Military Review

Napoleon's Six Day War: The Battle of Shampober

13
10 February 1814, the battle of Shampober occurred. This was the first battle of the so-called. “Napoleon’s Six Day War”, when the French emperor defeated the Allied forces in four battles and took the strategic initiative into his own hands. The French emperor took advantage of the scattered position of the corps of the Allied Army, which was moving to Paris, and, under the town of Shampober, defeated Olsufyev’s 9 Infantry Corps from Blucher’s army.


prehistory

21 January (2 February) 1814, after winning the battle of La Rothiere (The Battle of La Rothiere), a military council was held, at which the allies decided to continue the offensive on the French capital. In this case, it was decided to continue to move two separate armies. Schwarzenberg and Blucher did not want to obey each other. Moreover, it was easier for the troops to "feed" from the ground. At that time, most of the food was requisitioned from the local population. The main army under the command of Austrian Field Marshal Schwarzenberg was to move along the Seine Valley. Russian-Prussian corps attacked Paris north through the valley of the River Marne.

Due to the slowness of the Main Army under Schwarzenberg (the Austrians had their plans and did not want the complete defeat of Napoleon), the French army was able to recover from the defeat at La Rothiere. Until February 6, Napoleon’s army quietly restored forces from Troyes, received reinforcements. Then the French moved to Nogent. 40-thousand The army under the command of the marshals of Victor and Udino was left a barrier against Schwarzenberg's army.

At that time, Schwarzenberg made no headway, made extra, not quite understandable maneuvers; as a result, the Main Army advanced extremely slowly. Blyukher, eager to occupy Paris and repay the French for the occupation of Berlin, rushed forward. Russian-Prussian troops pursued MacDonald's weak corps, planning to cut it off from Napoleon’s main forces. The army of Blucher pushed McDonald's forces. But in the process of movement of its body were scattered at a considerable distance. Moreover, because of the lack of cavalry, the headquarters of Blucher did not know about the movements of Napoleon's troops. There was a gap between the main army of Schwarzenzeng located at Troy and the army of Blucher.

Napoleon decided to strike at the smaller army of Blucher. Her corps were distant from each other. In addition, the army of Blucher came closest to Paris: it was about 100 km to the French capital. French troops made January 28 (February 9) from Nogent. On the morning of February 10, Napoleon's army united with the body of Marmont, and on the march crossed the Saint-Gondi swamps, and went out to Shampober. French troops were between the corps of the army Blucher. Napoleon hoped to crush the body of Osten-Sacken. However, the troops of Saken 9 February came from Monmiril and were already at Laferte-soo-Joir. In the district of Shampober there was only a small corps of Zakhar Dmitrievich Olsufyev.

Napoleon's Six Day War: The Battle of Shampober

Zakhar Dmitrievich Olsufiev (1772 — 1835).

Forces of the parties and the location of troops

The 9 th infantry corps of Lieutenant General Olsufyev was greatly weakened by previous marches and battles, it included only about 3,7 thousand soldiers with 24 guns. Thus, the 9 Infantry Corps was corps only in name. He was weaker than even a fully equipped division. Olsufyev had absolutely no cavalry. The headquarters of the army Blucher located in Berger near Verteu. Here, the Prussian warlord was waiting for the approach from the Rhine of the Prussian corps of Kleist and the Russian 10 Infantry Corps of Kaptsevich. The beginning of their approach was expected from February 10. However, due to bad roads, the spring thaw began, and the forces of Kleist and Kaptsevich were late.

Prussian 18-th. Corps under the command of General York, he directly pursued the troops of MacDonald, reached the Marne and stood at Chateau-Thierry. Russian 14-thousand The body of Osten-Sacken advanced furthest to the west and was located near Lafert (about 75 km from Paris).

Napoleon Bonaparte's army consisted of 30 thousand men (20 thousand infantry and 10 thousand cavalry) and 120 guns. It consisted of: 2 divisions of the Old Guard under the command of Mortier (8 thousand soldiers); 2 divisions of the Young Guard Nei (6 thousand people); Mamon Corps (6 thousand people); Guards cavalry of Pear (6 thsd. people), 1 th cavalry corps (2 thsd.) and cavalry Defrance (2 thsd.).

January 28 (February 9) the French occupied Cezanne. The Cossacks of Karpov, who were stationed at Cezanne, retreated to Monmirale, joining the forces of Saken. The general considered that this is a small French detachment. In addition, Saken believed that the troops were protected from this direction by the obstruction of the marshy valley of the Peti-Morin River.

Marmont with the Lagrange division and cavalry Doumerka still 8 February occupied the bridge at Saint-Prix. However, the whole army was in Cezanne and Marmont, seeing the inconvenience of the road to Shampober and fearing there to face superior enemy forces, stepped back. The road from Cezanne to Monmirale was even worse than to Shampober, so Marmon suggested that Napoleon go to Lafert to connect with Macdonald. However, Napoleon, having learned from the report of Marmont that you can go to Shampober, decided to move the whole army there. People and horses were gathered from the area to help the army move through the swamps between Cezanne and Saint-Prix.

Olsufyev received from the forward posts a message about the appearance of a strong enemy convoy on the Cezanne road. However, Marmont’s troops retreated, so the appearance of the French did not alarm Olsufyev. On the river did not even destroy the bridge at Saint-Prix.

At dawn, the French troops moved from Cezanne to Saint-Prix. Marmon was at the forefront with the 1 Cavalry and 6 Infantry Corps. The rest of the troops followed them. The march through the marshes was heavy, but the peasants and their horses helped out the army.


"Six Day War" by Napoleon. Day One, February 10 1814. Map source: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Napoleon's Six Day War

Battle

On the morning of February 10, Olsufiev received news of the appearance of significant enemy forces from the south along the road from Cezanne. The corps commander sent General Udom with the Chasseurs regiments and 6 guns to occupy the village of Bayeux in front of Shampober to counteract the enemy, whose numbers and intentions were unknown.

In 9 hours, the advanced forces of the French army attacked Udom and constantly increased the pressure. The first attacks of the French were repulsed. Olsufyev was forced to enter into battle all the forces at his disposal in order to withstand the onslaught of the enemy. Russian troops were located between the villages of Bayeux and Banne. Around noon, the French emperor himself arrived on the battlefield with a guard. The French attacks resumed with a vengeance, and soon the village of Bayeux was in the hands of the enemy. Then the French captured and Banne.

Napoleon, having met stubborn resistance of insignificant Russian troops, decided that these were advanced forces of a more powerful force. Therefore, instead of a strong frontal attack, which would have led to the rapid defeat of the Olsufyev's corps, he made roundabout maneuvers with the aim of cutting off the likely paths of retreat of enemy troops eastward to Etozhu and westward to Monmiraly. Slush slowed down the movement of French troops.

Olsufyev did not have cavalry, but nevertheless it was clear that soon the French would simply bypass the Russian flanks and the corps would be surrounded. Olsufiev gathered a military meeting. All the commanders spoke in favor of withdrawing to Etozh and further to Werth, to the headquarters of Blucher, where the corps of Kleist and Kaptsevich were supposed to be. However, Olsufiev had the order of the commander, according to which he was to defend Shampober to the last as a settlement that connected Blucher’s headquarters with the rest of the army. In addition, Olsufiev was hoping for help from Blucher. Therefore, Olsufiev decided to fight back further.

Having lost Baye and Banne, the Russian troops retreated to Shampober. Noticing the movement of the enemy’s forces across the road leading to Etozh, Olsufyev led most of the troops to the highway. The brigade of Major General Poltoratsky (Nasheburgsky and Absheron regiments with 9 guns) received an order to the last to stay in Shampober. The French, exaggerating the forces of Poltoratsky, put up large batteries and opened heavy fire on the village. The soldiers of Poltoratsky repulsed several cavalry attacks. But when it began to get dark, they ran out of ammunition. Russian soldiers were forced to fight back with bayonets. Poltoratsky, cut off from the rest of the corps, built the remaining soldiers in the square and began to retreat into the forest, located two versts from the village.

The French twice offered the Russians to surrender, but were refused. Then they put forward horse guns and began to shoot the vehicle. In addition, the enemy prevented the Russians, and the forest was occupied by arrows, which opened heavy fire on the square. Simultaneously, the attack resumed the French cavalry. Surrounded on all sides, showered with grapeshot and a hail of bullets, repulsing cavalry attacks, Poltoratsky's troops were partially destroyed, partially captured, some of the soldiers were able to get through to their own. French guns seized. Poltoratsky was wounded and captured.


Konstantin Markovich Poltoratsky (1782 — 1858).

Olsufyev at that time tried to retreat to Etozh, but the road was cut, so the Russian troops moved along the road on Epernay to make their way to Lakor and make a detour to Monmirah. There Olsufiev hoped to connect with the body of Osten-Sacken. However, during the movement, the Russian troops were attacked by the division of Ricard and Dumerian cuirassiers. Having spent all the bullets and fighting off their bayonets, Olsufyev’s troops were completely upset. Olsufiev himself in the confusion of a bayonet battle was wounded and captured.

The command was assumed by the intrepid commander of the 15 division, Major General Pyotr Yakovlevich Kornilov. Together with General Udom he decided to fight to the last drop of blood and not to surrender. Collecting the remains of the corps in a fist, Kornilov and Udom bayonets made their way to their own. Kornilov brought about 1700 people, along with the wounded. The corps kept the remaining guns and all the banners.


Jean Antoine Simeon Fort. Battle at Shampober 29 January (February 10) 1814

Results

Russian troops lost about 2 thousand people killed and captured. 9 guns from 24 were lost. Wounded generals Olsufiev and Poltoratsky were taken prisoner. The French lost about 600 people.

Russian troops retained their honor and glory, in this battle they once again made an immortal feat, fighting a small detachment with the whole army of the enemy, which was led by Napoleon himself. The French emperor invited Olsufyev to his office, but since he spoke little French, they brought Poltoratsky. When he announced the number of Russian troops, Napoleon at first did not believe: “Nonsense! Can not be! There were at least 18 thousand people in your corps. ” Poltoratsky replied that the honor of a Russian officer does not allow him to lie, his words are true. They can be confirmed by other prisoners. Napoleon said: “If this is true, then, to be honest, some Russians know how to fight so hard. I would say that you were at least 18 thousand people. "

February 11 Napoleon, leaving the body of Marmont as a barrier against Blucher, moved to Monmiraly. He was going to attack the body of Osten-Sacken, who at that time moved to the aid of Olsufiev.


Petr Yakovlevich Kornilov (1770 — 1828).
Author:
Articles from this series:
Napoleon's Six Day War: The Battle of Shampober
Napoleon's Six Day War: The Battle of Monmirale
Napoleon's Six Day War: The Battle of Chateau-Thierry
Napoleon's Six Day War: The Battle of Voshan
Napoleon's offensive against the main allied army. Fighting near Morman and Villeneuve
Napoleon's offensive against the main allied army. Part of 2. Battle of Montro
Battle of Bar-sur-Aube
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimirets
    Vladimirets 10 February 2014 08: 35
    +8
    “If this is true, then, in honor, some Russians know how to fight so cruelly. I would lay my head on that there were at least 18 thousand of you ”

    This had to be learned back in 1812.
  2. Arbatov
    Arbatov 10 February 2014 08: 43
    +12
    The conclusion is banal - not a fig to hope for allies. Throughout history, no matter which ally of Russia you take, he turns into a prostitute. But the Austrians had a little earlier and managed to spoil Suvorov.
    In general, the article is interesting, since the war with Napoleon after 1812 is somehow not very widely known. Maybe just because of such incomprehensible "trampling" of the troops on the spot, it didn't hurt that you wanted to officially cover them?
    1. Drummer
      Drummer 10 February 2014 21: 44
      0
      Quote: Arbatov
      Throughout history, no matter which ally of Russia you take, he turns into a prostitute. But the Austrians had a little earlier and managed to spoil Suvorov.

      There is another tradition - blame all the failures on the allies. Here, Blucher lost four battles in six days, and the Austrians are to blame.
  3. parus2nik
    parus2nik 10 February 2014 11: 00
    +6
    M.I. Kutuzov was against a foreign campaign, but Alexander I wanted to become the liberator of Europe ..
    1. Prometey
      Prometey 10 February 2014 12: 16
      +4
      Quote: parus2nik
      M.I. Kutuzov was against a foreign campaign, but Alexander I wanted to become the liberator of Europe ..

      And each of them was right in his own way.
      1. The comment was deleted.
      2. siberalt
        siberalt 10 February 2014 20: 10
        +3
        Was Kutuzov right not wanting to pursue Napoleon? It does not give in to any logic. Give Moscow to plunder, allow the loot to be taken out (there is an incomplete list of looted gold, jewelry, etc., which cannot but impress) and this is the end of the war? But what about indemnities?
        Is Alexander right, who is not only demanding compensation from France for the damage caused by the war, but also launched the construction of bridges, temples and monuments there at the expense of the Russian treasury! What kind of carriage spilled so much Russian blood? To the fun of the European monarchs?
  4. Prometey
    Prometey 10 February 2014 12: 16
    +3
    Quote: Arbatov
    But the Austrians had a little earlier and managed to spoil Suvorov.

    They refused to go with him to Switzerland. And so Suvorov highly appreciated the help of the Austrians since the time of the Russian-Turkish war of 1787-1791. And at the battle of Novi, the Austrians made a great contribution to the victory over the French.
  5. Standard Oil
    Standard Oil 10 February 2014 13: 21
    +1
    But the question is, why was this feat accomplished? I just can't understand Alexander I, why didn't I listen to the wise old man and flop to Europe? What did Russia gain after the victory over Napoleon? The level of CSV of Alexander and the violent Poles from the Duchy of Warsaw increased. Who would doubt the heroism of the Russian soldiers, but was it worth risking the priceless lives of the Russian people for the sake of nothing and the interests of Great Britain? something like "Napoleon is your problem, but I will go to your damned island. Hey, even if he goes to the bottom tomorrow." experienced.
    1. parus2nik
      parus2nik 10 February 2014 15: 04
      +3
      All of England’s love for Russia is implicated in Russian blood .. Emperor Paul I, his Russians were strangled .. but for English money ..
  6. xan
    xan 10 February 2014 14: 59
    +3
    Napoleon’s actions in 1814 are considered by some experts to be the crown of his military genius.
    Well, the fact that the Austrians were playing their game, so Alexander 1 outplayed them - Napoleon repudiated and took Paris.
    Olsufiev had to figure it out, not to rely on Blucher and make his legs, his fault. You can only rely on your own.
    1. Vladimirets
      Vladimirets 10 February 2014 15: 58
      +5
      Quote: xan
      Olsufiev had to figure it out, not to rely on Blucher and make his legs, his fault.

      Olsufiev was an officer.
      "Olsufiev had an order from the commander, according to which he had to defend Champobert to the last as a settlement linking Blucher's headquarters with the rest of the army."
  7. Evkur
    Evkur 11 February 2014 01: 06
    0
    This is the time of sincere real officers and soldiers !!!
  8. Ross
    Ross 11 February 2014 12: 21
    0
    Quote: Vladimirets
    “If this is true, then, in honor, some Russians know how to fight so cruelly. I would lay my head on that there were at least 18 thousand of you ”

    This had to be learned back in 1812.

    THESE WORDS SHOULD BE POSTED ON THE WHITE HOUSE so as not to be forgotten.

«Шестидневная война» Наполеона: сражение при Шампобере

10 февраля 1814 года произошло сражение Шампобере. Это была первая битва т. н. «шестидневной войны Наполеона», когда французский император в четырех сражениях нанёс поражения войскам союзников и перехватил стратегическую инициативу в свои руки. Французский император воспользовался разбросанным положением корпусов союзной армии, которая двигалась на Париж, и под местечком Шампобер разгромил 9-й пехотный корпус Олсуфьева из армии Блюхера.

Предыстория

21 января (2 февраля) 1814 года, после победы в сражении у Ла-Ротьера (Сражение при Ла-Ротьере), состоялся военный совет, на котором союзники решили продолжить наступление на французскую столицу. При этом было решено по-прежнему двигаться двумя отдельными армиями. Шварценберг и Блюхер не хотели подчиняться друг другу. К тому же так войскам было проще «кормиться» с местности. В то время большую часть продовольствия реквизировали у местного населения. Главная армия под командованием австрийского фельдмаршала Шварценберга должна была двигаться вдоль долины Сены. Русско-прусские корпуса наступала на Париж севернее через долину реки Марны.


Из-за медлительности Главной армии под началом Шварценберга (австрийцы имели свои планы и не хотели полного разгрома Наполеона), французская армия смогла прийти в себя после поражения у Ла-Ротьера. До 6 февраля армия Наполеона спокойно восстанавливала силы у Труа, получила подкрепления. Затем французы переместились к Ножану. 40-тыс. войско под началом маршалов Виктора и Удино было оставлено заслоном против армии Шварценберга.

Шварценберг в это время топтался на месте, совершал лишние, не вполне понятные маневры, в результате Главная армия продвигалась крайне медленно. Блюхер же, горя желанием занять Париж и отплатить французам за оккупацию Берлина, рвался вперёд. Русско-прусские войска преследовали слабый корпус Макдональда, планируя отрезать его от главных сил Наполеона. Армия Блюхера оттеснила силы Макдональда. Но в процессе движения её корпуса были разбросаны на значительном расстоянии. К тому же из-за недостатка кавалерии штаб Блюхера не знал о передвижениях войск Наполеона. Между расположенной у Труа Главной армией Шварценберга и армией Блюхера появился разрыв.

Наполеон решил ударить по более малочисленной армии Блюхера. Её корпуса были отдалены друг от друга. К тому же армия Блюхера ближе всех подошла к Парижу: до французской столицы ей оставалось около 100 км. Французские войска выступили 28 января (9 февраля) из Ножана. Утром 10 февраля армия Наполеона соединилась с корпусом Мармона, и в марше форсировав Сен-Гондские болота, и вышла к местечку Шампобер. Французские войска оказались между корпусами армии Блюхера. Наполеон рассчитывал разгромить корпус Остен-Сакена. Однако войска Сакена 9 февраля вышли из Монмираля и были уже у Лаферте-су-Жуар. В районе Шампобер был только малочисленный корпус Захара Дмитриевича Олсуфьева.

«Шестидневная война» Наполеона: сражение при Шампобере

Захар Дмитриевич Олсуфьев (1772—1835) .

Силы сторон и расположение войск

9-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Олсуфьева был сильно ослаблен предыдущими маршами и боями, в его составе было только около 3,7 тыс. солдат при 24 орудиях. Таким образом, 9-й пехотный корпус был корпусом только по названию. Он был слабее даже полностью укомплектованной дивизии. У Олсуфьева совершенно не было кавалерии. Штаб армии Блюхера располагался в Берже близ Вертю. Здесь прусский военачальник ждал подхода с Рейна прусского корпуса Клейста и русского 10-го пехотного корпуса Капцевича. Начало их подхода ожидалось с 10 февраля. Однако из-за плохих дорог началась весенняя распутица, войска Клейста и Капцевича запоздали.

Прусский 18-тыс. корпус под командованием генерала Йорка, он непосредственно преследовал войска Макдональда, дошёл до Марны и стоял у Шато-Тьери. Русский 14-тыс. корпус Остен-Сакена продвинулся дальше всех на запад и располагался возле Лаферте (около 75 км от Парижа).

Армия Наполеона Бонапарта состояла из 30 тыс. человек (20 тыс. пехоты и 10 тыс. кавалерии) и 120 орудий. В её состав входили: 2 дивизии Старой гвардии под командованием Мортье (8 тыс. солдат); 2 дивизии Молодой гвардии Нея (6 тыс. человек); корпус Мамона (6 тыс. человек); гвардейской кавалерии Груши (6 тыс. человек), 1-й кавалерийского корпуса (2 тыс.) и кавкорпуса Дефранса (2 тыс.).

28 января (9 февраля) французы заняли Сезанн. Казаки Карпова, которые стояли в Сезанне, отошли к Монмиралю, соединившись с войсками Сакена. Генерал посчитал, что это небольшой французский отряд. К тому Сакен считал, что войска защищены с этого направления непроходимостью болотистой долины реки Пети-Морен.

Мармон с дивизией Лагранжа и кавалерией Думерка ещё 8 февраля занял мост у Сен-При. Однако вся армия была в Сезанне и Мармон, видя неудобство дороги к Шампоберу и опасаясь там столкнуться с превосходящими силами противника, отступил назад. Дорога от Сезанна к Монмиралю была ещё хуже, чем к Шампоберу, поэтому Мармон предложил Наполеону идти к Лаферте, чтобы там соединиться с Макдональдом. Однако Наполеон, узнав из донесения Мармона, что пройти к Шампоберу можно, решил двинуть туда всю армию. Из окрестностей собрали людей, лошадей, для содействия движению армии через топи между Сезанном и Сен-При.

Олсуфьев получил от передовых постов сообщение о появлении сильной вражеской колонны на сезаннской дороге. Однако войска Мармона отступили назад, поэтому появление французов не встревожило Олсуфьева. На реке даже не уничтожили мост у Сен-При.

На рассвете французские войска двинулись из Сезанна в Сен-При. В авангарде шёл Мармон с 1-м кавалерийским и 6-м пехотным корпусами. За ними шли остальные войска. Марш через болота был тяжелым, но крестьяне и их лошади выручили армию.

«Шестидневная война» Наполеона: сражение при Шампобере

«Шестидневная война» Наполеона. День первый, 10 февраля 1814 года. Источник карты: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шестидневная война Наполеона

Сражение

Утром 10 февраля Олсуфьев получил известие о появлении значительных сил противника с юга по дороге из Сезанна. Командир корпуса направил генерала Удома с егерскими полками и 6 орудиями занять деревню Байе перед Шампобером для противодействия неприятелю, численность и намерения которого были неизвестными.

В 9 часов передовые силы французской армии атаковали Удома и постоянно усиливали давление. Первые атаки французов были отбиты. Олсуфьев был вынужден ввести в бой все имеющиеся у него силы, чтобы выдержать натиск врага. Русские войска были расположены между селениями Байе и Банне. Около полудня на поле боя прибыл сам французский император с гвардией. Французские атаки возобновились с удвоенной силой, и вскоре деревня Байе была в руках противника. Затем французы захватили и Банне.

Наполеон, встретив упорное сопротивление незначительных русских войск, посчитал, что это передовые силы более мощного соединения. Поэтому, вместо сильной лобовой атаки, которая бы привела к быстрому поражению корпуса Олсуфьева, предпринимал обходные маневры с целью перерезать вероятные пути отступления войск противника на восток к Этожу и на запад к Монмиралю. Распутица замедляла передвижения французских войск.

Кавалерии у Олсуфьева не было, но всё же было ясно, что вскоре французы просто обойдут русские фланги и корпус будет окружен. Олсуфьев собрал военное совещание. Все командиры высказались за отход на Этож и далее к Вертю, к штабу Блюхера, где должны были быть корпуса Клейста и Капцевича. Однако Олсуфьев имел приказ командующего, по которому он должен был защищать Шампобер до последнего как поселение, связывавшее штаб Блюхера с остальными частями армии. К тому же Олсуфьев надеялся на помощь со стороны Блюхера. Поэтому Олсуфьев решил отбиваться дальше.

Потеряв Байе и Банне, русские войска отошли к Шампоберу. Заметив движение войск противника наперерез дороге, ведущей на Этож, Олсуфьев повел к шоссе большую часть войск. Бригада генерал-майора Полторацкого (Нашебургский и Апшеронский полки с 9 орудиями) получила приказ до последнего держаться в Шампобере. Французы, преувеличивая силы Полторацкого, поставили большие батареи и открыли сильный огонь по селению. Солдаты Полторацкого отразили несколько кавалерийских атак. Но когда уже начало темнеть, у них закончились боеприпасы. Русские солдаты были вынуждены отбиваться штыками. Полторацкий, отрезанный от остальных сил корпуса, построил оставшихся солдат в каре и стал отходить в лес, расположенный в двух верстах от селения.

Французы дважды предлагали русским сдаться, но получили отказ. Тогда они выдвинули конные орудия и стали расстреливать каре. К тому же противник упредил русских, и лес заняли стрелки, которые открыли сильный огонь по каре. Одновременно атаки возобновила французская кавалерия. Окруженные со всех сторон, осыпаемый картечью и градом пуль, отражая конные атаки, войска Полторацкого были частично уничтожены, частично попали в плен, часть солдат смогла пробиться к своим. Орудия французы захватили. Полторацкий был ранен и попал в плен.

«Шестидневная война» Наполеона: сражение при Шампобере

Константин Маркович Полторацкий (1782—1858).

Олсуфьев в это время попытался отойти к Этожу, но дорогу перерезали, поэтому русские войска двинулись по дороге на Эперне, чтобы пробиться к Лакору и пробраться в обход к Монмиралю. Там Олсуфьев надеялся соединиться с корпусом Остен-Сакена. Однако во время движения русские войска были атакованы дивизией Рикара и кирасирами Думерка. Потратив все патроны и отбиваясь штыками, войска Олсуфьева были вконец расстроены. Сам Олсуфьев в суматохе штыкового боя был ранен и попал в плен.

Командование принял неустрашимый командир 15-й дивизии, генерал-майор Пётр Яковлевич Корнилов. Вместе с генералом Удомом он решил драться до последней капли крови и не сдаваться в плен. Собрав остатки корпуса в кулак, Корнилов и Удом штыками проложили себе дорогу к своим. Корнилов вывел около 1700 человек, вместе с ранеными. Корпус сохранил оставшиеся орудия и все знамена.

«Шестидневная война» Наполеона: сражение при Шампобере

Жан Антуан Симеон Форт. Сражение при Шампобере 29 января (10 февраля) 1814 г.

Итоги

Русские войска потеряли убитыми и пленными около 2 тыс. человек. Было потеряно 9 орудий из 24. В плен попали раненые генералы Олсуфьев и Полторацкий. Французы потеряли около 600 человек.

Русские войска сохранили свою честь и славу, в этом бою они в очередной раз совершили бессмертный подвиг, небольшим отрядом сражаясь с целой армией врага, которой руководил сам Наполеон. Французский император пригласил к себе Олсуфьева, но так как тот плохо говорил на французском языке, привели Полторацкого. Когда тот сообщил о числе русских войск, Наполеон сначала не поверил: «Вздор! Не может быть! В вашем корпусе было, по крайней мере, 18 тыс. человек». Полторацкий ответил, что честь русского офицера не позволяет ему лгать, его слова — чистая правда. Их могут подтвердить и другие пленные. Наполеон сказал: «Если это правда, то, по чести, одни русские умеют так жестоко драться. Я прозакладывал бы голову, что вас было по меньшей мере 18 тыс. человек».

11 февраля Наполеон, оставив корпус Мармона как заслон против Блюхера, двинулся к Монмиралю. Он собирался атаковать корпус Остен-Сакена, который в это время двинулся на помощь Олсуфьеву.

«Шестидневная война» Наполеона: сражение при Шампобере

Пётр Яковлевич Корнилов (1770—1828).

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. Владимирец 10 февраля 2014 08:35
    «Если это правда, то, по чести, одни русские умеют так жестоко драться. Я прозакладывал бы голову, что вас было по меньшей мере 18 тыс. человек»

    Это надо было усвоить ещё в 1812-м.
  2. Арбатов 10 февраля 2014 08:43
    Вывод банален - не фига надеяться на союзников. По всей истории, какого союзника России ни возьми, он оборачивается проституткой. А австрияки немногим ранее и Суворову погадить успели.
    А вообще статья интересная, поскольку о войне с Наполеоном после 1812 г. как-то не очень широко известно. Может, как раз по причине таких-вот непонятных "топтаний" войск на месте не больно то хотелось их официально освещать?
    1. Ударник 10 февраля 2014 21:44
      Цитата: Арбатов
      По всей истории, какого союзника России ни возьми, он оборачивается проституткой. А австрияки немногим ранее и Суворову погадить успели.

      Есть и другая традиция - все неудачи валить на союзников. Вот и тут, Блюхер за шесть дней проиграл четыре сражения, а виноваты австрийцы.
  3. parus2nik 10 февраля 2014 11:00
    М.И.Кутузов был против заграничного похода,но Александру I захотелось стать освободителем Европы..
    parus2nik
    1. Prometey 10 февраля 2014 12:16
      Цитата: parus2nik
      М.И.Кутузов был против заграничного похода,но Александру I захотелось стать освободителем Европы..

      И каждый из них по своему был прав.
      1. Комментарий был удален.
      2. сибиралт 10 февраля 2014 20:10
        Прав ли был Кутузов не желая преследовать Наполеона? Не поддаётся никакой логике. Отдать Москву на разграбление, позволить вывезти награбленное (есть неполный список награбленного золота, драгоценностей и др., который не может не впечатлить)и на этом конец войне? А как же контрибуции?
        Прав ли Александр, который не то что бы потребовать от Франции возмещения вреда, причиненного войной, так еще и развернул там строительство мостов, храмов и памятников за счёт российской же казны! За какие коврижки пролилось столько русской крови? На забаву европейским монархам?
  4. Prometey 10 февраля 2014 12:16
    Цитата: Арбатов
    А австрияки немногим ранее и Суворову погадить успели.

    Они отказались идти с ним в Швейцарию. А так Суворов вполне высоко оценивал помощь австрийцев еще со времен русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Да и в битве при Нови австрийцы внесли большой вклад в победе над французами.
  5. Standard Oil 10 февраля 2014 13:21
    Только вот вопрос,зачем был совершен этот подвиг?Никак не могу понять Александра I,почему не послушал мудрого старика и поперся в Европу?Что приобрела Россия после победы над Наполеоном?Повысился уровень ЧСВ Александра и буйных ляхов из Герцогства Варшавского.Кто бы сомневался в героизме русских солдат,но стоило ли рисковать бесценными жизнями русских людей ради ничего и интересов Великобритании?Как правильно ответил Кутузов представителю британского командования в русской ставке Вильсону,когда тот начал возмущаться по поводу "Вялости русской армии не предпринимающей действий для полного разгрома французов",что-то вроде "Наполеон-это ваша проблема,а мне на ваш проклятый остров по.уй,хоть пойди он завтра на дно".Вильсон заткнулся и начал катать на Кутузова "телеги" Александру.Никакой "любви" понятно этот англичанен к России не испытывал.
    1. parus2nik 10 февраля 2014 15:04
      Вся любовь Англии к России, на российской крови замешана..императора Павла I, свои русские и задушили..но за английские деньги..
      parus2nik
  6. xan 10 февраля 2014 14:59
    Действия Наполеона в 1814 году некоторыми экспертами считаются венцом его военного гения.
    Ну а то что австрийцы вели свою игру, так Александр 1 их переиграл - Наполеон отрекся и Париж взяли.
    Олсуфьеву надо было разобраться, не надеяться на Блюхера и ноги делать, его вина. Надеяться можно только на своих.
    xan
    1. Владимирец 10 февраля 2014 15:58
      Цитата: xan
      Олсуфьеву надо было разобраться, не надеяться на Блюхера и ноги делать, его вина.

      Олсуфьев был офицером.
      "Олсуфьев имел приказ командующего, по которому он должен был защищать Шампобер до последнего как поселение, связывавшее штаб Блюхера с остальными частями армии."
  7. Evkur 11 февраля 2014 01:06
    Это время искренних настоящих офицеров и солдат!!!
  8. Ross 11 февраля 2014 12:21
    Цитата: Владимирец
    «Если это правда, то, по чести, одни русские умеют так жестоко драться. Я прозакладывал бы голову, что вас было по меньшей мере 18 тыс. человек»

    Это надо было усвоить ещё в 1812-м.

    ЭТИ СЛОВА НУЖНО ВЫВЕСИТЬ НА БЕЛОМ ДОМЕ чтобы не забывали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня