La Muerte Negra («Чёрная смерть»). Эпизоды Фолклендской войны



21 воздушная победа без единого поражения!


Достижения истребителей «Си Харриер» в Фолклендской войне вызывают искреннее удивление и восхищение. Британские летчики совершали свои подвиги над океаном, в 12 тыс. километров от родных берегов. Взлетая со скользких качающихся палуб авианосцев, в условиях численного превосходства противника в воздухе. Дозвуковые СВВП против сверхзвуковых аргентинских «Миражей»!

Счет 21:0

28 «Си Харриеров» из 800-й, 801-ой и 809-ой эскадрилий Королевских ВМС сокрушили аргентинскую авиацию, обеспечив британцам победу в конфликте!

Или мы что-либо упустили из виду?

Разгромленная эскадра

Потоплены:
— эсминец «Шеффилд»;
— эсминец «Ковентри»;
— фрегат «Ардент»;
— фрегат «Энтилоуп»;
— десантный корабль «Сэр Гэлахэд»;
— транспорт/вертолетоносец «Атлантик Конвейор»;
— десантный катер Foxtrot Four (из состава УДК HMS Fearless).

La Muerte Negra («Чёрная смерть»). Эпизоды Фолклендской войны

Тонет эсминец "Ковентри"


Повреждены:
— эсминец «Глазго» — 454-кг неразорвавшаяся бомба, застрявшая в машинном отделении;
— эсминец «Энтрим» — неразорвавшаяся бомба;
— эсминец «Глэморган» — ПКР «Экзосет» (единственный из списка, поврежденный огнем с берега);
— фрегат «Плимут» — четыре (!) неразорвавшиеся бомбы;
— фрегат «Аргонавт» — две неразорвавшиеся бомбы, «Аргонавт» был на волоске от гибели;
— фрегат «Элекрити» — неразорвавшаяся авиабомба;
— фрегат «Эрроу» — поврежден огнем авиационных пушек;
— фрегат «Броудсворд» — пробит насквозь неразорвавшейся бомбой;
— фрегат «Бриллиант» — расстрелян «Даггерами» с бреющего полета;
— десантный корабль «Сэр Ланселот» — 454 кг неразорвавшаяся бомба;
— десантный корабль «Сэр Тристрам» — поврежден бомбами, полностью выгорел, эвакуирован на полупогруженной платформе;
— десантный корабль «Сэр Бедивер» — неразорвавшаяся авиабомба;
— флотский заправщик «Бритиш Уэй» — неразорвавшаяся авиабомба;
— транспорт «Стромнесс» — неразорвавшаяся авиабомба.


Взрыв фрегата HMS Antilope. Неудачная попытка разминирования двух неразорвавшихся бомб

Очевидно, что «Си Харриеры» провалили задачу по воздушному прикрытию кораблей. Аргентинским пилотам удалось разбомбить треть эскадры. Если бы все бомбы взорвались, Фолклендские острова сейчас бы назывались Мальвинскими.

Из 8 эсминцев было выбито 5. Из 15 фрегатов — 8. Из 8 десантных кораблей и УДК было потоплено и повреждено 4. Многие корабли попадали под удары неоднократно.

Перед тем, как быть разбомбленным, «Аргонавт» подвергся нападению аргентинских учебно-боевых «Эйрмакки», продырявивших фрегату всю надстройку.

«Сэр Гэлахэд» мог погибнуть еще на подходе к островам: в его корпусе застряла 454-кг бомба, сброшенная штурмовиками A-4 «Скайхок». Если бы бомба сработала в штатном режиме на переполненном десантниками корабле, англичане могли разом лишиться батальона морской пехоты. К счастью, судьба оказалась благосклонна: «Сэр Гэлахэд» был потоплен позже, у самого берега. Погибло 48 человек.


Горит HMS Sheffield

Летчики ВВС и ВМС Аргентины атаковали корабли свободнопадающими бомбами, запускали в них ПКР, расстреливали несчастные лоханки с бреющего полета. Будто никогда не слышали о La Muerte Negra — истребителях «Си Харриер», одержавших 21 воздушную победу без единого поражения!

Как сочетаются победные реляции британских асов с двадцатью разбомбленными кораблями?

Аргентинцы называли Си Харриеры «черной смертью» — и одновременно, словно не замечая опасности, атаковали со всех сторон вражеские корабли. Британским морякам крепко повезло, что 80% попавших в цель аргентинских бомб не взорвались.

Любопытно, что бомбы были Mk.80 — производства США.

Секреты успеха Харриеров

Список воздушных побед британских СВВП выглядит следующим образом:
— 9 истребителей-бомбардировщиков «Даггер»;
— 8 штурмовиков A-4 «Скайхок»;
— 1 истребитель «Мираж III»;
— 1 бомбардировщик «Канберра»;
— 1 поршневой штурмовик «Пукара»;
— 1 военно-транспортный С-130 «Геркулес».

Также в трофеи «Си Харриеров» можно записать одну победу боевым маневрированием над вертолетом, а также 1 «Пукару» и 2 аргентинских вертолета, уничтоженных на земле.



Сами англичане также понесли потери: два «Си Хариера» были сбиты огнем ПВО, три разбились по небоевым причинам, еще один соскользнул за борт в штормовую погоду.

Также в конфликте принимали участие 10 «Харриеров» наземного базирования из состава Королевских ВВС. Ввиду отсутствия радара они не участвовали в воздушных боях и применялись исключительно в качестве средства огневой поддержки. Из 10 самолетов было потеряно четыре: 3 сбиты огнем ПВО, 1 разбился по небоевой причине.

Разбор полетов

Миф о «сверхзвуковых Миражах» несколько преувеличен — среди трофеев «Си Харриеров» всего один истребитель Mirage III. Об остальных следует рассказать подробнее.

Истребитель-бомбардировщик «Даггер» — бывш. IAI Nesher, израильская нелицензионная копия «Миража-5». Дешевый «ударный» самолет для действий в светлое время суток, в условиях ясного неба Палестины. К концу 1970-х «Нешеры» были сняты с вооружения и проданы в Аргентину под обозначением Dagger.

Главным недостатком «Даггеров» было отсутствие радара. В условиях Южной Атлантики (штормовая погода, плохая видимость, «неистовые 50-е») вести воздушный бой без РЛС было весьма проблематично. В результате, «Даггеры» становились легкой добычей истребителей противника.


IAI Dagger ВВС Аргентины

Хуже того, они не имели системы дозаправки в воздухе и были вынуждены нести с собой максимальный запас топлива. Ни о каком «сверхзвуке» речи быть не могло — перегруженные бомбами и ПТБ, «Даггеры» в крейсерском режиме выходили к побережью о. Зап. Фолкленд для проверки своих инерциальных навигационных систем. Там их и поджидала La Muerte Negra — боевые воздушные патрули британских «Си Харриеров».

Пока британские асы набивали себе счета, гоняясь за беспомощными «Даггерами», другие аргентинские самолеты, специализированные морские штурмовики A-4 Skyhawk, делали 500-километровый «крюк» и выходили во фланг основным силам британской эскадры. И начиналось побоище.



«Скайхок» — легкая дозвуковая машина авианосного базирования, оснащенная системой дозаправки в полете, благодаря чему A-4 мог без проблем действовать на любом удаленном ТВД. Не в пример американским бомбам, «Скайхок» показал себя надежной и неприхотливой машиной — именно эти самолеты нанесли основной ущерб британской эскадре. Отмечалась простота и высокая живучесть штурмовика. Очень пригодился посадочный гак при полетах с обледенелой ВПП авиабазы Рио-Гранде.

Известен случай посадки поврежденного A-4. Самолет самостоятельно коснулся полосы и, прокатившись заданное расстояние, остановился. Увы, его пилоту повезло меньше: перед самой посадкой у летчика сдали нервы, он рванул рычаг катапульты и при ударе о бетонку получил травмы, несовместимые с жизнью.



«Скайхоки» смело летели вперед, в открытый океан — пробивая крылом низкую облачность, сквозь дождевые и снежные заряды. В расчетной точке их поджидал танкер — единственный действующий КС-130 ВВС Аргентины. Проведя дозаправку, группа отправлялась на поиск противника, на удаление свыше 1000 км от берега. Главной проблемой было обнаружить британские корабли без помощи радаров и современных ПНК. Удивительно, но в столь экстремальных условиях аргентинским пилотам удалось добиться огромных успехов.

На обратном пути нужно было вновь отыскать танкер, иначе самолет упадет с пустыми баками в океан. Никакой страховки пилотам не полагалось — потерпевший крушение оказывался один на один с горькой стылой стихией, без единого шанса на спасение. Британские «Си Харриеры» обстреливали любой буксир, отправленный на поиски пропавших летчиков.

Аргентина дала миру не только первоклассных футболистов и гонщиков «Формулы 1», но и мужественных пилотов боевой авиации. Летчики ВВС Аргентины подлетали в упор к кораблям, оснащенным современными ЗРК. Их не смогли остановить ни огонь зениток, ни хваленые «Си Харриеры».



Несмотря на проигрыш в войне, пилоты стали национальными героями. Они сделали все возможное и невозможное для победы, но удача оказалась не на их стороне. 80% бомб не взорвались.

«Скайхоки» понесли тяжелые потери: 22 самолета не вернулись назад в Рио-Гранде. 10 стали жертвами средств ПВО кораблей. 8 сбили «Си Харриеры». 1 был сбит «дружественным огнем». Еще три бесследно сгинули на просторах океана.

Подробный рассказ об Инглиш Электрик «Канберра» и штурмовиках «Пукара» можно опустить: старый бомбардировщик и турбовинтовые штурмовики, базировавшиеся на Фолклендских о-вах, не могли представлять угрозы для «Си Харриера». При встрече они становились легкой добычей британцев.

Показателен случай перехвата «Геркулеса» (четырехмоторный военно-транспортный самолет, аналог Ан-12). «Си Харриер» выпустил по нему две ракеты, но «Геркулес», натужно гудя тремя оставшимися моторами, продолжал тянуть в сторону аргентинского берега. Тогда «Си Харриер» приблизился, и всадил в него в упор 240 снарядов — весь боекомплект бортовых пушек. Пылающие обломки «Геркулеса» рухнули в волны.

Единственная достойная победа британских пилотов — аргентинский «Мираж III», сбитый 1 мая 1982 года. Впрочем, и здесь у «Си Харриера» было 2 объективных преимущества.

Как и все «Миражи», сбитый аргентинский истребитель не имел системы дозаправки и был перегружен топливом. Наличие ПТБ накладывало ограничения на маневрирование и полеты на высоких сверхзвуковых скоростях.

Во-вторых, ввиду лучшего финансового положения британских вооруженных сил «Си Харриеры» были оснащены ракетами с всеракурсной головкой самонаведения — «Сайдуиндером» модификации AIM-9L. Увы, аргентинцы ничего подобного не имели. Все это давало пилотам «Си Харриеров» значительное преимущество в воздушном бою.

Кроме вышеописанного случая, «Си Харриерам» более не удалось встретиться с истребителями «Мираж III» — все они были отозваны для защиты неба над Буэнос-Айресом.

Итоги и выводы

Все что связано с Фолклендской войной, пронизано известной долей иронии. Конфликт двух не слишком обеспеченных держав на краю Земли — импровизация, экспромты, неожиданные тактические решения. Летающая рухлядь Аргентины против ржавых лоханок Её Величества.

Все это действительно смешно.

О состоянии аргентинской авиации хорошо говорит тот факт, что слежение за морской обстановкой было поручено самолету P-2 «Нептун» конструкции 1945 года. Когда тот развалился от дряхлости, над океаном стали гонять пассажирский «Боинг-707».


Обратите внимание на силуэты кораблей. Вот это по-настоящему La Muerte Negra!

Интенсивность боевых вылетов аргентинской авиации ввиду удаленности ТВД и наличия единственного летающего заправщика была невелика. Но главной проблемой ВВС Аргентины были бомбы. В чем причина столь низкой надежности? На этот счет мнение источников расходится. По одним данным, повлияла малая высота сброса — взрыватели просто не успевали встать на боевой взвод. Согласно другой версии — все дело в 30-летнем хранении на складе без должного обслуживания. Третья конспирологическая версия гласит, что экспортное американское оружие не будет взрываться априори (что, впрочем, опровергается успехом штурмовиков «Скайхок»).

Но одно известно точно — бомбы не взрывались.


Dassault-Breguet Super Étendard ВМС Аргентины с подвешенной под крылом ПКР "Экзосет"

Примечательно, что боевое ядро аргентинской авиации — действительно современные истребители-бомбардировщики французского производства «Супер Этандар» (со сверхзвуковой скоростью полета, радарами, системой дозаправки и ПКР воздушного базирования) — потерь не имели. Они стрелой мчались над океаном, вычисляли радаром местоположение вражеских сил — и запускали ракеты, не входя в зону действия ПВО англичан. Пилоты «Си Харриеров» лишь растеряно разводили руками: «Супер Этандар» — это не подслеповатый «Даггер» или неуклюжий штурмовик «Скайхок».

У аргентинцев имелось всего пять действующих «Супер Этандаров» и к ним комплект из шести ПКР «Экзосет». Этого хватило, чтобы без потерь со своей стороны уничтожить эсминец «Шеффилд» и эрзац-вертолетоносец «Атлантик Конвейор». Страшно представить, каков бы был исход войны, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этандаров» и полный комплект из 24 противокорабельных ракет.

Исходя из перечисленных фактов, британским «вертикалкам» пришлось действовать в исключительно благоприятных условиях против устаревшей авиатехники ВВС Аргентины. Однако даже «фора» в виде наличия радаров и ракет AIM-9L не помогла защитить эскадру от налетов дозвуковых «Скайхоков». Почти три десятка СВВП бесполезно метались над океаном, не в силах перехватить редкие группы аргентинских самолетов.

Дошло до того, что авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл» вообще не смогли приблизиться к островам. Англичане не питали иллюзий по поводу истребительных качеств «Си Харриеров». И хорошо понимали, что ожидает авианосцы, если на их палубу упадет хоть одна маленькая бомба. Потому район боевого маневрирования авианосцев располагался в 150 милях северо-восточнее Фолклендов, вне радиуса действия аргентинской авиации. Именно поэтому их нет в списках потерь.



Все это еще более затруднило работу «Си Харриеров». Оказывать с такого расстояния эффективное воздушное прикрытие оказалось невозможным. Истребителям не хватало топлива. В это время аргентинская авиация продолжала громить основные силы эскадры, пытавшиеся высадить десант на островах.

В годы Великой Отечественной наши деды и прадеды оставались без наград, если в ходе боевого вылета группа эскортируемых бомбардировщиков несла потери от действий вражеской истребительной авиации. И не важно, сколько было сбито «Мессеров» — ведь главная задача провалена, бомбардировщики не донесли свои бомбы до цели. Очень показательный пример.

Фолклендский триумф «Си Харриера» на деле являлся катастрофой. Британская эскадра едва не погибла под ударами с воздуха. Стоимость одного потопленного эсминца превышала стоимость всех сбитых «Си Харриерами» самолетов противника. О каком успехе может вообще идти речь?

Война на окраине Земли отчетливо показала, что даже такой «продвинутый» СВВП, как «Си Харриер», оказался совершенно неэффективен при встрече с классической реактивной авиацией тоже периода.





По материалам http://artofwar.ru
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

147 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти