Системы защиты транспортной авиации

Системы защиты транспортной авиации


C-music – это комплексное решение самозащиты воздушных судов. На фото под фюзеляжем самолета B707 в аэродинамическом пилоне установлены система предупреждения о пуске ракет Elisra Paws и система направленного противодействия ИК-системам наведения J-Music

За несколько недель, предшествующих началу воздушных операций в Ливией, ряд стран НАТО (по сообщениям Германия, Великобритания и Италия) направили свои самолеты Transall C-160 и C-130J для выполнения непростых задач на ливийской территории. Они приземлялись на взлетные полосы и аэродромы вблизи нефтяных полей для эвакуации местных и иностранных граждан и рабочих. Британские и итальянские C-130J (итальянские приземлялись в аэропорту Sabha примерно 640 км к югу от Триполи) совершали полеты без систем обнаружения угроз в быстро обостряющейся боевой обстановке, отличающейся наличием разнообразных обзорных РЛС ПВО и угрозой применения ракет с электромагнитным и инфракрасным наведением.


Среди вооружения, ставшего бесхозными во время конфликта в Ливии, были и новейшие и очень эффективные переносные ракеты, а именно СА-18 Игла и СА-24 Игла-С. Они стали основной целью операций по восстановлению, проводимых американскими и натовскими силами на конечной стадии конфликта, поскольку неизвестное количество этих ракет было похищено в Ливии и ушло на нелегальный рынок, который снабжает террористические организации и полувоенные формирования. Ливийский кризис стал последним из ряда конфликтов (начиная с Балканских войн) в которых транспортная авиация была вынуждена работать в анклавах окруженных враждебными силами и в непосредственной зоне действия радаров и оружия с инфракрасным наведением. В подобных условиях уровень угрозы оставался очень высоким не только для военных, но также для гражданских самолетов.

Начиная с последних лет советской эпохи и до сегодняшних дней ракеты переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) прошли путь в четыре поколения:
• Российские СА-7A Стрела-2 и СА-7Б Стрела-2М, китайская HN-5A, пакистанская Anza Mk1 и американская FIM-43 Redeye (Block II имеет охлаждаемую газом головку самонаведения (ГСН), что ставит ее между 1-м и 2-м поколениями) принадлежат к первому поколению ракет, оснащенному неохлаждаемыми ГСН (головка самонаведения), которые характеризуются вращающимся прямоугольным полем зрения с одним детектором, что ведет к снижению точности при приближении к цели или при стрельбе вдогон, не говоря уже об их уязвимости к инфракрасным (ИК) ловушкам (ложным целям).
• FIM-92A Stinger Basic, Стрела-2M/A, СА-14 Стрела-3, китайские HN-5B, QW-1, FN-6, пакистанская Anza Mk II и иранская Misagh-1 являются оружием второго поколения с охлаждаемым детектором и поиском целей с коническим сканированием, что исключает вышеупомянутое снижение точности. Они отличаются всеракурсными возможностями, некоторой устойчивостью к ИК-ловушкам и имеют относительно высокую вероятность поражения с одного выстрела.
• Третье поколение ракет, к которому относятся американские FIM-92B/C/E Stinger Post/RMP/Block I, российские СА-16 Игла-1, СА-18 Игла и СА-24 Игла-С, польская Гром-1/2, китайские QW-11/18/2, FN-16, пакистанская Anza Mk III и иранская Misagh-2 наряду с (тогдашними) системами Matra Mistral 1 и 2, отличается охлаждаемым детектором с двумя ИК-каналами или инфракрасным и ультрафиолетовым (ИК/УФ) каналами с розеткой, сканирующей в очень узком поле зрения (квазивизуализация), что обеспечивает всеракурсный захват, высокое сопротивление к ИК-ловушкам, лучшую разрешающую способность при плохих условиях распознавания и высокую вероятность уничтожения с первого пуска.
• Четвертое поколение включает японскую ракету Kin-SAM Type 91 и китайскую QW-4, которые оснащены ИК-ГСН полного изображения, отличающимися очень высокой стойкостью к ИК-ловушкам и ложным целям. Ракеты, наводимые по командам целеуказания или лучу, например Blowpipe, Javelin и Starburst, принадлежат к другой лиге.

Для защиты низкоскоростной тактической и стратегической транспортной авиации, вырабатывающей сильную тепловую сигнатуру и имеющей большую эффективную площадь отражения, типичный комплекс радиоэлектронного подавления начала 90-х годов мог включать приемник предупреждения о радиолокационном облучении RWR (radar warning receiver), пассивную ультрафиолетовую систему предупреждения о ракетной атаке MWS (missile warning system) и автомат сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек CMDS (countermeasures (chaff/flare) dispensing system), хотя некоторые платформы, модифицированные для проведения различных задач специальных сил, поиска и спасения, оперативного управления, задач психологических и сбора информации, оборудовались более надежными комплектами РЭБ (радиоэлектронная борьба). Впрочем, появление вооружения нового поколения выявило необходимость в улучшенных комплексах защиты, начиная от продвинутых MWS, новых ложных целей, методик их сбрасывания и заканчивая стационарной, а позднее направленной системой противодействия ИК-системам наведения, в настоящее время известной под обозначением Dircm (Directional Infra-Red Countermeasures).

Системы защиты транспортной авиации


Стратегический транспортный самолет Airbus A400M оборудован базовым комплектом защиты, включая приемник предупреждения о радиолокационном облучении ALR400M RWR/ESM от Indra, ИК-системы предупреждения о ракетной атаке Miras от Thales и Cassidian и автомат сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек Saphir 400 от MBDA

Для срыва атаки зенитной ракеты и увода ее от цели ИК-ловушки (тепловые ложные цели) применяются в качестве мер противодействия уже почти полстолетия. ИК-ловушки выпускаются самых разных форм и размеров, с различными функциями, они предназначены для того, чтобы создать более «привлекательную» ИК-сигнатуру по сравнению с ИК-сигнатурой цели. Они также могут применяться для создания помех угрозе за счет насыщения ее вычислительной или идентификационной электроники. Для создания необходимого ИК-излучения используется источник химической энергии (пиротехнический или пирофорный). Основным реактивным пиротехническим патроном продолжает оставаться традиционная ловушка на основе магний-тефлон-витона (MTV). Впервые она была применена во Вьетнаме, с того времени ее характеристики и безопасность постоянно повышались.

Появление ловушек с двойным спектром, однако, стало причиной появления головок самонаведения ракет способных различать интенсивность излучения и как следствие распознавать и не воспринимать стандартные MTV-ловушки. Для противодействия новым ИК-ГСН ракет были разработаны «движимые» ИК-ловушки. Новые ГСН работают в особом режиме, что позволяет им различать относительно пропорциональное перемещение «цели» при движимом полете и перемещение стандартных MTV-ловушек, которые, как правило, свободно падают при сбросе с воздушного судна. Дополнительно к пространственным (в отличие от точечного источника) и баллистически модифицированным ложным целям, скрытые ловушки являются пирофорными (с использованием металлической фольги, которая вступает в реакцию с воздухом и горит). Их преимущество заключается в том, что они фактически невидимы для невооруженного глаза и позволяют воздушному судну не раскрывать свою позицию как в случае с MTV-ловушками. Их недостаток заключается в том, что они в основном подходят для упреждающего сброса, что требует загрузки в самолет дополнительных реактивных движимых ловушек для комплексной защиты. Специализированные компании, например Alloy Surfaces, Armtec Defense, Chemring Countermeasures, Etienne Lacroix, IMI, Kilgore Flares, Rheinmetall Waffe Munitions и Wallop Defence Systems, разработали ряд кинематических, движимых, с адаптированным спектром и распределяемых в пространстве ловушек. Для борьбы с ГСН 2-го и 3-го поколения эти ловушки могут сбрасываться в различных сочетаниях и по разным схемам «интеллектуальными» системами CMDS, созданными компаниями ATK, BAE Systems, Kanfit, MBDA, Meggit Defense Systems, MES, Saab Electronic Defence Systems, Symetrics Industries, Terma и Thales.

Системы защиты транспортной авиации

AAR-47B(V)2 – новейшая модель системы предупреждения о ракетной атаке от компании ATK с возможностями индикации вражеского огня. Создана для защиты самолетов и вертолетов от ракет с ИК-наведением, угроз с лазерным целеуказанием, стрелкового оружия и реактивных гранат

Современные пассивные системы предупреждения способны обнаружить ультрафиолетовое и инфракрасное излучение выхлопной струи ракеты. Компании Northrop Grumman и ATK поставляют соответственно свои системы AAR-54 и AAR-47 для самолетов, стоящих на вооружении ВС США и других стран. По другую сторону океана известными поставщиками систем являются компании Elisra Electronic Systems, Cassidian и Saab Electronic Defense Systems. Elisra поставляет пассивную систему предупреждения о приближении ракеты Paws (Passive Missile Approach Warning System) с ИК-матрицей и Paws 2 с двухцветной ИК-матрицей, тогда как Cassidian предлагает систему предупреждения AAR-60 Milds и компания Saab УФ-систему под обозначением Maw-300.

Системы DIRCM завоевывают популярность

Появление новых инфракрасных головок самонаведения ракет, невосприимчивых к ИК-ловушкам, ускорило переход к более эффективным лазерным системам Dircm, которые могут бороться со всеми известными и пока еще проектируемыми ракетами с ИК-наведением. Стоимость, обслуживание и надежность этих систем ограничивало их применение в прошлом, но по мере совершенствования лазерных технологий и дальнейшей миниатюризации, а также с повышением уровня «изощренности» угроз все более крупные парки транспортных и специальных воздушных платформ в настоящее время готовы принять системы Dircm.

Система AAQ-24(V) Laircm (Large Aircraft IR Countermeasures – ИК-меры противодействия для крупных воздушных судов), изготавливаемая компанией Northrop Grumman, является модификацией более ранней модели AAQ-24 Nemesis. До 2011 года она наработала свыше одного миллиона летных часов в американском и союзном контингентах, большую часть из них во время развертывания и в боевых условиях при уровне оперативной готовности свыше 99%. Базируясь на открытой системе, модульный и высоконадежный комплекс Laircm состоит из ультрафиолетовой системы предупреждения AAR-54 от Northrop Grumman, нескольких башенок (станций) глушения, блока лазерного передатчика, интерфейса управления, процессоров обработки сигналов для обнаружения слежения, глушения и противодействия атакующим ИК ракетам.

Количество сенсоров (до шести) и башенок (до трех) на судно определяется размерами и сигнатурами самолета. Первоначально система устанавливалась на C-17, позднее ее стали устанавливать на C-130, C-5 и новые C-130J, включая AC/EC/MC-130J. Laircm также устанавливается на транспортный самолет ВМС США C-40A Clipper, также она выбрана для установки на P8A Poseidon ASW/ASuW и топливозаправщики KC46A. Ведутся ее испытания на устаревших KC135, но здесь система базируется на отдельных, легкосъемных гондолах которые несут всю электронное оборудование для управления системой предупреждения AAR-54 MWS и одиночной станцией лазерного излучателя. Laircm также устанавливается на борт британских C-17, Tristar и топливозаправщиков Airbus A330 Voyageur, а недавно заказана для новых транспортов британских ВВС Airbus A400M. По межправительственным соглашениям Австралия и Канада выбрали и устанавливают комплекс Laircm на борт своих самолетов C-130, C-17 и на самолеты ДРЛО B737 Wedgetail AEW&C. Эта система также устанавливается на натовских самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения E3B Awacs.

Системы защиты транспортной авиации


Комплекс Laircm от Northrop Grumman постепенно мигрирует с башенки малого лазерного передатчика (SLTA) на головку глушения GLTA (Guardian Laser Tramsitter Assembly) уменьшенного размера и массы, одновременно УФ-устройство обнаружения AAR-54 заменяется двухцветной (двух диапазонов) ИК-системой предупреждения о ракетной атаке следующего поколения

Системы защиты транспортной авиации


AAQ-24(V) Laircm от Northrop Grumman базируется на открытой архитектуре. Типичный комплект массой чуть более 90 кг включает пятисенсорную систему предупреждения AAR-54, две башенки глушения, контрольные и расчетные блоки

Система для ВВС Laircm Этап I поступила на вооружение в 2005 году. Ее станция глушения называется малый лазерный передатчик SLTA (Small Laser Transmitter Assembly). В ней установлен бесцветный, безопасный для глаз, многополосный полупроводниковый лазер с диодной накачкой Viper, разработанный компанией Fibertek, который работает во всех трех сегментах ИК-диапазона, используемого ракетами с тепловым наведением. По программе Laircm Этап II создана более легкая и меньшая башенка глушения названная Guardian Laser Transmitter Assembly (GLTA), которую Northrop Grumman начала поставлять ВВС в конце 2008 года наряду с системой предупреждения о ракетной атаке NexGen MWS. Компания Selex ES (бывшая Selex Galileo) изготовила в Великобритании для программ Nemesis и Laircm все башенки слежения и глушения в качестве ключевого поставщика Northrop Grumman. Последняя продолжает изготавливать SLTA и GLTA, исходя из потребностей заказчиков, в то время как ВВС США постепенно заменяет SLTA на GLTA на ряде платформ, включая C-17. Для новой программы по самолету MC-130J специальных сил ВВС США поставляются башенки в «утопленной конфигурации», лазерные передатчики GLTA и системы обнаружения ракет NexGen MWS. В мае 2012 года ВВС одобрили серийное производство новой двухцветной ИК-системы предупреждения MWS взамен оригинальной AAR-54 на основе УФ-сенсора. В соответствии с документацией Минобороны система MWS NexGen предлагает повышенную вероятность обнаружения существующих ракет, низкий показатель ложного срабатывания и обнаружение на дальних дистанциях. Кроме того, при загрузке специального программного обеспечения она может использоваться для улучшения ситуационной осведомленности экипажа, обеспечивая полный круговой обзор в ИК-спектре.

В соответствии с совместным соглашением, подписанным в 2007 году между Elbit Systems и Elettronica по проведению совместной разработки семейства систем Music Dircm на основе волоконно-оптического лазера предназначенного для защиты гражданских и военных самолетов и вертолетов, компания Elettronica работает над комплектом ELT/572 со сдвоенной башенкой для итальянского управления по вооружениям по трехлетнему контракту стоимостью 25,4 миллиона евро, выданному в декабре 2010 года и предусматривающему разработку системы, наземные и летные испытания и сертификацию. Комплект со сдвоенной башенкой должен быть установлен на тактические транспорты (C-130J, C-27J) находящиеся в эксплуатации, на новые поисково-спасательные вертолеты AW101, хотя уже существует следующее требование на установку различных конфигураций системы на топливозаправщики B767A и другие транспортные самолеты.

После проведения компанией Elettronica успешных лабораторных тестов и проведения итальянскими ВВС испытаний на вертолетной платформе в одиночной башенке против эмулированных и реальных ИК-ГСН, начались наземные и летные испытания системы, интегрированной с УФ-системой Milds (AAR-60) MWS от Cassidian. Последние системы уже используются на итальянских транспортных самолетах и вертолетах. Окончательная конфигурация с двойной башенкой/MWS пройдет проверку во второй половине года с целью завершения квалификации системы к концу 2013 года. Поставки первых пяти комплектов намечены на начало 2015 года, после чего будут заключены контракты на поставку последующих систем.

Система ELT/572 весит 45 кг, включая башенку глушения, лазерный генератор и процессорные блоки. Она базируется на оптоволоконном лазере работающем на различных инфракрасных частотах и обеспечивает отношение «помеха-сигнал» больше единицы. По заявлению Elettronica, система «готова к экспорту», ее не касаются Правила международной торговли оружием (ITAR), к тому же она позволяет пользователю загружать собственные библиотеки кодов для лазерного глушения. Система уже привлекла внимание европейских и ближневосточных стран и прошла успешные испытания в июле 2012 года на испытательном стенде WTD52 по программе немецкого Минобороны.

Системы защиты транспортной авиации


Elettronica разработала и интегрировала на различные платформы лазерную систему ELT-572 Dircm с конфигурацией двойной башенки. В 2013 году система проходит тестирование и испытания. ELT-572 базируется на системе Music совместной разработки Elettronica и Elop, она будет устанавливаться на итальянские самолеты и вертолеты

Системы защиты транспортной авиации


Система J-Music от Elbit Elop в одной или сдвоенной головке отличается распределенной конфигурацией и предназначена для больших самолетов. Она базируется на высокоподвижной головке со сферическими зеркалами (в отличие от фасетной головки системы Music). J-Music уже готова к установке на Embraer KC-390

Компания Elbit Elops продвигает на рынке семейство компактных и легких систем Music Dircm на оптоволоконном лазере, которое уже успешно зарекомендовало себя в Израиле и в других странах, особенно на индийских военных вертолетах AgustaWestland AW101. Дополнительно к решению Music предназначенному для защиты вертолетов, малых и средних турбовинтовых самолетов, компания Elbit предлагает системы J-Music и C-Music. Базируясь на более поздней высокоподвижной зеркальной головке (вместо фасетной головки Music), система J-Music отличается распределенной конфигурацией (с одной или двойной башенкой) и предназначается для защиты крупных судов, например тяжелых транспортов, топливозаправщиков и реактивной бизнес-авиации. Она уже была отобрана для бразильской программы по тактическому транспортному самолету Embraer KC-390. C-Music – это комплексная система самозащиты, базирующаяся на аэродинамической гондоле и включающая ИК-систему предупреждения Elbit Paws и J-Music Dircm общей массой 160 кг. C-Music специально создана для гражданских и крупных пассажирских самолетов и, как следствие, соответствует сертификационным стандартам коммерческой авиации; она была выбрана израильским правительством для своих гражданских самолетов. По заявлению Elbit, система C-Music прошла серию успешных летных испытаний на борту B707 в январе 2012 года, а по другим источникам совсем недавно завершены ее эксплуатационные испытания на неустановленной платформе Heyl Ha’Avir. Такая активность началась после пуска ракеты СА-7 Стрела по израильскому военному самолету, летевшему над Сектором Газа в октябре 2012 года. После этого случая высказывались серьезные опасения насчет возможности поставок вооружений из Ливии после падения режима Каддафи в 2011 году.

Системы защиты транспортной авиации


Мультиспектральная многополосная система Manta (MANpads Threat Avoidance) Dircm от Indra использует относительно крупный, но мощный химический лазер российского производства. Также продолжаются работы по более компактной версии

Десять лет назад испанская компания Indra решила начать проект Manta (Manpads Threat Avoidance – избежание угрозы ПЗРК) с целью дополнить комплекс самозащиты военной транспортной авиации системой Dircm. На сегодняшний день Manta одобрена испанским агентством по контролю за летной годностью после напряженного процесса, который подтвердил ее технологическую зрелость, готовность и совместимость с широко используемой системой Cassidian AAR-60 Milds. Она продемонстрировала свои качества во время учений НАТО Embow во Франции в сентябре 2011 года и в других международных испытаниях в 2012 году. Лазерная мультиспектральная многополосная система защиты Manta разработана российским Рособоронэкспортом (а точнее ФГУП «НИИ «Экран», прим. пер.), в ней используется относительно большой, но мощный химический лазер поставляемый российской промышленностью, который позволяет системе иметь контур обратной связи (получаемая в процессе полета информация используется для выбора оптимальной модуляции), классифицировать ракеты с ИК- и не ИК-наведением и выполнять глушение с большой вероятностью успеха благодаря общему оптическому каналу для слежения и глушения, возможностям по отражению атаки нескольких угроз, а также мгновенной оценке эффективности мер противодействия. Система Manta, способная бороться с ГСН 1-го и 2-го поколения, предлагается в следующих конфигурациях: установка внутри самолета, в гондоле и в спонсонах. Поскольку система в свое время была создана для крупных и средних платформ, то в настоящее время компания Indra работает над компактным вариантом для более легких платформ, но выпускает и первоначальный вариант для защиты крупных самолетов, например A400M. Система Manta должна была устанавливаться на испанские самолеты A310 VIP и C295, а позднее на A400M, но бюджетные сокращения помешали этим планам.

Системы защиты транспортной авиации


Guardian Dircm от Northrop Grumman размещается в автономной легкосъемной гондоле. Система разработана для гражданского и военного применения. Эта система была испытана американским правительством для защиты самолетов национальных авиалиний

Взяв на вооружение опыт, накопленный при разработке и производстве высокоэффективных авиационных лазеров и оптико-электронных систем стабилизации и указания, компания Selex ES представила на выставке IDEX 2013 свое новое решение Dircm.

Новое решение, названное Miysis (древнеегипетский бог войны с львиной головой), представляет собой систему нового поколения, базирующуюся на разработках легкого и недорого ИК-указателя/следящего устройства Eclipse и оптоволоконного лазера с диодной накачкой Type 160 этой компании. Аппаратная и программная составляющие системы готовы к экспорту. Eclipse и Type 160 были выбраны британским Минобороны в марте 2010 года как часть программы по технологическому демонстратору общего защитного комплекса (Common Defensive Aid Suite), целью которой является отработка архитектуры продвинутой системы защитных средств. Комплект Misys Dircm доступен для интеграции либо в качестве подсистемы, либо в качестве отдельной системы защиты, которая в свою очередь идет либо с распределенными компонентами, либо в специальном контейнере-гондоле. Комплект Misys Dircm имеет массу менее 50 кг и включает две сенсорные башенки, комплект MWS с пятью сенсорными головками, электронный блок дисплея в кабине и блок управления. Комплект Misys подходит для целого ряда приложений, от легких летательных аппаратов и БПЛА и до крупных транспортных самолетов, он потребляет мощность менее 500 Ватт, а его открытая архитектура позволяет интегрировать его с несколькими системами предупреждения, включая новейшие варианты AAR60 Milds от Cassidian и Maw300 от Saab. Согласно документации компании Selex две сенсорные башенки и комплект MWS достаточно эффективны, чтобы защитить такую платформу как, например A400M. В фирме Selex ES отмечают, что она довольно успешно ведет переговоры с первым заказчиком, а также обсуждает с компанией Northop Grumman свое возможное участие в программе Misys.

Системы защиты транспортной авиации


Miysis базируется на разработках указателя Eclipse и ИК-лазера Type 160 IRCM. Эта система была показана на выставке IDEX2013. По данным компании SelexES система готова по всем параметрам к экспорту. Ожидается, что опытная гондола с системой Miysis пройдет летные испытания в 2014 году

С самого начала многонациональной программы по стратегическому транспортному самолету Airbus A400M промышленность стран, входящих в международный консорциум, работала над комплексной системой базовой защиты, опасаясь угрозы зенитно-ракетных комплексов нового поколения. В состав системы должны входить приемник радиолокационного облучения Indra ALR400M RWR/ESM, Miras (Multicolour Infrared Alerting Sensor – многоцветный инфракрасный сенсор оповещения) от Thales и Cassidian, автомат сбрасывания средств противодействия Saphir 400 CMDS от MBDA, система Dircm и управляющий блок системы. ALR400M от Indra является самым продвинутым вариантом семейства ALR400 RWR/ESM (Radar Warning Receiver – приемник радиолокационного облучения/Electronic Signal Monitoring – радиотехническая разведка), базирующегося на широкополосной цифровой технологии. Уникальный многоцветный инфракрасный детектор Miras (институт Fraunhofer IAF разработал основной сенсорный компонент) с алгоритмами исключения полос частот предлагает обнаружение угроз на больших дистанциях, малое время реакции и низкую вероятность ложных срабатываний против ПЗРК и ракет «воздух-воздух», его трехсенсорный блок управляется специальным процессором обработки сигналов. Автомат сбрасывания крупных ложных целей Saphir 400 от MBDA с возможностями программного управления завершает базовую систему.

Франция и Германия через компании Cassidian, Thales, Sagem и Diehl BGT Defence некоторое время сотрудничали по демонстрационной программе Flash (Flying Laser self-defence system Against IR Seeker head missiles of High performances – бортовая система самообороны от высокоэффективных ракет с ИК ГСН), базирующейся на экспериментальной системе Dircm с обратной связью, которая выполняет обнаружение угрозы, идентификацию, глушение и оценку поражения. В сентябре 2011 года эти две страны запросили европейскую организацию сотрудничества по вопросам вооружения OCCAR возглавить этап снижения рисков этой программы, нацеленной на разработку Dircm для A400M и в перспективе для других самолетов. Согласно документации OCCAR, выпущенной в конце 2009 года, решение по лазеру с обратной связью (Dircm-CL) должно быть готово в 2014 году. Комплекс должен справляться с ПЗРК 1-го–3-го поколений, в перспективе потенциал наращивания возможностей должен позволить ему бороться с ПЗРК 4-го поколения и крупными ракетами с ИК-наведением. Хотя этап по снижению рисков завершен, но еще должно быть заключено соглашение между этими двумя странами на программу разработки, изготовления и интеграции под руководством OCCAR. Между тем, базовая конфигурация для самолета A400M описанная выше (без Dircm) была согласована между этими странами с участием Малайзии. Сегодня промышленность поставляет подсистемы защиты для испытаний и квалификации как часть процесса эксплуатационной готовности, который должен был завершиться до конца 2013 года. Airbus Military «взяла на себя твердые обязательства» на поставку первого A400M французским ВВС еще до парижского авиашоу.

В то время как сфера применения систем Dircm (направленные системы противодействия ИК-системам наведения) расширяется, системы расходуемых ложных целей будут устанавливаться на транспортные и специальные самолеты, поскольку они в разы дешевле, чем системы Dircm и обеспечивают хорошую защиту в условиях множественных угроз. Впрочем, недавний кризис в Ливии выявил необходимость в расширении спектра защиты, в том числе и от ракет с радиолокационной системой наведения.

Системы защиты транспортной авиации


Вдобавок к своим интегрированным системам защиты Idas (на рисунке компоненты системы устанавливаемые на самолет Saab 2000AEW&C) шведская группа компаний продвигает решение, которое специально разработано для коммерческого применения и названо Camps (Civil Aircraft Missile Protection System – система защиты гражданских судов от ракет)

Системы защиты транспортной авиации


Французские и немецкие компании Cassidian, Thales, Sagem и Diehl BGT Defence сотрудничают по демонстрационной программе Flash на базе экспериментальной системы Dircm с обратной связью. Германия и Франция сделали запрос OCCAR по руководству программой, но пока решение по этой программе не принято

Использованы материалы:
Armada International 3/2013
http://www.cassidian.com
https://www.thalesgroup.com
http://www.sagem.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Nayhas 27 января 2014 10:00
    К сожалению автор не стал описывать принципы наведения ПЗРК и принципы нейтрализации их ГСН.
    • Третье поколение ракет, к которому относятся американские FIM-92B/C/E Stinger Post/RMP/Block I, российские СА-16 Игла-1, СА-18 Игла и СА-24 Игла-С, польская Гром-1/2, китайские QW-11/18/2, FN-16, пакистанская Anza Mk III и иранская Misagh-2 наряду с (тогдашними) системами Matra Mistral 1 и 2, отличается охлаждаемым детектором с двумя ИК-каналами или инфракрасным и ультрафиолетовым (ИК/УФ) каналами с розеткой, сканирующей в очень узком поле зрения (квазивизуализация), что обеспечивает всеракурсный захват, высокое сопротивление к ИК-ловушкам, лучшую разрешающую способность при плохих условиях распознавания и высокую вероятность уничтожения с первого пуска

    Наведение на раскаленное сопло реактивного двигателя понятно, оно светится в ИК диапазоне на фоне холодного неба. Касаемо УФ диапазона... Как мы знаем основным источником света УФ диапазона является солнце, на фоне неба единственным отражателем этого излучения является летательный аппарат, на это отраженное УФ излучение и наводится ГСН ПЗРК, вернее на него и ИК излучение совмещая их в единую картинку не позволяя ИК ловушкам обмануть. Смысл защитных УФ систем это создание помех в УФ диапазоне, луч лазера же направляется на ГСН создавая полную засветку, а то и выжигая матрицу ИК ГСН.
    ИК-ГСН нового поколения работают в ИК/УФ/видимом диапазоне и устойчивы к лазерному излучению. Создать помех во всех диапазонах УФ/видимом/ИК наверно будет очень сложно. Не знаю как на счёт ПЗРК, но в новой отечественной РВВ-МД (Р-73) используется именно такая ГСН, если конечно верить производителю.
  2. михаил3 27 января 2014 20:36
    Блин!! Как я надеялся, что всеобщий тупизм еще продлится хоть сколько... Давайте уже! Хорош тянуть самца коровы за тестикулы. Речь идет об установке на транспортники роботизированных модулей адаптивного ответа. Состоящих, ясный день, из пакета датчиков, блока обработки и оружейного набора. Ракета идет? На тебе ловушками. Лазером подсветили? Получи ракету в ответ, прямо по лучу. Из пулемета пули прошли (звук уловить не проблема. да и разглядеть их тоже, чуток подумав. не глазами а так... для расчета траектории) - можно и бомбочку скинуть. Управляемую. И далее везде...
  3. Kram 28 января 2014 14:37
    С учётом того, что "нельзя объять необъятное", да и,кроме того, это всего-лишь краткий ознакомительный экскурс по теме, автор IMHO достаточно хорошо раскрыл материал. Статье (+)!
  4. Patricklymn 8 октября 2014 21:18
    Банк Mig оказывает услуги по кредитованию Жителей петербурга быстро
    https://vk.com/club40524903
    Patricklymn

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня