Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Судостроение: неэффективно и убыточно

Стратегия развития отрасли является набором призывов и лозунгов без указания исполнителей и конкретных сроков

С момента создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в 2007 году вокруг нее не утихают споры по поводу эффективности расходуемых средств. Определенные надежды изменить ситуацию к лучшему возлагают на создание общественных советов для противодействия коррупции и всестороннего учета мнений специалистов, о чем говорилось в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Бывший член коллегии Главного планово-производственного управления Министерства судостроительной промышленности СССР Феликс Осташевич в интервью «ВПК» поделился своим аргументированным мнением о путях спасения судостроительной отрасли России.

– Как вы оцениваете Стратегию развития ОСК до 2030 года?


– Разработка любой стратегии или программы должна базироваться на анализе итогов. В Стратегии ОСК этот анализ практически отсутствует. Отмечено, что в 2012 году почти на 10 процентов увеличилась выручка от продаж предприятий корпорации, при этом она составила более 64 процентов от общеотраслевой. Но отсутствует анализ структуры выручки. Полагаю, что рост выручки во многом связан с увеличением объемов государственного оборонного заказа.

Еще один пример. В разделе 1.1.1. стратегии указано: «Объем выпуска продукции судового машиностроения предприятиями ОСК составляет более 80 процентов от общеотраслевого». Но ничего не говорится о том, что доля поставок импортного комплектующего оборудования в гражданском судостроении составляет не менее 80 процентов. Таким образом, импортное оборудование в цене судна – более 50 процентов стоимости судна.

– В стратегии правильно отмечены такие проблемы, как низкое качество создаваемой продукции, ее высокая стоимость (в отдельных случаях в 1,2–1,5 раза превышает аналогичную зарубежную), длительный период постройки (в полтора-два раза дольше зарубежных). Также названы кадровые сложности и необходимость технического переоснащения.

– Все отмечено верно, в других отраслях ОПК наблюдается схожее положение. Однако проблемы отмечаются уже в течение десятилетия и хотелось бы понять причины, по которым они не только не решаются, а наоборот, приобретают все большую остроту, несмотря на все большее количество принимаемых мер. Полагаю, что дело не в количестве мер, а в качестве. Не анализируя причины неудач при разработке новых документов, в том числе Стратегии ОСК, можно опять наступить на старые грабли. В Стратегии ОСК поставлены задачи, но этого недостаточно. Надо подготовить рычаги, механизм их решения, а также мероприятия по реализации. Имеются план мероприятий по реализации Стратегии ОСК и «дорожная карта». Но они, похоже, как и сама стратегия, подготовлены в овердрафте.

– Что не так с «дорожной картой?»

– Вместе с планом мероприятий по реализации Стратегии ОСК она является ограниченным набором правильных призывов и лозунгов без указания исполнителей и конкретных сроков. В плане мероприятий указаны не конкретные сроки, а три этапа – 2013–2015, 2016–2020 и 2021–2030 годы. В целях повышения уровня обоснованности цен и себестоимости предусмотрено только одно мероприятие – создание корпоративной системы управления себестоимостью и ценообразованием в 2013–2015 годах.

Судостроение: неэффективно и убыточно

Мероприятия по сокращению сроков строительства не запланированы. Считаю, что более серьезное внимание необходимо уделить работе головной компании ОСК. В части совершенствования деятельности аппарата корпорации предусмотрены четыре мероприятия: формирование штатной структуры в 2013–2015 годах, начало формирования дивизионов по основным бизнес-направлениям, организация матричной системы управления в 2016–2020 годах и завершение формирования функциональной структуры по продуктовому признаку в 2021–2030 годах.

«Дорожная карта» в 2013-м предусматривала три мероприятия, в том числе формирование штатной структуры, а в 2014-м – семь мероприятий, включая создание системы управления себестоимостью и ценообразованием. Ничего плохого нет в том, что разработка новой штатной структуры отнесена к вопросам стратегического развития. Более того, на данном этапе это отражает внутреннюю борьбу старого и нового составов аппарата ОСК. Плохо то, что это является единственным конкретным мероприятием в части совершенствования управления корпорации.

Я плохо себе представляю, для чего в ее составе восемь вице-президентов, то есть больше, чем в Минпромторге и Объединенной авиастроительной корпорации, где по семь замов. Какие вопросы кто решает, кто отвечает, например, за работу по снижению затрат и трудоемкости, за рост производительности труда? Избыточные полномочия и функции в управлении приводят к затягиванию принятия решений. Сравним с советским периодом. Численность работников всей судостроительной промышленности СССР составляла более миллиона человек. В составе Минсудпрома насчитывалось свыше 250 объединений, предприятий и организаций. У министра были девять заместителей. Численность аппарата тогда – менее 0,12 процента от общего количества занятых в отрасли. В ОСК это соотношение почти в пять раз выше и в отличие от аппарата Минсудпрома СССР далеко не все руководители являются профессиональными корабелами с опытом работы на заводах.

Полагаю, в том виде, в каком Стратегия ОСК размещена на сайте, она не имеет практического значения, а является формальным документом, утвержденным советом директоров ОСК. В ней не видно ничего нового, не виден стратегический облик корпорации, мало конкретики, повторяется то, что уже давно сказано. Однозвучно звенит колокольчик и уныло разливается песнь ОСК.

– Чем можно пополнить стратегию?

– Ее авторы повторяют одно и то же: дайте нам заказы и хорошие цены и тогда мы обеспечим развитие отрасли. Но если бы у судостроителей было первое и второе, то в создании корпорации не было бы необходимости. Она ведь как раз создана для ведения конкурентной борьбы при государственной поддержке, а в стратегии об этом как будто забывают. Нет в ней и критической оценки собственной роли, и признания того факта, что головная компания превратилась в бюрократический офис.

Судостроение: неэффективно и убыточноСрывы сроков строительства судов во многом связаны именно с неповоротливостью аппарата. Это он сорвал сроки строительства ледостойкой стационарной шельфовой платформы – ЛСП-1 на Каспии, строящейся по заказу ЛУКОЙЛа. Теперь срок ввода в эксплуатацию крупного месторождения имени Филановского может быть перенесен на год позднее намеченного, то есть на 2016-й. Нефтекомпания размещала заказ на платформу не где-нибудь, а на астраханских предприятиях ОСК по указанию Владимира Путина, который участвовал в церемонии начала эксплуатации другого каспийского месторождения – Корчагинского.

Затем ЛУКОЙЛ заключил контракт с астраханской группой «Каспийская энергия», после вхождения в ОСК переименованной в «Росшельф», и ОСК выступила генеральным подрядчиком. Однако Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО) не смогло вовремя сдать верхнюю часть ЛСП-1 в связи с тем, что ОСК своевременно не предоставила банкам обеспечение для финансирования закупок оборудования у его поставщиков. Сейчас задолженность АСПО перед поставщиками – около двух миллиардов рублей. А ведь за выполнение такого рода обеспечительной работы головная компания ОСК получает свою долю выручки. Интересно, на кого лягут штрафные санкции в случае их предъявления ЛУКОЙЛом и кто из руководства ОСК будет нести ответственность.

Как уже говорилось, стратегия нацелена на получение заказов при хороших ценах. Большие надежды связывают не с собственными действиями, а с помощью государства в режиме ручного управления. Но высокие цены и трудоемкость российского судостроения в дальнейшем могут привести к ручному управлению и финансовым состоянием судовладельцев.

ОСК требует после заключения контрактов увеличить цены на строительство судов. Так было в случае с ЛСП-1, так повторилось при выполнении контракта с «Роснефтью» на строительство шельфовой буровой платформы «Белая медведица». Первоначальная контрактная стоимость в 2010 году определена в 710 миллионов долларов США. Затем головная компания ОСК постоянно предлагала увеличить сумму сразу почти до двух миллиардов долларов и «Роснефть» отказалась. Аналогично корпорация повела себя при модернизации авианосца «Адмирал Горшков», ставшего индийским «Викрамадитья».

Видимо, такое поведение руководства корпорации привело к тому, что в последние годы более 90 процентов новых судов российские судовладельцы заказали и построили на зарубежных верфях. Сумма заказов ежегодно достигает миллиарда долларов.

– Что еще мешает вернуть заказчика на отечественные верфи?

– Сроки строительства судов на наших предприятиях по причине их технологической отсталости в 2–2,5 раза больше, следовательно, растут издержки, трудоемкость строительства в три – пять раз увеличивается. Так что и стоимость работ значительно выше.

«Совкомфлот» почти все основные заказы размещает за границей. Из-за высоких цен ОСК группа компаний SVL (Мальта) контракты на строительство трех танкеров класса «Волго-Дон макс» подписала с Херсонским судостроительным заводом на Украине общей стоимостью более 50 миллионов долларов. Херсонские корабелы обязательства по контрактам, заключенным в конце 2011 года, выполнили в 2013-м, хотя танкеры у них не строились с 1992 года.

– Как вы оцените кадровую политику в отрасли?

– Со времени создания ОСК назначен уже шестой по счету руководитель. По моему мнению, это свидетельствует о необходимости налаживания работы именно в головной компании. Кадровая чехарда – это самое плохое, что может быть.

Сегодня в цехах не хватает рабочих уникальных профессий, которых невозможно позаимствовать из других отраслей. Речь идет прежде всего о судовых слесарях-монтажниках, электромонтажниках, наладчиках. В ряде случаев подготовить рабочих таких специальностей даже сложнее, чем инженера. В аппарат управления корпорации желательно привлекать специалистов, прошедших заводские университеты. Это не пережиток плановой системы, это нормальная политика передовых государственных и частных предприятий. Хотел бы я узнать долю работников аппарата ОСК, прошедших судостроительные заводы или хотя бы имеющих соответствующее образование.

А как корпорация привлекает иногородних специалистов, видно на примере одного топ-менеджера из рыбинского НПО «Сатурн». Его перевели в Москву на должность начальника управления персоналом, дали шесть миллионов рублей подъемных, а через год он покинул корпорацию. Очень ценный кадр, видимо. Притом что не удается до сих пор целиком осилить программу обеспечения жильем специалистов на предприятиях.

– Как вы относитесь к позиции государства по отношению к предприятиям отрасли, находящимся в предбанкротном состоянии?

– Многие судостроительные предприятия являются не просто убыточными, а банкротами. Особое беспокойство вызывает банкротство Амурского судостроительного завода. И возбуждение новых банкротств в 2013 году продолжилось. Так, в январе 2013-го введена процедура внешнего наблюдения на Сретенском судостроительном заводе в Читинской области. На ряде предприятий банкротство вступило в завершающую стадию (конкурсное управление). Можно вспомнить КБ «Горизонт», Волгоградский судостроительный завод, «Амурскую ЭРА».

Беспокоит то, что банкротство часто связано со злоупотреблениями. Например, в четвертом квартале 2012 года введено внешнее наблюдение в отношении петровского электромеханического завода «Молот», а уже в феврале 2013-го МВД сообщило, что в проблемах ПЭМЗ «Молот», возможно, повинен его бывший директор, который переадресовывал поступавшие от контрагентов заказы на другое предприятие.

Тревожат банкротства смежных предприятий. Например, завода «Рейд», где когда-то собирали системы управления защиты атомных реакторов военно-морских судов.

Озабоченность вызывают банкротства предприятий, расположенных в районах Сибири и Дальнего Востока, притом что они признаны на самом верху нашим национальным приоритетом на весь XXI век. Действия ОСК там нестандартны. Ведь иск на банкротство Амурского судостроительного предприятия подало санкт-петербургское КБ «Рубин», которое выполняло указание ОСК. Не определена дальнейшая судьба Амурского и Хабаровского судостроительных заводов. Их загрузка заказами составляет 12–15 процентов, а гособоронзаказ не подтвержен. Начался 2014 год, а корпорация все еще не решила, чем их занять. Что уж говорить о внутризаводских планах. Есть проблемы Амура, но как они преодолеваются, показало прошлогоднее наводнение.

В Стратегии ОСК намечены мероприятия по работе с активами, и я опасаюсь, как бы они не свелись к банкротству и продаже заводов. Отсутствуют меры по восстановлению платежеспособности предприятий. Недостает действий, направленных на эффективность использования представляемых бюджетных средств, а также на выполнение задач, поставленных в майских указах президента РФ 2012 года.

По итогам 2012-го убыток по корпорации – около шести миллиардов рублей. За шесть месяцев 2013 года также получен совокупный убыток. ОСК оказалась не в состоянии реализовать свои же собственные планы по развитию мощностей, в том числе дальневосточного завода «Звезда», Адмиралтейских верфей. В текущем году на ряде предприятий суда будут находиться в начальной стадии, отдельные предприятия могут остаться без заказов. То есть риски сохраняются.

– Как вы оценивате состояние проекта по строительству новой верфи на ОАО «ДВЗ «Звезда»?

– ОСК для строительства новых судов сначала вознамерилась создать новые производственные мощности. Верфь на «Звезде» планировалась конкретно под танкеры, и на ее закладке в 2009 году присутствовал тогдашний вице-премьер, председатель совета директоров ОСК Игорь Сечин. Однако справиться с собственными планами корпорация оказалась не в состоянии за четыре года. На помощь пришел Сечин, совместно с Газпромбанком в 2013 году договорились создать СП – ЗАО «Современные технологии судостроения». Это СП должно получить 75 процентов минус две акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, а затем оно, возможно, выкупит оставшуюся долю у Росимущества.

Подготовлен соответствующий проект указа президента «О формировании судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке». В этом кластере будут почти все дальневосточные предприятия ОСК, которые сейчас входят в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Сделка пройдет в несколько этапов. На строительство новых мощностей завода «Звезда» потребуются инвестиции, объем которых до 2018 года эксперты оценивают примерно в 111 миллиардов рублей.

На заводе планируется строить платформы, газовозы, суда снабжения и другую технику для шельфа. Основным заказчиком будет «Роснефть», которая намерена до 2030 года заказать 106 платформ и более 200 судов обеспечения. Возможно, позднее к консорциуму присоединится «Совкомфлот».

Президент Путин указал, что ОСК должна остаться в консорциуме (золотая акция или блокирующий пакет). Все это означает, по-моему, что корпорация не смогла самостоятельно реализовать планы строительства новых верфей на Дальнем Востоке. Кроме того, она теряет потенциально прибыльный сектор. Ведь в создаваемое СП далее могут быть переданы предприятия Южного центра судостроения и судоремонта, в первую очередь завод «Лотос», а также астраханский завод «Красные баррикады» (не входит в ОСК). Полагаю, что в качестве утешительного приза ОСК получит право создания базы ремонта Черноморского флота РФ на основе Новороссийского судоремонтного завода, который входит в Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Сейчас ОСК владеет 30-процентным пакетом акций НМТП. Другой пакет, который находится в ведении «Транснефти», возможно, передадут в ОСК распоряжением Росимущества, а третий – группы «Сумма» – с помощью той же «Роснефти» выкупить.

«Роснефть» в свою очередь намеревалась приобрести для создаваемого консорциума часть акций южнокорейского судостроительного концерна DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), но получила отказ от правительства страны из-за опасений корейцев утечки за рубеж оборонных технологий и информации.

Сделка с DSME позволила бы формально объявить о досрочном начале работы российского консорциума, разместив заказы в Южной Корее. Но тут не до международного бизнеса, когда в силу неорганизованности по состоянию на конец 2013 года не принят ни один организационно-распорядительный документ, регламентирующий организацию работ по созданию судостроительного технологического кластера на Дальнем Востоке.

Другой нереализованный план ОСК – переезд Адмиралтейских верфей из Санкт-Петербурга на остров Котлин. Из-за этого приостановили модернизацию завода, но сейчас переезд отменен, так как нет согласия администрации города. Единственный итог планов – увеличение кадастровой стоимости земельного участка на Фонтанке площадью 76 тысяч квадратных метров, занимаемого Адмиралтейскими верфями, до 315 миллионов рублей.

Видимо, ОСК привыкла, что кто-то должен переставлять ей ноги. Раньше это делал Сечин, сейчас того же ждут от Рогозина.

– Как вы оцениваете сотрудничество ОСК с другими отечественными компаниями?

– Нефтяникам необходимо выходить на международные рынки. Для этого требуются танкеры для перевозки не только сырой нефти, но и продуктов нефтепереработки, сжиженного газа. А главное – нужен флот для освоения шельфа. Будет продукт («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром» и другие) – потребуются перевозчики («Совкомфлот»). Значит, загружены будут и судостроители. Ориентация на зарубежную технику привлекательна лишь в первоначальный период, в целом это грозит кабальной зависимостью.

Отдельные нефтекомпании инвестируют в судостроение, и это очень позитивный момент. Понимают, глядя на ситуацию, например, с платформой «Белая медведица» и дальневосточными верфями, что от ОСК в ближайшее время ожидать результатов не приходится. Но опять же это может обернуться натуральным хозяйством и самообеспечением, а никак не современной кооперацией.

Нечто похожее происходит и с атомным ледокольным флотом. Активную роль здесь играет корпорация «Росатом», в состав которой входит «Атомфлот». Он заказывает новые атомные ледоколы, загружая тем самым не только судостроителей, но и ядерщиков. Но вот в конце 2013 года Росатом еще не определился с подрядчиком на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60) – самых больших и мощных в мире. Единственный отечественный претендент на выполнение этих работ, то есть ОСК, не может договориться с заказчиком о цене. Росатом провел тендер с начальной ценой 77,5 миллиарда рублей, а единственный участник конкурса – «Балтийский завод – судостроение», входящий в ОСК, не допущен к торгам, так как его заявка составляет 86,1 миллиарда рублей. Теперь многомиллиардный контракт может достаться иностранным судостроителям. Но при этом силовую установку будет поставлять «Атомэнергомаш».

К сожалению, в Стратегии ОСК отсутствует раздел о сотрудничестве со смежными отраслями, хотя отмечено, что поставки комплектующего оборудования выполняются неудовлетворительно.

– Как прокомментируете военное судостроение?

– Некоторое улучшение в отрасли связано с ростом объема ГОЗ. Заслуга в этом регулирующего законодательства минимальна, а аппарата ОСК вообще близка к нулю. Я все-таки надеюсь, что корпорация достроит наконец глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 «Игорь Белоусов».

С момента катастрофы «Курска» прошло около 15 лет. 118 его моряков погибли не потому, что не было спасателей, а потому, что не было техники. За прошедшие годы Москва обогнала другие столицы по числу миллиардеров, подготовлена Олимпиада в Сочи, открыт проект чемпионата мира по футболу, проведены универсиада в Казани, саммит АТС во Владивостоке, повышена зарплата чиновников администрации президента, правительства, депутатов и сенаторов. А спасательный комплекс все тонет в бюрократическом море.

Неизвестны также результаты работ по созданию спутника «Вулкан», предназначенного для предупреждения землетрясений, наводнений, цунами. Роскосмос приступил к программе еще в 1996-м, через год после ужасного землетрясения на Сахалине, когда с лица земли исчез целый город Нефтегорск и погиб 1841 его житель. По моим сведениям, где-то в 2009 году работы по «Вулкану» вместе с объемами незавершенных НИОКР были переданы другому предприятию, а спутнику присвоено новое наименование. Скорее всего, проект прекращен, затраты списаны.

Бывший министр обороны Анатолий Сердюков не смог организовать эффективную работу заказчика ГВК-450 «Игорь Белоусов», но проявил свои способности менеджера при покупке «Мистралей». Тогда много говорили, что эти корабли получат российские вертолеты, вооружение, средства десантирования. Но сегодня выясняется, что такое оснащение могло состояться только при заказе третьего и четвертого вертолетоносцев. Поскольку Россия приобретает только два, то на них придется ставить французские десантные катера, а возможно, и другие средства.

До сих пор непонятно, что за технологии мы получим вместе с кораблями, где их использовать и для чего. По-моему, самое неприятное то, что в американском справочнике «Военные флоты мира» стоимость «Мистралей» для ВМС Франции указана 236 миллионов долларов, а Россия покупала каждый по 600 миллионов евро. Полагаю, что чье-то эффективное лоббирование сделки, опозорившей нас на весь мир, должно получить правовую оценку.

На сайте Счетной палаты РФ сообщалось, что ДВЗ «Звезда» по состоянию на 14 июля 2013 года не выполнил ни один из 10 государственных контрактов, по которым истекли сроки исполнения. Другие задания ГОЗ тоже не выполняются. Например, с ноября 2013 года на 2014-й переносятся сроки сдачи фрегата «Адмирал Горшков», который строится на Северной верфи с 2006 года, задержка и с большим десантным кораблем «Иван Грен», который с 2004-го не может закончить прибалтийский завод «Янтарь».

Россия ныне не в состоянии создавать авианосцы, но к этому приступает Китай. Сегодня у него есть один авианосец, созданный на базе ТАКР «Киев», который, напомню, начали строить еще в 80-х годах на Черноморском судостроительном заводе, а потом бросили. НОАК эксплуатирует морские самолеты Chengdu J-10, Shenyang J-11, Xian JH-7, Shenyang J-8 и российский Су-30МК2. Неизвестно, какие машины Пекин выберет для новых авианосцев, может, и не наши.

В новой долгосрочной программе кораблестроения, которая должна быть подготовлена в 2014 году, возможно, предусмотрят строительство авианосцев и другой морской техники. Например, беспилотных подводных аппаратов, испытания которых в мире уже начались. Так, турецкая компания GATE Elektronik в ближайшее время проведет в Баку тестирование и презентацию изготовленных по заказу Азербайджана беспилотных подводных средств, в том числе предназначенных для обезвреживания мин. Для нас такая техника имеет значительный потенциал на морском шельфе и при проведении спасательных работ в Арктике.

– Каковы перспективы сотрудничества российских и украинских судостроителей?

– На украинском заводе имени 61 коммунара в Николаеве находится недостроенный ракетный крейсер проекта 1164, до 1998 года – «Адмирал флота Лобов». Он заложен в 1984-м и должен был стать четвертым кораблем проекта 1164 «Атлант». В 1990-м его спустили на воду, а в 1996-м достройку приостановили из-за отсутствия финансирования. По оценке завода, степень готовности корабля составляет 95 процентов.

Украина не может закончить его постройку, так как надо приобретать образцы вооружения, по которым Киевом приняты международные обязательства по ограничению. На содержание этого недостроенного крейсера страна тратит немалые деньги. России надо решить вопрос о его приобретении. Правда, опыт модернизации авианосца «Адмирал Горшков» для Индии показал, как растет цена в таком случае. Первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины (Укрсудпром) Виктор Лисицкий еще в 2010 году предлагал переименовать крейсер в «Санкт-Петербург» и просто подарить России. Он полагает, Украина ничего не теряет, а только приобретает в укреплении связей корабелов двух братских стран.

Жаль, но Стратегия ОСК не уделяет какого-либо внимания сотрудничеству с Украиной. В СМИ сообщалось, что в январе 2014 года одновременно с предоставлением Киеву кредита в размере 15 миллиардов долларов был подписан документ о сотрудничестве в области судостроения. Надеюсь, крейсер проекта 1164 в нем не забыт. Можно также рассмотреть приобретение нами акций украинских предприятий, которые занимались строительством больших танкеров. Например, на заводах «Океан» и «Залив» в этом случае можно размещать российские заказы, а на Черноморском судостроительном заводе – и вовсе строить корпус нового российского авианосца. Ведь на отечественных предприятиях требуется создавать новые мощности, что чрезвычайно дорого, а целесообразно только при наличии программы серийного строительства.

Но самое очевидное сотрудничество с Украиной – это привлечение ее квалифицированных рабочих: сварщиков, судосборщиков, электромонтажников.

– Как вы оцениваете меры государственной поддержки судостроения?

– В 2011 году принят соответствующий федеральный закон 305-ФЗ. Однако я считаю, что его регулирующее влияние практически отсутствует. Идеологи закона говорили, что после его вступления в силу российские судостроительные предприятия будут работать в равных экономических условиях с зарубежными компаниями, конкурировать на мировом рынке. Законом предусмотрено, что они получат налоговые льготы, если войдут в особую экономическую зону. Себестоимость строительства судов, как говорили руководители ОСК, снизится на 15–25 процентов. Но когда некоторые заводы сделали расчет экономической эффективности вхождения в ОЭЗ, то прослезились. Выяснилось, что 305-ФЗ никакой экономической поддержки не дает. Один директор завода рассказывал мне, что не видит смысла работы в ОЭЗ, так как понесенные затраты не окупаются. Посмотрите: нынче ни один судостроительный завод России в экономическую зону не вошел и соответственно господдержкой не воспользовался. Это о чем-то да говорит.

К сожалению, в Стратегии ОСК нет анализа результатов использования 305-ФЗ судостроительными предприятиями. Та же Украина в 2000 году приняла закон «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности на Украине». Как сообщил Виктор Лисицкий, его реализация способствовала тому, что с 2000 по 2004 год объем реализованной продукции вырос в 3,5 раза, а количество заключенных контрактов на строительство судов увеличилось почти в два раза. Украина вошла в десятку ведущих стран по тоннажу построенных судов. Но в 2005-м действие закона приостановили, что привело к коллапсу в отрасли. Даже отбросило ее в развитии на добрый десяток лет.

Отмечу и такую деталь. На Украине регулирование судостроения основывалось на либеральном подходе и мировом опыте управления. Россия тоже должна создать конкурентоспособную на фоне Южной Кореи, Японии или Китая систему регулирования судостроения, это послужит сигналом иностранным заказчикам. Россия вступила в ВТО, однако положительные последствия этого шага не видны как в целом для экономики страны, так и для судостроения. Более того, произошло падение темпов роста в 2013 году.

Существует ряд документов, предусматривающих поддержку судостроения и обеспечение государственного контроля. В числе известных майских указов президента 2012 года есть и поручение правительству обеспечить до 1 марта 2013-го проведение анализа эффективности работы консолидированных государством компаний, включая ОАК, ОСК и Ростехнологии, в целях подготовки предложений по совершенствованию их управления, обеспечения согласованности стратегий развития с государственными программами развития соответствующих секторов экономики, завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков авиационной, судостроительной, информационно-коммуникационной и космической техники.

Не знаю, чем закончилось выполнение этого поручения. Видимо, ничем. В мае 2013-го президент Владимир Путин провел совещание, дав ОСК ряд поручений, в том числе и такое – к осени того же года провести аудит программ технического перевооружения ключевых предприятий корпорации и утвердить Стратегию развития ОСК. Затем председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики. В пункте 22 плана снова поручено подготовить предложения по созданию условий для обеспечения успешного роста ОАК и ОСК. Результаты поручения опять неизвестны. Из года в год говорят об одном и том же, Минпромторг и ОСК в чем-то отчитываются, а результатов все нет.

– Как можно исправить политику благих намерений и добиться выполнения конкретных результатов?

– Желательно переработать Стратегию ОСК. Повторюсь, необходимо привести результаты анализа того, чего достигла ОСК и где она находится. Важно критически проанализировать работу головной компании, в том числе синергетический эффект от объединения судостроительных предприятий под крышей ОСК. Учесть, что эффект имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, которые связаны с неповоротливостью аппарата и медлительностью в принятии решений. Формально выполненные мероприятия не дают ожидаемого результата, так что требуется оценивать эффективность управленческих решений. Также я бы рекомендовал проанализировать влияние закона 305-ФЗ на работу судостроительных предприятий и, может, даже создать антикризисный комитет.

Необходимо критически рассмотреть причины неудач и отсутствия должного синергетического эффекта от создания ОСК, не создавать море бумаг. Ведь увеличивать объем госзаказа и финансировать за счет бюджета техническое перевооружение можно и без корпорации.

Структуру управления ОСК целесообразно дополнить, например, постоянно действующим совещанием руководителей организаций. Необязательно включать всех сразу, достаточно 15–20 человек при сменяемости состава, в том числе включить председателя отраслевого совета профсоюзов.

Нужно сделать прозрачным источник финансирования затрат на содержание аппарата. Это не должно быть оказание каких-то номинальных услуг предприятиям, получение торговой надбавки при поставках техники заказчикам. Бюджет аппарата корпорации целесообразно рассматривать на таком постоянно действующем совещании. Важно, чтобы ОСК не превратилась в пиявку на теле промышленности.

Стратегию дополнить понятным планом мероприятий по ее реализации и «дорожной картой». Та дорога, которая намечена имеющимся документом, относится ко второй российской беде. А что касается первой беды, то необходимо проанализировать на профпригодность всех руководителей подразделений ОСК по образованию и опыту работы в судостроительной отрасли. Утвердить программу снижения издержек, в том числе в части энергоэффективности, назначить ответственного за этот участок вице-президента. Создать при совете директоров комитет по бюджету и снижению издержек.

Дополнить Стратегию разделами по выполнению майских 2012 года указов президента, в том числе по созданию высокопроизводительных рабочих мест и росту производительности труда. Хочу отметить, что в судостроении велика доля ручного труда и это желательно проанализировать при проведении аттестации рабочих мест.

Вписать в стратегию разделы по выходу на безубыточный уровень, предотвращению банкротства, укреплению взаимодействия со смежными отраслями и украинскими судостроителями. Изучить передовой опыт и распространять его. Например, Серпуховской приборостроительный завод (входит в компанию «РАТЕП») с 2009 года программы перевооружения и модернизации начинает с показателей роста производительности труда.

Обо всем этом есть основные государственные документы. 29 сентября 2013 года президент России дал ряд поручений правительству об обеспечении достижения целевых показателей социально-экономического развития страны. Есть и такое поручение – утвердить план мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в параметрах, определенных майским указом президента «О долгосрочной государственной экономической политике». Обратить особое внимание на необходимость выполнения госкорпорациями, компаниями с госучастием, в которых РФ владеет более 50 процентами акций, организациями, контролируемыми этими компаниями, показателей роста производительности труда и модернизированных рабочих мест, а также на учет достижения этих целевых показателей при оценке эффективности деятельности их руководителей.

ОСК может уже сейчас начать разработку системы вознаграждений за труд в увязке с ключевыми показателями эффективности (KPI), установленными для каждого топ-менеджера, в том числе с ростом производительности труда и созданием высокопроизводительных рабочих мест.

На сайтах всех крупных корпораций и институтов развития обязательно должны быть данные не только о росте производительности труда в процентах, но и об объеме общенационального и отраслевого ВВП, производимом ими. Расчет роста производительности труда производить на основе показателя ВВП. В вопросах подготовки кадров по возможности стимулировать создание при предприятиях станций юных техников, судомодельных кружков, секций радиолюбителей и других форм организации детского творчества, связанных с техникой.

К сожалению, в России отсутствует ответственность за выполнение прогнозов, даже не публикуется анализ причин неудач. Например, в 2013 году прогноз роста ВВП несколько раз пересматривали в сторону снижения. В плановый период развития экономики действовало правило «план – закон». Также и в ОСК желательно установить подобного рода порядок. Вице-премьер Рогозин сказал в одном из интервью: «Я понял, что необходимо российской промышленности. Не инвестиции, не деньги. Организация дела необходима. Просто нужно всех людей организовать, системно поставить перед ними задачу, распределить полномочия, делегировать их, и вы увидите, как вдруг, казалось бы, мертвая ситуация оживляется». Я согласен с Рогозиным и хочу подчеркнуть, что при необходимости ветераны Минсудпрома СССР готовы внести предложения по оптимизации работы отрасли.


Справка «ВПК»

Осташевич Феликс Иванович родился 24 января 1928 года в городе Барнауле. В 1951 году окончил инженерно-экономический факультет Ленинградского кораблестроительного института по специальности «Инженер-экономист». С 1951 по 1965 год работал на Балтийском судостроительном заводе (Ленинград) в должности начальника планово-распределительного бюро стапельного цеха, заместителя начальника стапельного цеха по производству, начальника планово-экономического отдела завода. В 1965 году был переведен в центральный аппарат Министерства судостроительной промышленности СССР. С 1976 по 1992 год – начальник Главного планово-производственного управления, член коллегии Министерства судостроительной промышленности СССР. Одновременно являлся главным редактором журнала «Экономика судостроительной промышленности». После реорганизации Минсудпрома СССР трудился в различных организациях судостроительной отрасли. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
Автор: Феликс Осташевич, Алексей Казаков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 75
  1. Sibiryak 29 января 2014 15:38
    Судостроение: неэффективно и убыточно

    Где-то я уже это слышал, но о другой отрасли народного хозяйства! Что тут можно сказать глупость это несусветная и все!
    1. zart_arn 29 января 2014 16:10
      Рогозин сказал в одном из интервью: «Я понял, что необходимо российской промышленности. Не инвестиции, не деньги. Организация дела необходима. Просто нужно всех людей организовать, системно поставить перед ними задачу, распределить полномочия, делегировать их, и вы увидите, как вдруг, казалось бы, мертвая ситуация оживляется».

      Во рулит! Инвестиции не нужны! am
      Позволю спросить, как это суда без капиталовложений строить?
      И после фактической остановки многих судостроительных мощностей что его слова стоят и на своем ли он месте?
      1. sledgehammer102 29 января 2014 16:29
        Цитата: zart_arn
        Во рулит! Инвестиции не нужны!

        Примерно так же пишут и либеральные СМИ, выдергивая слова из контекста и рича о палачах отечественного ВПК, судостроения и т.д.

        Он сказал, что в первую очередь важна организация производства, а только потом все остальное, включая инвестиции.
        1. С_мирнов 29 января 2014 20:05
          Цитата: sledgehammer102
          Он сказал, что в первую очередь важна организация производства,

          И кто же должен обеспечить эту "организацию производства"? Неэффективные правители, которые умеют продавать, но не умеют строить?
          Поэтому гос-во и проводит приватизацию! Нет собственности - нет проблем, не надо ничем управлять, особенно заводами! Собирай налоги и живи спокойно!
          Цитата: sledgehammer102
          а только потом все остальное, включая инвестиции.

          Вообще не понимаю - какие такие инвестиции? Судостроение - стратегическая отрасль, и деньги на нее должно выделять Государство, а не иностранный капиталл и местные барыги!!! Конечно, если ресурсы народа отдать Обрамовичу, да Дерипаскам всяким (олимпиада и чемпионат по футболу, опять же), то на судостроение не останется и тогда придется придумывать инвестиции всякие!
          Происходящее в стране - это уже не НЕДОразумение, это шабаш умалишенных, под предводительством барыг.
          "
          Просто нужно всех людей организовать, системно поставить перед ними задачу, распределить полномочия, делегировать их, и вы увидите, как вдруг, казалось бы, мертвая ситуация оживляется». Я согласен с Рогозиным"
          теперь автору: Если он согласен с Рогоиным, то пусть ответит - ТАК ЧЕГО ЖЕ РАГОЗИН НЕ МОЖЕТ "Просто нужно всех людей организовать"?
          А если это не его дело, то чего он не говорит кто конкретно не может организовать людей? А то, что он говорит есть словоблудие, без конкретики. А значит веры ему нет.
          С_мирнов
          1. demon184 30 января 2014 08:16
            Пока такие как медведев есть в правительстве, нормально жить не будем
        2. zart_arn 30 января 2014 00:04
          Никто и не выдергивал слова, фраза взята дословно. И эта фраза понятна и ребенку, не государеву слуге об этом трендеть, работать надо. Он же сказал коротко и просто "Я понял, что необходимо российской промышленности. Не инвестиции, не деньги." То бишь этого как бы и не надо, а он журналюга, гуманитарий и если даже говорить толком не может то куда уж ему организацией производства рулить.
      2. Starina_Hank 29 января 2014 18:04
        В цитате неправильно расставлены знаки препинания, потому теряется смысл! В переводе на русский язык Рогозин хотел сказать, что сколько денег не вали толку с такими менеджерами не будет, т.к. дела не знают и работать не умеют.
      3. Добрый 29 января 2014 20:21
        Он то на своем месте, и все правильно говорит!
      4. Nick 29 января 2014 21:45
        Цитата: zart_arn
        Во рулит! Инвестиции не нужны!
        Позволю спросить, как это суда без капиталовложений строить?

        Вы конечно же правы, но ИМХО не поняли контекста фразы произнесенной Рогозиным. Он говорит о том, что без правильной организации дела, разумного системного подхода к производству, инвестиции помогут как мертвому припарка, либо не освоят, либо разворуют. А если будет правильно определены цели,поставлены задачи, поставлены толковые руководители, тогда и инвестиции впрок пойдут...
        1. zart_arn 29 января 2014 23:59
          Это и ребенку понятно, что без правильной организации деньги не помогут. Я это и хотел сказать, поэтому дословно привел фразу, и судя по ее смыслу, фразу ребенка, а не государственного деятеля.
      5. Wellych 30 января 2014 00:17
        А кто будет инвестировать в бардак и без стратегии развития?
      6. Комментарий был удален.
      7. дмитрич 30 января 2014 06:54
        читай внимательнее.
    2. avg 29 января 2014 16:34
      Судостроение: неэффективно и убыточно

      А китайцы и корейцы об этом очевидно не знают... request
      avg
    3. Гражданский 29 января 2014 21:05
      20 лет разрушали, а теперь вдруг вспомнили? Кто и зачем?
      1. одинокий 29 января 2014 21:12
        Пока есть д..эффективные менеджеры,не к чему не удивляйтесь.там где они,везде разруха
        1. негоро 29 января 2014 22:29
          Любого эффективного менеджера можно мотивировать на результат ,но не золотым парашютом ,а жестоким контролем за выполненным и ответственностью вплоть до уголовной.Но это,похоже, никому не надо,деньги то народные.
          негоро
    4. jjj 30 января 2014 03:40
      И никто за нас и кроме нас наш флот не постоит
      jjj
    5. Комбитор 30 января 2014 06:40
      Цитата: Sibiryak
      Что тут можно сказать глупость это несусветная и все!

      Кто-нибудь мне объяснит, как в морской державе, имеющей самую большую по протяженности морскую границу может быть "неэффективным и убыточным" судостроение?
      1. Greenwood 30 января 2014 08:35
        Гораздо интереснее был бы вопрос: "как великая сверхдержава с непререкаемым авторитетом за несколько лет скатилась до уровня страны третьего мира, об которую все кому не лень вытирают ноги?!" Ответ на этот вопрос расставляет все точки над i.
      2. Nick 31 января 2014 23:55
        Цитата: Комбитор
        как в морской державе, имеющей самую большую по протяженности морскую границу может быть "неэффективным и убыточным" судостроение?

        Ну так "талантами" земля еще не оскудела... wink
    6. дмитрич 30 января 2014 06:48
      как надоели болтуны пиндо совские.
  2. Mviktor 29 января 2014 15:44
    Судостроение: неэффективно и убыточно

    Эту глупость мы слышали не раз от наших либералов для них мечта, чтобы в России вообще не было своего флота, а мистрали покупали за границей. А уж как они пытались предприятия входящие в эту корпорацию разорить, не получилось. теперь грязью поливают.
  3. kimanas 29 января 2014 15:46
    Если никуда не ходить, рыбу не ловить, интересы-рубежи не блюсти.
  4. Саламандер 29 января 2014 15:48
    Статье ни "+", ни "-". Да, проблемы есть, но даже просматривая новости можно понять, что судостроение в России растет. И говорить "неэффективно и убыточно" - не стоит. Почти каждый день танкеры, сухогрузы, буксиры... А раньше не было и этого. Как будто в 90-ые и 00-ые все было "эффективно и убыточно"...

    Саламандер
  5. Stiletto 29 января 2014 15:51
    Не, воровать и спекулировать, конечно, эффективнее, спору нет. Равно как и сокращать, закрывать и делать все то, что стыдливо вуалируется термином "оптимизация". Однако, дорогие друзья-реформаторы, вы ни разу не задумывались над простым житейским вопросом: "А что мы жрать-то в итоге будем?"
    Сельское хозяйство убыточно?
    Армия нерентабельна?
    Список продолжить?
    А, БЫТЬ МОЖЕТ, ВСЕ_ТАКИ НАЧАТЬ С ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СТАДА РОССИЙСКИХ ЧИНОВНИКОВ?!
    1. Pablo_K 29 января 2014 17:28
      Цитата: Stiletto
      А, БЫТЬ МОЖЕТ, ВСЕ_ТАКИ НАЧАТЬ С ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СТАДА РОССИЙСКИХ ЧИНОВНИКОВ?!

      Вы правы!
      для чего в ее составе восемь вице-президентов, то есть больше, чем в Минпромторге и Объединенной авиастроительной корпорации, где по семь замов. Какие вопросы кто решает, кто отвечает?
  6. ilya_oz 29 января 2014 15:52
    После этой статьи нужно читать статью про то, что китайцы десятый корвет за два года приняли.
  7. Arhj 29 января 2014 15:55
    Обычно о неэффективности и убыточности отрасли заявляют либо когда хотят оправдаться за результаты работы, либо когда просят денег у государства. Пример энергетики и прочие монополисты при утверждении тарифов. Это интервью нас к чему готовит?
  8. Lyapis 29 января 2014 15:58
    "Военное обозрение" радует разнообразием мнений... wassat
  9. JonnyT 29 января 2014 16:06
    Название статьи говорит о явной провокации.....Любое производство готового продукта-это выгода!!!
    В головы простого обывателя активно вбивают мысль о никчемности и неэффективности всего русского...мол русские это варвары, которые могут только разрушать.....Запад очень хочет видеть русских в качестве торгашей богатствами своей страны....и очень активно пытается взрастить людей с таким "никчемным и ушербным" самосознанием. Нам срочно нужен фильтр властных и управленческих структур, чтоб на верху у "штурвала" не оказывались вредители и враги народа.......
    Наше судостроение хотят уничтожить
    1. polkownik1 29 января 2014 16:38
      "В головы простого обывателя активно вбивают мысль о никчемности и неэффективности всего русского...мол русские это варвары, которые могут только разрушать..."
      Не вполне согласен. Основная мысль, которую должен вынести "простой обыватель" из статьи: Любая госкорпорация в любой отрасли - посредник между госфинансами и предприятиями. И действует именно, как посредник, всячески стараясь отщипнуть побольше и задержать подольше в собственных (руководства корпорации) интересах. Спрашивается, зачем руководителям госкорпорации сражаться за прибыль, когда деньги уже в кармане ? Зачем организовывать собственное производство комплектующих, если можно чудесно нажиться на зарубежных закупках ? Зачем создавать условия для конкуренции между предприятиями, если можно решить вопрос с тем, кто согласен на больший откат ? Только что по ТВ выступил министр Мантуров, который распинался о необходимости "строгих" проверок. Ему, торгашу, тоскливо заниматься стратегией и организацией производства, кадровой политикой, технологиями... Моё убеждение: враг внешний, безусловно, не дремлет. Но враг внутренний - много опаснее.
      polkownik1
    2. Кислый 29 января 2014 20:08
      Цитата: JonnyT
      Любое производство готового продукта-это выгода!!!

      Извините, но поправлю Вас.
      Не любое.
      Производство продукта является выгодой только тогда, когда продукт продан и выручка от продажи покрыла расходы и принесла прибыль.
      Это же элементарно.
      Если продукт произведён, но никому не нужен, то это не есть выгода.
  10. русс69 29 января 2014 16:09
    В день, две статьи о ОСК. В одной, "усе пропало", в другой, в этом году ОСК впервые закончило год с прибылью... request
    1. Lyapis 29 января 2014 17:18
      Разница в том, что одна статья в разделе новости (что как бы говорит о её объективности), а вторая-в разделе "Мнение" (то есть-субъективные и предвзятые суждения автора статьи)...
    2. BOB48 29 января 2014 20:19
      прибыль и новые суда - 2 разные вещи в нашем судостроении!!!
  11. zloi_dekabr 29 января 2014 16:13
    Как только за перо берется кто то с приставкой "бывший" - все, туши свет! Все полимеры просраты и т.д. и т.п. После прочтения статьи один вывод - обижен человек, что он теперь "бывший", вот и пытается к себе внимание привлечь, один заголовок чего стоит))) Минус статье.
    1. akut 29 января 2014 16:40
      да не туши свет. его уже потушили наши руководители. А минусы вы себе ставьте. Только статья законная и хорошая. А если правда горькая, то это не значит, что людей сказками надо кормить
      akut
    2. Фин 29 января 2014 17:04
      Цитата: zloi_dekabr
      После прочтения статьи один вывод - обижен человек, что он теперь "бывший", вот и пытается к себе внимание привлечь, один заголовок чего стоит)))

      Человеку 86 лет! Вы о какой обиде? Он рассказал с какими трудностями и сложностями сталкивается ОСК, какой видит выход и чтобы ура раньше времени не кричали.
  12. konvalval 29 января 2014 16:13
    А что у нас сейчас эффективно?
  13. Андрей из Челябинска 29 января 2014 16:19
    Как человек, имеющий самое непосредственное отношение к финансово-экономической службе производственных предприятий ответственно заявляю - с вероятностью в 120% Осташевич прав как минимум на 99,9%
    И не надо говорить про то, что это мол "глупость" и "либерализм" - это НЕ глупость. Я этих управляющих компаний и корпораций навидался - век бы их не видеть, и хоть бы раз с них польза какая-то была. Если есть нормальные люди на местах (на уровне директоров предприятий, главных инженеров и т.д.) - тогда корпорация будет жить. ВОПРЕКИ усилиям высокооплачиваемых менеджеров управляющих компаний, которым по 6 млн подъемных выдают.
    1. Per se. 29 января 2014 19:48
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Я этих управляющих компаний и корпораций навидался - век бы их не видеть
      Трудно с этим не согласиться. Сам сейчас в Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Слили наш КБ и опытный завод с серийным заводом, всё сокращают и уплотняют, причем, "рулит" в основном серийное производство, практически всех наших поснимали. Был "варяг" с "Рыбьих моторов", в качестве управляющего директора, исполнил своё "предназначение", сейчас переброшен сеять "доброе и вечное" уже на "Пермские моторы", с прессингом на поглощение-слияние КБ и опытного завода ОАО "Авиадвигатель". Хотелось бы быть оптимистом, но от таких эффективных менеджеров, как-то не по себе. Когда главное прибыль, причём, по узколобым понятиям торгашей, хорошего мало. С развитием производства получается у таких специалистов не очень, зато они хорошо знают, как и на ком надо экономить, закрывая и сокращая. Естественно, экономят не на себе, любимых. Проблема общая, это ни только флот и авиация, здесь всё, вся промышленность и сельское хозяйство, наука, здравоохранение... Конечно, мы победим, должны победить и справиться, должны поднять страну, но, думается, не с этими "менагерами" и не с этим ср@ным капитализмом.
      1. Андрей из Челябинска 29 января 2014 20:42
        Подписываюсь под каждым словом ! drinks
      2. Комментарий был удален.
    2. старый ракетчик 29 января 2014 22:20
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Я этих управляющих компаний и корпораций навидался - век бы их не видеть, и хоть бы раз с них польза какая-то была. Если есть нормальные люди на местах (на уровне директоров предприятий, главных инженеров и т.д.) - тогда корпорация будет жить. ВОПРЕКИ усилиям высокооплачиваемых менеджеров управляющих компаний, которым по 6 млн подъемных выдают.


      Совершенно,верно,в самую тютельку.И эти 6 млн.,и не только они,легли накладными расходами на продукцию предприятий,входящих в корпорацию.
      Короче,"где деньги Зин?",откуда они у "корпорации"?-она сама ничего не строит,только заказы распределяет(и денюжку) negative
  14. Яroslav 29 января 2014 16:20
    Очередной чиновничий произвол. Когда у нас появятся не убыточные и рентабельные чиновники???
    Яroslav
  15. леликас 29 января 2014 16:28
    Цитата: konvalval
    А что у нас сейчас эффективно?
    Менеджеры !
  16. Monster_Fat 29 января 2014 16:33
    Ну, многие тут не представляют, что из себя на самом деле представляют наши современные судостроительные компании. На самом деле все эти компании представляют из себя некие объединения из различного вида компаний и компашичек, АО, ЗАО, ООО и пр. связанных между собой или контрактами или какими-то совсем "хитрыми" связями. Например склады-принадлежат не только отдельной от верфи компании, но их (компаний-владельцев) там несколько. Бывший транспортный участок-тоже отдельное предприятие. Дороги на самой верфи принадлежат тоже частному владельцу, причалы имеют других владельцев. Понимаете, что там происходит? Правильно все заняты "пилежом" контрактных денег-на работу нет времени. К примеру, привезти, допустим, насос со склада-надо заранее-за неделю заполнить кучу бумаг, согласовать их с представителем фирмы-хозяина склада, он выставит счет-фактуру которую после оплаты принимают к исполнению. Затем опять-же заранее надо проделать те-же действия и в транспортной фирме-чтобы заказать транспорт для перевозки злосчастного насоса. Вот и прикиньте-"поворотливость" и "эффективность" такой схемы. Понятно, что часто надо привезти что-то сегодня или хотя-бы через день-для этого есть процедура "срочного" заказа и оформления, естественно, по двойному-"срочному" тарифу. И вы хотите какой-то эффективности от такого процесса? У нас за время правления "эффективных" менеджеров сформировалась экономика, занятая чисто осуществлением разных хитрых схем "выкачивания" денег из бюджета и карманов заказчиков вместо производства реальной продукции и услуг. Мы научились ловко и безнаказанно "пилить" деньги, но разучились работать. Ибо честная работа не приносит больших прибылей и достатка, наоборот она связана с затратой сил, ресурсов и нервов, а "распил" приносит баснословные доходы при минимуме затрат и за короткое время.
    1. руслан 29 января 2014 17:44
      у нас в комсомольске, когда асз попал к частнику, он сразу сказал, что спи... с завода миллиард(у него получилось), пока строили "нерпу" пропало несколько тонн драгметаллов, потом уже оск появилась и ей завод отдали. а нифига не изменилось: зарплаты-мизер, рабочих нет-тащат сварщиков с украины, химовоз заложили, но задом наперёд, теперь корвет в 2000 тонн собираются четыре года паять. так что работу "эффективных менеджеров" люди на местах отлично представляют и видят. к сожалению вы правы.
    2. BOB48 29 января 2014 20:21
      согласен на 100% не верю, что об этом не знают в Москве!
  17. akut 29 января 2014 16:35
    В 1984 году я закончил Горьковский политехнический институт кораблестроительный факультет. Жил в Сормово и пошел работать на завод Красное Сормово. Из тех ребят (150 человек), что учились вместе со мной , в судостроении работают 2-3 чел. Завод выпускает баржи (а выпускал атомные, дизельные подводные лодки, сухогрузы, танкеры.) На заводе работало 25 тыс. человек а сейчас и 5 тыс. нет. В отделе главного строителя пенсионеры 70-75 лет. Рабочих специалистов просто нет. Сам работал от Итальянцев в Китае, приехал в Россию, не нужны инженеры. вот такие дела в России. очень правильная статья
    akut
    1. BOB48 29 января 2014 20:23
      Верховный говорит в посланиях, что у нас все налаживается! negative
  18. slavik_gross 29 января 2014 16:36
    Как-то прям страшно дальше жить...
  19. shelva 29 января 2014 16:36
    Ни одного положительного отзыва об этой ОСК на протяжении всей статьи. Зато разных "а вот если бы..." - много. Сколько можно терпеть подобные вредительские выходки от подобных "корпораций"?, ведь их работа отражается на обороноспособности страны. И куда смотрит Верховный...
    1. Greenwood 30 января 2014 08:50
      Верховный, как бы вы тут его не защищали и не оправдывали, такое же ворьё и хапуга, только активно работает на свой имидж, изображая из себя чуть ли не вождя отечества.
  20. Фин 29 января 2014 16:39
    Хотел бы я узнать долю работников аппарата ОСК, прошедших судостроительные заводы или хотя бы имеющих соответствующее образование.

    Лучше не узнавать, в 86 лет может и летальным исходом закончиться.
    указа президента «О формировании судостроительного промышленного кластера на Дальнем Востоке».

    Даже указы президента с чужими словами. "Кластер" неужели нельзя написать: комплекс, центр, "дорожная карта" - поэтапный план, или "пилотный проект" - экспериментальный. Достали уже этой хренью.
    «Я понял, что необходимо российской промышленности. Не инвестиции, не деньги. Организация дела необходима. Просто нужно всех людей организовать, системно поставить перед ними задачу, распределить полномочия, делегировать их, и вы увидите, как вдруг, казалось бы, мертвая ситуация оживляется».

    Совершенно верно. Поэтому разгони лишних "эффективных" и пригласи компетентных с опытом работы.
  21. Castbox 29 января 2014 16:50
    Прошу прощения за офтоп.При попытке открыть новость "Корабельный ренессанс России" браузер выдает вот это:

    "Эта страница содержит контент с сайта www.hotstreams.ru, который был замечен в распространении вредоносного ПО. Ее посещение может привести к заражению вашего компьютера."

    и блокирует доступ.

    Все ли нормально на странице?
  22. kaktus 29 января 2014 17:22
    У наших менагеров убыточно ВСЕ negative
    kaktus
  23. yehat 29 января 2014 17:53
    Статья понравилась педантичностью в освещении основных проблем, однако, уж явно перетягивание на акцент, что ОСК корень всех проблем.
  24. Altona 29 января 2014 18:08
    Статью даже не читал...Пробегал глазами...Пока у руля "рулящие высокоэффектиные" манагеры, то всё так и будет...У руля должен быть Генеральный конструктор, рабочую технико-эккономическую группу он соберёт и сам, без помощи кого-либо...Принимать его деяния долна военприемка...А если заигрывать с "денежными" манагерами, то все так и будет, что колхоз, что поликлиника, что военный завод...Манагер в этих делах, что называется "не в теме"...Да- бабки он посчитает, маркетинг организует...МОЖЕТ БЫТЬ...НО В ТЕМЕ ОН ЛОХ! Уж извините...
  25. lewerlin53rus 29 января 2014 18:12
    Вице-премьер Рогозин сказал в одном из интервью: «Я понял, что необходимо российской промышленности. Не инвестиции, не деньги. Организация дела необходима. Просто нужно всех людей организовать, системно поставить перед ними задачу, распределить полномочия, делегировать их, и вы увидите, как вдруг, казалось бы, мертвая ситуация оживляется».

    Это все конечно, правильно и хорошо. Но он забыл еще про немаловажный фактор- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не справился- пошел улицы подметать без права занятия руководящих должностей. Проморгал воровство- срок за халатность. сам своровал- срок на полную катушку с конфискацией. А не так как сейчас. не справился- кинут на другую должность не справляться
    1. Monster_Fat 29 января 2014 18:34
      Низзя так делать. Скажуть: ты -"сталлинист". Низзя.
  26. polkownik1 29 января 2014 18:19
    Правильно выстроенная, компетентная ОСК, действующая по схеме бывшего Министерства судпрома, несущая полную ответственность за планирование работ и их результат, не станет "корнем проблем". А что имеем ? Мне близка авиация, в которой власть захватила ОАК во главе с г-ном Погосяном. Этот же г-н одновременно командует входящей в ОАК Суховской фирмой. Результат ? Три бюджета вбухано во вполне себе рядовой "Суперджет", оснащённый сырым французским двигателем; одновременно активно душатся давно готовые туполевцы (Ту-204, Ту-334), остальных разработчиков самолётов и двигателей практически не видно на горизонте. Кто же создаёт такие извращённые госкорпорации ?! При том, что бывшие ранее самостоятельными КБ имели проекты и образцы вполне мирового уровня...
    polkownik1
  27. valokordin 29 января 2014 18:41
    как можно назвать рукководство судосторением-вредители и воры. Если бы стране нужно было поднять судостроение, вернее сделать рывок, то товарищ Сталин И.В. пригласил бы южнокорейских специалистов, определил им местонахождение, т.е. дислокацию, профинансировал в пределах их же затрат и уверен, через 5 лет Россия строила бы все типы судов от авианосцев и подводных лодок, до рыболовных и сухогрузов.Возможно и яхты для матросов и их жён. А Погосян это ставленник президента и с этим ничего не поделаешь.
  28. генералиссимус 29 января 2014 18:51
    Судостроение: неэффективно и убыточно! А с какого перепуга это так? Все дело в следующем:
    1. Судостроение, не открою Америку если скажу, что это вам не лавку открыть и не супермаркет и опуская многие отрасли передовых методов наполнения бюджета и карманов современных нуворишей, таких как то торговля природными ресурсами России! Судостроение сложный процесс доступный пониманию как минимум квалифицированному слесарю судосборщику, котельщику, сварщику (не путать с пролетариатом, бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит), а так же техникам-механикам, инженерам-механикам, инженерам кораблестроителям ( не путать с эффективными менеджерами, подобранными по принципу Брат, сват, свой парень! Нет образования не беда, съездим к трем вокзалам, спустимся в подземный переход и поднимемся без проблем даже кандидатом или доктором наук! А ежели лень ехать закажем в интернете, домой привезут!) Поэтому о какой рентабельности может идти речь, когда у многих теперешних руками водителей уровень знаний не тянет даже на полный курс средней школы! Приведу пример из личного опыта: локомотив нашей экономики О-ГО-ГО, еще какое О-ГО-ГО ГАЗПРОМ, его структурное подразделение, тружусь слесарем, образование высшее Горьковский институт инженеров водного транспорта, инженер-механик, стаж 44 года, рядом со мной трудится слесарем выпускник Московского авиационного института инженер-механик, стаж 36 лет! А руководит нами "директор" образование верхнее ветеринар, его зам. брат учитель географии, ну эти еще хоть где то учились, а остальная контора, за редким исключением, выпускники ВУЗА Три вокзала! А что вы хотите от судостроения, там вообще труба! Так что одним финансированием отрасли дело не поправишь, единственно в чем эффективные менеджеры крупные спецы это в разворовывании средств! Начинать надо с людей! Как там было: Кадры решают все!
    генералиссимус
    1. BOB48 29 января 2014 20:25
      +500!развейте тему!!!
    2. akut 29 января 2014 22:27
      Именно это и происходит. Руководят то нами не специалисты , а люди "близкие" хозяевам. Такое везде. Спросите у атомщиков кто такой Кириенко. Но он хоть языком своим владеет, но как специалист еще тот. Так он еще лучший из них
      akut
  29. moremansf 29 января 2014 19:22
    Согласен, бардака хватает, специалистов нет, всё судостроение на долгие годы было брошено на "распил", теперь спохватились, начали собирать, кроме проблем и множества фирмачек и конторок, от судостроения ничего не осталось... с Украиной не договорились, там своих "царей" некуда девать, вот и стоят стапеля пустые в Николаеве...с кадрами тоже надо разобраться...развалить легко, а вот заново собрать уже сложнее, слава богу вовремя спохватились... ещё бы немного и собирать было бы нечего...Сердюкову, как главе МО РФ, тоже было не до кораблей, "амазонки", дачи, дороги и т.д. вот и остались у разбитого корыта!!!
  30. Stinger 29 января 2014 19:27
    Стратегия развития отрасли является набором призывов и лозунгов без указания исполнителей и конкретных сроков


    К сожалению, это и есть основной принцип стратегических планов, независимо от профиля отрасли. Эти же принципы лежат и в стратегии развития государства. Огромные зарплаты и полная безнаказанность привлекает лучших менеджеров по распилу средств. Можно и нужно платить большие деньги управленцам, но только тем, которые а)находят заказы и б) обеспечивают их исполнение в установленные сроки. Платить болтунам - теоретикам и писателям - фантастам бессмысленно и преступно.
  31. томич 29 января 2014 19:59
    воровать меньше надо директорам заводов оск и будет прибыль, вот и вся стратегия
    томич
  32. voliador 29 января 2014 20:06
    Отличная статья. Этих урoдoв из ОСК давно на Колыму пора отправить, с полной конфискацией! Сколько прожради да разворовали! С индусами обгадились по полной программе! МРК строят столько времени, сколько на авианосец полагается!
  33. pr 627 29 января 2014 20:16
    Хоть кто то более менее объективно нарисовал ситуацию в отрасли.Чаще встречаются статьи безудержных оптимистов и это построим и то, авианосцы пачками, фрегаты и ПЛ тоннами.Осталось немного- поработать головой и руками лет так десять пятнадцать.
  34. Алексей М 29 января 2014 20:19
    Судостроение: неэффективно и убыточно
    Стратегия развития отрасли является набором призывов и лозунгов без указания исполнителей и конкретных сроков.
    Полностью согласен сажать нада ,чтоб боялись а ещё лучше стрелять как врагов народа.Вот только тогда будет порядок в стране.
  35. bubla5 29 января 2014 20:21
    Ну да у нас привыкли эффективно получать сиюминутные прибыли с того что халявно прибрали к рукам-скважины для газа и нефти,железных дорог и электростанций которые сами не строили ,а тут надо вкладывать деньги,да еще с риском попилить
  36. felix34 29 января 2014 20:37
    Дед
    "Любое производство продукции выгодно!". Эх, молодёжь! Было продолжительное время, когда гнали "продукцию", которая, для пущей важности пролежав с месячишко на открытых складах, навалом сдавалась в металлолом. При этом рапортовали как о выполнении плана производства, так и о перевыполнении плана сдачи "металлолома". А вот теперь наша "любая" никому не нужна. Нужна только "классная" по всем параметрам. А вот её-то что-то мало пока. Думайте!
    felix34
  37. parus2nik 29 января 2014 20:42
    Судостроение: неэффективно и убыточно...и это звучит в 21 веке.. smile Первые мировые цивилизации возникли именно у водных путей и причём речных..Судостроение: неэффективно и убыточно и это в стране где полно водных путей..Правда многие запущены, но тем не менее..
    parus2nik
  38. gridasov 29 января 2014 20:47
    Эффективное судостроение это, прежде всего, создание эффективных плавсредств любого водоизмещения. Это уже физика и наука. Концепции движителей в передней части с выносом потока воды на боковые поверхности тела корабля являются более энерго эффективными. Принципиально новые научные подходы к структуре поверхностей истечения не образующих кавитационные процессы , а значит инверсионных следов на воде. Принципиально новые энергоэффективные движители взамен винтов, так же не образующих кавитации на их поверхности , что особенно важно для подводных судов. Воздухонезависимые энергетические установки обеспечивающие не только энергетические потребности движителей , но и создающие условия жизнеобеспеченности людей. alekssb-80@mail.ru
  39. Андрей Питер 29 января 2014 21:31
    Цитата: felix34
    Любое производство продукции выгодно!". Эх, молодёжь! Было продолжительное время, когда гнали "продукцию", которая,

    Ну крнечно laughing то то у СССР было мало кораблей, судов, ледоколов и подводных лодок? Что то я не помню, что бы при советской власти их списывали в металлолом. Металла хватало, а лом одни только пионеры по всей стране собирали сотнями тонн и бесплатно, не то что сейчас бомжи за копейки. Судя по Вашему высказыванию- Вы молодеж hi
  40. skalozub 29 января 2014 22:04
    Все вспоминают СССР, только сейчас понимаешь, что то время уже не вернуть...
    Ненавижу наших чиновников, сколько не хапают все мало, страна великая (скоро и ее распродадут), но управляют страной и нами так как выгодно им, но не стране...больше половины чиновников надо пересажать...
    Сколько таких Сердюковых наворовав отмазывались и сколько еще отмажутся от наказаний...
    Наш народ не то что бы терпелив, народ не понимает что происходит, народ выживает ему не до этого...
    skalozub
  41. akut 29 января 2014 22:18
    Цитата: BOB48
    Верховный говорит в посланиях, что у нас все налаживается! negative

    Да не видно пока ничего, а судостроение переплывает в Азию
    akut
  42. akut 29 января 2014 22:35
    Цитата: felix34
    Дед
    "Любое производство продукции выгодно!". Эх, молодёжь! Было продолжительное время, когда гнали "продукцию", которая, для пущей важности пролежав с месячишко на открытых складах, навалом сдавалась в металлолом. При этом рапортовали как о выполнении плана производства, так и о перевыполнении плана сдачи "металлолома". А вот теперь наша "любая" никому не нужна. Нужна только "классная" по всем параметрам. А вот её-то что-то мало пока. Думайте!

    ............ удалено модератором Аполлон.Откуда ты знаешь, что кто гнал. Я тебе другое скажу, что корабли , построенные в России, по отзывом моряков, являются наиболее управляемыми, ремонтопригодными , хорошо управляемыми и наиболее эффективными. А российские экипажи самыми работоспособными
    akut
  43. sinukvl 29 января 2014 22:41
    Интересная логика автора, если развивать её дальше то может получится что для рентабельности военного судостроения, необходимо что бы ВМФ России стал пиратским флотом, глядишь и деньги заработает (в смысле награбит) и на них новые корабли закажет и за ценой не постоит.
  44. Cила 29 января 2014 23:07
    Никак Чубайсы не уймутся, для них не только судостроение, но и вся Россия убыточна, они бы с радостью всю страну в аренду сдали, да боятся получить сразу "коленом под зад".
    Cила
  45. DPN 29 января 2014 23:50
    Умные судостроители остались в прошлом ,сейчас остались менеджеры порусски - спекулянты их и в советское время на борохолке хватало. У нас в стране до хрена лишних институтов по ящику показывают одни президенты,которые в основном гребут под себя, плюнишь не ошибёшся и ни какой ответсвенности да в придачу золотые парошюты вместо конфискации и мест не столь отдаленных. А где ПТЭУШНИКИ из которых получались токаря и слесаря ЗОЛОТЫЕ РУКИ.Похоже вымерли как диназавры, а без них только купи продай ,что в основном и творится в нашей стране.По этому что унас непроизводится ,ВСЁ УБЫТОЧНО и так ещё очень долго будет.
    DPN
  46. uestlend 30 января 2014 00:07
    Руководству платить по меньше надо и смежники узнав о контракте,в десятки раз повышают цены, из чистого золота дешевле будет только бы карманы набить при СССР расстреляли и убытков не было бы.
  47. rpek32 30 января 2014 05:57
    случайно не эти люди предлагали экспортировать мех ягоды и шишки?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня