Наступала легкая броня

Наступала легкая броня

В середине августа 1941 года в дверях кабинета главного конструктора Горьковского автомобильного завода Андрея Липгарта без доклада появился молодой человек в промасленном танкистском комбинезоне и лихо сбитом на затылок ребристом матерчатом шлемофоне. Они были давно знакомы и потому обрадовались встрече.

— Вот, назначен к вам, — после крепкого рукопожатия визитер извлек из-за пазухи конверт. Хозяин кабинета вскрыл письмо. С каждой прочитанной строчкой его охватывало все большее и большее волнение.

Это был подписанный накануне приказ наркома среднего машиностроения, в котором горьковчанам предписывалось немедленно начать освоение производства легких танков, причем первые машины должны были сойти с конвейера не позже 15 октября. Заместителем по танковому производству к Липгарту назначался Николай Астров.


— Коля, ты же понимаешь, что это невозможно. Два месяца! А чертежи? А опытные образцы? А ходовые испытания? — распаляясь, сыпал резонными вопросами главный конструктор автогиганта.

Гость поднялся со стула.

— Танк во дворе завода, я своим ходом пригнал его из столицы. Марш пойдет в зачет государственных испытаний ходовой части. Чертежи и вся техдокументация в машине. Так что будем работать. — И, широко улыбнувшись, протянул Андрею Александровичу руку.

28 сентября 1941 года первые восемь новых легких танков Т-60 конструкции Николая Астрова приняли боевое крещение под Москвой…

«Продолжайте, товарищ Астров»

Его судьба была предопределена с рождения: мальчик, появившийся на свет в апреле 1906 года в семье потомственного инженера и профессора московского Императорского технического училища (ныне — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) просто не мог не стать конструктором. Даже революция, Гражданская война и свалившаяся на семью страшная трагедия — в 1919-м отец и старший брат Николая были расстреляны по ложному обвинению в участии в контрреволюционном заговоре — не смогли помешать этому.

С отличием окончив в 1924 году одну из столичных школ, юноша поступил в Московский электромашиностроительный институт и одновременно начал трудиться чертежником в Научном автомоторном институте. Здесь талант молодого человека оценили по достоинству и стали привлекать к некоторым конструкторским разработкам. Уже студентом-второкурсником Николай Астров участвовал в проектировании заднего моста первого серийного советского легкового автомобиля НАМИ-1. Тогда же, к слову, и произошло их знакомство с Андреем Липгартом, возглавлявшим работы по проектированию автомобильного кузова.

Наступала легкая броня

Защитив в 1928-м диплом, двадцатидвухлетний инженер получил назначение в конструкторское бюро Московского электрозавода. А в следующем году был… арестован как сын врага народа и участника антисоветского заговора — в стране пошла первая волна «борьбы с вредительством».

Николаю Александровичу повезло: он оказался не в камере, не в лагере, а был помещен в особое техническое бюро — «шарашку» при Бутырской тюрьме, находившуюся в ведении экономического управления ОГПУ и занимавшуюся разработками в области военной техники. А точнее — в танкостроении, по примеру остального мира набиравшем силу и в молодой советской стране.

Здесь Астров провел почти два года. И вновь своими наработками, «способными принести большую пользу в оборонном оснащении Красной Армии», обратил на себя внимание сильных мира сего: с декабря 1931-го Николай Александрович — ведущий инженер, а через полгода уже начальник Автотракторного КБ ЭКУ ОГПУ. Во время испытаний одного из своих «тракторов» он познакомился со Сталиным. И эта встреча имела огромное влияние на дальнейшую судьбу молодого инженера. Вот как впоследствии вспоминал об этом сам конструктор.

«Москва, осень 1932-го. Очень холодная, с мокрым снегом, заморозками и оттепелями. Наш танк с завода «Красный пролетарий», где он был изготовлен, двигался своим ходом на Хамовнический плац. Заслышав грохот, прохожие останавливались и таращили глаза. Времена были наивные: опытная боевая машина шла по городу среди дня, никакой дополнительной охраны, кроме двух милиционеров.

Ширина плаца — метров 60–70, а длина — 250. Летом пыль стояла такая, что солдаты, обучавшиеся там, подчас еле видели друг друга. Весной и осенью грунтовое покрытие превращалось в почти непроходимую грязь. Здесь-то в конце октября и должны были показать Сталину разработанный в специальном конструкторском бюро первый советский плавающий танк ПТ-1.

Надо пояснить, что это был за танк и чем он привлек внимание вождя. У него были движители трех типов — гусеничный, колесный и гребной винт. При боевой массе в 14 тонн по вооружению, бронезащищенности, динамике на любом виде хода ПТ-1 заметно превосходил западные малые танки и в то время не имел аналогов за рубежом. Хотя танк был еще недоработанным, при усовершенствовании он мог стать полезной боевой машиной для нашей армии…

Наступала легкая броня

Грязища стояла, можно сказать, полноценная — как раз для испытаний танка. Всевозможное начальство сбилось в тесную группу рядом с большой лужей, видимо, надеясь, что автомобиль Сталина остановится перед ней. Однако машина вождя затормозила непосредственно у объекта демонстрации. Сталин вышел… Чуть хрипловатым голосом, он тихо спросил, кто докладчик. Начальство побоялось, что Сталин задаст вопросы, на которые ни один высокопоставленный военный не сможет ответить, и кто-то из группы громко выкрикнул: «Астрова сюда, быстро!» Душа моя дошла почти до пяток, но все же бодрой рысью я припустил к хозяину страны.

Несмотря на грязь, Иосиф Виссарионович медленно обошел танк. Следуя в полушаге сзади, я по возможности четко и, главное, громко (нас всех предупредили, что слух у него плохой) стал докладывать, а вернее, просто рассказывал об особенностях ПТ-1. Сталин внимательно слушал. Потом задал несколько вопросов, которые показывали, что он неплохо знает танки.

Осмотр занял семь-восемь минут. Слегка кивнув то ли охраннику, неотступно его сопровождавшему, то ли мне, Сталин негромко, как бы про себя, сказал: «Продолжайте, товарищ Астров». И, не сказав военным ни слова, уехал. Учитывая опыт предыдущих показов, вздохнувшее с облегчением начальство, не посмевшее и на десять шагов приблизиться к танку во время осмотра, поздравило меня с успехом…

Увиденное странным образом отпечатывалось в мозгу Сталина, и это было больше, чем великолепная зрительная память. Той короткой встречи на плацу оказалось достаточно, чтобы при последующих он всегда узнавал меня и даже называл по фамилии. Особенно это поразило при второй встрече, отстоявшей от показа танка ПТ-1 примерно на три года. Когда Сталин окликнул меня, я настолько опешил, что не сразу понял, кто меня зовет. Но это уже другая история».

Главный конструктор

Слово «продолжайте», брошенное Сталиным на Хамовническом плацу, перевело Астрова в разряд неприкасаемых, а самому конструктору дало зеленую улицу для творчества. И он продолжил творить.

В 1933 году Николай Александрович создал средний многобашенный танк Т-29, воплотивший в себе несколько революционных для того времени конструкторских решений. Это была одна из первых в мире боевых машин, двигавшаяся как на гусеницах, так и на колесах, то есть при запуске в серию еще в середине 1930-х годов способная решить вопрос оперативной подвижности советских бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров.

Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из четырех пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу. Его вооружение впечатляло: 76-мм пушка, два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, размещавшихся в трех конических башнях. Экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен госкомиссией и рекомендован к серийному производству. Однако в серию танк не пошел: конструкторский коллектив, занимавшийся доводкой машины, был практически в полном составе арестован в 1934 году…

Николая Александровича Астрова и на этот раз миновала сия горькая чаша: несколькими месяцами ранее он был выпущен из «шарашки» и назначен главным конструктором — в двадцать восемь лет! — московского завода № 37, где его перенацелили на создание легких танков. Именно здесь появились на свет плавающие танки Т-38 и Т-40, а также гусеничный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец».

Наступала легкая броня

Т-38 приняли на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года, и до 1939-го он находился в производстве. Всего было выпущено 1382 машины различных модификаций, которые поступили на оснащение танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад.

В составе стрелковых и кавалерийских частей он участвовал в «освободительном походе» в Западную Украину и Белоруссию в сентябре 1939 года. Неплохо проявили себя танки-амфибии во время «зимней войны» с Финляндией, где их использовали в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командных пунктов, вывоз с поля боя раненых и доставка на передовую боеприпасов.

Появление на свет артиллерийского тягача Т-20 было обусловлено бурным развитием артиллерии. Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся как особый вид войск противотанковая и батальонная артиллерия. Ей требовалась особо высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, быстрый вывод орудий на передовую для стрельбы прямой наводкой на дистанции 500–1000 метров в условиях интенсивного ружейно-пулеметного огня противника. И здесь лошади, при всем трепетном отношении к ним в Красной Армии, уже не годились. Требовался легкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач переднего края, массовое производство которого для быстрого насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков было бы под силу промышленности.

Такую машину и создал Астров. Его «Комсомолец» нес 10-мм броню, защищавшую водителя и командира-стрелка от пуль и мелких осколков, был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, что позволяло экипажу вести активные боевые действия в зоне переднего края, где для артиллеристов был вероятен непосредственный контакт с противником. За кабиной находилось моторное отделение, закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя продольными трехместными сиденьями для артиллерийского расчета. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса. В ненастную погоду над сиденьями мог устанавливаться закрытый тент с окошками.

Средняя скорость движения «Комсомольца» с орудием по шоссе достигала 20 км/ч, по проселку он развивал до 11 км/ч. Машина преодолевала ров глубиной 1,4 м, брод глубиной 0,6 м, полуметровую стенку и без труда валила деревья толщиной до 20 см.

Наступала легкая броня

Тягачи Т-20 участвовали в боях с японцами у озера Хасан и реки Халхин-Гол, в советско-финской и Великой Отечественной войне. Летом 1941 года, при ведении оборонительных боев и нанесении контрударов, эти тягачи часто использовались как пулеметные танкетки для огневой поддержки пехоты. Повоевал «Комсомолец» и в партизанских отрядах, где пользовался особой любовью народных мстителей.

Выпуск этого тягача был прекращен в июле 1941-го из-за необходимости переключения заводских мощностей на производство легких танков. Всего с конвейера сошло 7780 машин.

Есть в биографии «Комсомольца» еще один интересный факт. В июле 1941 года на Горьковском артиллерийском заводе № 92 на сотне таких тягачей были смонтированы 57-мм противотанковые орудия, и таким образом созданы первые советские самоходные артиллерийские установки. Быстро пройдя заводские испытания, открытые САУ, получившие обозначение ЗИС-30, приняли участие в битве за Москву.

Последним предвоенным шедевром Астрова стал легкий плавающий танк Т-40, предназначавшийся для выполнения задач разведки и боевого охранения. Оригинальная, не имевшая аналогов машина весила 5,5 тонны, была оснащена шестицилиндровым форсированным двигателем мощностью 85 л. с., вооружена 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ДТ.

Но первые же недели Великой Отечественной войны показали: танки с противопульным бронированием для нее непригодны…

Рожденный за две недели

В мае 1941 года московскому заводу № 37 было дано задание освоить производство 14,5-тонного танка Т-50 — отличной машины, на голову превосходящей все предыдущие советские легкие танки по комплексу боевых характеристик. Планировалось, что он станет самым массовым и что его смогут выпускать на заводах, которым не по силам выпуск Т-34.

Начавшаяся война сломала планы. Т-50 так и остался прекрасной идеей –поскольку по трудоемкости производства новая машина мало чем уступала тридцатьчетверке, вместо многих тысяч их было изготовлено всего 75 штук. А на заводе лихорадочно наращивали выпуск того, что делать умели и могли, пытаясь хоть как-то восполнить катастрофическую убыль бронетехники в откатывающейся на восток армии.

Наступала легкая броня

Астров в эти дни интенсивно трудился над новой моделью. И всего за две недели разработал новый танк непосредственной поддержки пехоты. Машина получилась значительно лучше, чем Т-40 и, главное, в отличие от Т-50, была по силам заводу.

Николай Александрович и военпред подполковник Окунев составили письмо на имя Сталина и вечером опустили его в специальный ящик у Никольских ворот Кремля. Уже утром следующего дня на завод приехал нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев. Ознакомившись с новой разработкой, он остался доволен, но предложил заменить главное оружие машины — пулемет ДШК — более мощной авиационной пушкой ШВАК, для чего немедленно связал Астрова с соответствующими ОКБ.

А еще через неделю новый легкий танк, получивший обозначение Т-60, был испытан в Подмосковье в присутствии Сталина и других членов ГКО. Машина проявила себя прекрасно, и сразу же после испытаний, прямо на полигоне, было подписано постановление Государственного комитета обороны (благо все его члены находились здесь же) о приеме танка на вооружение Красной Армии, определены предприятия, которые должны были срочно освоить его массовый выпуск. Головным был выбран Горьковский автозавод. Чтобы не терять время на ходовые испытания, Астров через день лично погнал машину в Горький…

Уже к концу 1941 года армия получила 1400 легких танков Т-60, а всего их было сделано 5920 штук. В конце 1941 — начале 1942 года объем выпуска средних и тяжелых танков не покрывал даже минимальных потребностей армии. Приходилось воевать тем, что есть. Поэтому роль «малюток» в обороне Москвы сложно переоценить. А прорыв блокады Ленинграда в начале 1943-го вообще стал звездным часом Т-60: только они, маленькие и юркие, смогли 12 января с ходу преодолеть Неву по льду, без подготовки переправ.

В тот же день произошел уникальный бой, золотыми буквами вписанный в историю Великой Отечественной. После форсирования Невы командир танковой роты 549-го танкового батальона 61-й танковой бригады лейтенант Дмитрий Осатюк производил разведку: под утро наступление должно было возобновиться. Однако неожиданно немцы начали контратаку. На одинокий, выкатившийся далеко вперед Т-60 ринулось до батальона гитлеровской пехоты, а путь к советским позициям отрезали три «Тигра» из 502-го батальона тяжелых танков. Попытка проскочить к своим по открытому полю вела к неминуемой гибели: близкий разрыв 88-мм снаряда 56-тонных монстров запросто переворачивал 6-тонного малыша набок, а прямое попадание превращало в бесформенную кучу оплавленного металлолома.

Наступала легкая броня

Осатюк приказал механику-водителю старшине Ивану Макаренкову «танцевать» к лесу, на опушке которого была замаскирована батарея противотанковых орудий. Когда немцы в очередной раз со скрежетом повернули и пошли за неуловимой «шестидесяткой», встав бортами к позициям артиллеристов, раздались орудийные выстрелы.

Залепить со ста метров 76-мм болванку в бок медленно ползущему по снежному полю танку — задачка для курсантов-первокурсников. Не прошло и пяти минут, как два «Тигра» уже пылали, а третий, подставив огню непробиваемый лоб, медленно пятился в сумерки.

Тем временем танки из роты старшего лейтенанта Осатюка загнали в большой котлован немецкую пехоту, оставшуюся без броневого прикрытия, однако полностью уничтожить гитлеровцев не смогли — те всякий раз норовили забросать гранатами близко подходившие к краю котлована Т-60. Уяснив обстановку, ротный решился на дерзкий поступок: его танк разогнался и соскочил с обрыва прямо на головы врагов. Не сбрасывая скорости, Макаренков вел машину кругами по котловану, не выбирая пути. Осатюк вырвал опорную чеку гашетки пулемета, после чего ДТ стал стрелять самостоятельно, а офицер тем временем расстреливал мечущихся врагов из пушки. Когда танк прекратил огонь и остановился, перед ним с поднятыми руками замерли 27 насмерть перепуганных немцев — все, что осталось от батальона.

10 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Дмитрию Осатюку и старшине Ивану Макаренкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Это был единственный случай в истории войны, когда экипаж танка в полном составе получил Золотые Звезды.

«Неистребимая саранча»

С середины октября 1941 года Астров, выполняя пожелание военных об усилении бронирования и вооружения Т-60, приступил к работам по его модернизации.

Новая машина получила 45-мм орудие с боекомплектом в 90 выстрелов, более мощный двигатель, состоявший из спаренных на одном валу двух моторов ГАЗ-202. Толщина лобовой брони была доведена до 30–45 мм, башни — до 35 мм. Масса танка при этом возросла до 9,2 тонны.

Испытания начались в январе 1942-го и проходили в экстремальных условиях — при морозах до —35 °C и метровом снежном покрове. Но машина показала себя молодцом и 6 марта под обозначением Т-70 была принята на вооружение.

Всего в 1942/1943 годах было выпущено 8226 различных модификаций этого танка, что позволило ему стать третьим по массовости в Красной Армии. Немцы же прозвали эту машину «неистребимой саранчой», поражаясь не живучести, а количеству советских легких танков, одновременно появлявшихся на поле боя.

Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации. В бригаде по штату имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70, в танковом полку состояли на вооружении 23 тридцатьчетверки и шестнадцать Т-70. Смешанные танковые бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными, полки были составной частью механизированных бригад.

Наступала легкая броня

Боевое крещение Т-70 получили в июне-июле 1942 года на Юго-Западном фронте. Увы, уже первые бои показали, что их вооружение не позволяет бороться с немецкими средними танками, а бронезащита недостаточна при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты.

Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток». По мнению многих танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность его силовой установки и ходовой части были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. К тому же «семидесятка» была малошумной, чем опять-таки выгодно отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами тридцатьчетверки, которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

Окончательную же точку в боевой карьере легких танков поставила Курская битва, во время которой стало понятно, что возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 близка к нулю. Хотя в руках умелых танкистов и этот «малыш» становился грозным оружием. Так, 6 июля 1943 года в боях за деревню Покровка экипаж лейтенанта Бориса Павловича из 49-й гвардейской танковой бригады умудрился из своего Т-70 подбить три средних немецких танка Т-IV и одну «Пантеру»!

К весне 1944 года Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее, они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго и принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны. Кроме того, эти танки использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин.

Кстати, сама легкая самоходка — тоже детище Николая Александровича Астрова, созданная им также на базе Т-70. После прекращения производства легких танков она выпускалась на ГАЗе, кировском заводе № 38 и заводе № 40 в Мытищах. Всего было выпущено 13932 самоходно-артиллерийских установки СУ-76, что позволило ей стать второй по массовости (после легендарной тридцатьчетверки) бронированной боевой машиной в Красной Армии.

Броня для десанта

В 1943 году Астров вернулся в Москву, где стал главным конструктором оборонного завода № 40 (с 1948 года — Мытищинский машиностроительный завод). Именно здесь он создал АСУ-57 – первую советскую легкую самоходку, спроектированную специально для воздушно-десантных войск.

Экипаж САУ состоял из трех человек: механика-водителя и заряжающего, размещавшихся друг за другом с правой стороны от орудия, и командира, располагавшегося с левой стороны боевого отделения и выполнявшего также функции наводчика и радиста. Машина несла противопульную защиту, была вооружена 57-мм полуавтоматической нарезной пушкой, боекомплект которой состоял из 30 снарядов, а практическая скорострельность составляла 10 выстрелов в минуту. Прицел позволял вести стрельбу бронебойными снарядами на дальность до 2000, а осколочными — до 3400 метров.

Серийно АСУ-57 выпускалась с 1950 по 1962 год, поступала на вооружение дивизий и полков воздушно-десантных войск, пока ей на смену не пришла более мощная и совершенная АСУ-85, созданная на базе плавающего танка ПТ-76. Не лишним будет упомянуть, что не менее 400 астровских самоходок было передано десантным частям армий стран Варшавского договора.

На Мытищинском машиностроительном заводе Николай Александрович продолжал трудиться до 1985 года, пока в возрасте 79 лет не вышел на заслуженный отдых. К этому времени под его непосредственным руководством была создана самоходная установка ЗСУ-23–4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».

Наступала легкая броня

Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, орденов Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат трех Сталинских и одной Государственной премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук Николай Александрович Астров ушел из жизни 4 апреля 1992 года.
Автор: Игорь Софронов
Первоисточник: http://www.bratishka.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Kars 8 февраля 2014 08:45
    Интересно к чему фото ЗРК?
  2. TIT 8 февраля 2014 08:51
    Цитата: Kars
    Интересно к чему фото ЗРК?

    я так понял
    На Мытищинском машиностроительном заводе Николай Александрович продолжал трудиться до 1985 года, пока в возрасте 79 лет не вышел на заслуженный отдых. К этому времени под его непосредственным руководством была создана самоходная установка ЗСУ-23–4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».

    TIT
  3. Tankist_1980 8 февраля 2014 10:16
    Фото не по теме...
    1. Ulairy 9 февраля 2014 21:46
      Хм, да, согласен. Да и на броне "Комсомольца" - шведская 25-мм зенитка.
      1. Сомад 10 февраля 2014 01:02
        ...Вообще-то это САУ ЗИС-30 - 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 смонтированная на "Комсомольце"...
  4. kirpich 8 февраля 2014 10:50
    А,что за танк такой Т-29? Т-28 знаю,он как раз трёхбашенный.
    1. Bosk 8 февраля 2014 11:16
      Т-29 это тот же самый Т-28 только в колёсно-гусеничном варианте,типа наших первых БТ.
      1. svp67 8 февраля 2014 12:34
        Цитата: Bosk
        типа наших первых БТ.
        А может последних?
        1. Bosk 8 февраля 2014 13:01
          А БТ-7 разве не чисто гусеница?
        2. Bosk 8 февраля 2014 13:07
          Извиняюсь 7-ка тоже колесо-гусеница.
    2. стас57 8 февраля 2014 11:26
      На гугле шабат?
      Или в ВОТ линейку не завели?h
      ttp://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/srednie-tanki/108-t-29
      1. Argon 9 февраля 2014 02:40
        Некоторое количество БТ-7М(с В-2)последних довоенных выпусков были изготовленны чисто гусиничными.На старых фото эти машины опознаются по тракам необычной формы(чем то напоминают таковые от Т-26)и ступице первого катка.С началом В.О.В.практически все БТ,после ремонтов,становились только гусиничными.Высвободившийся"запас массы"часто использовался для экранировки.
        1. Ulairy 9 февраля 2014 21:51
          hi Полностью согласен
  5. parus2nik 8 февраля 2014 12:14
    Респект автору за статью...
    parus2nik
  6. svp67 8 февраля 2014 12:34
    Спасибо Астрову,что в трудный момент,когда у нас просто не хватало танков и ЛИЧНО Сталин их распределял по единично...он смог дать фронту десятки-сотни боевых единиц. Его Т60 - герой Московской битвы,именно он,благодаря своих ТТХ отлично взаимодействовал с кавалерией, и не вина его,что так вышло,что он фактически лишил нас тяжелых грузовиков собственного производства...И очень жаль,что не нашлось мощностей для выпуска "зенитного" Т80...
    1. Андрей77 9 февраля 2014 20:50
      Его Т60 - герой Московской битвы,именно он,благодаря своих ТТХ отлично взаимодействовал с кавалерией

      Вы не перепили? И как именно он взаимодействовал с кавалерией? svp, не ожидал...
      1. svp67 9 февраля 2014 21:23
        Цитата: Андрей77
        И как именно он взаимодействовал с кавалерией?


        Во второй половине декабря условия для использования танков изменились. После потери крупных опорных пунктов Завидово, Клин, Солнечногорск, Истра и других (на правом крыле фронта) и промежуточного рубежа обороны по рекам Дон и Шат (на левом крыле) противник начал поспешно отводить свои изрядно потрепанные ударные группировки на запад. Его отход прикрывался сильными арьергардами, богато оснащенными артиллерией и автоматическим оружием. Они седлали узлы дорог в крупных населенных пунктах, превращенных врагом в узлы сопротивления. Подступы к населенным пунктам минировались. Сами населенные пункты приспосабливались к длительной обороне. В таких условиях бронетанковые войска использовались главным образом в составе армейских подвижных групп, имевших задачи преследования гитлеровцев в обход их опорных пунктов.
        Характер действий подвижных групп отличался разнообразием тактических форм. Например, при осуществлении преследования на Волоколамском направлении от групп высылались разведка, передовые отряды, отряды обеспечения движения и охранения. Преследование велось по двум маршрутам в двухэшелонном построении войск. В первом эшелоне находились две танковые бригады, во втором — стрелковые бригады и средства усиления. Резерв групп не выделялся. Захват населенных пунктов осуществлялся передовыми отрядами с ходу. При сильном сопротивлении от передового отряда создавалась штурмовая группа, главные же силы подвижной группы продолжали преследование противника в обход этого пункта. Выход глазных сил группы на важный естественный рубеж осуществлялся на широком фронте с выделением специальных отрядов обеспечения на фланги.
        Крупными населенными пунктами подвижные группы овладевали чаще всего с ходу, применяя маневр на окружение с глубоким охватом одного или двух флангов. Так были освобождены города Солнечногорск, Волоколамск, Лихвин, Перемышль, Плавск, Руза. При неудаче атаки с ходу группа приступала к подготовке штурма города. Вместе с подвижной группой в уличных боях принимали участие общевойсковые соединения. Так, подвижные группы В.С. Попова и П.А. Белова во взаимодействии с частями 50-й и 10-й армий освободили Калугу и Козельск.
        В целом создание таких групп для организации преследования являлось правильным решением в использовании бронетанковых войск фронта. Выполнение поставленных им задач можно было обеспечить только при точном определении направлений их действий. Фронтальное преследование сочеталось с глубоким вклинением в "расположение противника на параллельных путях отхода" (действия групп Л.М. Доватора, В.С. Попова и П.А. Белова).

        Генералы Доватор и Белов - командиры кав.корпусов...
        Генерал Попов долгое время служил командиром в кавалерийских частях, на должность командира подвижного отряда назначен с должности зам.командующего 50 армией...
      2. Ulairy 9 февраля 2014 21:56
        А пришлось взаимодействовать... Или напомнить небезызвестное Буденнова: "Коняшка еще свое покажет"... Буденный и Ворошилов активно противодействовали "танковой" политике Тухачевского, вот и пришлось... "взаимодействовать"...
  7. vezunchik 8 февраля 2014 18:39
    что ни говори, а основной - это человеческий фактор. Какая бы великолепная техника не была, в руках трусов она теряет свое преимущество!
  8. Дюк 8 февраля 2014 19:01
    Лёгкий танк Т-60
    Боевая масса, т 5,8—6,4
    Экипаж, чел. 2
    История
    Количество выпущенных, шт. 5920
    Размеры
    Длина корпуса, мм 4100
    Ширина корпуса, мм 2392
    Высота, мм 1750
    Клиренс, мм 300
    Бронирование
    Тип брони гомогенная катаная высокой твёрдости
    Лоб корпуса (верх), мм/град. 15/70°[1] и 35/16°
    Лоб корпуса (середина), мм/град. 35/−28°
    Лоб корпуса (низ), мм/град. 30/−76°
    Борт корпуса, мм/град. 15/0°
    Корма корпуса (верх), мм/град. 10/76°
    Корма корпуса (низ), мм/град. 25/−14°
    Днище, мм 10
    Крыша корпуса, мм 13
    Маска орудия, мм/град. 20
    Борт башни, мм/град. 25—35/25°
    Крыша башни, мм 10
    Вооружение
    Калибр и марка пушки 20-мм ТНШ
    Длина ствола, калибров 82,4
    Боекомплект пушки 750
    Углы ВН, град. −7…+25°
    Углы ГН, град. 360°
    Прицелы ТМФП-1, механический
    Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
    Подвижность
    Тип двигателя
    [показать]ГАЗ-202
    Мощность двигателя, л. с. 70
    Скорость по шоссе, км/ч 42
    Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
    Запас хода по шоссе, км 410—450
    Удельная мощность, л. с./т 10,7—12,0
    Тип подвески торсионная индивидуальная
    Удельное давление на грунт, кг/см² 0,53—0,63
    Преодолеваемый подъём, град. 34°
    Преодолеваемая стенка, м 0,6
    Преодолеваемый ров, м 1,7
    Преодолеваемый брод, м 0,9
  9. лёшка 8 февраля 2014 19:17
    лёгкие танки всёравно помогли нам
    лёшка
    1. Firstvanguard 9 февраля 2014 15:09
      Легкие танки, сделали очень много, а не просто помогли. Просто в пылу баталий мира танков, сравнения лобовой брони и калибра орудий, трудно и некогда поинтересоваться историей, мемуарами и т.д. А там много открытий, для кого-то будет откровением что приличное количество танкистов изрядно повоевав в танковых дуэлях не участвовали...
      Зато уничтожили огромное количество пехоты, орудий и машин. Так же некоторым трудно понять что ворвавшийся за линию обороны легкий танк прекрасно наматывает на гусеницы простых бойцов и расстреливает легкую технику, так как очень подвижен и скорострелен.
      Когда танк прекратил огонь и остановился, перед ним с поднятыми руками замерли 27 насмерть перепуганных немцев — все, что осталось от батальона.

      Окажись такие "специалисты" на месте этих "гансов" наверно мнение о легких танках у них кардинально бы изменилось wassat
  10. Bongo 9 февраля 2014 01:41
    Статья, не плохая но фотографии идут не по порядку, а некоторые вообще "не в тему".
  11. DS22 9 февраля 2014 04:59
    Статья о достойном, выдающимся человеке, а то, что фото не совсем к месту - мелочь, на которую не стоит обращать внимания! Мы обязаны помнить таких людей и брать с них пример. Автору - огромное спасибо за статью!
  12. Zomanus 9 февраля 2014 05:11
    Да, интересная статья. Самый большой урон нанесли нам репрессии и чистки предвоенных годов. А потом уже пришлось выкручиваться тем, что есть. И да, главная сила в людях. При нынешнем поколении Гитлер спокойно дошел бы до Владивостока...
    1. Nikoha.2010 9 февраля 2014 08:35
      Цитата: Zomanus
      При нынешнем поколении Гитлер спокойно дошел бы до Владивостока...

      Да хренас два! Не путайте, по крайней мере я за своего сына отвечу! Как меня воспитали, у меня прапрадед, прадед, дед воевал, отец служил и я продолжал династию... Молодое поколение, воспитанное нами никогда не подведёт! hi (Ваш минус в 0 перевожу)На фоне всякого дерьма, есть молодое поколение, которое защитит Родину, главное как вы воспитаете это поколение. Когда я получил лейтенанта, отец сказал-сын я горжусь тобой, для меня ЭТО самое главное и своих детей я воспитаю по этим не писанным законам! Честь имею!
      1. Vladimir73 13 февраля 2014 01:07
        Только в те времена людей воспитывало и государство, а не только семья. А сейчас такое впечатление, что ребенка воспитываешь вопреки тому, чему учат с экранов телевизоров, в школе...
    2. Bosk 9 февраля 2014 10:43
      Конфликты последних лет показали что и в наше время наши ребята могут дать супостату по "сосалу"...правда при условии если наши долбанные политики не вмешаются,а это они к сожалению делать любят...
  13. Nikoha.2010 9 февраля 2014 08:24
    Всем здравия желаю! Меня заинтересовала статья с первой фотографией СУ-76, и возник вопрос? При чем здесь СУ-76, а вот так по проще:
    В 1941—1943 годах в должности заместителя главного конструктора Горьковского автозавода по спецпроизводству,Астров Н.А. руководил созданием лёгких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), самоходной установки СУ-76М (на базе танка Т-70) и ряда других опытных образцов танков и САУ. С 1943 года работал на Мытищинском машиностроительном заводе (до 1948 — завод № 40). Важным техническим достижением в то время явилось широкое использование автомобильных агрегатов, а также применение спаренной установки серийных двигателей для увеличения мощности силовой установки танков и САУ.
    И в добавок, чтобы не возникали вопросы читайте по подробнее:
    В 1985 году в должности главного конструктора ММЗ возглавлял разработку авиадесантных самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, самоходной установки ЗСУ-23-4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», артиллерийского тягача АТП, шасси под зенитные ракетные комплексы «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска». Всего им создано двадцать шесть типов боевых машин пяти семейств.
    Ссылка:ru.wikipedia.org›Астров, Николай Александрович
    Спасибо за статью+! soldier
  14. Комментарий был удален.
  15. Ajsberg 9 февраля 2014 12:47
    Довольно подробная статья, спасибо)
    Ajsberg
  16. svp67 9 февраля 2014 13:40
    Немцы тоже оценили Астровские изделия...


    Трофейный советский легкий танк Т-70 со снятой башней, используемый немецкими войсками в качестве тягача захваченной 76,2-мм дивизионной пушки ЗиС-3.
  17. svp67 9 февраля 2014 21:30
    И стоит пожалеть, что не получило развитие эта вот модификация Т60
    Опытный образец зенитного танка Т-60(3), вооруженный спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК перед испытаниями. Т-60(З) — проект зенитного танка КБ завода № 37 под руководством Н. А. Попова.
    От серийного Т-60 эта машина оснащалась переделанной башней, куда устанавливались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета ДШК с магазинным питанием на 30 патронов и углом возвышения до +85°. Испытания начались 5 декабря 1942 года, однако зенитный танк Т-60(3) был сразу снят с испытаний из-за вышедшего из строя двигателя ЗиС-16, нового двигателя для замены не оказалось. Кроме того, теснота в башне не позволяла вести огонь по наземным целям.
    Изготовлен всего один экземпляр.
  18. Ulairy 9 февраля 2014 22:03
    Статья коротковата до лаконичности. Про Астрова и его "танкетки" можно много еще рассказать, ведь первыми т.н. легкими танками были в 1931 г. танки "Шато-Рено" с французскими движками. И не только потому что "Сталин посмотрел и... промолчал" он продолжал конструкторскую работу. Но хорошо, что историю таких людей помнят, это важно!
    (а фотки и правда не по теме, гы)
  19. эгссп 9 февраля 2014 22:06
    у людей цель была в жизни, они знали чего они хотят, совесть присутствовала. поэтому за 2 недели и создали танк. Для посетителей сайта, которые не были хотя-бы пионерами объясняю: бабло, тачка и айфон - это Не ЦЕЛЬ Жизни, вас перекодировали в 90-х америкосы с помощью алкаша ельцина(намеренно с маленькой буквы) и его команды("семьи").
  20. пенсионер 10 февраля 2014 20:49
    Су - 76 - один из самых удачных образцов бронетехники 2МВ. И это не моё мнение (дилетант - fool , к сожалению...). М. Свирин, приятель мой -конструктор бронетехники...И самое главное-Л. Горлицкий. Он очень высоко ценил Су - 76 и очень уважительно отзывался о её конструкторах...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня