Вероятность турецкой революции

Вероятность турецкой революцииАрабская Смута затронула не только страны Арабского мира и некоторые государства Центральной Африки, но и ряд других стран – волнения прошли в Индии, Пакистане, Армении, Хорватии, Турции и в ряде других не арабских стран.

В Турции в ряде городов в начале февраля на улицы вышли тысячи рабочих и студентов, их поддержали 60 депутатов из оппозиционной Народно-республиканской партии. В Анкаре даже имели место стычки с полицией, органы правопорядка применили водомёты и слезоточивый газ.

Манифестанты требовали пересмотра реформы трудового законодательства, которая предусматривает сокращение минимального размера заработной платы для молодежи, а также возможность найма на работу сотрудников, не имеющих полиса социального страхования.


Власти Турции пошли по пути ряда других государств, где прошла «первая волна» и не начались крупные волнения – Саудовская Аравия, Кувейт, попытавшись «задобрить» протестующих. Анкара заявила о том, что примет меры для поддержки турецких фермеров (предоставление субсидий на топливо и удобрения).

Движущей силой турецких волнений стали: студенты, рабочий класс, частично чиновничество и военные, выступающие против тенденции «исламизации» страны.

Общество и последние изменения в Турции

Анкара в последнее время проводит довольно серьёзные изменения в внутренней и внешней политике: был проведён референдум по внесению изменений в конституцию страны (прошедший осенью 2010 года), изменение формата противостояния курдским боевикам в давних поисках решения «курдского вопроса», усиление противостояние властей с «хранителями курса Ататюрка» – армией и судами, фактическое введение цензуры и ухудшение ситуации со свободой слова и правами человека.

Референдум показал, что общество, в большинстве, поддерживает курс Анкары и правящей Партии справедливости и развития (ПСР). По результатам референдума о внесении изменений в конституцию пакет из 26 поправок был одобрен 58% избирателей. Большинство турок высказались в пользу реформы судебной системы и расширения прав граждан и профсоюзных объединений, ограничения роли армии, которая до сих пор выступала в роли регулятора политических процессов, и, как следствие, заявленном ПСР приближении Турции в правовой области к европейским стандартам. Референдум показал, что ПСР, получившая на выборах 2007 года 46,5% голов, только укрепила свои позиции. То есть, в Турции на сегодня нет политической силы, способной выступить организатором изменения политической ситуации.

Референдум показал, что власть поддерживают абсолютное большинство жителей промышленных, и аграрных регионов страны, а менее всего поддерживают (порядка трети граждан) жители прибрежных районов – полосы побережья Черного и Средиземного морей. То есть революционный порыв имеет мало возможностей для роста и если будут новые волнения, они будут носить локальный характер.

Раскол по линии: Ислам – Запад (Европа)

Основная проблема турецкого общества – это решение вопроса, куда должна двигаться Турция – к исламскому миру, либо же к Европе и западной культуре вообще.Общая схема такова: часть населения отстаивает исламизацию страны, возврат к шариату и путь на Восток, другая часть выступает за светский статус державы, демократизацию общества по западных стандартам и сближение с Европой с интеграцией в ЕС (в основном, офицерский и чиновничий корпуса).

В партии справедливости и развития, придумали интересных ход, борьба с военными как основной силой на страже светского статуса Турции проводится в рамках ограничения влияния армии, что соответствует западных стандартам, то же относится и к судебной реформе. То есть ПСР одновременно, вроде как ведет западнизацию и одновременно подрывает позиции армии и судов, как оплота светского курса Турции. Эти изменения поддерживаются и большей частью населения и ЕС. Интересна и позиция в отношении женщин: возвращение хиджаба как атрибута мусульманства и тут же учреждение первой в Турции женской политической партии.

Турецкая элита основывается в своей политике на 4 принципа:

- Неоосманизм, является основой современной турецкой политики. Фактически взят курс на воссоздание державы Османов. Государство с помощью СМИ, киноиндустрии, формирования молодежной моды и т.д. воспитывает в молодых турках идеализированные представления об Османской империи и понимание необходимости ведущей роли Турции в регионе. Во вне восстановление державы Османов, видится турецкой элите в 3-х направлениях – юго-западное: Турция-Сирия-Ливан-Египет, в дальнейшем охватив Израиль и палестинские территории; южное: Ирак и страны Персидского залива; юго-восточное: Иран и Пакистан.

Неоосманизм - это целиком разработка Вашингтона, возникшая в годы «холодной войны», для продвижения лояльной тогда Западу Турции, как лидера мусульманских стран. Да и ПСР является также американской разработкой, авторства известного в США неоконсерватора Поля Вулфовица.

- Неопантюркизм, является составной частью проекта Османской империи-2, как вариант расширения влияния Турции на страны с тюркским населением. Например: с Азербайджаном ведётся плотная работа, в том числе и военно-техническое сотрудничество, хорошие связи у турецких спецслужб и с крымскими татарами.

- Неокемализм.

- Турецкое евразийство, проект создания Османской державы, как центра Евразии, моста между Исламским миром и Европой. Этот проект не отрицает основных положений неоосманизма, что и делает неоосманизм универсальной идеологией для действующей власти, и позволяет искать консенсус среди нынешней турецкой политической элиты.

Этнические проблемы

Политические партии Турции пытаются привлечь, в свою деятельность, граждан Турции армянского и греческого происхождения. Считается, что они будут ориентироваться не на свою национальную принадлежность, а на идеологию и политическую линию своей партии, что снимает всяческие этнические проблемы. Подобная политика позволяет национальным меньшинствам в Турции принимать активное участие в политической жизни страны. На этом фоне может оставаться (и фрагментарно остается) место для проявлений национальной нетерпимости на бытовой почве, но устраняются любые поводы для недовольства политикой властей со стороны национальных меньшинств.

Отдельная проблема – курды. Здесь Анкара начала проводить довольно хитрую политику – после провала попыток начать переговорный процесс с лидерами курдов, началось усиление и формирование в Вооруженных силах Турции новых частей и подразделений, специализирующихся на контртеррористических (противопартизанских) операциях. Одновременно Эрдоган обвинил руководство армии в срыве переговоров и невозможности в силу их неспособности предложить иные варианты решения проблемы. То есть он с одной стороны, снял с себя ответственность перед курдами за силовые акции, а с другой стороны, получил еще один козырь в борьбе с генералитетом.

В итоге можно сделать вывод, что в настоящее время в Турции нет предпосылок для создания революционной ситуации. В экономике рост, создание фундамента для дальнейшего роста, большие возможности, как ключевой страны для транзита энергоресурсов из Ирана и Каспийского региона в Европу.

В социальном плане, Турция достаточно демократична на фоне абсолютного большинства арабских держав, – в отличие от них, здесь граждане принимают активное участие в политических процессах и имеют способы влиять на власть.

Даже вариант военного переворота маловероятен, Эрдоган и его товарищи по ПСР уже об этом позаботились, в ходе раскрутки дела «Эргенекона» практически нейтрализовав на сегодня армию и устранив, таким образом, практически самую серьезную угрозу своему правлению.
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. репа 29 марта 2011 15:12
    если и будет революция то мирная и национал-социалистическая по-турецки
    репа

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня