В 1931 году реализовывались программы по укреплению военно-морских сил, в частности, военно-морской авиации, и И. В. Четвериков предложил УВМС построить самолет для подводных лодок более совершенной схемы, обладающий лучшей мореходностью.
    СПЛ (самолет для подводной лодки) был складным
  3. avt 29 января 2014 09:31
    Цитата: Денис
    Французы тоже пытались

    Ну так и наши мини самолет для подлодки делали .В основном для ведения разведки , ну а уж как носитель ударных аэропланов - от безнадежности .Мертворожденные образцы получились,но интересные .
    avt
    1. Асгард 29 января 2014 10:18
      беспилотник
      Где то читал, что наши студенты участвовали в конкурсе проводимого Пентагоном создания беспилотного летательного аппарата для подводной лодки...
      Разработка называлась кажется "Джуниор" ....
      Это действительно перспективно...
      "Самолет" можно разместить в шахте-как крылатую ракету, а приемно передающее оборудование для управления разместить на буксируемом буе-гидролокаторе....
      Что существенно расширит боевые возможности подводного ракетоносца....
  4. Сергей Викторов 1 февраля 2014 17:11
    Слава ВЕЛКОЙ РУСИ
    Сергей Викторов
    1. Робертъ Невский 2 февраля 2014 13:14
      РУСКОМУ НАРОДУ СЛАВА!
  5. Cristall 1 февраля 2014 19:17
    Подводные авианосцы...вообще то идеальное оружие скрытых операций в Тихом океане.
    Имея дивизион таких подлодок можно многое натворить.
    Одна несет 3 самолета-бомбардировщика, а 10 лодок привезут 30! Впрочем столько не потребуется. Обычно такие удары точечные(бактериологическое оружие или Панамский канал)
    Представить, что у японцев еще и химическое было бы оружие и прочая нечисть.
    И хотя все решилось превосходством грубой силы--эти подлодки могли очень сильно оказать психологический эффект на территории США.
    Жаль что они не оказались в руках СССР, подлые янки предусмотрительно утопили их.
    А ведь могли получить развитие. До ракет-самолет был той дальнобойной артиллерией.
    1. Kassandra 31 декабря 2014 09:32
      бактериологическое гораздо опасней чем химия, хотя бы потому что оно самореплицирующееся... япония была в состоянии вытравить до 25% населения США в ответ на воздушный террор. на счастье последних арсеналы Отряда 731 были захвачены советскими десантниками, которые по факру спасли америку от такого развития событий...
      Kassandra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня