Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Партнерство укрепляется субмаринами

России есть что предложить, а Индии – на что купить подводные лодки

Серьезное военно-техническое сотрудничество между СССР и Индией началось с середины 60-х годов, и с тех пор двусторонние отношения остаются во многом уникальными. Россия предоставляет такую помощь и технологии, какие другие страны Нью-Дели дать не могут. Однако приходится считаться с новыми условиями, в первую очередь в связи с приходом на индийский рынок агрессивных торговцев из Европы и США. Особенно это касается военно-морской отрасли. ВМС Индии уже привыкли к тому, что не только выбирают самый оптимальный вариант по соотношению цена – качество, но и получают дополнительные бонусы. Поэтому в отличие от советских предшественников нынешние отечественные корабелы должны работать в условиях рынка, соревнуясь с крупнейшими высокотехнологичными западными компаниями. Прежняя ставка на политический фактор и особые межгосударственные отношения иногда не срабатывает. Надежды оправдываются, когда дело касается сверхсовременного оружия, каковым являются подводные атомоходы.

Сейчас РФ имеет два проектных бюро, которые занимаются разработкой подводных лодок для отечественного военно-морского флота и на экспорт. Санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (СПМБМ «Малахит») специализируется на атомных многоцелевых субмаринах и специальных глубоководных технических средствах и дизель-электрических субмаринах малого водоизмещения, то есть до тысячи тонн. Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МР «Рубин»), базирующееся в том же городе, занимается атомными подводными крейсерами (АПКР) со стратегическим вооружением, а также дизель-электрическими лодками основных классов водоизмещением до пяти тысяч тонн. Есть еще конструкторское бюро «Лазурит» в Нижнем Новгороде, известное рядом удачных проектов, в том числе атомной многоцелевой субмариной с титановым корпусом проекта 945 «Барракуда». Однако в результате сокращений в отрасли «Лазурит» практически прекратил работу над подлодками, передав часть проектов «Рубину» (например «Саров») и «Малахиту» (включая «Барракуду»).


Помимо гособоронзаказа, «Малахит» занимается и военно-техническим сотрудничеством (ВТС). В нем созданы многоцелевые атомные подлодки, известные под общим наименованием Chakra (в дословном переводе – оружие богов). Первая из них 1967 года выпуска по межправительственному соглашению была сдана в аренду Индии и находилась в составе ее ВМС в 1988–1991-м. За это время прошла 72 тысячи миль, выполнила пять ракетных и 42 торпедные стрельбы. В 2012 году ВМС Индии получили второй за свою историю корабль с атомной энергетической установкой, который раньше входил в состав российского ВМФ как АПЛ «Нерпа» проекта 971И. Сегодня он базируется на базе «Визахапатнам» на восточном побережье Индостана под именем Chakra II, очень нравится нынешним хозяевам, которые интересуются приобретением второго корабля проекта.

Российские субмарины

Министр обороны страны Аракапарамбил Куриан Энтони сказал в начале прошлого года: «Вопросы стоимости приобретения дополнительных атомных субмарин в России не должны вас волновать – Индия может себе это позволить». Однако затем официальные лица стали высказываться осторожнее. Наверное, потому, что переговорный процесс по следующим приобретениям зашел довольно далеко. На пресс-конференции по случаю приемки авианосца «Викрамадитья» в ноябре прошлого года Энтони предпочел уклониться от прямых вопросов о продолжении закупок в России, сославшись на конфиденциальный характер информации. Но анализ министра позволяет сделать вывод о том, что индийская сторона заинтересована в приобретении еще одной АПЛ. Возможно, проекта 971И. Судя по настрою российской стороны, она тоже готова к расширению ВТС. В процессе совместной работы над первым корпусом лодки специалисты двух стран накопили большой опыт взаимодействия, а руководители более четко представляют себе нюансы переговоров.

Поскольку атомные субмарины являются стратегическими силами сдерживания, Кремль не может не учитывать геополитическую обстановку. Далеко не каждая страна, какими бы финансовыми возможностями она ни обладала, может купить АПЛ у России, а у нашего стратегического союзника Индии привилегированное положение. В декабре 2012 года президент РФ Владимир Путин в ходе официального визита отмечал необходимость продолжения и расширения сотрудничества в высокотехнологичных проектах, включая совместное создание истребителя пятого поколения на основе ПАК ФА, многоцелевого транспортного самолета (MTA) и ударных крылатых ракет (область специализации СП Brahmos Aerospace). Логичным шагом в этой связи было бы совместное проектирование и строительство подводных лодок. Отечественная промышленность располагает необходимыми опытом, знаниями и мощностями для реализации новых заказов. Это показали годы разработки, строительства и проведения сдаточных испытаний головного корабля проекта 885 «Ясень» – многоцелевой атомной субмарины четвертого поколения. В программе заняты «Малахит» и его индустриальные партеры, включая АО «Севмаш».

Сданная в аренду на десять лет Chakra II хорошо иллюстрирует собой ответственное взаимодействие двух стран. Корабль поставлен российской стороной в январе 2012 года и прибыл на базу заказчика в марте. Российская промышленность осуществляла работы по установке отдельного оборудования, например индийской системы связи, которую сопрягали с отечественными антенными устройствами. Таким образом, к настоящему времени российскими и индийскими партнерами уже накоплен некий успешный опыт адаптации средств индийской стороны в состав бортового комплекса российского корабля, установки их на борт подлодки, обеспечения бесперебойного совместного функционирования. Такого рода работы успешно проведены на территории Российской Федерации. В итоге ВМС Индии получили в распоряжение полностью боеспособную АПЛ Chakra II. Корабль отличается высокими параметрами. Длина – свыше 110 метров, скорость подводного хода – более 30 узлов, достигающаяся передачей на вал винта мощности порядка 50 тысяч лошадиных сил. Тепловая мощность реакторной установки корабля – около 190 МВт или в два с лишним раз больше, чем на АПЛ Arihant собственной разработки и постройки. Вооружение составляет весьма мощный комплекс Club-S (экспортный вариант «Калибра») с ракетами двух типов.

Партнерство укрепляется субмаринами

История подводных сил Индии опровергает версию, что российские подлодки не очень подходят для эксплуатации в теплых морях. В 60-е годы Нью-Дели получил от Москвы восемь субмарин проекта 641И. Некоторые из них прослужили 35 лет. Позднее выполнены поставки 10 более совершенных дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, срок эксплуатации которых уже превышает 20 лет и продолжается благодаря своевременному капитальному ремонту. Многое зависит от условий базирования, инфраструктуры и береговых служб. На стоянке внутрь корабля попадает воздух, который может быть жарким и влажным. Требуются специальные мероприятия по поддержанию микроклимата, в том числе и в базе, поскольку не все оборудование корабля может быть в тропическом исполнении. При проектировании любой подлодки для советского и российского ВМФ задавались такие требования, чтобы корабль своими техническими средствами обеспечивал боевое применение и продолжительное плавание в любой точке Мирового океана. Постоянное пребывание в теплой соленой воде не является чем-то неожиданным для отечественных конструкторов, проблема решается соответствующими конструктивными мероприятиями, в частности установкой дополнительной протекторной защиты. При эксплуатации в тропиках больше внимания следует уделять четкому выполнению регламентов технического обслуживания, соблюдению предписанных сроков проведения докования корабля с целью оценки состояния его корпуса, восстановления поврежденного лакокрасочного покрытия.

Когда индийский флот получил первую Chakra, ее обслуживало довольно большое число советских специалистов, а индийцы не получали достаточного опыта. Поэтому при подготовке к передаче Chakra II большое внимание уделялось обучению местных специалистов и оснащению базы. «Малахит» по различным контрактам в рамках общего задания разработал и поставил индийской стороне под ключ тренажерный комплекс для обучения личного состава. В настоящее время он полностью установлен и функционирует на территории заказчика, а российская сторона осуществляет его постгарантийное сопровождение.

На Chakra I были несколько десятков советских моряков, в том числе командир Александр Теренов. Они находились на борту при каждом выходе в море. Chakra II обслуживается в море только индийским экипажем. Отдельная тема – береговое обеспечение, одним индийцам оно не под силу, но регламентные работы – вполне. Так что уровень взаимодействия на Chakra II на порядок выше, чем на Chakra I. А когда возникла необходимость устранить отдельные неисправности, восстановить местами ободранное лакокрасочное покрытие, то применялись индийские материалы.

Россия обладает научным и промышленным потенциалом, в некоторых областях сохраняя лидирующие позиции в мире. Например, это вертикальные пуски крылатых ракет с борта головного корабля проекта 885 «Ясень» в погруженном состоянии. На этой подлодке «Малахит» реализовал идею и принцип универсальности. Пусковая установка представляет собой аналог револьверного барабана, который развернут вертикально и в его отделениях до пяти ракет, различающихся по назначению и калибру. В 2012-м «Северодвинск» успешно пять раз отстрелялся ракетами «Калибр» (Club-S) как в противокорабельном варианте, так и для поражения береговых целей. В прошлом году субмарина запускала и сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс», близкие по характеристикам к индийско-российскому BrahMos.

Если Индия решит взять дополнительные корабли проекта 971И, то ее ВМС значительно повысят боевую мощь. Перерыв между двумя Chakra оказался слишком большим, страна потеряла многих подготовленных специалистов, имеющих опыт практической эксплуатации кораблей с ядерными силовыми установками и их берегового обслуживания. Сейчас, когда все необходимое воссоздается, флоту необходимо быстрее наращивать количество атомоходов, чтобы снова не растерять накопленный опыт. Исходя из геополитической ситуации Индии имеет смысл постоянно держать в море пару АПЛ – по одной в Аравийском море и Бенгальском заливе.

Кроме 971И, интерес Нью-Дели вызывают корабли проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада», а также 865 «Пиранья». Последняя представляет собой компактную дизельную подлодку. В годы холодной войны по проектам СПМБМ ленинградские верфи построили пару экземпляров. «Пираньи» предназначались для сил специального назначения в балтийском мелководье. Сделанные из титана, что позволило значительно снизить электромагнитное излучение, субмарины имели экипаж из трех человек и две торпеды для самообороны. После развала СССР ряд высокотехнологичных программ закрылся, диверсионные средства попали под сокращение и обе «Пираньи» были из состава действующих флота выведены, а затем утилизированы.

Тем не менее потенциал их производства сохранился, поэтому отечественная «оборонка» предложила Индии экспортные варианты. Обсуждалась даже возможность совместного производства «Пираний». По мере продвижения переговоров возникла тема более мощных, но компактных дизель-электрических субмарин на базе проекта 865. Пару лет назад прийти к согласию не удалось, но переговорщики расстались с намерением продолжить поиск взаимоприемлемого решения.

Индийский атомоход

Chakra I считалась своеобразным учебным классом для ВМС страны. Имелись определенные ограничения по использованию, хотя лодка несла торпеды и крылатые ракеты типа «Аметист». Поэтому особое значение в системе национальных вооруженных сил придают Chakra II. Атомоходы собственной разработки и постройки пока задерживаются, поэтому моряки хотели бы больше российских кораблей. Споры ведутся о лизинге. В любом случае это не полноценное владение субмариной, какими бы гибкими ни были условия договора, всегда будут ограничения в эксплуатации. Про Chakra II в стране говорили, что это случай, когда слишком поздно и слишком мало. Немало индийских политиков, военных, ученых и промышленников хотели бы получить от России не готовый корабль, а критические технологии и активную помощь по доведению до ума атомоходов национальной разработки. Они считают, что такая постановка вопроса уже отвечает современному состоянию стратегического взаимодействия двух стран, которые прошли необходимый путь к кооперации и накопили успешный практический опыт.

Индийская программа АПЛ началась на несколько десятилетий позднее американской и советской. Первые исследовательские работы, переросшие в проект ATV (Advanced Technology Vessel – высокотехнологическое судно), начались в 1974 году. Сборка по лицензии немецких дизель-электрических субмарин типа 209 в 1984-м на Mazagon Docks позволила местным специалистам накопить первый опыт строительства. Приобретенные технологии и знания применили при реализации ATV. Практическая стадия проекта началась в 1985–1988 годах, а к разработке рабочей документации приступили в конце XX века.

Пока построен только атомоход INS Arihant. На церемонии его спуска на воду 26 июля 2009 года премьер-министр Манмохан Сингх благодарил российских специалистов за оказанную помощь. В создании корабля приняли участие различные структуры Минобороны страны и исследовательские центры, включая Bhabha Atomic Research Centre (BARC) и Defence Research and Development Organisation (DRDO). Подключены и крупные частные структуры, такие как Larsen & Toubro (L&T) и Tata Power – подразделение корпорации Tata Group. Сталь для реакторного отсека поставляла Heavy Engineering Corporation, Ranchi, парогенератор – Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL), а Audco получила заказ на клапаны давления. После того как специалисты флота и DRDO закончили общий проект лодки, ее чертежи в цифровом 3D виде выполнили инженеры фирмы L&T. Систему управления разработала Tata Power, а паровую турбину – Walchandnagar Industries. Сборка лодки из различных компонентов, изготовленных на заводах в разных городах Индии, осуществляется в Shipbuilding Centre (SBC) города Визахапатнам.

Помимо головного, планируется строительство еще пяти кораблей, два корпуса уже заложены. Техническая информация о проекте скупа. Известно только, что конструкция первенца индийского атомного подводного кораблестроения повторяет известные советские решения – лодка двухкорпусная, с внешним легким и внутренним основным корпусами. Водоизмещение – шесть тысяч тонн, длина – 110–112 метров, ширина – 10–11 метров, экипаж – 95 человек, скорость подводного хода – 24 узла. В целом по параметрам атомоход близок к Chakra II, но длиннее за счет дополнительного ракетного отсека (четыре вертикальные шахты диаметром 2,4 метра). Для снижения акустического поля использованы резиновые плитки. Гидроакустические комплексы двух типов – UHSUS (устанавливается на проект 877ЭКМ при модернизации) и Panchendriya (комплексная сенсорная и управляющая система).

В качестве основного оружия лодка несет 12 баллистических ракет К-15 Sagarika в четырех шахтах. Длина ракет – 10,4 метра, диаметр – один метр (0,74 м по другим данным), стартовый вес – 6,3 тонны, дальность с моноблочным зарядом – 750 километров, с уменьшенным – до 1500 километров. Пуск из-под воды с погружного стенда состоялся в 2008 году. Были заявления, что ракета готова к принятию на вооружение. В будущем субмарина может быть вооружена ракетами типа Agni с дальностью 3500 километров. Четыре вертикальные шахты вмещают по одной Agni 3SL с диаметром два метра и разводной головной частью. Однако сообщается, что разработка новой ракеты может занять еще несколько лет.

Реактор относится к типу PWR (Pressurised Water Reactor), разработан BARC. Опытный образец заработал в 2004 году на территории Indira Gandhi Centre for Atomic Research в городе Ченнай. Судя по всему, он наземного типа и для корабельного варианта требуется переработка документации для изготовления. Реактор имеет 13 топливных сборок, каждая по 348 штырей. Длина реакторного отсека – 42 метра, диаметр – около восьми метров. Вместе с электрическими и пропульсивными системами он занимает половину внутреннего объема лодки. В прошлом году на головном корабле запустили реактор, готовясь к выходу в море.

Хотя имеется определенное технологическое отставание Индии в области стратегического ядерного сдерживания, она вовсе не безнадежна. Это страна с древней историей цивилизации, динамично развивающаяся демократия с высокими темпами роста экономики и уровнем IQ граждан. Прекрасно функционирует оборонная индустрия, массово выпускается современная техника национальной и иностранной разработки для нужд ВВС, ВМС и наземных войск. В дополнение к мощному государственному сектору ОПК с 2006 года власти активно привлекают частный бизнес. Вооруженные силы республики накопили огромный опыт эксплуатации и совершенствования боевых комплексов различного производства, включая авианосцы, эсминцы и фрегаты, подводные лодки, боевые самолеты и вертолеты. Так что опыт южных партнеров представляет несомненный интерес и для российских конструкторов.
Автор: Владимир Карнозов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. AVV 30 января 2014 12:04
    Совместная работа над подлодкой для Индийских ВМФ это хорошо,но нам нужно увеличить продажи и готовой продукции,деньги зарабатывать,на продаже готовых изделий и лизинге !!! Что бы не получилось ,как с Китаем !!!Поэтому нужно учитывать взаимные интересы двух стран!!!
    AVV
    1. Комментарий был удален.
    2. sub307 30 января 2014 17:21
      "Увеличивать" нужно прежде всего продажи (поставки) собственному ВМФ. Пока они не на том уровне, который хотелось бы видеть.
      1. Geisenberg 31 января 2014 00:13
        Цитата: sub307
        "Увеличивать" нужно прежде всего продажи (поставки) собственному ВМФ. Пока они не на том уровне, который хотелось бы видеть.


        Поставки ?! Типа как стаканы на стол ? Внутренний и внешний рынок насыщаются по разному. Индусов нельзя отпускать с наших лодок, надо строить для них. Внутренний рынок насыщается за счет государственных средств. Никто не будет строить оружие для государства которое не хочет за него платить. Нехочешь у своих покупать - так не мешай работать.
        1. sub307 1 февраля 2014 13:38
          Geisenberg - "Хорошо было бы в соотношении 30 себе и 10 на продажу ... вот это было бы хорошо в самом деле".
          sab307 - "Увеличивать" нужно прежде всего продажи (поставки) собственному ВМФ. Пока они не на sub307том уровне, который хотелось бы видеть.
          И в чём различие мнений? Каке стаканы? При чём "насыщение рынков" разнообразных. Просто должны быть чёткие приоритеты от которых нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах. Возьмём ДЭПЛ, к примеру. Сколько поставили "на продажу" и в ВМФ РФ? ЧФ вообще без подводного флота практически оставили. "Алроса" и Б-380(в непонятном состоянии) - ну "очень могучая кучка". На балтике ненамного лучше.
        2. Комментарий был удален.
  2. svp67 30 января 2014 15:33
    России есть что предложить, а Индии – на что купить подводные лодки
    Хорошо бы в соотношении на 2 построенные для флота России - 1 на продажу...
    1. avg 30 января 2014 16:11
      Цитата: svp67
      России есть что предложить, а Индии – на что купить подводные лодки

      Это конечно хорошо, но пора Индии разъяснить про сидение на двух и более стульях.
      avg
      1. одинокий 30 января 2014 22:35
        Цитата: avg
        но пора Индии разъяснить про сидение на двух и более стульях.


        Ну скажем разъясните это индусам,и они могут повернуть взоры к другим.Это потерья рынка,которая стабильно приносит в казну миллиарды в год.Нельзя так рисковать.индия один из основных торговых партнёров в сфере торговли оружием с Россией.
      2. Geisenberg 31 января 2014 00:16
        Цитата: avg
        Цитата: svp67
        России есть что предложить, а Индии – на что купить подводные лодки

        Это конечно хорошо, но пора Индии разъяснить про сидение на двух и более стульях.


        Разьясняющему не терпится прогуляться далеко и на долго ??? Пусть сидят хоть на еже голым местом. Главное чтоб обязательства принимали и исполняли.
    2. Geisenberg 31 января 2014 00:15
      Цитата: svp67
      России есть что предложить, а Индии – на что купить подводные лодки
      Хорошо бы в соотношении на 2 построенные для флота России - 1 на продажу...


      Хорошо было бы в соотношении 30 себе и 10 на продажу ... вот это было бы хорошо в самом деле.
  3. sinukvl 30 января 2014 15:52
    Цитата: svp67
    России есть что предложить, а Индии – на что купить подводные лодки
    Хорошо бы в соотношении на 2 построенные для флота России - 1 на продажу...

    Да хотя б один к одному, особенно если брать в расчет ран проданного корабля, глядишь былбы еще один авионосный крейсер, а может и атомный авионосец!
  4. moremansf 30 января 2014 15:55
    Нам тоже нужны новые лодки и корабли!!!
    1. Stiletto 30 января 2014 16:47
      Цитата: moremansf
      Нам тоже нужны новые лодки и корабли!!!


      Не могу не оставить без внимания этот крик души, ибо и сам так думаю. И при всем том, что в глубине души понимаю, что статья "про бизнес, и ничего личного", меня все равно поражает жадность и погоня за сиюминутной выгодой.
      "Если Индия решит взять дополнительные корабли проекта 971И, то ее ВМС значительно повысят боевую мощь".
      А если ей наш остатний горемычный флот продать, то и еще более значительно. Один авианосец - Индии, один - Китаю, себе - ни одного. Странно, что еще Кузю не продали, не успел Горбатый с ЕБН вовремя подсуетиться...
  5. Анатоль Клим 30 января 2014 16:22
    В июле 2011 года индийский военный корабль, совершавший визит во Вьетнам, был остановлен силами ВМС Китая и вынужден ретироваться из акватории Южно-Китайского моря.
    В октябре того же года Индия и Вьетнам подписали соглашение о совместной разработке месторождений на шельфе, принадлежность которого Вьетнаму оспаривается Китаем. Это вызвало резкий дипломатический демарш со стороны Китая, увидевшего в этом ущемление своего суверенитета. И хотя на сегодня Индия продолжает настаивать на своём праве вести совместную с Вьетнамом разработку месторождений, неурегулированность ситуации вокруг Южно-Китайского моря чревата дальнейшим нагнетанием напряжённости в отношениях Китая как с непосредственными соседями по морю, так и с Индией.
    По сути, стремление Индии утвердить своё присутствие в зоне Тихого океана является асимметричным ответом на китайскую стратегию «нить жемчуга», заключающуюся в окружении Индии с моря цепочкой портов, станций слежения и потенциальных военно-морских баз на территории соседних с Индией стран: Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеш, Мьянмы; периодически в СМИ проходит информация о том, что в «нить жемчуга» могут быть включены также Кения, Сейшельские и Мальдивские острова.
    http://www.riss.ru/analitika/1149-indiya-i-ates-o-perspektivah-laquo-tretego-put
    i-raquo-v-usloviyah-globalnogo-protivostoyaniya-ssha-i-kitaya
    Надеюсь, благодаря России, индийские ВМС смогут достойно отстаивать свои национальные интересы в противостоянии с всё более наглеющим Китаем.
  6. Evgeniy667b 30 января 2014 16:28
    Какие сладкие речи, как ручеек журчит. Ах какие индусы давние и замечательные партнеры! А для чего все эта трогательная забота, кто ответит. На благо нашего судостроения? А что могут индусы как партнеры в технологическом плане? Только брать!!! А взамен только частичное покрытие расходов. Неравноценное партнерство. о дело то даже не в этом. Есть силы, которые очень не хотят становления российского флота, чтобы туда не поступали новые корабли. Глядишь старые у пирса ко дну пойдут от ветхости. А которые вымучены и вошли в строй- для стаи Вирджиний и лосей- несложная в уничтожении цель. Статье минус, т.к она направлена на подрыв нашего ВМФ и разбазаривание ресурсов. Место сбоки под нашу подлодку будет занято индийской, китайской , вьетнамской или еще какой. Какой хороший подарок нашим недругам!!!
  7. Arh 30 января 2014 16:35
    Наши Новые ПодЛодки ! ! ! ) ) )
    Arh
  8. voliador 30 января 2014 17:31
    Нас связывают давние традиции военно-технического сотрудничества. И, учитывая постоянное усиление китайцев и их "тёрки" с индусами, думаю, что помогать Индии необходимо. Может не самыми-самыми последними разработками, но тем не мение надо!
  9. Wurger 30 января 2014 17:34
    Ну, одну они уже наэксплуатировали так, что она взорвалась. если не боятся, то пускай покупают.
    Wurger
  10. Яroslav 30 января 2014 17:45
    Безусловно Индия наш давний партнёр, но сегодня наш ВПК должен в первую очередь заняться обновлением собственной армией и флотом, учитывая её состояние.
    Яroslav
  11. 120352 30 января 2014 22:46
    За последние годы мы продали китайцам, вьетнамцам, тунисцам и Индии 18 только дизельных подводных лодок 636 проекта. А что у нас? В частности, на Черноморском флоте? Так что это не партнёрство, а просто торговля субмаринами в угоду космополитическому "бизнесу", но не в пользу России! Если тот же Китай, у которого 10 наших "Варшавянок" вдруг на нас "обидится", чем отвечать станем? У нас такого количества нет!
    120352
    1. Bur39 30 января 2014 23:48
      ответим асимметричным ядерным ударом
      Bur39
    2. Evgeniy667b 1 февраля 2014 05:57
      Именно так, в угоду космополиттическому "бизнесу"!!! Печально, что кто-то этого не понимает и несет чушь о мнимом партнерстве. Индусы не партнеры, а пиявки, которые только и могут сосать. Когда дойдет до драки, они в стороне будут, разьве только на помощь России надеются. Китайцы сказали им-пошли вон, они и ушли. Клоунада у них!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня