Мировой рынок беспилотников

В ближайшее десятилетие производители БЛА потратят миллиарды на выпуск дронов различного назначения

Мировой рынок беспилотниковОбъем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в предстоящее десятилетие (2014–2023) составит 67,3 миллиарда долларов, сообщил американский еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» со ссылкой на аналитиков компании «Форкаст интернэшнл».

Около 35,6 миллиарда долларов будет израсходовано на производство беспилотных аппаратов, 28,7 миллиарда долларов – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, два-три миллиарда долларов – на сервисное обслуживание БЛА.


Расходы распределятся следующим образом: производство БЛА – 14,2 миллиарда долларов, производство наземных станций управления – 6,6 миллиарда долларов, выпуск бортовых полезных нагрузок – 14,8 миллиарда долларов.

Соединенные Штаты останутся крупнейшим игроком на мировом рынке беспилотников, на их долю придется 37,8 процента всего объема рынка. Доля Израиля составит 3,3 процента, европейских стран – 2,85 процента, всех других государств – 41,17 процента. На долю ожидающих окончательного решения контрактов придется 8,88 процента.

В области финансирования НИОКР по беспилотным аппаратам суммарным объемом 28,68 миллиарда долларов лидирующие позиции в 2014–2023 годах будут занимать США – 11 миллиардов долларов или 38,36 процента всех мировых затрат. На Азиатский регион придется 7,7 миллиарда долларов (26,85%), на регион Западной Европы – 5,2 миллиарда долларов (18,14%), Восточной Европы – 2,5 миллиарда долларов (8,72%), Среднего Востока – 1,9 миллиарда долларов (6,59%), на страны Латинской Америки – 0,38 миллиарда долларов (1,34%).

В производственном секторе, объем которого составит 35,6 миллиарда долларов, расходы распределятся следующим образом. Лидером будет сектор производства средневысотных БЛА большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance) – 13,7 миллиарда долларов (38,5%). На производство тактических беспилотников будет потрачено 8,6 миллиарда долларов (24,1%), на высотные БЛА большой продолжительности полета типа HALE (High-Altitude Long-Endurance) – 7,3 миллиарда долларов (20,5%), на БЛА вертикального взлета и посадки – три миллиарда долларов (8,4%), на ударные БЛА типа UCAV (Unmanned Combat Air Vehicle) – 1,7 миллиарда долларов (4,8%), на запускаемые с руки портативные БЛА – 1,3 миллиарда долларов (3,6%).

Согласно прогнозу американских аналитиков компания «Нортроп Грумман» сохранит свои лидирующие позиции на рынке беспилотных летательных аппаратов в предстоящее десятилетие. Среди основных производителей беспилотников места на рынке в 2014–2023 годах распределятся следующим образом: «Нортроп Грумман» с БЛА «Глобал Хоук» – 18,2 процента, «Дженерал Атомикс» с семейством БЛА «Предейтор» – 15,5, компания AAI с БЛА «Шэдоу» – 2,2, компания «Исраэль аэроспейс индастриз» с БЛА «Херон» – 1,9, компания «Боинг» с БЛА «Скан Игл» – 1,6 процента. На все другие мировые компании – производители БЛА придется 60,6 процента.

«Нортроп Грумман» сохранит свои лидирующие позиции, несмотря на сокращение программы ВВС США RQ-4B «Глобал Хоук» (Global Hawk). Даже при уменьшении парка БЛА этого типа «Нортроп» получит по программе «Глобал Хоук» до 2022 года 5,8 миллиарда долларов, включая финансирование по программе закупки для ВМС США 68 разведывательных БЛА MQ-4С «Тритон» (Triton) – варианта RQ-4B «Глобал Хоук».

В мае 2013 года Германия аннулировала планы приобретения четырех высотных беспилотных аппаратов «Евро Хоук» (Euro Hawk) на основе «Глобал Хоук» в варианте «блок 20», ссылаясь на сложность их интеграции в воздушное пространство Европы. Тем не менее «Нортроп» продолжает работы по поставке для НАТО к 2016 году пяти «Глобал Хоук» в варианте «блок 40».

Реализация планов по экспорту высотных беспилотников большой продолжительности полета типа HALE реализуется медленными темпами. Республика Корея намерена заказать в 2014 году четыре RQ-4B в варианте «блок 30». Япония намерена также сделать заказ на четыре аппарата этого типа, но в 2015-м. Канада и Норвегия входят в число стран, интересующихся БЛА «Глобал Хоук», в то время как Австралия заинтересовалась морским разведывательным БЛА «Тритон».

На рынке беспилотников «Нортроп Грумман» также присутствует с семейством винтокрылых БЛА MQ-8 «Файр Скаут» (Fire Scout) и, по прогнозам аналитиков, получит по этой программе до 2022 года 679,5 миллиона долларов. С октября 2013-го проводятся испытания нового варианта MQ-8C со взлетной массой 2700 килограммов и большей продолжительностью полета. Этот вариант создан на основе вертолета «Белл-407». В дальнейшем производство винтокрылых БЛА «Файр Скаут», заказываемых ВМС США, планируется перевести с варианта MQ-8B на вариант MQ-8C. Американские ВМС недавно подтвердили свои планы по развертыванию БЛА семейства «Файр Скаут» на новых боевых кораблях прибрежной зоны типа LCS. В состав боевого модуля корабля для ведения надводных боевых действий будет входить беспилотный авиационный комплекс с тремя аппаратами в варианте MQ-8B. Но как только на вооружение примут проходящий испытания вариант MQ-8C, то количество беспилотных аппаратов в составе боевого модуля сократят до двух единиц.

«Нортроп Грумман» также участвует в программе демонстратора ударного палубного БЛА X-47B, испытания которого продолжатся в 2014-м, и разрабатывает для ВВС США новейший беспилотный малозаметный аппарат RQ-180, информация о нем недавно появилась в открытой печати.

Мировой рынок беспилотников

Американская компания «Дженерал Атомикс» сохранит свои лидирующие позиции среди ведущих мировых производителей беспилотных летательных аппаратов в ближайшее десятилетие. Согласно прогнозу «Форкаст интернэшнл» в течение 2014–2023 годов «Дженерал Атомикс» будет занимать второе место после «Нортроп Грумман», контролируя 15,5 процента мирового рынка БЛА, в то время как доля «Нортроп» составит 18,2 процента.

Свои лидирующие позиции среди производителей беспилотных аппаратов «Дженерал Атомикс» обеспечит за счет поставок семейства средневысотных БЛА большой продолжительности полета типа MALE – MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер». Причем в сегменте средневысотных БЛА типа MALE «Дженерал Атомикс» останется мировым лидером.

Предполагается, объем производства семейства MQ-1 «Предейтор»/MQ-9 «Рипер» до 2022 года составит 5,5 миллиарда долларов, что соответствует 40 процентам в сегменте беспилотников типа MALE и примерно 16 процентам на всем мировом рынке беспилотных аппаратов.

Армия США продолжает закупки БЛА MQ-1C «Грей Игл», однако ВВС в общем объеме закупок беспилотников планируют с 2014 года закупать только половину аппаратов MQ-9. При этом экспортный рынок этих аппаратов ограничен условиями соглашения о контроле за экспортом ракетных технологий MTCR.

«Дженерал Атомикс» в настоящее время разрабатывает новый экспедиционный вариант БЛА «Грей Игл», который имеет трансформируемую конструкцию для обеспечения его транспортировки на театры военных действий и развертывания в составе экспедиционных войск. Разработка этого аппарата связана с тем, что после принятия Пентагоном решения о смещении своих стратегических интересов в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) армия и другие виды вооруженных сил США рассматривают различные аспекты развертывания в данном регионе экспедиционных войск.

Разрабатываемый вариант БЛА «Грей Игл» можно будет без проблем перебрасывать в нужные регионы на борту военно-транспортных самолетов по аналогии с транспортировкой других армейских летательных аппаратов.

Для соответствия новым требованиям командования сухопутных сил усовершенствованный «Грей Игл» (Improved Gray Eagle) будет иметь на 40 процентов больший объем для размещения полезной нагрузки и более длительную продолжительность полета.

Силы специальных операций США также проявили интерес к усовершенствованному «Грей Игл». Компания-разработчик планировала начать с 17 января летные испытания аппарата в конфигурации, предназначенной для обеспечения специальных операций. При этом эта конфигурация БЛА будет предусматривать размещение аппаратуры радиотехнической разведки.

В 2017 году Нидерланды станут четвертым европейским государством, которое начнет эксплуатировать БЛА «Рипер» после Франции, Италии и Великобритании. Аппаратами этого типа интересуются Австралия, Канада и Германия, хотя заказы от этих стран не будут размещены до 2015–2016 годов.

ОАЭ заказали пять беспилотников в варианте «Предейтор XP», являющемся экспортной модификацией аппарата MQ-1. Ряд стран региона Персидского залива также проявляет интерес к продукции «Дженерал Атомикс».

В ноябре 2013-го министры обороны Франции, Германии, Греции, Италии, Польши, Испании и Нидерландов инициировали разработку Европейским оборонным агентством EDA (European Defense Agency) единых требований к беспилотным аппаратам типа MALE, которые будут созданы к 2020 году. В настоящее время в Европе уже ведутся рядом стран совместные работы в области беспилотной техники. В частности, попытки Великобритании и Франции через компании «БАЕ Системз» и «Дассо авиасьон» совместно разработать БЛА типа MALE «Телемос» не увенчались успехом и этот проект пока отложен. Однако в июне 2013 года западноевропейский концерн ЕАДС (EADS), «Дассо» и итальянская «Аления Аэрмакки» высказались за европейскую программу создания беспилотников и приступили к совместному определению концепции двухдвигательного реактивного БЛА типа MALE.

Наряду с этим Италия будет вести работу с компаниями «Пьягго аэро» (Piaggo Aero) и «Селекс И-Эс» (Selex ES) для сертификации первого европейского БЛА типа MALE P.1HH Hammer Head, являющегося вариантом административного турбовинтового самолета P.180 «Аванти», а также анализирует вариант БЛА более длительной перспективы. Демонстратор P.1HH выполнил свой первый беспилотный полет в ноябре прошлого года, а аппарат будет готов к принятию в эксплуатацию в 2015-м. Разработку БЛА поддерживают собственники компании «Пьягго» – компания «Мубадала» из ОАЭ и индийская «Тата».

В настоящее время европейские компании контролируют менее трех процентов рынка БЛА, однако эта доля будет расти по мере увеличения различными странами своих парков беспилотных аппаратов.

В предстоящее десятилетие заказы беспилотников из Африки, Среднего Востока, Латинской Америки могут превысить два миллиарда долларов, причем только закупки БЛА вооруженными силами Израиля составят почти половину этой суммы.

Объем ежегодного производства БЛА в Азии утроится в течение следующего десятилетия и достигнет к 2022 году 2,9 миллиарда долларов. Объемы продаж беспилотников в Азиатском регионе за этот период могут составить 18 миллиардов долларов в общем объеме рынка, причем 13 миллиардов придется на Китай.

Эксперты отмечают резкий рост возможностей Китая в секторе беспилотной техники. В частности, в сентябре 2013-го японские истребители перехватили китайский БЛА «Харбин» BZK-005, аппарат типа MALE класса «Предейтор», выполнявший полет с надводного корабля. В ноябре прошлого года малозаметный ударный БЛА «Лицзиань» типа UCAV (Unmanned Combat Air Vehicle) совершил свой первый полет с аэродрома авиационного завода Ченгду. Этот аппарат по конфигурации и габаритам имеет сходство с демонстраторами ударных БЛА «Фантом Рэй» компании «Боинг» и «Нейрон» компании «Дассо».

Демонстрационные полеты палубного демонстратора ударного БЛА X-47B ВМС США разработки компании «Нортроп» продолжатся в 2014 году так же, как и испытательные полеты демонстраторов ударных беспилотников «Нейрон» и «Таранис» компании «БАЕ Системз». В начале 2015-го ВМС США должны будут принять решение по тендеру на разработку палубной беспилотной разведывательно-ударной авиационной системы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike).

Усиленными темпами идет развитие БЛА гражданского назначения. Американская федеральная авиационная администрация (ФАА) полагает, что 7500 беспилотных аппаратов появится в США в течение пяти следующих лет. Это требует разработки соответствующей нормативной базы, которая могла бы позволить к концу 2015 года безопасно интегрировать беспилотную технику в национальное воздушное пространство. Большинство этих аппаратов станет относиться к малоразмерному классу массой менее 25 килограммов. Для данной категории БЛА будут наиболее быстро разработаны правила летной годности. Эти аппараты найдут наибольшее применение в силовых структурах.

Европа пока опережает США в области гражданских беспилотников, поскольку в европейских странах находится почти тысяча аппаратов этого типа, а некоторые государства даже могут разрешить полеты беспилотных систем массой менее 150 килограммов. В настоящее время ведется гармонизация требований к летной годности БЛА, а Европейское агентство авиационной безопасности EASA (European Aviation Safety Agency) разрабатывает нормы летной годности для БЛА массой свыше 150 килограммов, что позволит данным аппаратам выполнять полеты в воздушном пространстве начиная с 2016 года.
Автор: Николай Преображенский
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. La-5 30 января 2014 09:28
    Терминатор, начало. :)
    1. Гражданский 30 января 2014 17:51
      скупать все модели, через другие страны, ликвидировать отставание по-Сталински!
      1. Andriuha077 30 января 2014 19:37
        По планеру и двигателям своих разработок в избытке, только их ещё и производить надо.
        Электронику у противника закупать бесполезно: случись что - отключат импульсом через жипиэс-спутники. Тут пригодны изделия только собственных разработки и изготовления.
  2. ramin_serg 30 января 2014 11:01
    Любая уважающая себя страна должна оснащать свою армию беспилотниками в идеале своим производством
  3. atalef 30 января 2014 11:04
    Не совсем понял из этой статьи
    37% держат Штаты , 3.3% Израиль .2.85% Европа
    47% - остальные производители . Кто эти такие остальные производители и что они производят ?
    Если мы говорим о реальных боевых БПЛА - то это одно . Если в эту категорию ( остальных производителей ,держащих сегмент рынка больше чем США , ЕВропа и Израиль вместе взятые )включены клубы авиамоделистов с прикрученной изолентой видеокамерой - тогда понятно количественно . но статья превращается в пустой набор ничего ни несущих под собой цифр.
    Если сравнивать - то надо как то идти не только по количественному . но и каким то образом качественному показателю.
    в статье не указаны абсолютно эти мифические производители 47% беспилотников . Кто , где , какие фирмы . модели ,ТТХ минимальные или стоимость.
    Статье минус , бесполезный , ни на чём не основанный и непонятно интерпретированный набор ненужной и непонятной информации.
    1. Su24 30 января 2014 21:05
      Если бы вы внимательно прочитали ли бы статью (я уже устал всем это повторять),то заметили бы, что упоминаются некоторые типы китайских беспилотников, а также говорится, что на Китай придётся 13 млрд долл закупок. Т.е. почти 20% от предполагаемого общего мирового рынка БЛА. То, что не перечислены остальные производители и типы БЛА, можно списать на формат статьи (она ведь и так большая).
  4. Комментарий был удален.
  5. Jas4555 30 января 2014 12:05
    Сейчас также динамично развиваются БПЛА вертикального взлета и посадки. Например БПЛА компании Saab. Франция разрабатывает много БПЛА, тот же самый Талес совместно с Великобританией. Sagem Group французская компания.
    Россия тоже движется в этом направлении, пусть и медленно.

    Откуда инфа по Израилю??? 3.3%??? ощущение что Вы ошиблись в разы.

    Вообщем статья интересная. Добавьте в следующий раз больше изображений.
    1. Комментарий был удален.
    2. atalef 30 января 2014 12:21
      Цитата: Jas4555
      Вообщем статья интересная

      Ещё раз заявляю - статья никакая .
      На рынке сейчас присутствуют 4 игрока
      На текущий момент в сегменте БПЛА доминируют четыре крупных компании: Northrop Grumman Corporation, General Atomics Aeronautical Systems, Inc., AAI Corporation и AeroVironment, Inc. Положение осложняется тем, что члены данной четвёрки активно конкурируют между собой. В секторе беспилотных летательных аппаратов существуют и игроки рангом пониже, которые поставляют не готовые системы, а отдельные узлы. На наш взгляд, сегодня это самый оптимальный и реальный способ проникновения в сектор БПЛА

      Все остальные находятся если ни в пелёнках , то просто в ясельной группе по сравнению с ним
      Почему в статье не названы ниодной фирмы или производителя вроде как держащих целых 47% рынка ( кроме США , Европы и Израиля )
      Кто они ? Может кто укажет .
      1. Пупырчатый 30 января 2014 12:45
        Китай, Иран, Турция, Россия в какой-то степени. Игроков много. В статье не дается оценка уровня их продукции
        1. пацантрэ 30 января 2014 13:13
          Турция и Россия еще куда ни шло,но Иран???)))
        2. Комментарий был удален.
        3. atalef 30 января 2014 13:17
          Цитата: Пупырчатый
          Китай, Иран, Турция, Россия в какой-то степени. Игроков много. В статье не дается оценка уровня их продукции

          Жень привет , вот и я о том , если считать беспилотиком продукцию авиамодельного кружка с камерой прикрученной изолентой - то да.
          Нужно было как минимум сравнивать по категориям и ТТХ.
          1. Пупырчатый 30 января 2014 22:52
            Цитата: atalef
            Жень привет , вот и я о том , если считать беспилотиком продукцию авиамодельного кружка с камерой прикрученной изолентой - то да.
            Нужно было как минимум сравнивать по категориям и ТТХ.

            Уровень их БПЛА растет. И это уже не модельный кружок. То, что они отстают от израильских БПЛА, не значит, что их уровень может повторить школьник
  6. Jas4555 30 января 2014 12:28
    енто секрет! hi


    А если серъезно, вернее всего подсчтеы велись очень банально - по количеству производимых БПЛА на компанию и страну... Однкао не учитывалось, то что эти 47 процентов просто копируют и создают "свои" БПЛА... такие я могу купить в Хобби-шопе на дистанционном управлении и воткнуть камеру... Я кстати уже так и делал. Просто ради забавы. Вертолет 200у.е. плюс камера. Видео в реальном времени. Но вибрация очень искажала изображение, да и ветер... причем любой...

  7. Jas4555 30 января 2014 12:36
    Кстати на аву поставил временно БПЛА от SAAB. Skeldar
  8. Andriuha077 30 января 2014 13:18
    В ближайшее время эти "разведывательные" аппараты, вследствие достаточной грузоподъёмности, малозаметные и барражирующие на 20 км более суток, не проверяемые противником (т.е. нами), составят основу мобильного высотного ПРО, а также высокоточных и ядерных ударных сил.
  9. нае76 30 января 2014 13:23
    Цитата: atalef
    Не совсем понял из этой статьи
    37% держат Штаты , 3.3% Израиль .2.85% Европа
    47% - остальные производители . Кто эти такие остальные производители и что они производят


    Вы наверное не поняли - статья не о БПЛА а о бабках которые в этой сфере крутятся, причем речь идет не только о военных аппаратах а о всех. Такой подход конечно малоинформативен, однако обзор делали как я понимаю экономисты а их как раз интересовал чисто объем рынка - ну мозги у них так устроены, их чисто бабло интересует, копорое потенциально можно поднять, и они само собой учли что большую долю мирового рынка занимают какие-то мелкие компании которые продают какие-то БПЛА без учета их уровня и качества. А таких контор хватает даже в России, вот вы про ОКБ "Сокол" слышали что нибудь? А во Франции и ряде других стран есть и вполне крупные и известные компании занимающиеся в том числе и БПЛА, СААБ тот же, например.
    А цифры лично меня не удивляют: учитывая что Глобал Хоук стоит 200 лямов баксов а Херон только 10 получается, что даже если Израильтяне будут выпускать аппаратов в разы больше, по кэшу им с Американцами не тягаться.
    1. Комментарий был удален.
    2. atalef 30 января 2014 14:24
      Цитата: нае76
      Вы наверное не поняли - статья не о БПЛА а о бабках которые в этой сфере крутятся

      Я всё отлично понимаю . поэтому и спрашиваю . кто эти мифические производители умудрившиеся отхапать 47% рынка
      Цитата: нае76
      причем речь идет не только о военных аппаратах а о всех

      А ну я об этом и говорю. Умудрились смешать военные БПЛА и гражданские модельки . а после этого претендуют на какую то объективность статьи
      Цитата: нае76
      вот вы про ОКБ "Сокол" слышали что нибудь? А во Франции и ряде других стран есть и вполне крупные и известные компании занимающиеся в том числе и БПЛА, СААБ тот же, например

      Тот же СААБ и Франция находятся в доле Европы (2.85%) , Россия - мы все отлично знаем о чём идёт речь
      Цитата: нае76
      А цифры лично меня не удивляют: учитывая что Глобал Хоук стоит 200 лямов баксов а Херон только 10 получается, что даже если Израильтяне будут выпускать аппаратов в разы больше, по кэшу им с Американцами не тягать

      А если какая либо Ботсванна наделает 10млн бумажных самолётиков . да к каждой привяжет камеру за 20 баксов -- короче статья как средняя температура по больнице или количество рыбы в мировом океане на куб.метр воды
      Статья НИ О ЧЁМ .имхо
  10. Andriuha077 30 января 2014 13:39
    Цитата: нае76
    Глобал Хоук стоит 200

    Это с аппаратурой. Пустой - 30 стоит. И это уже с колоссальной накруткой, сравниваем с пассажирскими, смотрим цену отдельно аналогичных корпусных элементов и двигателей.
  11. Bongo 30 января 2014 14:11
    «Нортроп Грумман» сохранит свои лидирующие позиции, несмотря на сокращение программы ВВС США RQ-4B «Глобал Хоук» (Global Hawk).
    RQ-4B «Глобал Хоук» планируют закупать Германия, Корея и Индия.
  12. _КМ_ 30 января 2014 18:13
    У меня такое впечатление, что сейчас беспилотники востребованы больше, чем пилотируемые аппараты. Странно это...
  13. Урус 30 января 2014 21:51
    Совсем-не странно!!!одно дело -погибнуть в кресле самолета,в бою..другое от ожирения,в кресле-оператора
    Урус
    1. atalef 30 января 2014 22:01
      Цитата: Урус
      Совсем-не странно!!!одно дело -погибнуть в кресле самолета,в бою..другое от ожирения,в кресле-оператора

      На пенсии перед телевизором, Вы хотели сказать
  14. Jas4555 31 января 2014 08:48
    Кстати, на сегодняшний день проводяться исследования по вопросу - "Восприятие действительности операторами БПЛА", которая показала что в операторы (находясь например в сотнях километрах от зоны действия) не воспринимают в полной мере ту действительность происходящих событий. Так, выпустив ракету и убив людей, он не может до конца осознать содеянное.Мозг все равно пытается воспринять это как виртуальная реальностть, просто компьютерная игра. И на мой взгяд - это самая большая проблема.

    Может это будет идея для будущих публикаций? Могу помочь со сбором данных (на англ, на русском).
  15. Andriuha077 31 января 2014 12:07
    Цитата: Jas4555
    операторы (находясь

    Это ДПЛА (дистанционно пилотируемые); с БПЛА (беспилотными) будет ещё интереснее: руководитель того или иного уровня вводит портрет цели и координаты поиска, всё, никаких людей (в привычном смысле), человеческих эмоций, моральных терзаний, только военный бизнес.
    В следующей серии: человечество против богатейших семей....
  16. Ваня севдоним 6 февраля 2014 08:17
    Мировая тенденция именно развитие БПЛА и в этом лидирует США отходя постепенно от обычных самолетов !
    россия уже никогда не дагонет и НЕ сделает,что-то подобное ! Так,покупает у Израиля и Франции игрушки,
    правда тратя на это приличные деньги,а серьезную вещь россии НИ КТО и НИ КОГДА НЕ ПРОДАСТ!!!!
    Ваня севдоним
  17. Beiderlei 17 января 2015 15:57
    Надо ешё раз перечитать!
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня