Российский перспективный вертолет RACHEL становится ближе

37
К 2015 году у нового российского скоростного вертолета должен появиться технический проект и полноценная «летающая лаборатория». Московский вертолетный завод имени Миля рассчитывает получить в рамках государственного контракта 3,3 миллиарда рублей на эти цели. Создатель вертолетных бестселлеров Ми-8 и Ми-17, которые пользуются спросом как в России, так и во всем мире, уже выбрал имя для своего нового проекта — RACHEL. В будущем именно этому вертолету предстоит доказывать всему миру лидерство России в области вертолетостроения.

В настоящее время московский вертолетный завод имени Миля входит в состав крупного холдинга «Вертолеты России». До конца ноября 2015 года предприятие должно закончить работы по созданию эскизного и технического проекта нового российского перспективного скоростного вертолета (ПСВ), а также закончить работы по созданию так называемой летающей лаборатории — прототипа вертолета, на базе которого должны проводиться всевозможные испытания новой винтокрылой машины. Об этом сообщает российское агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя холдинга «Вертолеты России» Романа Кириллова. По информации пресс-службы «Вертолетов России», холдинг рассчитывает принять участие в конкурсе Минпромторга на заключение нового контракта, который подразумевает продолжение научно-исследовательских работ в рамках проектирования и создания ПСВ.

В настоящее время холдинг «Вертолеты России» находится на подъеме. По итогам 2013 года предприятия холдинга выпустили 303 вертолета для российских и зарубежных заказчиков (против 290 машин в 2012 году). По итогам 2013 года «Вертолеты России» рассчитывают получить выручку в размере 140 миллиардов рублей (в 2012 году данный показатель составил 125,7 миллиарда рублей). На 11 декабря 2013 года предприятия, входящие в холдинг, имели твердые заказы на поставку 772 вертолетов на общую сумму, превышающую 370 миллиардов рублей. На 2014 год холдинг уже полностью обеспечил себя контрактами, в 2015 году — обеспеченность 73%, в 2016 — 25%.

Российский перспективный вертолет RACHEL становится ближе
RACHEL он же В-37

Стоит отметить, что звучное английское название RACHEL — это аббревиатура, расшифровывается как Russian Advanced Commercial Helicopter (российский перспективный коммерческий вертолет). Задача данного проекта амбициозна, ему предстоит заменить самую успешную и массовую на сегодняшний день машину российского производства — легендарный вертолет Ми-8. На этом пути холдингом был принят целый ряд фундаментальных решений. К примеру, по информации «Вертолетов России», вместо максимальной скорости приоритет был сделан в пользу эффективности и экологичности нового вертолета. Скорость вертолета также будет важна, но приоритет скорости составит порядка 25% по сравнению с другими современными аналогами, а не 50% или 100%, которые предлагаются программами постройки скоростных вертолетов. Все они выделены в отдельные проекты. Выбор приоритетов при разработке машины был выполнен после проведения масштабного маркетингового исследования, которое было проведено при непосредственном участии компаний-операторов вертолетной техники.

Согласно планам холдинга, RACHEL должен занять нишу многоцелевых коммерческих вертолетов, обладающих взлетным весом до 12 тонн. Пассажирский вариант машины с комфортабельным салоном позволит перевозить 21-24 пассажира. Помимо этого, будут разрабатываться специализированные версии вертолета: патрульный, поисково-спасательный, медицинский. По мнению представителей «Вертолетов России», вертолет RACHEL сможет поэтапно заменить парк отечественных вертолетов семейства Ми-8/17. Совместно с другим детищем Миля — тяжелым вертолетом Ми-38 — новая машина в долгосрочной перспективе должна укрепить позиции российской компании на традиционных для нее рынках.

Впервые новый российский концепт RACHEL был показан широкой публике в 2013 году в рамках английского авиасалона Фарнборо. Он стал главной новинкой «Вертолетов России» на данном авиасалоне. На работающем над перспективным скоростным вертолетом Московском вертолетном заводе имени Миля машину также называют В-37 (некоторые считают, что в будущем название может быть заменено на Ми-37). На выставке гендиректор «Вертолетов России» Дмитрий Петров рассказал журналистам, что к настоящему времени была закончена стадия проведения предварительных исследований по программе ПСВ. «Мы твердо убеждены в том, что главным конкурентным преимуществом любой техники в современных реалиях становится ее экономическая эффективность. Высокая отдача от коммерческого использования машины — вот тот критерий, который мы ставим во главу угла, работая над концепцией нашего нового вертолета», — рассказал Дмитрий Петров. Следовательно, как отмечалось выше, для российского проекта RACHEL главным станет не достижение максимальной скорости полета, а обеспечение приемлемой для эксплуатанта цены машины и минимизация прямых эксплуатационных расходов.


RACHEL он же В-37

На начальном этапе программы ПСВ два российских ведущих КБ холдинга успешно выполнили работы по созданию облика перспективной машины ОАО «Камов» предложило вертолет с соосными жесткими винтами Ка-92, а ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» — проект скоростного Ми-Х1. Стоит отметить тот факт, что обе представленных разработки получили положительную оценку холдинга. Было принято решение о том, что работы по обоим проектам будут продолжены. В настоящее время фирма «Камов» продолжает свои работы по разработке летающей лаборатории для отработки технических решений скоростной машины соосной схемы, а МВЗ им. М.Л. Миля сконцентрировано на В-37 — вертолете классической схемы.

Сообщается, что базовая модификация В-37 будет многоцелевым вертолетом, оснащенным конвертируемой кабиной. Вертолет сможет перевозить до 24 пассажиров и до 3-4 тонн различных грузов. Машина получит современный комплекс авионики и несущие системы последнего поколения, которые в сочетании с совершенной аэродинамикой фюзеляжа вертолета должны обеспечить ему полет с крейсерской скоростью до 350-370 км/ч. По сравнению со знаменитым семейством Ми-8/17 планируется также существенный рост дальности полета машины. На вертолете в качестве силовой установки планируется применить 2 перспективных турбовальных двигателя (ПДВ), работу над созданием которых ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. На первом этапе возможным считается использование модернизированных двигателей, относящихся к семейству ВК-2500.

В рамках государственного контракта на создание новых вертолетов в 2014-2015 годах будет выделено порядка 4 миллиардов рублей. В том случае, если «Вертолеты России» победят в конкурсе, то московский вертолетный завод имени Миля получит порядка 3,3 млрд. рублей. Данные денежные средства будут направлены на дальнейшее развитие проекта RACHEL. Остальные средства (порядка 0,7 миллиарда рублей) будут переданы другим соисполнителям работ по созданию скоростного вертолета, в том числе они пойдут на разработку новых двигателей. К примеру, на заводе «Климов» сообщали о том, что в 2014 году продолжат работы над ключевыми системами и элементами двигателя нового поколения, который предназначен для установки на ПСВ. Испытания двигателя-демонстратора и проведение сертификационных работ запланированы на 2015 год. Начало летных испытаний прототипов ПСВ должно начаться в 2016-2017 годах, а завершение сертификации машин и начало их серийного выпуска запланировано на 2018-2019 годы.


Ка-92 проект

В 2013 году холдинг «Вертолеты России» уже становился победителем конкурса на проведение научно-исследовательских работ по разработке нового перспективного вертолета, получив от государства 2,5 миллиарда рублей. Большая часть этой суммы была передана заводу имени Миля, средства были направлены на разработку аванпроекта вертолета. Оставшиеся средства были переданы компаниям-соисполнителям по проекту. Первоначально программа создания ПСВ предполагала сразу две разработки, которые велись параллельно друг с другом — Ка-92 КБ Камова и Ми-Х1 КБ Миля. Однако в итоге самым оптимальным с технической и экономической точек зрения был выбран подход и решения КБ Миля. Несмотря на это, работы в рамках создания вертолета Ка-92 будут продолжены, но уже на более отдаленную перспективу.

Игорь Коротченко, возглавляющий Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в интервью газете «Взгляд» отметил, что это две разных школы вертолетостроения, каждая со своими концепциями и подходом. Если смотреть на показатели рынка, то «милевские» машины за рубежом обладают более прочными позициями, чем машины «Камова», что вовсе не означит, что одна вертолетная школа хуже или лучше другой. В данном случае речь по большей части идет об ограниченности имеющихся ресурсов и высокой стоимости проводимых работ. В этих условиях абсолютно нормально, что конкуренция велась на уровне концепций, а не на уровне аванпроектов или готовых разработок. Финансировать параллельно две конкурирующие между собой работы было бы невозможно, считает эксперт. Выбор, сделанный в пользу КБ Миля, позволяет надеяться на то, что проект ПСВ будет успешным.

«Мы полностью потеряли сегмент пассажирских самолетов и в настоящее время только лишь пытаемся занять нишу в ближнемагистральных перевозках за счет «Суперджета», плюс работаем над созданием МС-21 для того, чтобы начать конкурировать с Airbus и Boeing. В то же время в сегменте вертолетов Россия занимает лидирующие позиции в мире. Исключением можно назвать только люксовые вертолеты, предназначенные для перевозки ВИП-персон. Наряду с этим в традиционных сегментах — боевые вертолеты, военно-транспортные вертолеты, тяжелые вертолеты, палубные вертолеты Камова — у нас отличные позиции на рынке», — отмечает директор ЦАМТО.


Ми-17В5 ВВС Индии

Вертолеты Ми-8/17 в сегменте средних вертолетов на сегодняшний день являются самыми востребованными. Они летают по всему миру, даже НАТО в Афганистане отдает предпочтение этим российским вертолетам, приобретая их для афганской армии за счет бюджета Пентагона. В то же время данные машины являются еще советским заделом, поэтому сегодня уже стоит задумываться над полностью российскими разработками, отмечает Игорь Коротченко.

Сегодня разработка высокоскоростного вертолета — это, своего рода, мейнстрим всего мирового вертолетостроения. Поэтому Россия не должна находиться в стороне. Пусть даже нынешние вертолеты Ми-17 еще на протяжении 30-40 лет будут являться настоящим хитом продаж на мировом рынке. Сегодня для огромного количества государств эти машины являются безальтернативной вертолетной техникой. Речь в первую очередь идет о странах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Тех стран, где очень сложные природные и климатические условия. Вертолетов такого класса, как российский Ми-17, на Западе попросту нет. Российские машины отличает высокая надежность в сложнейших условиях эксплуатации одновременно с простотой их конструкции. Данная платформа, конечно же, будет продолжать модернизироваться, но уже сейчас важно работать над научно-техническим заделом на будущее — для того, чтобы не утратить лидирующих позиций в вертолетостроении. Поэтому проект RACHEL очень важен для России.

Источники информации:
http://www.vz.ru/economy/2014/1/29/670186.html
http://rostec.ru/news/1896
http://rosozenka.ru/poslednie-zapisi/vertoletyi-rossii-predstavili-psv
http://bastion-karpenko.ru/v-37_psv
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    31 января 2014 08:44
    Перспективная новость! Но меня всегда пугают подобные названия, RACHEL! Все-таки, вертолет рассчитан на заграницу? Пусть привыкают к русским названиям!!!
    1. +13
      31 января 2014 08:57
      Я того же мнения,все в статье понравилось,а вот название Рахиль нет,какое то не такое.
    2. +5
      31 января 2014 08:57
      так то да , название Калашников и РПГ знает весь мир .
      сделайте хорошо и мир сам выучит название , как выучил слово спутник .
      но и название тоже с приколом , похоже на женское имя Ракель .
      1. +1
        31 января 2014 09:46
        Наш потребитель сейчас тоже привык импортным названиям и производитель получается тоже!
    3. Орда
      +16
      31 января 2014 10:31
      Российский перспективный вертолет RACHEL становится ближе


      задолбали уже этими англицизмами,чем по нашему плохо? кто такую хрень придумывает?
      1. +9
        31 января 2014 11:31
        Это оттуда же, откуда и "хелираша". Или у меня одного лицевые мышцы начинают кривиться с отвращением от подобных звуков?
        1. orizonti
          -5
          31 января 2014 18:03
          Придется привыкать.
          1. Орда
            +3
            31 января 2014 18:45
            Цитата: orizonti
            Придется привыкать.


            когда европида_расы тебя в жопу будут приучать ,тоже будешь привыкать?
        2. Шур
          0
          1 февраля 2014 02:47
          Манагеры же-это их язык.. Немцы.. в общем.
      2. -1
        4 февраля 2014 16:41
        «RACHEL», что в переводе значит «Российский перспективный коммерческий вертолет».
        RUSSIAN ADVANCED COMMERCIAL HELICOPTER..
        Я вполне спокойно отношусь к этому названию,потому что вертолет создан скорее всего для западного рынка. Вы что думаете,если напишете по русски то кто то в Европе или еще где-то поймет что это именно русский вертолет????Не думаю. А тут все четко и ясно написано. hi
    4. +9
      31 января 2014 13:57
      Блин, меня тоже бесит эта тенденция называть русскую технику инстранными словами. Калашников весь мир знает и уважает, тем более что название вертолёта по абревиатуре английских слов, ну никак не скажется на его продажах. Что за бред?!
      1. orizonti
        -9
        31 января 2014 18:02
        Иначе ее не покупают, доверия к нашей технике нет. Весь богатый мир в котором могут покупать такие вертолеты говорит на английском по этому и названия такие.
        1. Орда
          +2
          31 января 2014 18:59
          Цитата: orizonti
          Иначе ее не покупают, доверия к нашей технике нет. Весь богатый мир в котором могут покупать такие вертолеты говорит на английском по этому и названия такие.


          это миля то не берут? что ж ты врёшь? а про калаш тебе уже сказали,таким жополизам ,как ты лучше на сделаноунас там таких много...
        2. Шур
          0
          1 февраля 2014 02:51
          Глупость. Прекрасно идет как раз таки "экзотика". Них..чего вы в маркетинге не шарите...
      2. Шур
        0
        1 февраля 2014 02:49
        Они везде с этим аглицким языком "жвачных животных" лезут.
  2. +4
    31 января 2014 09:20
    Я, конечно, извиняюсь, но разве Ми-38 для этой роли не подходит?
  3. +2
    31 января 2014 09:34
    Опять Ка задвигают а Ми двигают, всё таки Ка более интересней чем Ми!?
    1. AVV
      +1
      31 января 2014 23:47
      Цитата: slavik_gross
      Опять Ка задвигают а Ми двигают, всё таки Ка более интересней чем Ми!?

      Не заслужено опять подвинули Камовцев,история повторяется!!!А Южная Корея эксплуатирует Камовские машины и не нарадуется!!!Нельзя оставлять без денег и заказов столь легендарный коллектив!!!Опять хоть к Министру Обороны обратиться!!!Что бы с заказами подсобил ???!!!
    2. Шур
      0
      1 февраля 2014 02:52
      Не время, т.е опередили камовцы время и клоунов из "хилораша".
      А проект то КА-92 хорош!
  4. +1
    31 января 2014 09:36
    Цитата: невидимка
    Но меня всегда пугают подобные названия, RACHEL! Все-таки, вертолет рассчитан на заграницу?

    К сожалению, кроме России никто в мире не знает слово "вертолет", только "геликоптер", поэтому и аббревиатура такая, рассчитанная на зарубежный рынок.
    1. +2
      31 января 2014 11:37
      Но ведь мы используем слово "спутник", не заменяем его на "сателлит"? Вся эта ориентация на зарубежный рынок попахивает иной "ориентацией". Похоже, кому-то нравится, что под них прогибаются уже при рождении, некоторые и рады стараться.
    2. Шур
      +3
      1 февраля 2014 03:06
      Но ведь Росвертол есть. Только наши догадались транслировать названия на чужой язык. Написать для западников "Rosvertol" сложно что ли? Не знают, дак узнают. Нужно быть идиотом как наши манагеры чтоб не продвигать собственный язык. Чем сливаться с разными геликоптилками стоит взять оригинальное наименование. Это как минимум "отстройка" от конкурентов, а это уже правильный ход в торговом соперничестве. Имя само ценно становится.
  5. Асан Ата
    +1
    31 января 2014 10:03
    "Скорость вертолета также будет важна, но приоритет скорости составит порядка 25% по сравнению с другими современными аналогами, а не 50% или 100%, которые предлагаются программами постройки скоростных вертолетов"- насколько я понимаю, все зарубежные компании пытаются создать скоростные машины? Энерговооруженность Ми-8-го вне конкуренции, тем и завоевал славу. Может надо просто над ним поработать, создав с помощью новой авионики и дизайна более рыночную модель, чем делать эти глупые толкающие винты? Либо озаритесь новой идеей, чем слепо копировать Запад?
    1. 0
      3 февраля 2014 04:44
      Энерговооруженность Ми-8-го вне конкуренции, тем и завоевал славу. Может надо просто над ним поработать, создав с помощью новой авионики и дизайна более рыночную модель


      Летом объявляли об открытии программы модернизации Ми-8Т до Ми-8 МСБ на Оршанском авиаремонтном заводе в Беларуси с установкой двигателей украинской компании «Мотор Сич». Поставил рекорды по потолку, скороподъёмности и грузоподъемности в своём классе. Хвалятся, что Ми-8 МСБ смогут напрямую перелетать Анды по любому маршруту.
      А что касается вертолётов с толкающим винтом - если дело выгорит, то будет совершён качественный скачок в характеристиках вертолётов. Их скорость будет, конечно, ниже, чем у конвертопланов, но сложность и стоимость ниже намного.
  6. +1
    31 января 2014 10:16
    С таким именем ничего путного не выйдет. вертолет - он, а тут женское имя, гермафродитизмом попахивает:-) или это дань нынешним западным течениям? Тогда еще хуже, и в авиацию это пробралось, прямь метастазы какие то:-)
  7. 0
    31 января 2014 10:21
    Не понятно как будут заменять транспортник МИ-17 этими пасажиравозами ?
    И конечно вызывает вопрос консервативный выбор вертолета МИ.Схема нового камова с толкающим винтом еще конечно не отработана ,но вспомним ,что соосная схема вначале тоже вызывала недоверие,а теперь успешно работает.
  8. +3
    31 января 2014 11:11
    Прекрасная новость!!! good

    Но вот название... fool

    Если уж хотите звучное название латиницей на нерусском языке, то пусть оно будет исключительно для иностранного покупателя.

    Нам не Нужен RACHEL (РАХЕЛь). Нам (стране, людям, русской цивилизации) нужен РУВЕР.
    1. +6
      31 января 2014 13:34
      Цитата: Ivan_Ivanov
      Нам не Нужен RACHEL

      Ну скорее всего в первом варианте писалось как RUSHELL laughing а когда увидели что на выставке зарубежная делегация креститься стала и чтото невнятно бормотать......потому и Рэйчел yes
  9. Criowoolf
    +1
    31 января 2014 12:19
    "РЭЙЧел" Я так понял первый вертолет рассчитан на крупные экспортные поставки и в первую очередь направлен на иностранный рынок, а второй вертолет уже предназначен для российского заказчика.
  10. +5
    31 января 2014 13:24
    Я считаю нормальным патриотизмом, давать название чему-либо на родном языке, а в скобках давать слово или подходящий для иностранцев термин, в переводе. Язык, всё таки, является Носителем Культуры!
    1. 0
      31 января 2014 20:36
      Цитата: puskarinkis
      Язык, всё таки, является Носителем Культуры!

      Вот они и несут к нам их культуру, и не только они. Уже столько натащили, что дальше некуда.
  11. +1
    31 января 2014 13:26
    "В традиционных сегментах — боевые вертолеты, военно-транспортные вертолеты, тяжелые вертолеты, палубные вертолеты Камова — у нас отличные позиции на рынке», — отмечает директор ЦАМТО."
    Однако индусы выбрали американские боевые и транспортные вертолеты в тендере. Задуматься над этим надо, а не названия придумывать для несуществующей модели.
  12. SFera
    +2
    31 января 2014 14:16
    по мне так не потянет кб Миля сей проект , по срокам уж точно не потянет , да и у камовцев проект по интересней выглядит
  13. +3
    31 января 2014 15:00
    И что это за название такое для РОССИЙСКОГО (?) оружия? Что у же русских слов и букв не хватает? Или окупационные власти использование русского языка в технике запрещают? Эх страна ... страна ... как легко превратить великую державу в третьесортную просто поставив во главе слабаков ...
  14. dmitrij.blyuz
    +1
    31 января 2014 15:34
    Дизайн В-37 красава! Серьезная,такая,мордочка,воздуханы оригинальные,втулка закрытая.Ровненький,"зализанный",пушистенький.Будет-ли так в металле.Ка-92,на сегодняшний день,выглядит малость футуристично,непривычно.Но,топаем вперед.Новые схемы тоже пора опробывать и вводить в эксплуатацию.
  15. +5
    31 января 2014 15:46
    От такого названия корёжит, как и от названия суперджет..(
    1. dmitrij.blyuz
      -1
      31 января 2014 17:03
      Название - это,к сожалению,принято называть так в Европе.Хотя и там Русское начало в названии.Они пока по нашему не могут.Но БУДУТ.Тихим сапом их достанем.И Русский язык-станет первым в мире.Упустили сей момент в 18 веке.Сейчас расплачиваемся.Еще полетят наши крылатые по всему Миру с эмблемой Российских ВВС,и не только.Сам себя пытаюсь успокоить.Хоть и не так все хреново,но для большой радости причин-то нет.
  16. +3
    31 января 2014 17:01
    "Мы полностью потеряли сегмент пассажирских самолетов" Почему же те чиновники благодаря коим Россия угробила производство своих пассажирских самолётов будут смиренно взирать на развитие вертолётостроения. Отнюдь. Для того их в Кремле и держат чтобы прожечь всё у нас калёным железом.
  17. dmitrij.blyuz
    +2
    31 января 2014 17:08
    Суперджет.Двигателя-франция.У нас что,своих движков нет?Авионика-англо-американо-французкая.Са
    1. +2
      31 января 2014 17:56
      Гражданских нет и никогда в общем-то лидирующих не было. На SSJ оборудование всего понемногу, есть и французское с русским.
  18. dmitrij.blyuz
    +1
    31 января 2014 18:14
    Не полностью мой коммент влез почему-то.Супер-далеко не наша машина.Может МС-31(Як)более продвинутый станет,по нашим технологиям.Движки,авионика-не ужели не умеем?Да не поверю! Для ВВС-есть,для ГА-нет.Что за абсурд?
  19. +2
    31 января 2014 18:57
    Обязателно надо называть русскую технику зарубежными названиями, я считаю это пазор, если ты не можешь назавать родным языком своё создание. Или предательством!!!
  20. +2
    31 января 2014 21:05
    Искривленное прочтение- "Рашель"..Типа как израильский вариант winked Как то маркетологи милевские перемудрили.
  21. +1
    31 января 2014 22:34
    Самое главное в любой авиационной технике - это двигатель. Какой двигатель будет стоять на этом вертолете? Если американский или европейский - забудте, что это российский вертолет.

    Запомните, мужики. Нет в авиации общего назначения ничего важнее двигателя! Будут двигатели - будет техника. Нет двигателей - все остальные ваши потуги бессмысленны.
    1. Шур
      0
      1 февраля 2014 02:55
      В ней все главное, даже мелочь может стать причиной аварии.
  22. +1
    31 января 2014 23:28
    Цитата: dmitrij.blyuz
    Суперджет.Двигателя-франция.У нас что,своих движков нет?Авионика-англо-американо-французкая.Са

    Так на нем почти ничего нашего нет,так проект для отмывки бабла.А на новый вертолет движки наши должны быть иначе далеко не уедем.С канадскими уже обжигались а на Украине вон что творится и ,что завтра там будет неизвестно.
    1. Шур
      +1
      1 февраля 2014 03:16
      Давно, вчера надо было скупать и перевозить все в Россию и кадры тоже. Им сейчас не до двигателей станет, свобода, евроккупация и пошло.. За долги все давно позабирать надо было и специалистам тут работу и жилье дать. Не век же там смута будет гулять, а как разграбят они все у себя как прибалты и копец.. Не себе не людям получиться, западники только и мечтают об том.. они в первую очередь всю промышленность в срочном порядке похерят там. Надо скупать и вывозить, как в эвакуацию.
  23. +1
    1 февраля 2014 21:54
    RUS-HELL - вот маркетинговое название! А все эти Рахели, Рачели, Рашили, Рашиды (прости Господи) - извращение. Буйство воспаленной фантазии. Проект Rаchel (Рахель) плавно перерастает в MIHEL (Михель). Тьфу. Как с "Суперджетом". Ну ладно, международный проект на деньги российских налогоплательщиков, пёс с ним. Но УАЗ "Patriot" - вообще за гранью.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»