Судьба кораблей ВМФ ГДР

Из всех небольших флотов стран – союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-х – 1980-х гг. В западной части Балтийского моря ВМФ ГДР мог самостоятельно решать следующие задачи:
– оборона побережья;
– оказание поддержки сухопутным войскам на прибрежных направлениях;
– высадка тактических десантов;
– противолодочная оборона;
– борьба с минами.


Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолета (16 – типа Ми-8 и 8 – типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ – около 16 тысяч чел.

Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978,1979 и 1986 годах соответственно.

Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.

Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран – участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.

Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 т) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад – так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».

В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Ноyегswerda» (полным водоизмещением 2000т), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Еще два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.

ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, еще 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.

В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, в также в СССР и ПНР.

* * *

3 октября 1990 г. «государство рабочих и крестьян на немецкой земле» (как гордо называл ГДР ее первый руководитель Вильгельм Пик) прекратило свое существование, и перед руководством объединенной Германии со всей остротой встал вопрос, что делать с личным составом и вооружением, доставшимся в наследство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Bundeswehr «Ost» (Восток), которое и приняло на себя роль ликвидационной комиссии. Личный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» приняли на службу в Bundeswehr. Вооружение и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизировать. Весь флот бывшей ГДР был сосредоточен в Ростоке и ждал своей участи. Сразу же отправились на слом наиболее старые и требовавшие ремонта корабли. Правительство ФРГ усиленно искало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.

Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 г. купила Индонезия, корабли после переоборудования и подготовки экипажей постепенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 г. Зеленодольское ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации этих кораблей до уровня МПК пр.133.1-М. Кроме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ типа «Kondor II» и все 12 ДК типа «Hoyerswerda», а также два переоборудованных из ДК транспорта снабжения.

Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241-РЭ. Учитывая, что среди покупателей российского оружия находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер. Выбор пал на РКА «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к исследовательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытаниям по специальной программе. Американские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходовые и маневренные качества, однако отмечался недостаточный (по американским стандартам) ресурс маршевых и форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное вооружение. Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было сделано заключение, что РКА такого типа, вооруженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр.12418) представляют собой достаточно серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.

Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сообщения о желании Польши, располагающей четырьмя подобными катерами, приобрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трёх, а Эстонии – девяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Kondor II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kondor I»: четыре единицы – Тунису, два – Мальте, один – Гвинее-Бисау, два (в 1994 г.) – Эстонии.

Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 – не найдя покупателя, командование Bundesmarine продало их на слом.

Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Bundesmarine. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны (Bundesgrenzschutz-See) ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Kondor I».

Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого перешли под флаги восьми государств.

Судьба кораблей ВМФ ГДР

«Корабли социалистических республик Балтийского моря в едином строю». Приём топлива от танкера «Шексна» двумя советскими кораблями и немецким СКР пр.1159


Судьба кораблей ВМФ ГДР

МПК пр.133.1 следуют в район действий подводной лодки «противника»


Судьба кораблей ВМФ ГДР

МПК пр.133.1 и ТКА типа «Libelle» в походе


Судьба кораблей ВМФ ГДР

Ракетный катер «Sassnitz» пр.151


Судьба кораблей ВМФ ГДР

Судьба кораблей ВМФ ГДР

Малый противолодочный корабль «Parchim» пр.133.1 на Неве. Ленинград, июнь 1981 г.


Судьба кораблей ВМФ ГДР

Недостроенные катера пр.151 на Peenewerft, 2 июля 1998 г.


Судьба кораблей ВМФ ГДР

Подъём флага на артиллерийском катере «Grom» ВМС Польши, 28 апреля 1995 г. Корабль пр.151 был закуплен у ФРГ и достроен в Польше по изменённому проекту


Судьба кораблей ВМФ ГДР

Германский патрульный катер «Bad Dublen», переоборудованныей из РКА пр.151
Автор: В.Б.Прасников, инженер-кораблестроитель Альманах «Тайфун» №2 / 1997 г.
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. тлауикол 5 февраля 2014 07:47
    Ракетный катер «Sassnitz» пугает Запад пустыми установками ПКР Уран. Что характерно, ракета разрабатывалась как эрзац для союзников, да так и не поспела вовремя.
    1. Nayhas 5 февраля 2014 09:45
      Цитата: тлауикол
      Ракетный катер «Sassnitz» пугает Запад пустыми установками ПКР Уран. Что характерно, ракета разрабатывалась как эрзац для союзников, да так и не поспела вовремя.

      Дык много чего не поспевало... Вон первые Молнии Термитами вооружали, т.к. Москит задержался...
  2. borisjdin1957 5 февраля 2014 08:26
    с Дона.
    сколько труда на ветер!Горбатому :спасибо:-уроду!
    1. klim44 5 февраля 2014 17:27
      Уважаемый, а причем здесь Горбачев Михаил Сергеевич? Германия объеденилась, немцы захотели жить в единой Германии, он что должен был воевать???
      klim44
      1. vladkavkaz 5 февраля 2014 17:31
        klim44 (
        Немцы желали объединяться?
        Угу,а как тогда относиться к мнению простых немцев-35-50 лет возраста,еще в те 90 годы,которые уже тогда говорили-ГОРБАЧЕВ предает и сдает всех,включая Союз?
        Имел случай разговаривать в те года с нормальными,умными людьми-от рабочих и крестьян,до военных с погранполка в Потсдаме.
  3. Ptah 5 февраля 2014 08:44
    В современной Deutsche Marine судов не так много, как может показаться, но они все в отличном состоянии, не старше 79-го года (исключая несколько "вспомогателей" и пары танкеров).
    Если принять во внимание протяжённость морских границ самой Германии, то вполне достаточно. А захватывать колонии по всему земному шарику немцы не собираются.
    Промышленность способна выпускать и корабли большого водоизмещения и современные под.лодки.
    Не всё так плохо...

    ЗЫ. А какая грустная женщина на корме. Смотрящая под транец... Не хватает только замёршего пёсика у ног...
  4. Takashi 5 февраля 2014 08:55
    а почему, немцы так быстро отказались от наших кораблей?
    1. Serg65 5 февраля 2014 09:44
      А зачем немцам эти корабли? Вооружение всё советское, а у них унифицированное под НАТОвские стандарты. К тому же финансовое положение не даёт большой флот содержать.
      1. Bosk 5 февраля 2014 20:04
        Под корабль построенный по другим стандартам и технологиям нужно практически чуть ли не новый завод строить для его обслуживания..., на это практичные немцы не в кои разы не пойдут,да какие там немцы...щедрая Америка это не сможет себе позволить.
  5. Kovrovsky 5 февраля 2014 09:41
    Грустно...
    Kovrovsky
    1. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. Роман 1977 5 февраля 2014 11:25
    Стоит отметить, что немцы крайне грамотно распорядились судьбой кораблей бывшей ГДР, они не порезали их на иголки, а распродали, получив деньги, в отличие например от бывших советских кораблей...
    А так, конечно жалко, иуда Горбатый, гореть ему в аду вечно...
  8. moremansf 5 февраля 2014 11:44
    После вхождения ГДР в состав ФРГ 3 октября 1990 года, соединения ВМС ГДР (Фольксмарине), перешли под начало специально созданного командования «Бундесвер — Ост» во главе с присланными западногерманскими командующими. Силы бывшего Фольксмарине возглавил адмирал Бундесмарине Дирк Хортен. Сразу после этого началась планомерная ликвидация материальной и кадровой базы ВМС. Подавляющее большинство кораблей в 1991—1996 гг. было продано либо в вооруженные силы других стран, либо просто на слом. Подавляющее большинство офицеров и кадровых унтер-офицеров — уволено со службы. После окончания Холодной войны у ФРГ и НАТО не осталось противников на Балтийском море, против которых было бы экономически обоснованным содержать мощный флот.
    Основные причины:
    -Неприспособленность оборонительного флота ГДР к выполнению новых агрессивных задач в составе блока НАТО (войны в Югославии, Персидском заливе, Афганистане, Ливии и др.) — в первую очередь отсутствие авианосцев и других крупных военных кораблей для дальних океанских походов.
    -Общая тенденция к минимизации расходов на бюджетную сферу в Германии после объединения.
    -Недоверие боннского руководства к старому кадровому костяку флота и общая тенденция к замещению руководящих должностей западногерманскими назначенцами, в следствии чего адмиральский состав бывших ВМС ГДР был уволен со службы полностью, а офицерский и кадровые унтер-офицеры — почти полностью.
    На фото:Большой ракетный катер пр. 1241РЭ Rudolf Egelhofer ВМС бывшей Германской Демократической Республики в 1992 г. был передан для изучения в США. В настоящее время экспонат морского музея в Ньюпорте штат Род-Айленд.
  9. Робертъ Невский 5 февраля 2014 13:06
    Цитата: Kovrovsky
    Грустно...


    Такое же и мое мнение ...
  10. Sirocco 5 февраля 2014 15:17
    Надо отдать должное американцам,поступили грамотно,досконально разобрали и изучили. Ну а дальше как всегда, все оборудование плохое, вооружение еще хуже. Хороший пример американской "правды" и оценки нашего оружия есть у ген. Харчевского, начиная с 7мин 40 сек.
  11. crasever 5 февраля 2014 17:07
    А как , интересно ,обстоят сейчас дела на польских верфях - наверное , после избавления Польши от тоталитаризма с помощью рабочих - судостроителей из "Солидарности", не успевают справляться с заказами ??
  12. xomaNN 5 февраля 2014 17:57
    На Балтике бывш. прибалтийские дружественные РК теперь "потенциальный противник" БФ. Хорошо, что они стали безобидными катерами береговой охраны, потеряв остатки боевой ценности soldier
  13. Starina_Hank 5 февраля 2014 21:12
    Помню на Бородино ,встретился МПК на встречном курсе ,развернулся ,лег на параллельный курс, по свистку поприветствовал флагом и ушел вперед. Оказался ГДРовским, а наш ВО опоздал с приветствием минуты на полторы. Неплохие были корабли ,и моряки хорошие.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня