«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу

В годы Великой Отечественной войны в Наркомат обороны регулярно поступали письма с техническими предложениями за авторством инициативных граждан. Специалисты и простые люди, желавшие помочь своей армии, предлагали различные оригинальные идеи и проекты вооружения и военной техники. Большая часть подобных писем после недолгого анализа отправлялась в архив, поскольку предложенные идеи не имели никакой практической ценности. Однако некоторые предложения представляли определенный интерес с технической точки зрения. Одним из таких предложений был эскизный проект легкого танка МТ-25, появившийся в самом начале 1943 года.

В начале февраля 43-го сотрудники челябинского завода №200 Ф.Ф. Городков и А.И. Стародубцев отправили И.С. Сталину письмо с пояснительной запиской и комплектом чертежей по проекту МТ-25. Желая помочь Красной Армии, Городков и Стародубцев выполнили эскизный проект перспективной боевой машины. При определении облика легкого танка МТ-25 авторы проекта преследовали несколько целей. Они намеревались создать бронемашину с высокой скоростью движения, малой уязвимостью и большим радиусом действия. Кроме того, отдельным пунктом была отмечена «внезапность нападения на врага».

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу



Для выполнения всех этих требований Городков и Стародубцев решили применить оригинальную ходовую часть. Машина МТ-25 («Мототанк весом 25 тонн»), согласно проекту, могла бы перемещаться как на колесах, так и при помощи гусеничного движителя. Подобные идеи неоднократно предлагались и ранее, однако в проекте МТ-25 колесный движитель рассматривался в качестве основного. Кроме того, все опорные катки перспективного танка предлагалось делать ведущими.

Танк с оригинальной ходовой частью предлагалось строить по классической схеме. В передней части бронированного корпуса должно было располагаться рабочее место механика-водителя, в средней – боевое отделение с башней, а двигатель и трансмиссию предлагалось установить в корме. Корпус толщиной до 45 мм предлагалось сделать литым. При этом не исключалась возможность создания сварного корпуса с аналогичными показателями защиты. Интересным образом должна была выглядеть передняя часть корпуса. Для большего удобства размещения водителя и для обеспечения максимально возможного уровня защиты сравнительно узкая передняя часть корпуса не имела секций, помещенных над гусеницами/колесами.

Характерная форма литой башни танка МТ-25 говорит о ее «корнях». По-видимому, при проектировании этого агрегата инженеры Городков и Стародубцев отталкивались от существующих проектов танков. Эту особенность проекта можно объяснить тем фактом, что завод №200 в годы войны занимался производством танковых корпусов. Вероятно, именно поэтому авторы проекта МТ-25 решили не разрабатывать оригинальную башню, а адаптировать уже существующую.

Танк получался сравнительно компактным. Его длина не превышала 5,3 метра, ширина равнялась примерно 2,8 м, высота – 2,3 м. Достаточно толстая броня и тяжелые внутренние агрегаты сказались на боевой массе. Этот параметр должен был достигнуть 25 тонн. Таким образом, проект МТ-25 уже не в полной мере вписывался в требования, предъявлявшиеся в то время к легким танкам.

Как уже говорилось, главной особенностью проекта МТ-25, призванной обеспечить высокие характеристики, стала оригинальная ходовая часть. На каждом борту танка предлагалось устанавливать по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее и направляющие колеса отсутствовали, что было обусловлено основным режимом работы ходовой части. Согласно предложению Ф.Ф. Городкова и А.И. Стародубцева, «мототанк» МТ-25 большую часть времени должен был передвигаться при помощи колес. Трансмиссия машины была выполнена таким образом, что крутящий момент от двигателя передавался на все 12 опорных катков-колес. Для мягкости хода и уменьшения габаритов танка опорные катки разместили в шахматном порядке: три катка должны были располагаться ближе к корпусу, три – дальше от него. При необходимости такую ходовую часть можно было бы оснащать гусеницей, способной улучшить подвижность бронемашины на пересеченной местности.

Несмотря на сравнительную сложность, предложенная ходовая часть в теории позволяла избавить перспективную бронетехнику от одного из самых серьезных недостатков – потери подвижности при повреждении гусеницы. «Мототанк» МТ-25, имеющий комбинированную ходовую часть, в случае повреждения гусениц мог бы сбросить их и продолжать бой на колесах. Конечно, колесный движитель по проходимости не мог бы соперничать с гусеничным, однако в условиях боя лучше двигаться с малой скоростью, чем стоять на месте.

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу


В качестве силовой установки предлагалось использовать дизельный двигатель В-2К мощностью 550 л.с. Двигатель должен был располагаться в корме танка, возле кормового листа, а агрегаты трансмиссии предполагалось передвинуть к задней стенке боевого отделения. Подобная компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволяла упростить агрегаты трансмиссии, отвечающие за передачу крутящего момента на все 12 ведущих катков-колес. Агрегаты трансмиссии, сопряженные с двигателями, должны были приводить в движение набор шестерней бортовой передачи, расположенный у бортов корпуса. Внутри полого балансира подвески предполагалось устанавливать две шестерни, предназначенные для соединения вала от бортовой передачи и катка-колеса. Для компенсации нагрузок, возникающих при движении, эта пара шестерней должна была получить пружинные амортизаторы.

Оригинальная ходовая часть сулила танку МТ-25 высокие характеристики подвижности. По расчетам авторов проекта, «мототанк» на колесах мог бы развивать скорость до 100 км/ч. При этом рекомендованная скорость движения была более чем в два раза меньше. Запасов топлива должно было хватать на 400-450 километров пути.

Экипаж из трех или четырех человек должен был использовать 47-мм пушку и три пулемета винтовочного калибра. По какой причине Городков и Стародубцев решили использовать орудие столь необычного для отечественных танков калибра – неизвестно. Можно предположить, что выбор оружия был связан с балансом боевой массы танка и его огневой мощью. Однако истинные причины предложения о пушке калибра 47 мм остаются неизвестными. Слева от механика-водителя в передней части корпуса должен был располагаться стрелок-радист, в распоряжении которого имелся пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет этого же типа предполагалось устанавливать в спарке с пушкой, а третий – в шаровой установке на кормовом листе башни. Конструкция башни позволяет предполагать, что танк МТ-25 в будущем мог бы получить орудие большего калибра, например, 76 мм.

При всех своих преимуществах проект МТ-25 имел несколько серьезных недостатков, которые определили его дальнейшую судьбу. В первую очередь необходимо отметить сложность ходовой части и трансмиссии. Несмотря на кажущиеся преимущества, оригинальная полноприводная трансмиссия получилась слишком сложной для массового производства. Кроме того, двенадцать ведущих катков-колес усложнили бы ремонт машины в условиях полевых мастерских. Малая длина балансиров торсионной подвески ограничивала вертикальный ход катков, что на практике никак не способствовало повышению мягкости хода по пересеченной местности. Начало серийного строительства танков МТ-25 повлекло бы за собой большие расходы резины, нужной для изготовления бандажей опорных катков. Наконец, отсутствие высокорасположенного направляющего колеса лишало танк возможности взбираться на вертикальные стенки даже небольшой высоты.

По результатам анализа предложенного проекта «мототанка» МТ-25 специалисты Главного бронетанкового управления Красной Армии вынесли свой вердикт. Проект МТ-25 представлял определенный интерес, однако не рекомендовался к дальнейшей разработке. Совокупность ожидаемых характеристик, сложности конструкции и предполагаемых боевых перспектив была не в пользу нового проекта. Присланные в Москву документы отправились в архив и пролежали невостребованными несколько десятилетий. Лишь несколько лет назад интересный проект колесно-гусеничного «мототанка» привлек внимание авторов известной компьютерной игры, благодаря чему о нем смогла узнать широкая общественность.

«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу
«Мототанк» МТ-25: проект бронемашины на колесно-гусеничном ходу


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://yuripasholok.livejournal.com/
http://wiki.worldoftanks.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: http://blogtanker.ru/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Siberia 9444 6 февраля 2014 07:00
    Жуткая трансмиссия.Но не ошибается тот кто ни чего неделает! laughing
    1. Корсар 6 февраля 2014 10:40
      Цитата: Siberia 9444
      Жуткая трансмиссия.Но не ошибается тот кто ни чего неделает!

      А вот форма корпуса,как мне кажется,довольно продумана...
    2. Умник 7 февраля 2014 08:08
      А еще моя начальница- ТУПАЯ блондинка, никогда не ошибается))))))
  2. ramsi 6 февраля 2014 09:19
    ошибкой было делать все колёса ведущими для колёсного хода, если в комплекте был гусеничный
    ramsi
    1. the47th 6 февраля 2014 19:52
      Это уже было у танков серии БТ, так что идея не нова и работала в 30-х неплохо.
      1. Максимов 20 июля 2015 09:39
        У БТ были все колеса ведущие? Нет. Именно это было фишкой МТ-25, а не колесно-гусеничный движитель. Идея была нова и сложна, поэтому от танка отказались.
    2. Максимов 20 июля 2015 09:42
      Но Вы же читали - авторы планировали использовать колеса не только на марше, но и в бою при сбитой гусенице. А при одной ведуей паре колес танк на пересеченке всё равно будет практически неподвижен - слишком мала проходимость.
  3. Mikhado 6 февраля 2014 10:32
    Сумрачный гений, оказывается, был не только тевтонский... И огромное ''спасибо'' разрабам ВОТ, что заменили когда-то любимый ''полста-два'' на это угребищще. Хорошо, что я играть давно бросил.
  4. RBLip 6 февраля 2014 11:42
    мототанк... велотанк... надо было фрицам подкинуть чертежи, в виде перспективного оружия, дополнить лазером - шмазером, размеры и вес увеличив раза в три. вот немчура помучилась бы, эти "изобретения" осваивая.
  5. Мак 6 февраля 2014 12:14
    зря вы так, люди небось по ночам проект делали, только бы стране помочь, армии
    а сейчас на такое способны?
    1. пенсионер 6 февраля 2014 18:15
      Цитата: Мак
      зря вы так, люди небось по ночам проект делали, только бы стране помочь, армии

      Точно! Я тоже сразу подумал о том, что инженерам -конструкторам во время войны было, чем заниматься на заводе...Думаю, что времени на отдых у них было в обрез...Да с питанием на заводах инженеров подрезали...Старались больше цеховых подкормить. По рассказам ветеранов (например завода, на котором я поработал) только к концу 43-к началу 44-го стало с питанием более или менее нормально...
  6. parus2nik 6 февраля 2014 13:05
    Идея интересная..
    parus2nik
  7. МВВ 6 февраля 2014 17:45
    У меня такой есть в ангаре
    МВВ
  8. P12P 6 февраля 2014 23:31
    сейчас в World of Tanks его и не встретишь, проходной танк, не более
  9. Старый совок 7 февраля 2014 01:33
    Комбинированная ходовая на танках тех лет была по очень простой причине, ресурс гусениц в те времена был не высоким. Поэтому марш на колесах, бой на гусеницах. Просмотрите танки других стран и найдете массу подобных машин. Тенденция однако.
    Старый совок
    1. Максимов 20 июля 2015 09:45
      Так, ещё раз - у кучи машин были гусенично-колесные движки (авторы танка наверняка об этом знали), но у МТ-25 планировалось делать все колеса ведущими - в этом его изюминка.
  10. User_internet 7 февраля 2014 06:20
    Но не ошибается тот кто ни чего неделает!

    это будет самая большая ошибка.
  11. Doznanied 7 февраля 2014 09:30
    Правильно говорят «Всё гениальное – просто». Чем проще трансмиссия, тем надежнее.
  12. Алексей М 11 февраля 2014 17:12
    В World of Tanks он тоже не больно прижился хотя т-50-2 сильно глумился над соперниками.
    1. Максимов 20 июля 2015 09:44
      В World of Tanks у него нет никаких преимуществ от колесного движителя - при сбитой гусенице стоит, как и все танки. Жаль, что разработчики не учитывают такие изюминки танков.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня