Military Review

"The era of wars and revolutions" - the return?

4
"The era of wars and revolutions" - the return?Remembering the Third World Vain about every fallen bomb has long become fashionable. As a rule, this is nothing more than rhetorical exercises. Recently, however, the situation in the world is increasingly beginning to resemble La Belle Époque - the “beautiful era" preceding the First World War. 2011 becomes if not like 1913, then at least 1900.

It is believed that globalization makes global wars meaningless. But rarely did trade, investment, and humanitarian ties evolve as actively as they did before the First World War. International trade grew at an impressive pace — for the second time it reached the same volume only in 60's. Entrepreneurs with almost equal ease could invest in Iran or Luxembourg. Not only goods, but also masses of the population were actively moving - the peak of migration fell on the “beautiful era”, by the way, accompanied by the same noise effects as now. The average European could travel the world almost without hindrance.

As a result, there was talk about world government and erasing borders - and it really began. Economic globalization, having reached certain limits, led to attempts at further “integration” with the help of shrapnel and mustard.

The last third of the XIX century is the time of the ascent of new centers of power (USA, Germany, Italy, Japan). Very soon, those of them who were “far away” from resources, became crowded in the world divided between the “old” empires. The prelude to the First World War was riots and increasingly frequent peripheral conflicts: the Japanese-Chinese war 1894-95, the Spanish-American 1898, the Anglo-Boer 1899-1901, the “boxing” uprising 1899-1901, the Russian-Japanese war 1904-05NUMX-1905-11, the Russian-Japanese war 1905-07, the Russian-Japanese war 1908-09-1911-13, 1911-12 1912-13 revolution, Russian XNUMX-XNUMX, Young Turkish XNUMX-XNUMX, Sinhai XNUMX-XNUMX, Italian-Turkish war XNUMX-XNUMX, Balkan XNUMX-XNUMX.

Another 2 characteristic signs - a surge of terrorism and "opposing" the growth of pacifism. The turn of the nineteenth and twentieth centuries was teeming with dynamiteers (the anarchist international), and pacifism was very popular.

In other words, another “beautiful era” has begun - and this deja vu is hardly accidental. At one time, the famous British historian Arnold JosephToinby (1889-1975) found that the “world” wars fit into the framework of the 115-year cycle (1568-1672, 1672-1792, 1792-1914, 1914-?). Each cycle contained 4 phases: general war, “living space”, “supporting wars” (large but not reaching global conflicts), common world. Diluted by the "supporters", the world wars gave the 50 a summer cycle.

World War - “Napoleonic” round (of the war of the republic and empire) 1792-1815. Then comes the “Viennese” reconciliation (1815-53), a series of “supporting” wars in 1853-1871 (Crimean 1853-56, Austro-French 1859, Austro-Prussian 1866, French-Prussian 1870-71), 1871-Worldwide, 1914-French, Prussian-43, 1914-18, French-Prussian, XNUMX-XNUMX. (XNUMX of the year without really large-scale wars between serious players), World War XNUMX-XNUMX.

Concerning the periodicity of conflicts, Toynbee put forward a “two-generation hypothesis”. Its essence is that the survivors convey a sense of horror from the war to their children. However, when the military stories told to grandchildren, war is already erased from memory, and the stories emphasize heroic and majestic military exploits. Therefore, the grandchildren are ready for the test again and dream of military glory.

The problem is that the Toynbee prescribed interval was not observed even in cases where all the prerequisites were for this. The idea of ​​the alternation of world and supporting wars also turned out to be erroneous - the Second World War followed the First World War. Moreover, the sequence was clearly not observed in the 17th century - the Thirty Years War, “recorded” in supporting conflicts, was in fact a typical “world” massacre.

However, the cyclical nature of global wars does not negate this. Therefore, rather quickly, they tried to find a rational explanation for it, associating it with the Kondratieff economic cycles.

1 cycle - from 1779 to 1841-43 (growth phase - to 1814 g); "Synchronous" with the "Napoleonic round" 1792-1815.

2 cycle - from 1844-51 to 1890-96. (growth phase - up to 1870-75 years); 1853-1871 wars

3 cycle - from 1891-96 to 1929-33. (growth phase - up to 1914 g, according to other estimates - up to 1920 g); First World 1914-18.

4 cycle - from 1929-33 to 1973-75; the highest turning point comes at the beginning of the 1950's). World War II - 1939-45.

In other words, the “attacks” of world and supporting wars invariably began in the ascending phase through the 10-23 year after the start of the cycle. A typical period can be considered from 10 to 15 years.

An attempt to fit wars into the general scheme of the Kondratieff cycles was undertaken by J. Goldstein. His idea boils down to the fact that world wars are caused by a gap between the declining rates of increase in production efficiency and the continued growth of the economy (it falls with a delay in 10 years). This gap leads to an increase in the demand for raw materials and new markets (since it is impossible to develop intensively and have to develop extensively), which provokes collisions. The greater the financial and military potential of the rival powers, the more bloody the war. Global conflicts once again stimulate innovation. Further, by destroying production, they force states to reorient resources to solve internal problems and clear up space for the formation of a new technological order - which accelerates the growth of production efficiency. Then the effect is exhausted - and we see a new round of growth in spending on "defense" ...

We live within the Kondratieff cycle that began in the 1973-75 biennium. The highest point of the cycle falls in the middle of 1990-x - for the West, this is the era of prosperity. Now - the final part of the downward stage, a cyclical crisis.

It is easy to see that "our" cycle contains a riddle - the war, which was to begin in 1985-1990 in the framework of the traditional scheme, did not take place. There was a round of confrontation between the United States and the USSR in the Reagan era, but instead of a collision, one of the rivals simply collapsed. Does this mean that the standard layout has stopped working? Extremely unlikely. "Failure" was the result of combining a number of unique factors, which is unlikely to be reproduced in the next cycle.

First of all, it should be noted extremely non-standard parameters of the USSR as an opponent of the current hegemon. First, the USSR-West rivalry was rather paradoxical. It was a confrontation between two complementary economies - an exporter and an importer of raw materials in conditions, as a rule, of penny prices for these same raw materials; 70's oil shock was artificial. In other words, the confrontation was almost without an economic foundation and came down to pure geopolitics. Secondly, by the beginning of 80 (despite the left-wing rhetoric), the USSR economy was already on the verge of a crisis. After the brilliant accomplishments of 30-60's, the era of regression has come - unobvious in 70's, but fully manifested a decade later. These two factors are more than enough for the Soviet elite to raise their paws up.

The sixth cycle will obviously take place against the backdrop of the US-China rivalry. However, it is obvious that they will become the cores of extensive coalitions (Entente-2 versus the Quarterly Alliance -2). At the same time, there are no prerequisites for the crisis of the Chinese model in the coming 20 years. Next is the potential collision of two competing economies (we are talking about two importers of raw materials in terms of its high cost and shortage). At the same time, the importance of foreign markets - including the American one - for China is rapidly decreasing. The role of trade and financial “dependencies” is generally overestimated - in 1914, countries were tied up with very interconnected economies. In other words, we are dealing with a classic “beautiful era” scenario.

At the same time, the idea that nuclear weapon ruled out the possibility of large wars between the "world" powers, has nothing to do with reality. Wars using tactical nuclear weapons are possible, and, sooner or later, inevitable. As for strategic nuclear weapons, their massive use of an enemy capable of large-scale retaliatory strike is excluded. As a result, after the USSR had the opportunity to launch a retaliatory nuclear strike, the doctrine of limited nuclear war quickly became the official doctrine of the United States, including a purely “tactical” one in escalation control mode. The USSR declared that a limited nuclear war would inevitably grow into a universal war. However, this thesis has never been set firmly, and the leadership of the Union undoubtedly prepared primarily for a limited conflict (hence tens of thousands of tactical ammunition and tanks) Thus, nuclear weapons did not “cancel the war forever”.

On this basis, the probability of a global conflict in the ascending phase of the next Kondratieff cycle looks almost one hundred percent. More specifically, we are talking about the possible beginning of a conflict in the interval between 2018 and 2031 years (I remind you that world wars begin 10-24 years after the onset of a cyclical crisis). At the same time, even “reformatting” the world economy in an anti-globalistic way will not have any effect. We should not think that wars are generated by globalization. Rather, they arise in the specific development of the economy, which creates "demand" for it. Therefore, the compression of international trade and the slide into protectionism only aggravates the problem - this was exactly what was observed during the Great Depression, which, as we know, ended World War II.
Author:
Originator:
http://www.rosbalt.ru]
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. His
    His 27 March 2011 10: 51
    0
    Under World War I always develop the appropriate situation. Great wars never begin just like that. Then historians try to compose it. The aggressor is preparing for it or is ready. War can be delayed but not prevented.
  2. Paul
    Paul 27 March 2011 12: 24
    +1
    There was no World War in the 1980s for one simple reason - any war with the use of nuclear weapons destroyed humanity. An example is the "Perimeter" system, which just entered service at that time, it itself could give the order to launch nuclear missiles, and the United States, after the collapse of the USSR, insisted on its dismantling. As the author pointed out, the world war falls on a growth phase, the current cycle has already passed it. In the current phase of economic development - a downward one, a world war is not possible in the near future. What is happening now is the cutting off of China from the sources of natural resources or "suffocation". Two problems that will hinder China's development in the short term, and may halt its development in the medium and long term. Demographic - an aging population, as a result of a reduction in labor and an increase in social costs and expensive raw materials, as a result of an increase in the cost of the final product and a loss of competitive advantages in world markets. Our task is to stay away from these movements and not get into any union with China. , nor with the USA, automatically acquiring another opponent by the enemy, the result may simply be the removal of the RF from the world map. Example - 1 world war, the allies simply "merged" us by staging a revolution, once again Russia as a state will not exist. There are too many regions into which the Russian Federation will be divided.
  3. Sirius
    Sirius 27 March 2011 13: 10
    +1
    Paul,
    I agree with you. But I doubt very much that Russia will be allowed to stay away. Anglo-Saxon politicians always dragged Russia into the massacre. And now I’m sure: they sleep and see how we are at war with the Chinese, with the Muslims. And then our rulers are set to rapprochement with Europe, and they cannot or do not want to understand that Europe is a stranger to us.
  4. turnip
    turnip 27 March 2011 13: 33
    0
    yes hell knows why people like to kill each other, it's something inside
  5. dick
    dick 28 March 2011 09: 12
    +1
    Europe is alien to the Russians and for Jews it is its own like many other continents ...

«Эпоха войн и революций» — возвращение?

«Эпоха войн и революций» — возвращение?Поминать Третью мировую всуе по поводу каждой упавшей бомбы уже давно стало модным. Как правило, это не более чем риторические упражнения. Однако в последнее время ситуация в мире все более начинает напоминать La Belle Époque — «прекрасную эпоху», предшествующую Первой мировой. 2011-й становится похож если не на 1913-й, то, по крайней мере, на 1900-й.

Принято считать, что глобализация делает бессмысленными глобальные войны. Но редко когда торговля, инвестиции и гуманитарные связи развивались столь же активно, как перед Первой мировой. Международная торговля росла впечатляющими темпами – второй раз она достигла таких же объемов только в 60-х. Предприниматели с почти равной легкостью могли вкладывать деньги в Иране или Люксембурге. Активно перемещались не только товары, но и массы населения – на «прекрасную эпоху» пришелся пик миграции, кстати, сопровождавшийся теми же шумовыми эффектами, что и сейчас. Среднестатистический европеец мог почти беспрепятственно путешествовать по миру.

В итоге пошли разговоры о мировом правительстве и стирании границ – и оно действительно началось. Экономическая глобализация, достигнув определенных пределов, привела к попыткам дальнейшей «интеграции» с помощью шрапнели и иприта.


Последняя треть XIX века – это время восхождения новых центров силы (США, Германии, Италии, Японии). Очень скоро они тем из них, кто оказался «далеко» от ресурсов, стало тесно в поделенном между «старыми» империями мире. Прелюдией к Первой мировой стали мятежи и все более частые периферийные конфликты: японо-китайская война 1894-95, испано-американская 1898, англо-бурская 1899-1901, «боксерское» восстание 1899-1901, русско-японская война 1904-05, иранская революция 1905-11, русская 1905-07, младотурецкая 1908-09, синхайская 1911-13, итало-турецкая война 1911-12, балканские 1912-13.

Еще 2 характерные приметы — всплеск терроризма и «противостоящий» ему рост пацифизма. Рубеж XIX-ХХ веков кишел динамитчиками (анархистский интернационал), а пацифизм был весьма популярен.

Иными словами, началась очередная «прекрасная эпоха» – и это дежавю едва ли случайно. В свое время известный британский историк Арнольд ДжозефТойнби (1889-1975 гг.) обнаружил, что «мировые» войны укладываются в рамки 115-летнего цикла (1568-1672, 1672-1792, 1792-1914, 1914-?). Каждый цикл содержал 4 фазы: общая война, «жизненное пространство», «поддерживающие войны» (крупные, но не дотягивающие до мировых конфликты), общий мир. Разбавленные «поддерживающими», мировые войны давали 50 летний цикл.

Мировая война — «наполеоновский» раунд (войны республики и империи) 1792-1815. Затем следует «венское» замирение (1815-53), серия «поддерживающих» войн в 1853-1871 (Крымская 1853-56, австро-французская 1859, австро-прусская 1866, франко-прусская 1870-71), общий мир 1871-1914 (43 года без действительно масштабных войн между серьезными игроками), мировая война 1914-18.

По поводу периодичности конфликтов Тойнби выдвинул «гипотезу двух поколений». Суть ее в том, что выжившие передают ощущение ужаса от войны своим детям. Однако когда военные истории рассказываются внукам, тяготы войны уже стираются из памяти, и в рассказах делается упор на героические и величественные военные подвиги. Поэтому внуки вновь готовы к испытаниям и мечтают о военной славе.

Проблема в том, что предписанный Тойнби интервал не соблюдался даже в случаях, когда для этого были все предпосылки. Представление о чередовании мировых и поддерживающих войн также оказалось ошибочным – за Первой мировой последовала Вторая. Более того, очередность явно не соблюдалась и в XVII веке – Тридцатилетняя война, «записанная» в поддерживающие конфликты, на самом деле была типичной «мировой» бойней.

Однако цикличность глобальных войн это никак не отменяет. Поэтому достаточно быстро ей попытались найти рациональное объяснение, связав с кондратьевскими экономическими циклами.

1 цикл – с 1779 до 1841-43 гг. (фаза роста – до 1814 г); «синхронен» с «наполеоновским раундом» 1792-1815.

2 цикл – с 1844-51 до 1890-96 гг. (фаза роста – до 1870-75 гг); войны 1853-1871 гг.

3 цикл – с 1891-96 до 1929-33 гг. (фаза роста – до 1914 г, по другим оценкам – до 1920 г.); Первая Мировая 1914-18.

4 цикл – с 1929-33 г. до 1973-75 гг.; высшая поворотная точка приходится на начало 1950-х гг). Вторая мировая – 1939-45.

Иными словами, «приступы» мировых и поддерживающих войн неизменно начинались в восходящей фазе через 10-23 года после начала цикла. Типичным можно считать срок от 10 до 15 лет.

Попытку вписать войны в общую схему кондратьевских циклов предпринял Дж. Гольдстайн. Его идея сводится к тому, что мировые войны порождаются разрывом между снижающимися темпами роста эффективности производства и продолжающимся ростом экономики (он падает с запаздыванием в 10 лет). Этот разрыв приводит к росту потребностей в сырье и новых рынках (раз нельзя развиваться интенсивно, приходиться развиваться экстенсивно), что провоцирует столкновения. Чем больше финансовый и военный потенциал соперничающих держав, тем кровопролитнее войны. Глобальные конфликты снова стимулируют инновационную активность. Далее, разрушая производство, они вынуждают государства переориентировать ресурсы на решение внутренних проблем и расчищают место для формирования нового технологического уклада – что ускоряет рост эффективности производства. Затем эффект исчерпывается – и мы видим новый виток роста расходов на «оборону"…

Мы живем в пределах кондратьевского цикла, начавшегося в 1973-75 гг. Высшая точка цикла приходится на середину 1990-х – для Запада это эпоха процветания. Сейчас – финальная часть нисходящей стадии, циклический кризис.

Нетрудно заметить, что «наш» цикл содержит загадку – война, которая в рамках традиционной схемы должна была начаться в 1985-1990-м, так и не состоялась. Виток противостояния между США и СССР в эпоху Рейгана был, но вместо столкновения один из соперников просто развалился. Значит ли это, что стандартная схема перестала работать? Крайне маловероятно. «Сбой» стал результатом совмещения ряда уникальных факторов, которое вряд ли будет воспроизведено в рамках следующего цикла.

Прежде всего, следует отметить крайне нестандартные параметры СССР как оппонента действующего гегемона. Во-первых, соперничество СССР-Запад имело довольно парадоксальный характер. Это было противостояние двух взаимодополняющих экономик – экспортера и импортера сырья в условиях, как правило, копеечных цен на это самое сырье; нефтяной шок 70-х имел искусственный характер. Иными словами, противостояние было почти лишено экономического фундамента и сводилось к чистой геополитике. Во-вторых, к началу 80-х (вопреки риторике левых) экономика СССР уже была на пороге кризиса. После блестящих достижений 30-60-х настала эпоха регресса – неочевидного в 70-х, но вполне проявившегося десятилетие спустя. Этих двух факторов с лихвой хватило, чтобы советская элита подняла лапки кверху.

Шестой цикл совершенно явно будет проходить на фоне соперничества США-Китай. Впрочем, очевидно, они станут ядрами обширных коалиций (Антанта-2 против «Четвертного союза»-2). При этом не видно никаких предпосылок для кризиса китайской модели в ближайшие 20 лет. Далее — потенциальное столкновение двух конкурирующих экономик (речь идет о двух импортерах сырья в условиях его дороговизны и дефицита). В то же время, значение внешних рынков – и американского в том числе — для Китая быстро снижается. Роль торговых и финансовых «зависимостей» вообще переоценивается — в 1914 году сцепились страны с очень взаимосвязанными экономиками. Иными словами, мы имеем дело с классическим сценарием «прекрасной эпохи».

При этом идея о том, что ядерное оружие исключило возможность больших войн между «мировыми» державами, не имеет ничего общего с действительностью. Войны с применением тактического ядерного оружия возможны, и, рано или поздно, неизбежны. Что же касается стратегического ядерного оружия, то его массированное применение по противнику, способному на масштабный ответный удар, исключено. В итоге, после появления у СССР возможностей по нанесению ответного ядерного удара официальной доктриной США быстро стала доктрина ограниченной ядерной войны – в том числе чисто «тактической» в режиме эскалационного контроля. СССР заявлял, что ограниченная ядерная война неизбежно перерастет во всеобщую. Однако этот тезис никогда не ставился жестко, а руководство Союза несомненно готовилось прежде всего к ограниченному конфликту (отсюда десятки тысяч тактических боеприпасов и танков). Таким образом, ядерное оружие вовсе не «отменило войны навсегда».

Исходя из этого, вероятность глобального конфликта в восходящей фазе следующего кондратьевского цикла выглядит почти стопроцентной. Если точнее, речь идет о возможном начале конфликта в промежутке между 2018 и 2031 годами (напомню, мировые войны начинаются через 10-24 года после начала циклического кризиса). При этом даже «переформатирование» мировой экономики в антиглобалистском ключе не даст никакого эффекта. Не стоит думать, что войны порождаются глобализацией. Скорее, они возникают при специфическом развитии экономики, которое создает на нее «спрос». Поэтому сжатие международной торговли и сползание к протекционизму только усугубляет проблему – именно это и наблюдалось во время Великой депрессии, которая, как известно, закончилась Второй мировой.
Автор: Евгений Пожидаев
Первоисточник: http://www.rosbalt.ru]


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Свой 27 марта 2011 10:51
    Под Мировые Войны всегда складывается соответствующая обстановка. Никогда великие войны не начинаются просто так. Это потом историки пытаются сочинить. К ней готовится или готов агрессор. Войну можно отдалить но не предотвратить.
  2. Павел 27 марта 2011 12:24
    Мировой Войны в 1980-е не было по одной простой причине-любая война с применением ядерного оружия уничтожала человечество. Пример система "Периметр", как раз вступившая в это время строй, она сама могла отдать приказ на запуск ядерных ракет и США после развала СССР настояли на ее демонтаже. Как автор указал мировая война приходятся на фазу роста, текущий цикл уже ее прошел.В настоящей фазе экономического развития - нисходящей мировая война не представляется возможной в ближайшее время. То что сейчас происходит - это отсечение Китая от источников природных ресурсов или "удушение". Две проблемы, которые в ближайшей перспективе будут тормозить развитие Китая, а в сред- и долгосрочной перспективе могут остановить его развитие. Демографическая - старение население, как следствие сокращение рабочих рук и увеличение социальных расходов и дорогое сырье, в результате увеличение стоимости конечного продукта и потеря конкурентных преимуществ на мировых рынках.Наша задача остаться в стороне от этих движений и не влезть ни в какой союз ни с Китаем, ни с США, автоматически обретая врагом другого оппонента, результатом может быть просто удаление РФ с карты мира. Пример - 1 мировая война, нас союзники просто "слили" устроив революцию, еще раз и России как государства не будет. Слишком много областей на которые РФ будет разделена.
    Павел
  3. Сириус 27 марта 2011 13:10
    Павел,
    Согласен с Вами. Но очень сомневаюсь, что России позволят остаться в стороне. Англо-саксонские политики всегда втягивали Россию в бойню. И сейчас я уверен: они спят и видят как мы воюем с китайцами, с мусульманами. А тут ещё наша правители настроены на сближение с Европой, и не могут, или не хотят понять, что Европа для нас чужая.
    Сириус
  4. репа 27 марта 2011 13:33
    да чёрт его знает почему людям нравится убивать друг друга,это что-то внутри
    репа
  5. хер 28 марта 2011 09:12
    европа чужая для Русских а для евреев она своя как и многие другие континеты...
    хер

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня