Судьба кораблей ВМФ ГДР

Из всех небольших флотов стран – союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-х – 1980-х гг. В западной части Балтийского моря ВМФ ГДР мог самостоятельно решать следующие задачи:
– оборона побережья;
– оказание поддержки сухопутным войскам на прибрежных направлениях;
– высадка тактических десантов;
– противолодочная оборона;
– борьба с минами.


Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолета (16 – типа Ми-8 и 8 – типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ – около 16 тысяч чел.

Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978,1979 и 1986 годах соответственно.

Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.

Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран – участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.

Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 т) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад – так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».

В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Ноyегswerda» (полным водоизмещением 2000т), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Еще два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.

ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, еще 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.

В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, в также в СССР и ПНР.

* * *

3 октября 1990 г. «государство рабочих и крестьян на немецкой земле» (как гордо называл ГДР ее первый руководитель Вильгельм Пик) прекратило свое существование, и перед руководством объединенной Германии со всей остротой встал вопрос, что делать с личным составом и вооружением, доставшимся в наследство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Bundeswehr «Ost» (Восток), которое и приняло на себя роль ликвидационной комиссии. Личный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» приняли на службу в Bundeswehr. Вооружение и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизировать. Весь флот бывшей ГДР был сосредоточен в Ростоке и ждал своей участи. Сразу же отправились на слом наиболее старые и требовавшие ремонта корабли. Правительство ФРГ усиленно искало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.

Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 г. купила Индонезия, корабли после переоборудования и подготовки экипажей постепенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 г. Зеленодольское ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации этих кораблей до уровня МПК пр.133.1-М. Кроме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ типа «Kondor II» и все 12 ДК типа «Hoyerswerda», а также два переоборудованных из ДК транспорта снабжения.

Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241-РЭ. Учитывая, что среди покупателей российского оружия находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер. Выбор пал на РКА «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к исследовательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытаниям по специальной программе. Американские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходовые и маневренные качества, однако отмечался недостаточный (по американским стандартам) ресурс маршевых и форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное вооружение. Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было сделано заключение, что РКА такого типа, вооруженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр.12418) представляют собой достаточно серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.

Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сообщения о желании Польши, располагающей четырьмя подобными катерами, приобрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трёх, а Эстонии – девяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Kondor II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kondor I»: четыре единицы – Тунису, два – Мальте, один – Гвинее-Бисау, два (в 1994 г.) – Эстонии.

Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 – не найдя покупателя, командование Bundesmarine продало их на слом.

Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Bundesmarine. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны (Bundesgrenzschutz-See) ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Kondor I».

Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого перешли под флаги восьми государств.

Судьба кораблей ВМФ ГДР

«Корабли социалистических республик Балтийского моря в едином строю». Приём топлива от танкера «Шексна» двумя советскими кораблями и немецким СКР пр.1159



МПК пр.133.1 следуют в район действий подводной лодки «противника»



МПК пр.133.1 и ТКА типа «Libelle» в походе



Ракетный катер «Sassnitz» пр.151




Малый противолодочный корабль «Parchim» пр.133.1 на Неве. Ленинград, июнь 1981 г.



Недостроенные катера пр.151 на Peenewerft, 2 июля 1998 г.



Подъём флага на артиллерийском катере «Grom» ВМС Польши, 28 апреля 1995 г. Корабль пр.151 был закуплен у ФРГ и достроен в Польше по изменённому проекту



Германский патрульный катер «Bad Dublen», переоборудованныей из РКА пр.151
Автор: В.Б.Прасников, инженер-кораблестроитель Альманах «Тайфун» №2 / 1997 г.
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. тлауикол 5 февраля 2014 07:47
    Ракетный катер «Sassnitz» пугает Запад пустыми установками ПКР Уран. Что характерно, ракета разрабатывалась как эрзац для союзников, да так и не поспела вовремя.
    1. Nayhas 5 февраля 2014 09:45
      Цитата: тлауикол
      Ракетный катер «Sassnitz» пугает Запад пустыми установками ПКР Уран. Что характерно, ракета разрабатывалась как эрзац для союзников, да так и не поспела вовремя.

      Дык много чего не поспевало... Вон первые Молнии Термитами вооружали, т.к. Москит задержался...
  2. borisjdin1957 5 февраля 2014 08:26
    с Дона.
    сколько труда на ветер!Горбатому :спасибо:-уроду!
    1. klim44 5 февраля 2014 17:27
      Уважаемый, а причем здесь Горбачев Михаил Сергеевич? Германия объеденилась, немцы захотели жить в единой Германии, он что должен был воевать???
      klim44
      1. vladkavkaz 5 февраля 2014 17:31
        klim44 (
        Немцы желали объединяться?
        Угу,а как тогда относиться к мнению простых немцев-35-50 лет возраста,еще в те 90 годы,которые уже тогда говорили-ГОРБАЧЕВ предает и сдает всех,включая Союз?
        Имел случай разговаривать в те года с нормальными,умными людьми-от рабочих и крестьян,до военных с погранполка в Потсдаме.
  3. Ptah 5 февраля 2014 08:44
    В современной Deutsche Marine судов не так много, как может показаться, но они все в отличном состоянии, не старше 79-го года (исключая несколько "вспомогателей" и пары танкеров).
    Если принять во внимание протяжённость морских границ самой Германии, то вполне достаточно. А захватывать колонии по всему земному шарику немцы не собираются.
    Промышленность способна выпускать и корабли большого водоизмещения и современные под.лодки.
    Не всё так плохо...

    ЗЫ. А какая грустная женщина на корме. Смотрящая под транец... Не хватает только замёршего пёсика у ног...
  4. Takashi 5 февраля 2014 08:55
    а почему, немцы так быстро отказались от наших кораблей?
    1. Serg65 5 февраля 2014 09:44
      А зачем немцам эти корабли? Вооружение всё советское, а у них унифицированное под НАТОвские стандарты. К тому же финансовое положение не даёт большой флот содержать.
      1. Bosk 5 февраля 2014 20:04
        Под корабль построенный по другим стандартам и технологиям нужно практически чуть ли не новый завод строить для его обслуживания..., на это практичные немцы не в кои разы не пойдут,да какие там немцы...щедрая Америка это не сможет себе позволить.
  5. Kovrovsky 5 февраля 2014 09:41
    Грустно...
    Kovrovsky
    1. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. Роман 1977 5 февраля 2014 11:25
    Стоит отметить, что немцы крайне грамотно распорядились судьбой кораблей бывшей ГДР, они не порезали их на иголки, а распродали, получив деньги, в отличие например от бывших советских кораблей...
    А так, конечно жалко, иуда Горбатый, гореть ему в аду вечно...
  8. moremansf 5 февраля 2014 11:44
    После вхождения ГДР в состав ФРГ 3 октября 1990 года, соединения ВМС ГДР (Фольксмарине), перешли под начало специально созданного командования «Бундесвер — Ост» во главе с присланными западногерманскими командующими. Силы бывшего Фольксмарине возглавил адмирал Бундесмарине Дирк Хортен. Сразу после этого началась планомерная ликвидация материальной и кадровой базы ВМС. Подавляющее большинство кораблей в 1991—1996 гг. было продано либо в вооруженные силы других стран, либо просто на слом. Подавляющее большинство офицеров и кадровых унтер-офицеров — уволено со службы. После окончания Холодной войны у ФРГ и НАТО не осталось противников на Балтийском море, против которых было бы экономически обоснованным содержать мощный флот.
    Основные причины:
    -Неприспособленность оборонительного флота ГДР к выполнению новых агрессивных задач в составе блока НАТО (войны в Югославии, Персидском заливе, Афганистане, Ливии и др.) — в первую очередь отсутствие авианосцев и других крупных военных кораблей для дальних океанских походов.
    -Общая тенденция к минимизации расходов на бюджетную сферу в Германии после объединения.
    -Недоверие боннского руководства к старому кадровому костяку флота и общая тенденция к замещению руководящих должностей западногерманскими назначенцами, в следствии чего адмиральский состав бывших ВМС ГДР был уволен со службы полностью, а офицерский и кадровые унтер-офицеры — почти полностью.
    На фото:Большой ракетный катер пр. 1241РЭ Rudolf Egelhofer ВМС бывшей Германской Демократической Республики в 1992 г. был передан для изучения в США. В настоящее время экспонат морского музея в Ньюпорте штат Род-Айленд.
  9. Робертъ Невский 5 февраля 2014 13:06
    Цитата: Kovrovsky
    Грустно...


    Такое же и мое мнение ...
  10. Sirocco 5 февраля 2014 15:17
    Надо отдать должное американцам,поступили грамотно,досконально разобрали и изучили. Ну а дальше как всегда, все оборудование плохое, вооружение еще хуже. Хороший пример американской "правды" и оценки нашего оружия есть у ген. Харчевского, начиная с 7мин 40 сек.
  11. crasever 5 февраля 2014 17:07
    А как , интересно ,обстоят сейчас дела на польских верфях - наверное , после избавления Польши от тоталитаризма с помощью рабочих - судостроителей из "Солидарности", не успевают справляться с заказами ??
  12. xomaNN 5 февраля 2014 17:57
    На Балтике бывш. прибалтийские дружественные РК теперь "потенциальный противник" БФ. Хорошо, что они стали безобидными катерами береговой охраны, потеряв остатки боевой ценности soldier
  13. Starina_Hank 5 февраля 2014 21:12
    Помню на Бородино ,встретился МПК на встречном курсе ,развернулся ,лег на параллельный курс, по свистку поприветствовал флагом и ушел вперед. Оказался ГДРовским, а наш ВО опоздал с приветствием минуты на полторы. Неплохие были корабли ,и моряки хорошие.
Картина дня